Научная статья на тему 'Формирование основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности'

Формирование основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGIOUS LITERACY / RELIGIOUS STUDIES / TRAINING OF LAWYERS AND INVESTIGATORS / INFORMATION SECURITY / LEGAL SUPPORT FOR NATIONAL SECURITY / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко М. В., Никольский Е. В., Чукова Д. И.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия признаков религиоведческой грамотности у выпускников вузов, работающих в сфере информационной и национальной безопасности, правоохранительной, следственной, и прокурорской деятельности. В статье описаны предлагаемые авторами целевой и содержательный компоненты методической системы формирования основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. В основе религиоведческой культуры рассмотрен когнитивный и ценностно-ориентационный компоненты. Определены группы профессиональных задач на основе анализа содержания образовательных программ, направленность (профиль) которых связана с деятельностью юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. Выделены и описаны составляющие религиоведческой грамотности. Эти составляющие являются ключевыми компетенциями в подготовке рассматриваемых специалистов. Критерии отбора содержательного материала для преподавания основ религиоведческой культуры. В заключение приведен вывод о месте элементов содержания, направленных на формирование религиоведческой грамотности, в дисциплинах философии, политологии, культурологи, истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко М. В., Никольский Е. В., Чукова Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BASIS FOR RELIGIOUS EDUCATIONAL CULTURE FOR FUTURE LAWYERS, FOLLOWERS AND SPECIALISTS FOR INFORMATION SECURITY

The article studies a relevant problem of the lack of signs of religious literacy among university graduates working in the field of information and national security, law enforcement, investigative and prosecutorial activities. The article describes the proposed and substantive components of the methodological system for the formation of the foundations of religious culture among future lawyers, investigators and information security specialists. The cognitive and value-orientation components are considered at the heart of religious culture. The work identifies groups of professional tasks based on the analysis of the content of educational programs, the focus (profile) of which is related to the activities of lawyers, investigators and information security specialists. The components of religious studies literacy are identified and described. These components are key competencies in the training of the specialists under consideration. The research names criteria for the selection of meaningful material for teaching the basics of religious culture. The conclusion of the work concerns the place of content elements aimed at the formation of religious studies literacy in the disciplines of philosophy, political science, cultural studies, history.

Текст научной работы на тему «Формирование основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности»

4. Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы. Социологические исследования. 1996; 9: 17 - 25.

5. Михайлова Т.В. К вопросу о формировании профессиональных ценностных ориентаций преподавателей. Вестник Вятского государственного университета. 2012: 32 - 35.

6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: (Методика воспитания коллектива). Пер. с укр. Н. Дангуловой. Москва: Молодая гвардия, 1975.

7. Агапова Г.В., Коровин В.М. Патриотическое воспитание молодежи в региональной системе профессионального образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2009; 2: 37 - 44.

8. О мерах реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 Available at: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951

9. Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны РФ от 12.10.2016 № 655. Available at: http://www. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435#0)

10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

References

1. Slastenin V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2003.

2. Yanickij M.S., Seryj A.V., Peleh Yu.V. Cennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postneklassicheskoj pedagogicheskoj psihologii. Filosofiyaobrazovaniya. 2013; 1: 175 - 185.

3. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.

4. Solov'ev S.S. Transformaciya cennostej voennoj sluzhby. Sociologicheskie issledovaniya. 1996; 9: 17 - 25.

5. Mihajlova T.V. K voprosu o formirovanii professional'nyh cennostnyh orientacij prepodavatelej. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012: 32 - 35.

6. Suhomlinskij V.A. Mudraya vlast' kollektiva: (Metodika vospitaniya kollektiva). Per. s ukr. N. Dangulovoj. Moskva: Molodaya gvardiya, 1975.

7. Agapova G.V., Korovin V.M. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v regional'noj sisteme professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2009; 2: 37 - 44.

8. O merah realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Prikaz MO RF № 670 ot 15.09.2014 Available at: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170951

9. Ob organizacii raboty s lichnym sostavom v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony RF ot 12.10.2016 № 655. Available at: http://www.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=680435#0)

10. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

Статья поступила в редакцию 03.11.18

УДК 378.14:372.862

Litvinenko M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Distance Learning Forms, Moscow State University of Geodesy and Cartography (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Nikolsky E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor of History of Russian Literature Department, Institute of Russian Studies, University of Warsaw (Warsaw, Poland), E-mail: [email protected]

Chukova D.I., teaching assistant, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF THE BASIS FOR RELIGIOUS EDUCATIONAL CULTURE FOR FUTURE LAWYERS, FOLLOWERS AND SPECIALISTS FOR INFORMATION SECURITY. The article studies a relevant problem of the lack of signs of religious literacy among university graduates working in the field of information and national security, law enforcement, investigative and prosecutorial activities. The article describes the proposed and substantive components of the methodological system for the formation of the foundations of religious culture among future lawyers, investigators and information security specialists. The cognitive and value-orientation components are considered at the heart of religious culture. The work identifies groups of professional tasks based on the analysis of the content of educational programs, the focus (profile) of which is related to the activities of lawyers, investigators and information security specialists. The components of religious studies literacy are identified and described. These components are key competencies in the training of the specialists under consideration. The research names criteria for the selection of meaningful material for teaching the basics of religious culture. The conclusion of the work concerns the place of content elements aimed at the formation of religious studies literacy in the disciplines of philosophy, political science, cultural studies, history.

Key words: religious literacy, religious studies, training of lawyers and investigators, information security, legal support for national security.

М.В. Литвиненко, д-р пед. наук, канд. технич. наук, доц., декан факультета дистанционных форм обучения, Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва, E-mail: [email protected]

Е.В. Никольский, д-р филол. наук, проф. каф. истории русской литературы, Институт русистики Варшавского университета, г. Варшава, E-mail: [email protected]

Д.И. Чукова, ассистент Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, г. Москва, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия признаков религиоведческой грамотности у выпускников вузов, работающих в сфере информационной и национальной безопасности, правоохранительной, следственной, и прокурорской деятельности. В статье описаны предлагаемые авторами целевой и содержательный компоненты методической системы формирования основ религиоведческой культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. В основе религиоведческой культуры рассмотрен когнитивный и ценностно-ориентационный компоненты. Определены группы профессиональных задач на основе анализа содержания образовательных программ, направленность (профиль) которых связана с деятельностью юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. Выделены и описаны составляющие религиоведческой грамотности. Эти составляющие являются ключевыми компетенциями в подготовке рассматриваемых специалистов. Критерии отбора содержательного материала для преподавания основ религиоведческой культуры. В заключение приведен вывод о месте элементов содержания, направленных на формирование религиоведческой грамотности, в дисциплинах философии, политологии, культурологи, истории.

Ключевые слова: религиоведческая грамотность, религиоведение, подготовка юристов и следователей, информационная безопасность, правовое обеспечение национальной безопасности.

Вызовы современной жизни (падение общего культурного и интеллектуального уровней, рост экстремизма и пропаганды терроризма, расширение деятельности тоталитарных сект и пр. [1; 2; 3]) порождают тенденции и определяют новые требования к профессиональной подготовке современных специалистов [4], в том числе, и будущих юристов и специалистов по информационной безопасности. Именно для специалистов указанного профиля в условиях глобаль-

ной информатизации, на наш взгляд, наиболее важными профессиональными качествами становятся умения предупреждать и противостоять вызовам современности, опираясь на ценностную и духовно-нравственную составляющие [2; 5] профессиональной деятельности.

В данном контексте следует также понимать, что профессиональная деятельность этих специалистов пересекается с деятельностью следователей по

Таблица 1

Группы учебно-профессиональных задач по конкретным разделам профессиональной подготовки в вузе

Образовательные программы Виды выполняемой профессиональной деятельности специалистом

Юриспруденция профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений

осуществление правовой экспертизы документов

разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм

Правовое обеспечение национальной выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства

офт^|^импожыщи физичиокими юpищмоecещд лицат ем зим^еих фав и садонных интересов

поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых ФCнмаофаpщнaLьтнaзlы^мйoeзщдacнаcмр, щбаcпмчexия зииодности и правопорядка

Правоохранительная деятельность сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере щдaвмoxмаlйимeлы^o й деяажльности

осуществление правового информирования и воспитания

Судебная экспертиза, Судебная и прарyыoеcхaя деятельность производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, административным делам и де-оаиеб aдФЖl^lйcтмaтивlныxпpaманщщyшонияж

выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих содеп-ее ниюгфавонаpaыeтюй, едло^ь-им, напжавленныч наих устриние

Информационная безопасность осуществление организационно-правового обеспечения информационной безопасности объекта зaы|иаы

информационно-аналитическое и информационно-психологическое обеспечение оператив-тх-р хз ыо кныщнФсxпщoятиCиoл едoттoнныащeйтxви й

Безопасность информационных тexlнoлoгим д ира вщнxтx-нительной сфере анализ и отбор данных и сведений для формирования информационных ресурсов

пыщтмжxдыИoтдтe демтиуттиеным ижегасивеым имфтpмaциxннx-пoимолxеичeoриж входедствиям

получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и ис-пользованииее в интересахрасследоаания преступленай, втом числе связанных явно или не явно с религиозным фактором. И юристы, и специалисты по информаеиоинсйИезтпахнлсии,ислввоватали,пхаетики и теоситики, испиты-вают потребность в религиоведческих знаниях и умении их использовать в своей профессиональной деятельности. Для указанных специалистов формирование основ рллигиоведчехксу культтрыдолжиоолущестревсхв мировоззресчесвом ключе и включать в себя когнитивный и ценностно-ориентированный компоненты, а ифхт^^г^рни^^р^ез срщнотти и рипрлхгви обоитИ, их иcтoтиаeскегезeв неза и современного состояния, конструктивной и деструктивной религиозности, соотно шен и я религии и кутьеуемхевтгии иьоли тис, а твое намипьеоолераьт-ности по отношению к лицам с иными убеждениями и способности к плодотворному (базнасидиянвщуоиестыщкоге-диТо) сосущесхвованеюихотааокнтмх взаимодействию» [6; 7].

В нашем исследовании мы определили группы профессиональных задач, при ^ о—а-

сти информационной безопасности необходимо демонстрировать определенные выше кагвиоиеныйа ценкомпонтиты религвоиедчес^^и грамотности. Для этого был проведен анализ содержания:

1) аттальнасг орнжвныс обп^с^г^^^к^, вaпрaвлевнoетз (пео-филь) которых связана с деятельностью указанных специалистов, и по которым ведется вооготовка в иоосийских вугае.авмтпно : ьррвтвои обеспечение национальной безопасности, правоохранительная деятельность, судебная экспертиза, судебная и прокурорская деятельность, информационная безопа соохттХепоп асиoттионЖеамвтиPнннlx тжхволо ги ев тел^н^ои сфере (таблица 1).

2) п^с^е^евщ^'^пщото стaндрpсa «CлндпвртeльФpитaвoлнxп»[8],свня-ющегося на данный момент единственным утвержденным профессиональным стандартом в оОлавтаюросиоящентик.В хгазавмомс^с^^сси^н^^/^ь^с^мстаии-те выделяется только одна трудовая функция, при выполнении специалист должен деуoьcеpиpoвaхьзвaннeуcмoвррл игиоведч еской культуры. Это трудовая

функция «Криминалистическое сопровождение производства предварительного pатcмeойвoьии (преазсовсиво иpедвaрвтeлвсo-oaееcoeдрвa^^иа-птeхтсплений» и входящие в нее трудовые действия:

• иеолвзсцие щeтoврaатиь по гюлрчeнаащpиднчевризнрчимтй аеф орма-ции, анализу, проверке, оценке и использовании ее в интересах расследования преступлений;

тквалaфчкaрaяTaктсВт хибыра0 а хбста^^^1^хтвиигодеввыт^лам;

• получение и закрепление доказательственной информации;

• гюиеФииpиилeвeоиркеьaхтнюиoлeмxивeиныxдeBxтвирxрквперта, специалиста, переводчика, понятых, иных лиц, в отношении которых возникает неебтoывмo ^ть^х у^^^'^воапао^^^^^ и хледхтврнным де тор вив,

Кроме перечисленных выше задач, которые приходится решать при оxрщexрвоeнниеyщйбней млярeтьнйxеи, пениpeвхичснйй -нxиpaьaоeльной) деятельности, судьям и практическим работникам системы исправительных учреждений прямо и опосредованно приходится быть педагогами в целях обе-с^^^^н ирпeтoхиaдaзтцaн-вoxxpaнoьeиa я)рaнеeиaoтшеинв.тхoпвaльных качеств личности преступников. Знание опыта традиционных религий также ^жет окезерк в данвим ихие-ре исоаезамуюпoмoщь.Tекaорбттзпм, мы сфокусировали внимание на внешних целях обучения специалистов, для которых, пв -ашемемненню, неаволееважнедюрмиррвaвaсpeмaтaoьeднeхкoB грамотности на этапе профессиональной подготовки в вузе. Рассмотрение методоло-гвчтхиих однрв -импемaгенвх[Ж1TЗa ракте пppmpвpьчeтквйaмaщpм дрофес-сиональной деятельности специалиста, с точки зрения выявления типичных профессиональных задач, выполнен на основе деятельностного подхода к об-уиенсю. [исаэроддеяиельноххь.рсализуевея м лпициолистом,

может рассматриваться с двух сторон: со стороны ее объективного содержа-нияиео xгтpтнвlee хт^т^ороы xрTъткпaквpй, т.е.

формы представленности субъекту или субъективной формы отражения, цель аыxрyaеeь ио вeкpрpеыьидйaльныПебpаз,мыxмeвнpеиpeмиpaвлеиид, предвиденный результат деятельности, обеспечивающей реализацию тех или иных потребностей (см. Рис. 1. обозначение (2)).

Рис. 1. Обобщенная схема целеполагания

В качестве объективного содержания цели выступает некоторый процесс, предмет, явление окружающего мира. Здесь также очень важен момент соотнесения цели со средствами, позволяющими ее достичь. Без этого цель является не более, чем абстрактным стремлением, неопределенным идеалом, к которому можно стремиться, но не реализовать. Тем самым цель через субъективное отражение человека обязательно обозначает аспекты внешней среды (см. Рис. 1. обозначение (1)). Согласно деятельностному подходу, цели обучения формулируются в виде обобщенных знаний и умений по решению профессиональных задач на разных этапах будущей профессиональной деятельности (см. Рис. 1. обозначение (3)). Достижение же этих целей, в свою очередь, осуществляется путем выработки умений решения профессиональных задач из соответствующей предметной области (см. Рис. 1. обозначение (4)). Причем, такие задачи, согласно [11, с. 49 - 57], включенные в учебный процесс профессиональной подготовки специалиста и выполняющие определенные учебно-воспитательные, образовательные функции, становятся учебно-профессиональными задачами. Именно эти задачи обеспечивают формирование определенных составляющих профессиональной готовности современного специалиста к конкретному виду деятельности и соответствующей профессиональной компетентности. Среди них следует различать задачи ключевого, базового и специального уровня для формирования профессиональной готовности и компетентности. Кроме этого, результативность формирования может быть обеспечена благодаря проблемному обучению, «обучению через задачи» и методу целесообразно-подобранных задач [11, с. 236 - 254; 12].

Внутренние цели обучения (см. Рис. 1. обозначение (3)) подробно рассмотрены в статье Е.В. Никольского [7] и представляют собой совокупность общекультурных компетенций и их составляющих знаний и умений. Таким образом, целевой компонент методической системы формирования основ религиоведческой культуры и грамотности, как ее базовой составляющей, представлен достаточно полно.

Согласно определению методической системы обучения (по А.М. Пышкало [13]), в структуре методической системы целевой компонент является системообразующим и позволяет определять два других компонента - содержательный и технологический. При этом последний включает в себя методы, формы и средства обучения.

Рассмотрим содержательный компонент методической системы формирования религиоведческой грамотности у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности.

В системе подготовке перечисленных специалистов изучение религиоведения имеет большое воспитательное значение, поскольку помогает обучаемым овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания людей, чей образ мысли и действия являются отличными от его собственных. Именно в таком контексте и рассмотрим содержательные аспекты религиоведческой грамотности.

На наш взгляд, содержание обучения основам религиоведческой культуры или духовно-ценностной составляющей профессиональной компетентности должно быть направлено на:

1) понимание сущности религиозного и атеистического мировоззрений, включая стихийную и осознанную религиозность, а также социально-культурных функций религии;

2) постижение типологии религий (классического и современного язычества, монотеизма и его видов, различий между аврамиистической традицией и деперсонализованным индийским монотеизмом, дифференциация основных направлений христианства в их историческом генезисе и современном состоянии);

3) восприятие истории религий от раннего палеолита до современности в контексте всемирно признанных концепций Тейярда де Шардена о происхождении человека и изначального прамонотеизма, разработанную немецким этнологом и религиоведом, католическим священником Вильгельмом Шмидтом (1868 - 1954) и румынским ученым Мирча Элиаде (1907 - 1986), отечественным исследователем А.Б. Зубовым;

4) разделение псевдодонаучной мифологии так называемого младозе-мельного креационизма (планета Земля и весь космос были сформированы за 6 дней примерно 7500 лет назад) и концепциями позитивной религиозной философии и богословской апологетики по этому вопросу, не входящими в противоречие с современным естествознанием;

5) различие христианского отношения к родине, признающего ценности родной земли, уважение к русским святыням, формирование благоговейного отношения к прошлому и неоязыческого, советского патриотизма, который при отсутствии сдерживающих моральных и религиозных факторов может привести к этическому кризису;

6) понимание принципиальной разницы между жизнеутверждающим пафосом христианства и жизнеотрицательными интенциями гностицизма. Зачастую смешение этих противоположных и антагонистических религий активно пропа-

Библиографический список

гандировалось сторонниками воинствующего атеизма и прочно вошло в сугубо интеллигентскую псевдонаучную и антиисторическую мифологию;

7) понимание опасности деструктивной религиозности в различных её проявлениях, в особенности угрозы тоталитарных сект, чья деятельность на территории СНГ усиливается.

Уточнение перечисленных аспектов позволит сформировать четкие представления у студентов о принципиальной разнице монотеистических религий, условно именуемых светскими гуманистами аврамиистическими, понять не только доктринальные различия, но и специфику культа, социально-культурное своеобразие. Кроме этого, формирование религиоведческой грамотности предполагает ориентацию в первоисточниках культуры - произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях научной и научно-популярной литературы. В контексте ознакомления с первоисточниками необходимо обратить внимание студентов на такие важные культурные тексты, как Библия и Евангелие, научить понимать разницу между мифологией и фиксацией откровения. В реальной образовательной практике подавляющее большинство студентов ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы или некачественными видеоматериалами и журналистскими домыслами, которые зачастую сеют панику, или намерено искажают научную картину мира.

Грамотность в религиоведческой сфере включает в себя и понимание того, что мировые религии по сравнению с сектами и культами обладают более обширным, несравненно более глубоко и цельно разработанным комплексом вероучи-тельной литературы. В ней они определяют и обосновывают главные принципы и ценности своих религиозных систем, отработанные и проверенные способы их осуществления.

Религия начинает играть все большую роль в социально-политических процессах современного мира. В этой связи, изучение религиоведения имеет большое значение в системе подготовке кадров юристов, следователей, специалистов по информационной безопасности, поскольку помогает обучаемым выработать умение прогнозировать воздействие религиозного фактора на те или иные стороны жизни общества и сформировать у обучаемых методологическую культуру обнаружения и решения проблем религиозно-этического характера. Знание религиозной этики позволит лучше понимать людей с иными типами мировоззрения.

Содержательный компонент формирования религиоведческой грамотности также должен включать:

• анализ положений российского законодательства о свободе совести, о свободе вероисповедания, о религиозных организациях, о возможностях ведения диалога с верующими, представителями различных конфессий;

• вопросы взаимосвязи религии и права как формы регулирования общественных отношений; религиозное право; понятие, причины и профилактика религиозных преступлений; система государственно-правового регулирования религиозных процессов; основные формы взаимоотношений религиозных организаций и государств [14];

• соотношение религиозной и юридической сторон общественного сознания, проблемы регулирования религиозной деятельности в соответствии с законодательством РФ и мотивация преступлений, совершаемых на религиозной почве [15; 16].

Критерии отбора религиоведческого материала должны включать научность и объективность понимания роли религии в обществе и истории; убедительность и эмоциональность фактического материала; доступность вводимого учебного содержания мировоззренческого и теоретического характера; взаимосвязь учебного материала с другими учебными дисциплинами и реальным жизненным опытом учащихся.

Технологический компонент методической системы обучения религиоведению включает в себя методы, формы и средства, направленные на формирование религиоведческой грамотности как основы соответствующего вида культуры у будущих юристов, следователей и специалистов по информационной безопасности. В ряде публикаций освещены методические вопросы, позволяющие реализовать на практике указанный технологический компонент (например, [11; 17; 18]). Однако описание образовательных технологий, нацеленных на формирование религиоведческой грамотности, является предметом отдельной статьи.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что в структуре образовательных программ подготовки юристов, следователей, специалистов по информационной безопасности должно быть место методической системе формирования основ религиоведческой культуры возможно как духовно-нравственной и ценностной составляющей, например, профессиональной и правовой компетентности и культуры [19; 20; 21; 22]. Это может быть отдельная дисциплина образовательной программы, либо отдельные независимые модули содержания обучения, включение которых в содержательный компонент учебных курсов философии, политологии, истории, культурологии будет способствовать реализации междисциплинарного подхода на методологической основе.

1. Запесоцкий А.С., Марков А.П. Эпоха информационных войн и проблемы обеспечения духовной безопасности общества. Вопросы культурологии. 2015; 4: 60 - 65.

2. Рыжова Н.И., Ставцева О.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации. Вопросы культурологии. 2013; 12: 6 - 12.

3. Литвиненко МБ. Информационное общество, интернет и образование. Информационные войны. 2011; 1:78 - 82.

4. Лубков A.B., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник матер. Межд. науч.-практ. конф. 18 - 19.11.2017. Oмск: Изд-во OмГПУ 2017: 41 - 47.

5. Громова O.H., Рыжова Н.И., Чайка B.H. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума. Преподаватель 21 века. 2014; Т. 1; № 4: 20 - 31.

6. Ефимов B^., Никольский E.B. Методы, формы и средства формирования религиоведческой грамотности студентов. Studia Humanitatis. 201б; 4. Available at: http://st-hum.ru/content/efimov-vf-nikolskiy-ev-metody-formy-i-sredstva-formirovaniya-religiovedcheskoy-gramotnosti

7. Никольский E.B. Религиоведческая грамотность в системе общекультурных компетенций подготовки студентов-юристов. Studia Humanitatis. 2015; 4. Available at: http:// st-hum.ru/content/nikolskiy-ev-religiovedcheskaya-gramotnost-v-sisteme-obshchekulturnyh-kompetenciy-podgotovki

8. Профессиональный стандарт «Следователь-криминалист» (Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 183н (ред. от 12.12.201б). Available at: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=211476&rnd=9EFFD75E308A351FE5258A43D6CD6F22&dst=100009&fld=134#032691354017346885

9. Литвиненко МБ. Структурно-функциональная модель индивидуальной траектории обучения в условиях информатизации образования. Aвтореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

10. Литвиненко МБ., Рыжова Н.И., Фомин B.K Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентностного подхода. Успехи современного естествознания. 2008; 9: б2 - б4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Теория развития и практика реализации содержания обучения в области информационно-образовательных систем. Москва: МПГУ 2017.

12. Лаптев B.B., Рыжова Н.И., Швецкий МБ. Специальные методы обучения информатике. Вопросы теории и практики обучения информатике. Сб. науч. тр. Под ред. B.B. Лаптева. Санкт-Петербург: РГПУ им. A.K Герцена, 1998: 95 - 113.

13. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Bиртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2009; 2: 19б - 199.

14. Шубаро O.B. Aктуальные проблемы преподавания религиоведения в высшей школе. Религиоведение на постсоветском пространстве. Available at:: http://hramvsr.by/ prapodananie_shubaro.htm

15. Бажан ТА, Старков O.B. Религиоведение для юристов: учебник. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2007.

16. Григоренко A.IO. Религия и право. Учебник по религиоведению для юристов глазами религиоведа (Религиоведение. Учебник для юридических вузов МBД России. Под редакцией B.B. Балахонского, B.A. Кудина, A.A. Aртемова). Санкт-Петербург, 2013.

17. Литвиненко МБ. Разработка и внедрение эффективных технологий обучения в системе непрерывного дистанционного образования на основе адаптивных естественно-языковых программных средств. Преподаватель XXI век. 2017; 1-1: 77 - 90.

18. Крылова O.K, Даутова O.Б., Мосина A.B. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов. Санкт-Петербург, Изд-во РГПУ им. к.И. Герцена, 2011.

19. Литвиненко МБ., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка специалистов топографо-геодезического профиля в логике компетентностного подхода. Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2007; 11: 170 - 17б.

20. Литвиненко МБ., Чукова Д.И. Aктуальносгь проблемы формирования профессиональной готовности юристов к деятельности по расследованию компьютерных преступлений. Современные проблемы науки и образования. 2018; 3. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27708

21. Башмакова Н.И., Громова O.K, Залялютдинова 3.A., Рыжова Н.И. Aктуальность развития и основные подходы к определению содержания правовой компетентности современного специалиста гуманитарного профиля. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-1.; Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=192б4

22. Рыжова Н.И., Соколов ДА Информационно-правовая компетентность как основа для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информатизации. Современные проблемы науки и образования. 2018; 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27481

References

1. Zapesockij A.S., Markov A.P. 'Epoha informacionnyh vojn i problemy obespecheniya duhovnoj bezopasnosti obschestva. Voprosy kul'turologii. 2015; 4: б0 - б5.

2. Ryzhova N.I., Stavceva O.I. Cennosti i smysly v 'epohu globalizacii. Voprosy kul'turologii. 2013; 12: б - 12.

3. Litvinenko M.V. Informacionnoe obschestvo, internet i obrazovanie. Informacionnye vojny. 2011; 1:78 - 82.

4. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik mater. Mezhd. nauch.-prakt. konf. 18 - 19.11.2017. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2017: 41 - 47.

5. Gromova O.N., Ryzhova N.I., Chajka V.N. Cennostnye orientiry kak osnova duhovnoj sostavlyayuschej professional'noj deyatel'nosti specialista v usloviyah transformacii sovremennogo sociuma. Prepodavatel' 21 veka. 2014; T. 1; № 4: 20 - 31.

6. Efimov V.F., Nikol'skij E.V. Metody, formy i sredstva formirovaniya religiovedcheskoj gramotnosti studentov. Studia Humanitatis. 201б; 4. Available at: http://st-hum.ru/content/ efimov-vf-nikolskiy-ev-metody-formy-i-sredstva-formirovaniya-religiovedcheskoy-gramotnosti

7. Nikol'skij E.V. Religiovedcheskaya gramotnost' v sisteme obschekul'turnyh kompetencij podgotovki studentov-yuristov. Studia Humanitatis. 2015; 4. Available at: http://st-hum.ru/ content/nikolskiy-ev-religiovedcheskaya-gramotnost-v-sisteme-obshchekulturnyh-kompetenciy-podgotovki

8. Professionally] standart «Sledovatel'-kriminalist» (Prikaz Mintruda Rossii ot 23.03.2015 N 183n (red. ot 12.12.201б). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=LAW&n=211476&rnd=9EFFD75E308A351FE5258A43D6CD6F22&dst=100009&fld=134#032691354017346885

9. Litvinenko M.V. Strukturno-funkcional'naya model' individual'noj traekíorii obucheniya v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

10. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Fomin V.I. Model' metodiki ocenivaniya dostizheniya celej obucheniya v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; 9: б2 - б4.

11. Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Teoriya razvitiya i praktika realizacii soderzhaniya obucheniya v oblasti informacionno-obrazovatel'nyh sistem. Moskva: MPGU, 2017.

12. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shveckij M.V. Special'nye metody obucheniya informatike. Voprosy teoriiiprakíikiobucheniya informatike. Sb. nauch. tr. Pod red. V.V. Lapteva. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 1998: 95 - 113.

13. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Virtual'naya sreda obucheniya predmetu kak interpretaciya metodicheskoj sistemy obucheniya v usloviyah IKT-nasyschennoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 2: 196 - 199.

14. Shubaro O.V. Aktual'nye problemy prepodavaniya religiovedeniya v vysshej shkole. Religiovedenie na postsovetskom prostranstve. Available at:: http://hramvsr.by/prapodananie_ shubaro.htm

15. Bazhan T.A., Starkov O.V. Religiovedenie dlya yuristov: uchebnik. Sankt-Peterburg: Yuridicheskij centr Press, 2007.

16. Grigorenko A.Yu. Religiya i pravo. Uchebnik po religiovedeniyu dlya yuristov glazami religioveda (Religiovedenie. Uchebnik dlya yuridicheskih vuzov MVD Rossii. Pod redakciej V.V. Balahonskogo, V.A. Kudina, A.A. Artemova). Sankt-Peterburg, 2013.

17. Litvinenko M.V. Razrabotka i vnedrenie 'effektivnyh tehnologij obucheniya v sisteme nepreryvnogo distancionnogo obrazovaniya na osnove adaptivnyh estestvenno-yazykovyh programmnyh sredstv. Prepodavatel'XXI vek. 2017; 1-1: 77 - 90.

18. Krylova O.N., Dautova O.B., Mosina A.V. Tradicionnye i innovacionnye tehnologiiobucheniya studentov. Sankt-Peterburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

19. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I. Professional'naya podgotovka specialistov topografo-geodezicheskogo profilya v logike kompetentnostnogo podhoda. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Geodeziya i a'erofotos'emka. 2007; 11: 170 - 176.

20. Litvinenko M.V., Chukova D.I. Aktual'nost' problemy formirovaniya professional'noj gotovnosti yuristov k deyatel'nosti po rassledovaniyu komp'yuternyh prestuplenij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; 3. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27708

21. Bashmakova N.I., Gromova O.N., Zalyalyutdinova Z.A., Ryzhova N.I. Aktual'nost' razvitiya i osnovnye podhody k opredeleniyu soderzhaniya pravovoj kompetentnosti sovremennogo specialista gumanitarnogo profilya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-1.; Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=19264

22. Ryzhova N.I., Sokolov D.A. Informacionno-pravovaya kompetentnost' kak osnova dlya razvitiya pravovoj kul'tury sovremennogo specialista v usloviyah global'noj informatizacii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27481

Статья поступила в редакцию 12.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.