Научная статья на тему 'Антропологическая направленность учителя'

Антропологическая направленность учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯМ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ / ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION / WORLDVIEW TEACHER / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FORTHE DEVELOPMENT OF ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION TEACHER / ANTHROPOLOGICAL CONSCIOUSNESS / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапонова Вера Михайловна

В статье исследуется проблематика необходимости внедрения в учебный педагогический процесс антропологического подхода, обеспечивающего качественно новый уровень обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапонова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION OF THE TEACHER

This article examines the problems of the need to introduce into the learning process of teaching anthropological approach that provides a new level of training.

Текст научной работы на тему «Антропологическая направленность учителя»



X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

94

ты, обнаруживающие данное качество, демон-стрируютхорошо развитое воображение как компилятивное, так и продуктивное.

Креативность проявляется в способности систематически и творчески применять информацию в учебной и профессиональной деятельности. Данное качество приводит к тому, что студенты ориентированы на самостоятельный поиск новых, нестандартных способов деятельности, стремление систематизировать информацию, оригинальность мышления. Перспективой дальнейших исследований является влияние информационной культуры на становление общей культуры педагога, обусловленность последней качественными характеристиками информационной культуры.

Благодаря этим качествам, в единстве теоретической и практической деятельности педагога, характеризуется не только успешная работа студентов в процессе обучения, а также формируется самостоятельность, ответствен-

ность, инициативное взаимодействие с миром, новые формы развития собственных способностей, что обеспечивает профессиональное становление будущего учителя в период обучения в вузе.

Примечания:

1. Брыкалова О.Г. Развитие базовой культуры студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода: монография / О.Г. Брыкалова. - Ставрополь: АГРУС, 2011.-136 с.

2. Федорова Л.Г. Личность и вызовы информационной эпохи // Становление информационного общества в России: философские политические и социокультурные проблемы: Тезисы международной научной конференции. - М.: Изд-во Москов. гос. пед. ин-та радиотехники, электроники и информатики, 2003. - Вып.3. - С.102-104.

3. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагоги-ка.-2010.- № 10.- С. 73-84.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 304.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia - 1999.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: Nota bene. - 2001. - 352 с.

ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION OF THE TEACHER

Gaponova Vera Mihaylovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article examines the problems of the need to introduce into the learning process of teaching anthropological approach that provides a new level of training.

Keywords: anthropological orientation; worldview teacher, pedagogical anthropology, anthropological consciousness, psycho-pedagogical conditions forthe development of anthropological orientation teacher.

УДК37.013 АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ

© Гапонова В.М., 2013 В статье исследуется проблематика необходимости внедрения в

учебный педагогический процесс антропологического подхода, обеспечивающего качественно новый уровень обучения.

Ключевые слова: антропологическая направленность; мировоззрение учителя; педагогическая антропология; антропологическое сознание; психолого-педагогические условиям развития антропологической направленности учителя.

ГАПОНОВА Вера Михайловна,

ст. преподаватель

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

В настоящее время существуют различные антропологические подходы, а также интуитивно сложившиеся педагогические практики. Однако антропологизации мировоззрения учителя как направлению научного поиска, определению условий развития антропологической направленности учителя, выявлению ее влияния на учеников и на самого педагога исследователями уделяется недостаточное внимание. В связи с этим антропологические подходы не всегда глубоко осмыслены педагогикой и психологией, соответствующих практик недостаточно, антропологическое сознание характерно далеко не для всех педагогов. Большой вклад в развитие антропологического подхода к воспитанию сделали А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, П.С. Гуревич, М.Г. Казакина, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов,

В. И. Максакова, Л.А. Степашина и др. Антропологический подход в воспитании разрабатывался и западными исследователями в различных направлениях: интегральное направление - Лидтке Г. Рот, А. Флит-нер; философское направление - О. Больнов.

Педагогическая антропология сегодня - это разветвленная система представлений о человеке, которая еще со времен И. Канта пони-

мается как необходимая научная база педагогической теории и практики. Длительная и сложная история обращения педагогики к антропологическому знанию привела к тому, что современная педагогическая антропология все больше утверждается как актуальное базовое знание педагога, ориентирующее специалиста на отношение к ребенку как к человеку, а не только как к участнику воспитательного процесса. Термин "педагогическая антропология" наличествует в различных человековедческих науках и является многозначным. Чаще всего под педагогической антропологией понимается целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся. Как отмечают исследователи (Б.М. Бим-Бад, А.П. Огурцов,

В. В. Платонов и др.), становление и развитие педагогической антропологии привели к возникновению особого стиля научного и практического мышления, специфического метода постижения реальности, который получил в конце 60-х - начале 70-х годов XX века название антропологического подхода - антропологизма.

Исследователи различают "классический антропологизм"XVIII-ХІХвв. и современный ан-тропологизмХХ-ХХІ вв. Первый был нацелен преимущественно на строго научное эмпирическое описание и формально-логическое определение природы человека как родового существа - результата закономерного антропосоциогенеза. Второй признает право на истинность в постижении социокультурных и социоприродных явлений не только за научно-рационалистическими методами познания, но и за вненаучным (художественно-образным, религиозно-мистическим, мифологическим, интуитивным) постижением действительности.

С одной стороны, существует объективная потребность в том , чтобы антропологическая направленность была характерна для большинства педагогов. С другой стороны, педагогическая наука недостаточно разработала эту категорию и не вполне осмыслила реальные проявления такой направленности. С одной стороны, антропологические идеи приобретают популярность в общественном сознании и педагогической среде. С другой стороны, лишь немногие педагоги в действительности обладают антропологической направленностью как личностным и профессиональным качеством.

Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью развития антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке. Антропологическая направленность учителя - специфическая иерархия мотивов и ценностей личности, включающая в себя уважение человеческого достоинства участников воспитательного процесса, оптимистическое отношение к ребенку и к смыслу своего труда. Антропологическая направлен-

ность учителя проявляется в субъектном отношении к участникам воспитательного процесса, в диалогичном стиле работы, открытости в общении, неподдельном интересе к судьбам воспитанников. Педагог, для которого характерна антропологическая направленность, осознанно стремится стать для своих учеников не просто источником знаний, а позитивной, уважаемой личностью. Учитель, обладающий антропологической направленностью, реализует в своей работе антропологический подход к воспитанию. Антропологический подход к воспитанию - это система научных представлений о человеке как особом психосоциокультурном феномене, а также способ анализа педагогических процессов, конкретных профессиональных действий с позиций представлений о природе человека, что предполагает соотнесение любого знания о воспитательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. Он опирается на антропологическую аксиоматику (представление о природе ребенка, о сущности развития человека, о культуре и воспитании) и реализуется с помощью ряда, технологий (индивидуальная и дифференцированная организация образования, сотрудничество, творческая деятельность учащихся, разновозрастное взаимодействие и др.). Содержательно антропологический подход к воспитанию - это интеграция концепции

К.Д. Ушинского, новейших психологических теорий (теория эмоционального интеллекта, теория ноосферогенеза и др.), современного естественнонаучного антропологического знания (современная психофизиология, экология и др.), аксеологической и культурологической информации, "педагогической антропологии", развивающейся в рамках философии, а также наиболее успешных педагогических практик. Развитие антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки возможно благодаря тому, что в учебные планы педагогических вузов включены дисциплины, дающие антропологические знания и знакомящие с педагогическими технологиями, адекватными антропологическому подходу к воспитанию, предусмотрены практики, позволяющие применить антропологическое знание и адекватные ему технологии в реальном педагогическом процессе, а также при наличии у преподавателей ряда личностных и профессиональных качеств. Антропологическая направленность учителя, реализуемая в антропологическом подходе к воспитанию, влияет на студентов, постольку поскольку благоприятствует развитию у них инициативности, творческос-ти, ответственности, эрудированности, активности, толерантности. В вузе, где педагоги обладают антропологической направленностью, воспитательный процесс имеет четко выраженный целостный, осмысленный, центрированный на развитии человека характер. Образовательное учреждение, в котором преподаватели об-

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

"ТА

щ

95

X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

96

ладают антропологической направленностью, становится психологически комфортным пространством, в котором у учащихся формируются и развиваются установки: на личностное и профессиональное развитие; самосовершенствование через активный диалог; творчество; уважение другого человека как личности и индивидуальности; сотрудничество.

Психолого-педагогическими условиями развития антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки являются следующие: соблюдение принципов модернизации современного педагогического образования (универсальность, ин-тегративность, целостность, компетентность, вариативность); внедрение в учебный процесс методов активного обучения антропологическому знанию; создание при активном участии учащихся таких материальной среды и духовной атмосферы образовательного учреждения, которые повседневно утверждают ценностное отношение кчеловеку/студенту, стимулируют студентов к овладению инновационными технологиями профессиональной деятельности, адекватными их природе, к творческому взаимодействию преподавателей и студентов, студентов между собой как участников образовательного процесса.

В структуре мотивов, которые характеризуют направленность учителя именно как антропологическую, преобладает стремление воспитывать и быть воспитуемым, обучать и быть обучающимся, в структуре ценностей у учителя с антропологической направленностью на первом месте стоит воспитание, которое воспринимается педагогом как процесс более широкий и более социально и личностно значимый, чем обучение. В качестве своих главных целей учитель с антропологической направленностью рассматривает познание человека, его природы, хода его развития, становление своей и детской индивидуальности, создание комфортной эмоциональной атмосферы в воспитательной организации.

Педагога, обладающего антропологической направленностью, отличает ряд значимыхдля его профессиональной деятельности качеств. Прежде всего, речь идет о том, что такой педагог - это целостная, творческая, ответственная личность, способная к адекватному самоанализу и самооценке, ориентированная на будущее, у него сформировано научное и социально-философское мировоззрение. Такой педагог обладает общей культурой, осознанием своей причастности к миру, к культуре народа, ценности, в соответствии с которыми он выполняет профессиональные и гражданские обязанности, соответствуют принципам антропологического подхода. Педагог с антропологической направленностью проявляет познавательную активность, эмпатию, способен мыслить диалектически, обнаруживать проти-

воречия в педагогических явлениях. Кроме того, его отличает установка на воспитание как на важнейшую составляющую образовательного процесса. Для такого педагога характерны методологическое единство педагогического сознания, не авторитарность, позитивное отношение к учащемуся, установка на неформальное, внеаудиторное общение с воспитанником, на организацию целостного воспитательного процесса. Такие педагоги осознанно стремятся стать для своих учеников не просто источником знаний, а позитивной, уважаемой личностью.

Антропологическая направленность учителя проявляется в уважении человеческого достоинства участников воспитательного процесса, оптимистическом отношении к студенту и смыслу своего труда. Она проявляется в диалогичном стиле работы, субъектном отношении к участникам воспитательного процесса, высокой профессиональной компетентности, открытости в общении, неподдельном интересе к судьбам воспитанников. Педагог, для которого характерна антропологическая направленность, осознанно стремится стать для своих учеников не просто источником знаний, а позитивной, уважаемой личностью. Это проявляется в его отношении к воспитательному процессу как к целостному педагогическому процессу, к воспитаннику как к личности, уважении достоинства всех участников воспитательного процесса, оптимистичном отношении к себе, воспитаннику и к своей деятельности.

Психолого-педагогическими условиями развития антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки являются внедрение в учебный процесс методов активного обучения антропологическому знанию, создание при активном участии учащихся такой материальной среды и духовной атмосферы образовательного учреждения, которая повседневно утверждает ценностное отношение кчеловеку/студенту, стимулирует студентов к овладению инновационными технологиями профессиональной деятельности, адекватными природе ребенка, к творческому взаимодействию преподавателей и студентов, студентов между собой как участников образовательного процесса, наличие у преподавателей ряда личностных и профессиональных качеств (определенная ангажированность своим предметом, априорное уважение студентов, заинтересованность в их успешном овладении предметом, ответственность за этот процесс, расположенность к углублению, обновлению сообщаемой студентам информации, поиску новых технологий преподавания своего предмета и др.).

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта //Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС; Военная академия им. Ф.Э.Дзержинского, 1995.

2. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология" К.Д. Ушинского и ее современное значение.// Сов. педагогика.- 1969.- № 2.

3. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУ. - Орен. 1998. Оренбургский обл. ин-т усовершенствования учителей. Ученые записки ООИУ. Т.З: Антропологические основания образования. - Оренбург, 1998

4. Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: материалы Межвуз. науч. конф., 28 мая 1998. - Оренбург : ООИУ, 1998.

5. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. - М.,1992.

6. Бим-Бад Б.М., Педагогическиетечения в началедвадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.- М.: УРАО, 1998.

7. Богуславский М.В. Аксиологические приоритеты культурно-антропологической парадигмы в отечественной педагогике первой трети XX века. Теоретические и прикладные проблемы педагоги-

ческой антропологии: материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 года, СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. - Ставрополь, 2006.

8. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001.

9. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.

10. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности. - Вопросы, психологии. - 1973. - № 5. - С. 18-29.

11. ИванчикТ.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Кострома, 1986. - С. 46-48.

12. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

13. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования: (История, теория, практика) / Л. К. Рахлевская; Том. гос. пед. ун-т, Том. гос. пед. колледж 1997: учеб. пособие. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 695 с.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ Он

LEARNING PROCESS OPTIMIZATION TOOLS DEVELOPMENT, CREATIVITY AND PROFESSIONAL \ FULFILLMENT STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS

Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical Science,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professor of RANS, Honored Artist of ChR E-mail: grig.26rus@gmail.com Belevtsova Alla Mihiylovna, Senior Professor

Chair of Theory and Methods of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article presents the design optimization of the learning process by means of the faculty of arts, creativity and professional fulfillment students.

y

Keywords: Faculty of Arts as a training center for music teachers and cultural workers; the level of 97 development of the spiritual; emotional and value the experience of previous generations; the new standards of undergraduate; professional competence; music art; music teacher; extracurricular creative work.

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ

В статье представлен проект оптимизации учебного процесса факультета искусств средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов.

Ключевые слова: факультет искусств как центр подготовки учителей музыки и работников культуры; уровень освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений; новые стандарты системы бакалавра; профессиональная компетентность; музыкальное искусство; учитель музыки; внеаудиторная творческая работа.

В современных условиях быстроизменяющегося мира, в условиях перестройки системы профессионального образования в России, одним из актуальных аспектов в науке и практике являются проблемы формирования духовно-нравственных ценностно-личностных ориентиров. В структуре профессионального педагогического образования особую остроту приобретают вопросы профессиональной подготовки кадров, способных на практике решать стоящие перед обществом задачи. Важнейшую роль в данном аспекте приобретает факультет искусств как центр подготовки учителей музыки и работников культуры. Как справедливо отмечают крупные ученые (Целковни-ков Б.М., Шиянов Е.Н. и др.) в решении проблемы гуманизации образования важен не только уровень общения между людьми, но и

УДК 37.013

© Григорьев А.Ф., 2013 © Белевцова А.М., 2013

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,

доктор культурологии, кандидат

педагогических наук, профессор РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.