Научная статья на тему 'Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами'

Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PHYSICAL CULTURE / CHILDREN-ORPHANS / INDIVIDUALIZATION / NATURE CONFORMITY / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Мария Сергеевна

Раскрываются принципы построения индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания детей-сирот. Рассматриваются этапы адаптации воспитанников детских домов и раскрываются задачи физического воспитания на каждом их этих этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING WORK WITH CHILDREN-ORPHANS

Disclosed the principles of the individually-differentiated programs of physical education of children-orphans. We consider the stages of adaptation of pupils of children's homes and disclosed objectives of physical education at each of these stages.

Текст научной работы на тему «Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами»

УДК 796.011.1

МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

М.С. Леонтьева

Раскрываются принципы построения индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания детей-сирот. Рассматриваются этапы адаптации воспитанников детских домов и раскрываются задачи физического воспитания на каждом их этих этапов.

Ключевые слова: физическая культура, дети-сироты, индивидуализация, природосообразность, социальная адаптация.

Сиротство как устоявшееся явление является продуктом традиционного общества. Дети, оставшиеся без попечения родителей, изначально лишены важного этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье), вследствие чего процесс их

дальнейшей социализации носит деструктивный характер. В связи с этим восполнение утраченного семейного микросоциума решается системой учреждений государственной поддержки детства и соответствующими институтами [1], однако, проблема социализации детей-сирот решается недостаточно полно [2]. К особенностям поведения детей-сирот можно отнести малоподвижность, что приводит к гиподинамии и гипокинезии. Клинические наблюдения и практический опыт показывают, что дети-сироты особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

Выход из создавшегося положения возможен лишь при комплексном решении задач физического, нравственного и духовного воспитания [3]. Одно из центральных мест в этом направлении должно занимать физическое воспитание, которое способствует укреплению здоровья детей, снижает уровень их тревожности и агрессии [4 и др.].

В этой связи актуальность данного исследования заключается в разрешении объективного противоречия между необходимостью подготовки детей-сирот к осуществлению индивидуального стиля жизнедеятельности и недостаточной разработанностью технологий проектирования индивидуально-дифференцированных программ физического воспитания, составляющих главное направление этого процесса.

Целью исследования является разработка теоретических основ и технологий проектирования индивидуально-дифференцированных программ по физическому воспитанию для детей-сирот.

Работа по проектированию индивидуально-дифференцированных программ по физическому воспитанию для детей-сирот проводилась на базе Алексинского детского дома «Наша семья» и Киреевской школы-интерната Тульской области.

В процессе работы использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников; педагогические наблюдения; контрольное тестирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных материалов исследования.

Анализ специальной литературы и собственные материалы исследования подтверждают, что у 80 % детей-сирот наблюдаются тенденции отставания результатов в показателях физического развития, двигательной и физической подготовленности от аналогичных данных семейных детей. Отмеченная тенденция существенно ограничивает возможности ребенка в освоении предметно-культурной среды, а также успешность в освоении учебно-профессиональной деятельности [2, 5, 6,

7, 8].

Разработка концептуальных основ технологий проектирования программ физического воспитания детей-сирот предполагает формирование принципов, обосновывающих его теоретическую и методологическую направленность.

Основополагающим принципом предлагаемой технологии является единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов в процессе физического воспитания ребенка-сироты как неповторимого человеческого существа, субъекта сознания и

деятельности. Интеллектуальные, мировоззренческие компоненты индивидуально-дифференцированных программ включаются в содержание физического воспитания в виде целостной программы знаний о человеке и его субъективном мире, о взаимодействии человека с другими людьми в процессах познания и в других видах деятельности, о рефлексии человека на себя в формировании потребности во благе другого. Это достигается за счет актуализации процесса познания самого себя путем овладения детьми-сиротами основами знаний о всестороннем развитии личности другого, привлечения объективного знания о человеке из психологической и биологической науки, педагогики и теории физического воспитания.

Принцип природосообразного развития физического потенциала человека строится на утверждении о том, что условия физической активности человека, средства и методы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должны быть согласованы с человеческой природой и законами ее развития. В основе этого принципа лежат идеи Я.А. Каменского, А. Дистервега о единстве человека и окружающего мира, поэтому, по их мнению, перед педагогикой стоят три важнейшие задачи: она должна считаться с индивидом и формировать его сообразно с его природными особенностями, воспитывать его согласно общечеловеческим ценностям.

Сущность принципа природосообразности в процессе физического воспитания детей-сирот состоит в том, что он ориентирует всю

совокупность условий и факторов, обусловливающих неуклонное развитие физического потенциала ребенка-сироты, на такое их сочетание во времени, которое могло бы в наибольшей степени соответствовать естественному ритму развития моторики и морфофункциональных систем обеспечения. Этот принцип предопределяет многообразие форм

двигательной активности на основе индивидуализации и дифференциации, что создает оптимальные условия для проявления задатков и развития способностей детей-сирот в избранных ими видах физкультурно-

оздоровительной деятельности, выбора этих видов с учетом состояния здоровья, интересов и потребностей.

Принцип социосообразности физического воспитания детей-сирот основан на признании индивидуально-специфической для каждого возрастного периода развития человека системы отношений к социальной действительности. Степень овладения растущим человеком системой отношений к социальной действительности, социальным опытом действий и отношений, осознания себя в обществе, видения себя в других людях, готовности к ответственному действию в окружающем мире своеобразно

аккумулируются в позиции «Я» ребенка-сироты по отношению к обществу. Значимым показателем социального развития выступают интересы воспитанников детского дома, в которых выражается направленность их индивидуальности, их интеллектуальная, эмоциональная и физическая активность [9].

Последовательная реализация рассмотренных принципов наряду с экспериментальными материалами предоставляет возможность использования новых педагогических технологий в сфере физического воспитания детей-сирот на основе идеи индивидуализации в использовании физических упражнений, делая этот процесс инновационным по своей сути и способам организации.

Как известно, важнейшей задачей деятельности педагогов учреждений для детей-сирот является работа по социализации личности воспитанников, обеспечивающая их успешную постинтернатную адаптацию и самореализацию в жизни. Социализация ребенка-сироты предполагает определенный уровень сформированности личностной компетенции, в том числе и физической, и проходит через ряд последовательных взаимосвязанных этапов. При этом переход к последующему этапу возможен только после успешного преодоления предыдущего.

Этапы адаптации ребенка-сироты мы условно разделили на начальную, коммуникативную и учебную адаптацию, обеспечивающую саморазвитие и самореализацию личности. На каждом из этих этапов использовались разные программы по физическому воспитанию.

Задачами начального этапа адаптации детей-сирот (дошкольники и младшие школьники) являлись следующие: подготовка детей-сирот к занятиям физической культурой, изменение их социальной ситуации развития.

Подготовка к систематическому выполнению физических упражнений решалась путем увеличения числа занятий в неделю, а также изменением социальной ситуации за счет введения большего числа преподавателей физической культуры. Поэтому число занятий в недельном цикле увеличилось до трех, с каждой группой занимались в неделю три преподавателя.

На этом этапе эксперимента использовались направленные педагогические воздействия для формирования у детей полноценной учебной деятельности, которая по содержанию, форме и учебной нагрузке соответствовала бы их возрасту.

Для этого использовались:

- однородные по направленности воздействия физические упражнения в игровой и соревновательной формах;

- регламентированные способы взаимодействия детей между собой при выполнении двигательных заданий и с взрослыми;

- строевые приемы и действия;

- выполнение детьми определенных требований при подготовке инвентаря к занятиям, его размещению на площадке и в местах хранения;

- организационные мероприятия и приемы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в процессе занятий физическими упражнениями.

В процессе учебных занятий особое внимание обращалось на точность и своевременность ответных действий обучаемых, поощрялись любые формы проявления инициативы, активности в оказании помощи сверстникам.

Наряду с этим в процессе занятий проводились закаливающие мероприятия, массаж биологически активных точек и упражнения для развития мелких мышц кисти, пальчиковые игры, направленные на оздоровление, развитие умственных способностей воспитанников. На наш взгляд, такая организация физкультурных занятий предполагает постоянное включение детей в игровую деятельность, что способствует приспособлению их к конкретной ситуации, связанной с поступлением в интернатное учреждение.

За период формирующего эксперимента достоверные различия произошли в 9 показателях из 17. Получены достоверные изменения (1=2,6-5,75; Р<0,05-0,001), характеризующие уровень физического

развития, а также координации и выносливости.

К задачам этапа коммуникативной адаптации (дети 8-9-летнего возраста) мы отнесли следующие: во-первых, необходимость

сформировать у воспитанников социальные навыки общения и поведения, во-вторых, сформировать учебные действия анализа, сравнения, изменения и самоконтроля. Поэтому на данном этапе в учебных занятиях по физическому воспитанию использовались преимущественно подвижные игры.

Важным условием развития игровой деятельности и ее активизации у детей-сирот является формирование навыков социального опыта, игровых действий, овладение моторикой, чему в немалой степени способствует воспитание личностных качеств: воли, настойчивости, стремления к преодолению трудностей, упорства в достижении целей, честности, уважения, сочувствия, формирования правильных взаимоотношений. Осознание своей самостоятельности и ощущение игрового удовольствия становятся источником уверенности, коммуникативных отношений с окружающими.

Достоверное улучшение результатов произошло в десяти показателях из 17 (1=2,6-5,3; Р<0,05-0,001), характеризующих уровень физического развития, быстроты, силы и выносливости.

На этапе учебной адаптации были разработаны программы, направленные на развитие ведущего двигательного признака воспитанников.

Целью программы по физическому воспитанию для детей-сирот является необходимость разрешения проблем адаптации воспитанников путем построения системы оптимизации обучения, обеспечивающей индивидуально-дифференцированный подход на основе физкультурноспортивных интересов, запросов и склонностей занимающихся.

Реализация поставленной цели предусматривает комплексное решение основных воспитательно-образовательных, оздоровительных и развивающих задач:

- развития мотивационно-потребностной сферы для осуществления функций физического воспитания, самоорганизации и реализации здорового стиля жизнедеятельности;

- формирования системы знаний, умений и навыков физического самосовершенствования;

- включения человека в активную физкультурно-спортивную деятельность по освоению и дальнейшему приумножению ценностей физической культуры.

Реализуя главную задачу, программа предполагает осуществление практических занятий в трех учебных отделениях: скоростно-силовом, координации и выносливости. Такая организация физкультурных занятий, на наш взгляд, способствует снятию социально-психической отчужденности у детей-сирот. Их успехи в физкультурной деятельности повышают их самооценку, а участие в коллективных мероприятиях развивает чувство причастности к группе, команде.

При отборе содержания учебной программы приоритетными стали следующие направления:

- максимальное соответствие доминирующим по развитию двигательным способностям и морфофункциональным механизмам с целью интенсивного формирования физического потенциала ребенка;

- расширение образовательного аспекта учебного материала для приобретения достаточных и необходимых знаний, умений и навыков и, на основе этого, обеспечения полноценной реабилитации ребенка-сироты;

- свобода выбора вида физкультурно-спортивной деятельности, способствующей переходу от обязательных спортивных упражнений к необходимости заботиться о своем физическом состоянии самостоятельно.

Данная программа реализуется на занятиях по физической культуре, предусмотренных режимом детского дома (два раза в неделю), и строится по принципам спортивной тренировки.

На завершающем этапе исследования достоверное улучшение в сравнении с исходным уровнем у девочек 10-11-летнего возраста наблюдалось в показателях физического развития, выносливости и

координации движений (t=3,0-5,8; P<0,05-0,01); у девочек 12-13-летнего возраста достоверное улучшение результатов произошло в скоростносиловых показателях, физическом развитии и выносливости (t=2,9-6,8; P<0,05-0,001). Достоверное улучшение в показателях физического развития, скоростно-силовой подготовленности и координации движений произошло у мальчиков 10-11 лет (t=3,3-6,7; P<0,05-0,001); у мальчиков 12-13 лет - в показателях физического развития, выносливости и координации движений (t=2,8-4,7; P<0,05-0,01).

Полученные материалы доказывают необходимость использования системы физической тренировки как основы физического воспитания в детском доме. Наряду с этим необходимо отметить, что организованное таким образом физическое воспитание детей-сирот способствует снятию социально-психологической отчужденности, а также приучает воспитанников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организации подобных занятий, как индивидуальных, так и коллективных.

Список литературы

1. Шишова В.И. Социально-педагогические проблемы социального сиротства // Педагогика, психология. Ч. I. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. С. 20-24.

2. Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 22 с.

3. Симаков Ю.П. Олимпиады и олимпийцы: учеб. пособие по олимпийскому образованию для учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, ССУЗов и студентов вузов. Омск: СибГАФК, 1995. 71 с.

4. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1996. 592 с.

5. Ермаков В.А., Леонтьева М.С. , Грязнов Д.В. Проектирование медико-психологической реабилитации детей-сирот Тульской области средствами физической культуры и спорта // Науч.-техн. работы, вып. 1997-2001 гг. при фин. поддержке Адм. Тул. обл.: сб. информ. материалов. Тула, 2002. С. 157-162.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2002. 518 с.

8. Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома / под общ. ред. Т.Г. Олешкевич. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 344 с.

9. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996. 138 с.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц, доцент, leontyeva72@mail.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING WORK WITH

CHILDREN-ORPHANS

M.S. Leontyeva

Disclosed the principles of the individually-differentiated programs of physical education of children-orphans. We consider the stages of adaptation of pupils of children's homes and disclosed objectives of physical education at each of these stages.

Key words: physical culture, children-orphans, individualization, nature conformity, social adaptation.

Leontyeva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.011.1

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

А.Н. Лотарев

Показана роль физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации.

Ключевые слова: физическая культура, учебный процесс, физическое

воспитание, учебно-трудовая активность.

Студенчество - это большая часть молодого поколения страны. Поэтому укрепление здоровья, повышение работоспособности, а значит успешность их обучения и, как следствие этого, развитие и усиление в будущем интеллектуального потенциала страны несомненно зависит от правильного решения проблемы укрепления здоровья студентов за годы их обучения в вузе.

Студенческий возраст - это не только период роста и развития организма человека, но и период приобретения человеком различных знаний и обучения его необходимым умениям и навыкам. Вместе с тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.