Научная статья на тему 'Народная художественная культура — основа нравственно-эстетического воспитания личности'

Народная художественная культура — основа нравственно-эстетического воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / УКРЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / NATIONAL ART CULTURE / MORAL AND ESTHETIC EDUCATION OF THE PERSONALITY / STRENGTHENING OF PERSONAL DEVELOPING STRATEGY / COMPREHENSIVE PROGRAMS OF REVIVAL OF NATIONAL AND ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкалова Ольга Григорьевна

В статье освещаются проблемы актуализации исследования народно-художественной культуры как основы нравственно-эстетического воспитания личности. В результате анализа проблематики обосновано, что особое значение в социально-культурной политике Северо-Кавказского региона приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National art culture — a basis of moral and esthetic education of the personality

In article problems of updating of research of national and art culture as bases of moral and esthetic education of the personality are covered. As a result of the analysis of a perspective it is proved that special value in welfare policy of the North Caucasian region is gained by problems of development of ethnoart education taking into account features of history of this region, ethnic structure of its population, prevalence of these or those religious faiths, traditions of ethnopedagogics and art education, an originality of traditional forms of a rural and city life, and also classical heritage.

Текст научной работы на тему «Народная художественная культура — основа нравственно-эстетического воспитания личности»

У

X

со

X

г

а

I.п

о

о

мэ

О

102

NATIONAL ART CULTURE - A BASIS OF MORAL AND ESTHETIC EDUCATION OF THE PERSONALITY

Brykalova Olga Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,

Chair of Theory and Technique of Music Education,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

In article problems of updating of research of national and art culture as bases of moral and esthetic education of the personality are covered. As a result of the analysis of a perspective it is proved that special value in welfare policy of the North Caucasian region is gained by problems of development of ethnoart education taking into account features of history of this region, ethnic structure of its population, prevalence of these or those religious faiths, traditions of ethnopedagogics and art education, an originality of traditional forms of a rural and city life, and also classical heritage.

Keywords: national art culture; moral and esthetic education of the personality; strengthening of personal developing strategy; comprehensive programs of revival of national and art culture.

УДК398.221 НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА -

ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Брыкалова О.Г., 2012 В статье освещаются проблемы актуализации исследования на-

родно-художественной культуры как основы нравственно-эстетического воспитания личности. В результате анализа проблематики обосновано, что особое значение в социально-культурной политике Северо-Кавказского региона приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического наследия.

Ключевые слова: народная художественная культура; нравственно-эстетическое воспитание личности; укрепление личностно-развивающей стратегии; комплексные программы возрождения народно-художественной культуры.

БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна,

кандидат

педагогических наук,

доцент, кафедра

Теории и методики

музыкального

образования,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

Эстетическое развитие личности как один из возможных путей реализации проекта по нравственному оздоровлению нации в рамках государственной программы "Антропологии детства" приобретает свою специфику в условиях высшего педагогического образования.

На данный момент задачи и логика укрепления гуманистических позиций образования не просто как системы, но и контекста саморазвития личности, ведут к укреплению личностно-развивающей стратегии. Она ориентирована не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющейся социальной среде. В плане педагогической стратегии это позволяет говорить о доминировании духовно-нравственного начала и духовно-практического отношения в процессе самореализации творческого Я. Это нацеливает на необходимость включения эстетического развития в логику процесса профессионального становления будущего преподавателя в современной системе высшего педагогического образования.

Исследование современных мероприятий и технологий в рамках программы "Антропология детства", на наш взгляд, актуально в аспекте нахождения эффективных педагогическихтехнологий, формирующих эстетическую, художественную культуру подрастающего поколения.

В XXI веке, ознаменованном, прежде всего, беззащитностью детства и юности, незащищенностью от всякого рода духовно-нравственного "суррогата", хлынувшего потока разновидностей "поп-культуры", которая несет своей сущностью огромную разрушительную силунрав-

ственной и духовной основе в воспитании детей и молодежи, что в конечном итоге дестабилизирует общество, порождает духовно-нравственное "уродство", разрушает национальное самосознание и изначально формирует комплекс неполноценности, неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня, как никогда, особенно актуальны вопросы духовно-нравственного, эстетического воспитания и оздоровления общества и особенно детей на основе изучения национальной, самобытной региональной культуры.

Актуальность изучения и исследования художественных национальных культур СевероКавказского региона как одного из многонациональных в России обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии самобытных национальнокультурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны. В современных социальных условиях существенно возрастает роль этихтрадиций как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, политических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют ряд важнейших государственных документов, таких, как: Федеральная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации" (1997-1999 гг.), "Национальная доктрина развития образования в России" и "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего "Рекомендации о сохранении фольклора" (1989 г.), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего каналатрансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

В последние годы в ряде регионов России были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народно-художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различныхтрадиционныхформах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерныхдля того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, со-

хранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народно- художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных традиций способствует деятельность, прежде всего, научно-исследовательских центров, лабораторий, фольклорных ансамблей, творческих студий, студий декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции, сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России втом случае, когда освоение региональной, художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического наследия. В таком широком контексте традиционная народно-художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудоже-ственное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп. Вместе стем, в развитии этно-художественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента художественного образования, слабое отражение в нем национальныхтрадиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие

ГЧ

о

гч

о

«Л

ГЧ

■ Ом

V

”-Г sr^/^

103

У

X

<D

X

Г

t.n

о

МЭ

О

104

необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Особо следует выделить проблему, связанную с узким, односторонним подходом к народной, художественной культуре и ее изучение вне широкого спектра социально-культурных и иных особенностей того или иного региона.

Изучение культурно-исторического этноса народов Ставрополья, культурных традиций региона должен стать основой и формирующим компонентом в духовно-нравственном воспитании молодежи и содержанием в разработке здоровье сберегающих технологий в рамках программы "Антропология детства".

Именно педагогическое высшее учебное заведение, с его многоуровневой и многопрофильной системой обучения, способно, на наш взгляд, обеспечить подготовку учителя, владеющего необходимыми профессиональными знаниями и навыками в области "Этнохудожественного народного творчества" в рамках дополнительной специализации"Преподаватель по народно-художественному творчеству и фольклору". Однако, если поставить вопрос шире, носителями традиционной народной культуры должны стать практически все будущие преподаватели, посколькуони являются провод-

никами и носителями культуры и генераторами в дошкольных и школьных учреждениях в качестве воспитателей и учителей. И оттого, носителями каких идей и какой культуры будут наши учителя, во многом зависит духовно-нравственное воспитание детей, будущее страны. Ведь самое яркое самобытное лицо нации - это его культурно-исторические традиции, этноху-дожественные корни (язык, музыка, песни, танцы, костюмы), его генетические корни, без чего не может быть нации, национального сообщества. "Без национальной культуры - нет нации, "народ не знающий своей истории - не имеет будущего" - эти известные нам тезисы не требуют подтверждения своей истины.

Обобщая анализ проблематики исследования, можно заключить, что именно совокупность духовно-нравственных мероприятий - научноисследовательская деятельность, концертнотворческая работа в рамках музыкально-образовательного цикла учебных дисциплин, а также участие студентов во всех формах внеурочной работы (самобытные творческие коллективы, детские студии, творческие лаборатории) - могут стать фундаментальной основой здоровьесберегающего комплекса технологий, направленных на формирование высоконравственного и духовного потенциала детей, в основе которых заложена гуманизация образования общества в целом.

PROJECT OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF CULTURAL AND SPIRITUAL HERITAGE OF STAVROPOL EDGE

Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical sciences,

Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Honored Worker of Arts of Chechen Republic, President of Regional Fund of Traditional Cossack and Slavic Culture of Stavropol Territory "Renaissance"

E-mail: grig.26rus@gmail.com

In article basic provisions of the project of preservation and development of cultural and spiritual heritage of Stavropol edge short are reflected. In article the strategic directions of preservation and development of cultural and spiritual heritage of Stavropol edge, providing a base basis in development of the concept of cultural, national and educational policy to Stavropol Territory are defined.

Keywords: definition of a place and a role of national traditional culture in consciousness of citizens of Stavropol edge as most important activity of society and state, patriotism as the social phenomenon cementing a basis of existence and development of any nations and statehood, culture - tradition - the people.

УДК398.221 ПРОЕКТ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО

И ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

© Григорьев А.Ф., 2012 В статье тезисно отражены основные положения проекта сохра-

нения и развития культурного и духовного наследия Ставропольского края. В статье определены стратегические направления сохранения и развития культурного и духовного наследия Ставропольского края, обеспечивающие базовую основу в разработке концепции культурной, национальной и образовательной политики на Ставрополье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.