УДК 37.013+159.937+316.329 Т.Е. Мальцева*
Логико-семантический анализ
новой субъектцентристской парадигмы образования
Объектом исследования является новое научное понятие — субъектцентристская парадигма образования. Предметом - его логико-семантический анализ. Давая определение понятию парадигмы образования в функционально-семантическом ключе, автор показывает, что назрела необходимость её смены с гуманистической, основанной на принципах личностно ориентированного обучения, на субъектцентристскую, основанную на принципах гуманизма, что не отрицает существующих подходов, а лишь разрешает существующие противоречия, связанные с личностно-ориентированным обучением.
Ключевые слова: парадигма, гуманистическая парадигма, субъектцентристская парадигма, личностно-ориентированное обучение, парадигмальные противоречия, стандартизация образования.
T.Y. Maltseva*. Logical-semantic analysis of the new subjectcentred paradigm of education. The
object of research is a new scientific concept — subjectcentred paradigm of education. The subject of his logical-semantic analysis. In defining the paradigm of education in the functional-semantic way, the author shows that there is a need for change with the humanistic-based principles of student centered learning, subjectcentred based on the principles of humanism that neither denies the existing approaches, but only resolves existing conflicts related to personality oriented education.
Keywords: paradigm, humanistic paradigm, subjectcentred paradigm, personality oriented learning, paradigmatic controversies, the standardization of education.
Парадигма образования (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования [1; 2, с. 99], т.е. парадигма - это определённая совокупность теорий, концепций и вытекающих из них принципов, которые длительное время господствуют в науке и считаются устойчивыми и авторитетными.
Очевидно, что характер общественных отношений напрямую соотносится с ведущей образовательной парадигмой, существующей в данный период исторического развития общества. К примеру, дореволюционной России была свойственна репродуктивная парадигма и в обществе, и в педагогике, как только произошли изменения в обществе в его культурном качестве, она сменилась на культуроцентристскую, эта, в свою очередь, на когнитивную (знаниевую), затем - гуманистическую, или, как её ещё называют по-другому, подчеркивая её основной смысл, — личностно-ориентированную. И. Колесникова, С. Волков, опираясь на понятие педагогической цивилизации, считают, что стадии развития человечества можно связать с природной педагогикой, репродуктивно-педагогической цивилизацией и нынешней - креативно-педагогической [3; 4]. Гуманистическая парадигма образования призвана сменить принципиальную суть обучения с авторитарной педагогики на личностно-ориентированную.
Новейшая история поставила перед образованием совершенно определенные задачи — сформировать конкурентоспособного профессионала, способного найти свое место на рынке труда, направить свою деятельность на развитие социально-экономических и общественных отношений.
Смыслом предлагаемой нами субъектцентристской парадигмы образования высшей школы являются понятия, которые должны перевести систему высшего образования с когнитивной модели в субъектно-деятельностную. Речь идёт о требованиях к профессиональным компетенциям будущих специалистов, опирающихся не только на знания теоретического материала, но, в основном, на практическое усвоение социально-профессиональных навыков, что диктует социально-экономическая ситуация общества.
* Мальцева, Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной работы и реабилитации, докторант Луганского национального университета имени Владимира Даля. Адрес: Украина, 91034, г. Луганск, квартал Молодежный, 20-а. E-mail: maltzevate@mail.ru.
* Maltseva, Tatyana Yevgenyevna, the candidate of pedagogic sciences, associate professor, Department of psychology, social work and rehabilitation, doctoral student of Lugansk national University named after Vladimir Dal. Address: Ukraine, 91034, Lugansk, quarter Molodyozhny, 20-a. E-mail: maltzevate@mail.ru.
© Мальцева, Т.Е. 2016
Педагогика
Ученые изучают сущностную основу существующих образовательных парадигм (В. Пилиповский приходит к выводу об их содержательно-функциональной бинарности [5]; Г. Жукова, О. Воленко и целый ряд других исследователей пытаются классифицировать парадигмы образования, при этом выделяют деятельностную [1]; И. Колесникова к парадигмам образования относит еще одну модель обучения -эзотерическую [6], сущность которой заключается в поиске истины, освобождении сущностных сил человека, его общении с космосом, ноосферой, развитии познавательных способностей; А. Вербицкий останавливает внимание на контекстной парадигме, которая, на его взгляд, основана на том, что свои профессиональные навыки студент развивает в жизненной ситуации, во взаимодействии с другими людьми [7]; И. Котова и Е. Шиянов, рассматривая парадигмы традиционного обучения, расставляют акценты на воспитывающих функциях образования [8]).
Направленность механизмов образования на социальные потребности общества, его развитие подчеркивает А. Субетто; исходя из этого, он говорит о важности опережающего развития человеческих качеств, общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе [9].
Парадигма Цели обучения Задачи Способ подачи информации
Сформировать способы Создание обучающей Адаптация,
познания; высокий среды, преобразование
уровень креативного способствующей учебной
мышления; потребность оптимальной информации на
в постоянном включенности, в основе новых
самосовершенствовании познавательную дидактических
и самостоятельном деятельность; принципов, чтобы
выборе форм личной организация обеспечить
ГП с амоорганизации педагогического усвоение
взаимодействия, стимулирующего потребность его участников в самоактуализации и самореализации необходимого объема знаний, умений и навыков и таким образом, чтобы её могли усвоить все учащиеся в соответствии со своими особенностями
Воспитать субъекта Создание поля Трансформация и
деятельности; развить субъектного адаптация
умение быстро и развития, учебной
успешно адаптироваться направленное на Информации
в любой среде, владеть успешное таким образом,
навыками функционирование в чтобы она явилась
СЦП взаимодействия с обществе; основой и
окружающими, быстро личный опыт инструментом для
находить нужную познания включается субъектной
информацию, применять в контекст деятельности
её, логически и познавательной
креативно мыслить, деятельности
владеть практическими
навыками применения
Позволим себе некий научный прогноз, к примеру, что педагогика мероприятий уступит место педагогике Бытия. Н. Юдина видит это в том, что «наступит эпоха школы творчества в широком, философском ее понимании» [10]. Вспомним опережающее время, кажущееся большинству парадоксальным высказывание В. Сухомлинского: «.. .чтобы ребенок хорошо учился, нужно ... чтобы он хорошо учился» [11, с. 279]. А ведь он уже тогда говорил о создании для учащегося ситуации успеха. Логика движения в таком обучении: кого учить - как учить - зачем учить - чему учить.
Оторванность современной науки от педагогической практики привела к бинарному характеру парадигмальной реальности, т. е. к тому, что в образовании параллельно, иногда интегрируя, существуют две парадигмы - технократическая и гуманистическая, но при этом гуманистическая, основанная на личностно ориентированных подходах, больше теоретико-научная, потому что идеологизирована и в реальной жизни ограничена рядом противоречий, тогда как технократическая всё ещё владеет умами педагогов, но изжила себя и уже не отвечает современным требованиям общества к конечной цели образования. Попробуем конкретизировать основные противоречия,
Методика Методы, Результат Педагог
взаимодействия формы
Новые Модульное Личностно- Уровень
интегрированные изучение ориентированные профессионализма
курсы, основанные на материала, подходы, при (инфюрмационного и
основе современного проблемное которых вводятся деятельностного) в
научного понимания изложение новые параметры выборе технологий
межпредметных нового оценивания взаимодействия и его
связей, направленных материала, деятельности моделей определяет
на усвоение знаний диалог, обучающихся уровень
как целостной полилог (способность интеллектуального
системы; позиционировать развили обучающихся и
овладение новыми себя и стимулирует их
технологиями реализовывать свои потребность в
педагогического возможности) и самоактуализации,
взаимодействия, новый самопроявлении и
споспособствующими инструментарий для самореализации
результативности их оценивания
образовательного
процесса и его
гуманизации
Создание субъект- Творческие Оценивание на Уровень
субъектного конкурсы. основе профессионализма
взаимодейств ия, отчеты. образовательных (компетенций) в выборе
являющегося основой диспуты. стандартов и технологий проф.
поля субъектного участие в существующей взаимодействия и его
развития. выборах, системы моделей определяет
направленного на отборах, оценивания ЗУН, уровень соц.-проф.
применение знаний в кастингах формирование субъектности, который
деятельности, профессиональных определяют
развитие компетенций госстандарты к
практического опыта определяемым
деятельности компетенциям
Ьа
съ
1
Я
а
а
Педагогика
которые не соответствуют провозглашенной гуманистической парадигме образования базирующейся на личностно ориентированном обучении [12]:
- бихевиоризм, или приоритет предметно-знаниевой системы обучения;
- стандартизация требований к обучению и оцениванию его результатов;
- традиционная форма проведения уроков и занятий, направленная на интенсификацию процесса усвоения ЗУНов;
- формальный, а также второстепенный подход к оцениванию личностных качеств как обучающихся, так и педагогов;
- нефеноменологический характер взаимодействия в образовательных учреждениях всех уровней;
- отсутствие экзистенциональной модели образования;
- формализация субъект-субъектного взаимодействия;
- отсутствие действующей системы воспитания личности, основанной на трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности — Истине, Богу); социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, согласие, гуманность и др.); антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность) ценностях.
Вполне очевидно, что наблюдается главное противоречие гуманистической парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном обучении, — реальной конечной целью образовательного процесса, определённой госстандартом, является не развитие личности, а усвоение знаний, умений и навыков. Предлагаемая парадигма образования - это обучение, направленное на формирование субъекта деятельности, построенное на гуманистических принципах, что в своей основе нацелено на создание условий развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на всех уровнях и во всём многообразии его проявления, усвоение знаний, соответствующих стандарту. В таком обучении, несмотря на то, что личность по-прежнему остаётся наивысшей ценностью, тот, кто обучается, - субъект, стремящийся не просто к развитию, а к сложному интегральному состоянию — успеху во всех аспектах жизнедеятельности, что изначально выступает приоритетным и определяется как природная субстанция с возрастными особенностями, присущими людям в определённом периоде психического, физиологического и социокультурного развития.
Следовательно, основная цель новой парадигмы образования - это формирование субъекта социально-профессиональной деятельности на принципах гуманистической морали. Уточним: не гуманистическая парадигма, основанная на личностно-ориентированном обучении, а субъектцентристская парадигма, основанная на принципах гуманизма [13]. Попробуем сформулировать, обобщить и сравнить особенности обучения, основанные на гуманистической и субъектцентристской парадигмах образования, различия, общие черты, преемственность.
Как показывает сравнительная матрица гуманистической и субъектцентристской образовательных парадигм (см. таблицу на стр. 184-185), цели, задачи обучения, способы подачи информации, методы, формы и результаты субъектцентристской парадигмы не противоречат успешному развитию креативного мышления, самостоятельности, стремлению к самосовершенствованию. Она не отрицает, а лишь дополняет результат субъект-субъектного взаимодействия практической векторностью, нацеленной на формирование субъекта деятельности, усвоение знаний, соответствующих образовательным стандартам. Совершенно ясно, что субъектцентристская парадигма ориентируется на развитие профессиональной субъектности, что не только не отвергает преемственности требований на всех уровнях образовательной системы, стандартов конкретных профессиональных компетенций, но и позволяет сформировать конкурентоспособную личность, способную принести пользу не только себе, но и обществу, государству.
Таким образом, непримиримые противоречия, наблюдаемые между парадигмальными подходами в образовании, создают неопределенность, некую оппозиционность и поливариантность представлений касательно одних и тех же явлений. Идеализация возможностей гуманистической парадигмы в реализации личностно-ориентированных подходов приводит к аморфности самого понятия, его нежизнеспособности. Представленная субъектцентристская парадигма образования, по сути, не отвергающая принципы гуманизма, способна существенно разрешить эти противоречия, расширить возможности учебно-воспитательного процесса, направив их на формирование социально-профессиональной субъектности обучающихся на всех уровнях образовательных учреждений, ориентированных на госстандарт.
Список литературы
1. Жукова, Г. С. Современные педагогические парадигмы профессионального образования специалистов социальной сферы и их использование в учебном процессе университетского комплекса / Г. С. Жукова, О. И. Воленко // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 10. - С. 45-51.
2. Шмырёва, Н. А., Губанова, М. И., Крецан, З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002.
Олейников В.С. Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию
3. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2007. - 336 с.
4. Волков, С. А. Из истории развития образования // Личность и культура. - 2006. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lichnost-kultura.narod.ru.
5. Пилиповский, В. Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность. — Красноярск, 1998.
6. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6. — 45-47.
7. Вербицкий, А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия Уральского РАО. - 2012. — № 6. - С. 5-19.
8. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 2000. — 288 с.
9. Субетто, А. И. Место этнокультурного и биологического разнообразия Арктических регионов России в логике Ноосферизма как модели устойчивого развития в ХХ1 веке // Личность и культура. - 2006. — № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lichnost-kultura.narod.ru.
10. Юдина, Н. П. Типология педагогических ценностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru.
11. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. - Т. 1 / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
12. Павлова, Л. Д. Психологическое сопровождение личностно-ориентированного обучения. -Луганск: Знание, 2006. - 400 с.
13. Мальцева, Т. Е. Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями // Педагогика и просвещение. - 2015. - № 2. - С. 194-200.
УДК 378
В.С. Олейников*
Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию
В данной статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции личности в современном образовании, обосновывается её актуальность. Автор выделяет четыре главных подхода: предметный, проектный, ситуативно-воспитательный и институциональный, рассматривает содержание и методы каждого из них.
Ключевые слова: образование, гражданская позиция, формирование, методы.
V.S. Oleynikov*. Civil position of person: main approaches to the formation. This article considers the problem of formation of civic identity in modern education, its relevance is justified. The author identifies four main approaches: a subject, project, situational and educational and institutional, considering the content and methods of each of them.
Keywords: education, citizenship, formation, methods.
Проблема формирования личности, социализации и воспитательного воздействия на личность в настоящее время находится в центре образовательного процесса не только в России, но и в мире.
Во многом это объясняется тем, что в социуме изначально существует объективная потребность в том, чтобы люди поступали однотипным образом в часто повторяющихся ситуациях, что является гарантией стабильности общества как воспроизводящей себя системы.
Эта потребность практически реализуется через традиции и обычаи, религию и этикет, а также посредством всей системы образования и воспитания. Большую роль в формировании личности играют нравственно-правовые нормы, в основе которых лежат гражданственность и гражданская позиция.
Гражданская позиция как междисциплинарное научное понятие не имеет единого определения. В целом исследователи рассматривают её либо как совокупность качеств личности, либо как систему персональных взглядов на ряду явлений действительности (общество, государство, право, религия, власть и т.д.).
Как отмечает Т.В. Шабанова, «гражданская позиция, представляющая собой интегративную систему отношений личности к государству, обществу и самому себе, как гражданину, включает в себя ценностные индивидуальные установки, качества, гражданскую идентичность» [1, с. 291].
* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.
* Oleynikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, doctor of pedagogic sciences, Professor, Honored Worker of Higher School. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.
© Олейников В.С., 2016