Научная статья на тему 'Народные театры Якутии: традиции и современность'

Народные театры Якутии: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLK THEATER / TRADITION / MODERNITY / OLONKHO / FOLKLORE / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / ТРАДИЦИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ОЛОНХО / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илларионова Т.В., Мухоплева В.Г.

В статье рассматриваются вопросы изучении становления народных театров и их вклад в сохранение и развитие традиционной художественной культуры и театрального искусства республики Саха (Якутия) в целом. Республика Саха (Якутия) в наши дни является одним из театральных республик России. В то же время такой редкий феномен остается недостаточно изученным. В силу этого можно сказать, что исследование театрального искусство, в частности Народных театров, в современном этапе, является актуальной научной задачей. История Народных театров не насчитывает и сотни лет, но накопившихся вопросов достаточно. Существует немало информационных заметок, рецензий на спектакли, биографий ярких представителей театральной общественности, книг посвященных истории создания отдельных театров, но обобщающих исследований, посвященных изучению исключительно Народных театров Якутии нет. Поэтому, мы обратились изучению истории Народных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE'S THEATERS OF YAKUTIA: TRADITIONS AND MODERNITY

The article deals with a study of formation of folk theaters and their contribution to the preservation and development of traditional artistic culture and theatrical art of the Sakha Republic (Yakutia) as a whole. Today the Republic of Sakha is one of the theater republics of Russia. At the same time, such rare phenomenon remains understudied. It can be stated that the study of theatrical art, in particular the folk theaters, at the present stage, is an urgent scientific task. The history of folk theater does not go back hundreds of years, but the accumulated questions are enough. There are quite a few informational notes, reviews of performances, biographies of prominent representatives of the theater community, books devoted to the history of creating individual theaters, but there are no generalized studies that would be specially dedicated to the study of the National Theaters of Yakutia. Therefore, the research of the publication is of much relevance.

Текст научной работы на тему «Народные театры Якутии: традиции и современность»

В статье Е.П. Никифоровой, С.П. Черноградской "Внедрение педагогики олонхо в образовательные учреждения республики" проанализированы показатели эффективности реализации подпрограммы "Олонхо и будущие поколения" [11, с. 11]: 1) В статье проанализированы опыт внедрения педагогики олонхо в дошкольные учреждения Горного, Вилюйского, Таттинского, Чурапчинского, Верхоянского, Амгинского, Кобяйского улусов, научные сотрудники ФГНУ «Институт национальных школ» разработали модели «Детский сад педагогики олонхо», «Школа педагогики олонхо». Введение педагогики олонхо в дошкольные образовательные учреждения республики позволяет создать развивающую среду с этнокультурным содержанием, а также организовать деятельность детского сада согласно естественному годичному циклу. 2) В Горном и Чурапчинском улусах также созданы культурные центры для родителей. Центры педагогики олонхо помогают проводить систематическую работу по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с социумом. 3) Из года в год расширяется география организации летних лагерей по педагогике олонхо. Организация летних лагерей для детей, молодых исполнителей олонхо, позволяет не только обеспечить полноценный летний отдых, но и создает условия для эстетического, патриотического воспитания детей на лучших образцах родной культуры. В результате работы летних лагерей педагогики олонхо у воспитанников формируется устойчивый интерес и чувство уважения к истории, языку и культуре родного края; обеспечивается преемственность в передаче эпических традиций [11, с. 12].

Библиографический список

С целью выявления и сбора информации об одаренных детях в сфере эпического сказительства, исследователях и исполнителях олонхо создан Банк данных. По статистическим данным, число учащихся-исполнителей олонхо в республике достигло 265 детей, в детских образовательных учреждениях педагогикой олонхо занимаются 198 педагогов, учителей и воспитателей. По материалам банка данных издан справочник «Олонхо утума - уерэх эйгэтигэр (Олонхо в сфере образования)» составленный Н.И. Филипповой, Е.П. Чехордуной, Д.Г Ефимовой.

Ежегодно в республике проводятся республиканские конкурсы среди дошкольников и школьников "Я - дитя олонхо", среди студентов и молодежи: "Мун-ха олонхото и "Уруйдан, улуу олонхобут!" среди исполнителей олонхо людьми старшего возраста. Данные проекты преемственны. Те маленькие дети, участвовавшие на первом конкурсе, дальше развивая свои способности, свой талант, становятся конкурсантами других проектов, демонстрируя непрерывное этнокультурное образование на протяжении всей жизни.

Использование материалов героического эпоса олонхо в этнокультурном образовании способствует формированию у детей не только углубленных знаний конкретно по предмету, а прежде всего новой гуманистической культуры. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

1. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве. Якутск: Кн изд-во, 1960.

2. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн изд-во, 1979.

3. Чиряев К.С. Педагогика жизни. Якутск: Бичик, 1998.

4. Портнягин И.С. Педагогические мысли о народной педагогике. Якутск: Изд-во ДН и СПО МО РС (Я), 2001.

5. Ларионов В.Р Якут - человек айыы. Якутск: Кудук, 1998.

6. Ксенофонтов В. Прекрасные женщины в олонхо Ойунского. Кыым. 1993; 31 марта.

7. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо. Якутск: МЦНИП, 2013.

8. Чехордуна Е.П. Педагогика олонхо в системе регионального этнокультурного образования. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015: 210 - 222.

9. Флегонтова У.М. О роли олонхо в непрерывном этнокультурном образовании. Сосновый бор: образовательный сайт. http://sosnovybor-ykt.ru/o-roli-olonxo-v-nepreryvnom-etnokulturnomobrazovanii/

10. Гоголева М.Т. Якутский фольклор: образовательный потенциал. Краснодар «Научно-издательский центр Априори», 2014.

11. Никифорова Е.П., Черноградская С.П. Внедрение педагогики олонхо в образовательные учреждения республики. Народное образование Якутии. 2012; 1 (81): 11 - 15. References

1. Afanas'ev V.F. Pedagogicheskie idei v yakutskom narodnom tvorchestve. Yakutsk: Kn izd-vo, 1960.

2. Afanas'ev, V.F. 'Etnopedagogika nerusskih narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka. Yakutsk: Kn izd-vo, 1979.

3. Chiryaev K.S. Pedagogika zhizni. Yakutsk: Bichik, 1998.

4. Portnyagin I.S. Pedagogicheskie myslio narodnojpedagogike. Yakutsk: Izd-vo DN i SPO MO RS (Ya), 2001.

5. Larionov V.R. Yakut - chelovek ajyy. Yakutsk: Kuduk, 1998.

6. Ksenofontov V. Prekrasnye zhenschiny v olonho Ojunskogo. Kyym. 1993; 31 marta.

7. Chehorduna E.P. 'Etnokul'turnye osnovy pedagogiki olonho. Yakutsk: MCNIP, 2013.

8. Chehorduna E.P. Pedagogika olonho v sisteme regional'nogo 'etnokul'turnogo obrazovaniya. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii. Yakutsk: Media-holding «Yakutiya», 2015: 210 - 222.

9. Flegontova U.M. O roli olonho v nepreryvnom 'etnokul'turnom obrazovanii. Sosnovyj bor: obrazovatel'nyj sajt. http://sosnovybor-ykt.ru/o-roli-olonxo-v-nepreryvnom-etnokulturnomobrazovanii/

10. Gogoleva M.T. Yakutskij fol'klor: obrazovatel'nyjpotencial. Krasnodar «Nauchno-izdatel'skij centr Apriori», 2014.

11. Nikiforova E.P., Chernogradskaya S.P. Vnedrenie pedagogiki olonho v obrazovatel'nye uchrezhdeniya respubliki. Narodnoe obrazovanie Yakutii. 2012; 1 (81): 11 - 15.

Статья поступила в редакцию 23.10.18

УДК 792

Illarionova T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: 445325@mail.ru Muchopleva V.G., MA student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: muchopleva_vg@mail.ru

PEOPLE'S THEATERS OF YAKUTIA: TRADITIONS AND MODERNITY. The article deals with a study of formation of folk theaters and their contribution to the preservation and development of traditional artistic culture and theatrical art of the Sakha Republic (Yakutia) as a whole. Today the Republic of Sakha is one of the theater republics of Russia. At the same time, such rare phenomenon remains understudied. It can be stated that the study of theatrical art, in particular the folk theaters, at the present stage, is an urgent scientific task. The history of folk theater does not go back hundreds of years, but the accumulated questions are enough. There are quite a few informational notes, reviews of performances, biographies of prominent representatives of the theater community, books devoted to the history of creating individual theaters, but there are no generalized studies that would be specially dedicated to the study of the National Theaters of Yakutia. Therefore, the research of the publication is of much relevance.

Key words: folk theater, tradition, modernity, olonkho, folklore.

Т.В. Илларионова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: 445325@mail.ru В.Г. Мухоплееа, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: muchopleva_vg@mail.ru

НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ ЯКУТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются вопросы изучении становления народных театров и их вклад в сохранение и развитие традиционной художественной культуры и театрального искусства республики Саха (Якутия) в целом. Республика Саха (Якутия) в наши дни является одним из театральных республик России. В то же время такой редкий феномен остается недостаточно изученным. В силу этого можно сказать, что исследование театрального искусство, в частности Народных театров, в современном этапе, является актуальной научной задачей. История Народных театров не насчитывает и сотни лет, но накопившихся вопросов достаточно. Существует немало информационных заметок, рецензий на спектакли, биографий ярких представителей театральной общественности, книг посвященных истории создания отдельных театров, но обобщающих исследований, посвященных изучению исключительно Народных театров Якутии нет Поэтому, мы обратились изучению истории Народных театров.

Ключевые слова: народный театр, традиция, современность, олонхо, фольклор.

История и развитие театрального искусства Якутии были изучены в научных работах Нь.И. Илларионовой «Этапы режиссерского пути А.С. Борисова» [1], А.А. Билюкиной «Якутская драматургия XX в.: истоки, эволюция, концепция личности» [2], В.К. Крылова «Русская классика на сцене драматических театров Якутии» [3]. В 2008 году состоялась I Республиканская научно-практическая конференции, посвященная 95-летию Д.Ф. Ходулова «Народный театр в развитии единого социокультурного пространства села». По итогам этой конференции в 2009 г вышел сборник статей «Народный театр развитии единого социокультурного пространства села» [4]. Народные театры Якутии на научном уровне отдельно не рассматривались. Исходя из этого, можно сделать вывод, что как клубная работа в целом, так и деятельность Народных театров конкретно не подвергались систематическому изучению и не рассматривались как целостные системы, поэтому специальная методологическая база по этой тематике в отечественной научной литературе отсутствует Они в ходе своих работ выявили, когда и какие театры открылись, каким образом большой и сложный путь прошло театральное искусство Якутии. История театрального искусства Якутии зарождалось в недрах национального фольклора. Основные образы, исполнительские традиции олонхо, различные народные обряды и танцы явились его истоками. Не случайно, что история зарождения Якутского национального театра связана с постановками на сюжеты богатырского эпоса на любительской сцене. Истоком развития театрального искусства Якутии, как и России, является самодеятельное творчество. Творчество народных коллективов Якутии развивается в жанрах театрального хореографического, хорового, инструментального, фольклорного, и декоративно-прикладного искусства. На данный момент в республике действует 169 народных коллективов (в 2003 г их было 156). Это свидетельствует о повышении профессионального уровня деятельности любительских формирований и их стремлении к дальнейшему творческому росту Наибольшее количество самодеятельных коллективов попрежнему сосредоточено в городах и районных центрах республики. Всего в г Якутске народных самодеятельных коллективов -17, в Мирнинском районе - 13, в Нерюнгринском - 10, в Нюрбинском - 10, в Ме-гино-Кангаласском - 8, в Хангаласском - 7, в Чурапчинском - 7, в Алданском - 6, в Усть-Алданском - 9, в Нижнеколымском - 6 и т.д. В целом по республике 67,3% народных коллективов сосредоточено в городах и крупных поселках с населением свыше 2000 чел., 5,8% - в населенных пунктах с численностью от 1500 до 2000 чел., 6,4% - в поселках и деревнях с населением от 1000 до 1500 чел., 10,9% - в селах с численностью жителей от 700 до 1000 чел. и 9,6% - в деревнях и поселках с населением менее 700 человек.

Бурная волна революционных событий 1905 года в Якутии повлекла за собой особенно широкий размах культурно-просветительской деятельности. Драматические кружки, руководимые ссыльными социал-демократами, клуб Общества приказчиков, объединивший трудовое сословие Якутска, Общественное собрание, где подвизалась городская чиновная знать, общество распространения просвещения в Якутской области, куда входили якуты и русские, и, наконец, Инородческий клуб, где впервые получили возможность общаться на политической и культурной почве различные слои коренного якутского населения - все эти организации и клубы объединяли театральную общественность. Особое же внимание стали привлекать начавшиеся в ту пору концерты и спектакли на якутском языке. «В 1906 году 3 января в городе Якутске, в клубе приказчиков показали первую театральную постановку на якутском языке на основе олонхо «Бэрт киГш бэриэт бэргэн»(«Удалой молодец Бэриэт Бэргэн»). Это был первый спектакль на якутском языке [5, с. 27-28]. С возникновением любительского театра начинается освоение новых форм. Первые самодеятельные спектакли начали ставиться с 1910г. 10 июля 1920г. якутский районный комитет постановил национализировать и передать в распоряжение отдела народного образования помещение бывшего Клуба приказчиков. В нем работало несколько театральных трупп, созданных политическими ссыльными. Так в Якутии появился первый Народный театр. Благодаря распространению театральной самодеятельности в Якутии, создавались предпосылки для создания национального профессионального театра. В апреле 1925 г. Бюро общества «Саха омук» приняло специальное постановление об организации национальной труппы на базе Народного театра в Якутске. Был осуществлен первый набор из лучших участников художественной самодеятельности и 17 октября 1925г. якутская труппа выступила со своей первой постановкой «Злой дух» по комедии Н. Неустроева. Этот день считается основанием первого якутского профессионального театра [5].

Первые народные театры в СССР возникли в конце 50-х годов по инициативе самих масс. В 1959 году в районах Бутурлиновка и Никольск Воронежской области, Нариманова и Красного Яра Астраханской области, в селе Бессонон Пензенской области были организованы первые в стране народные театры.

Библиографический список

В 1960 году самодеятельный театральный кружок автомобильного завода имени Лихачева в Москве стал народным театром. В дальнейшем к этой инициативе присоединились передовые самодеятельные театральные коллективы Москвы, Ленинграда, Баку, Минска, Ташкента, Тбилиси, Еревана и других городов. Партия одобрила эту инициативу и перед соответствующими организациями поставила задачу широкого ее внедрения. В постановлении ДК КПСС от II марта 1959 года отмечалась необходимость «оживления опыта создания самодеятельных народных театров». В свете этого указания партии за сравнительно короткое время в нашей стране получила широкий размах организации Народных театров [6]. Первый народный театр в Якутской АССР создан 26 декабря 1959 г Постановлением Совета Министров ЯАССР Первым директором Таттинского народного театра им. П.А.Ойунского работал Р.С. Никифоров, режиссером - И.М. Максимова. Театр поставил более 120 спектаклей различного жанра. В его репертуаре: «Лоокуут уонна Ньур^ун» Т. Сметанина, «Кь^ыл Ойуун» П. Ойунского, «Кукур Уус» Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона, «Сыгый Кырынаастыыр» И. Избекова, «Ийэ сирэ» Ч. Айтматова и др. С 2003 г главным режиссером театра работает отличник культуры РС(Я) В.Ф. Бурнашева. Народный театр - участник многих республиканских, всероссийских, международных смотров самодеятельного художественного творчества, неоднократный лауреат и дипломант. Популярность первых народных театров, растущая с каждым годом привела к образованию 47 народных театров разного жанра: драматические - 30 (Таттинский, Майинский, Бердигестяхский, Сунтарский, Среднеколымский и т.д.) театры эпоса и Олонхо -2 (Верхневилюйский, Нюрбинский) кукольные - 1 (Жарханский народный кукольный театр) театры юмора и сатиры - 4 («Кеечеен кере» мини-театр, "Дьиикимдэ дьээбэлэрэ») детские театральные коллективы. - 3 (Тюбяй-Жарханский детский народный театр Сунтарского улуса) Только в северных улусах существуют 10 театров. Отрадно, что наши театры признаны не только, как творческие коллективы, но и как центры общественных организаций населения, объединяющие активную часть населения. Сегодня можно с уверенностью сказать, что народные театры выросли в творческом плане. Они становятся лауреатами многих престижных театральных конкурсов, международных фестивалей.

Нужно отметить, что все Народные театры образовались от самодеятельных театральных коллективов, кружков и сообществ. У которых очень богатая история, обширный интересный путь развития, история каждого театра уникальна и неповторима. Репертуар народных театров обширен, ими поставлены спектакли по произведениям якутских, российских, зарубежных драматургов, множество театрализованных представлений и мюзиклов. Можно сделать вывод, что в постсоветское время и до наших дней Народные театры предпочитают ставить в большинстве произведения, драмы Якутских драматургов, писателей классиков, таких как: А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, Т. Сметанин, А.И. Софро-нов-Алампа, Н.Д. Неустроев и т.д. а так же известных отечественных писателей, драматургов, такие как А.П. Чехов, Гоголь, сказки А.С. Пушкина и т.д. И в последние годы 79 началась тенденция постановки музыкально-театрализованных представлений, мюзиклов и т. д. Ныне народные театры со дня появления своей плодотворной творческой деятельностью, как самостоятельные творческие коллективы вносят весомый вклад в развитие театрального искусства в республике. Репертуар народных театров обширен. Ими поставлены спектакли по произведениям якутских, российских, зарубежных драматургов, множество театрализованных представлений. Еще хочется отметить, что все Народные театры имеют в своем репертуаре спектакль олонхо, что очень способствует в развитии и сохранении героического эпоса. Олонхо, как основной показатель духовности, неотделим от народа, его процветания и развития. В репертуаре народных театров якутский эпос - Олонхо имеет ведущее значение. В середине 90-х годов появились первые в республики народные театры «Олонхо» в Верхневилюйском, Нюрбинском улусах. На сценах народных театров в разное время поставлены спектакли олонхо и отрывки из спектаклей по произведениям П.А. Ойунского, У.Г Нохсорова, П.П. Ядрихинского-Бэдьээлэ, И.Г Тимофеева - Теплоухова, В.О. Каратаева, С.А. Зверева. С.С. Васильева-Борогонского, Н. Степанова Ноо-рой, С.Г Алексеева - Уустарабыс, Н.М. Тарасова, К.Н. Никифорова, М. Эверсто-вой-Обутовой, Д.Г Томской - Чайка и А. Титовой и мн. других. Олонхо на сценах народных театров, в основном, ставится на энтузиазме режиссеров - постановщиков народных театров.

Истоки якутского театрального искусства заложены в своеобразном устном народном творчестве, монументальный памятник которого, героический эпос-о-лонхо, издревле исполняется как драматическое произведение. Поэтому его место в репертуарах всех театров республики, а в народном театре постановка олонхо должна быть обязательной. Народные театры Якутии в настоящее время не стоят на месте. Их репертуар с каждым годом расширяется, расширяется и актерский состав театров.

1. Илларионова Н.И. Этапы режиссерского пути А.С. Борисова. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 2005.

2. Билюкина А.А. Якутская драматургия XX в.: истоки, эволюция, концепция личности. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Улан-Удэ, 1998.

3. Крылова В.К. Русская классика на сцене драматических театров Якутии. Новосибирск: Наука, 2012.

4. Народный театр в развитии единого социокультурного пространства села. Под редакцией М.М. Донского. Якутск, 2008.

5. Антология Саха театра. Под редакцией А.А. Билюкина, А.С. Борисов и др. Якутск: Бичик, 2010.

6. Честнодумов И.Е. Народный театр в культуре России. Автореферат диссертации ... кандидата культурологии. Санкт-Петербург 2009.

References

1. Illarionova N.I. 'EtapyrezhisserskogoputiA.S. Borisova. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2005.

2. Bilyukina A.A. Yakutskaya dramaturgiya XX v.: istoki, 'evolyuciya, koncepciya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 1998.

3. Krylova V.K. Russkaya klassika na scene dramaticheskih teatrov Yakutii. Novosibirsk: Nauka, 2012.

4. Narodnyj teatr v razvitiiedinogo sociokul'turnogo prostranstva sela. Pod redakciej M.M. Donskogo. Yakutsk, 2008.

5. Antologiya Saha teatra. Pod redakciej A.A. Bilyukina, A.S. Borisov i dr. Yakutsk: Bichik, 2010.

6. Chestnodumov I.E. Narodnyj teatr v kul'ture Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologii. Sankt-Peterburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.10.18

УДК 378

Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Foreign Languages Department, (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Korablin I.I., colonel, Deputy Chief of Faculty of Unmanned Aerial Vehicles (Voronezh, Russia), E-mail: Olga-korablina@mail.ru

BASICS AND SPECIFICS OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES. In the article the authors study the basic features and specific characteristics of professional culture of future military specialists of Unmanned Aerial Vehicles. Features of training of specialists of Unmanned Aerial Vehicles, which concern mastering knowledge in the field of air law, production and planning of flights, flight loadings, aspects of a human factor, meteorology, navigation, procedures of operation, the principles of flight and radiotelephone communication are revealed. As a result of the conducted research, the features are revealed and the principles at which formation of professional culture will be carried out as the consecutive and systematic process promoting increase in level of professional culture are defined.

Key words: professional culture, military specialists of Unmanned Aerial Vehicles, knowledge in the field of air law.

Т.В. Ларина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

И.И. Кораблин. полковник, заместитель начальника факультета беспилотной авиации, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: Olga-korablina@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ

В статье рассматривается сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации. Выявлены особенности подготовки специалистов беспилотной авиации, которые заключаются в овладении знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, полетных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи и др. По результатам проведённого исследования определены принципы, при которых формирование профессиональной культуры будет осуществляться как последовательный и систематический процесс, способствующий повышению уровня профессиональной культуры.

Ключевые слова: профессиональная культура, военные специалисты беспилотной авиации, знания в области воздушного права.

Проблема формирования профессиональной культуры будущих военных специалистов это процесс сложный, длительный и многоэтапный, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всего периода подготовки к активной профессиональной деятельности. Особое место здесь занимает период учебы в военном вузе, так как именно в это время начинают формироваться основные компоненты профессиональной культуры будущих военных специалистов. Исходя из этого, необходимым является рассмотрение сущности и специфики профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной летательной авиации (БЛА) как одного из направлений образовательного процесса военного вуза.

В настоящее время беспилотная авиация (БА) находится на этапе интенсивного развития и формирования законодательной базы. Формируются структуры для обучения специалистов в различных министерствах и ведомствах, разрабатываются государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования для обучения специалистов БЛА. Оснащение вооруженных сил различных государств комплексами с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) различного назначения принимает сегодня характер устойчивой тенденции.

Необходимо отметить, что в целях обеспечения соответствия квалификации выпускников учебных заведений требованиям современной экономики, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831 утвержден список «Топ 50», включающий 50 новых и перспективных профессий, наиболее востребованных на рынке труда [1]. Профессия «Оператор БЛА» является на сегодня наиболее современным и популярным родом трудовой деятельности.

Согласно изменениям в приложении к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий», в обязанности инженера по обслуживанию робототехнических средств и БПЛА входит:

- обеспечение постоянной готовности робототехнических средств и БПЛА для проведения работ в чрезвычайных ситуациях;

- осуществление плановых осмотров и текущего обслуживания робото-технических средств и БПЛА [2].

Широкий интерес к беспилотной тематике был продемонстрирован на ежегодных выставках в рамках правительственной программы «Комплексная безопасность», «Интерполитех»; военно-промышленной конференции «Перспективы развития роботизированных комплексов и БЛА» под руководством Премьер Министра России, прошедшей в 2014 году, проводимой на базе НИИ «Геодезии»;

ежегодной Международной научно-технической конференции «Экстремальная робототехника», проводимой на базе Государственного научного центра Российской Федерации федерального государственного автономного научного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики», при участии всех федеральных органов исполнительной власти; московских международных конференциях «Беспилотная авиация -2014» и «Беспилотная авиация - 2015», организатором которых выступил Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Для определения основных направлений развития и применения комплексов с БПЛА разработана и утверждены «Концепция применения комплексов с БПЛА в ВС РФ на период до 2025 года» [3] и «Концепция применения комплексов с БПЛА государственной авиации на период до 2030 года» [4].

С целью определения специфики профессиональной культуры будущего военного специалиста БЛА следует обратиться к особенностям подготовки данного специалиста в рамках образовательного процесса военного вуза. Подготовка высокопрофессионального военного специалиста БЛА, способного отвечать требованиям современного общества, стремящегося к профессиональному росту и адаптированного к жизни и работе, - задача многогранная и напрямую связанна с качеством самого образовательного процесса. Внешние пилоты беспилотных авиационных систем (БАС) несут ответственность за безопасный полета и поэтому должны обладать знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, полетных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи, должны пройти летную подготовку, продемонстрировать свои навыки, получить определенный опыт и соответствующие свидетельства. Они должны также владеть языком, используемым в радиотелефонной связи, отвечать критериям годности по состоянию здоровья, хотя последние могут меняться с учетом условий использования БАС. Расширение сфер применения БПЛА в современных условиях обусловлено тем, что они обладают рядом преимуществ по сравнению с пилотируемой авиацией. Основными из них являются: отсутствие пилота, возможность применения различного вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования, приближения к цели на близкое расстояние и нахождение в заданном районе длительное время; относительно низкая цена и малая эффективная поверхность рассеивания, возможность для многих типов БПЛА взлета с неподготовленных площадок, совершения полета в автоматическом режиме с корректировкой траектории полета, а также многофункциональность и др. [6, с. 473 - 478].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.