Научная статья на тему 'Художественно-эстетические функции декоративно-прикладного искусства в культуре Чеченской республики'

Художественно-эстетические функции декоративно-прикладного искусства в культуре Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ART CREATIVITY / ART AND ESTHETIC EDUCATION / ARTS AND CRAFTS / NATIONAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

Обосновывается становление декоративно-прикладного искусства посредством эстетического воспитания. Повышенный интерес к художественным традициям и духовному наследию предков естественно и логически связан с принципиально новыми педагогическими задачами, вытекающими из требований времени. В современной парадигме образования отмечают, что преподавание художественных дисциплин должно обеспечить подлинную и непосредственную встречу каждого ребенка с искусством, осознание его личностной и общественной значимости, создание условий для самоактуализации, самовыражения учащихся в творческой художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство имеет огромную притягательную силу, оно может активно влиять не только на формирование художественных вкусов человека, но и на формирование его духовности. Знать свою народную, национальную художественную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее как часть общенародных, культурных ценностей, способствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений, вот шаг к решению проблем художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND AESTHETIC FUNCTIONS OF ARTS AND CRAFTS IN THE CULTURE OF THE CHECHEN REPUBLIC

In the paper, formation of arts and crafts by means of esthetic education is justified. The keen interest in art traditions and spiritual heritage of ancestors is connected naturally and logically with essentially new pedagogical tasks emerging from requirements of time. It is noted in the modern paradigm of education that teaching art disciplines has to provide an authentic and direct meeting of each child with art, awareness of his personal and public significance, creation of conditions for selfupdating, self-expression of pupils in creative art activities. Arts and crafts have great attractive force; it can actively influence not only formation of art tastes of the person, but also formation of his spirituality. To know the national art culture in all its manifestations, to see it as a part of nation-wide cultural values, to promote that these cultural values became property not only our time, but also future generations, here a step to the solution of problems of art education.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетические функции декоративно-прикладного искусства в культуре Чеченской республики»

УДК 373.036 ББК 74.268.51 Ю91

Т.В. Юсупхаджиева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Чеченского государственного педагогического университета; E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

( Рецензирована )

Аннотация. Обосновывается становление декоративно-прикладного искусства посредством эстетического воспитания. Повышенный интерес к художественным традициям и духовному наследию предков естественно и логически связан с принципиально новыми педагогическими задачами, вытекающими из требований времени. В современной парадигме образования отмечают, что преподавание художественных дисциплин должно обеспечить подлинную и непосредственную встречу каждого ребенка с искусством, осознание его личностной и общественной значимости, создание условий для самоактуализации, самовыражения учащихся в творческой художественной деятельности. Декоративно-прикладное искусство имеет огромную притягательную силу, оно может активно влиять не только на формирование художественных вкусов человека, но и на формирование его духовности. Знать свою народную, национальную художественную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее как часть общенародных, культурных ценностей, способствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений, вот шаг к решению проблем художественного образования.

Ключевые слова: художественное творчество, художественно-эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, народная педагогика.

T.V. Yusuphadgieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Fine Arts, Chechen State Pedagogical University; E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

ART AND AESTHETIC FUNCTIONS OF ARTS AND CRAFTS IN THE CULTURE OF THE CHECHEN REPUBLIC

Abstract. In the paper, formation of arts and crafts by means of esthetic education is justified. The keen interest in art traditions and spiritual heritage of ancestors is connected naturally and logically with essentially new pedagogical tasks emerging from requirements of time. It is noted in the modern paradigm of education that teaching art disciplines has to provide an authentic and direct meeting of each child with art, awareness of his personal and public significance, creation of conditions for self- updating, self-expression of pupils in creative art activities. Arts and crafts have great attractive force; it can actively influence not only formation of art tastes of the person, but also formation of his spirituality. To know the national art culture in all its manifestations, to see it as a part of nation-wide cultural values, to promote

that these cultural values became property not only our time, but also future generations, here a step to the solution of problems of art education.

Keywords: art creativity, art and esthetic education, arts and crafts, national pedagogics.

В настоящее время сфера духовно- практической деятельности людей направлена на художественное постижение и освоение мира посредством искусства. Искусство само по себе сложно по своей структуре, многообразию жанров, видов, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Искусство нужно понимать, приобщать к великому наследию, пониманию национальной и исторической сути. Ведь история развития человечества и каждого народа подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которого немыслимо сохранение народом исторической памяти. А накопленный опыт является эффективным средством воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Именно в исторической памяти реализуется универсальная педагогическая идея преемственности, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Г.Н. Волков отметил: «Что без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности» [1].

Б.М. Неменский подчеркнул: «Вечный «поиск истины» свойственен всей нашей культуре. Кладезь мудрости, красоты и горечи в человеческих отношениях. Должно быть единство способности «видеть, ведать и творить». Необходимо учесть, что это формирование способности понимать свой мир, то есть встраивание личности в реальную, окружающую жизнь, формирование мышления, миро отношения человека» [2].

«Уметь видеть мир - сложное искусство. А развитие творческой инициативы будит мысль человека, делает его труд одухотворенным,

увлекательным. Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению материала. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим поискам» [3].

Развитие ценностных ориента-ций полностью зависит от воспитания, культуры, искусства и включения в индивидуальный опыт. Несомненно, эстетическое воспитание должно стать приоритетным в системе образования. Сегодня мы пришли к пониманию того, что народное искусство как корневая система национальной культуры должно занять достойное место в образовании. Оздоровление общества в условиях многонациональной страны невозможно без учета самобытного искусства и культуры каждого народа, так как «это является уникальной лабораторией социального опыта». Возрождение национального самосознания необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, эстетическая функция которого художественно-образным отражением действительности во всем многообразии направлено на формирование духовно-нравственных качеств личности. И в данную историческую эпоху сложились условия, при которых художественная практика обновляется, идет переосмысление исторического прошлого, пробуждение национального самосознания. Поэтому в решении этих задач особая роль принадлежит педагогическому фактору, где образование - ключевая сфера, которая осуществляет основной процесс формирования эстетического отношения к искусству и

художественного образования подрастающего поколения.

«Очевидно, что потребность изучения более глубоко данной проблемы в системе эстетического воспитания сегодня не уменьшается, а увеличивается, так как народное творчество Чеченской республики обладает богатым познавательным, педагогическим, историко-культурным потенциалом, формирует патриотические чувства, содействует художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности, вкладывая в духовность ростки доброго и прекрасного, развивая воображение, фантазию, побуждая стремление к творчеству» [4].

По нашему мнению, изучая художественную среду как фактор формирования и проявления личности, мы прививаем чувство прекрасного через нравственные представления, развивая свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание и, по нашему мнению, является еще одной художественно-эстетической функцией.

Таким образом, «приобщение к духовно-нравственным и эстетическим идеалам, к художественным образам, отображаемым в различных формах искусства, позволяет формировать систему ценностных установок, ориентиров и, конечно, нравственного поведения человека» [5]. В процессе воспитания и обучения нравственно-эстетическим отношениям учащийся приобретает следующие знания:

- эмоциональный опыт, помогающий ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;

- нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;

- способность к эмоциональному переживанию, эмоциональная отзывчивость на произведение искусства - одна из важнейших способностей, она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку;

- возможность применения полученных знаний, которые проявляются в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Из всего выше сказанного можно констатировать, что процесс формирования личности представляет собой совокупность сложных, продолжительных во времени, насыщенных в эмоциональном отношении стадий. Нравственность, духовность, эстетичность - хрупкие сферы, которые следует заполнять качественным, позитивным содержанием. На наш взгляд, потенциал искусства обладает огромными возможностями формирования духовности, эстетичности, нравственности личности. Поэтому следует всегда опираться на область искусства, характер которой адекватен нравственно -эстетическому восприятию мира личностью растущего человека. Ведь главная цель искусства - учить отбору: выделять интересное, удивительное, важное, красивое, выразительное, запоминающееся, образное.

Путь познания мировых, культурных, эстетических и этических ценностей представляется в правильном восприятии мировой художественной культуры, осмысления мудрости народного слова, песни, образа, кисти, танца. Опыт, обобщенный нами, позволяет заявить, что сегодня сложившийся единый подход к эстетическому воспитанию и художественному образованию для различных в эстетическом и традиционно-культурном отношении регионов не удовлетворяет в полной мере запросы в национальной школе. Важным фактором

педагогического процесса должно выступать применение в преподавательской деятельности сложившихся традиций национального художественного мастерства и выработанного поколениями методов его передачи от учителя к ученику. Национально-региональные традиции в Чеченской республике можно рассматривать в виде основной формирующей функции общего художественного образования и эстетического воспитания учащихся, как основополагающую базовую часть обширного арсенала культуры этого региона, скреплённого с историей, фольклором, декоративно-прикладным и изобразительным искусством и другими видами и жанрами народного искусства.

В настоящее время необходимо осуществлять возрождение национального самосознания не столько через политизацию социальной жизни, сколько через национальную культуру, искусство, эстетическая функция которого представляет собой художественно-образное отражение действительности, направленное на формирование духовно-нравственных качеств личности. На наш взгляд, основной проблемой в решении этого вопроса является отсутствие системного подхода в приобщении учащихся к национальной культуре. Поэтому в решении этих задач важная роль принадлежит педагогическому фактору, где художественное образование - ключевая сфера, которая осуществляет основной процесс духовно-нравственного отношения к национальной культуре у подрастающего поколения. В результате занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству представляются нам наиболее эффективными в решении данных проблем, так как являются для обучающегося специфической средой, где проявляется его индивидуальность, создаются условия для самообучения, самооценки. Однозначно, что отказ от использования в учебном процессе традиций

теоретического изучения и практического освоения художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства ведет к искоренению исторической памяти и этнического духовного населения народов, а фрагментарное использование компонентов профессионального и народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании не могут организовать процесс воспитания в целостную педагогическую систему.

Общеизвестно, что народное творчество является особой целостной сферой духовно-материальной культуры народа. «Народный мастер - носитель коллективного опыта, хранитель традиций и духовных ценностей народа, художественно одаренная личность. Традиционность народного творчества - способ передачи от поколения к поколению идеалов, сложившихся на протяжении длительного времени, а вариативность, как свойство жизни произведения народного искусства» [6]. Сегодня приобретают особую ценность изделия декоративно-прикладного искусства из природных, естественных материалов (глина, дерево, шерсть, кожа) на фоне изделий из искусственных материалов. Рукотворный труд особенно ценен. Поэтому и стоит задача возрождения народных ремесел в контексте современного декоративно-прикладного искусства в Чеченской республике.

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания способствует к формированию у учащихся чувства принадлежности к роду, национальной культуре, развитию их художественно-прикладных способностей и умений. Особо важными компонентами содержания воспитания учащихся выступают: сохранение совокупного духовного опыта человечества, диалог между различными культурами и народами, овладение основами декоративно прикладного творчества, материальными и духовными ценностями общечеловеческой и

национальной художественной культуры. Следовательно, декоративно-прикладное искусство народов Чеченской республики, которое развивалось на многовековых традициях, имеет свои особенности, самобытные национальные черты, наложившие свой отпечаток на развитие эмоций и чувств, художественного вкуса, на эстетическое воспитание жителей горного края. Таким образом, каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающей внутренней целостностью и нравственной, духовной и эстетической устойчивостью на всем протяжении своего существования.

Решая задачи художественного образования и эстетического воспитания, художественно-творческая деятельность воздействует на обучающегося различными способами и методами, пробуждая в нем эстетические эмоции, чувство гармонии и красоты, а самое главное - творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности, подвигающей обучающегося к самосовершенствованию своих способностей, знаний, умений и навыков.

«Еще один ценный аргумент в пользу традиций и обычаев прошлых поколений: как показывает опыт исторического развития, наука и мораль не могут нарушать определенное соответствие между собой. Диспропорция тормозит развитие в целом. Если наука для своего прогресса ориентируется главным образом на будущее, то мораль

оглядывается больше на опыт старших поколений, то есть на утвердившиеся на протяжении тысячелетий духовно-нравственные ценности, которые не склонны к изменению, в определенном смысле статичны, в отличие от науки, которая всегда динамична. Если наука будет шагать вперед ускоренными темпами, а эстетичность и нравственность людей - отставать или падать, то уровень развития народов останется все равно низким. Результаты научных достижений не найдут должного применения в жизни того общества, в котором люди, вследствие своего недостаточного духовно-нравственного развития, не способны оценить и использовать истинные знания, станут препятствием на пути научного прогресса» [3]. Вот почему и в периоды бурного развития научных знаний велико значение нравственных, эстетических ценностей, накопленных человечеством и ярко выраженных в традициях и обычаях прошлых поколений. Соединение педагогических традиций чеченцев с современным содержанием, принципами, функциями, формами, методами и средствами воспитания и удачное применение их в работе будут способствовать многостороннему развитию учащихся, формированию их идейно-нравственных и эстетических взглядов и убеждений.

* Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.

Примечания:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: кн. для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 240 с.

3. Чихурський A.C. Педагогические основы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства в условиях современного образования // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 1-2. C. 112.

4. Демкина E.B. Ментальные характеристики современного российского студенчества. Новосибирск, 2013.

5. Магомедов A.M. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Махачкала, 2010.

6. Буровкина JI.A. Основы декоративно-прикладного искусства. М., 2016.

7. Мусханова И.В., Батчаева Х.Х.-М. Личность, духовность, нравственность. Грозный, 2015.

References:

1. Volkov G.N. Ethnopedagogization of a holistic teaching and educational process. M., 2001.

2. Nemensky B.M. Pedagogy of art. To see, to know and create: Book for teachers of general educational institutions. M.: Prosveshchenie, 2012. 240 pp.

3. Chikhursky A.S. Pedagogical bases of aesthetic education of schoolchildren by means of the fine arts in conditions of modern education // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. No. 1-2. P. 112.

4. Demkina E.V. Mental characteristics of modern Russian students. Novosibirsk, 2013.

5. Magomedov A.M. Golden rules of folk pedagogy of Dagestan. Makhachkala, 2010.

6. Burovkina L.A. Fundamentals of arts and crafts. M., 2016.

7. Muskhanova I.V., Batchaeva Kh.Kh.-M. Person, spirituality and morality. Grozny, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.