Библиографический список
1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г
2. Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (с изменениями на 10 февраля 2016 года N 46). Приказ Минтруда России № 832 от 2 ноября 2015 года (с изменениями на 10 февраля 2016 года N 46).
3. Межведомственная концепция создания перспективных комплексов с беспилотными летательными аппаратами на период до 2025 года. Утверждена министрами МВД, МО, МЧС, Минпромторга, директором ФСБ. Москва, 2013.
4. Концепция применения комплексов с БПЛА государственной авиации на период до 2030 года.
5. Мочалов С.А. Принципы создания комплексов бортового оборудования перспективных летательных аппаратов. Жуковские чтения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конфкренции ВУНЦ ВВС, 2015.
6. Голубев С.В. Кирьянов В.К. Современные системы управления беспилотными летательными аппаратами иностранных армий. Вестник Военно-воздушной Академии 2015; 2 (23): 473 - 478.
References
1. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyuschih srednego professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Mintruda Rossii № 831 ot 2 noyabrya 2015 g.
2. Ob utverzhdenii spravochnika vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, v tom chisle trebuyuschih srednego professional'nogo obrazovaniya (s izmeneniyami na 10 fevralya 2016 goda N 46). Prikaz Mintruda Rossii № 832 ot 2 noyabrya 2015 goda (s izmeneniyami na 10 fevralya 2016 goda N 46).
3. Mezhvedomstvennaya koncepciya sozdaniya perspektivnyh kompleksov s bespilotnymi letatel'nymi apparatami na period do 2025 goda. Utverzhdena ministrami MVD, MO, MChS, Minpromtorga, direktorom FSB. Moskva, 2013.
4. Koncepciya primeneniya kompleksov s BPLA gosudarstvennoj aviacii na period do 2030 goda.
5. Mochalov S.A. Principy sozdaniya kompleksov bortovogo oborudovaniya perspektivnyh letatel'nyh apparatov. Zhukovskie chteniya: sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfkrencii VUNC VVS, 2015.
6. Golubev S.V. Kir'yanov V.K. Sovremennye sistemy upravleniya bespilotnymi letatel'nymi apparatami inostrannyh armij. Vestnik Voenno-vozdushnoj Akademii 2015; 2 (23): 473 - 478.
Статья поступила в редакцию 03.11.18
УДК 378
Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Foreign Languages Department, (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Sukhanova A.S., teacher, Foreign Languages Department (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL JUSTIFICATION FOR THEORETICAL AND APPLIED BASES OF CADETS' PATRIOTIC VALUES FORMATION. The article touches upon a problem of the development of patriotic values at a higher military school. The theoretical questions of forming patriotic values are considered. The work presents a detailed analysis of the main components of patriotic values that contribute to the effective development of patriotism. The authors conclude that during training at a military university and professional activities of future military specialist possessed certain values and implements them. Patriotism is one of the most important enduring values inherent in all spheres of society. The analysis of components and structures of the patriotic values suggests that their forming must take place not only in the process of educational activities, but also in the learning process.
Key words: patriotism, patriotic values, education, cadets.
Т.В. Ларина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
А.С. Суханова, преп. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Статья посвящена проблеме формирования патриотических ценностей. Рассмотрены теоретические вопросы формирования патриотических ценностей. Детальный анализ основных компонентов патриотических ценностей способствует эффективному формированию патриотических ценностей. Авторы делают выводы о том, что в процессе обучения в военном вузе и непосредственной профессиональной деятельности будущий военный специалист овладевает определенными ценностями, реализует их. Патриотизм относится к важнейшим непреходящим ценностям, присущим всем сферам жизни общества. Анализ компонентов и представленной структуры патриотических ценностей дает основание полагать, что их формирование должно проходить не только в процессе воспитательной деятельности, но и в процессе обучения.
Ключевые слова: патриотизм, патриотические ценности, образование, курсанты.
Проблема формирования личности и ценностей будущего специалиста всегда была актуальна для педагогов, поскольку период обучения в высшем учебном заведении является благоприятным для формирования ценностей, когда происходит овладение нормами профессиональной деятельности, что является условием ее эффективности в дальнейшем. Проблемы развития профессионализма личности работников нашли отражение в профессиограммах различных сфер профессиональной деятельности. По определению В.А. Сла-стенина, ценности представляют собой «специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества» [1, с. 100]. Таким образом, ценности являются важным фактором, который определяет и регулирует поведение личности.
Важно обратить внимание на ценности специалистов, поскольку они характеризуют отношение к профессиональной деятельности, определяют поведение человека в этой сфере, обеспечивают его добросовестное отношение к выполняемому делу. Процессы профессионального и личностного самоопределения протекают одновременно и обуславливают друг друга, характеризуя именно период обучения в вузе [2, с. 181]. Ценности личности формируют отношение к профессиональной среде, а сама учебная деятельность оказывает ориентирующее воздействие на ценностную систему обучающегося.
Ценностное отношение имеет большую значимость, затрагивает все сферы человеческой деятельности. В связи с этим необходимо разграничить близкие термины «ценности» и «ценностные ориентации», касающиеся этой сферы. В данной статье мы вслед за А.М. Новиковым будем рассматривать соотношение ценности и ценностных ориентаций как целого и части [3, с. 256].
В целях педагогического обоснования теоретических и прикладных основ формирования патриотических ценностей представляется возможным проследить типологию ценностей. Обратимся к типологии ценностных ориентаций, предложенной С.С. Соловьевым применительно к военно-профессиональной деятельности, поскольку ценностные ориентации входят в состав ценностей [4, с. 18 - 20]:
- военно-корпоративные (нравственные устои, стиль поведения, ответственность за судьбу России и ее безопасность, стремление соблюдать воинскую дисциплину и др.);
- военно-профессиональные (потребность в самореализации, стремление работать по интересующей военной специальности и др.);
- познавательно-развивающие (физическое самосовершенствование, желание испытать себя в сложных условиях, возможность развития способностей и др.);
- материально-бытовые (потребность в жилье, поддержании достойного уровня жизни, обеспечении занятости, приобретение за время службы нужных для жизни знаний и навыков и др.).
В контексте настоящей статьи для нас интерес представляет первая группа, поскольку в процессе обучения в военном вузе и непосредственной профессиональной деятельности будущий военный специалист овладевает определенными ценностями, реализует их.
Подготовка различных специалистов, в том числе и военных, реализуется в ходе педагогического процесса. Под педагогическим процессом понимается специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности.
В свою очередь, формирование патриотических ценностей курсантов военных вузов также является целенаправленным и управляемым поэтапным педагогическим процессом, основанном на усвоении курсантами военного вуза устойчивых убеждений и взглядов, суждений и представлений на уровне личности на основе знаний об истории и традициях своей страны, о ее целях и интересах, общечеловеческой морали, что характеризуется эмоциональным отношением курсантов к Родине, к окружающим, к самому себе и является регулятором и ориентиром их деятельности.
В психолого-педагогической литературе были выделены свойства, присущие процессу формирования ценностных ориентаций. Считаем, что эти же особенности описывают и процесс формирования ценностей. К ним относятся [5, с. 33]: двусторонность; длительность и непрерывность; концентризм; ненавязчивость. Это говорит о том, что феномен ценности не может предполагать прямого заимствования, речь идет о процессе формирования, который должен иметь определенную протяженность во времени, непринудительный характер и специфические особенности реализации, предполагает градацию задач от простого к сложному.
Формирование патриотических ценностей реализуется посредством патриотического воспитания. В своих трудах под патриотическим воспитанием В.А. Су-хомлинский понимал «познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений» [6, с. 112]. Так, педагог подчеркивал многогранность и многоплановость процесса патриотического воспитания, основой которого становится формирование «патриотической сердцевины» личности.
В этой связи, правомерно определить место патриотического воспитания как одного из направлений воспитания, приоритетной целью которого является формирование «социальных и личностных качеств молодого человека, обеспечивающих реализацию его деятельности на благо духовно-культурного, социально-экономического развития России, воспитание гражданина - патриота своей Родины, защитника Отечества» [7, с. 39].
Патриотическое воспитание включает в себя целый ряд ценностей, основу которых составляют духовность, гражданственность, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству. Общим ориентиром в патриотическом воспитании служат такие понятия как «Родина», «служение Отечеству», «воинская честь», «воинский долг», «военные заслуги».
Что касается военно-учебных заведений, то требования к патриотическому воспитанию и мероприятиям определены в документах Министерства обороны РФ. Одной из главных задач является «формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу», а также «формирование и развитие чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера Вооруженных Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества» [8]. Приказом Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» предусматриваются мероприятия по формированию государственно-патриотического сознания, пропаганде и развитию системы воинских традиций и ценностей [9].
В соответствии с положениями указанных документов, следует реали-зовывать весь предусмотренный комплекс мер, направленных на формирование и развитие чувства патриотизма, воспитание обучающихся в духе верности России, выработку позиции по отношению к защите интересов Родины, достойного отношения к исторической памяти, пропаганда воинских традиций и ценностей. В военные учебные заведения поступают молодые люди со сформировавшимися определенными взглядами на патриотизм, в связи с чем, в ходе учебной и воспитательной деятельности требуется проводить работу в направлении формирования определенных норм, изменения стереотипов, расширения имеющихся знаний в соответствии с требованиями руководящих документов.
Библиографический список
В нормативных документах, определяющих государственную воспитательную политику, с одной стороны, подчеркивается его реализация со стороны институтов гражданского общества, а с другой - отражаются изменения в сознании, эмоциональной сфере идеятельности.Таким образо м,патриотическоевоспита-ниенаправленонасовместное осмысллаие патеьстисепкел ценеостеь, ихэмс-цисналисомпесеикавание и реалавецьюндеятнмьностн.
Педпатрнотическлмс цеаносреми рутиаттоивданнор ататье кенимвется комплекс устойчивых убеждений и взглядов, суждений и представлений на уров-нeренроcти,cфебмиpoвaинып та основезнапий обисаюроси трлририпхсноей ст°аны,о её н^ляхи н ррeсобaе,сбщтпeлаеоеeскo й морали, что характеризуется эмоционоюннынврьешанием кррсааыювн Родиню, кекрржыющим, ксемомр србе и сеаьетст рвыблееором и трвeпснpeмрx дюзорльностт.
Aиaлиынaепьорлттepaртнеlгюыювaл, сте пaрснoтиоеюснe рсноocтиoOлс-доютслоншеТ структуаор. Иенаноeйетeли рмеютраоные киикееы юе eаыпoикнс-ныйсоюваа иатрветираоких цемностей. Нартпане указлнны.б резнюемнанто^ми кемпотептов ыемнpeдртaвляeсеевoзмеькным о^бщитьо рыдаешь в сьр^туре ионноекей когнитивный, эмоциональный, мотивационно-дея-тельностныт и рефлексовнывкимпотенты.
Лелед зс А.б.Bнlрщыксвым иМ.Б^ссмарцевым [10, с. 1Ро], кототлю пы-долялаcтмричeнраа нлокиамнеюс^те о котскевюзмeкын нпойдтве лиьмоюннl снс-тоемнеоeтoокмыо аналегычтыл ебразое сгбсрписоветь коыпонтнты нл лыны-воккиинпpорнмеьняпpммы нт^'^р^лыик^ к юбрскбслeпaтpиoтическиx цeнкeлслй.K среопческшюосневем зпонтя, збеждения, взгляды и др.длторэые пpeдбреслeыы в стетическом соссояиии Kдинaмнмосним кебтотеттамотносятсы тaтстетичeткaя дортeлынoстн, оеттонкип зиeчeоетeкa,дюнрабьнocтппoaнaлитт поробс-наню адт Теерм образом, еоетаье^<^^ие томгюнeнтынирсдртрвсодинамвневкoe высатение,мoкнрлpyя и тлисс ьапнaeтинecзyодeл■гаБ0нoттььпoвюмыБиeчeлo-вокаОны вкльмocрсбaны, пооконьлу одна реаливвюбет иеЫлне ^оы™;], еЫразнют снытему фyинсиепиpoирйиа нютнрой еиoeдeБяeтлoгикyисвaры ыебросеа фес-миpаракБт пл■гсиoтнБecкис ткpреынеао ьеенныс йслси.Пpeднрлйим
в выле роК^к^иоб, ьн^^кт^|врпанрпотических l1eннеcтeй,Pбoкикйив ео кы^пмр^т^ы^МзС
Таблица 1
Структура патриотическихценностей
Патриотические ценности
когнитивный эмоциональный мотивационно-деятельностный рефлексивный
J __s
статические компоненты динамические компоненты
Выделение когнитивного компонента в рамках статического обусловлено наличием знаний об истории и традициях своей страны, о ее целях и интересах, а также убеждений и взглядов на какие-либо вопросы, связанные с этим. Сюда могут быть отнесены патриотическое сознание, его духовная составляющая, побуждающие к проявлению положительной социальной активности; суждения, представления на уровне личности. Обязательный компонент патриотических ценностей - эмоциональный, поскольку патриотизм часто определяется именно через понятие «чувство», что подчеркивает его эмоциональное начало.
Мотивационно-деятельностный как один из динамических компонентов подразумевает практическое осуществление поступков, действий на основе имеющихся представлений, взглядов. Следует отметить, что «человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности» [там же]. Примером может послужить патриотическая деятельность, патриотическое отношение, предпочтения человека, поддержание социального порядка. Сюда же входит и рефлексивный компонент как деятельность личности по анализу и оценке действий через призму патриотических ценностей.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что процессу формирования патриотических ценностей уделяется достаточное внимание: ведется разработка законов, проводятся исследования, публикуются научные труды, затрагивающие различные аспекты патриотического воспитания граждан России. Воспитательная работа среди курсантов военных учебных заведений способствует подготовке высококвалифицированных специалистов и также находится в сфере исследовательских интересов. В процессе обучения в военном вузе и непосредственной профессиональной деятельности будущий военный специалист овладевает определенными ценностями, реализует их. Патриотизм относится к важнейшим непреходящим ценностям, присущим всем сферам жизни общества. Анализ компонентов и представленной структуры патриотических ценностей дает основание полагать, что их формирование должно проходить не только в процессе воспитательной деятельности, но и в процессе обучения.
1. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2003.
2. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии. Философия образования. 2013; 1: 175 - 185.
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.
4. Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы. Социологические исследования. 1996; 9: 17 - 25.
5. Михайлова Т.В. К вопросу о формировании профессиональных ценностных ориентаций преподавателей. Вестник Вятского государственного университета. 2012: 32 - 35.
6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: (Методика воспитания коллектива). Пер. с укр. Н. Дангуловой. Москва: Молодая гвардия, 1975.
7. Агапова Г.В., Коровин В.М. Патриотическое воспитание молодежи в региональной системе профессионального образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2009; 2: 37 - 44.
8. О мерах реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 Available at: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951
9. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655. Available at: http://www. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435#0)
10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
References
1. Slastenin V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2003.
2. Yanickij M.S., Seryj A.V., Peleh Yu.V. Cennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postneklassicheskoj pedagogicheskoj psihologii. Filosofiyaobrazovaniya. 2013; 1: 175 - 185.
3. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
4. Solov'ev S.S. Transformaciya cennostej voennoj sluzhby. Sociologicheskie issledovaniya. 1996; 9: 17 - 25.
5. Mihajlova T.V. K voprosu o formirovanii professional'nyh cennostnyh orientacij prepodavatelej. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012: 32 - 35.
6. Suhomlinskij V.A. Mudraya vlast' kollektiva: (Metodika vospitaniya kollektiva). Per. s ukr. N. Dangulovoj. Moskva: Molodaya gvardiya, 1975.
7. Agapova G.V., Korovin V.M. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v regional'noj sisteme professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2009; 2: 37 - 44.
8. O merah realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Prikaz MO RF № 670 ot 15.09.2014 Available at: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951
9. Ob organizacii raboty s lichnym sostavom v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony RF ot 12.10.2016 № 655. Available at: http://www.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435#0)
10. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
Статья поступила в редакцию 03.11.18
УДК 378.14:372.862
Litvinenko M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Distance Learning Forms, Moscow State University of Geodesy and Cartography (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Nikolsky E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor of History of Russian Literature Department, Institute of Russian Studies, University of Warsaw (Warsaw, Poland), E-mail: [email protected]
Chukova D.I., teaching assistant, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE BASIS FOR RELIGIOUS EDUCATIONAL CULTURE FOR FUTURE LAWYERS, FOLLOWERS AND SPECIALISTS FOR INFORMATION SECURITY. The article studies a relevant problem of the lack of signs of religious literacy among university graduates working in the field of information and national security, law enforcement, investigative and prosecutorial activities. The article describes the proposed and substantive components of the methodological system for the formation of the foundations of religious culture among future lawyers, investigators and information security specialists. The cognitive and value-orientation components are considered at the heart of religious culture. The work identifies groups of professional tasks based on the analysis of the content of educational programs, the focus (profile) of which is related to the activities of lawyers, investigators and information security specialists. The components of religious studies literacy are identified and described. These components are key competencies in the training of the specialists under consideration. The research names criteria for the selection of meaningful material for teaching the basics of religious culture. The conclusion of the work concerns the place of content elements aimed at the formation of religious studies literacy in the disciplines of philosophy, political science, cultural studies, history.
Key words: religious literacy, religious studies, training of lawyers and investigators, information security, legal support for national security.
М.В. Литвиненко, д-р пед. наук, канд. технич. наук, доц., декан факультета дистанционных форм обучения, Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.В. Никольский, д-р филол. наук, проф. каф. истории русской литературы, Институт русистики Варшавского университета, г. Варшава, E-mail: [email protected]
Д.И. Чукова, ассистент Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия признаков религиоведческой грамотности у выпускников вузов, работающих в сфере информационной и национальной безопасности, правоохранительной, следственной, и прокурорской деятельности. В статье описаны предлагаемые авторами целевой и содержательный компоненты методической системы формирования основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. В основе религиоведческой культуры рассмотрен когнитивный и ценностно-ориентационный компоненты. Определены группы профессиональных задач на основе анализа содержания образовательных программ, направленность (профиль) которых связана с деятельностью юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. Выделены и описаны составляющие религиоведческой грамотности. Эти составляющие являются ключевыми компетенциями в подготовке рассматриваемых специалистов. Критерии отбора содержательного материала для преподавания основ религиоведческой культуры. В заключение приведен вывод о месте элементов содержания, направленных на формирование религиоведческой грамотности, в дисциплинах философии, политологии, культурологи, истории.
Ключевые слова: религиоведческая грамотность, религиоведение, подготовка юристов и следователей, информационная безопасность, правовое обеспечение национальной безопасности.
Вызовы современной жизни (падение общего культурного и интеллектуального уровней, рост экстремизма и пропаганды терроризма, расширение деятельности тоталитарных сект и пр. [1; 2; 3]) порождают тенденции и определяют новые требования к профессиональной подготовке современных специалистов [4], в том числе, и будущих юристов и специалистов по информационной безопасности. Именно для специалистов указанного профиля в условиях глобаль-
ной информатизации, на наш взгляд, наиболее важными профессиональными качествами становятся умения предупреждать и противостоять вызовам современности, опираясь на ценностную и духовно-нравственную составляющие [2; 5] профессиональной деятельности.
В данном контексте следует также понимать, что профессиональная деятельность этих специалистов пересекается с деятельностью следователей по