Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов факультета искусств'

Оптимизация учебного процесса средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов факультета искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ / УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ДУХОВНОГО / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОПЫТА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИСТЕМЫ БАКАЛАВРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / FACULTY OF ARTS AS A TRAINING CENTER FOR MUSIC TEACHERS AND CULTURAL WORKERS / THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL / EMOTIONAL AND VALUE THE EXPERIENCE OF PREVIOUS GENERATIONS / THE NEW STANDARDS OF UNDERGRADUATE / PROFESSIONAL COMPETENCE / MUSIC ART / MUSIC TEACHER / EXTRACURRICULAR CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Белевцова Алла Михайловна

В статье представлен проект оптимизации учебного процесса факультета искусств средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING PROCESS OPTIMIZATION TOOLS DEVELOPMENT, CREATIVITY AND PROFESSIONAL FULFILLMENT STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS

The article presents the design optimization of the learning process by means of the faculty of arts, creativity and professional fulfillment students.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов факультета искусств»

2. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология" К.Д. Ушинского и ее современное значение.// Сов. педагогика.- 1969.- № 2.

3. Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУ. - Орен. 1998. Оренбургский обл. ин-т усовершенствования учителей. Ученые записки ООИУ. Т.З: Антропологические основания образования. - Оренбург, 1998

4. Антропологический подход в образовании: методологические аспекты: материалы Межвуз. науч. конф., 28 мая 1998. - Оренбург : ООИУ, 1998.

5. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. - М.,1992.

6. Бим-Бад Б.М., Педагогическиетечения в началедвадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.- М.: УРАО, 1998.

7. Богуславский М.В. Аксиологические приоритеты культурно-антропологической парадигмы в отечественной педагогике первой трети XX века. Теоретические и прикладные проблемы педагоги-

ческой антропологии: материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 года, СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. - Ставрополь, 2006.

8. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001.

9. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.

10. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности. - Вопросы, психологии. - 1973. - № 5. - С. 18-29.

11. ИванчикТ.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Кострома, 1986. - С. 46-48.

12. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

13. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования: (История, теория, практика) / Л. К. Рахлевская; Том. гос. пед. ун-т, Том. гос. пед. колледж 1997: учеб. пособие. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 695 с.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ Он

LEARNING PROCESS OPTIMIZATION TOOLS DEVELOPMENT, CREATIVITY AND PROFESSIONAL \ FULFILLMENT STUDENTS OF THE FACULTY OF ARTS

Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical Science,

Professor of RANS, Honored Artist of ChR E-mail: [email protected] Belevtsova Alla Mihiylovna, Senior Professor

Chair of Theory and Methods of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article presents the design optimization of the learning process by means of the faculty of arts, creativity and professional fulfillment students.

y

Keywords: Faculty of Arts as a training center for music teachers and cultural workers; the level of 97 development of the spiritual; emotional and value the experience of previous generations; the new standards of undergraduate; professional competence; music art; music teacher; extracurricular creative work.

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ

В статье представлен проект оптимизации учебного процесса факультета искусств средствами развития, творческой активности и профессиональной самореализации студентов.

Ключевые слова: факультет искусств как центр подготовки учителей музыки и работников культуры; уровень освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений; новые стандарты системы бакалавра; профессиональная компетентность; музыкальное искусство; учитель музыки; внеаудиторная творческая работа.

В современных условиях быстроизменяющегося мира, в условиях перестройки системы профессионального образования в России, одним из актуальных аспектов в науке и практике являются проблемы формирования духовно-нравственных ценностно-личностных ориентиров. В структуре профессионального педагогического образования особую остроту приобретают вопросы профессиональной подготовки кадров, способных на практике решать стоящие перед обществом задачи. Важнейшую роль в данном аспекте приобретает факультет искусств как центр подготовки учителей музыки и работников культуры. Как справедливо отмечают крупные ученые (Целковни-ков Б.М., Шиянов Е.Н. и др.) в решении проблемы гуманизации образования важен не только уровень общения между людьми, но и

УДК 37.013

© Григорьев А.Ф., 2013 © Белевцова А.М., 2013

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович,

доктор культурологии, кандидат

педагогических наук, профессор РАЕ, заслуженный деятель искусств ЧР

X

0 X Г □ I./т

о

о

п

о

98

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна,

ст. преподаватель

кафедра Теории

и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

уровень освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений, поэтому проблема гуманизации педагогического образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей функции [1], Стратегия в области предметного музыкального обучения претерпевает значительные изменения и ориентируется на гуманизацию образования и смену ведущего типа отношений.

Переход всей системы высшего профессионального образования на новые стандарты системы бакалавра актуализирует необходимость изыскивать и находить новые ресурсы и возможности, обеспечивающие профессиональную подготовку педагогических кадров. Кроме того, поиски нового содержания и разработки стандартов в системе современного школьного образования, требуют от высшей школы новых подходов, выработки новых технологических решений и обновления содержания по многим направлениям. С одной стороны, нужен педагог/практик, владеющий предметными навыками и умениями, а сдругой - учитель, тонко владеющий духовной сферой детей. Все большее значение приобретает духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся в школе. И особое значение в данном процессе приобретает фигура учителя музыки, его профессиональная компетентность и умение средствами музыкального искусства приобщить учащихся к высоким образцам искусства.

Переход на систему бакалавра, в которой не предполагается подготовка специалиста, вполне естественно значительно усложняет процесс подготовки профессиональных кадров, поскольку доля аудиторных занятий, направленных на специализацию, сокращена. И в этой связи перед педагогическим коллективом стоит задача минимизировать эти потери и компенсировать их за счет новых форм обучения, дополнительных резервов, позволяющих найти технологические решения по оптимизации и организации учебного процесса.Одним из средств оптимизации учебного процесса на факультете искусств Ставропольского государственного педагогического института является развитие творческой активности и профессиональной самореализации студентов в процессе внеаудиторной творческой работы.

Основная идея и концепция оптимизации учебного процесса на факультете искусств - реализовать ресурсы внеаудиторной творческой работы с целью: повышения качества профессиональной подготовки бакалавра в области музыкального образования высокого уровня квалификации, его конкурентоспособности, профессиональной востребованности.

Обоснование эффективности проекта. Как известно, специфика подготовки специалиста в области музыкального образования предполагает индивидуальную форму обучения, и по этой причине стоимость обучения на факультете искусств гораздо выше, чем на любом другом факультете. Вся система профессионального образования ориентирована на подготовку специалиста высокого уровня квалификации, его конкурентоспособность. Самоопределение в мировой и национальной культуре, в том числе и педагогической, выработка на этой основе социально-профессиональной позиции, ценностного отношения к педагогической деятельности, творческого, индивидуального стиля составляют основные задачи профессиональной подготовки специалиста.

В системе непрерывного педагогического образования СГПИ успешно взаимодействуют аудиторная и внеаудиторная и различные творческие формы работы, которые тесно интегрированы. К аудиторным формам мы относим различные дисциплины, предусмотренные учебным планом и выполняемые в рамках учебного процесса. К внеаудиторной творческой форме относится вся творческая работа, вынесенная за рамки учебного процесса: участие студентов в творческих коллективах, научно-творческих объединениях, творческих лабораториях, студиях. Все эти формы в совокупности формируют: важные нравственно-эстетические качества, творческое отношение к

специалиста высокого уровня квалификации в системе непрерывного педагогического образования. Участие во внеаудиторной творческой работе позволяет студентам проводить апробацию своих наработок и закреплять практические навыки и умения под руководством руково-дителей-педагогов. Пройдя экспериментальную апробацию на практике, данные формы работы показали свою эффективность и жизнеспособность.

Идеологической основой внеаудиторной работы являются идеи гуманизации и нравственно-эстетические аспекты, направленные на: формирование духовно-нравственного начала, национального самосознания молодежи; развитие творческой самореализации, научно-исследовательское познание культурно-исторических традиций народной культуры региона; изучение культурно-исторического этноса Ставрополья, культурных традиций региона как формирующих компонентов духовно-нравственного воспитания молодежи.

Таким образом, развитие внеаудиторной работы на факультете искусств позволяет создать условия по оптимизации учебного процесса в подготовке профессиональных специалистов по профилю, требующего большую долю индивидуальной формы обучения, что сопряжено, как известно, с большими экономическими затратами.

1-Л

О

гч

о

со

гч

■ QII

h

х*терН4г2а f'j

ТА

щ

99

труду, национальное самосознание; развивают творческое ассоциативное мышление, различные профессиональные навыки и умения. Именно интеграция различных видов учебно-творческой деятельности: музыкально-образовательный цикл учебных дисциплин в рамках учебного процесса, участие в самобытных, творческих коллективах, детских студиях является важнейшим фактором и фундаментальной основой в формировании духовно-нравственной составляющей и развитии профессиональных навыков будущего руководителя коллектива.

Где же скрыты резервы и как они могут быть задействованы? Резервы, позволяющие оптимизировать учебный процесс, повысить профессиональный уровень и качество подготовки студентов, скрыты именно во внеаудиторной творческой работе, посколькутолько практическое участие студентов в различныхтворческих коллективах может стать основой в формировании самостоятельной профессионально-ориентированной личности.

На сегодняшний день на факультете искусств Ставропольского государственного педагогического института создано более десяти разножанровых коллективов (оркестр русских народных инструментов, академический хор, народныЙ хор "Сударушка" и др.). Руководителями творческих коллективов являются педагоги, которые ведут внеаудиторную творческую работу со своими студентами за рамками учебного процесса. Безусловно, это дополнительные временные и творческие затраты педагогов и студентов, но в результате происходит концентрация творческих сил в решении единых задач, что в конечном итоге способствует формированию новых подходов в подготовке

Примечания:

1. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. - М., 1991.

2. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-практическом комплексе. - Ставрополь, 2001.

3. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL ANALYSIS IN THE KNOWLEDGE OF THE PHENOMENON OF MUSICAL CULTURE

Grigoryev Anatoly Fedorovich, DSc of Culturology, PhD of Pedagogical Science, Professor of RANS, Honored Artist of ChR, Chair of Theory and Methods of Music Education E-mail: [email protected]

Suhitashvilly Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Methods of Music Education

Aleynikova Natalia Gennadievna, Assistant Professor, Chair of Choral Conducting Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is philosophical and anthropological analysis of the scientific under-standing of the phenomenon of musical culture, which allows to identify a wide range of opinions about the functioning of musical and artistic events with their role and importance in human life.

Keywords: musical culture; musical and artistic events; form of reflection of reality in images, a form of human activity, a form of life, the core of artistic culture, the process of self-liberation of the human, spiritual self-development, spiritual reproduction, the process of interaction between people from different cultures and self-determination of human thought and action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.