УДК 316
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
М.С. Леонтьева
Раскрывается организационно-методическое управление физическим воспитанием детей-сирот дошкольного возраста. Рассматриваются цели и задачи начального курса физического воспитания для детей-сирот. Показано положительное влияние начального курса на формирование игровой деятельности, а также на психоэмоциональное и психомоторное развития дошкольников.
Ключевые слова: дети-сироты, дошкольный возраст, физическая культура, технология, игровая деятельность.
Проблема воспитания и развития детей-сирот в настоящее время приобретает особую значимость, обусловленную не только непрерывным ростом числа детей-сирот, поступающих под опеку государства, но и недостаточно эффективным функционированием существующей системы опеки и попечительства, которая, в основном, ориентирована на учет первичных потребностей сироты.
Насущная необходимость использования высокоэффективных технологий прямо вытекает из анализа ситуации, когда воспитанники сиротских учреждений существенно отстают в физическом, психическом и личностном развитии от сверстников, живущих в семье. Среди нарушений психического развития детей-сирот преобладают расстройства в эмоциональной и интеллектуальной сфере.
На наш взгляд, эта ситуация не только не устраняется, но и поддерживается тем, что используемые программы обучения и воспитания не адекватны фактическому (актуальному) состоянию детей, а применяемые в них средства устраняют лишь внешние проявления ситуации избыточности-недостаточности.
Преодоление объективной недостаточности традиционных средств и методов физического воспитания в работе с детьми-сиротами, существенное обновление физкультурно-образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, усиление в них роли личностно-развивающего и природосообразного содержания, способствующих удовлетворению социальных и биологических потребностей детей в двигательной активности, является, на наш взгляд, одним из приоритетных направлений системы реабилитации этой категории детей и их полноценной подготовки к учебной и профессиональной деятельности. В интеграции с другими средствами физическое воспитание должно занимать одно из центральных мест в процессе обучения и воспитания детей-сирот, тем
более что обладает широкими возможностями гибко модернизировать присущие ему педагогические технологии, а их специфику использовать для усиления планируемых эффектов.
Материалы психолого-педагогических исследований в области дошкольной педагогики, детской и возрастной психологии и физиологии свидетельствуют о высокой значимости двигательной активности в процессе роста и развития, актуализации способностей и возможностей детей в усвоении знаний, умений и навыков, в формировании способностей и качеств личности. Вместе с тем, физический потенциал детей-сирот дошкольного и младшего школьного возраста не только не реализуется сам по себе и не встраивается автоматически в умственное и нравственное развитие ребенка, но и требует на каждом этапе этого развития создания адекватной педагогической среды [1, 2, 3].
В связи с вышеизложенным для детей дошкольного возраста разработан начальный курс физического воспитания.
Согласно определению, данному С.И.Ожеговым [4, с. 418], начало -это первый момент или первые моменты какого-нибудь действия или явления, а также исходный пункт, исходная точка.
В нашем исследовании начальный курс для ребенка-сироты - это начало освоения культуры вообще и физической культуры, в частности, это начало новой социальной ситуации развития, определяющей фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в этих условиях. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста виды деятельности ребенка, деятельности, которая обеспечивает кардинальные изменения в психике ребенка на определенном возрастном этапе. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Внутри ведущей деятельности возникают другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности) [5, 6, 7].
Содержание культуры является целью физического воспитания. В рассматриваемый период возрастного развития дошкольник уже владеет основными формами движений (двигательных действий), а именно, ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, перелазанием. Одна из задач физического воспитания будет состоять не только в том, чтобы совершенствовать перечисленные формы движений, но и главное в том, чтобы сформировать из них так называемую школу движений (окультурить то, что получено от природы), преобразовать бытовые формы движений в средства физического воспитания, в средства ведущей деятельности. От-
сюда вытекает цель начального курса - подготовка детей-сирот к систематическим занятиям физической культурой.
Исходя из вышеизложенного, при реализации начального курса нами решались следующие воспитательные, образовательные и развивающие задачи: подготовка к систематическому выполнению физических упражнений; организация сотрудничества детей-сирот и взрослых; организация предметной деятельности; формирование познавательной деятельности; развитие эмоциональной сферы детей-сирот.
Организационно-методическое управление начальным курсом представлено на рис. 1.
Рис. 1. Организационно-методическое управление физическим воспитанием детей-сирот дошкольного возраста
При реализации задач начального курса мы исходили из того обстоятельства, что игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Поскольку игра не является данной от природы естественной способностью - это деятельность, которая сначала должна сформироваться, поэтому она нуждается в нацеленной на это практике.
Учитывая значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, при реализации начального курса двигательная активность строилась на формировании интереса детей-сирот, что достигалось через вызов положительных эмоций. Занятия организовывались путем отказа от щадящих режимов, предусмотренных традиционной программой. Нагрузки дозировались с учетом индивидуальных особенностей ребенка-сироты. На этом этапе важно было создать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы занятия физическими упражнениями приносили ребенку радость.
В структуру занятия включались следующие игры: сюжетно-ролевые игры-развлечения; сюжетно-ролевые «пальчиковые игры»; сюжетно-ролевые театрализованные игры, содержание которых определено на основании драматизации знакомых сказок, стихов; просмотренных мультипликационных фильмов и художественных фильмов; сюжетно-ролевые эстафеты и подвижные игры; тематические игры-праздники.
Физкультурные занятия с сиротами дошкольного возраста включали в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Использовались упражнения преимущественно циклического характера. Учебно-воспитательная работа по физическому воспитанию осуществлялась в четыре основных этапа, рассчитанных на годичный цикл работы: 1 этап - предварительный (до 3 занятий); 2 этап - ориентировочный (5-6 занятий); 3 этап - формирующий (до 9 занятий, в зависимости от ее сложности); 4 этап - завершающий -контрольный (6-12 занятий). Каждый из этапов жестко не закреплен и при необходимости может воспроизводиться в зависимости от получаемой информации и выбираемых детьми игр.
Контроль за выполнением упражнений осуществлялся следующим образом. В отдельном занятии контролировались поведение, взаимодействия со сверстниками, двигательные действия испытуемых, своевременно исправлялись возникающие ошибки, учитывались параметры нагрузки (продолжительность выполнения двигательного задания) и отдыха. В недельном цикле учитывался объем и интенсивность нагрузки, общее число выполняемых упражнений, а также время, затраченное на выполнение упражнений. На этом этапе своевременно исправлялись ошибки и стимулировались достижения (успехи).
В связи с тем, что данный этап включает в себя реабилитацию ребенка-сироты, направленную на восстановление и укрепление его нового статуса, восполнение сил и веры в свое будущее, адаптацию ребенка к новым условиям проживания, правилам и нормам детского дома, педагогическое сопровождение и поддержка были направлены на создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны педагогов и практически всех сотрудников детского дома (таблица).
Содержание педагогической поддержки в начальном курсе
Задачи Содержание
Диагностическая работа Проведение медицинского, психолого-педагогического обследования, разработка программ реабилитации
Создание«душевного пространства» ребенка Доверительные индивидуальные беседы с ребенком, знакомство ребенка с персоналом, группой, предметами личного пользования, другими детьми, включение в совместную деятельность с детьми и педагогом (по желанию)
Создание ребенку ситуаций успеха, одобрения Фиксация внимания на положительных сторонах личности ребенка, авансирование положительных оценок, временное сохранение «вредных привычек», переключение ребенка с отрицательных переживаний на положительные
Организация досуга детей Проведение праздников, физкультурных досугов
Чтобы определить уровень сформированности игровой деятельности в группе, сделанные в ходе наблюдения за детьми была использована методика Р.Р. Калининой [8]. Мы оценивали основные параметры, определяющие развитие игровой деятельности в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. В соответствии с рекомендациями Р.Р. Калининой [8] были выявлены уровни сформированности игровой деятельности:
- 1 уровень - низкий;
- 2 уровень - ниже среднего;
- 3 уровень - средний;
- 4 уровень - высокий.
В процессе педагогических наблюдений была установлена динамика сформированности игровой деятельности (рис. 2 ).
Из рисунка видно, что после эксперимента произошло увеличение числа количества воспитанников, имеющих средний уровень сформированное™ игровой деятельности (30 %), на 33 % увеличилось количество детей, имеющих уровень сформированности игровых действий ниже среднего. В результате реализации начального курса мы можем отметить, что для детей-сирот стало характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, реализующей через действия с предметами и ролевую речь. Дети-сироты смогли свободно вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником и педагогом, стали достигать цели игры. При этом игры детей-сирот не отличались творческим развитием сюжета, в них наблюдалась многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий.
Рис. 2. Динамика сформированности игровой деятельности у детей-сирот дошкольного возраста
Наряду с формированием игровой деятельности изменились параметры в показателях психоэмоциональной и психомоторной сферы детей-сирот дошкольного возраста.
Рассматривая влияние экспериментальной технологии на состояние психоэмоциональной сферы детей-сирот, можно отметить следующее.
В результате освоения игровой деятельности число детей дошкольного возраста с адекватным мироощущением увеличилось на 4,2 %, вместе с этим произошло уменьшение воспитанников, находящихся в состоянии дезадаптации (на 5,7 %). Эти дети испытывали трудности в освоении игровой деятельности - были малоподвижны, замкнуты, стремились играть в одиночку. Вероятно, эти дети нуждаются в постоянной помощи педагога для установления взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
В результате освоения игровой деятельности у детей-сирот дошкольного возраста произошли положительные изменения в показателях физической и двигательной подготовленности (рис. 3).
Рассмотрим далее результаты в показателях психомоторного развития дошкольников, воспитывающихся в разных социальных средах. Применяя этот прием, мы исходили из того, что социальная среда проживания в интернатных учреждениях резко контрастирует с аналогичными параметрами семейной жизни и условиями детских садов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17
Рис. 3. Динамика психофизического развития дошкольников: 1 - длина тела, 2 - масса тела, 3 - окружность грудной клетки (ОГК), 4 - челночный бег 3x10 м, 5 - максимальная частота движений (МЧД), 6 - скорость однократного движения (СОД), 7 - кистевая динамометрия, 8 - становая динамометрия, 9 - прыжок в длину с места, 10 - приседания за 30 с, 11 - наклоны туловища за 30 с, 12 - статическая выносливость, 13 - реакция на движущийся объект (РДО), 14 - точность временного анализа движений (ТВА), 15 - точность силового анализа движений (ТСА), 16 - точность пространственного анализа движений (ТПА), 17 - зрительно-моторная реакция. (для п=27: t = 2,05, Р<0,05; t = 2,77, Р<0,01; t = 3,69, Р<0,001; для п=22:1= 2,07, Р<0,05; 1= 2,82, Р<0,01;
1= 3,79, Р<0,001).
У детей-сирот наряду с позитивными результатами естественного и социального развития наблюдаются резко выраженные тревожность, реакции невротического типа, эмоционально-чувственный негативизм к условиям организованного обучения, девиантное поведение. Основная ее особенность - это монотонность и однообразие жизнедеятельности детей-сирот, неудовлетворенность потребностью в общении со взрослыми, преобладание коллективных форм обучения и воспитания.
При изучении двигательных и психомоторных качеств дошкольников мы можем отметить следующее. Из таблицы видно, что по большинству изучаемых показателей получен прирост по всем показателям в срав-
нении с начальным этапом педагогического эксперимента (1= 2,1-5,5; Р< 0,05-0,01).
Однако темпы прироста в показателях групп были различными. Так у дошкольников, воспитывающихся в семье, изменения в показателях психомоторного развития были на достоверном уровне значимости в 12 показателях из 17 ^ 2,1-3,7; Р< 0,05-0,01). У детей-сирот произошел достоверный прирост результатов в 7 показателях из 17. Наиболее выраженное улучшение результатов произошло в скоростно-силовых показателях и координации движений 2,1-4,9; Р< 0,05-0,001). По другим показателям -челночный бег, максимальная частоте движений, кистевая и становая динамометрия, приседания, наклоны, зрительно-моторная реакция - при улучшении средних показателей, достоверных различий не обнаружено (Р> 0,05).
Наряду с изложенным необходимо отметить относительно высокий коэффициент вариации (е¥,%) в изучаемых показателях детей-сирот в начале эксперимента, что убедительно говорит о неоднородности их развития детей. Данное обстоятельство позволяет судить о том, что механизмом адаптации детей-сирот является реагирование целостной структурой на любое воздействие, приводящее к избыточному, неэкономному способу адаптации. При анализе результатов второго этапа формирующего эксперимента можно отметить снижение значения коэффициента вариации (еУ, %) в показателях группы детей-сирот, что указывает на однонаправленность изменений, которые являются результатом педагогический воздействий. Наряду с этим к концу второго этапа наблюдается резкое снижение значимости достоверных различий (0,01-0,05%). Таким образом, при значительных различиях в развитии дошкольников, воспитывающихся в разных социальных условиях, наша деятельность позволила приблизить результаты психомоторного развития детей-сирот к показателям дошкольников, воспитывающихся в детском саду.
В этой связи мы считаем, что применяемые в педагогическом эксперименте игровые упражнения оказали положительное влияние на развитие внимания, мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции и др. Это позволяет наметить тенденцию того, что у детей-сирот дошкольного возраста на фоне более эффективного становления и протекания психомоторных процессов улучшается координация движений, совершенствуется управление всеми функциями организма, возрастает сила и уравновешенность нервных процессов.
Список литературы
1. Ермаков В.А., Леонтьева М.С., Грязнов Д.В. Проектирование медико-психологической реабилитации детей-сирот Тульской области средствами физической культуры и спорта // Научно-технические работы, вы-
полненные в 1997-2001г. при финансовой поддержке администрации Тульской области: сб. информацион. материалов. Тула: Изд-во «Власта», 2002. С. 157-162.
2. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Физическое воспитание подростков, групп социального риска: метод. пособие. М.: Де Ново, 2004. 47 с.
3. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 518 с.
4. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 924 с.
5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
6. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб: Питер, 2003.
160 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1999. 672 с.
8. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
INNOVATIVE METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF ORPHANS
AT PRESCHOOL AGES
M.S. Leontieva
The article deals with the organizational and methodical management of physical education of orphans of preschool ages. The goals and tasks of the initial course of physical education for orphans are considered.The positive effect of an initial course on the formation of game activity, as well as psycho-emotional and psychomotor development of preschool children is shown.
Key words: orphans, preschool age, physical education, technology, game activities.
Leontieva Maria Sergeevna, PhD (Pedagogy), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.