Научная статья на тему 'Сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации'

Сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL CULTURE / MILITARY SPECIALISTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES / KNOWLEDGE IN THE FIELD OF AIR LAW / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ / ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОЗДУШНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Т.В., Кораблин И.И.

В статье рассматривается сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации. Выявлены особенности подготовки специалистов беспилотной авиации, которые заключаются в овладении знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, полетных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи и др. По результатам проведённого исследования определены принципы, при которых формирование профессиональной культуры будет осуществляться как последовательный и систематический процесс, способствующий повышению уровня профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS AND SPECIFICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

In the article the authors study the basic features and specific characteristics of professional culture of future military specialists of Unmanned Aerial Vehicles. Features of training of specialists of Unmanned Aerial Vehicles, which concern mastering knowledge in the field of air law, production and planning of flights, flight loadings, aspects of a human factor, meteorology, navigation, procedures of operation, the principles of flight and radiotelephone communication are revealed. As a result of the conducted research, the features are revealed and the principles at which formation of professional culture will be carried out as the consecutive and systematic process promoting increase in level of professional culture are defined.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации»

References

1. Illarionova N.I. 'EtapyrezhisserskogoputiA.S. Borisova. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2005.

2. Bilyukina A.A. Yakutskaya dramaturgiya XX v.: istoki, 'evolyuciya, koncepciya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 1998.

3. Krylova V.K. Russkaya klassika na scene dramaticheskih teatrov Yakutii. Novosibirsk: Nauka, 2012.

4. Narodnyj teatr v razvitiiedinogo sociokul'turnogo prostranstva sela. Pod redakciej M.M. Donskogo. Yakutsk, 2008.

5. Antologiya Saha teatra. Pod redakciej A.A. Bilyukina, A.S. Borisov i dr. Yakutsk: Bichik, 2010.

6. Chestnodumov I.E. Narodnyj teatr v kul'ture Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologii. Sankt-Peterburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.10.18

УДК 378

Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Foreign Languages Department, (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Korablin I.I., colonel, Deputy Chief of Faculty of Unmanned Aerial Vehicles (Voronezh, Russia), E-mail: Olga-korablina@mail.ru

BASICS AND SPECIFICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES. In the article the authors study the basic features and specific characteristics of professional culture of future military specialists of Unmanned Aerial Vehicles. Features of training of specialists of Unmanned Aerial Vehicles, which concern mastering knowledge in the field of air law, production and planning of flights, flight loadings, aspects of a human factor, meteorology, navigation, procedures of operation, the principles of flight and radiotelephone communication are revealed. As a result of the conducted research, the features are revealed and the principles at which formation of professional culture will be carried out as the consecutive and systematic process promoting increase in level of professional culture are defined.

Key words: professional culture, military specialists of Unmanned Aerial Vehicles, knowledge in the field of air law.

Т.В. Ларина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

И.И. Кораблин. полковник, заместитель начальника факультета беспилотной авиации, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: Olga-korablina@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ

В статье рассматривается сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации. Выявлены особенности подготовки специалистов беспилотной авиации, которые заключаются в овладении знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, полетных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи и др. По результатам проведённого исследования определены принципы, при которых формирование профессиональной культуры будет осуществляться как последовательный и систематический процесс, способствующий повышению уровня профессиональной культуры.

Ключевые слова: профессиональная культура, военные специалисты беспилотной авиации, знания в области воздушного права.

Проблема формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов это процесс сложный, длительный и многоэтапный, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всего периода подготовки к активной профессиональной деятельности. Особое место здесь занимает период учебы в военном вузе, так как именно в это время начинают формироваться основные компоненты профессиональной культуры будущих военных специалистов. Исходя из этого, необходимым является рассмотрение сущности и специфики профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной летательной авиации (БЛА) как одного из направлений образовательного процесса военного вуза.

В настоящее время беспилотная авиация (БА) находится на этапе интенсивного развития и формирования законодательной базы. Формируются структуры для обучения специалистов в различных министерствах и ведомствах, разрабатываются государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования для обучения специалистов БЛА. Оснащение вооруженных сил различных государств комплексами с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) различного назначения принимает сегодня характер устойчивой тенденции.

Необходимо отметить, что в целях обеспечения соответствия квалификации выпускников учебных заведений требованиям современной экономики, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831 утвержден список «Топ 50», включающий 50 новых и перспективных профессий, наиболее востребованных на рынке труда [1]. Профессия «Оператор БЛА» является на сегодня наиболее современным и популярным родом трудовой деятельности.

Согласно изменениям в приложении к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий», в обязанности инженера по обслуживанию робототехнических средств и БПЛА входит:

- обеспечение постоянной готовности робототехнических средств и БПЛА для проведения работ в чрезвычайных ситуациях;

- осуществление плановых осмотров и текущего обслуживания робото-технических средств и БПЛА [2].

Широкий интерес к беспилотной тематике был продемонстрирован на ежегодных выставках в рамках правительственной программы «Комплексная безопасность», «Интерполитех»; военно-промышленной конференции «Перспективы развития роботизированных комплексов и БЛА» под руководством Премьер Министра России, прошедшей в 2014 году, проводимой на базе НИИ «Геодезии»;

ежегодной Международной научно-технической конференции «Экстремальная робототехника», проводимой на базе Государственного научного центра Российской Федерации федерального государственного автономного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики», при участии всех федеральных органов исполнительной власти; московских международных конференциях «Беспилотная авиация -2014» и «Беспилотная авиация - 2015», организатором которых выступил Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Для определения основных направлений развития и применения комплексов с БПЛА разработана и утверждены «Концепция применения комплексов с БПЛА в ВС РФ на период до 2025 года» [3] и «Концепция применения комплексов с БПЛА государственной авиации на период до 2030 года» [4].

С целью определения специфики профессиональной культуры будущего военного специалиста БЛА следует обратиться к особенностям подготовки данного специалиста в рамках образовательного процесса военного вуза. Подготовка высокопрофессионального военного специалиста БЛА, способного отвечать требованиям современного общества, стремящегося к профессиональному росту и адаптированного к жизни и работе, - задача многогранная и напрямую связанна с качеством самого образовательного процесса. Внешние пилоты беспилотных авиационных систем (БАС) несут ответственность за безопасный полета и поэтому должны обладать знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, полетных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи, должны пройти летную подготовку, продемонстрировать свои навыки, получить определенный опыт и соответствующие свидетельства. Они должны также владеть языком, используемым в радиотелефонной связи, отвечать критериям годности по состоянию здоровья, хотя последние могут меняться с учетом условий использования БАС. Расширение сфер применения БПЛА в современных условиях обусловлено тем, что они обладают рядом преимуществ по сравнению с пилотируемой авиацией. Основными из них являются: отсутствие пилота, возможность применения различного вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования, приближения к цели на близкое расстояние и нахождение в заданном районе длительное время; относительно низкая цена и малая эффективная поверхность рассеивания, возможность для многих типов БПЛА взлета с неподготовленных площадок, совершения полета в автоматическом режиме с корректировкой траектории полета, а также многофункциональность и др. [6, с. 473 - 478].

С целью определения сущности профессиональной культуры будущих военных специалистов БА на базе ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) было проведено исследование среди курсантов по направлению 11.05.03 «Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга», профессорско-преподавательского состава академии, педагогов и командиров курсантских подразделений. Основными методами исследования стали беседы, опросы, анкетирования. Перечисленные методы использовались для анализа деятельности субъектов образовательного процесса вуза в ходе учебных занятий и самостоятельной работы курсантов.

Примечателен тот факт, что большая часть опрошенных преподавателей (48%) осознают значимость формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА, но не понимают в чем сущность данной культуры в образовательном процессе. У незначительной части преподавателей (22%) отсутствует четкое представление о содержании, специфике и сущности профессиональной культуры будущих военных специалистов БА и 30% опрошенных связывают профессиональную культуру с приобретаемыми профессиональными компетенциями и качествами личности обучающегося.

Подводя итог выше сказанному, необходимо констатировать, что процесс формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА в ВУНЦ ВВС «ВВА» не имеет четкой структуры, и профессорско-преподавательский состав не имеет достаточного опыта в формировании профессиональной культуры будущих специалистов БПЛА.

Также были проанализированы ответы курсантов в отношении понимания ими сущности профессиональной культуры. Было выявлено, что больше половины опрошенных курсантов (что составило 52%) не осознают значение данного термина; 32% уверены в том, что формирование их профессиональной культуры является частью их общей культуры; 16% курсантов не имеют четкого представления о сущности профессиональной культуры.

По результатам проведенного опроса среди курсантов можно констатировать, что лишь незначительная их часть осознанно подходят к вопросу формирования своей профессиональной культуры, остальные же отожествляют ее формирование лишь с уровнем получаемых знаний в процессе обучения.

Анализ научной литературы по представленной тематике, практический опыт работы в военном вузе и результаты проведенного исследования позволили выявить следующие особенности формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА:

- формирование профессиональной культуры должно происходить в рамках развития общей культуры курсанта, где будущему специалисту в области БПЛА необходимы такие качества как быстрое реагирование для возможности своевременного распознавания и контроля факторов угроз и ошибок, умения рефлексивного анализа собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения систематизации и обобщения деятельностного процесса, умения анализа и синтеза возникающих трудностей;

- формирование профессиональной культуры должно происходить совместно с процессом формирования военной культуры будущего военного специалиста, будущего офицера, служителя Родине, соблюдающего общепринятые моральные нормы, обладающего чувством коллективизма, взаимопомощи и товарищества, воинской чести и долга, внимательности, честности и правдивости, заботливого и чуткого отношения к людям;

- формирование профессиональной культуры должно рассматриваться как с позиций компетентностного подхода, при котором происходит развитие профессиональных компетенций будущего специалиста БЛА, «профессионала своего дела», обладающего профессиональным мышлением, профессиональной ответственностью профессиональным сознанием, так и с развитием практико-о-риентированного подхода, в процессе которого профессиональное поведение будущего специалиста является средой, которая регулирует его взаимодействие в различных ситуациях профессионального выбора.

Проведенный анализ позволил определить, что профессиональная культура будущих военных специалистов БЛА представляет собой, в первую очередь, совокупность личностных качеств обучающегося и теоретических знаний (овладение курсантами различными компетенциями), так и развитие практических умений, находящих свое проявление в профессиональной практической деятельности курсантов, обеспечивая ее высокую эффективность.

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что будущая профессиональная деятельность военных специалистов БЛА подразумевает ответственное выполнение профессиональных обязанностей, постоянный четкий контроль не только за собственными действиями и поведением, но и за действиями и работой своих товарищей. Конечная цель высшего образования и стратегические цели формирования и развития профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА направлены на воспитание идеального образа военного профессионала (в основных чертах совпадающего с «идеалом русского офицера»), стремящегося осознать себя в культурно-историческом, непрерывном потоке времени. Можно сказать, что стратегическая цель развития индивидуальной профессиональной культуры в процессе обучения в вузе носит предвосхищающий, гипотетический характер ещё не полученного результата.

В процессе формирования профессиональной культуры специалиста БЛА необходимым является важность умения рефлексивного анализа собственной деятельности курсанта по формированию профессиональной культуры; деятель-

ности его сокурсников; умения систематизации и обобщения деятельностного процесса; умения анализа и синтеза трудностей в ходе занятий по различным учебным дисциплинам. Перечисленные условия могут являться основой аналитической деятельности обучающихся. Данные умения формируются как в учебном процессе, так и в процессе практической деятельности курсантов различного уровня сложности, в зависимости от их цели и типа. Решить проблему подготовки курсантов к практической деятельности, при этом формируя их профессиональную культуру возможно при использовании автоматизированных обучающих систем-тренажеров, в которых воспроизводятся такие же условия работы оператора, какие имеют место на реальном объекте. В тренажерах на основе использования средств вычислительной техники осуществляется моделирование работы систем управляемого объекта, динамики его взаимодействия с внешней средой и объектами, которые находятся в этой среде и влияют на функционирование объекта, управляемого оператором.

Сегодня, профессия «Оператор БЛА» достаточно новая в нашей академии и особенно востребована среди абитуриентов. Поэтому, уровень профессиональной культуры такого рода специалистов должен определяться не только набором знаний, но и способностью систематически и профессионально решать на практике разноплановые задачи, как в мирной, так и в боевой обстановке. Эффективное решение поставленных целей и задач по формированию профессиональной культуры будущих специалистов БПЛА возможно на основе реализации следующих оптимальных педагогических приемов: на основе определения сущности профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА, совершенствование содержания процесса формирования данной профессиональной культуры; организации влияния личностно-культурного развития курсантов на формирование профессиональной культуры будущих специалистов в образовательной среде военных вузов; использования практических методов, а в частности автоматизированных обучающих систем в образовательной среде военного вуза, что в свою очередь будет способствовать формированию профессиональной культуры будущих специалистов БЛА.

Исходя из вышесказанного, нам представляется возможным сделать вывод, о том, что наиболее важным при формировании профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА в условиях образовательного процесса военного вуза является то, что данный процесс должен представлять собой целостную систему, единство которой должно достигаться во взаимодействии ее структурных компонентов, позволяющей определять различные подходы, методы и принципы.

Процесс формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА показал, что к основным принципам необходимо отнести следующие принципы:

- принцип формирования основ профессиональной культуры, предполагающий взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие всех видов образовательной деятельности; правильный выбор и оптимальное сочетание педагогического инструментария - методов, форм и средств и формирования основ профессиональной культуры в образовательном процессе военного вуза;

- принцип качества, эффективности, оптимальности и продуктивности различных видов учебных занятий, ориентированный на самостоятельную, активную творческую деятельность и на создание реальных результатов образовательного труда;

- принцип практической направленности, который предполагает получение в процессе формирования профессиональной культуры конкретного реального результата, в результате которого достигается необходимый уровень обученности курсантов, их готовность выполнять обязанности в войсках в соответствии с должностным предназначением. Основными требованиями данного принципа являются: создание необходимых педагогических условий для качественного формирования профессиональной культуры курсантов, разработка на основе знаний о профессиональной деятельности офицеров квалификационных требований к выпускникам военного вуза; обеспечение обучающихся знаниями объективных и достоверных фактов, теорий, законов, отражающих современное состояние изучаемых наук и профессиональной практики; систематический анализ требований, предъявляемых к специалистам, и внесение корректив в содержание их подготовки;

- принцип прочности овладения компонентами профессиональной культуры, который подразумевает, что для решения спектра задач по должностному предназначению нужны не только знания, а целостная система взаимосвязанных компонентов профессиональной культуры - военно-профессиональная позиция, нравственные и психологические качества, гражданская позиция;

- принцип целенаправленности, последовательности и систематичности при котором будет определяться направленность, логика и последовательность формирования профессиональной культуры будущего специалиста БЛА.

Таким образом, рассмотрение содержательной стороны формирования профессиональной культуры и проведенное исследование позволяют определить специфику профессиональной культуры будущих военных специалистов БЛА, которая обусловливается как последовательный систематический процесс формирования личностных качеств (военно-профессиональная позиция, нравственные и психологические качества, гражданская позиция и т. д.), так и поэтапное накопление курсантами теоретических знаний и практический умений, в рамках будущей специальности и готовность выполнять обязанности в войсках.

Библиографический список

1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г

2. Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (с изменениями на 10 февраля 2016 года N 46). Приказ Минтруда России № 832 от 2 ноября 2015 года (с изменениями на 10 февраля 2016 года N 46).

3. Межведомственная концепция создания перспективных комплексов с беспилотными летательными аппаратами на период до 2025 года. Утверждена министрами МВД, МО, МЧС, Минпромторга, директором ФСБ. Москва, 2013.

4. Концепция применения комплексов с БПЛА государственной авиации на период до 2030 года.

5. Мочалов С.А. Принципы создания комплексов бортового оборудования перспективных летательных аппаратов. Жуковские чтения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конфкренции ВУНЦ ВВС, 2015.

6. Голубев С.В. Кирьянов В.К. Современные системы управления беспилотными летательными аппаратами иностранных армий. Вестник Военно-воздушной Академии 2015; 2 (23): 473 - 478.

References

1. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyuschih srednego professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Mintruda Rossii № 831 ot 2 noyabrya 2015 g.

2. Ob utverzhdenii spravochnika vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, v tom chisle trebuyuschih srednego professional'nogo obrazovaniya (s izmeneniyami na 10 fevralya 2016 goda N 46). Prikaz Mintruda Rossii № 832 ot 2 noyabrya 2015 goda (s izmeneniyami na 10 fevralya 2016 goda N 46).

3. Mezhvedomstvennaya koncepciya sozdaniya perspektivnyh kompleksov s bespilotnymi letatel'nymi apparatami na period do 2025 goda. Utverzhdena ministrami MVD, MO, MChS, Minpromtorga, direktorom FSB. Moskva, 2013.

4. Koncepciya primeneniya kompleksov s BPLA gosudarstvennoj aviacii na period do 2030 goda.

5. Mochalov S.A. Principy sozdaniya kompleksov bortovogo oborudovaniya perspektivnyh letatel'nyh apparatov. Zhukovskie chteniya: sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfkrencii VUNC VVS, 2015.

6. Golubev S.V. Kir'yanov V.K. Sovremennye sistemy upravleniya bespilotnymi letatel'nymi apparatami inostrannyh armij. Vestnik Voenno-vozdushnoj Akademii 2015; 2 (23): 473 - 478.

Статья поступила в редакцию 03.11.18

УДК 378

Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Foreign Languages Department, (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Sukhanova A.S., teacher, Foreign Languages Department (Voronezh, Russia), E-mail: suhnastasia@mail.ru

PEDAGOGICAL JUSTIFICATION FOR THEORETICAL AND APPLIED BASES OF CADETS' PATRIOTIC VALUES FORMATION. The article touches upon a problem of the development of patriotic values at a higher military school. The theoretical questions of forming patriotic values are considered. The work presents a detailed analysis of the main components of patriotic values that contribute to the effective development of patriotism. The authors conclude that during training at a military university and professional activities of future military specialist possessed certain values and implements them. Patriotism is one of the most important enduring values inherent in all spheres of society. The analysis of components and structures of the patriotic values suggests that their forming must take place not only in the process of educational activities, but also in the learning process.

Key words: patriotism, patriotic values, education, cadets.

Т.В. Ларина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

А.С. Суханова, преп. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж, E-mail: suhnastasia@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Статья посвящена проблеме формирования патриотических ценностей. Рассмотрены теоретические вопросы формирования патриотических ценностей. Детальный анализ основных компонентов патриотических ценностей способствует эффективному формированию патриотических ценностей. Авторы делают выводы о том, что в процессе обучения в военном вузе и непосредственной профессиональной деятельности будущий военный специалист овладевает определенными ценностями, реализует их. Патриотизм относится к важнейшим непреходящим ценностям, присущим всем сферам жизни общества. Анализ компонентов и представленной структуры патриотических ценностей дает основание полагать, что их формирование должно проходить не только в процессе воспитательной деятельности, но и в процессе обучения.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические ценности, образование, курсанты.

Проблема формирования личности и ценностей будущего специалиста всегда была актуальна для педагогов, поскольку период обучения в высшем учебном заведении является благоприятным для формирования ценностей, когда происходит овладение нормами профессиональной деятельности, что является условием ее эффективности в дальнейшем. Проблемы развития профессионализма личности работников нашли отражение в профессиограммах различных сфер профессиональной деятельности. По определению В.А. Сла-стенина, ценности представляют собой «специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества» [1, с. 100]. Таким образом, ценности являются важным фактором, который определяет и регулирует поведение личности.

Важно обратить внимание на ценности специалистов, поскольку они характеризуют отношение к профессиональной деятельности, определяют поведение человека в этой сфере, обеспечивают его добросовестное отношение к выполняемому делу. Процессы профессионального и личностного самоопределения протекают одновременно и обуславливают друг друга, характеризуя именно период обучения в вузе [2, с. 181]. Ценности личности формируют отношение к профессиональной среде, а сама учебная деятельность оказывает ориентирующее воздействие на ценностную систему обучающегося.

Ценностное отношение имеет большую значимость, затрагивает все сферы человеческой деятельности. В связи с этим необходимо разграничить близкие термины «ценности» и «ценностные ориентации», касающиеся этой сферы. В данной статье мы вслед за А.М. Новиковым будем рассматривать соотношение ценности и ценностных ориентаций как целого и части [3, с. 256].

В целях педагогического обоснования теоретических и прикладных основ формирования патриотических ценностей представляется возможным проследить типологию ценностей. Обратимся к типологии ценностных ориентаций, предложенной С.С. Соловьевым применительно к военно-профессиональной деятельности, поскольку ценностные ориентации входят в состав ценностей [4, с. 18 - 20]:

- военно-корпоративные (нравственные устои, стиль поведения, ответственность за судьбу России и ее безопасность, стремление соблюдать воинскую дисциплину и др.);

- военно-профессиональные (потребность в самореализации, стремление работать по интересующей военной специальности и др.);

- познавательно-развивающие (физическое самосовершенствование, желание испытать себя в сложных условиях, возможность развития способностей и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.