Научная статья на тему 'Методика подготовки детей - сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры'

Методика подготовки детей - сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИТУАЦИЯ ИЗБЫТОЧНОСТИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ / КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева М. С.

Раскрываются особенности методики подготовки детей сирот к профессиональной деятельности, их адаптации в социуме, учитывающей этапы их социальной ситуации развития и социализации и связанной с природой и социально психологическими предпочтениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREPARATION OF ORPHANS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

This article is devoted to the specific methods of preparation of orphans to the professional activity, their adaptation in the society, taking into consideration the stages of their social situation of development and socialization and their social-psychological preferences.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки детей - сирот к профессиональной деятельности средствами физической культуры»

Список литературы

1. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / Л. Л. Артамонова [и др.]; под ред. О.П. Панфилова. М: Владос-пресс, 2010. 389 с.

2. Антропометрический контроль физического развития студентов: учебно-методическое пособие / Е.Д. Грязеваф др.]; под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.

3. Клиническая ультразвуковая диагностика патологии вен . нижних конечностей: Руководство для врачей / Н.П. Шилкина [и др]; под ; ред. Ю.В. Новикова. Кострома: ДиАр, 1999. 72 с.

О. Y. Kuznetsov

USE OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING FOR FORMATION OF OPTIMUM HEMODYNAMICS OF THE BOTTOM EXTREMITIES A T STUDENTS

In article results of anthropometrical control of individual physical development of students of the Tula state university are considered, ways of correction revealed at a part trained backlogs of development of the bottom extremities and preventive maintenance of risk of development of vascular diseases by physical training means are investigated, the complexes of improving exercises directed on optimization of hemodynamic in the bottom extremities are resulted\

Keywords: a constitution, anthropometry, anthropometrical control, individual physical development, hemodynamic, physical training, physical framing means.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 376.564

M.C. Леонтьева, канд. пед. наук, доц., (4872)35-82-98, leontyeva72@.mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ) МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раскрываются особенности методики подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности, их адаптации в социуме, учитывающей этапы их социальной ситуации развития и социализации и связанной с природой и социально-психологическими предпочтениями.

Ключевые слова: дети-сироты, этапы развития, физическая культура, ситуация избыточности-недостаточности, курсы обучения.

Социальная политика в современной России направлена на консолидацию усилий государственных и общественных организаций, специалистов разных направлений деятельности в разработке и

осуществлении системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В основу работы положены передовые идеи и взгляды, накопленные и разрабатываемые в гуманитарных науках, в управлении социальными процессами в масштабах государства, в законодательной практике. Одновременно актуализируется срочный характер принципиальных преобразований, необходимость широкого внедрения инициативных социально-экономических, валеолого-педагогических, реабилитационно-восстановительных программ для этой категории детей, установления фактического, а не только декларируемого равенства возможностей с семейными детьми.

Традиционные подходы к организации жизни, воспитания и обучения детей-сирот в государственных образовательных учреждениях уже не удовлетворяют изменившееся общество. Государственная социальная помощь на практике оказывается малоэффективной -выпускники детских домов чувствуют себя социально и психологически незащищенными и неподготовленными к самостоятельной жизни. Из-за этого ряд направлений государственной политики, целевых программ, инициативы политических партий, общественных и государственных деятелей в реальном обустройстве жизни и деятельности детей-сирот решают в основном задачу преодоления влияния экономической недостаточности и субъективных недоработок в этой сфере [1, 2].

Насущная необходимость использования высокоэффективных технологий прямо вытекает из анализа ситуации, когда воспитанники сиротских учреждений существенно отстают в физическом, психическом и личностном развитии от сверстников, живущих в семье.

Установленное и подтвержденное научными исследованиями рассогласование социального и психологического развития детей-сирот создает характерную для этой категории детей ситуацию недостаточности в одном и избыточности в другом. Так, воздействие неблагоприятной среды обитания вызывает, как отмечалось выше, сбой, задержку психического и физического развития ребенка-сироты, что в свою очередь предопределяет недостаточность освоения школьной образовательной программы, возникновение неуспеха, сопровождающего учебную Деятельность [3]. Эта недостаточность и ее сопровождение каждый раз усиливаются при попытках форсированного обучения, обусловливая Избыточность реагирования организма ребенка-сироты на любое, в том числе педагогическое воздействие [1, 4].

На наш взгляд, эта ситуация не только не устраняется, но и поддерживается тем, что используемые программы обучения и воспитания неадекватны фактическому (актуальному) состоянию детей, а применяемые в них средства устраняют лить внешние проявления ситуации избыточности-недостаточности. Не изжиты также недостатки в

отборе и обосновании надежных критериев эффективности используемых программ обучения и воспитания, поэтому чаще всего проектируются инвариантные эффекты, полученные в результате, либо медицинского лечения, либо психолого-педагогического воздействия. Кумуляция таких эффектов прослеживается редко; отдельные эффекты либо не проектируются, либо обсуждаются как некоторые общечеловеческие нормы [5].

Не умаляя значимости интенсивного внедрения социально-психологических и валеологических программ и технологий подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате, следует отметить, что такого же внедрения не получили технологические инновации личностно-развивающего содержания, особенно в системе физического воспитания этой категории детей. Во всех видах образовательных учреждений, где обучаются и воспитываются дети-сироты, наблюдается неоправданное уменьшение времени на обязательные занятия физическими упражнениями, а учебные программы по физическому воспитанию не адекватны фактическому состоянию их здоровья, двигательной и физической подготовленности.

Преодоление объективной недостаточности традиционных средств и методов физического воспитания в работе с детьми-сиротами, существенное обновление физкультурно-образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, усиление в них роли личностно-развивающего и природосообразного содержания, способствующих удовлетворению социальных и биологических потребностей детей в двигательной активности, является, на наш взгляд, одним из приоритетных направлений системы реабилитации этой категории детей и их полноценной подготовке к учебной и профессиональной деятельности.

Методологической основой для разработки технологий физического воспитания детей-сирот является выделение ярусов (уровней), составляющих этапы развития ребенка-сироты. За исходную точку принимается курс обучения, в котором нормы деятельности будут воплощены в самих средствах этой деятельности.

Для каждого этапа (периода) сиротства разработаны разные курсы физического воспитания (реабилитационные и рекреационные), связанные с природой и социально-психологическими предпочтениями детей-сирот, предопределяющие целостность (единство) становления и развития мировоззрения, двигательной, психологической и интеллектуальной сторон жизнедеятельности и ориентированная как на усвоение ребенком-сиротой определенной суммы знаний, умений и навыков, так и на становление его субъектом разнообразных форм и видов деятельности,

которые применялись на дополнительных занятиях, предусмотренных режимом дня учреждений интернатного типа.

Для детей-сирот, обучающихся в старших классах и готовящихся к профессиональной деятельности, был разработан профессиональный курс, где использовались занятия спортом для обеспечения профессиональной адаптации детей-сирот, их личностной и профессиональной самореализации. Эти занятия ориентируют воспитанников на самостоятельные занятия физической культурой и спортом, что обеспечивает развитие профессионально значимых качеств, освоение ориентации на выбор профессии. Такая организация занятий, во-первых, приучает воспитанников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и, во-вторых, вооружает знаниями и навыками организации подобных занятий, как индивидуальных, так и коллективных, тем самым активно формируя у них представления о здоровом образе жизни.

Исходя из этого основными задачами курса являются: развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта; обучение технике двигательных действий избранных видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований; формирование психофизической готовности к освоению профессиональной деятельности; обучение способам контроля за состоянием здоровья и профилактики утомления средствами физической культуры, оказания доврачебной помощи на занятиях физическими упражнениями и спортом, элементарным приемам массажа и самомассажа; освоение простейших умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями (с детьми-сиротами дошкольного и младшего школьного возраста); формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Отличительной особенностью данного курса является предоставление возможности сиротам старшего школьного возраста осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта, что соотносится с интересами воспитанников в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня их физической и двигательной подготовленности, что Достигается жесткой регламентацией специализированных упражнений из разных видов спорта, а также использованием игрового и соревновательного и других методов организации занятий. Такая организация физкультурно-оздоровительных занятий позволяет органично соединить программы тренировки с вариативными методами обучения.

Профессиональный курс включает в себя два раздела: базовые основы избранного вида спортивной специализации, которые осваиваются старшеклассниками на дополнительных физкультурно-оздоровительных занятиях; и раздел методических знаний умений и навыков (содержит материал, на основании которого у учащихся формируются методические умения в подборе специализированных упражнений, составлении тренировочных комплексов, организации спортивных мероприятий с младшими воспитанниками).

Для подготовки детей-сирот к профессиональной деятельности применялись специальные упражнения, которые создавали предпосылки к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей, профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время.

Наряду с изложенным методическая организация профессионального курса обучения предусматривала осуществление педагогического сопровождения и педагогической поддержки, акцентирование собственных интересов ребенка-сироты, поддержки его в социально, приемлемых увлечениях, формирование мотивации достижения и успеха. В этой связи модель сопровождения социально-эмоционального развития включала профилактические меры, своевременное выявление и коррекцию субъективных реакций на эмоциональное неблагополучие, позволяющих предотвратить формирование личностных нарушений у подростков. Содержание педагогической поддержки в профессиональном курсе включало в себя следующие виды работ: диагностическую работу (проведение медицинского, психолого-педагогического обследования сцелью коррекции программ рекреации, определение уровня адаптации выпускников); формирование индивидуальной системы ценностных ориентации на познание основных ценностей физической культуры (включение воспитанников в деятельность по определению профессионально и личностно значимых целей физического самосовершенствования); формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию (самостоятельная постановка задач индивидуального физического и духовного совершенствования, выбор адекватных средств их решения); формирование атмосферы доверия и взаимопонимания между субъектами образовательного процесса {включение воспитанников в систему учебных и личностных отношений со сверстниками и преподавателями); организацию досуга, занятости в каникулярное время (вовлечение в производственную деятельность, подготовка и проведение праздников для себя и младших детей, организация и проведение соревнований).

Рассмотрим вначале влияние экспериментальной методики на состояние психоэмоциональной сферы детей-сирот. Так число детей с адекватным мироощущением увеличилось на на 5,7%. Произошло уменьшение процента воспитанников, находящихся в состоянии дезадаптации на 5,4 %.

Оценивая эту группу детей с точки зрения благоирнятной-неблагоприятной адаптационной ситуации, можно считать, что по окончании эксперимента дети-сироты имеют значимое распределение в зонах адекватного мироощущения и дискомфорта (57,0 %). Данную ситуацию психоэмоционального развития можно считать относительно благоприятной.

Наряду с положительными изменениями следует отметить, что остались дети, испытывающие только дискомфорт (41,9 %). Вероятно, эти дети при любых изменяющихся условиях воспитания и обучения остро осознают свой статус.

В результате педагогического эксперимента у девочек 15-16 лет, занимающихся в отделении координации, произошли достоверные изменения в показателях. Так, результат зрительно-моторной реакции улучшился на 12,7 мс, челночного бега - на 0,7 с, максимальной частоты движений - на 4,6 ударов, скорости однократного движения - на 7,2 мс. Улучшились результаты в силовых показателях: кистевая динамометрия -с 16,3 до 22,1 кг, становая динамометрия - с 95,2 до 103,3 кг, прыжок в длину с места - с 209,2 до 217,1 см. Наряду с этим улучшились результаты в показателях выносливости: в приседаниях - на 3,1, в наклонах- на 2,6, в статической выносливости - на 11,5 с. У мальчиков 15-16 лет, занимающихся в скоростно-силовом отделении, произошло также достоверное улучшение результатов. Получены достоверные изменения (1=2,3-5,2; P<0,05-0,001), характеризующие уровень физического развития, а также координации и выносливости. Наблюдается увеличение числа приседаний (на 4,5), наклонов (на 5,2), показателя статической выносливости на 11,2 с. Не менее важными представляются изменения в Других показателях: в реакции на движущейся объект процент ошибки снизился до 7,3 %, в точности временного анализа - до 10,6 %, в точности силового анализа - до 22,3 %, в точности пространственного анализа - до 19,1 %.

Таким образом, нами зафиксирован заметный прирост в психомоторном развитии детей-сирот у испытуемых экспериментальных групп: в каждой возрастно-половой выборке достоверное улучшение результатов (Р<0,05-0,001) обнаружено в большинстве актуальных изучаемых показателей Проведенный анализ динамики психомоторного развития детей-сирот позволил выявить, что преимущественная тренировка ведущих признаков способствует приросту результатов по большинству тестов на всем периоде обучения.

В этой связи можно отметить, что представленный подход к организации физического воспитания детей-сирот старшего школьного возраста предупреждает у них возникновение состояния «избыточности-недостаточности», ведет к благополучной социальной адаптации ребенка-сироты в обществе.

Список литературы

1.Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот //Научные доклады. № 120. Москва: Московский общественный научный фонд, 2000. 239 с.

2. О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приказ Минобразования РФ // Вестник образования. 2001. №16. С. 19-23.

3.Ермолина Л.А., Андреева Л.Н., Кашникова А.Н. Психологические аспекты сиротства // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М.,

1994. С. 54-55.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005. 400 с.

5.Ермаков В.А. , Леонтьева М.С., Грязное Д.В. Проектирование медико-психологической реабилитации детей-сирот Тульской области средствами физической культуры и спорта // Научно-технические работы, выполненные в 1997-2001г. при финансовой поддержке администрации Тульской области: сб. информац. мат-лов. Тула: Изд-во «Власта», 2002. С. 157-162.

M.S. Leontyeva

METHODS OF PREPARATION OF ORPHANS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

This article is devoted to the specific methods of preparation of orphans to the professional activity, their adaptation in the society, taking into consideration the stages of their social situation of development and socialization and their social-psychological preferences.

Key words: orphans, stages of development, physical training, situation of superfluity and insufficiency, academic curriculum.

Получено 20.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.