Научная статья на тему 'Источники и пути эффективной реализации возможностей педагогических вузов в достижении нового качества подготовки будущего учителя для новой школы'

Источники и пути эффективной реализации возможностей педагогических вузов в достижении нового качества подготовки будущего учителя для новой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / PREPARATION OF FUTURE TEACHER / CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INFORMATION CULTURE / THE ANALYSIS OF INFORMATION CULTURE IN PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкалова Ольга Григорьевна

В статье освящаются современные проблемы подготовки учителей педагогических вузов на примере будущих учителей музыки, рассматриваются признаки информационной культуры студентов, а также новые образовательные стандарты культурно-просветительской деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брыкалова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND WAYS OF EFFECTIVE REALIZATION OF OPPORTUNITIES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN ACHIEVEMENT OF NEW QUALITY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHER FOR NEW SCHOOL

In article modern problems of preparation of teachers of pedagogical higher education institutions on the example of future music teachers are consecrated, signs of information culture of students, and also new educational standards of cultural and educational activity of the teacher are considered.

Текст научной работы на тему «Источники и пути эффективной реализации возможностей педагогических вузов в достижении нового качества подготовки будущего учителя для новой школы»



X

0 X Г □ I./т

о

о

п

о

92

SOURCES AND WAYS OF EFFECTIVE REALIZATION OF OPPORTUNITIES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN ACHIEVEMENT OF NEW QUALITY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHER FOR NEW SCHOOL

Brykalova Olga Grigoryevna, PhD of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: olgabrykalova@yandex.ru

In article modern problems of preparation of teachers of pedagogical higher education institutions on the example of future music teachers are consecrated, signs of information culture of students, and also new educational standards of cultural and educational activity of the teacher are considered. Keywords: preparation of future teacher; culture of students of pedagogical higher education institution; information culture; the analysis of information culture in preparation of future teachers.

УДК37.013 ИСТОЧНИКИ И ПУТИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ДОСТИЖЕНИИ НОВОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

© Брыкалова О.Г., 2013 В статье освящаются современные проблемы подготовки учите-

лей педагогических вузов на примере будущих учителей музыки, рассматриваются признаки информационной культуры студентов, а также новые образовательные стандарты культурно-просветительской деятельности педагога.

Ключевые слова: подготовка будущего учителя; культура студентов педагогического вуза; информационная культура; анализ информационной культуры в подготовке будущих учителей.

БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна,

кандидат

педагогических наук, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь olgabrykalova@yandex. ru

Современная социально-культурная ситуация, сложившаяся в российском обществе под влиянием глобального кризиса, характеризуется остротой политических, социально-экономических и духовнонравственных проблем, сменой общественных идеалов, деформацией системы ценностных ориентаций личности. Исходя из существующих реалий, общество предъявляет более высокие требования к институциональному образованию и, в частности, педагогическому. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что именно педагогическое образование является метаобразованием по отношению к образовательной сфере в целом; что только учитель может обеспечить качественно новый уровень массовых знаний и массового воспитания, необходимый для достижения прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, но при условии, что учитель будет уметь работать с процессами развития - человека, социума, собственной личности и деятельности.

Сегодня стало очевидным, что обществу нужен не столько учитель-предметник, сколько "человек культуры", способный воспитать человека культуры. От педагога требуется не только "знать и уметь", но быть личностью, проявляя себя в познании и объяснении явлений действительности, в этических нормах и при оценке собственных поступков, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, в правовых нормах, эстетических оценках, в разрешении собственных жизненных проблем и др. Учитель, отвечающий таким требованиям, - это, прежде всего, - носитель базовой культуры, обусловливающий как его личностное, так и профессиональное развитие. В этой связи обращение к проблеме развития информационной культуры студентов - будущих учителей - приобретает особую актуальность [1].

Входе модернизации системы образования сегодня особая роль отводится подготовке учителей для новой школы. Проблемы модернизации педагогического образования связаны с переходом на новые стандарты высшего педагогического образования, поиском но-

вых инструментов и технологий для подготовки будущего учителя музыки. Мощный стимул для развития творческого потенциала будущего учителя - это научно-исследовательская деятельность в рамках вуза. Это работа педагогов и студентов в проблемных группах, студенческих научных обществах, участие в выставках, студенческих конкурсах, фестивалях, получение различных грантов - городских и российских.

Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. Умение всесторонне работать с информацией. Это, в первую очередь, требует от студента гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение.

Современные психолого-педагогические исследования уделяют сегодня значительное внимание различным аспектам культуры педагога и студента педагогического вуза, что объясняется постоянно повышающимися требованиями к качеству педагогической деятельности. Анализ информационной культуры студентов педагогического вуза подразумевает, в первую очередь, интеллектуальные возможности студентов мотивационно-смысловые аспекты переработки информации.

Изучение вопроса информационной культуры студентов, получающих педагогическую специальность, проводились в двух направлениях: адекватное понимание учебного материала и индивидуальные стратегии усвоение научной, научно-популярной и другой информации будущими специалистами. Как показали исследования Л. Г. Федоровой, неадекватное, искаженное понимание учебного материала студентами, главным образом, обусловлено образовательными мотивами студентов, а именно внеучебной целевой детерминацией [2].

Адекватность понимания учебной информации изучалась на основе контроля восприятия, воспроизведения и интерпретации содержания общегуманитарных, общепрофессиональных дисциплин и музыкальных текстов студентов музыкально-педагогических специальностей (будущих учителей музыки). Выбор специальностей студентов был обусловлен следующими факторами:

1) студенты указанных специальностей изучают дисциплины общеобразовательного, специального, культурологического и эстетического содержания;

2) к будущим учителям музыки предъявляются новые образовательные стандарты, разнообразные и высокие требования в области культурно-просветительской деятельности;

3) профессиограмма учителя музыки подразумевает овладение педагогом различными аспектами информационной культуры и её успешную трансляцию в учебно-воспитательном процессе.

На основе анализа существующих [2;3;4] и проведенных автором исследований, были отобраны признаки, характеризующие информационную культуру современного человека:

- реалистичность (адекватное восприятие и интерпретация информации);

- критичность (способность подвергать сомнению информацию и проверять её, уточнять);

- дифференцированность (способность отличать желаемое и действительное);

- эстетичность (кодирование информации в виде метафор, эмоционально-насыщенныхоб-разов);

- креативность(использование и получение информации в продуктивной деятельности: профессиональной, общественно-полезной, творческой с целью достижения максимальных результатов).

Реалистичность в информационной культуре проявляется как ориентация на принятие объективной, проверенной, практически значимой информации. Студенты, обладающие данным аспектом информационной культуры, предпочи тают использовать информацию, предложенную в готовом виде, опираются на стандартные алгоритмы и схемы ее применения, проявляют интерес к методическим разработкам и рекомендациям.

Как правило, реалистичность сочетается с четкостью в суждениях и критичностью восприятия информации. В этом случае будущие специалисты склонны сравнивать материалы, собранные из разных источников. Задают вопросы о предпочтительности того или иного подхода к решению проблем, интересуются наиболее компетентным мнением по изучаемому вопросу, выражают различные сомнения и проверяют свою и иную точку зрения.

Дифференцированность в информационной культуре проявила себя как более сложное и одновременно более редкое явление, нежели два предыдущих. Данный факт мы объясняем, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, дифферренцированность требует способности к внутренней цензуре, самоконтролю. Во-вторых, музыкальное образование предполагает развитие эмоций, воображения, эмпатии, высших эстетических чувств, что не всегда оставляет место жесткой логике и абстрагированию.

Эстетичность в информационной культуре является не только критерием самой культуры, но и сложным свойством человеческого мышления и познания. Получаемая информация при наличии в информационной культуре эстетичности может трансформироваться в форму для объяснения чего-либо, дополнения, компенсации каких-либо информационных пробелов. При этом доставаемые элементы подбираются по двум основаниям: аналогичности (структурной или функциональной) и придания гармоничной формы мысленному образу. Эстетичность тесно связана с воображением, поэтому студен-

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

"ТА

щ

93

X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

94

ты, обнаруживающие данное качество, демон-стрируютхорошо развитое воображение как компилятивное, так и продуктивное.

Креативность проявляется в способности систематически и творчески применять информацию в учебной и профессиональной деятельности. Данное качество приводит к тому, что студенты ориентированы на самостоятельный поиск новых, нестандартных способов деятельности, стремление систематизировать информацию, оригинальность мышления. Перспективой дальнейших исследований является влияние информационной культуры на становление общей культуры педагога, обусловленность последней качественными характеристиками информационной культуры.

Благодаря этим качествам, в единстве теоретической и практической деятельности педагога, характеризуется не только успешная работа студентов в процессе обучения, а также формируется самостоятельность, ответствен-

ность, инициативное взаимодействие с миром, новые формы развития собственных способностей, что обеспечивает профессиональное становление будущего учителя в период обучения в вузе.

Примечания:

1. Брыкалова О.Г. Развитие базовой культуры студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода: монография / О.Г. Брыкалова. - Ставрополь: АГРУС, 2011.-136 с.

2. Федорова Л.Г. Личность и вызовы информационной эпохи // Становление информационного общества в России: философские политические и социокультурные проблемы: Тезисы международной научной конференции. - М.: Изд-во Москов. гос. пед. ин-та радиотехники, электроники и информатики, 2003. - Вып.3. - С.102-104.

3. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагоги-ка.-2010.- № 10.- С. 73-84.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 304.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia - 1999.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: Nota bene. - 2001. - 352 с.

ANTHROPOLOGICAL ORIENTATION OF THE TEACHER

Gaponova Vera Mihaylovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

This article examines the problems of the need to introduce into the learning process of teaching anthropological approach that provides a new level of training.

Keywords: anthropological orientation; worldview teacher, pedagogical anthropology, anthropological consciousness, psycho-pedagogical conditions forthe development of anthropological orientation teacher.

УДК37.013 АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ

© Гапонова В.М., 2013 В статье исследуется проблематика необходимости внедрения в

учебный педагогический процесс антропологического подхода, обеспечивающего качественно новый уровень обучения.

Ключевые слова: антропологическая направленность; мировоззрение учителя; педагогическая антропология; антропологическое сознание; психолого-педагогические условиям развития антропологической направленности учителя.

ГАПОНОВА Вера Михайловна,

ст. преподаватель

кафедра Хорового

дирижирования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

В настоящее время существуют различные антропологические подходы, а также интуитивно сложившиеся педагогические практики. Однако антропологизации мировоззрения учителя как направлению научного поиска, определению условий развития антропологической направленности учителя, выявлению ее влияния на учеников и на самого педагога исследователями уделяется недостаточное внимание. В связи с этим антропологические подходы не всегда глубоко осмыслены педагогикой и психологией, соответствующих практик недостаточно, антропологическое сознание характерно далеко не для всех педагогов. Большой вклад в развитие антропологического подхода к воспитанию сделали А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, П.С. Гуревич, М.Г. Казакина, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов,

В. И. Максакова, Л.А. Степашина и др. Антропологический подход в воспитании разрабатывался и западными исследователями в различных направлениях: интегральное направление - Лидтке Г. Рот, А. Флит-нер; философское направление - О. Больнов.

Педагогическая антропология сегодня - это разветвленная система представлений о человеке, которая еще со времен И. Канта пони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.