УДК 378.14
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В. С. Логинова
Логинова Вера Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
В статье представлен опыт реализации антропологического подхода в преподавании истории педагогики, подчеркивается важность ориентации на антропологический подход как в подборе содержания историко-педагогических знаний, так и в выборе технологических приемов освоения знания, в организации творческой исследовательской деятельности бакалавров, которая предусматривает овладение методами самостоятельной работы с историко-педагогической информацией, освоение вариативных приемов работы над первоисточниками, приемов конспектирования лекций, выполнение индивидуальных исследовательских заданий. Отмечается, что антропологический подход к осмыслению историко-педагогических идей предполагает обращение к проблеме личности учителя, педагога, воспитателя и личности ребенка, воспитанника в образовательном процессе, акцентирует внимание на роли и положении учителя и ученика в разные исторические периоды, на функциях педагога в различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания и образования. С позиции антропологического подхода осуществляется персонификация истории образования и педагогической мысли, истории педагогической науки; подход позволяет подвести к осознанию и осмыслению роли и места педагогических идей и теорий, национальных традиций в становлении практики воспитания, оформлении образовательных систем, развитии педагогики как науки. Ключевые слова: гуманизация образования, антропоцентрическая парадигма, антропологический подход, история образования и педагогики.
DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-344-348
Одна из современных проблем педагогической теории заключается в реализации антропоцентрической научной парадигмы, ориентирующей на осознание связи объекта и предмета науки с человеком: предмет науки исследуется и изучается в его неразрывной связи с человеком, в ценностном отношении к человеку. В центре внимания оказывается личность человека как субъекта, участника, организатора процесса. Это крайне актуально в условиях гуманизации современного образовательного пространства, обеспечения на этой основе единства и взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики. На этом основано понимание гума-
низации образования как процесса развития образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личностей педагога и учащихся, гармонизации их интересов, взимоотношений и условий для их развития и саморазвития [1, с. 56]. Сама педагогика входит в число человековедческих наук, так как в центре ее внимания человек, его воспитание и образование. В этой связи в полной мере справедлива известная мысль классика отечественной педагогики К. Д. Ушинского, что успех воспитания человека зависит, прежде всего, от знания о нем.
В педагогической науке антропоцентрическая парадигма реализуется через антропологический подход, который позволяет в содержании всех разделов учебной дисциплины «Педагогика», изучаемой бакалаврами по направлению «Педагогическое образование», акцентировать внимание на самом человеке, личности педагога и обучающихся, их взаимоотношениях, условиях для развития и саморазвития личности, обеспечивает расширение и углубление представлений о человеке как субъекте образовательного процесса. В свою очередь, профессионально-педагогическая подготовка учителя будет успешной благодаря глубокому осмыслению и изучению студентами человековедческих проблем, таких как факторы развития и формирования личности, особенности ее развития в разные возрастные периоды, специфика личностного становления педагога и другие.
Важное место в системе педагогических знаний занимают историко-педагогические, ориентированные на изучение истории образования и педагогической мысли. Говоря о важности изучения исторического прошлого, уместно напомнить слова известного гуманиста эпохи Возрождения М. Монтеня: «... обратившись к истории, юноша будет общаться с великими душами лучших веков» [2, с. 20]. Как справедливо заметил известный исследователь Б. М. Бим-Бад, история педагогики представляет собой «полигон для познания природы человека», а образование нельзя понять, не изучая историю воспитания и обучения, а также образовательных
© Логинова В. С., 2018
институций [3, с. 22]. Этот раздел педагогики дает возможность прикоснуться к истокам науки о воспитании человека, корням человеческого знания о способах передачи опыта от одного поколения другому, о становлении практики организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Особое место среди ряда научных подходов (цивилизационного, аксиологического, культурологического и др.) к преподаванию историко-педагогических знаний занимает антропологический, который позволяет углубить представление о человеке как участнике воспитательно-образовательного процесса, его индивидуальной, социальной эволюции. Этот подход реализуется, на наш взгляд, как в самом содержании изучаемых студентами историко-педагогических знаний, так и в выборе технологических приемов их освоения, в организации исследовательской деятельности бакалавров.
Актуальными с позиции антропологического подхода в ходе анализа генезиса образования как духовной сферы общества становятся человековедческие проблемы, так как Человек (ребенок, ученик, воспитанник, учитель, воспитатель) рассматривается как субъект образовательного процесса, активно деятельностная личность. Тематика лекционных и семинарских занятий включает обсуждение многоаспектной проблемы формирования человеческой личности: исторические корни возникновения идеи о личности, ее всестороннем гармоническом развитии, факторы и условия, способствующие становлению человека как общественного существа. Это способствует формированию у студентов осознанного представления о динамике педагогических взглядов на человека, его развитие, воспитание и образование в русле философских, социально-педагогических учений разных эпох [4, с.134]. На занятиях систематизируются, анализируются взгляды отечественных и зарубежных ученых, исследующих разные аспекты проблемы личности: стороны, предпосылки и факторы ее развития (древневосточные и античные мыслители, западноевропейские гуманисты эпохи Возрождения), духовно-нравственное совершенствование личности (Л. Толстой, Р. Штейнер и др.), идеи естественного свободного развития (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтес-сори и др.), процесс социализации личности (Г. Кершенштейнер, П. Наторп, П. А. Кропоткин, С. Т. Шацкий и др.). В этой связи необходимо обратить внимание на становление в России во второй половине XIX - первой
четверти XX вв. научной школы педагогов-антропологов (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. К. Сент-Илер, М. И. Демков, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др.).
Важно подчеркнуть, что история педагогики позволяет не только изучать развитие антропологических представлений зарубежных мыслителей, но и осмыслить идеи отечественных ученых и просветителей, например, гениального хирурга и педагога Н. И. Пирогова, которые легли в основу русской школы педагогической антропологии. Идеи педагога составили основу для оформления антропологического подхода в педагогике, антропологических новаций К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикор-ского и др.). Заметим, что исторически первый опыт применения антропологического принципа в России был связан с деятельностью и научными изысканиями этих выдающихся отечественных педагогов.
Интерес также представляют антропологические идеи К. Н. Вентцеля, который обращал особое внимание на врожденную активность ребенка, стремление к самостоятельности в различных видах деятельности познавательной, художественно-творческой, игровой, труде, общении. Его мысль о том, что «живой организм развивается путем жизни, функционирования, деятельности» [5, с. 15], послужила предпосылкой разработки деятельностного подхода к развитию личности, а признание права педагога на такое педагогическое воздействие, которое по своей направленности совпадает с естественными потребностями ребенка и естественной тенденцией развития личности, приобретает смысл личностно ориентированного подхода, реализуемого в рамках антропоцентрической научной парадигмы. В ходе изучения становления практики отечественного воспитания особое внимание, например, уделяется антропологическим основаниям воспитательной деятельности Л. Н. Толстого в Яснополянской школе, а также реализации антропологических позиций в опыте В. А. Сухомлинского (ребенок как «уникальный мир», как высшая ценность, воспитание человеческого в человеке).
В контексте антропологического подхода рассматривается еще один важный пласт исто-рико-педагогических знаний, тесно связанный с оформлением гуманистических позиций в образовании, - знаний о становлении педологии в России, научных знаний о методах изучения ребенка. Педологические идеи легли на подготовленную почву - теории К. Д. Ушинского о необходимости всестороннего изучения ребенка,
хотя сконцентрировалась в большей степени на изучении его психофизиологии, а не на изучении человека в целом в процессе его воспитания.
Антропологический подход к осмыслению историко-педагогических идей предполагает обращение к проблеме личности учителя, педагога, воспитателя и личности ребенка, воспитанника в образовательном процессе. Бакалавры осмысливают роль, функции и положение учителя и ученика в разные исторические периоды, интерпретируют положение учителя, наставника, воспитателя в различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания и образования (учитель и ученик в античных образовательных системах, регламентация отношений учителя и ученика в первых школьных уставах, в учительной литературе Руси). В свое время, акцентируя внимание на многосторонних знаниях, необходимых для плодотворной педагогической деятельности, К. Д. Ушинский подчеркивал, что учителю необходимо получить серьезную «антропологическую» подготовку, т. е. он должен узнать все о предмете своего воспитательного воздействия - о человеке. Великий русский педагог указывал в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», что не существует такой отрасли знаний, которая в той или иной степени не касалась человека, не рассматривала его с той или другой стороны.
С позиции антропологического подхода осуществляется персонификация истории образования и педагогической мысли, истории педагогической науки, так как историю творит человек как главный ее субъект. История образования - это прежде всего люди: ученые, просветители, общественные деятели, чей вклад в развитие педагогической мысли огромен, это сами участники воспитательно-образовательного процесса - ученики, педагоги, наставники, это весь народ со своим сложившимся тысячелетиями и веками опытом воспитания, традициями взаимоотношений и взаимодействия поколений. Антропологический подход позволяет подвести бакалавров к осознанию и осмыслению роли и места педагогических идей и теорий, национальных традиций в становлении практики воспитания, оформлении образовательных систем, развитии педагогики как науки. Такой подход обусловливает проведение наряду с лекциями-обзорами эпохи, проблемными лекциями, лекциями-дискуссиями лекций по «персоналиям», «лекций-биографий», «обзорной лекции-реконструкции» с целью не только и не столько дать хронологию жизнедеятельности отдельного педагога, сколько разобраться в объективных
и субъективных предпосылках формирования его мировоззрения, педагогических взглядов, оценить личностный вклад педагога в теорию и практику воспитания, показать историческую реконструкцию отечественной педагогической мысли отдельной эпохи.
Антропологический подход к освоению историко-педагогических знаний реализуется в организации поисковой, творческой исследовательской деятельности бакалавров как субъектов образовательного процесса. Изучение истории педагогики и образования должно обеспечить профессиональное становление личности будущего учителя, не только профессионально ориентированное усвоение историко-педагоги-ческих знаний, но и овладение методами самостоятельной работы с историко-педагогической информацией, приобретение опыта исследовательской деятельности, которая предусматривает освоение приемов работы над первоисточниками (составление плана, конспекта, развернутого плана статьи, аннотации к статье, трактату, книге, отбор и формулирование тезисов), вариативных приемов конспектирования лекции (выделение базовых идей и ключевых понятий темы, обобщение фактического материала в схемы, таблицы, составление тестовых заданий по тексту лекции для само- и взаимопроверки), самостоятельную работу по подготовке к семинару (выполнение индивидуальных заданий, написание реферата).
Примерами творческих исследовательских заданий являются составление понятийного словаря по истории образования, поиск литературно-художественных аналогий научным педагогическим понятиям (работа с литературными и художественными произведениями), историко-педагогический диктант, подготовка тематики и организация историко-педагогиче-ских «дискуссионных качелей». Задания направлены на развитие и совершенствование не только исследовательских (оценить, определить, проанализировать, сравнить, обобщить, описать и т. д.), но и важных для будущего учителя коммуникативных умений общения в микрогруппе, коллективного обсуждения, дискуссии, взаимообмена информацией, а также саморефлексии.
Система заданий разрабатывается с учетом индивидуальных возможностей и интересов студентов, специфики факультета и включает: задания но отработке навыка работы с первоисточником (составить опорный конспект, схему, таблицу по вопросу, используя статью, книгу, трактат); задания, направленные на активизацию творческого мышления (интерпретировать тезисы, составить творческий портрет педагога, за-
щитить концепцию педагога, сделать сравнительно-сопоставительный анализ взглядов по проблеме, представить, т. е. описать модель типа школы, составить историко-педагогический словарь). Один из традиционных видов исследовательских заданий - написание реферата, однако выступление с рефератом персонифицировано: бакалавр выступает с рефератом от первого лица, от лица автора реферируемого труда. Темы рефератов обзорные, проблемные, персонифицированные и отражают антропологический подход в истории образования: «Антропологические идеи в трудах К. Н. Вентцеля», «Педагогическая антропология К. Д. Ушинского», «Гуманистический аспект педагогической антропологии П. Ф. Лесгафта», «Личность ребенка в педагогических идеях Л. Н. Толстого», «Национальные традиции как фактор развития личности», «Идеи педагогов-антропологов России о воспитании», «Антропологические идеи В. А. Сухомлинского» и др.
Таким образом, история образования и педагогической мысли с ее антропологическими основаниями убеждает в том, что будущему педагогу очень важно получить серьезную антропологическую подготовку, в том числе в ходе освоения историко-педагогических знаний, чтобы иметь возможность рассматривать личность как сложную, динамичную, изменяющуюся целостность. Освоение историко-педагогических знаний с позиций антропологического подхода по-
могает осмыслить представления о человеке как личности, о педагоге как личности и профессионале, о ребенке как развивающейся личности, о себе как будущем учителе, о своих возможностях и самосовершенствовании личности. Реализация антропологического подхода в образовательной практике позволяет аккумулировать целостное знание о человеке, об образовании как многогранном процессе формирования разносторонне развитой личности.
Список литературы
1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000. 608 с.
2. Бархота М. П. Антропологический подход в преподавании истории педагогики // Педагогическая антропология : концептуальные основания и междисциплинарный контекст : материалы Междунар. научн. конф. (Москва, 30 сентября - 2 октября 2002 г.). М., 2002. С. 20-21.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : курс лекций. М., 2002. 208 с.
4. Логинова В. С. Антропологический подход в преподавании историко-педагогических знаний в педвузе // Педагогическая антропология : концептуальные основания и междисциплинарный контекст : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 30 сентября - 2 октября 2002 г.). М., 2002. С. 134-135.
5. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пг. ; М., 1923. 102 с.
Образец для цитирования:
Логинова В. С. Антропологический подход к освоению историко-педагогических знаний в контексте гуманизации образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 344-348. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-344-348
Anthropological Approach to the Development of Historical and Pedagogical Knowledge in the Context of Humanization of Education
V. S. Loginova
Vera S. Loginova, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
The article describes the experience of implementation of anthropological approach in teaching history of education, it stresses the importance of orientation to anthropological approach both in selection of content of historical and pedagogical knowledge, and in choice of technological methods of developing knowledge in organization of bachelors' creative research activity, which is aimed at developing ways to autonomously work with information on the history of pedagogy, mastering variable ways to work with original sources, skills of taking notes, completion of individual research projects. It is noted that the anthropological approach
to understanding the historical and pedagogical ideas involves access to the problem of teacher' personality, teacher educator, and personality of child in educational process, highlights the role and standing of the teacher and the pupil in different historical periods, functions of an educator in various Russian and foreign conceptions of upbringing and education. From the position of the anthropological approach it is carried out by the personification of history education and pedagogical thought, history of pedagogical science, this approach allows to sum up awareness and understanding of role and place of teaching ideas and theories of folk traditions in the development of educational practice, educational system and pedagogical science.
Key words: humanization of education, anthropocentric paradigm, anthropological approach, the history of education and pedagogy.
References
1. Andreev V. I. Pedagogika [Pedagogy]. 2nd ed. Kazan, 2000. 608 p. (in Russian).
2. Barkhota M. P. Antropologicheskiy podkhod v prepo-davanii istorii pedagogiki [Anthropologic approach to teaching history of pedagogy]. In: Pedagogicheskaya antropologiya: kontseptualnye osnovaniya i mezhdist-siplinarnyy kontekst. Materialy Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 30 sentyabrya - 2 oktyabrya 2002 g.) [Pedagogical anthropology: conceptual bases and interdisciplinary context. Proceedings of the International scientific conference {Moscow, 30 September - 2 October 2002}]. Moscow, 2002, pp. 20-21(in Russian).
3. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya: kurs lektsiy [Pedagogical Anthropology: Course of Lectures]. Moscow, 2002. 208 p. (in Russian).
4. Loginova V. S. Antropologicheskiy podkhod v prepo-
davanii istoriko-pedagogicheskikh znaniy v pedvuze [Anthropologic approach in teaching history of pedagogy at teacher training tnstitute]. In:Pedagogicheskaya antropologiya: kontseptualnye osnovaniya i mezhdist-siplinarnyy kontekst. Materialy Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 30 sentyabrya - 2 oktyabrya 2002 g.) [Pedagogical anthropology: conceptual bases and interdisciplinary context. Proceedings of the International Scientific Conference {Moscow, 30 September - 2 October 2002}]. Moscow, 2002, pp. 134 -135 (in Russian).
5. Venttsel K. N. Teoriya svobodnogo vospitaniya i ideal-nyy detskiy sad [Theory of liberal upbringing and ideal kindergarten]. Petrograd, Moscow, 1923. 102 p.(in Russian).
Cite this article as:
Loginova V. S. Anthropological Approach to the Development of Historical and Pedagogical Knowledge in the Context of Humanization of Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 344-348. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-344-348