Научная статья на тему 'Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании'

Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / HUMANISTIC EDUCATION / REVALUATION OF VALUES / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / PERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куроленко Елена Михайловна

Сравниваются технократическая и гуманистическая образовательные концепции, раскрывается их суть, подчеркивается значение антропологического подхода, способствующего взаимодействию всех участников педагогического процесса, направленного на саморазвитие, самоактуализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF HUMANISTIC APPROACH IN HIGHER EDUCATION

In the article texnocratic and humanistic educational concepts are compared, the value of the anthropological approach promoting interaction between all participants of pedagogical process, directed of persons self-development, self-actualization is demonstarted.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.001.12/.18

Е. М. Куроленко

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Сравниваются технократическая и гуманистическая образовательные концепции, раскрывается их суть, подчеркивается значение антропологического подхода, способствующего взаимодействию всех участников педагогического процесса, направленного на саморазвитие, самоактуализацию личности.

Ключевые слова: гуманизация образования, переоценка ценностей, педагогическая антропология, личностное взаимодействие.

Проблема гуманизации жизни в контексте развития и обучения молодого поколения чрезвычайно остра в цивилизованных странах. Она осознается как сущностная проблема жизнедеятельности и развития человека. Не случайно идеи гуманизма повсеместно входят в образовательную практику, выдвигаются в качестве приоритетных в процессе реформирования образовательных систем, всех сфер деятельности человека. В данном контексте обновление высшего образования становится актуальной реальностью, так как значимые социальные изменения могут стать эффективными при условии интенсивного возрастания культуры, духовно-нравственной наполненности общества.

Сегодня высшее образование является транслятором культуры, поэтому выбор вектора его совершенствования видится в утверждении гуманистических идей в теории и практике образования, обусловливающих смену образовательной парадигмы - от знаниевой к личиостно-смысловой. Следствием этого выступает уважение к личности, понимание ее ценности, универсальности и неповторимости. Применительно к образовательной практике в высших учебных заведениях это касается качества содержания изучаемых дисциплин, а также личности педагога и личности учащегося.

Гуманистически ориентированное образование способно отражать глубокие связи между человеком и обществом, человеком и средой, наукой и культурой, человеком и природой, миром людей и миром предметов. Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется переоценкой ценностей и попытками выработать новый взгляд на мир и место человека в нем. Этот процесс происходит в сопоставлении технократических и гуманистических образовательных концепций.

Технократический подход к человеку и его обучению концентрируется на определении человека в качестве обучаемого, программируемого объекта. При этом осуществляется не саморазвитие личнос-

ти, а усвоение им готовых знаний и образцов, не сотворение с помощью преподавателя образа гармоничного мира в себе самом, а формирование интеллекта и деятельных возможностей человека по определенному образцу. Однако современный мир очень сложен, сопряжен с ускоряющимся научнотехническим прогрессом. Так, формирование общей глобальной информационной сети начинает формировать образование как механизм, порождающий культурные процессы. В этих условиях важными функциями в системе высшего образования становятся гуманистические подходы для того, чтобы учащиеся приобрели качества творческой, мобильной, эстетической личности, воспринимающей себя в процессе образования, самообразования как органичную часть человеческой культуры. Такая личность будет способна к гибкой смене форм и способов жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Важным пространством ее самореализации, на наш взгляд, может выступать именно сфера человеческой культуры в своем духовном воплощении (религия, философия, поэзия, литература, искусство и др.).

Современное российское высшее образование характеризуется неоднозначными тенденциями его реформирования. Несмотря на существование других концепций, ряд отечественных ученых ведут дискуссии о теоретико-методологическом обосновании гуманизации образования в плоскости антропологии, судьба которой в России была очень непростой.

Еще в XIX в. К. Д. Ушинским была выдвинута идея народности воспитания, признания целостности человека. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях» [1, с. 138]. Дальнейшее развитие антропологии в России было запрещено советской командно-административной системой. Однако на западе процесс

становления педагогической антропологии поступательно развивался и был связан с философской антропологией, где в качестве стержневой выдвигалась проблема воспитания человека. В России (в годы перестройки) о необходимости возрождения педагогической антропологии в контексте практического педагогического взаимодействия было заявлено Б. М. Бим-Бадом (1989). В современной отечественной литературе существует множество интерпретаций педагогической антропологии (Л. М. Лузина, А. Я. Данилюк, Т. А. Стефанов-ская, В. В. Чистякова, В. И. Максакова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Л. К. Рахлевская, В. В. Кузин, Б. А. Никитюк и др.) [2, 3]. Интересна позиция В. И. Слободчикова и Е. Н. Исаева, определяющая педагогическую антропологию как комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. По мнению авторов, педагогическая антропология «понимает» образование как неотъемлемый признак человеческого бытия, направленный процесс становления и самостановления человека; выводит цели и средства образования из сущности человека; расширяет круг традиционных понятий педагогики из арсенала личностных отношений («смысл», «свобода», «достоинство», «совесть», «творчество», «антропологическое пространство и время» и др.). Ученые предложили свою модель психолого-педагогической подготовки будущего специалиста. Они исходили из тезиса о базовом значении психологии в контексте антропологической науки, поскольку именно психология дает педагогу знания о развитии человека и о специфике педагогического руководства этим развитием [4, с. 243-269]. Следовательно, антропологический подход в педагогике высшей школы характеризуется гуманистической направленностью, что означает отказ от управленческих установок и выдвижение в качестве приоритетного направления диало-

говое взаимодействие всех участников педагогического процесса, направленного на саморазвитие, самоактуализацию личности.

В современном процессе педагогического реформирования жизнеспособной может быть только такая система образования, которая окажется способной реализовать функцию воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры. Подобная образовательная система становится способной к саморазвитию, к сопоставлению и взаимодействию с зарубежными образовательными моделями. Однако возможности гуманизации образования зависят и от внешних факторов (институтов, общественности, органов управления и т. д.). В то же время профессионально-личностная составляющая педагога будет выступать определяющим фактором обновления высшего образования на основах гуманизма. По нашему мнению, современный педагог должен свободно ориентироваться в широком поле профессиональной деятельности, ответственно участвовать в образовательно-воспитательных процессах, воплощая стратегию на становление духовно-развитой, культурной личности.

Резервы гуманизации образования, сущностной характеристикой которой является подход к педагогической действительности с точки зрения учащегося и во имя учащегося, видятся в дальнейшей динамике культурного развития нашего общества. В этой связи гуманистический подход в системе высшего образования совершенствует контекст восприятия мира молодым человеком, способствует более глубокому его пониманию. Таким образом, гуманитарный характер педагогического взаимодействия на основе развития субъектных свойств личности учащегося и формирования его отношения к системе культурных ценностей способствует выстраиванию собственной жизни в контексте целенаправленного совершенствования.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002. 591 с.

2. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. 313 с.

3. Шиянов Е. Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России. Становление и развитие: учеб. пос. для студ. вузов. М.: Народное образование; Илекса, 2003. 334 с.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 1995. 384 с.

Куроленко Е. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Сибирский федеральный университет.

Ул. Академика Киренского, 26, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660027.

E- mail: kem58@bk.ru

Материал поступил в редакцию 17.09.2010.

E. M. Kurolenko

SOME ASPECTS OF HUMANISTIC APPROACH IN HIGHER EDUCATION

In the article texnocratic and humanistic educational concepts are compared, the value of the anthropological approach promoting interaction between all participants of pedagogical process, directed of person’s self-development, self-actualization is demonstarted.

Key words: humanistic education, revaluation of values, pedagogical anthropology, personal interaction.

Siberian Federal University.

Ul. Akademika Kirenskogo, 26, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk territory, Russia, 660027.

E-mail: kem58@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.