17. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1911 г. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума (отделение), Новоисаакиевская, 20. 1912. Личный состав фабричной инспекции. С. 17.
18. Симонова Е.В. Провинциальные города Тульской губернии в XIX веке.: монография. Тула, 2005. 237 с.: ил.
19. Чистяков И. Страхование рабочих в России: опыт исторического страхования рабочих, в связи с некоторыми другими мерами их обеспечения. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. 422 с.
20. ГАТО. Ф.88 Оп.1 Д.1.
21. ГАТО. Ф.88 Оп. 1 Д.2.
22. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.176.
23. ГАТО. Ф.89 Оп. 1 Д. 177.
24. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.178 .
25. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.179 .
26. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.182.
Краюшкина Елена Игоревна, аспирант, lenakrayush@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.
THE ESTABLISHMENT OF THE SICK-FUNDS IN THE FACTORIES OF TULA
REGION IN 1913-1914
E. I. Krayushkina
The article tempts to analize the process of the sick-funds establishment in the factories of Tula region in the beginning of 20th century. Law and regulatory environment and the attitude from the side of workers are analized.
Key words: Tula region, social insurance, sick-funds, workers, enterprising.
Krayushkina Elena Igorevna, PhD student, lenakrayush@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University.
УДК 316
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
М.С. Леонтьева, Т.И. Субботина
Приводится анализ применения средств и методов физической культуры в учебно-воспитательной работе с детьми-сиротами. Отмечается значимость физической культуры в процессе социально-педагогической реабилитации и рекреации детей-сирот.
Ключевые слова: физическая культура, дети-сироты, двигательная активность, внеурочные занятия.
Политические, социальные и экономические изменения, происходящие объективно в России, обусловили изменения не только в педагоги-
ческой деятельности и всех практических сферах образования, но и в педагогической теории.
В настоящее время является аксиомой положение о том, что решение проблем, стоящих перед обществом, стало невозможным без переосмысления новой роли человека, без развития его нереализованных и не-выявленных возможностей, без раскрытия его интеллектуального и духовного потенциала [1, 2].
В диалектическом процессе реформирования социальноэкономической и общественной жизни страны существенное внимание обращается на формирование человека с высоко развитыми деловыми, нравственными качествами, способностями к самоопределению и самореализации, основанными на личной инициативе и ответственности. Подготовка такого человека требует, как показывает общественно-исторический опыт, привлечения всех ценностей культуры и создания адекватных общественной потребности педагогических систем и технологий. Вместе с отдельными обнадеживающими результатами подготовки человека к жизнедеятельности в новых условиях следует, однако, отметить, что эти результаты в силу многих объективных причин не стали пока реально достижимой целью для всех звеньев системы образования.
Наиболее остро противоречие между общественной потребностью формирования нового человека и несовершенными условиями, содержанием и методами обучения и воспитания проявляются в работе с особой категорией детей - детьми-сиротами. Так, при наличии вполне определенных различий в процессах адаптации детей-сирот, а также их развития в каждой возрастно-половой группе по жизненно важным признакам физического развития, интеллектуальной и нравственной сферы, научного обоснования выявленных быстрых темпов возрастного созревания и развития, продолжает декларироваться коллективное обучение и воспитание по одинаковым учебным планам и программам. Во время их реализации обнаруживается низшая эффективность образовательного процесса, рассогласование между планируемыми и реальными результатами обучения [3].
Эти обстоятельства позволяют сделать вывод об «исчерпаемости» традиционных подходов в обосновании теоретико-методологических основ воспитания и развития детей-сирот.
Выход на новые теоретические рубежи обусловливает необходимость разработки новой технологии обоснования процесса воспитания, вообще, и воспитания детей-сирот, в частности.
Однако в детских домах и школах-интернатах по сегодняшний день остается неразрешенным противоречие, когда, с одной стороны, все понимают значение физической культуры для здоровья и развития детей -сирот, а с другой стороны, на практике, более значимыми, «главными» в образовательных учреждениях остаются «образовательные» предметы, а уроки физкультуры отодвигаются на задний план. Физкультурно-
массовая работа в этих учреждениях строго регламентирована и не выходит за рамки 2-х часов в неделю и осуществляется, как правило, по типовым учебным программам, которые акцентированы преимущественно на формировании двигательной культуры с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям [4]. В учреждениях интернатного типа режимным моментам придается особое значение. Однако наблюдается перегрузка воспитанников учебными занятиями за счет увеличения времени, отводимого на самоподготовку и уменьшения времени, отводимого на организацию подвижных игр и спортивной деятельности, что усугубляет вышеописанную ситуацию избыточности и недостаточности в развитии ребенка-сироты. На наш взгляд, эта ситуация не только не устраняется, но и поддерживается тем, что используемые программы обучения и воспитания не адекватны фактическому (актуальному) состоянию детей, а применяемые в них средства устраняют лишь внешние проявления ситуации избыточности-недостаточности.
В ряде исследований [5, 6, 7, 8 и др.] показано, что важное место в работе с детьми-сиротами должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, так как их низкий удельный вес в программах обучения и воспитания детей-сирот не приводит к заметному улучшению физического развития, к позитивным изменениям в эмоциональной сфере, к формированию основ здорового образа жизни.
В связи с вышеизложенным, физическая культура в интернатном учреждении должна являться неотъемлемой частью формирования общей, учебной, профессиональной культуры личности воспитанников, системы гуманистического воспитания детей-сирот. Как учебная дисциплина -одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния детей-сирот в процессе их социализации и адаптации к условиям их жизни.
В настоящее время все более активно ведется поиск новых средств и методов физической подготовки детей-сирот, однако во многом он связан с лимитом времени на уроках физической культуры, а также режимными моментами в организации жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов. Поэтому ряд авторов считает эффективным использование наряду с уроками физической культуры внеурочных форм.
Так, например, В.А. Ильин предлагает следующую экспериментальную программу для детей детских домов дошкольного возраста: комплекс утренних закаливающих мероприятий; физкультминутки; физкуль-тпаузы 2-3 мин; физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна; организованная физкультурно-спортивная деятельность на прогулках; индивидуальные физкультурные занятия; физкультурные досуги, походы; спортивные развлечения, спортивные праздники [9].
Т.В. Чернова указывает, что повышение общей двигательной активности детей-сирот путем введения дополнительного занятия в неделю, плавания, ритмики по 3-5мин в день улучшает показатели физического развития, показатели умственной работоспособности, а также улучшает развитие речи [10].
М.С. Леонтьевой были сформулированы основные дидактические условия, в рамках которых целесообразно осуществлять подготовку детей-сирот к школе: социальная ситуация развития, которую следует проектировать и осуществлять с опорой на положительное в ребенке, на его способности к кумуляции общественно-исторического опыта в сфере физической культуры; формирование индивидуально-специфического опыта адаптации детей-сирот к социально-воспитательной среде через развитие инвариантных механизмов реагирования на внешние воздействия; развитие психомоторных способностей детей-сирот, и социальный и генетический варианты целостного процесса развития.
В рамках выдвинутых дидактических условий разработана методика физического воспитания детей-сирот, основанная на преимущественном использовании игры в бадминтон и дополнительного содержания обучения для направленного развития ведущих двигательных способностей [7].
С.В. Галицин рекомендует использовать учебно-тренировочные занятия по спортивным играм (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис), подвижным играм, плаванию, восточным единоборствам, общей физической подготовке, корригирующей гимнастике (упражнения для коррекции стопы и осанки). Автор считает, что для решения вопросов социализации детей детских домов большую часть соревнований по различным видам спорта необходимо проводить с их сверстниками, проживающими в семьях. Наряду с этим, при планировании физкультурнооздоровительной работы С.В. Галицин предлагает учитывать следующие моменты: оценку состояния здоровья воспитанников детского дома, что позволяет отразить наиболее распространенные заболевания; общее количество здоровых детей, что используется для коррекции программ физкультурно-оздоровительных мероприятий; непрерывность процесса физического воспитания для увеличения показателей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, укрепления здоровья детей-сирот; необходимость проведения физкультурно-спортивных мероприятий во второй половине дня, а в летний период - два раза в день [5].
О.А. Шпитальная считает, что потенциальным резервом и адекватной формой двигательной активности для детей-сирот являются рекреативные занятия во внеурочное время, основанные на использовании подвижных игр, включающих основные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание). Такие занятия не только удовлетворяют эмоциональную и двигательную потребность детей, но и несут коррекционно-развивающую
функцию различных сфер жизнедеятельности ребенка - социальной, психической, умственной и физической [11].
Д.В.Грязнов сформулировал основные принципы социальнопедагогической реабилитации детей-сирот в сфере физической культуры, раскрывающие теоретическую и практическую направленность экспериментальной методики: - принцип преемственности обусловливает необходимость учета содержания двигательного опыта ребенка-сироты и разработки технологии ее совершенствования в процессе физкультурноспортивной деятельности; - принцип систематичности учебнотренировочной нагрузки строится на утверждении, что достижение запланированных кумулятивных эффектов состоится при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 45-60 минут каждое; - принцип узконаправленной тренировочной нагрузки основан на признании эффективности ее локального воздействия на различные системы организма, что позволяет рационально отбирать содержание обучения и управлять процессом реабилитации.
На основе этих принципов была разработана экспериментальная методика физического воспитания в детском доме, состоящая из совокупности взаимосвязанных инвариантных элементов. Первый элемент - содержание основного и дополнительного учебного материала для занятий ребенка-сироты биологически оправданным и предпочитаемым видом физкультурно-спортивной деятельности. Второй элемент - формы занятий физическими упражнениями, опосредованные в утренней физической зарядке, попутной физической тренировке, тренировочных занятиях в видах спорта. Третий элемент - уроки физической культуры в общеобразовательной школе, создающие базис общефизической подготовленности, основу для занятий спортом [6].
Е.В. Максимихина (2006) разработала вариант построения учебнотренировочного и воспитательного процесса по физическому воспитанию на основе кругового метода тренировки для подростков с девиантным поведением. В основу построения программы вошли следующие положения: - учебный процесс должен иметь оздоровительно-профилактическую направленность; - средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся и должны способствовать снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению мотивационных установок, самооценки личности; - в качестве средств физического воспитания следует использовать упражнения аэробной направленности; - в качестве методов физического воспитания следует использовать круговой метод (40% от общего количества часов), посредством которого обеспечивается развитие индивидуальных способностей; - частота сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении физических нагрузок должна находиться в пределах 140-160 уд/мин, интервалы отдыха 110 -120 уд/мин, как наиболее благоприятная для протекания психических про-
цессов; - подбор средств, методов и педагогических приемов должен способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Автор считает, что изменение в положительную сторону психоэмоционального состояния воспитанников школы-интерната необходимо осуществлять параллельно с развитием двигательных качеств. При этом надо учитывать, что прямого разграничения воздействия педагогических приемов на снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении занимающихся достичь практически невозможно. Поэтому, воздействуя на психоэмоциональное состояние подростков одновременно происходит и формирование адекватной самооценки личности, создание позитивных мотивационных установок, коррекция негативных психических процессов, развитие двигательных качеств, формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом [12] .
Салимов М.И. (2006) наряду с обязательными занятиями по физическому воспитанию (в рамках школьной программы) предлагает проводить регулярные занятия в кружке адаптивной физической культуры для увеличения двигательной активности воспитанников. Автор утверждает, что использование средств физической культуры, адаптивного спорта и разработанного медико-педагогического контроля влияет на улучшение физического и психического развития детей, что повышает их подготовленность к социальной адаптации [13].
Л.М. Беженцева (2006) предложила методику занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Данная методика разрабатывалась с учетом интересов занимающихся; формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и координационных способностей; подготовленности функциональных систем. В основу данной методики были положены следующие положения: оздоровительно-коррекционная
направленность занятий; широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности и амплитуды; использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску; использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений [14].
Башта Л.Ю. (2006) считает, что работа по совершенствованию физической подготовленности дошкольников-сирот должна строиться на основе игровой мотивации, с преимущественным использованием подвижных, элементов спортивных игр и игровых упражнений с направленным развитием физических способностей.
Автором предложена поэтапная методика развития физические способности детей-сирот на неурочных занятиях. На развитие каждой фи-
зической способности отводится не менее 2 месяцев при 3-разовых занятиях в неделю [15].
Проведенный анализ методических разработок по применению физической культуры в учреждениях интернатного типа выявил, что физическая культура детей-сирот, как правило, рассматривается как средство реабилитации [14, 6, 5, 13 и др.].
Другие авторы [16, 7] считают, что оптимизация психофизического состояния воспитанников интернатных учреждений является задачей физической рекреации. И именно она, по данным исследований в учреждении интернатного типа должна занимать должное место в организации жизни детей. Это связано с тем, что физической рекреации присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой характер, и свобода выбора действий и партнера, и положительный эмоциональный фон. Она создает базу успешной адаптации ребенка к конкретным условиям.
Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что структура, содержание, формы и методы организации работы в сфере физической активности детей-сирот пока разработаны недостаточно. Ощущается недостаток сведений о системах физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами, ориентированной на комплексное, то есть оздоровительное, воспитательное, образовательное и развивающее воздействие, что не способствует оптимизации социальной адаптации и устранению явлений избыточности-недостаточности этой категории детей.
Одним из приоритетных направлений, на наш взгляд, в системе реабилитации и рекреации детей-сирот, полноценной подготовке их к учебной и профессиональной деятельности должно стать преодоление недостаточности традиционно используемых средств и методов физической культуры в работе с детьми сиротами, существенное обновление физкультурно-образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, усиление в них личностно-развивающего и природосообразного содержания, способствующих удовлетворению социальных и биологических потребностей детей в двигательной активности. В этой связи в современных условиях необходимы инновационные проекты реализации многовариантных программ физического воспитания, сообразные с природой и предпочтениями детей-сирот.
В связи с этим разработка концепции физической культуры детей-сирот должна осуществляется на основе преимущественной социализации личности детей и подростков и быть ориентированной на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учет индивидуальных особенностей, основных интересов и уровня развития психофизических показателей [17]. Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. В этой связи физическая культура приобретает
особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека.
Список литературы
1. Касьян А.А. Гуманитаризация образования: Некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. № 2. С. 17-22.
2. Шадрикова В.Д. Россия: гуманизация системы образования // Перспективы. 1998. Т.27. №4. С. 102-111.
3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005. 400 с.
4. Протченко Т.А. Полянская Н.В., Малыхина М.В. Не скудеет Россия талантами // Физическая культура в школе. 1996. № 5. С. 2-5.
5. Галицин С.В. Пути совершенствования физического воспитания подростков в детских домах: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск,1999.180 с.
6. Грязнов Д.В. Методика социально-педагогической реабилитации детей-сирот с использованием средств физической культуры: дис. . канд. пед. наук. Тула, 2005. 150 с.
7. Леонтьева М.С. Дошкольное физическое детей-сирот: монография. Тула, 2012. 120 с.
8. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. ... д-р. пед. наук. СПб., 2002. 518 с.
9. Ильин В.А. Физкультурно-спортивные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 20 с.
10. Чернова Т.В. Состояние здоровья детей 3-7 лет, воспитывающихся в дошкольных детских домах и пути его коррекции средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990. 23 с.
11.Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 22 с.
12. Максимихина Е.В. Влияние дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре и спорту на коррекцию психофизического состояния детей с девиантным поведением: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
13. Салимов М.И. Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 166 с.
14. Беженцева Л.М. Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2006. 236 с.
15. Башта Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 171 с.
16. Кобринский М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1992. 20 с.
17. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996. 138 с.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., leontyeva72@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Субботина Татьяна Игоревна, д-р мед. наук, доц., leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL WORK WITH ORPHANS
M.S. Leontyeva, T.I. Subbotina
This article provides the analysis of the use of means and methods ofphysical training in the educational work with orphans. The authors outline the significance of physical culture in the process of socio-pedagogical rehabilitation and recreation of orphans.
Key words: physical education, orphans, motor activity, extracurricular classes.
Leontyeva Maria Sergeevna, PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Tatiana Igorevna Subbotina, Doctor of Medical Science, Associate Professor, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 351.354
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В.Ю. Подуева
Раскрывается взаимосвязь уровня профессионализации через аспекты образования, наличие дефицитных специалистов и различных направлений переподготовки государственных служащих. Автор считает, что эффективность государственной гражданской службы зависит от готовности служащих к освоению новых знаний, а также от деловых, личностно-психологических и нравственных качеств личности, позволяющих успешно выполнять трудовую функцию на определенных должностях.
Ключевые слова: профессия, профессионализация, образование, профессиональная деятельность, государственная гражданская служба.
Система профессиональной подготовки чиновников появилась в России в конце XIX - начале XX вв. Подготовка государственных служа-