Научная статья на тему 'Теоретические аспекты воспитания, обучения и развития детей сирот в сфере физической культуры'

Теоретические аспекты воспитания, обучения и развития детей сирот в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ORPHANS / PEDAGOGICAL SYSTEM / METHODOLOGICAL APPROACHES / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева М. С.

Раскрываются теоретические аспекты построения процесса обучения и воспитания детей сирот. Анализируются методологические подходы, что позволяет рассмотреть особенности обучения и воспитания детей сирот с различных теоретических позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETIC ASPECTS OF UPBRINGING, EDUCATION AND DEVELOPMENT ORPHANS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

In this article the theoretic aspects of modeling education and upbringing orphans are observed. The methodological approaches are discovered, that helps to consider the peculiarities of education and upbringing orphans from different theoretic positions.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты воспитания, обучения и развития детей сирот в сфере физической культуры»

Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, kuznetsov-oleg@mail. ru, Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute).

Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor of physical training and sports, FVIS@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 376.56

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.С. Леонтьева

Раскрываются теоретические аспекты построения процесса обучения и воспитания детей-сирот. Анализируются методологические подходы, что позволяет рассмотреть особенности обучения и воспитания детей-сирот с различных теоретических позиций.

Ключевые слова: дети-сироты, педагогическая система, методологические подходы, физическая культура, образовательная парадигма

В диалектическом процессе реформирования социально-экономической и общественной жизни страны существенное внимание обращается на формирование человека с высоко развитыми деловыми, нравственными качествами, способностями к самоопределению и самореализации, основанными на личной инициативе и ответственности. Подготовка такого человека требует привлечения всех ценностей культуры и создания адекватных общественной потребности педагогических систем и технологий. Вместе с отдельными обнадеживающими результатами подготовки человека к жизнедеятельности в новых условиях следует отметить, что эти результаты в силу многих объективных причин не стали пока реально достижимой целью для всех звеньев системы образования. Наиболее остро противоречие между общественной потребностью формирования нового человека и несовершенными условиями, содержанием и методами обучения и воспитания проявляются в работе с особой категорией детей -детьми-сиротами. Так, при наличии вполне определенных различий в процессах адаптации детей-сирот, а также их развития в каждой возрастно-половой группе по жизненно важным признакам физического развития, интеллектуальной и нравственной сферы, научного обоснования выявленных быстрых темпов возрастного созревания и развития, продолжает декларироваться коллективное обучение и воспитание по одинаковым учебным планам и программам. Во время их реализации обнаруживается низкая эффективность образовательного процесса, рассогласование между планируемыми и реальными результатами обучения. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод об «исчерпаемости» традиционных подходов в обосновании теоретико-методологических основ воспитания и развития детей-сирот. Выход на новые теоретические рубежи

обусловливает необходимость разработки новой технологии обоснования процесса воспитания, вообще, и воспитания детей-сирот, в частности.

В сложившихся условиях организации жизнедеятельности детей-сирот, когда многие из них оказались в состоянии полной покинутости важно гумани-таризировать образование, сделать его личностно-ориентированным, субъективно значимым для каждого ребенка-сироты.

Гуманитарные науки и знания, к которым принадлежит и физическая культура, как наиболее чувствительные к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе, определяют направленность развития содержания образования. Выработка нового понимания гуманитарно ориентированного содержания предполагает соответственно и новое понимание тех аспектов интеллектуальной, духовной и практической культуры, которые должны лечь в основу такого образования.

В основу комплексного изучения гуманитаризации обучения детей-сирот нами положены следующие методологические подходы: цивилизационный, эволюционный, синергический, аксиологический, культурологический, лич-ностно-деятельностный, антропологический, личностно-ориентированный. Многообразие подходов позволяет рассматривать особенности обучения и воспитания детей-сирот с разных теоретических позиций, оставаясь при этом в рамках современной педагогической науки и опираясь на лучшие образцы практического опыта.

Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что он отражает этап сложнейших социальных разломов, связанных с переходом из одной цивилизации к другой, когда наступает состояние хаоса общественной системы, в результате чего общество утрачивает прежние ориентиры, ценности и смыслы. Кризис техногенной цивилизации обусловлен «кризисом двух детерминизмов -технологического и социального. Это означает, что теряет свою адекватность научная методология, объясняющая развитие общества и его перспективы, исходя из такого рода детерминации» [1]. В разрешении противоречий между целями технократической системы жизни общества и целями гуманистическими мы сможем увидеть успех в создании достойных условий для жизни человека. А значит, для детей, вообще, и детей-сирот, в частности.

В.П. Зинченко считал, что технократическое воззрение - это мировоззрение, существенными чертами которого является примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства [2]. Это определяет сегодняшний социальный хаос, который во многом является следствием того, что «старшее поколение утратило свое место, а новое — не нашло» [3]. Отсюда следует, что техногенная система жизни общества нарушает соотношение между цивилизацией и культурой. Как считает В. В. Зеньковский, в сложной и многообразной современной культуре «нет единства, ее отдельные сферы не просто ото-

рваны одна от другой, но и по существу они ничем не связаны между собой» [4], а главное, многие области современной культуры изолированы от человека, от ребенка - тем более.

Что касается в этом плане жизнедеятельности детей-сирот, то культура нашего времени становится для них все более чуждой, они как бы отрываются от нее. А если все-таки они и являются слепыми подражателями той или иной области массовой культуры, то, как правило, они - слабы, ничтожны, ничего не понимают в других ее областях. Это как раз и является источником все возрастающего раздробления их духа, растерянности, неустроенности, дискомфорта.

Синергетический подход очень важен при анализе проблем воспитания детей-сирот и детей с противоправным поведением. При анализе развития сложноорганизованных систем синергетический подход подтверждает справедливость идей цикличности и круговорота истории, проливает свет на осознание динамики развития таких систем, возможность решающего влияния малых событий на общее течение природных и социальных процессов, идеи нелинейного характера развития. Способность вышеназванных систем к самоорганизации получили широкое распространение в теории и практике воспитания человека. Отсюда следует, что целостные сложноорганизованные системы развиваются самостоятельно, им не стоит навязывать пути развития, и есть смысл говорить не об управляемом, а о направляемом развитии, полагая, что наши воздействия способны лишь обеспечить желаемые тенденции, преодолеть возможные кризисы в развитии детей-сирот. [5].

Как область междисциплинарного знания, синергетика позволяет понять, как правильно направлять тенденцию развития сложноорганизованных систем, в том числе и системы преодоления негативного девиантного поведения ребенка-сироты. И главное здесь - не прессинг, а малые, но правильно организованные резонансные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в том, что современные проблемы организации учебно-воспитательной работы с детьми-сиротами требуют пересмотра не только форм и методов обучения, но продолжения поиска новых принципов гуманитарного ориентированного образования, отвечающего современному пониманию общечеловеческих ценностей.

Ученые связывают идею ценностного (аксиологического) подхода с гуманистической парадигмой в образовании. Гуманистической педагогике аксиологический подход присущ органически поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Степень усвоения личностью ценностей культуры зависит от ее сознания, позволяющего определять принципы и нормативы мотивированного, индивидуального их значения для субъекта. В этом смысле ценности являются условием и результатом самоопределения и самореализации личности в образовательной деятельности.

С позиции философии образования его ценностная характеристика предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как цен-

ность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная [6]. Только гармония указанных блоков создает необходимые предпосылки для перехода от фактически внешней, преимущественно социокультурной и социально-экономической категории «ценность» к внутренней, собственно образовательной категории «цель» как в ее наиболее общем, интегративном выражении, так и дифференцированном, иерархизирован-ном виде применительно к конкретным звеньям образования.

Исследователи отмечают, что современные приоритеты образования не отражают главного - личностной ценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированного отношения человека к собственному образованию, его уровню и качеству [6, 7 и др.].

В этой связи приоритетным в разработке содержания образования детей-сирот на федеральном и региональном уровнях должен стать такой его компонент, как ценности - отношения, убеждения, мотивы деятельности. Ценностные ориентации должны стать «аксиологической пружиной», придающей активность всем структурным компонентам содержания образования.

Ценностные ориентации детей-сирот могут рассматриваться как способы, с помощью которых дифференцируют объекты образовательной культуры по их значимости. В структуре образовательной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется.

Ценностный подход допускает рассмотрение самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования личности как ценности. В этой связи мы можем отметить, что в сфере физической культуры гуманистическая ценностная ориентация придает особую направленность содержанию образования и педагогическому процессу, в котором происходит саморазвитие ребенка-сироты.

Культурологический подход - это взгляд на образование как на форму, способ и средство саморазвития культуры, развития сущностных сил человека. Данный подход требует, чтобы в центре образовательного процесса находилась человеческая личность и обеспечивался полноценный процесс ее развития на основе всемерного раскрытия ценностей культуры и нравственности. Поэтому важное значение приобретает гуманитарный аспект информационной культуры личности. Гуманитарное содержание образования предполагает рассмотрение содержание самости личности на уровне представленных в нем культур. Культура самости, обеспечивающая гармонию личности с собой, включает в себя интеллектуальную, эмоционально-чувственную, физическую, психорегулятивную культуры, культуру творчества и духовную культуру [8].

Таким образом, данный подход позволяет рассмотреть сферу образования как единый, целостный макрофеномен культуры. В связи с этим физическая

культура как учебная дисциплина выступает органичной частью целого, а ее программа строиться в логике развития человеческого знания вообще и данной науки в частности и соотносится с индивидуальными и возрастными особенностями детей-сирот.

В качестве одного из методологических подходов к конструированию содержания обучения детей-сирот выступает антропологический подход. Термин «антропология» определяется как «знание о человеке», «наука о человеке» [9]. Телесность человека в большей степени выходит из компетенции природы и непосредственно обуславливается социокультурными факторами, что требует новых подходов к ее рассмотрению, сбалансированному сочетанию биологических и социальных сторон его жизнедеятельности, определению оптимальных сторон в мобилизации огромного творческого потенциала, которым обладает человек, научению умению активизировать свои природные возможности.

В попытке выявить закономерные связи между биологически запрограммированным развитием ребенка-сироты и результатами воспитательных воздействий на него, педагогическая антропология исходит из аксиомы единства общего, особенного и частного в человеке. Педагогическая антропология учитывает разброс свойств ребенка в чрезвычайно широких диапазонах нормы и патологии. Исследование частного (отдельного), определение общего в особенном, поиск закономерностей всеобщего в каждом отдельном случае - необходимая предпосылка и метод получения научных фактов.

Философская антропология рассматривает сущность человека с позиции идей самосозидающего, трансцендилирующего, открытого к постоянному выходу за свои актуально данные пределы социального бытия человека. Индивидуальная целостность не статична, ее процессуальный характер проявляется в интегрировании личностью большого объема своей разнообразной деятельности, в постоянном духовном преобразовании себя, в самостроительстве, в самовоспитании.

Системно-деятельностный подход. В научной литературе наиболее распространенным, однако, является термин «системный подход», потому что всякая система, безусловно, предполагает наличие деятельности. Личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, определяет личностное развитие ее субъекта. Категория «деятельность» выступает в качестве способа активного взаимодействия человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Системно-деятельностный подход позволяет использовать различные методы и приемы, сопряженные с принятием решений, направленных на достижение поставленных целей. Ю.М.Аксеновым [10] были обоснованы организационно-педагогические условия реализации системно-деятельностного подхода. К ним относятся следующие: социально-психологическая поддержка ребенка-сироты в новом типе коллектива, в индивидуальной и коллективной, многоплановой по содержанию деятельности; активизация субъектной позиции

ребенка, его социального участия в решении собственных проблем; сопряжение личностно значимых ценностей с общепринятыми нормами и ценностными ориентациями и др.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми-сиротами имеет важное значение для использования его как одного из возможных подходов, позволяющих решить задачи обучения и воспитания этой категории детей. Данный подход позволяет определить взаимодействие, взаимообусловленность, совместную продуктивную деятельность на основе сотрудничества.

Личностно ориентированный подход. Специфика личностно-ориентированного образования видится исследователям в восприятии ребенка абсолютной ценностью образования и воспитания, в создании в образовательном пространстве таких ситуаций, которые активизируют развитие не только познавательных, но и личностных функций учащихся. Теоретическое значение данного подхода связано с раскрытием природы и условий реализации личностно-развивающих функций процесса обучения; в определении целевых, содержательных характеристик процесса обучения. Личностно-ориентированный подход в обучении центрируется вокруг подхода к учащимся как полноправным партнерам в условиях сотрудничества, отрицает манипулятивный подход к ним.

Специфическое предназначение личностно ориентированного образования видится в выделении личности обучающегося в качестве основного субъекта образовательного процесса, определяющего направленность его содержания на непрерывное развитие целостной личности. Это позволяет актуализировать личностный потенциал ребенка-сироты на начальных этапах образовательного пути.

Личностно ориентированное образование в силу своей гуманистической ориентации направлено исключительно на уникальность, самобытность личности обучающихся. Идея «самости» занимает в нем центральное место. В контексте развития «самости» рассматриваются процессы саморазвития, самоактуализации, самосовершенствования, самоопределения, самовоспитания и самообразования личности, формирования самостоятельности.

Опираясь на личностно ориентированный подход к образовательному процессу, цель педагогической деятельности (развитие личности) достигается не в сравнении ребенка-сироты с каким-либо стандартом, а, прежде всего, по тем изменениям, которые произошли «по отношению к нему самому вчерашнему, сегодняшнему, завтрашнему» [11, с. 48]. Отсюда вытекают основные методологические предпосылки организации процесса обучения детей-сирот: во-первых, гуманистический характер процесса обучения ребенка-сироты и, во-вторых, совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка-сироты. Развитие ребенка осуществляется в деятельности, а дети-сироты должны стремиться к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых.

Ориентация на демократизацию образования неразрывно связана с его гуманизацией, с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. Поэтому гуманизация обозначает для нас усиление личностного подхода, создает благоприятные условия обучения детей-сирот.

В этой связи образовательный процесс по физической культуре при лич-ностно ориентированном подходе представляет ребенку-сироте, опираясь на его склонности, интересы, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании учебной деятельности и учебном поведении. При этом содержание образования, его средства и методы структурироваться так, что позволяют проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме [11]. Не вызывает сомнения тезис о том, что превращение потенциальной личности в актуальную осуществляется в познании. Однако содержание гуманитарного компонента должно не только обеспечивать расширение кругозора детей-сирот, но и формировать мировоззренческие позиции, определять убежденность детей-сирот в необходимости освоения ценностей физической культуры

[7].

При традиционном подходе к содержанию образования по физической культуре детей-сирот знания, умения и навыки выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой личность ребенка, что приводит к регламентации учебного материала, ориентации содержания на среднего воспитанника и другим негативным последствиям.

При личностно ориентированном подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, умения и навыки, а сам ребенок-сирота. Такой подход отвечает сущности гуманитаризации образования, поскольку обеспечивает:

- во-первых, свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности ребенка-сироты;

- во-вторых, гуманное отношение к развивающейся личности ребенка-сироты;

- в-третьих, становление ее индивидуальности и возможность самореализации в образовательном пространстве интернатного учреждения.

Таким образом, личностно ориентированный подход направлен на формирование у детей-сирот способностей к самооценке, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, сотрудничества и других личностных качеств.

Новая образовательная парадигма применительно к образованию детей-сирот подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом нам видится ее главное отличие от прежней парадигмы, которая бала в основном парадигмой обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения и навыки и общественное воспитание Новая парадигма, не отменяя прежнюю, должна воплощать, ставшими привычными

приоритеты и провозглашать более высокое качество образования. При этом изменяются коренные подходы и идеалы системы образования.

Список литературы

1. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 38.

2. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 36.

3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Серия: Мыслители XX века. М.: Республика. 1994. С. 42.

4. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика.

1997. С. 309-310.

5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 20.

6. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учебное пособие для студентов. М.: Ин-т практ. психологии. 1996. 144 с.

7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. М., 2001. 240 с.

8. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов/на Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та. 1997. 144 с.

9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: Наука, 2002. 471 с.

10. Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: дис. ... канд. пед. наук. М, 1999. 197 с.

11. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «Модек».

1998. 288с.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук доц., leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE THEORETIC ASPECTS OF UPBRINGING, EDUCATION AND DEVELOPMENT ORPHANS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

M. S. Leontyeva

In this article the theoretic aspects of modeling education and upbringing orphans are observed. The methodological approaches are discovered, that helps to consider the peculiarities of education and upbringing orphans from different theoretic positions.

Key words: orphans, pedagogical system, methodological approaches, physical education, educational paradigm.

Leontyeva Maria, candidate of pedagogic science, docent, leontyeva 72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.091.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

А.В. Миронова

Выявлены основные характеристики студенческого возраста и определена его значимость как периода интенсивного саморазвития личности человека, так как он отличается высоким образовательным уровнем, познавательной мотивацией, социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Ключевые слова: индивидуальные особенности, студенты, саморазвитие.

Проблема профессионального саморазвития студентов, формирование готовности к их будущей деятельности представляет особую актуальность для теории и практики высшего профессионального образования на сегодняшний день.

Концепция «неограниченного развития» (Б .Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Э. Эриксон и др.), согласно которой развитие не прекращается до конца жизни человека, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству, определяет необходимость и востребованность изучения детерминирующих факторов профессионального становления, способностей, мотивации, ценностных ориентаций субъектов учебного процесса [4]. Психолого-педагогические исследования указывают на существование у студентов трудностей в самоопределении, в освоении учебных программ; на наличие выраженного состояния дискомфорта. Наряду с этим не остаются постоянными требования, предъявляемые к профессиональной деятельности; появляются новые специальности, не имеющие аналогов в прошлом. Изучение индивидуальных особенностей студентов может быть направлено на решение задач стимулирования самоопределения личности, помощи в индивидуализации и саморазвитии.

Саморазвитие понимается нами как сложное эволюционно-инволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные и деятельностные изменения. Наиболее ценным и социально желательным является позитивный вектор личностного развития, результатом которого выступает формирование общей культуры человека, что особенно важно для студента - носителя культу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.