11. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
12. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10, № 5S: 1007 - 1019.
References
1. Veryutina A.B. Metody povysheniya motivacii obuchayuschihsya k izucheniyu inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2013; № 3: 29 - 30.
2. Vidy internet-tehnologij. Available at: http://faggo.ru/vidyi-internet-tehnologiy.html
3. Internet-tehnologii v obrazovanii. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html
4. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya. Pedagogika. 2006; № 9: 55 - 60.
5. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Nauka, 1997.
6. Potapov R.K. Novye informacionnye tehnologii i lingvistika: uchebnoe posobie. Moskva: Komkniga, 2005.
7. Prohorova L.V. Ispol'zovanie sovremennyh innovacionnyh tehnologij na urokah inostrannogo yazyka. Available at: http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ ispolzovanie-sovremenyh-inovacionyh-tehnologii-na-urokah-inostranogo-jazyka.html
8. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Moskva: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf
9. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
10. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
11. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
12. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5S: 1007 - 1019.
Статья поступила в редакцию 27.09.21
УДК 371
Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
PATRIOTISM AS A KEY FACTOR OF EDUCATION: REGULATORY AND LEGAL ASPECT. The article deals with a problem of education of patriotism in the normative legal context within the framework of the value approach. The author concludes that the regulatory framework clearly defines the goal-setting of upbringing in the modern educational process at all its stages. The article focuses on the category "patriotism" as the main result of the appropriation of humanistic values. First of all, these are: Fatherland, labor, traditions. The article poses a problem of legitimacy of implementation of education of patriotism in the context of the value approach at all levels and types of educational institutions of the Russian Federation. It is substantiated that upbringing of patriotism is a necessary condition for the formation of the value consciousness of a modern citizen. The researcher analyzes this problem in all types of educational organizations: preschool, primary, basic, secondary, secondary vocational and higher vocational education. Particular attention is paid to training of modern teachers for solving educational problems.
Key words: education, patriotism, patriot, man of labor, value, value attitude to motherland, tradition.
П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., нач. каф. информатики и математики Волгоградской Академии МВД России, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЗМ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма в нормативно-правовом контексте в рамках ценностного подхода. Авторы приходят к выводу, что в нормативно-правовой базе четко обозначена проблема целеполагания воспитания в современном образовательном процессе на всех его этапах. В статье центральное место занимает категория «патриотизм» как основной результат присвоения гуманистических ценностей. Прежде всего, это Отечество, труд, традиции. В статье поставлена проблема правомерности реализации воспитания патриотизма в контексте ценностного подхода на всех уровнях и во всех видах образовательных учреждений Российской Федерации. Обосновывается, что воспитание патриотизма - это необходимое условие формирования ценностного сознания современного гражданина. Авторы анализируют данную проблему во всех видах образовательных организаций: дошкольного, начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Особое внимание уделено подготовке современных педагогов для решения задач воспитания.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриот, Человек труда, ценность, ценностное отношение к Отечеству, традиции.
Актуальность данной проблематики заключается в чрезвычайной сложности современного мира, его постоянной, стремительной и, зачастую, непредсказуемой изменчивости. Его стабилизацию обеспечит слаженная работа государства, системы образования и общества. Поэтому особое значение приобретает формирование ценностного сознания личности, ядром которого выступают традиционные ценности: человек, жизнь, Отечество, труд, семья, ответственность, гражданственность, толерантность. Данный тезис отражается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. В связи с этим возрастает роль системы современного образования в воспитании патриотов, формирования ценностного сознания обучающихся.
Цель данной статьи - выявить ориентацию нормативно-правовой базы современного образования на воспитание патриотизма у обучающихся.
Основные задачи статьи: охарактеризовать содержание понятия «патриотизм», определить основные научные подходы в исследовании воспитания обучающихся; выявить ориентацию нормативно-правовых образовательных документов различного уровня на воспитание патриотизма.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, изучение педагогической документации, синтез и обобщение полученных данных.
Методологической основой данного исследования стали идеи системно-де-ятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, С.Л., Рубинштейн), личностно ориентированного (В.И. Данильчук, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.В. Зайцев), а также ценностного (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегае-ва) подходов в образовании.
Исследователи выделяют множество смыслов категории «патриотизм»: любовь к своей стране, защита ее интересов (П.С. Лейбенгруб); нравственная норма, нравственный принцип и нравственное чувство (Б.И. Кононенко); любовь к Отечеству, проявляющаяся в труде на его благо (Л.П. Разбегаева); ответственность в принятии решений, влияющих на судьбу человека, семьи или Родины (Е.А. Ма-цефук); проявление гражданственности (Д.В. Кириллов, О.Т. Ковешникова) и др.
Смысловая множественность понятия «патриотизм» сделала необходимой разработку содержания этого феномена с позиций ценностного подхода.
Основа государства - граждане, ценностно-ориентированные на Отечество, готовые обеспечивать его национальные интересы во всех сферах, проявляющие «любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», .... «убежденные в незыблемости демократической основы государства, стремящиеся к обеспечению благополучия и процветания России, готовые взять на себя
ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями», «проявляющие ответственную, взвешенную, ... гражданскую позицию, работающие на благо Родины в интересах «народа и каждого гражданина России» (Конституция РФ) [2].
«Патриот - обязательно Человек труда. Этот человек - созидатель и труженик, он стремится овладеть эффективным опытом, достижениями, знаниями и трудовыми навыками, новейшими средствами организации и совершенствования трудовой деятельности. Человек труда уважает себя и свой труд, результаты своего труда, работает на благо Родины; относится с уважением к чужому труду, бережет его результаты, как и свои собственные. Осознание труда ценностью, обеспечивающей благополучие Отечества, отличает Человека труда. В трудовой деятельности происходит формирование лучших нравственных качеств личности, а именно: соборность, коллективизм, доброжелательность, отзывчивость, гуманизм, миролюбие, жертвенность, совестливость, ответственность, стремление поступать по справедливости. Человек труда - это залог успехов общества, Родины, ее независимости. Такому человеку-патриоту свойственно стремление способностями и талантами служить своему народу, обществу, стране и государству, гордиться ими. Человек труда осознает Отечество как основную личностную ценность» [3, с. 200].
Воспитание патриота, как одна из ключевых задач системы образования Российской Федерации, происходит в процессе развития личности и создания «условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [4].
Процесс обучения и воспитания личности осуществляется в России на каждом уровне и во всех типах образовательных организаций: дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных, организациях высшего образования, а также в организациях, реализующих программы дополнительного образования.
Проблема целеполагания образовательного процесса четко обозначена в нормативно-правовой базе России. Целью процесса обучения должно стать достижение образовательных результатов: предметного, метапредметного и личностного. При этом необходимо учитывать, что личностный результат - это, прежде всего, итог воспитательной деятельности педагога.
Образовательный процесс регулируется Конституцией России, Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также разноуровневыми Федеральными государственными образовательными стандартами: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата, высшего образования по направлениям подготовки специалитета, высшего образования по направлениям подготовки магистров, высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим содержание Федеральных государственных образовательных стандартов в аспекте воспитания Человека-патриота (в процессе присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей).
Значимо, что одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [5, п. 6].
«Одна из ключевых задач данного Стандарта - объединение «обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [5, п. 1.5].
В соответствии с документом социально-коммуникативное развитие каждого ребенка должно быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ... становление самостоятельности, .. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых (а, значит, понимать
принадлежность к обществу и родной стране) .....формирование позитивных
установок к различным видам труда» [5].
В соответствии с ФГОС НОО рабочая программа воспитания, наряду с достижением обучающимися начальной школы результатов освоения программы начального общего образования, «должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие», приобщение их к «российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе» [6, п. 31.3].
Личностные результаты освоения программы начального общего образования предполагают «формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности» [6, п. 40], «в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями [6, п. 41].
В соответствии с п. 41.1. ФГОС НОО личностные результаты «должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части граж-
данско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений» [6].
Особое внимание воспитанию патриотизма, формированию у школьников ценностного отношения к Отечеству уделяется в процессе преподавания таких предметных областей, как «Обществознание и естествознание» (дисциплина «Окружающий мир») и «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная дисциплина, включающих учебные модули по выбору: «Основы православной культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы религиозных культур народов России»; «Основы светской этики») [6, п. 32.1.]. Кроме того, предметные результаты освоения программы НОО включают первоначальное представление о русском языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа [6, п. 43.1.1.], как государственного языка, языка своей Родины и «языка межнационального общения» [6, п. 43.1.1.], а также «формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека; формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина .» [6, п. 43.6.6.].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также ФГОС среднего общего образования также прослеживается четкая направленность на обеспечение «формирования российской гражданской идентичности обучающихся; .. овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; ..духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» [7; 8]. Данные Стандарты ориентированы на становление таких личностных характеристик выпускника основной школы, как «любящий свой край и свое Отечество, . уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; ..осознающий ценность труда.; ..социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.» [7, п. 7].
Одним из основных личностных требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования является требование сформированности «системы.....ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, . способность к осознанию российской идентичности» [7, п. 8]. В пункте 9 ФГОС ООО отмечается, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать .....воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, . формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения . к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.» [7, п. 9].
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы», прежде всего, дисциплин «История» и «Обществознание», как основополагающих социально-гуманитарных дисциплин в школьном образовании, [9] должно обеспечить, в соответствии со Стандартами ООО и СОО, «формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации» [7; 8].
Обратимся к профессиональному педагогическому образованию. Это важно, так как проблема подготовки педагогических кадров к решению задач патриотического воспитания является важнейшим условием ее выполнения.
Первый уровень педагогического образования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Предполагается, что в «результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
- уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- знать об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;. основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования . основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны.» [10].
Задачу формирования у будущих педагогов профессиональных умений и навыков также решает высшее педагогическое образование - бакалавриат.
Второй уровень профессионального педагогического образования регламентируется ФГОС высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Отмечается, что программа бакалавриата в числе общепрофессиональных компетенций должна развивать умение построения воспитывающей образовательной среды, конкретизируемое в способности «осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» (ОПК-4) [11]. Реализация данного умения требует от будущего педагога умения отбора содержания, прежде всего, в рамках социально-гуманитарных дисциплин, в контексте решения воспитательных задач. Это диктует необходимость также и отбора адекватных педагогических средств, позволяющих включить обучающихся в ценностно-смысловую коммуникацию. Таким образом, налицо преемственность в подготовке педагогических кадров по решению воспитательных задач в современном обществе, что является важным условием сохранения традиций Отечества, основ государственности.
Очевидно, необходимо сохранение преемственности в воспитании патриотизма в системе образования, ориентация в процессе обучения на средства
Библиографический список
ценностно-коммуникативного характера, включение обучающихся в аксиологическую образовательную среду.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что проведенный анализ научной литературы и нормативно-правовой базы системы образования по проблеме патриотического воспитания позволил нам заключить, что образование выступает основой формирования актуальных знаний, умений и системы ценностных отношений обучающихся, их ценностного сознания.
Научная новизна статьи определяется необходимостью целесообразности ориентации процесса образования на наиболее значимые ценности, которые могут составить содержательную и целевую доминанты воспитания. Структурообразующей ценностью в данном случае, по нашему мнению, является патриотизм. В исследовании обозначены основные средства формирования патриотизма -ценностно-смысловая коммуникация и аксиологическая образовательная среда.
Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о категории «патриотизм» с точки зрения ценностно-коммуникативного подхода, ориентирующего на формирование ценностного сознания личности; обосновано понимание патриотизма как ключевого фактора образования и воспитания.
Практическая значимость состоит в проведении анализа нормативно-правовой документации для определения ключевого ценностного ориентира в образовательном процессе - патриотизма, что дает возможность педагогам-практикам реализовать поставленные воспитательные цели урока, способствовать достижению личностных результатов в образовательном процессе, а также во внеклассной работе. Исследование полезно педагогам-практикам и всем, кто интересуется проблемами современного школьного образования и воспитания.
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г No 996-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
2. Конституция Российской Федерации. Available at: http://constrf.ru/
3. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 199 - 201.
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция от 28.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
9. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1353. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/
11. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/
References
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. No 996-r. Available at: http:// static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: http://constrf.ru/
3. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova vospitaniya patriotizma. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 199 - 201.
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya ot 28.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. N 413 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
9. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd, 2001.
10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 oktyabrya 2014 g. N 1353. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/
11. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz ot 22 fevralya 2018 g. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/
Статья поступила в редакцию 28.09.21
УДК 37.022
Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected],
Tuhieva K.Kh., postgraduate (13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy and education), Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASES OF STUDYING THE PECULIARITIES OF ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO EDUCATIONAL ACTIVITIES. The article examines the specifics of the process of adaptation of primary school children to educational activities. The author of the article emphasizes the current relevance of the problem of adaptation to educational activities of schoolchildren, which is associated with fundamental changes in education and the world.