Научная статья на тему 'Тенденции профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности'

Тенденции профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ТУРИНДУСТРИИ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING / DIAGNOSTIC RESEARCH / TRENDS / SURVEY / INTERVIEWING / RESPONDENTS / FUTURE SPECIALISTS OF TOURIST INDUSTRY / SOCIAL-COMMUNICATIVE ACTIVITY / TEACHING CONTENT / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медянова П. В.

В статье, основываясь на анализе результатов диагностического исследования тенденций профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов туриндустрии, автор обосновывает актуальность ее развития в целом и отмечает недостаточность подготовки в области социально-коммуникативной деятельности. Определена необходимость поиска эффективного подхода к формированию профессиональной готовности в указанном виде деятельности. На основании анализа результатов анкетирования респондентов был сделан вывод и о недостаточном количестве дисциплин гуманитарного цикла в действующих ФГОС ВПО, способствующих формированию профессиональной готовности будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности. Данный анализ позволил обосновать и определить необходимость создания новой методики обучения на базе семиотического подхода, способствующей формированию профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности у будущих специалистов туриндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медянова П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of Professional Training of Future Experts of the Tourism Industry in the Field of Social and Communicative Activity

The article analyzes the results of diagnostic study of tendencies of vocational training of future experts of the tourism industry and defines the relevance of its development in general and insufficiency of preparation in the field of social and communicative activity. The article shows the need of search of effective approach to the formation of professional readiness in the specified kind of activity. On the basis of the survey analysis the conclusion has been drawn on the insufficient amount of humanities disciplines in the work of Federal state educational standards of the high professional education promoting formation of professional readiness of future experts of the tourism industry in the field of social and communicative activity. This analysis allowes to substantite and define the need of creation of a new method of training based on the semiotics approach contributing to the formation of professional readiness of future experts of the tourism industry to social and communicative activity.

Текст научной работы на тему «Тенденции профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности»

УДК 378.02:37.016 ББК 74.58

ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

| П.В. Медянова

Аннотация. В статье, основываясь на анализе результатов диагностического исследования тенденций профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов туриндустрии, автор обосновывает актуальность ее развития в целом и отмечает недостаточность подготовки в области социально-коммуникативной деятельности. Определена необходимость поиска эффективного подхода к формированию профессиональной готовности в указанном виде деятельности. На основании анализа результатов анкетирования респондентов был сделан вывод и о недостаточном количестве дисциплин гуманитарного цикла в действующих ФГОС ВПО, способствующих формированию профессиональной готовности будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности. Данный анализ позволил обосновать и определить необходимость создания новой методики обучения на базе семиотического подхода, способствующей формированию профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности у будущих специалистов туриндустрии.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки, диагностическое исследование, тенденции, анкетирование, интервьюирование, респонденты, будущие специалисты туриндустрии, социально-коммуникативная деятельность, содержание обучения, профессиональная готовность, профессиональная компетентность.

TRENDS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EXPERTS OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE FIELD OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE ACTIVITY

I P.V. Medyanova

Abstract. The article analyzes the results of diagnostic study of tendencies of vocational training of future experts of the tourism industry and defines the

relevance of its development in general and insufficiency of preparation in the field of social and communicative activity. The article shows the need of search of effective approach to the formation of professional readiness in the specified kind of activity. On the basis of the survey analysis the conclusion has been drawn on the insufficient amount of humanities disciplines in the work of Federal state educational standards of the high professional education promoting formation of professional readiness of future experts of the tourism industry in the field of social and communicative activity. This analysis allowes to sub-stantite and define the need of creation of a new method of training based on the semiotics approach contributing to the formation of professional readiness of future experts of the tourism industry to social and communicative activity.

Keywords: system of professional training, diagnostic research, trends, survey, interviewing, respondents, future specialists of tourist industry, social-communicative activity, teaching content, professional readiness, professional competence.

Современный мир характеризуется высокими темпами социокультурного и экономического развития, стремительным ростом перемен как в Российском, так и в международном сообществе, что влечет за собой поиск новых форм межкультурных отношений, определяет динамичность процесса усовершенствования и смены технологий, усиление коммуникационной насыщенности 152 (в том числе, на иностранных языках) и глобальную информатизацию.

Учитывая следующие основные компоненты: (а) условия модернизации и информатизации современного общества определяют отчасти и актуальные направления развития профессиональной подготовки современного специалиста [1—4]; (б) реализацию основных положений Концепции социально-экономического развития РФ до 2030 года (см. http:// government.ru/media/files/41d457592 e04b76338b7.pdf); (в) выделенные Европейским сообществом пять ключевых компетенций (социальная, коммуникативная, социально-информа-

ционная, когнитивная и специальная); (г) содержание новых образовательных профессиональных стандартов по направлению подготовки 100400 «Туризм» (см. http://www.gar ant.ru/products/ipo/prime/doc/96991/); (д) актуальные направления развития туриндустрии [5; 6], запросы работодателей и требованиях к основным должностям работников турин-дустрии (квалификационные требования) — по мнению автора статьи, одной из базовых и актуальных задач профессиональной подготовки специалиста туриндустрии в вузе становится задача формирования такой важной составляющей профессиональной деятельности специалиста туриндустрии, как социально-коммуникативная [7; 8] (включающая в себя языковую (в том числе, иноязычную) и информационную).

Профессиональная готовность к социально-коммуникативной деятельности является базовой основой развития соответствующей профессиональной компетентности и культуры современного специалиста, что

в свою очередь обеспечивает будущего специалиста профессиональной мобильностью в условиях информатизации профессиональной сферы.

Проведенный анализ научно-методических исследований по указанной выше тематике (Е.В. Мошняга (2004), Я.Д. Лычак (2009), Е.А. Шумилова (2011), Е.О. Ускова (2008), Н.М. Изория (2008), М.М. Бочкарева (2007) и др.), а также анализ содержания курсов в действующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (для степеней — «Бакалавр» и «Магистр»), показал, что на сегодняшний день проблема формирования и развития социально-коммуникативной деятельности специалиста туристской индустрии в рамках его профессиональной подготовки в вузе является актуальной и в достаточной степени нерешенной и требует пересмотра и углубления содержания указанной подготовки.

Анализ содержания подготовки будущего специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности в вузе послужил основой для определения тенденций развития и объективной оценки современного состояния подготовки будущих специалистов к одному из базовых видов их профессиональной деятельности — социально-коммуникативной.

В рамках исследования тенденций развития профессиональной подготовки и непосредственно обучения социально-коммуникативной деятельности будущих специалистов туриндустрии автором статьи был осуществлен обзор существующих научно-методических исследований по актуальным проблемам профессиональной подготовки в вузе специалистов для сферы туриндустрии. Кроме того,

сформулирована концепция формирования профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии к социально-коммуникативной деятельности, в основе которой лежит выработка умений решать профессиональные задачи в области социально-коммуникативной деятельности разного уровня актуальности и сложности, которые приходится решать современному специалисту туриндустрии в условиях информатизации профессиональной сферы.

В дополнение к анализу существующего и опубликованного теоретического и практического опыта по исследуемой проблеме автором статьи проведено анкетирование специалистов в области туриндустрии (в частности, менеджеров и руководителей туристических компаний), преподавателей и сотрудников вузов, обеспечивающих подготовку будущих специалистов в области туризма и имеющих высокую квалификацию не только в своей профессиональной сфере, но и в практической туристской деятельности (выборка составила 25 человек).

Анкетирование преподавателей и других респондентов, их интервьюирование проводились с целью выяснения актуальных тенденций развития и состояния существующей подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности для выработки нового подхода к развитию профессиональной подготовки, отбору и структурированию содержания обучения, способствующего формированию профессиональной готовности к указанному виду деятельности специалиста туриндустрии в условиях профессиональной подготовки в вузе.

153

154

Респондентам были предложены 13 вопросов, отражающих актуальность развития и существующую содержательную сторону профессиональной подготовки в области социально-коммуникативной деятельности будущих специалистов туриндустрии (профиль «Технология и организация экскурсионных услуг»). Отметим, что для обработки результатов анкетирования использованы математические методы, в частности, биномиальный критерий m.

Изучив ответы респондентов на первый вопрос о возрастании необходимости владения социально-коммуникативными средствами для специалистов в сфере туриндустрии в условиях информатизации современного общества и факторах, способствующих формированию социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов, приходим к выводу, что, несмотря на отсутствие достаточного количества дисциплин гуманитарного цикла во ФГОС ВПО, способствующих формированию профессиональной готовности специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности, большинство преподавателей понимают ее значение и роль. По мнению половины преподавателей, формированию социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии будет способствовать владение приемами и технологиями эффективного осуществления социальной коммуникации. Вторая половина преподавателей расширила свой ответ, отметив необходимость владения программно-информационными коммуникационными технологиями и обязательное владение двумя иностранными языками.

По второму вопросу о виде компетентности, которым, на их взгляд, необходимо владеть специалисту туриндустрии для успешного осуществления социальной коммуникации, мнения преподавателей разделились поровну. Половина анкетируемых преподавателей выбрала в качестве ведущих компетентностей социально-коммуникативную и языковую (иноязычную), а вторая половина — коммуникативную, информационную и социальную. Оба ответа взаимно дополняют друг друга: преподавателями были выделены три составляющие социально-коммуникативной компетентности — языковая, информационная и социальная. Таким образом, обе группы преподавателей подчеркивают актуальность и ведущую роль социально-коммуникативной компетентности для решения профессиональных задач будущими специалистами тур-индустрии.

Согласно ответам на третий вопрос о содержательных линиях, которые должен включать в себя учебный курс, направленный на формирование профессиональной готовности в области социально-коммуникативной деятельности, можно утверждать, что большинство преподавателей считают необходимым включение в курс подготовки будущих специалистов туриндустрии дополнительных предметов, относящихся к линиям «Модели и технологии социальных коммуникаций», «Профессиональная коммуникация на иностранных языках» и «Информационные системы, ИКТ и основы информационной безопасности». Треть преподавателей отметили значимость предметов, относящихся к линии «Основы семиотики и семиотический подход к

решению задач предметной области», которая, по их мнению, способствует фундаментализации профессиональной подготовки и показывает базовую основу понимания сути коммуникационных процессов и самой деятельности по работе с информацией.

Ответы на четвертый вопрос позволяют сделать вывод о том, что, по мнению большинства преподавателей, профессиональная готовность специалиста туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности, должна включать в себя (1) умение осуществлять профессиональную и социальную коммуникацию на родном и двух иностранных языках; (2) умение использовать модели и технологии социальных коммуникаций в профессиональной деятельности; (3) умение использовать информационные системы и ИКТ в профессиональной деятельности. Треть преподавателей отметили также умение использовать психологические модели и технологии в профессиональной деятельности. Из этого следует, что знание и умение использовать на практике социально-коммуникативные модели и информационно-коммуникационные технологии способствуют успешному решению типовых и нестандартных профессиональных задач в сфере тур-индустрии и поэтому требуют максимального внимания в процессе подготовки будущих специалистов.

Ответы на пятый вопрос о том, является ли, на их взгляд, существующая на сегодняшний день подготовка будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности достаточной для решения такой профессиональной задачи, как применение

ИКТ-технологий при проектировании, разработке и реализации продуктов туристической деятельности, дают автору статьи право утверждать, что подготовка является достаточной лишь для применения ИКТ-технологий в отдельных видах профессиональной деятельности специалиста туриндустрии, что было отмечено большей частью преподавателей.

Ответы на шестой вопрос о том, является ли, на их взгляд, существующая на сегодняшний день подготовка будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности достаточной для решения такой профессиональной задачи, как организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов с использованием одного (двух) иностранных языков, позволяют утверждать, что, по мнению большинства преподавателей, указанная подготовка позволяет успешно осуществлять организацию процесса обслуживания потребителей и (или) туристов с использованием только родного языка. Данные выводы в очередной раз актуализируют проблему подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности, в частности ее языковой (иноязычной) составляющей.

Ответы на седьмой вопрос о том, является ли, на их взгляд, существующая на сегодняшний день подготовка будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности достаточной для решения такой профессиональной задачи, как установление взаимодействия с другими субъектами в процессе осуществления своей профессиональной деятельности с

155

проявлением ориентированности в различных ситуациях общения, позволяют сделать вывод о том, что подготовка является достаточной лишь для ограниченного установления взаимодействия с другими субъектами в процессе осуществления своей профессиональной деятельности и не позволяет проявить ориентированность в различных ситуациях общения.

На основании данных ответов можно сделать выводы об актуальности проблемы установления и осуществления социальной коммуникации, особенно при решении нестандартных профессиональных задач в сфере туриндустрии.

Ответы на восьмой вопрос, о том, какие из предложенных вопросов, относящихся к области социально-коммуникативной деятельности должны, на их взгляд, преобладать в содержании обучения будущих специалистов туриндустрии, позволяют сделать вывод, что большинство преподавателей видят необходимость в более углубленном изучении основ. Ср ных понятий социальной коммуника-156 ции (модели, приемы и технологии) и способов ее эффективной реализации в профессиональной деятельности различными средствами. Две трети преподавателей отметили необходимость изучения вопросов использования информационных и коммуникационных технологий в преобладающих видах профессиональной деятельности (производственно-технологическая и проектировочно-стратеги-ческая), а также обязательное изучение основ использования вербальных и невербальных средств родного и двух иностранных языков на уровне их практической реализации в профессиональной деятельности.

Результаты ответов на девятый вопрос дают основания предполагать, что большинство преподавателей считают, что вопросы из области социально-коммуникативной деятельности необходимы для формирования профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии, так как это соответствует требованиям к специалисту туриндустрии в современных социально-экономических условиях. Некоторые преподаватели отметили, что при этом необходимо учитывать технологии внедрения социально-коммуникативных методик обучения в учебный процесс образовательного учреждения.

Отвечая на десятый вопрос анкеты о том, какие пункты, на их взгляд, определяют уровень подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности как достаточный, большинство преподавателей отметили свободное владение понятиями и технологиями эффективного осуществления социально-коммуникативной деятельности, свободное владение двумя иностранными языками и свободное владение информационными и коммуникационными технологиями на уровне проектирования, разработки и реализации продуктов туристической деятельности.

На одиннадцатый вопрос анкеты о достаточности теоретических знаний в области социально-коммуникативной деятельности у будущих специалистов туриндустрии для формирования их готовности при решении профессиональных задач большинство преподавателей ответили отрицательно, отметив, что знания в области социально-коммуникативной деятельности и ее эффективной реа-

лизации не находят должного освещения в существующих учебных курсах. Некоторые преподаватели указали достаточность теоретических знаний только в одной из областей — в области использования информационно-коммуникационных технологий или в вопросах теоретических знаний двух иностранных языков.

Ответы на двенадцатый вопрос о достаточности практических умений в области социально-коммуникативной деятельности у будущих специалистов туриндустрии для формирования их готовности при решении профессиональных задач позволяют сделать вывод о том, что практические умения нельзя назвать достаточными, так как большинство студентов испытывают затруднения при необходимости применения их в процессе осуществления профессиональной социально-коммуникативной деятельности, что было отмечено большинством преподавателей. Однако некоторые преподаватели назвали достаточными практические знания только в одной из областей — в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности или в области практического владения двумя иностранными языками.

Согласно ответам на тринадцатый вопрос о наиболее значимых составляющих социально-коммуникативной деятельности специалиста туриндустрии, которым, по их мнению, необходимо уделять основное внимание при подготовке будущих специалистов для туриндустрии, большинство преподавателей отметило в качестве ведущих составляющих: (1) основные приемы и технологии эффективного осуществления

социальной коммуникации, (2) практическое владение одним (двумя) иностранными языками, (3) информационно-коммуникационные технологии, информационные системы и основы информационной безопасности в деятельности туриндустрии на уровне их практического использования. Одна треть преподавателей отметила значимость основ использования вербальных и невербальных средств языка на уровне их практической реализации. Таким образом, большинство преподавателей указали на то, что при подготовке в рамках вуза будущих специалистов туриндустрии необходимо уделять особое внимание обучению приемам и технологиям именно с целью их практического использования при решении профессиональных задач.

Подытоживая сказанное, подчеркнем, что все ответы на вопросы, предложенные респондентам, можно условно разделить на три группы:

Первая группа - содержит ответы на вопросы относительно актуальности и своевременности проблематики исследования тенденций профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в вузе. Подавляющее большинство преподавателей и специалистов, имеющих отношение к подготовке студентов и выпускникам для туриндустрии, отмечает необходимость развития системы профессиональной подготовки в вузе и необходимости увеличения части теоретических знаний, например, в области социально-коммуникативной деятельности в связи с возможностью их практического применения в профессиональной деятельности для более эффективного ее осуществления. Так, например, респонденты указали на

157

158

недостаточность подготовки будущих специалистов туриндустрии в области социально-коммуникативной деятельности для решения таких профессиональных задач, как: (1) установление взаимодействия с другими субъектами в процессе предоставления услуг туристской деятельности с проявлением малой ориентированности в различных ситуациях общения; (2) применение ИКТ-технологий при проектировании, разработке и реализации турпродуктов в процессе социальной коммуникации в рамках предоставления туруслуг; (3) организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов с использованием одного (двух) иностранных языков. Большинство преподавателей отметили, что знания в области социальной коммуникации и ее эффективной реализации не находят должного освещения в существующих учебных курсах. Кроме этого, отмечается, что практические умения нельзя назвать достаточными, так как большинство студентов испытывают затруднения при необходимости применения их в процессе осуществления профессиональной социально-коммуникативной деятельности.

Вторая группа - ответы на вопросы терминологического плана, в рамках которых указывается на неоднозначность трактовки таких понятий, как «профессиональная готовность к социально-коммуникативной деятельности» и «социально-коммуникативная компетентность будущих специалистов туриндустрии», а также неопределенность их составляющих, способствующих формированию у студентов готовности к социально-коммуникативной деятельности на профессиональном уровне и в контексте про-

фессиональной компетентности специалиста туриндустрии в целом. Ответы преподавателей на поставленные вопросы позволили сделать обобщающий вывод о том, что сегодня в рамках профессиональной подготовки в вузе социально-коммуникативная деятельность будущего специалиста формируется стихийно, самопроизвольно, как сопутствующая, второстепенная составляющая профессиональной. В процессе интервьюирования и анкетирования респондентов было выявлено, что до сих пор однозначно не определены структурные компоненты профессиональной социально-коммуникативной компетентности, не созданы технологии и не выявлены условия ее формирования и развития, что негативно влияет на уровень профессиональной подготовки будущего специалиста туриндустрии в целом и не позволяет в полной мере подготовить выпускников к реальной профессиональной деятельности и сформировать у них на должном уровне профессиональную готовность и компетентность в области социально-коммуникативной деятельности и заложить основы профессиональной культуры у будущего специалиста туриндустрии.

Третья группа - относится к исследованию содержания курсов в действующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (для степеней - «Бакалавр» и «Магистр»). Причем, судя по ответам на вопросы этой группы, большинство преподавателей отметили необходимость внедрения в систему профессиональной подготовки курсов или модулей в отдельные дисциплины ФГОС ВПО вопросов содержания обучения «Модели и технологии социальных коммуникаций», несмотря на то, что ров-

но половина респондентов считает необходимым усилить подготовку по вопросам содержания обучения «Профессиональная коммуникация на иностранных языках» и «Информационные системы, ИКТ и основы информационной безопасности». Тем не менее, треть респондентов-преподавателей отметили актуальность и значимость предметов, относящихся к вопросам содержания обучения «Основы семиотики и семиотический подход к решению задач предметной области». Данные выводы подтвердили и ответы на восьмой вопрос, предложенный респондентам, относительно необходимости углубления изучения следующих вопросов: (1) основных понятий социальной коммуникации и способов ее эффективной реализации в профессиональной деятельности различными средствами; (2) вопросов использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; (3) основ использования вербальных и невербальных средств родного и двух иностранных языков на уровне их практической реализации в профессиональной деятельности специалиста туриндустрии.

Таким образом, анализ результатов диагностического исследования указанной проблематики позволил автору статьи сделать следующие выводы, которые определяют тенденции и подтверждают актуальность развития существующей профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в условиях вуза:

• недостаточное внимание к проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста туриндустрии как важнейшему условию его личностно-

профессионального становления и развития в ФГОС ВПО;

• преобладание формального подхода к формированию у студентов социально-коммуникативной компетентности, состоящего в подмене системных воздействий на их профессиональное становление использованием отдельных процедур, дающих лишь общее представление о роли и сущности социально-коммуникативной деятельности в работе специалиста туриндустрии;

• отсутствие эмпирических исследований реального состояния социально-коммуникативной компетентности современных студентов вуза и специалистов туриндустрии;

Разрешение этих противоречий и актуальных проблем [8] составило суть кандидатского научно-методического исследования, в рамках которого автором статьи была сформулирована концепция формирования профессиональной готовности будущего специалиста туриндустрии (нынешнего студента вуза) к социально-коммуникативной деятельности [9] и построена методика обучения социально-коммуникативной деятельности на базе семиотического подхода [10]. Апробация предложенной методики была проведена в ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» на гуманитарном факультете (общее количество студентов - 97 человек) - в полном объеме в рамках дисциплины «Социальные коммуникации» (20122013 уч. гг.); в неполном объеме (на уровне отдельных модулей) — в рамках таких курсов профессиональной подготовки, как: «Социальная компетентность», «Межкультурная коммуникация в туризме», «Барьеры и поме-

159

хи в кросскультурном взаимодействии» (2012-2013 уч. гг.). Необходимо отметить и то, что внедрение разработанного содержания обучения в указанные дисциплины в учебный процесс вуза позволило адаптировать студентов к использованию объектов социально-коммуникативного взаимодействия, а также продемонстрировать необходимость и значимость информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач туриндустрии и показать актуальность использования семиотического подхода к решению профессиональных задач (со схемой решения можно познакомиться в [10]).

Сложности, возникшие на начальном этапе внедрения предлагаемого нового содержания в учебный процесс, были успешно преодолены, студенты показали высокую степень заинтересованности в освоении содержания обучения социально-коммуникационной деятельности на основе семиотического подхода в рамках не только обязательных дисциплин, но и факультативных. Были 160 разработаны модули для существующих учебных курсов на основе контекстного обучения, базирующиеся в основном на активных методах обучения - деловых и ролевых играх, тренингах и др. В рамках разработки содержания обучения автором статьи разработаны типологии и классификации профессиональных задач в области туриндустрии, в основе которых лежит социально-коммуникативная деятельность, умение решать которые позволяют определять уровень достижения результатов обучения и уровень сформиро-ванности профессиональной готовности к данному виду деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. № 3 [Электронный ресурс]. - URL: www. science-education. ru/ 117-13459 (дата обращения: 18.10.2014).

2. Литвиненко, М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / М.В. Литвиненко, Н.И. Рыжова // Информатика и образование. - 2007. -№ 7. - С. 119-121.

3. Каракозов С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.

4. Ускова, С.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности [Текст] / С.А. Ускова, Н.И. Рыжова, З.А. Залялют-динова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - C. 115-119.

5. Актуальные вопросы туристского бизнеса в условиях инновационной экономики: Материалы краевой научно-практической конференции. Красноярск, 15 декабря 2009 г. [Текст]. - Красноярск: ВСИТ - филиал РМАТ, 2009. - 344 с.

6. Малышенко, К.М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круиз-ного туризма [Текст] / К.М. Малышенко // Молодой ученый. - 2011. - № 9. -С. 221-224.

7. Башмакова, Н.И. Социальная коммуникация и медиационная деятельность как актуальные составляющие профессиональной подготовки современного специалиста гуманитарного профиля [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.И. Рыжова, С.А. Ускова // Наука и школа. - 2015. - № 2.

8. Медянова, П.В. Актуальность развития социально-коммуникативной деятельности будущего специалиста в области кру-изного туризма в рамках его профессио-

нальной подготовки в вузе [Текст] / П.В. Медянова // Сборник научных статей межрегиональной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае»: в 3 ч.

4. П. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - С. 235-241.

9. Медянова, П.В. Концепция формирования профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста в области туриндустрии [Текст] / П.В. Ме-дянова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education. ru/113-10762 (дата обращения: 14.09.2016).

10. Рыжова, Н.И. Модель методики обучения социально-коммуникативной деятельности специалиста туристской индустрии в условиях профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Н.И. Рыжова, П.В. Медянова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education. ru/116-12513 (дата обращения: 25.09.2016).

REFERENCES

1. Aktualnye voprosy turistskogo biznesa v us-loviyah innovacionnoi ekonomiki: Materialy kraevoi nauchno-prakticheskoi konferencii, Krasnoyarsk, 15 dekabrya 2009 g., Krasnoyarsk, 2009, 344 p. (in Russian)

2. Bashmakova N.I., Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Napravleniya razvitiya professionalnoi podgotovki v gumanitarnom vuze v uslovi-yah polikulturnoi socialno-obrazovatelnoi sredy, Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya, 2014, No. 3, available at: www. science-education.ru/117-13459 (accessed: 18.10.2014). (in Russian)

3. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Uskova

5.A., Socialnaya kommunikaciya i medi-acionnaya deyatelnost kak aktualnye sostav-lyayushie professionalnoi podgotovki sovre-mennogo specialista gumanitarnogo prof-ilya, Nauka i shkola, 2015, No. 2, p. 154. (in Russian)

4. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspe-ktivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian)

5. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Napravleni-ya razvitiya sistemy podgotovki specialista v usloviyah informatizacii obrazovaniya, In-formatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)

6. Malyshenko K.M., Sovremennye problemy podgotovki kadrov dlya rechnogo kruiznogo turizma, Molodoi uchenyi, 2011, No. 9, pp. 221-224. (in Russian)

7. Medyanova P.V., "Aktualnost razvitiya so-cialno-kommunikativnoi deyatelnosti budu-shego specialista v oblasti kruiznogo turizma v ramkah ego professionalnoi podgotovki v vuze", Sbornik nauchnyh statei mezhregion-alnoi shkoly-seminara Lomonosovskie chteniya na Altae, v 3 vols, Vol. II, Barnaul, 2011, pp. 235-241. (in Russian)

8. Medyanova P.V., Koncepciya formirovaniya professionalnoi gotovnosti k socialno-kom-munikativnoi deyatelnosti specialista v oblasti turindustrii, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 6, available at: http://www.science-education.ru/113-10762 (accessed: 14.09.2016). (in Russian)

9. Ryzhova N.I., Medyanova P.V., Model meto-diki obucheniya socialno-kommunikativnoi deyatelnosti specialista turistskoi industrii v usloviyah professionalnoi podgotovki v vuze, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, No. 2, available at: http:// www.science-education.ru/116-12513 (accessed: 25.09.2016). (in Russian)

10. Uskova S.A., Ryzhova N.I., Zalyalyutdinova Z.A., Harakteristika pokazatelei celostnosti obrazovatelnogo processa, obespechivay-ushih ego rezultativnost v usloviyah vyzo-vov sovremennosti, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, No. 1 (50), pp. 115-119. (in Russian)

161

Медянова Полина Владимировна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, [email protected] Medyanova P.V., Senior Lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.