УДК 373
Matsefuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Social and Pedagogical College (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS THE BASIS OF EDUCATION OF PATRIOTISM. The article defines the place and role of spiritual and moral values in the modern educational process. The authors reveal the content of the category "value", present some classifications of values. The article focuses on the interpretation of the category "patriotism" as a result of the appropriation of spiritual and moral values: Man of Civilization, Fatherland and its protection, Man of labor and labor for the good of the Fatherland, traditions, responsibility and citizenship. The authors substantiate the content of the "patriotism" category, revealing the personal and social significance of these values in the philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The article raises a problem of expediency of the above interpretation of patriotism as the basis for its education among students in all types of educational organizations of the Russian Federation. It is emphasized that the education of patriotism is a necessary condition for the creation, development, and protection of Russian statehood.
Key words: education, patriotism, morality, value, value attitude, value consciousness, value attitude towards the Fatherland, Man of Civilization, Man of labor, traditions, responsibility, citizenship.
Е.А. Мацефук, канд. пед. наук, доц., ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж», г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., ВА МВД России, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
В статье обосновывается место и роль духовно-нравственных ценностей в современном образовательном процессе. Авторы раскрывают содержание категории «ценность», представляют некоторые классификации ценностей. В статье акцентируется внимание на трактовке категории «патриотизм» как результате присвоения духовно-нравственных ценностей: Человек Цивилизации, Отечество и его защита, Человек труда и труд на благо Отечества, традиции, ответственность и гражданственность. Авторы обосновывают содержание категории «патриотизм», раскрывая личностную и социальную значимость данных ценностей в философском, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах. В статье поднимается проблема целесообразности приведенной трактовки патриотизма в качестве основы его воспитания у обучающихся во всех типах образовательных организаций Российской Федерации. Подчеркивается, что воспитание патриотизма есть необходимое условие созидания, развития, защиты российской государственности.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, нравственность, ценность, ценностное отношение, ценностное сознание, ценностное отношение к Отечеству, Человек Цивилизации, Человек труда, традиции, ответственность, гражданственность.
Закон «Об образовании» № 273-Ф3 трактует понятие «воспитание» как деятельность, направленную «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].
В соответствии с национальным проектом «Образование», Стратегией развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года, Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», является «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [2].
Анализ нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме (Конституции Российской Федерации [3], Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов [4], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, историко-культурного стандарта, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-ков В.А.) [5] и др.) показал, что образование должно включать в себя не только актуальные знания и умения, но и воспитание на основе духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию ответственной высоконравственной личности, гражданина, патриота, человека труда, разделяющего российские традиционные духовные ценности, бережно относящегося к культурному наследию и традициям многонационального народа, готового к мирному созиданию и защите Родины.
Духовно-нравственное воспитание личности в России осуществляется во всех типах образовательных организаций:
- в дошкольных образовательных организациях,
- общеобразовательных организациях,
- профессиональных образовательных организациях,
- образовательных организациях высшего образования,
- организациях, реализующих программы дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание должно, таким образом, содействовать
формированию личности на основе российских традиционных ценностей: Отечество и его защита, Человек труда и труд на благо Отечества, традиции, ответственность и гражданственность. Присвоение личностью данных ценностей лежит в основе патриотизма.
Обратимся к рассмотрению сути данного понимания патриотизма. Следует отметить, что понимание категории «патриотизм» не является однозначным; в нем синтезируется несколько смыслов. Общепризнанным является определение патриотизма как любви к своей стране или горячая защита ее интересов (П.С. Луйбенгруб).
Кононенко Б.И. представил в Большом толковом словаре по культурологии (2003 г) понятие «патриотизм» как «нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство.... Патриот - человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из ... культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых» [6]. Последняя трактовка более созвучна по смыслу понимания патриотизма как процесса и результата присвоения личностью ценностей.
Ценности выступают стратегическими целями, способствующими интеграции социума, побуждающими личность осуществлять одобряемый обществом выбор в жизненно значимых ситуациях [7].
Исследователи (В.П. Тугаринов, Гп. Выжлецов, Б.И. Додонов, О.Г. Дроб-ницкий, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский, Л.П. Разбегаева и др.) выделяют множество классификаций ценностей, в основу которых положены разные критерии, однако в каждой из них духовные (моральные, нравственные и т.п.) ценности «являются структурообразующими, базовыми, аккумулирующими в себе широкий круг социальных ценностей» [8, с. 132].
Отбор духовно-нравственных ценностей, составляющих основу воспитания патриотизма в данной статье, основывается на классификации Л.П. Разбегаевой. Данная классификация включает в себя следующие универсальные гуманистические ценности: Человек Цивилизации, Традиции и Новации, Отечество и Мир. Они придают активность всем остальным звеньям системы ценностей, выступают логическим центром мировоззренческой системы; они являются основой творческой поисковой работы со знанием. Сквозь призму данной классификации можно просмотреть любые ценности. В том числе и ценности, которые раскрывают содержание патриотизма. Таким образом, целесообразно утверждать, что среди множества социальных ценностей к общепризнанным относятся ценности, раскрывающие содержание понятие «патриотизм» (Отечество и его защита, Человек труда и труд на благо Отечества, традиции, ответственность и гражданственность). Рассмотрим содержательную наполняемость ценности «патриотизм».
Ключевой, высшей ценностью в данном контексте, безусловно, является Человек-патриот. Человек - это не рядовая ценность, он обладает способностью духовно-практического освоения мира. Он - субъект, который создает ценности и собственный ценностный мир, но, вместе с тем, являясь высшей ценностью, Человек как личность вступает в равноправные отношения с другими ценностями, познает их, открывает для себя богатство культуры, осознает смысложизнен-ные проблемы. Сегодня Человек - прежде всего - ответственный субъект, свободная, яркая личность. Такой человек становится образовательным идеалом и целью современного общества.
В условиях постоянных экологических, экономических, социальных, политических, мировых кризисов наблюдается рост интереса к традициям, тогда как в прежние эпохи данное понятие трактовалось в качестве элемента сферы антропологии, истории, культуры и этнографии. С одной стороны, традиционализм сегодня - одно из активных идеологических общественных движений, с другой стороны, отмечается кризис традиций, противопоставляемых новациям. Культурный кризис современности до сих пор не привел к краху общество, государство и цивилизацию в целом благодаря охранительной функции традиций. Сохранение есть гарантирующий элемент стабилизации, устойчивости цивилизации. Традиции способствуют результативной деятельности человека труда, так как «сохраняют устойчивый стереотип» [7, с. 72], представляя собой механизм реализации культурной деятельности в обществе и государстве. Успехи современного общества, прежде всего, связаны с умением приспособления традиционных норм поведения к требованиям современности, моральных норм.
Таким образом, традиции с изменением культуры приобретают новые черты, созвучные существующей действительности. Они удерживают все положительное в культуре и передают его последующим поколениям. Вследствие этого способность сохранения традиций, привязанность к традиционному образу жизни, любовь к истории и культуре своего Отечества становится элементом воспитания патриотизма. Для патриота поддержание социальных, культурных и исторических традиций должно стать константой бытия. «Традиция - это проявление универсалий бытия, фундамент и субстанция культуры, универсальная ценность» [7, с. 71].
Патриот - обязательно Человек труда. Этот человек - созидатель и труженик, он стремится овладеть эффективным опытом, достижениями, знаниями и трудовыми навыками, новейшими средствами организации и совершенствования трудовой деятельности. Человек труда уважает себя и свой труд, результаты своего труда, работает на благо Родины; относится с уважением к чужому труду, бережет его результаты, как и свои собственные. Осознание труда ценностью, обеспечивающей благополучие Отечества, отличает Человека труда. В трудовой деятельности происходит формирование лучших нравственных качеств личности, а именно: соборность, коллективизм, доброжелательность, отзывчивость, гуманизм, миролюбие, жертвенность, совестливость, ответственность, стремление поступать по справедливости. Человек труда - это залог успехов общества, Родины, ее независимости. Такому человеку-патриоту свойственно стремление способностями и талантами служить своему народу, обществу, стране и государству, гордиться ими. Человек труда осознает Отечество как основную личностную ценность.
Современный человек, осознавая себя человеком планетарной цивилизации, идентифицирует себя, прежде всего, со своим Отечеством, культурой, страной, государством. Классическое определение Отечества звучит как -страна, отчизна, в котором человек родился и гражданином которой является. Полагаем, сегодня наиболее полным выступает понимание Отечества как страны, обладающей государственным суверенитетом, где ведущими принципами социальных отношений являются этносоциальная толерантность и гражданская ответственность личности. Следовательно, гражданственность, «идентифицируя гражданина с Отечеством, выступает базой как для самореализации ... гражданина, так и для воспроизведения на основе преемственности жизни общества и государства в целом» [7, с. 74]. Таким образом, исходя из вышесказанного правомерно утверждать, что определяющим качеством гражданина является ответственность.
Ответственность - междисциплинарная категория, не имеющая общепринятого определения. Ответственность может быть внешней (социальной) и внутренней (личностной); ретроспективной (вина за совершенные действия) и перспективной (обязанности); неосознанной (совесть) и осознанной (понимание субъектом значимости и последствий своей деятельности).
В философском смысле «ответственность» трактуется в аспекте категорий «смысл», «свобода», «совесть», «мораль» (Каган М.С., Канке В.А., Тугаринов В.П., Франкл В., Ясперс К. и др.).
Библиографический список
«С социологической точки зрения ответственность - это система, регулирующая социальные отношения на основе социальных норм, через различные формы социального контроля (общественное мнение, закон, религия и др.)» [9, с. 105].
С точки зрения психологии ответственность трактуется как психическое новообразование, базовая часть и форма демонстрации социальной активности личности. Основа для ее развития - способности изменять себя и окружающую действительность (Д.И. Фельдштейн). При этом ответственность может проявляться как ответственность за себя, других (коллектив) или общество (и государство) в целом.
Педагоги связывают ответственность с организованностью и дисциплиной; отмечают ответственность как одно из важнейших качеств личности; выделяют личную и коллективную ответственность.
Мы понимаем ответственность в качестве универсального нравственного регулятива, позволяющего личности осуществлять одобряемый социумом выбор, то есть как социально значимую ценность [10].
Педагоги-исследователи раскрывают сущность ответственности через категории «долг», «гражданственность», «гражданская ответственность», «гражданская позиция» (Ковешникова О.Т., Сухомлинский В.А. и др.) [11]. Д.В. Кириллов определяет гражданскую ответственность как способность личности воздействовать на действительность, принимать самостоятельные решения с точки зрения социальных норм и отвечать за последствия своих действий. Гражданская ответственность, таким образом, «является механизмом, регулирующим исполнение гражданином своих прав и обязанностей» [12, с. 11].
Можно утверждать, что ответственность в современном мире становится основным принципом гуманизма и патриотизма, а ответственный субъект - доминантой в ценностной картине гражданина и патриота. Патриот тяготеет к тому, чтобы быть ответственным гражданином и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность становится предпосылкой и органическим продолжением инициативной и свободной трудовой деятельности.
Следует отметить, что знания о традициях, культуре и истории своего Отечества - не равны ответственности, гражданственности и патриотизму. Нравственная, ценностно-ориентированная личностная позиция возникает не в результате внешних воздействий, а как итог организации практики, в которую он включен [13; 14].
Воспитание патриотизма, в итоге, происходит в результате интериоризации рассматриваемых духовно-нравственных социальных ценностей в процессе их присвоения. Можно утверждать, что в основе воспитания патриотизма - ответственность, гражданская активность и сознательное принятие идеалов государства и общества, выраженных в социально и личностно значимых ценностях, потребностях и убеждениях.
Следует отметить, что только в единстве присвоенные ценности отличают патриота. При этом патриотизм - это не просто совокупность сформированных ценностных отношений к ценностям «Отечество», «традиции», «труд», «ответственность» и «гражданственность», но, прежде всего, интегральная характеристика личности.
Процесс воспитания патриотизма - это не просто усвоение знаний. Знание без ценностной составляющей выступают как информация, утрачивают развивающий потенциал и целостность. Ценностная составляющая образования придает значение и смысл усваиваемым знаниям, нацеливает личность на активную деятельность в социуме, то есть на реализацию ее гражданской ответственности. Таким образом, можно утверждать, что процесс современного образования - прежде всего, присвоение духовно-нравственных ценностей, результатом чего является ценностное сознание обучающихся.
Процесс патриотического воспитания станет более результативным при наличии сформированной у личности системы ценностных отношений, ценностного сознания.
Духовно-нравственные ценности, таким образом, являются основой патриотизма, что позволяет сформулировать цель воспитательного процесса, определить его содержание и подвести к желаемому результату.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция от 08.06.2020). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ от 21 июля 2020. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728
3. Конституция Российской Федерации. Available at: http://constrf.ru/
4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Available at: http://fgos.ru/
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
6. Академик. Словари и энциклопедии на Академике. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2096/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D 1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
7. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.
8. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Информация как ценность в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 131 - 134.
9. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Ответственность как ценность: теоретический аспект. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014; № 2 (29): 104 - 108.
10. Мацефук Е.А., Разбегаева Л.П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
11. Ковешникова О.Т. Гражданственность как ориентир современного школьного образования. Современное российское образование: идеи, инновации, опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х ч. Волгоград: «Темпора», 2019; Ч. 2: 69 - 74.
12. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.
13. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Проблема формирования ценностного сознания личности обучающегося: теоретический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 283 - 285.
14. Соловцова И.А., Соловцова И.А., Сергеев Н.К. и др. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: теоретические аспекты и практика организации. Педагогическая наука и образование: история, модернизация, тенденции развития: монография. Волгоград: Перемена, 2016: 90 - 104.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya ot 08.06.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
2. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz ot 21 iyulya 2020. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728
3. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: http://constrf.ru/
4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: http://fgos.ru/
5. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
6. Akademik. Slovarii'enciklopediina Akademike. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2096/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82 %D0%B8%D0%B7%D0%BC
7. Razbegaeva L.P. Cennostnye osnovaniya gumanitarnogo obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2001.
8. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Informaciya kak cennost v obrazovatel'nom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 131 - 134.
9. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Otvetstvennost' kak cennost': teoreticheskij aspekt. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2014; № 2 (29): 104 - 108.
10. Macefuk E.A., Razbegaeva L.P. Cennostnoe otnoshenie k otvetstvennosti: suschnostnye iprocessual'nye harakieristiki. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
11. Koveshnikova O.T. Grazhdanstvennost' kak orientir sovremennogo shkol'nogo obrazovaniya. Sovremennoe rossijskoe obrazovanie: idei, innovacii, opyt: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h ch. Volgograd: "Tempora", 2019; Ch. 2: 69 - 74.
12. Kirillov D.V. Formirovanie grazhdanskoj pozicii starsheklassnikov v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.
13. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Problema formirovaniya cennostnogo soznaniya lichnosti obuchayuschegosya: teoreticheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 283 - 285.
14. Solovcova I.A., Solovcova I.A., Sergeev N.K. i dr. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v sovremennoj shkole: teoreticheskie aspekty i praktika organizacii. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: istoriya, modernizaciya, tendencii razvitiya: monografiya. Volgograd: Peremena, 2016: 90 - 104.
Статья поступила в редакцию 04.08.20
УДК 378
Rasumov V.Sh, Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Akhmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION. The article examines the formation of students' information culture in the context of digitalization of education. The paper shows that in modern society there is a need for digitalization of cultural values and the transfer of knowledge, accompanied by a number of problems: cognitive impoverishment of society; the definition of the cultural value of knowledge and its commercialization; the difficulty of separating meaningful knowledge from the aggregate information field of society for transmission to its future generations; insufficient computer security to protect knowledge; digitalization of tacit knowledge; digital divide and digital divide, etc. The authors conclude that in the Russian Federation, education information is also one of the most relevant trends of the present: the need for continuous learning is recognized, personalized educational trajectories are introduced, various e-learning tools, distance education models, etc. are being introduced everywhere.
Key words: information culture, student, digital divide, distance learning.
В.Ш. Расумов, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изучен вопрос формирования информационной культуры студентов в контексте цифровизации образования. Выявлено, что в современном обществе возникает необходимость цифровизации культурных ценностей и передачи знаний, сопровождаемая рядом проблем: когнитивным обеднением общества; определением культурной ценности знания и его меркантилизацией; трудностью выделения значимого знания из совокупного информационного поля общества для трансляции его будущим поколениям; недостаточностью компьютерной безопасности для защиты знания; цифровизацией неявного знания; цифровым разрывом и цифровым неравенством и т.п. Авторы делают вывод о том, что в Российской Федерации информатизация образования также является одним из самых актуальных трендов настоящего времени: признана необходимость непрерывного обучения, вводятся персонализированные образовательные траектории, повсеместно внедряются различные инструменты электронного обучения, модели дистанционного образования и т.д.
Ключевые слова: информационная культура, студент, цифровое неравенство, дистанционное обучение.
Отличительными особенностями современного общества являются его сетевая организация и информационно-коммуникативная направленность, что обусловливает стремительно нарастающую технологизацию социального пространства. В таком обществе понятие «информационная культура» отражает особый уровень цифровой грамотности и компетентности. Ранее человеку не требовалось умения эффективно работать с большими базами данных, вести поиск, отбирать и обрабатывать нужную информацию с использованием информационных технологий, но сегодня это все более прочно входит в общественную жизнь. Образовательная среда организаций высшего образования также претерпевает серьезные трансформации в информационном обществе, находясь под действием глобальных образовательных трендов: виртуализация образовательной среды, смешанное и дистанционное обучение, разработка моделей цифрового университета, продвижение культуры инноваций, использование «больших данных» и технологий искусственного интеллекта для оценки успеваемости и персонализации образовательных траекторий,
расширение сотрудничества между образовательными, научными и бизнес-организациями, развитие педагогики сотрудничества, распространение идеологии непрерывного образования, создание индивидуальных образовательных траекторий и т.д.
В современных исследованиях мы все чаще встречаем позицию, согласно которой проблема цифрового барьера, т.е. различия в доступе к технологиям, становится менее актуальной, а на смену ей приходит проблема цифрового неравенства - различия в благах, получаемых от использования Интернет-технологий, разрыва между уровнями владения определенными Интернет-навыками. Авторы часто описывают цифровое неравенство как расслоение общества и государства по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, и указывают, что оно преодолевается с помощью изменения ментальности граждан и социальных институтов, а также благодаря целенаправленной политике государства. Таким образом, цифровой разрыв становится социальной проблемой, которую не