УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Nordman Irina Borisovna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMANISTIC PARADIGM IN RUSSIAN EDUCATION
Аннотация:
Современное развитие общества обозначило проблему необходимости создания педагогической парадигмы, полностью удовлетворяющей потребности личности и общества. Как одно их возможных решений учеными исследуется проблема гуманизации образования. В статье рассматривается становление гуманистической образовательной парадигмы в России с конца XIX в. и прослеживается ее развитие до настоящего времени.
Ключевые слова:
парадигма образования, педагогическая парадигма, парадигмальная установка, традиционная образовательная парадигма, личностно ориентированная парадигма, гуманистическая парадигма.
Summary:
The modern development of the society has identified the problem of pedagogical paradigm transition, which can fully satisfy the needs of an individual and a society. The problem of humanization of education is studied by scholars as one of possible solutions. The article deals with development of the humanistic educational paradigm in Russia starting from the late 19th century until the modern period.
Keywords:
educational paradigm, pedagogical paradigm, paradigmatic setting, traditional educational paradigm, personality-oriented paradigm, humanistic paradigm.
Современная ситуация образования, в том числе и высшего, требует внедрения гуманистических технологий в процессы обучения и воспитания. Но вместе с тем на сегодняшний день отмечается недостаточная разработанность тенденции и принципов развития гуманистической парадигмы в системе высшего профессионального образования. Проблема гуманизации образования рассматривались в работах российских ученых как на рубеже XIX-XX вв. (П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и т. д.), так и в современный период (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Ш.А. Амо-нашвили, Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский и т. д.).
Истоки традиционного и гуманистического подходов к процессу воспитания и обучения, иначе определяемые как традиционная и инновационная парадигмы, прослеживаются еще с древних времен. Носителем содержания образования в традиционной парадигме является педагог; именно он определяет цели учебной деятельности, ее содержание, формы, методы, а также оценивает результаты деятельности, которые представляют собой пассивный объект воздействия со стороны обучающего. Гуманистическая же парадигма, напротив, предполагает постановку обучающегося в центр процесса образования, предусматривая возможности самовыражения его личности. Истоки гуманистического подхода просматриваются еще в работах софистов Древней Греции во второй половине V в. до н. э. Софисты не преследовали цель создания определенной общей системы знаний. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике, применяя обширные знания и умения в области риторики. С точки зрения философии науки софистика занимает позицию релятивизма, иначе относительности всех наших знаний, поскольку, в понимании софистов, мерой истины является человек с его индивидуальным мнением. Подобная точка зрения призывает философию обратить внимание прежде всего на личность человека и ее проблемы.
Традиционная образовательная парадигма являлась ведущей в отечественной педагогике в течение многих веков, гуманистическая же, напротив, была представлена частично и в качестве самостоятельного направления выделилась в России лишь в середине XIX в. Противоположность названных выше парадигм отмечалась многими представителями российской педагогики (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
Различные направления гуманизма (абстрактный, практический, универсальный, социальный) сформировались и развивались в отечественной педагогике в середине XIX - начале XX вв. Данные направления формировались в зависимости от теоретических принципов гуманизации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
образования, от его технологического обеспечения, а также уровня свободы учителя и ученика в процессе образования [1, с. 37]. Каждое из указанных направлений гуманизма можно рассматривать как состоящее из нескольких частных, каждое их которых имеет определенный набор целей и наполнение содержания воспитательного и образовательного процессов.
В 1900 г. известный литературовед и педагог Ю. Айхенвальд предложил идею обращения школы к ребенку как к высшей ценности образования. Им же были предложены подходы к созданию гуманистически ориентированной школы, которые послужили основой оформления теоретической концепции гуманистической парадигмы в России, где основное внимание уделялось установлению «свободного взаимодействия» личности педагога с индивидуальностью учеников на основе их разумных и добрых отношений, наполненных простой и человечной жизненностью, взаимоуважением друг к другу [2]. В качестве первоочередной задачи гуманистически ориентированной школы предполагалось выявление индивидуальных склонностей обучаемых и развитие их в атмосфере «широкой свободы» [3, с. 107], то есть используя установки личностно ориентированного образования. Формами и методами такого образования являлись проблемный эвристический характер обучения [4, с. 107], связь изучаемого материала с реальной действительностью, предоставление возможности обучаемому конструировать образовательную программу и вносить в нее изменения соответственно своим потребностям и интересам, стимулирование познавательного интереса обучаемого к предмету, вызывающему у него наибольший интерес, как показателя «свободного выбора его любознательности». Диалоговый характер обучения и совместный поиск решения задач педагогом и учащимся реализовывались через работу в малых группах, организацию «живых бесед» [5], проблемные лекции, экскурсии, дискуссии. Названные выше формы и методы обучения можно отнести к методическим приемам личностно ориентированного образования.
Достижения в области педагогической психологии в начале XX в. также оказали значительное влияние на формирование и развитие гуманистической парадигмы образования. Экспериментальная психология и дидактика А. Лазурского, А. Нечаева, Н. Румянцева, И. Сикорского дали возможность педагогам, обладающим знаниями в области психики и физиологии ребенка, определить соответствующие формы, методы и приемы личностно ориентированной педагогики, а следовательно, гуманизации процесса образования и воспитания в целом.
Можно выделить следующие характерные признаки гуманистической парадигмы образования начала XX в. Высшей ценностью педагогической деятельности признавался учащийся. Образование и воспитание были направлены на процессы самоактуализации, саморазвития и самореализации учащегося применительно ко всем видам его деятельности [6]. В качестве приоритетных целей образования и воспитания принимались интересы развивающейся личности. Между педагогом и учащимся предполагались субъект-субъектные отношения. Большое значение придавалось расширению границ свободы развивающейся личности по мере изменения жизненных ситуаций. В процессе учения и обучения учащемуся предписывалась активно-деятель-ностная роль. Целостная личность включалась в познавательную деятельность с учетом ее индивидуальных духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных особенностей. Здесь возможно говорить о возникновении в отечественной педагогике оригинальной и целостной модели гуманистической парадигмы образования, так называемого нового гуманизма.
Значительный вклад в становление гуманистической парадигмы образования внесли П.П. Блонский и М.М. Рубинштейн. Ими была выработана общая концепция, близкая к модели школы «самореализации личности». П.П. Блонский, отстаивая приоритетность образования по отношению к воспитанию, в качестве базовых определял культурные ценности [7, с. 67]. Стремлением М.М. Рубинштейна было создание многогранной, всесторонне развитой, цельной личности. Модель гуманистической школы, разработанная П.П. Блонским и М.М. Рубинштейном, отличалась качественно более высоким уровнем и имела обобщающее значение в отношении оформившихся ранее концепций практического, абстрактного, социального и универсального гуманизма, являющихся составляющими гуманистической педагогики. Отличие предложенной П.П. Блонским и М.М. Рубинштейном модели от упомянутых выше гуманистических концепций заключалось не в последующем придании традиционной школе гуманистического характера, а в ее изначальном построении на гуманистических основах [8]. Именно такую концептуальную модель можно считать началом становления гуманистической парадигмы образования.
Анализ историко-педагогического процесса показывает, что традиционная и гуманистическая парадигмальные установки долгое время представляли противоположные подходы, обозначающие традиционное и инновационное направления в педагогике. Такая же тенденция прослеживалась в неогуманизме российской педагогики, появившемся в конце 80-х гг. прошлого века. Представителями педагогической науки также выделялись традиционная и гуманистическая образовательные парадигмы. В качестве традиционной определялись императивная (Ш.А. Амона-
швили), нормативно-формирующая (Л.А. Байкова), формирующая (Е.В. Бондаревская, С.В. Куль-невич), когнитивная (Е.А. Ямбург), личностно тормозящая (Е.Н. Шиянов), педагогика необходимости (О.С. Газман), личностно отчужденное образование (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова) и т. д. В качестве инновационной, гуманистической назывались гуманная (Ш.А. Амонашвили), гуманистическая (Л.А. Байкова), личностно ориентированная (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич), личностная (Е.А. Ямбург), личностно развивающая (Е.Н. Шиянов), педагогика свободы (О.С. Газман), личностно центрированное образование (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова) и т. д.
Попытки создания в России в конце XIX - начале XX вв. гуманистически ориентированной школы были призваны выявлять индивидуальные склонности учащихся и содействовали их развитию, используя формы и методы личностно ориентированного образования. Это способствовало формированию и последующему развитию гуманистической образовательной парадигмы, которая призвана, с одной стороны, выявлять и развивать индивидуальные особенности личности, а с другой - создавать и обеспечивать условия ее свободного развития.
Ссылки:
1. Нордман И.Б. Взаимодействие подходов в отечественной педагогике как основа полипарадигмальности российского образования // Здоровый образ жизни российской молодежи : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию программы утверждения и сохранения трезвости в России «Трезвость - воля народа!» / под ред. Н.Г. Хай-руллиной. Тюмень, 2014. С. 168-172.
2. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала века // Педагогика : науч.-теор. журн. 2000. № 4. С. 63-70.
3. Вестник воспитания. 1900. № 4.
4. Там же. С. 107.
5. Богуславский М.В. Указ. соч.
6. Там же.
7. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916.
8. Богуславский М.В. Указ. соч.