КОММУНИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ ДИАЛОГ
1УДК 378.2:372.8 ББК 74.6
социальная коммуникация и медиационная деятельность как актуальные составляющие профессиональной Подготовки современного специалиста гуманитарного профиля
Н. И. Башмакова, Н. И. Рыжова, С. А. Ускова
В статье говорится об актуальности формирования профессиональной готовности современного специалиста гуманитарного профиля в области социальной коммуникации и медиаци-онной деятельности, которая будет способствовать результативности будущей профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля в условиях поликультурности и глобализации современного социума. При этом развитие содержания профессиональной подготовки возможно за счет включения в него элементов медиационно-коммуникативной деятельности посредством таких составляющих, как социальная коммуникация, языковая и иноязычная, медиационная деятельность (в том числе и на уровне <<умений договариваться» и посреднической деятельности). Перечисленные составляющие содержания будут способствовать квалифицированной подготовке будущих специалистов гуманитарного профиля непосредственно в области делового профессионального общения, понимания психологических особенностей процессов коммуникации и межкультурного диалога, что приведет к снижению конфликтогенности при решении задач в профессиональной среде.
Ключевые слова: социальная коммуникация, медиационная деятельность, посредничество, умение договариваться, социально-психологическая компетентность, психологические особенности социальной коммуникации, медиация, языковая, иноязычная, информационно-коммуникационная, правовая составляющие социальной коммуникации, поликультурность, конфлик-тогенность, глобализация.
SOCiAL COMMUNiCATiON AND MEDiATiON ACTiViTiES AS RELEVANT COMPONENTS OF VOCATiONAL TRAiNiNG OF MODERN SPECiALiSTS iN HUMANiTiES
N. I. Bashmakova, N. I. Ryzhova , S. A. Uskova
The article deals with the relevance of formation of professional readiness of modern experts in Humanities in the field of social communication and mediation activity which will contribute to the productivity of their future professional activity in the conditions of multiculturalism and globalization of modern society. Thus the development of the content of vocational training is possible due to the included elements of mediation and communicative activity by means of such components as social communication, language and foreign language, mediation activity (including the skills to negotiate and mediation). The above listed components of the contents will promote the qualified training of future experts in Humanities directly in the field of business professional communication, understanding of psychological features of the processes of communication and intercultural dialogue that will reduce the conflict while solving the problems in the professional environment.
Keywords: social communication, mediation activity, mediation, ability to negotiate, social and psychological competence, psychological features of social communication, mediation, language, foreign language, information and communicative, legal components of social communication, multiculturalism conflictogenity, globalization.
В современных условиях глобализации современного социума, когда возрастает возможность межкультурного общения и диалога, когда налицо взаимопроникновение различных взглядов и ценностей фактически в рамках любой профессиональной сфере, возможная ее конфликтогенность, тогда особую актуальность приобретает в профессиональной деятельности фактически любого современного специалиста гуманитарной сферы медиационная и социально-коммуникативная деятельность.
Конфликтогенность профессиональной среды имеет объективный характер, что подтверждается философско-социологической (А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, Э. Спенсор, Дюркгейм, К. Маркс, Л. Козер) и психологической (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, В. Н. Мясищев) традициями объяснения конфликта как носителя противоречий, источника развития и совершенствования социальных систем.
В создавшихся условиях остро прослеживается необходимость получения знаний по социальной коммуникации и медиационной (посреднической) деятельности в системе не только гуманитарных, но и негуманитарных специальностей: технического, экономического, правоведческого и других профилей высшего профессионального образования [1-2]. Продуцируя множество профессиональных ситуаций и межличностных коммуникаций, поликультурный социум сегодня задает высокий уровень требований к профессиональному мастерству и культуре личности будущего специалиста социономических профессий [3]. В связи с этим повышается потребность в специалистах, обладающих знаниями и умениями в области социальной коммуникации и медиацион-ной деятельности, умеющих не допускать создание конфликтных ситуаций в профессиональной сфере. Такими специалистами за рубежом являются медиаторы, а в России - юристы, психологи, социологи, конфликтологи и др. [1].
Для реализации профессиональной деятельности в конфликтогенной среде специалисту, как отмечает Н. В. Самсонова [4], необходима соответствующая профессиональная культура как способ жизнедеятельности в конфликтных ситуациях и конфликтах во взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и как способ преодоления личностных кризисов. Формирование профессиональной культуры будущего
специалиста для гуманитарной профессиональной сферы, по мнению В. П. Конецкой [5], невозможно без социально-коммуникативной деятельности (деятельности в области социальной коммуникации), которая в процессе вхождения в культуру имеет пролонгированный характер и формируется как на осознанном уровне, так и имплицитно, в неосознаваемом для самого субъекта опыте. Социально-коммуникативная деятельность специалиста в контексте современных ценностей образования является важнейшей составляющей и медиационно-коммуникативной деятельности, поскольку в ходе последней речь идет о взаимодействии субъектов, успешность реализации которого вкупе с остальными составляющими обусловлена и социально-коммуникативной составляющей.
Таким образом, налицо актуальность для профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля в области социальной коммуникации и медиационно-коммуникатив-ной деятельности уже в вузе, ибо ее результатом должна стать сформированная профессиональная готовность к медиационно-коммуни-кативной деятельности и развитая на ее основе соответствующая компетентность.
Важная роль конфликта как социально-психологического явления в жизни профессионального субъекта убедительно доказана в многочисленных научных исследованиях (А. Я. Анцупов, М. М. Берулава, Е. И. Доценко и др.). Умение будущего специалиста действовать в конфликте, его способность выявлять и конструктивно учитывать особенности конфликтной ситуации, навыки эффективного взаимодействия позволяют ему стать успешным в будущей профессии.
В этой связи следует сослаться на такое понятие, как «конфликтоспособность», введенное Ф. Глазлом [6], которое необходимо представи-елям профессий «человек-человек» и главным образом специалистам в области конфликтологии. Конфликтоспособность, по Ф. Глазлу [6, с. 10], означает, что субъект:
1) способен воспринимать конфликтные проявления в себе и в своем окружении как можно раньше и отчетливее;
2) понимает, какие механизмы способствуют усилению конфликта и осложнению ситуации;
3) может применять различные методы для выражения своих намерений, не ухудшая по существу ситуацию;
4) знает пути и может применять средства, которые способствуют прояснению точек зрения и ситуации;
5) осознает, где проходят границы его знания и умений и где, следовательно, он должен позаботиться о помощи извне.
По мнению Ф. Глазла [6, с. 34], конфликтоспо-собные люди, с одной стороны, не позволят втянуть себя в конфликт; а с другой - владеют практическими методами, при помощи которых могут найти подход к оппонентам или конфликтующим сторонам. Кроме того, конфликтоспособные люди способствуют тому, чтобы коллективы, организации, сообщества людей, в которых они состоят, становились более конфликтоутойчивыми, то есть «способными конструктивно работать с расхождениями, трениями и напряженностью». При этом основными профессиональными задачами современного специалиста в конфликтной ситуации являются действия - умения:
1) способствовать выведению участников конфликта на новый уровень рефлексивного осмысления, их места и роли в том процессе, движении, которое они пытаются осуществить в обществе, организации и т. п.;
2) оказывать участникам конфликта профессиональную помощь в поиске центра равновесия между изменениями и стабильностью в ситуации конфликта;
3) раскрывать участникам конфликта позитивные функции конфликта, где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных ценностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком;
4) готовить мышление участников конфликта к изменениям и передавать им методы конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом;
5) способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.
Следовательно, в своей профессиональной сфере современный специалист должен быть подготовлен не только к реализации основных профессиональных задач своей сферы, но и в условиях ее конфликтогенности должен быть подготовлен к преобразованию самой кон-
фликтогенной среды с целью предупреждения негативных конфликтов, а также должен быть готовым к «оптимальному исходу» из профессиональных личностных кризисов как барьеров на пути к профессиональной культуре [7].
Сказанное, на наш взгляд, становится возможным в ходе реализации профессиональной медиационно-коммуникативной деятельности специалиста во взаимодействии с конфликто-генной средой благодаря сформированным умениям решать соответствующие профессиональные задачи профессиональной сферы.
Здесь же заметим, что в настоящее время в России активно разворачивается подготовка специалистов гуманитарного профиля - специалистов в области психологии и конфликтологии - конфликтологов, что является совершенно новым и перспективным направлением для системы российского профессионального образования в области гуманитарной сферы деятельности. Этому новому направлению не уделяется достаточного внимания в профессиональной подготовке современных специалистов гуманитарного профиля в указанных выше вопросах, хотя среда, в которой им придется в дальнейшем работать, в условиях поликультурности и глобализации современного социума, является достаточно конфликтогенной.
Таким образом, для реализации профессиональной деятельности в конфликтогенной среде современному специалисту необходима социально-коммуникативная компетентность и меди-ационно-коммуникативная компетентность. Однако в специальной литературе, к сожалению, нам не удалось найти толкование словосочетаний «медиационно-коммуникативная компетентность», «медиационно-коммуникативная деятельность» ввиду новизны этих понятий. Между тем для данной области практических знаний выделение категории «медиационно-коммуника-тивная компетентность» современного специалиста, в том числе и для специалиста в области конфликтологии, необходимо, ибо именно эта категория определяет его профессиональное мастерство и успешность самореализации в профессиональной медиационно-коммуникативной деятельности, где понятия «медиация» и «коммуникация» являются ключевыми [2].
На наш взгляд, в контексте формирования профессиональной компетентности современ-
ного специалиста для гуманитарной сферы в силу особой специфики его профессиональной деятельности особое место должна занимать именно готовность к медиационно-коммуника-тивной деятельности.
Реальная связь медиационно-коммуника-тивной компетентности с профессиональной успешностью современного специалиста гуманитарного профиля делает первостепенно важным формирование знаний и умений, способных выступать основой для дальнейшего развития его профессионально-личностных качеств. Такой основой, на наш взгляд, становится совокупность структурных базовых составляющих, и прежде всего такой базовой составляющей, как компетентность в области социальной коммуникации и медиации (в первую очередь как посредничества и «умения договариваться»).
Находясь в русле подхода Н. И. Рыжовой и П. В. Медяновой [8-9] к изучению социально-коммуникативной компетентности специалиста в области туриндустрии, нами выявлены особенности развития данной компетентности применительно к специалистам гуманитарного профиля. При этом основной целью данной статьи является обоснование того, что медиа-ционно-коммуникативная деятельность может служить базовой основой профессиональной компетентности современного специалиста в условиях повышенной конфликтогенности профессиональной сферы, определяемой, в частности, глобализацией современного социума, при этом ее основу составляет социальная коммуникация, которая осуществляется посредством языковой компетентности.
Анализ особенностей становления профессионала показывает, что главным в этом процессе служит личностно-профессиональное развитие, включающее формирование профессионально важных способностей, качеств, умений и навыков, обеспечивающих возрастание профессионального мастерства. Возрастание профессионального мастерства проходит через инте-риоризацию накапливаемого опыта (как собственно профессионального, так и жизненного в широком смысле) и последующую его экстери-оризацию - воплощение в профессиональной деятельности. Экстериоризация происходит главным образом через готовность к профессиональной медиационно-коммуникативной дея-
тельности посредством умений решать соответствующие профессиональные задачи.
При этом готовность личности к выполнению какой-либо деятельности можно рассматривать как условие успешности выполнения деятельности; как избирательную активность, настраивающую личность на деятельность; как регулятор деятельности; как совокупность действительных знаний и свойств личности; как совокупность характеристик опытности, мастерства, производительности труда, внутренних сил личности и ее потенциала [10].
Остановимся на рассмотрении социальной коммуникации как базовой составляющей ме-диационно-коммуникативной деятельности современного специалиста.
В профессиональной деятельности современного специалиста гуманитарного профиля следует выделить ряд особенностей: постоянное соприкосновение с субъективными реальностями других людей; наиболее востребованными являются такие качества, как самостоятельная постановка целей, критичность мышления, постоянный профессиональный и духовный рост; деятельность по своей природе является диалогичной и, соответственно, осуществляетсяется в субъект-субъектном взаимодействии, которое является основной формой его работы. Это определяется тем, что главной сферой применения своих профессиональных знаний и умений для современного специалиста гуманитарного профиля становится социум и человек как субъект жизнедеятельности. Поэтому можно говорить о том, что эффективная реализация профессиональных функций современного специалиста гуманитарного профиля возможна лишь при наличии некоего высшего смысла, объединяющего все частные смыслы деятельности в непротиворечивое единство посредством гуманистической профессиональной направленности.
Среди личностных качеств, необходимых современному специалисту, отчетливо выделяется его способность, условно названная «талантом общения». Общение представляет собой иную, отличную от деятельности форму социальной активности человека, успешность которой зависит от наличия особого рода способностей - социально-коммуникативных.
Важным качеством для современного специалиста гуманитарного профиля в условиях
поликультурности профессиональной сферы, определяемой, в частности, глобализацией социума, на наш взгляд, является социальная и медиативная коммуникативность. Именно эти виды его профессиональной деятельности позволят им успешно выстраивать взаимодействие в рамках профессиональной сферы с представителями различных культур, реализо-вывать межличностные контакты, устанавливать и поддерживать общение с другими людьми, избегать конфликтогенность среды и т. п.
Здесь мы разделяем мнение А. А. Бодалева [11], который подчеркивает, что эффективность социального взаимодействия обеспечивается именно развитием у субъектов этого процесса определенных социально-коммуникативных качеств. При этом любые общепсихологические подструктуры личности: направленность, характер, способности - могут рассматриваться как социально-психологические или социально-коммуникативные свойства личности [7].
Заметим, что многие исследователи выделяют три основные группы этих свойств, к которым отнесены: социально-коммуникативные свойства личности, социально-коммуникативные отношения и социально-коммуникативная подготовленность. К системе социально-коммуникативных свойств относят свойства характера, темперамента, которые проявляются в процессах общения и совместной деятельности (доверчивость, застенчивость, отчужденность, не-вротизация, аутистичность, переключаемость, экстравертированность и т. д.) [12]. К системе социально-коммуникативных отношений отнесены: ценностные ориентации личности, установки, определяющие характер общения. В состав системы социально-коммуникативной подготовленности можно включить знания, навыки, умения, которые необходимы для организации социальных коммуникаций (умения устанавливать психологический контакт, прогнозировать поведение партнера и т. д.).
В зависимости от масштаба и уровня событийно-ситуационного контекста, в котором необходимы умения устанавливать контакты с окружающими людьми, группами, общностями, ряд авторов (А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, П. В. Рубинштейн, Н. Д. Творо-гова, В. П. Конецкая, Ю. Н. Караулов, Н. М. Качу-ровская, и др.) ведут речь о «социальной ком-
петентности», «компетентности социального взаимодействия», «социально-психологической компетентности», «коммуникативных качествах», «коммуникативных способностях», «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении» и т. п.
Наиболее общим понятием, на наш взгляд, детерминирующим эффективность «вхождения» будущего специалиста в мир социальных и межличностных взаимодействий, служит понятие «социально-комуникативная компетентность» (СКК). В наиболее общем виде под СКК понимается «система внутренних ресурсов человека, используемых им для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций социального взаимодействия» [13]. СКК проявляется в наличии обширного репертуара социально-коммуникативных техник, применяемых на разных уровнях социального взаимодействия, в использовании вербальных и невербальных средств в различных социальных ситуациях. Наличие СКК увязывают с высоким уровнем владения сложными социально-коммуникативными умениями и навыками, адекватными новым социальным условиям, ориентацией в средствах общения, знанием принципов и правил построения общения в различных социальных средах: этнических, профессиональных, статусных, сословных (В. Н. Куницина, Н. В. Казари-нова). Рядом авторов (И. Р. Алтунина, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко и др.) признается, что компетентность в общении (или СКК) обладает инвариантными общечеловеческими характеристиками и в тоже время характеристиками, исторически и культурно обусловленными.
Согласно исследованиям И. А. Зимней [14], социально-коммуникативная компетентность (или СКК) занимает ключевую позицию среди всех ком-петентностей современного специалиста, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, и включает в себя две составляющие: компетентности социального взаимодействия (социальные) - с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, а также - конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; компетентности в общении (коммуникативные) - устном, письменном, в диалоге, монологе, а также - порождение и вос-
приятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
В русле сказанного уместно сослаться на мнение В. Хутмахера [15], который в своем докладе среди ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы», указывает на компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, акцентируя внимание на том, что людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция.
В этом же контексте коммуникации все большую значимость приобретает владение более чем одним языком, не считая родного.
Согласно результатам исследований (В. И. Бай-денко, И. А. Зимней, Джерри ван Зантворта и Бианки Енеке) к перечню особо востребованных социальных компетенций работодатели относят [16]: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т. д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремленность.
На основании изложенного усматривается, что тесная взаимосвязь между коммуникативной и социальной составляющими социально-коммуникативной компетентности, главным образом, реализуется посредством их языковой (в том числе и иноязычной) составляющей, которые позволяют современному специалисту проявлять себя в профессиональной деятельности языковой личностью. В подтверждение сказанного, приведем мнение В. П. Конецкой [5] о том, что «человек говорящий» реализует себя как коммуникативную личность. В тоже время, по мнению Н. М. Ка-чуровской [17], языковая деятельность личности развивается в процессе коммуникативной деятельности человека, и служит базовой в деятельности социальной коммуникации. А в ходе развития коммуникативной деятельности личности, по мнению В. П. Конецкой [5] и Л. Д. Столяренко [13], происходит формирование коммуникативной (языковой) компетентности, а ее основными ха-
рактеристиками служат: (а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; (б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; (в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета.
В связи с тем, что нами выделена медиацион-но-коммуникативная деятельность, как одна из наиболее значимых составляющих профессиональной компетентности специалиста в гуманитарных сферах деятельности, следует привести и другой взгляд на коммуникативную (языковую) компетентность, где на первый план выходит ее коммуникативный компонент. В этом случае указанную компетентность, например, согласно В. А. Лапшину [18], целесообразно определять как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социальной сфере в ходе осуществления профессиональной деятельности», которая формируется при осуществлении языковой деятельности непосредственно в самом процессе коммуникации и базируется на: 1) умении ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умении выбирать и реа-лизовывать адекватные способы взаимодействия; 3) умении правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 4) умении доступно, ясно и убедительно выражать свои мысли, располагая к себе собеседника в рамках речевого взаимодействия, грамотно вести деловую переписку, составлять необходимую документацию.
Перечисленные выше умения позволяют усмотреть проявление в профессиональной деятельности будущего специалиста ряда составляющих языковой компетентности на уровне владения родным языком. Иными словами, грамотно организованная коммуникация в профессиональной деятельности специалиста в области конфликтологии невозможна без развития у будущего специалиста коммуникативной (языковой) компетентности.
В контексте Болонского процесса владение иностранным языком, которое определяется главным образом уровнем иноязычной компетентности специалистов, работающих в поли-
культурном социуме, служит неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности специалиста с высшим профессиональным образованием и специалиста в области конфликтологии в том числе. Языковая подготовка будущего специалиста, согласно Ю. Похолкову [19, с. 21], «должна предполагать обучение европейским языкам на уровне практического владения ими как средством межкультурной коммуникации, дающим возможность совершенствования образовательной, научной и профессиональной деятельности в иноязычной среде».
Языковая деятельность современных специалистов гуманитарного профиля служит основой формирования у них языковой компетентности, предполагает как общение на родном языке, так и иноязычное общение. Следовательно, в рамках обучения медиационно-коммуникативной деятельности необходимо делать акцент на профессионально-ориентированном обучении иностранному языку, с целью развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста для конкретной профессиональной гуманитарной сферы. Анализ ряда исследований (Е. М. Верещагина, Е. М. Коломейце-вой, Е. И. Пассова и др.) позволяет нам констатировать наличие различных трактовок понятия «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность» (ИПКК). Обобщая эти взгляды мы считаем, вслед за Н. М. Изория [20], что данную категорию можно определять «как способность и готовность специалиста, осознающего себя языковой личностью, к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях профессионального и бытового характера в межкультурном пространстве».
В соответствии с данной трактовкой ИПКК, приведем ее составляющие, по В. Ф. Аитову [21]: а) компетенции первой группы (лингвистическая и речевая) определяют владение устным и письменным иноязычным общением; б) компетенции второй группы (социокультурная и лингвокультурологическая) подразумевают знание социальных и культурных концептов иной социальной общности, включающих фоновые знания, безэквивалентную лексику, правила этикета, принятые в стране изучаемого языка, а также образцы литературы, песенного и поэтического творчества; в) компетенции третьей группы (предметная, информационная и само-
образовательная) являются компетенциями прагматического уровня, в процессе формирования которых необходимо учитывать квалификационную характеристику обучаемых специалистов, отражающую специфику специальности.
Анализируя ситуацию на рынке труда специалистов, в том числе и гуманитарного профиля, следует отметить, что работодатель сегодня, в условиях обостряющейся конкуренции, предъявляет высокие требования, которые зачастую выходят за рамки образовательных стандартов. Одним из таких требований является владение одним или несколькими иностранными языками. Следовательно, иностранный язык в вузе становится неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки специалиста и средством профессионального общения. В данном контексте иноязычную профессиональную компетенцию следует понимать как свойство личности будущего специалиста, связанное с умением применять комплекс полученных знаний иностранных языков, языковых навыков общения в ходе естественной социализации, социальной и межкультурной коммуникации и решения профессиональных и личностных задач в профессиональной сфере поликультурного социума.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что языковая компетентность является базовой для социальной коммуникации и медиационной деятельности (например, в контексте посреднической деятельности или «умения договариваться»), в свою очередь, представляет собой одну из составляющих профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля наряду с другими составляющими - такими как социально-психологическая, межкультурная, правовая и информационно-коммуникационная.
Рассматривая медиацию в целом как посредничество и деятельность, в основе которой лежит прежде всего понимание между субъектами (согласно классическим научным работам Г. Ф. Шершеневича, Н. О. Нерсесова, Л. Казанцева, В. Л. Исаченко и результатам современных диссертационных исследований Е. И. Насыро-вой (2001); Д. Л. Давыденко (2004); П. А. Астахова (2006), Т. Г. Пшенкиной (2005), А. В. Копылова (2006) и др.), мы можем считать, что медиацион-ная деятельность складывается из совокупности не менее шести составляющих, каждая из
которых формируют в свою очередь свой особый подход к описанию медиации, а вместе позволяют рассматривать ее как интегративный феномен. Остановимся кратко на описании шести характеристик медиационной деятельности, используя материалы работ [22-27]:
1. Медиация как деятельность, ориентированная на решение проблем (problem-solving or settlement-directed approach). Основой здесь является сосредоточенность на интересах людей, когда в рамках конфликтной ситуации сначала определяются позиции конфликтующих сторон, а потом выявляются их общие интересы и потребности и тем самым достигается общая цель.
2. Медиация как деятельность, нацеленная на транформацию взглядов - трансформативная медиация (transformative approach). В данном случае, в центре внимания - общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются «слышание» и слушание, что помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям.
3. Медиация как деятельность, нацеленная на конструктивный диалог - нарративная медиация (narrative approach). Здесь основой является убеждение в том, что участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, тем самым разрешая конфликт, приходя к пониманию друг друга через изложение своих взглядов на происходящее.
4. Медиация как деятельность, нацеленная на урегулирование межкультурных и семейных разногласий - экосистемная или семейно-ориен-тированная медиация (ecosystemic or family-focused approach). В рамках этой деятельности происходит урегулирование межкультурных конфликтов и споров между людьми разных взглядов и поколений, а также семейных конфликтов посредством межкультурного диалога в первом случае и обсуждения семейных проблем в контексте преодоления грядущих перемен и сохранения нормальных отношений с детьми.
5. Медиация, основанная на понимании (understanding-based approach). Здесь основа заключается в разрешении спора посредством
понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. Ключевое значение в этой деятельности имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы - психологи или конфликтологи наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.
6. Медиация, основанная на оценке - оценочная медиация (evaluative approach). В рамках этого вида деятельности осуществляется оценивание происходящего, а при определенных обстоятельствах и оказывается влияние на результат диалога, при необходимости предлагаются извне (специалистами разрешающими конфликт - психологами или конфликтологами) варианты разрешения конфликта.
Обращаясь к выявлению содержания социальной и медиационной коммуникации как особого вида деятельности, следует учитывать, что она всегда опосредована особенностями профессиональной деятельности. Для представителей профессий типа «человек-человек», практически постоянно включенных в процесс межличностного общения и/или межкультурного диалога, особую значимость имеет знание внутреннего мира партнера по общению, а также наличие умений выстраивать адекватную линию поведения. И тогда соответствующие составляющие профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля, в основе которых лежат социальная и медиационная коммуникации, становятся своеобразным психологическим (личностным) инструментарием, которые обеспечивают эффективное выполнение профессиональной деятельности и фактически являются частью профессиональной культуры специалиста сферы «человек-человек».
При этом базовыми составляющими профессиональной компетентности в области социальной и медиационно-коммуникативной деятельности мы выделяем такие составляющие, как коммуникативная (в том числе языковая и ИКТ-компетентность, значимость последней особо выделяем в современных условиях информати-
зации профессиональной сферы современного специалиста), социальная коммуникация (как составляющая, способствующая профессиональной подготовке непосредственно в области делового общения, знание методологических психолого-педагогических особенностей процессов коммуникации), иноязычная и медиационная (как посредническая и отчасти правовая в контексте «умений договариваться»).
Подводя итог сказанному выше, на наш взгляд, необходимо считать социальную коммуникацию как базовую составляющую медиационно-комму-никативной профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля. В связи со спецификой профессиональной деятельности данной категории специалистов (с возможностью осуществления профессиональной деятельности в монолингвальной и полилингвальной среде) особый акцент в профессиональной готовности к медиационно-коммуникативной деятельности необходимо сделать на языковую составляющую социальной коммуникации в связи с такими перспективными направлениями ее применения в будущем, как «лингвокультурная медиация», а также на медиационную - посредническую и правовую составляющие. Отметим, что в настоящее время в научных исследованиях часто употребляется термин «билингвальная комедиация», которая, на наш взгляд, заслуживает отдельного исследования и соответствующей публикации.
В результате теоретического осмысления понимания сущности социальной коммуникации и изучения ее как основной составляющей медиа-ционно-коммуникативной деятельности (вслед за Т. Г. Богачевой [12] и учитывая результаты работ [2; 4-5; 8-9; 14; 18; 28]) мы считаем возможным в дальнейшем использовать термин «компетентность в области социальной и медиацион-ной коммуникации» (или «социальная медиацион-но-коммуникативная компетентность») и определять ее как достаточно стабильное, инте-гративное качество личности, включающее ме-диационно-коммуникативные умения, в том числе умения в области социальной коммуникации для решения профессиональных задач, и позволяющее специалисту в рамках способности к самоорганизации успешно и эффективно функционировать и взаимодействовать в обществе, как в индивидуальном, так и социально-профессиональном плане, учитывая ситуационную специ-
фику профессиональной среды в условиях ее поликультурности и глобализации, кофликтогенно-сти и межкультурного диалога.
На наш взгляд, в этом определении учитывается то, что компетентность подразумевает не только наличие у будущего специалиста значительного объема знаний и опыта, но и умение актуализировать накопленные знания и в нужный момент успешно использовать их в процессе реализации своих социальных и профессиональных функций.
В заключение отметим, что в современных условиях глобализации современного социума и поликультурности профессиональных сфер деятельности современных специалистов актуальным является развитие содержания профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля (учитывая содержания действующих ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Гуманитарные и социальные науки» 030000.65 (2005 г.), «Гуманитарные науки» 030000.65 (2009 г.) и 030000.62 (2011 г.) см. официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/) по таким составляющим, как социальная коммуникация и медиацион-ная деятельность, позволит ему:
• во-первых, более успешно осуществлять профессиональное общение, а значит и медиа-ционно-коммуникативную деятельность в целом;
• во-вторых, если специалист гуманитарного профиля работает в сфере конфликтологического сопровождения субъектов, испытывающих социально-коммуникативные проблемы, то он служит не просто носителем данного профессионального качества «для себя», а становится «источником» этого качества сторонам конфликта в профессиональной сфере;
• в-третьих, позволит специалисту в условиях поликультурности профессиональной сферы быть успешным не только в решении профессиональных задач, но и проблем, связанных с внепрофессиональным социальным взаимодействием, что делает его более мобильным, гибким и адаптивным.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология [Текст] / Н. Ф. Вишнякова. - 3-е изд. - Минск: Университетское, 2002. - С. 35-37.
2. Башмакова, Н. И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитар-
ном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Электронный ресурс] / Н. И. Башмакова, Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 18.10.2014).
3. Ускова, С. А. Система повышения качества профе ссионально-педагогиче ской деятельно -сти учителя в образовательной организации [Электронный ресурс] / С. А. Ускова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. - Режим доступа: www.science-education. ru/118-14152 (дата обращения: 12.02.2015).
4. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования [Текст]: моногр. / Н. В. Самсонова. - М., 2003.
5. Конецкая, В. П. Социология коммуникации [Текст] / В. П. Конецкая. - М., 1997. - 304 с.
6. Глазл, Ф. Конфликтменеджмент: настольная книга руководителя и консультанта [Текст] / Ф. Глазл; пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2002.
7. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М., 1986.
8. Медянова, П. В. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии [Текст] / П. В. Медяно-ва, Н. И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С. 8-12.
9. Рыжова, Н. И. Модель методики обучения социально-коммуникативной деятельности специалиста туристской индустрии в условиях профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] / Н. И. Рыжова, П. В. Медянова // Совр. проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: www. science-education.ru/116-12513 (дата обращения: 18.10.2014).
10. Сериков, В. В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] / В. В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
11. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст]: избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. - 2-е изд. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.
12. Богачева, Т. Г. К вопросу о коммуникативной социальной компетентности [Текст] /
Т. Г. Богачева // Вестн. Новосибир. гос. пед. ун-та. - Новосибирск: Издательство НГ11У, 2011. - № 3. - С. 6-12.
13. Столяренко, Л. ДОсновы психологии [Текст] / Н. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 672 с.
14. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
15. Walo, H. Key competencies for Europe. Report of the Symposium (Berne, Switzerland 27-30 March, 1996). A Secondare Education for Europe Project [Text] / Hutmacher Walo; Council for Cultural Co-operation (CDCC). -Strasbourg, 1997.
16. Байденко, В. И. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий [Текст]: Офис проекта ДЕЛФИ, Москва, апрель 2001 / В. И. Байденко, Д. Зантворт ван, Б. Енеке. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
17. Качуровская, Н. М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. М. Качуровская. -Курск, 2005.
18. Лапшин, В. А. Коммуникативная компетентность как фактор профессионализма в современном обществе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.hdirussia.ru/166 (дата обращения: 05.03.2012).
19. Похолков, Ю. С новыми программами в новый век [Текст] / Ю. Похолков // Высш. образование в России. - 2000. - № 6. - С. 20-26.
20. Изория, Н. М. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Изория. - М., 2008.
21. Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Аитов. - СПб., 2007.
22. Головко, Л. В. Результаты продвижения идей и практик медиации в России. Внедрение посредничества в гражданских, уголовных, административных делах и иных категориях споров (редакционный материал) [Текст] / Л. В. Головко // Вопр. ювенальной юстиции. - 2009. - № 3. - С. 18.
23. Иванов, А. А. Закон деловой этики [Текст] / А. А. Иванов // Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2007. - № 3. - С. 20.
24. Дэна, Д. Преодоление разногласий: как улучшить взаимоотношения на работе и дома [Текст] / Д. Дэна. - СПб., 1994. - С. 35.
25. Рискин, Л. Л. О чем мы говорим? [Текст] / Л. Л. Рискин, Н. А. Уэлш // Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2010. -№ 3. - С. 33-41.
26. Директива 2008/52 Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mediacia.com/files/Documents/Directive_ 2008_rus.pdf (дата обращения: 05.03.2015).
27. Воробьева, Е. С. Понятие, правовая природа и отличительные особенности медиации [Текст] / Е. С. Воробьева // Законодательство об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации): опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. Ю. Сморгуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 46-50.
28. Качалов, Н. А. Формирование языковой личности выпускника лингвистических специальностей [Текст] / Н. А. Качалов, Р. С. По-лесюк // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. -2011. - № 6.
references
1. Vishnyakova N. F. Konfliktologiya. Minsk: Universitetskoe, 2002. Pp. 35-37.
2. Bashmakova N. I., Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Napravleniya razvitiya professionalnoy podgotovki v gumanitarnom vuze v usloviyakh polikulturnoy sotsialno-obrazovatelnoy sredy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 3. Available at: www.science-educa-tion.ru/117-13459 (accessed: 09.02.2015).
3. Uskova S. A. Sistema povysheniya kachestva
professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti uchitelya v obrazovatelnoy organizatsii. Sovr. problemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 4. Available at: www.science-education.ru/118-14152 (accessed: 09.02.2015).
4. Samsonova N. V. Konfliktologicheskaya kultura spetsialista i tekhnologiya ee formirovaniya v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: monogr. Moscow, 2003.
5. Konetskaya V. P. Sotsiologiya kommunikatsiy. Moscow, 1997. 304 p.
6. Glazl F. Konfliktmenedzhment. Nastolnaya kniga rukovoditelya i konsultanta. Transl. from German. - Kaluga: Dukhovnoe poznanie, 2002.
7. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti. Moscow, 1986.
8. Medyanova P. V., Ryzhova N. I. Struktura i komponenty yazykovoy sostavlyayushchey sot-sialno-kommunikativnoy kompetentnosti spet-sialista turistskoy industrii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2012, No. 3, pp. 8-12.
9. Ryzhova N. I., Medyanova P. V. Model meto-diki obucheniya sotsialno-kommunikativnoy deyatelnosti spetsialista turistskoy industrii v usloviyakh professionalnoy podgotovki v vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 2. Available at: www.science-educa-tion.ru/116-12513 (accessed: 18.10.2014).
10. Serikov V.V. Formirovanie u uchashchikhsya gotovnosti k trudu. Moscow: Pedagogika, 1988. 192 p.
11. Bodalev A. A. Psikhologiya obshcheniya: izbr. psikhol. tr. Moscow: Mosk. psikhologo-sotsial-nyy in-t. Moscow - Voronezh, 2002. 256 p.
12. Bogacheva T. G. K voprosu o kommunika-tivnoy sotsialnoy kompetentnosti. Vestn. Novo-sibir. gos. ped. un-ta. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2011, No. 3, pp. 6-12.
13. Stolyarenko L. D. Osnovypsikhologii. - Rostov on Don: Feniks, 2011. 672 p.
14. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnost-nogo podkhoda v obrazovanii. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialis-tov, 2004. 38 p.
15. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC), Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997.
16. Baidenko V. I., Zantvort D. van, Eneke B. Formirovanie sotsialnogo dialoga i partner-skikh svyazey obrazovaniya, organov upravleni-ya i samorazvitiya, professionalnykh obye-dineniy i predpriyatiy: ofis proekta DElFI, Moscow, April, 2001. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2001.
17. Kachurovskaya N. M. Formirovanie profes-sionalnoy kultury budushchikh spetsialistov-arkhitektorov v obrazovatelnom protsesse vuza. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kursk, 2005.
18. Lapshin V. A. Kommunikativnaya kompetent-nost kak faktor professionalizma v sovremen-nom obshchestve. Available at: http://www.hdi-russia.ru/166 (accessed: 05.03.2012).
19. Pokholkov Yu. S novymi programmami v novyy vek. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000, No. 6, pp.20-26.
20. Izoriya N. M. Formirovanie inoyazychnoy kompetentsii budushchikh spetsialistov sfery turizma v vuzakh kultury i iskusstv. PhD dissertation (Education). Moscow, 2008.
21. Aitov V. F. Problemno-proektnyy podkhod k formirovaniyu inoyazychnoy professionalnoy kom-petentnosti studentov (na primere neyazykovykh fakultetov pedagogicheskikh vuzov). ScD dissertation (Education).- St-Petersburg, 2007.
22. Golovko L. V. Rezultaty prodvizheniya idey i praktik mediatsii v Rossii. Vnedrenie posred-nichestva v grazhdanskikh, ugolovnykh, admin-
istrativnykh delakh i inykh kategoriyakh sporov (redaktsionnyy material). Vopr. yuvenalnoy yustitsii. 2009, No. 3, p. 18.
23. Ivanov A. A. Zakon delovoy etiki. Mediatsiya i pravo. Posrednichestvo i primirenie. 2007, No. 3, p. 20.
24. Dena D. Preodolenie raznoglasiy: kak uluchshit vzaimootnosheniya na rabote i doma. - St-Pe-tersburg, 1994. P. 35.
25. Riskin L. L., Uelsh N. A. O chem my govorim? Mediatsiya i pravo. Posrednichestvo i primirenie. 2010, No. 3, pp. 33-41.
26. Direktiva 2008/52 Evropeiskogo parlamenta i Soveta ot 21 maya 2008 g."Otnositelno nekoto-rykh aspektov posrednichestva (mediatsii) v grazhdanskikh i kommercheskikh sporakh". Available at: http://www.mediacia.com/files/ Documents/Directive_2008_rus.pdf (accessed 05.03.2015).
27. Vorobyeva E. S. Ponyatie, pravovaya priroda i otlichitelnye osobennosti mediatsii. Zakonoda-telstvo ob alternativnoy protsedure uregu-lirovaniya sporov s uchastiem posrednika (mediatsii): opyt, problemy, perspektivy: Proceedings of the International Conference. St-Peters-burg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. Pp. 46-50.
28. Kachalov N. A., Polesyuk R. S. Formirovanie yazykovoy lichnosti vypusknika lingvistiches-kikh spetsialnostey. Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011, No. 6.
Башмакова наталья ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской языка Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов e-mail: [email protected]
Bashmakova Natalya I., PhD in Education, Associate Professor, English Language Department, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences e-mail: [email protected]
рыжова наталья ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, Москва e-mail: [email protected]
Ryzhova Natalya I., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, institute of Educational Contents and Teaching Methods, Russian Academy of Education, Moscow e-mail: [email protected]
ускова светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан заочного факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов e-mail: [email protected]
Uskova Svetlana A., PhD in Education, Associate Professor, Vice Chairperson, the Correspondence Faculty, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences e-mail: [email protected]