Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности / адаптация / младшие школьники / учебная деятельность / учитель / features / adaptation / primary school students / educational activity / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Эхаева, К.Х. Тухиева

В статье изучены особенности процесса адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности. Авторы статьи подчеркивают актуальность в настоящее время проблемы адаптации к учебной деятельности школьников, что связано с фундаментальными изменениями в образовании и мире. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов. В статье рассматриваются три вида адаптации: социальная, физиологическая и психологическая. Автор подчеркивает важную роль учителя, которому необходимо быть компетентным и обладать профессиональными качествами, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Педагог должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества. Процесс адаптации у ученика к школе пройдёт быстрее при условии, что ребёнку в этот непростой во всех смыслах период будут помогать родные, педагоги и психологи совместно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.М. Эхаева, К.Х. Тухиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASES OF STUDYING THE PECULIARITIES OF ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines the specifics of the process of adaptation of primary school children to educational activities. The author of the article emphasizes the current relevance of the problem of adaptation to educational activities of schoolchildren, which is associated with fundamental changes in education and the world. In the work, the author noted the contribution of both foreign and domestic psychologists and teachers to the study of this problem. The article considers three types of adaptation: social, physiological and psychological. The author emphasizes the important role of a teacher who needs to be competent and possess professional qualities in order to influence the self-development of students. A teacher should set himself the task of forming and educating a person according to the qualities that meet the requirements of modern society. The process of adaptation of a student to school will take place faster, provided that the child in this difficult period in every sense will be helped by relatives, teachers and psychologists together.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;... основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; понятие и основы правового регулирования в области образования; основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования . основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны.» [10].

Задачу формирования у будущих педагогов профессиональных умений и навыков также решает высшее педагогическое образование - бакалавриат.

Второй уровень профессионального педагогического образования регламентируется ФГОС высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Отмечается, что программа бакалавриата в числе общепрофессиональных компетенций должна развивать умение построения воспитывающей образовательной среды, конкретизируемое в способности «осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» (ОПК-4) [11]. Реализация данного умения требует от будущего педагога умения отбора содержания, прежде всего, в рамках социально-гуманитарных дисциплин, в контексте решения воспитательных задач. Это диктует необходимость также и отбора адекватных педагогических средств, позволяющих включить обучающихся в ценностно-смысловую коммуникацию. Таким образом, налицо преемственность в подготовке педагогических кадров по решению воспитательных задач в современном обществе, что является важным условием сохранения традиций Отечества, основ государственности.

Очевидно, необходимо сохранение преемственности в воспитании патриотизма в системе образования, ориентация в процессе обучения на средства

Библиографический список

ценностно-коммуникативного характера, включение обучающихся в аксиологическую образовательную среду.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что проведенный анализ научной литературы и нормативно-правовой базы системы образования по проблеме патриотического воспитания позволил нам заключить, что образование выступает основой формирования актуальных знаний, умений и системы ценностных отношений обучающихся, их ценностного сознания.

Научная новизна статьи определяется необходимостью целесообразности ориентации процесса образования на наиболее значимые ценности, которые могут составить содержательную и целевую доминанты воспитания. Структурообразующей ценностью в данном случае, по нашему мнению, является патриотизм. В исследовании обозначены основные средства формирования патриотизма -ценностно-смысловая коммуникация и аксиологическая образовательная среда.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о категории «патриотизм» с точки зрения ценностно-коммуникативного подхода, ориентирующего на формирование ценностного сознания личности; обосновано понимание патриотизма как ключевого фактора образования и воспитания.

Практическая значимость состоит в проведении анализа нормативно-правовой документации для определения ключевого ценностного ориентира в образовательном процессе - патриотизма, что дает возможность педагогам-практикам реализовать поставленные воспитательные цели урока, способствовать достижению личностных результатов в образовательном процессе, а также во внеклассной работе. Исследование полезно педагогам-практикам и всем, кто интересуется проблемами современного школьного образования и воспитания.

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г No 996-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Конституция Российской Федерации. Available at: http://constrf.ru/

3. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 199 - 201.

4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция от 28.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

9. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1353. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

11. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ от 22 февраля 2018 г № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. No 996-r. Available at: http:// static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: http://constrf.ru/

3. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova vospitaniya patriotizma. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 199 - 201.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya ot 28.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. N 413 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

9. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd, 2001.

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 oktyabrya 2014 g. N 1353. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70709794/

11. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz ot 22 fevralya 2018 g. № 121. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/

Статья поступила в редакцию 28.09.21

УДК 37.022

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru,

Tuhieva K.Kh., postgraduate (13.00.01 General pedagogy, history of pedagogy and education), Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASES OF STUDYING THE PECULIARITIES OF ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO EDUCATIONAL ACTIVITIES. The article examines the specifics of the process of adaptation of primary school children to educational activities. The author of the article emphasizes the current relevance of the problem of adaptation to educational activities of schoolchildren, which is associated with fundamental changes in education and the world.

In the work, the author noted the contribution of both foreign and domestic psychologists and teachers to the study of this problem. The article considers three types of adaptation: social, physiological and psychological. The author emphasizes the important role of a teacher who needs to be competent and possess professional qualities in order to influence the self-development of students. A teacher should set himself the task of forming and educating a person according to the qualities that meet the requirements of modern society. The process of adaptation of a student to school will take place faster, provided that the child in this difficult period in every sense will be helped by relatives, teachers and psychologists together.

Key words: features, adaptation, primary school students, educational activity, teacher.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru К.Х. Тухиева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье изучены особенности процесса адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности. Авторы статьи подчеркивают актуальность в настоящее время проблемы адаптации к учебной деятельности школьников, что связано с фундаментальными изменениями в образовании и мире. В работе автор отметил вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов. В статье рассматриваются три вида адаптации: социальная, физиологическая и психологическая. Автор подчеркивает важную роль учителя, которому необходимо быть компетентным и обладать профессиональными качествами, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Педагог должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества. Процесс адаптации у ученика к школе пройдёт быстрее при условии, что ребёнку в этот непростой во всех смыслах период будут помогать родные, педагоги и психологи совместно. Ключевые слова: особенности, адаптация, младшие школьники, учебная деятельность, учитель.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что она вызывает особый интерес у педагогов, психологов, а также родителей будущих учеников. Этой проблеме посвящено множество трудов как с психологическим, так и с педагогическим уклоном. Педагоги, психологи, родители сходятся во мнении, что в процессе школьной адаптации один из самых важных моментов - это первые дни обучения, в которые закладывается вся последующая роль в развитии индивида.

В настоящее время стала особенно актуальна проблема адаптации к учебной деятельности школьников, это связано с тем, в образовании и мире произошли фундаментальные изменения. Изменился подход к самому образованию. Исходя из требований, которые на сегодняшний момент диктует Федеральный государственный образовательный стандарт для общего начального образования, приоритеты должны быть направлены на развитие мотивационных факторов в учебном процессе и здоровье сберегающих компонентах, при этом выделяя особую роль периоду адаптации, в который необходимо подходить индивидуально, к каждому ученику [1 - 9].

Цель данной статьи - выявление и характеристика особенностей адаптации младших школьников к учебной деятельности.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотрение понятия «адаптация», выделение видов адаптации, описание психологических особенностей младшего школьного возраста, выявление роли учителя в процессе адаптации младших школьников к учебной деятельности.

Методы исследования. Анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Процесс адаптации и обучения младших школьников к условиям учебной деятельности на сегодняшний момент является приоритетным для начальной ступени образования, так как в этот период происходит преобразование умственных способностей, изменение в физиологическом развитии ребёнка, и адаптационные процессы, происходящие в организме, затрагивают все сферы его жизнедеятельности. В адаптационный период становится важным, насколько ребёнок готов психологически к поступлению в школу, и здесь играет огромную роль социум. Трудности в адаптации к социуму берут своё начало с дошкольного возраста, когда родители вводят постепенно своего ребёнка в среду сверстников. Если этого не происходит, и этап вхождения и знакомства с ровесниками пропущен, проблемы приспособления к окружающей среде переходят в «школьную адаптацию», а она под действием развития психических процессов в организме ребёнка может принимать разные формы.

Адаптацию к учебному процессу в школьном учреждении можно назвать двусторонним процессом, потому что она относится к привыканию младших школьников к окружающей среде, к обществу, в котором теперь находится первоклассник. При неудовлетворительном становлении одной из сторон процесс адаптации может быть нелегким, длительным или даже привести к отчуждению первоклассника от еще непривычного для него общества школы.

Исследуя психолого-педагогическую литературу по особенностям адаптации, нужно отметить, что свой вклад в изучение данной проблемы внесли как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. В своих трудах эту проблему описывали Л.В. Обухова, С.Л. Новосёлова, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, М.Р Битянова, Л.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.М. Безруких и многие другие [2; 8; 9].

Сложности педагогического процесса для младших школьников описывали в своих работах ГА. Зимняя, Р.В. Овчарова [9]. Положительный результат педагогического процесса виден в том случае, когда подобраны правильно и умело методики представления материала школьникам. При условии, что процесс на-

учения ведет опытный педагог, подобравший верный подход к своим ученикам и действенные методы подачи материала, присутствуют такие ветви развития, как творческая, художественная, спортивная, а внеурочное время предполагает к осуществлению посильной трудовой деятельности [8].

Младшие школьники, приступившие к освоению учебного процесса и находящиеся в стрессовой для них ситуации, обучаются новым обязанностям, соблюдению непривычных режимных моментов, и от действий педагога и его умения организовать учебный процесс зависит дальнейшее успешное обучение учащихся.

Учебный процесс, который поглощает с первых дней, выстраивает перед ребёнком перечень задач в различных сферах, процесс, в котором прибывает первоклассник, попадая в школу, называется адаптацией.

Впервые термин «адаптация» был введен биологами, а его введение в оборот связано с немецким физиологом Г. Аубертом, который «использовал его для обозначения характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя» [6, с. 12].

Адаптация - это термин, который имеет несколько значений.

Поэтапная адаптация физиологических процессов, происходящих в сенсорном органе человека, к физическому воздействию на них в определенное время, например: адаптация глаза человека к яркости света. Феномен адаптации человека в обществе связан с новой ролью, освоением нового вида деятельности, изменением своего социального окружения. Успешная адаптация помогает сочетать соединение младшего школьника в новое общество с его индивидуализацией и автономией.

Следовательно, адаптация - это процесс взаимодействия индивида и социальной группы с окружающими условиями.

Адаптация детей к обучению в школьном учреждении содержит освоение норм и традиций образовательного пространства, а также трансформацию среды согласно с новой обстановкой и целями деятельности.

В прогрессивной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимается трудный и многофакторный процесс приобщения человека к свежим условиям жизни, свежей системе притязаний и контроля в новом коллективе.

Адаптация к школе - естественный процесс привыкания ребёнка к жизни в определенных условиях, к заметному изменению образа жизни.

По описанию М.М. Безруких [5, с. 45], адаптация ребёнка к школе в зависимости от своих особенностей делится на три этапа:

К первому этапу, который длится от полутора до трех недель и называется ориентировочным, относится яркое проявление перенапряжения всего организма. В период притупления ярких реакций, когда идёт медленное приспособление организма к внешним раздражителям, наступает второй этап, условное обозначение которого - этап неустойчивого приспособления. Момент, когда организм ребёнка вырабатывает наименее энергозатратные вариант реагирования на раздражители, называют относительно устойчивым этапом адаптации, и он считается третьим, завершающим периодом.

Средняя продолжительность всех этапов адаптации индивидуальна и занимает в среднем от пяти - шести недель до полугода, самый сложный этап привыкания школьника к новому виду деятельности приходится на первые три недели, далее следует развитие абстрагирования.

Кроме этапов, в психологии рассматриваются три вида адаптации. Социальной адаптацией называют промежуток времени, за который ребёнку необходимо приспособиться к новой среде и новой для него роли, в этот период ему

нужно научиться соблюдать режимные моменты, самому выполнять домашние задания, обязанности. Научиться слушать учителя, не конфликтовать.

Физиологической адаптацией называется период, в который ребёнок испытывает наибольший стресс, связанный с учёбой и сильными изменениями в окружающей среде. В этот период несущественная нагрузка на организм может действовать как сильнейшее напряжение, что может часто вызывать переутомление, потерю аппетита, ухудшение самочувствия и заболевания различного происхождения, сон при этом становится прерывистым и беспокойным.

Психологической адаптацией называют период, который идёт в полной зависимости от того, насколько ребёнок подготовлен психологически к поступлению в первый класс. Мотивация в данном случае очень важна, так как от того, насколько мотивирован будущий ученик в получении новых знаний, опыта, будет влиять на его настроение. Здесь важную роль выполняют физиологические факторы, которые влияют на развитие всех познавательных процессов.

Л.Ф. Обухова в своих трудах, описывая адаптацию, упоминала, что именно в первые недели пребывания ребёнка в школе идёт формирование основ для развития слабой успеваемости [8, с. 22 - 28].

По мнению Венгера А.Л., можно выделить также три уровня приспосабливания младших школьников к школьному процессу: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень приспосабливания, или адаптации, при котором ребёнок недоброжелательно или отрешённо относится к школе, жалуясь при этом на плохое самочувствие и здоровье, обладая плохим настроением, отсутствием интереса к учебному процессу, который вызывает трудности, усваивается частями, работы выполняет не в полном объёме, требует систематического контроля и напоминаний со стороны взрослых, проявляет пассивную позицию [3, с. 4].

К среднему уровню адаптации относится обучающийся, у которого нахождение на уроках не вызывает негативного отношения, есть понимание учебного материала, присутствует внимательность к получению знаний и поручениям, которые дает учитель, школьник сосредоточивается, когда выполняемая работа для него интересна.

Высоким считается уровень адаптации, при котором ученик положительно относится к школе и учебному процессу, требования учителя воспринимает положительно, весь материал, который предлагается к изучению, усваивается легко и быстро, решение задач не вызывает сложностей, уважителен и учтив по отношению к коллективу и взрослым, поручения выполняет в полном объёме и без строгого контроля, показывает высокие результаты по всем дисциплинам, имеет уважение в коллективе.

В связи с тем, что в российских школах с недавнего времени введена новая система подхода к учебной деятельности ФГОС, пути решения адаптации младших школьников в условиях школы значительно изменились [7, с. 56].

Описывая особенности периода адаптации, многие психологи его на две составляющие:

- физиологическую, где важными факторами являются изменение режимных моментов дня, правильная организация приёмов пищи, мотивация к самовоспитанию ответственности и самостоятельности в самообслуживании, продолжение развития физической двигательной активности и необходимости продолжения игровой деятельности;

- психологическую, в которой основой является создание благоприятного микроклимата школьника, кроме оценок, родителям особенно необходимо в этот период интересоваться новым окружением ребёнка, его учителями, одноклассниками, соседям по парте и приятелями.

К моменту поступления ребёнка в школу, а это период 6,5 - 8 лет, происходит психофизиологическое развитие, дающее возможность существенной активации нервной системы и созреванию лобного отдела полушария, происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, которые обеспечивают физическую активность ребёнка. В данный период очень заметным становится разный темп развития в росте у мальчиков и у девочек - около 1,5 - 2 см [1, с. 78].

На основе этого проводилось и выдвигалось множество теорий гендерного различия, которые основывались на разнице в воспитании, но в плане различий протекания психических процессов проведенные эксперименты ощутимого отличия не показали.

Учителю необходимо быть компетентным и обладать профессиональными качествами, чтобы влиять на саморазвитие учеников, обеспечивая при этом

Библиографический список

достаточную двигательную активность ребёнка и продолжая развитие предметно-наглядной среды, которая является дополнением к той, к которой дети привыкли в дошкольном учреждении с использованием элементов красочности, состоящих из игровых и сказочных сюжетов. Тем самым педагог помогает ученику привыкнуть к школе.

Сложный адаптационный период первоклассника должен быть с рационально организованным режимом дня, где часть времени выделяется на игры и увлечения, а активная часть дня - на учебную деятельность. Для повышения уверенности в собственных силах важно постоянно хвалить первоклассника, стараться не делать акцент на самой оценке и ни в коем случае не сравнивать его достижения с достижениями друзей и сверстников. Важно также радоваться проявлениям самостоятельности, интересом к учёбе у первоклассника, не стоит выполнять за него задания, это может также ослабит мотивацию. Рассказывая о важности оценки, главный акцент необходимо делать на получении знаний и опыте, а он не бывает негативным. Также важна психологическая обстановка в семье, то, какие отношения между взрослыми и по отношению к ученику, что психологически сильно влияет на мотивацию к учебе.

При поступлении в школу первоклассник проходит через трудности различного рода, и в этот период происходит развитие волевых качеств, характеризуется, прежде всего, это в проявлении старательности, в силу своего возраста им еще очень сложно начатое доводить до конца. В период психологической перестройки к окружающей среде важно, чтобы рядом находился человек помогающий выстроить план действий, следуя которому ребёнок научился бы саморегуляции поведения, соблюдению ряда правил, проявляя качества дисциплинированности, следованию всем режимным моментам и умению самостоятельно организовать себе время, свободное от уроков. Проявление таких психологических качеств, как выдержка при выполнении заданных задач, упорство и настойчивость при достижении цели, самоорганизованность, решительность, смелость и целеустремленность, и это далеко не полный список психологических качеств,, способных влиять на ребенка в процессе приспосабливания. К окончанию начальной школы ученик способен к самооцениванию своих поступков и действий. Восприятие самооценки у ребёнка 6 - 7 лет идёт в зависимости от оценивания его учителем, критичности родителей, отношений со сверстниками [4, с. 36].

Уровень и положение каждого ученика в классе определяется в основном тем, какая психологическая атмосфера сложилась в классе. При этом важна сама личностная характеристика каждого ребёнка. Лидируют по популярности в классе дети активные, жизнерадостные, успешные в учебной и общественной жизни школы, обладающими всеми возможными положительными характеристиками, с незаурядными способностями, привлекательные внешне.

Немалое влияние при этом оказывает и сам педагог, своими оценочными действиями нередко выделяя того или иного ученика, в этом случае служба психологической поддержки выступает в роли медиатора между родителями и педагогами.

Особенно работа службы становится необходима при периоде адаптации младших школьников к учебной деятельности.

На сегодняшний момент школа является одним из важнейших начальных институтов образования учащегося, и то, каким вырастит сегодняшний младший школьник, во многом зависит от неё.

Постоянное стрессовое состояние первого этапа обучения часто вызывает чрезмерную утомляемость и чувство беспокойства. Психологи рекомендуют родителям, у которых дети испытывают дискомфорт такого рода, посещение специалистов для исключения возможности психосоматических последствий.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что особенности адаптации младшего школьника к учебной деятельности будут проходить более плавно, и сам процесс адаптации ученика к школе пройдёт быстрее при условии, что ребёнку в этот непростой во всех смыслах период будут помогать родные, педагоги и психологи совместно.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных форм адаптации младших школьников к учебной деятельности. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о формах проявления адаптации младших школьников к учебной деятельности. Практическая значимость заключается в определении направления работы педагогов по адаптации младших школьников к учебной деятельности.

1. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Москва, 2005

2. Битянова М.Р Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Москва, 2007.

3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе. Педагогическое воспитание. 2004; № 3.

4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. Москва, 2013.

5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие. Москва, 2000.

6. Жукова В.И. Теория и методика социальной работы. Москва, 1994.

7. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. Москва, 1987.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом: учебное пособие. Курган, 2006. References

1. Balashova E.Yu. Uspeshnost' obucheniya shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Moskva, 2005

2. Bityanova M.R. Adaptaciya rebenka k shkole: diagnostika, korrekciya, pedagogicheskaya podderzhka. Moskva, 2007.

3. Venger L.A. Gotov li vash rebenok k shkole. Pedagogicheskoe vospitanie. 2004; № 3.

4. Gutkin N.I. Psihologicheskaya gotovnost'kshkole. Moskva, 2013.

5. Dubrovinskaya N.V., Farber D.A., Bezrukih M.M. Psihofiziologiya rebenka: Psihofiziologicheskie osnovy detskoj valeologii: uchebnoe posobie. Moskva, 2000.

6. Zhukova V.I. Teoriya i metodika social'nojraboty. Moskva, 1994.

7. Kravcov G.G., Kravcova E.E. Shestiletnijrebenok. Psihologicheskaya gotovnost'k shkole. Moskva, 1987.

8. Obuhova L.F. Detskaya psihologiya: teorii, fakty, problemy. Moskva, 2006.

9. Ovcharova R.V. Tehnologiiraboty shkol'nogo psihologa s pedagogicheskim kollektivom: uchebnoe posobie. Kurgan, 2006.

Статья поступила в редакцию 30.09.21

УДК 378:81 (571.56)

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov, Scientific supervisor of postgraduate study at

Scientific and Educational Center of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

MODERN APPROACHES TO TEACHING WRTING AT A LANGUAGE UNIVERSITY. The article discusses modern approaches to teaching writing at a language university. Particular attention is given to an analysis of the current situation in the field of modern language education in Russian language universities. The article analyzes scientific research of Russian scientists, studying the urgent problem of improving the quality of training of future teachers, who will be able to communicate freely both in oral and written forms. While studying at a language university, students must master the basic techniques for implementing individual learning strategies for self-improvement of writing in a foreign language. The characteristic features of North-Eastern federal university students studying English and Chinese in the Republic of Sakha (Yakutia) are highlighted and described. The article summarizes the authors' practical experience in the process of teaching and mentoring pedagogical students majoring in two foreign languages.

Key words: language education, writing in foreign language, language university, teachers' training.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

Г.М. Парникова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, науч. руководитель аспирантуры

Научно-образовательного центра Академии наук Республики Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: allerigor@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПИСЬМУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РС (Я))

В данной статье рассматриваются современные подходы к обучению иноязычному письму в языковом вузе. Особое внимание уделено анализу ситуации, сложившейся сегодня в сфере современного языкового образования в российских языковых вузах. В статье дан анализ научных изысканий российских ученых, исследующих актуальную проблему повышения качества подготовки будущих педагогов, способных вступать в межкультурное иноязычное общение в устной и письменной формах. Обучаясь в языковом вузе, студенты должны овладеть основными приемами реализации индивидуальных учебных стратегий для самостоятельного совершенствования иноязычной письменной речи. Выделяются и описываются характерные особенности студентов Северо-Восточного федерального университета, изучающих английский и китайский языки в Республике Саха (Якутия). В статье обобщается практический опыт авторов в процессе преподавания и наставничества студентов педагогического направления, изучающих два профильных иностранных языка.

Ключевые слова: языковое образование, иноязычная письменная речь, языковой вуз, педагогическое направление.

Авторы данной статьи рассматривают и анализируют ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере современного языкового образования в российских языковых вузах. Вслед за Н.Д. Гальсковой под языковым образованием мы понимают «процесс усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, позволяющих осуществлять иноязычную речевую деятельность» [1, с. 5]. Б.С. Гершунский предлагает рассматривать «языковое образование» как ценность, процесс, результат, систему [2, с. 38]. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез развивают эту мысль, рассматривая языковое образование в трех взаимосвязанных аксиологических блоках: языковое образование как государственная ценность; языковое образование как общественная ценность; языковое образование как личностная ценность.

Стремительный рост межкультурного взаимодействия, негативные тенденции, глобальные проблемы, появляющиеся в современном мире, которые могут быть решены в результате эффективного сотрудничества в рамках международного сообщества, ведут к осознанию важности роли учебных дисциплин, обеспечивающих эффективную социализацию нового поколения и развивающих коммуникативные навыки обучающихся, изучающих иностранные языки. Регулярное межкультурное взаимодействие требует высокого уровня сформирован-ности навыков иноязычного письменного общения. Знание иностранного языка, в частности английского, необходимо для успешной интеграции новых технологий в учебно-воспитательный процесс и для общения между представителями различных лингвокультур. Как пишет С.Г Тер-Минасова, «вторжение глобального языка заставило все народы встрепенуться, очнуться, осознать свою национальную самобытность, глубже оценить свою культуру и свой язык и начать о них заботиться» и привело к «осознанию необходимости изучать иностранные языка» [3, с. 342]. С.Г Тер-Минасова убеждена в том, что «незнание иностранных языков в условиях роста международных контактов наносит огромный моральный и материальный ущерб» [3, с. 258].

В силу важности развития языковой культуры педагоги рассматривают язык в качестве средства общения и приобщения к иноязычной культуре. Ориентация на межкультурный аспект овладения языком становится приоритетным для современного языкового образования. «Обучение культуре в контексте преподавания иностранных языков включает, прежде всего, информирование учащихся о своей и иной культуре как примерах разнообразия форм коллективного бытия. Другой составляющей содержания обучения культуре является информация о

выдающихся образцах материальной и духовной деятельности представителей своей и иных культур как фонда мирового культурного наследия» [4, с. 110].

В современном мире как никогда важно активное международное взаимодействие, нацеленное на установление эффективного межкультурного диалога. Проблема повышения качества подготовки будущих педагогов, способных вступать в межкультурное иноязычное общение как в устной, так и в письменной формах, особенно актуальна и требует изучения.

Целью работы является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Цель определяет поставленные нами задачи: анализ трудов отечественных исследователей, на которые можно ориентироваться при рассмотрении проблемы развития умений письменной иноязычной речи у студентов языкового вуза; определение понятия «иноязычное письмо»; внедрение в учебный процесс методов и приемов для совершенствования уровня владения навыками письма. Несмотря на то, что работы, посвященные развитию умений письменной иноязычной речи, занимают существенный объем в научно-методической литературе, следует признать, что имеется ряд аспектов, которые остаются недостаточно разработанными, а именно: не обоснованы методические условия развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; не разработана методическая система развития умений письменной речи у будущих учителей, изучающих два иностранных языка. В данной работе выдвигается следующая гипотеза: развитие и совершенствование навыков письменной иноязычной речи зависит от таких факторов, как педагогическое мастерство преподавателя; правильная организация воспитательного и учебного процессов; стремление преподавателя найти свой эффективный метод преподавания письменной иноязычной речи; поэтапное построение письменной работы - на уровне предложения, параграфа и самого текста. Научная новизна исследования состоит в том, что разработана система упражнений для обучения письменной иноязычной речи. Практическая значимость работы определяется разработкой системы заданий и упражнений, нацеленных на развитие и совершенствование иноязычной письменной речи у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.