Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна, Колесов Владимир Иванович, Шевченко Наталья Николаевна, Вилкова Алевтина Владимировна, Кузнецова Ирина Александровна

В статье описывается сущность формирования у обучающихся семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования. Высказывается мысль о взаимосвязи семьи как типа социального и ценностного единства людей и важности целенаправленного формирования семейных ценностей, лежащих в основе социализации личности. Утверждается, что нравственное воспитание в условиях построения непрерывного образовательного процесса нацелено на формирование семейных ценностей у обучающихся. Семейные ценности рассматриваются как многоаспектные, значимые, вневременные, постижимые, направленные на создание, сохранение и укрепление современной семьи. Определяется модель формирования у обучающихся семейных ценностей, включающая подходы, принципы, педагогические условия нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна, Колесов Владимир Иванович, Шевченко Наталья Николаевна, Вилкова Алевтина Владимировна, Кузнецова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR FORMING FAMILY VALUES IN THE THIRD MILLENNIUM UNDER THE CONDITIONS OF LIFELONG EDUCATION

The article substantiates the essence of the formation of family values among students in the third millennium in the context of lifelong education. The idea of the relationship of the family as a type of social and value unity of people and the importance of the purposeful formation of family values that underlie the socialization of the individual is carried out. It is argued that moral education in the context of building a continuous educational process is aimed at the formation of family values among students. Family values are considered as multifaceted, significant, timeless, comprehensible, aimed at forming, preserving and strengthening a modern family. A model of the students’ family values is determined, including approaches, principles and pedagogical conditions of moral education.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-2-101-16

© Анна Николаевна Смолонская1н, Владимир Иванович Колесов2, Наталья Николаевна Шевченко3, Алевтина Владимировна Вилкова4,

Ирина Александровна Кузнецова5, 2021

'Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Россия, 1ansmolonskaia@mail.ru 2Лужский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, Луга, Россия, 2vi_kolesov@mail.ru 3Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, 3kron. sh72@gmail.com 4Научно-исследовательский институт ФСИН России,

Москва, Россия,

4mavlad67@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -8441 -3440

5Академия ФСИН России, Рязань, Россия,

5kuznecovairina1980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7261-3549

© Anna N. Smolonskaia1EI, Vladimir I. Kolesov2, Natalya N. Shevchenko3, Alevtina V. Vilkova4, Irina A. Kuznetsova5, 2021

1Pushkin Leningrad State University, St Petersburg, Russia, 1ansmolonskaia@mail.ru 2Luga Institute (branch) of Pushkin Leningrad State University,

Luga, Russia, 2vi_kolesov@mail.ru 3Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia, 3kron. sh72@gmail.com 4Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russia,

4mavlad67@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -8441 -3440 5 The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Ryazan, Russia,

5kuznecovairina1980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7261-3549

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

Стратегия формирования семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

Аннотация. В статье описывается сущность формирования у обучающихся семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования. Высказывается мысль о взаимосвязи семьи как типа социального и ценностного единства людей и важности целенаправленного формирования семейных ценностей, лежащих в основе социализации личности. Утверждается, что нравственное воспитание в условиях построения непрерывного образовательного процесса нацелено на формирование семейных ценностей у обучающихся. Семейные ценности рассматриваются как многоаспектные, значимые, вневременные, постижимые, направленные на создание, сохранение и укрепление современной семьи. Определяется модель формирования у обучающихся семейных ценностей, включающая подходы, принципы, педагогические условия нравственного воспитания.

Ключевые слова: институт семьи, семья, семейные ценности, ценности, нравственное воспитание, непрерывное образование, ценностное воспитание, принципы формирования семейных ценностей, формирование семейных ценностей.

Strategy for forming family values in the third millennium under the conditions

of lifelong education

Abstract. The article substantiates the essence of the formation of family values among students in the third millennium in the context of lifelong education. The idea of the relationship of the family as a type of social and value unity of people and the importance of the purposeful formation of family values that underlie the socialization of the individual is carried out. It is argued that moral education in the context of building a continuous educational process is aimed at the formation of family values among students. Family values are considered as multifaceted, significant, timeless, comprehensible, aimed at forming, preserving and strengthening a modern family. A model of the students' family values is determined, including approaches, principles and pedagogical conditions of moral education.

Keywords: the institution of the family, family, family values, values, moral education, continuous education, value education, principles of the family values, the formation of family values.

Введение

Социально-экономические, мировоззренческие, исторические, межкультурные преобразования современного общества оказывают непосредственное воздействие на институт семьи в России. В нем отражается основополагающий аспект социальной парадигмы, включающей совокупность концепций о гражданском обществе, личности, государстве в конкретный исторический период; проявляется система ценностей и норм, обусловленных историческими, политическими, культурными, религиозными и иными факторами, оказывающими влияние на развитие семьи, ее сущность, воззрения людей, многообразие мнений, ценностные связи.

Следовательно, в условиях общественных преобразований возникла необходимость, во-первых, актуализировать исторически сложившиеся ценности семьи и традиции; во-вторых, постоянно отслеживать и анализировать тенденции их развития, изменения, особенности современной семейной парадигмы; в-третьих, организовы-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

вать методическое обеспечение подготовки педагогов и родителей к развитию у обучающихся семейных ценностей в условиях непрерывного образования в качестве достояния семьи, личности и общественной среды.

Основная часть

Семья представляет собой наиболее значимую социальную общность, адаптационно преобразующуюся малую социальную группу, активно влияющую на развитие и присвоение ценностных, социальных, духовных, нравственных установок личности.

На первый взгляд в семье, с точки зрения социальной общности, в меньшей степени присутствует необходимость существенных преобразований. В связи с этим внешние условия зачастую приводят к усугублению ее внутренних проблем, к модификации семейного образа жизни1. Ценности и традиции семьи претерпевают значительные изменения во всех брачно-семейных сферах. Соответственно, появляется проблема не «отцов и детей», а отсутствия преемственности между поколениями2. В то же время именно в рамках семьи у молодого поколения формируются понятия о значимых целях жизни, идеалах, этических ценностях, проявляются способности их практического применения в коммуникации с социальным окружением.

Важно понимать, что воспитание семейных ценностей у молодежи происходит в ситуации преобразования института семьи в контексте глобальных мировых дилемм и вызовов, в том числе при наличии противоречащих концепций и взглядов на организацию семейной жизни3. Семья является важным источником жизнедеятельности человека. Современные условия демонстрируют существующее противоречие между фактическим разрушением семейных ценностей, приводящим к распаду ячейки общества, и необходимостью ее сохранения, формирования осознания значимости семьи на основе наследия и традиций.

Становление и успешность личности находятся в зависимости от «включенности» ее внутренней природы в окружающий социальный мир, от их взаимодействия. В связи с этим особую важность приобретает непротиворечивость индивидуальных и социальных интересов, что значимо как для общественного развития, так и для благополучия человека4.

Так, в ст. 114 п. 1 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) поясняется, что «Правительство Российской Федерации <...> обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентирован-

1 Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.

2 Савинов Л. И. Семьеведение. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000. - 196 с.

3 Рогова А. М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): дис. ... канд. социол. наук. - Санкт-Петербург: Типография «Восстания-1», 2009. - 197 с.

4 Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск: [б. и.], 2003. - 252 с.

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

ной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.. ,»\

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в условиях непрерывного образования формирование семейных ценностей в дошкольном детстве важно приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, организуя воспитательно-образовательный процесс на «основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»2. Дальнейшее школьное обучение, воспитание и социализацию ориентируют на личностные характеристики ребенка: в начальной школе - это обучающийся, «уважающий и принимающий ценности семьи и общества»3; в основном общем образовании - «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи»4; в среднем общем образовании - «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи», а также ответственно относящийся к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни5; в условиях высшего образования общепрофессиональная компетенция педагогической направленности готовит человека, способного осуществлять «духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей»6

Категория «нравственное воспитание» в педагогическом аспекте рассматривается с позиции формирования у воспитанников нравственных установок, ценностей, отношений, устремлений и включает такие понятия, как моральная деятельность и

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 23.08.2020).

2 Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (редакция от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_do.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

3 Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/11/20/fgos_noo.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

4 Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1:0 (дата обращения: 15.08.2020).

5 Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (редакция от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». -URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0 (дата обращения: 15.08.2020).

6 Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71797858/ (дата обращения: 15.08.2020).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная личностная нрав-ственность1.

Таким образом, данный аспект воспитания в контексте преемственности построения модели целостного образовательного процесса актуализирует значимость и всевозрастающую потребность формирования у обучающихся семейных ценностей, а также подготовку и научно-методическое обеспечение педагогов и родителей на правах представителей института семьи, оказывающих первостепенное личностное влияние.

Методологической базой для исследования феномена семьи, ценностей, идеалов служат: аксиологический подход в изучении ценностных, государственно-правовых взаимоотношений семьи (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Т. Т. Щелина и др.); антропологический подход в изучении человека (объединение индивидуального и общественного в супружеских отношениях) (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.); компетентностный подход с позиции обладания познанием и жизненным опытом (И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, А. К. Маркова, Дж. Равен, А. В. Хуторской и др.); психолого-педагогические подходы к воспитанию и развитию семейных ценностей (Ш. А. Амонашвили, А. А. Бодалев, Т. А. Куликова, А. Н. Леонтьев, А. Г. Лидерс, А. С. Макаренко, В. С. Мухина, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.).

Отметим наиболее значимые категории изучения проблемы формирования семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования, поскольку анализ научных источников показывает наличие разных подходов к данному вопросу.

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова семья определяется как «группа живущих вместе близких родственников»2.

Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров представляют семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью, выполняющую наиболее значимые общественные функции: воспроизводство населения, бытовые, экономические, воспитательные, социальные, психотерапевтические3.

Согласно А. И. Антонову и В. М. Медкову, семья представляет собой общность людей, основанную на супружеском союзе и родственных связях, объединенную общей деятельностью и осуществляющую репродуктивную функцию, преемствен-

1 Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - Москва: ИЭТ, 2013. -С. 128.

2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - Москва: Азбуковник, 1999. - С. 711.

3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 448 с.

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

ность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования ее членов1.

А. Е. Глушкова, исследуя данный вопрос с позиции аксиологии, полагает, что семья объединяет людей в некую социальную целостность, в рамках которой общечеловеческие ценности (в процессе их отображения и осуществления) принимают направленность семейных ценностей, раскрывающих ее функциональное значение. Это значение связано с наличием общественных ценностей и предполагает их трансляцию: передачу опыта, знаний, традиций; рождение и воспитание детей; формирование престижа материнства и отцовства; обустройство семейного быта; поддержа-

2

ние нравственного климата семьи, организацию семейного досуга .

Категория ценности, рассматриваемая в философском, социологическом аспектах, подразумевает положительное или отрицательное значение объектов окружающей действительности для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы); по отношению к человеку они являются сферой его интересов, а для сознания выполняют роль

« 3

жизненных ориентиров в предметной и социальной действительности .

Кроме того, «ценностное воспитание», согласно С. И. Смолонскому, непосредственно связано с таким понятием, как патриотическое воспитание, что выражается в привитии чувства сильной эмоциональной привязанности к родному краю. В ходе реализации данного процесса происходит формирование нравственного и эстетического мировоззрения, а также интеллектуального потенциала, включая способности

„ 4

к активной творческой деятельности .

Рассмотрение многообразия классификации ценностей позволили С. А. Давыдову и А. М. Роговой разграничить их по основным значимым характеристикам (большие и малые, материальные блага и нравственность); по субъектной принадлежности (ценности общества, народа, нации, коллектива, индивида); по индивидуальным потребностям человека (экономические, политические, религиозные и др.)5.

И. П. Лотова с позиции системного подхода выделяет следующие типы семейных ценностей:

1 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - Москва: МГУ: Издательство Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

2 Глушкова А. Е. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. - Чита: ЗабГУ, 2011. - 149 с.

3 Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л. Ф. Ильичева и др. -Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

4 Смолонский С. И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 147-149.

5 Давыдов С. А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трансформации хозяйственной системы (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области). - Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2010. - 131 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

1) супружеские (в качестве ценностей выступают брак; равноправие / доминирование одного из супругов; половые роли в семье; межличностные коммуникации между супругами);

2) родительские (ценность представляют дети, многодетность или малодетность; воспитание и социализация детей в семье);

3) родственные (важность приобретает наличие родственников (сиблингов); взаимодействие и взаимопомощь; расширенная или нуклеарная семьи)1.

Основываясь на характерных личностных потребностях в соотношении с жизненными функциями семьи, исследователь С. П. Акутина с позиции системно-деятельностного подхода определяет семейные ценности, относящиеся к личностному самоутверждению среди ближайшего окружения; проявляющиеся в реализации потребности в отцовстве и материнстве; декларирующие стремление каждого члена семьи к любви и признанию; удовлетворяющие физиологические потребностей супругов и дающие чувства относительной стабильности и защищенности; позволяющие восполнить потребность в общении2.

Содержательно с позиции герменевтического подхода С. П. Акутиной представлено видовое многообразие наиболее значимых, доступных для понимания обучающимися, укрепляющих семью семейных ценностей:

а) абсолютные (любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда, красота, соборность);

б) духовно-нравственные и природно-географические (природные условия и ресурсы, труд);

в) общественно-государственные (Родина, гражданственность, свобода и равенство, безопасность, правда, достоинство, мир);

г) культурно-национальные, кровные (кровное родство: детство, материнство, отцовство; домашний очаг, здоровье, семейный уклад, традиции)3.

Такая классификация позволяет представить наиболее важные принципы формирования семейных ценностей у обучающихся в условиях непрерывного образования,

4

где движущими силами выступают концептуальные основы народной педагогики :

- принцип культуросообразности связан с поликультурностью и направленностью целостного образовательного процесса на отражение и воспроизведение общечеловеческих и национальных ценностей в их взаимодействии;

- принцип субъектности предполагает (на основе личностно-ориентированного подхода) развитие у обучающихся личностной позиции, подразумевающей способность нести ответственность за собственный выбор, проявление креативности, само-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Лотова И. П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе // Статистика и Экономика. - 2015. - № 5. - С. 62-66.

2 Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 51-54.

3 Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород: Отдел полиграфии АНО «МУК НГПУ», 2010. - 50 с.

4 Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Москва: Академия, 1999. - 168 с.

208 ISSN 1994-0637

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

стоятельности и инициативности, компетентности при решении жизненных ситуаций;

- принцип практико-ориентированности состоит в содержательном отборе и решении задач семейной педагогики с учетом актуальных потребностей времени, а также в формировании практических умений целесообразного использования методов в жизни;

- принцип интегративности обеспечивает межпредметные связи и актуализацию у обучающихся знаний, навыков, универсальных учебных действий, компетенций в ходе осуществления практических действий;

- принцип преемственности отражает связь прошлого с будущим через настоящее. Он подразумевает построение воспитательного процесса, нацеленного на нравственное личностное развитие обучающихся с учетом преемственности поколений; целостный воспитательный подход в семье и образовательной организации, основанный на создании ситуации успеха, формировании уверенности в себе (на базе знаний), обеспечении оптимального соотношения между семейными ценностями и задачами воспитания в личностном аспекте, укреплении семейных традиций, сходстве трудовых интересов, формировании духовной связи близких людей, единстве поколений и др.

Основные идеи, принципы позволяют определить необходимые условия формирования семейных ценностей у обучающихся. К ним можно отнести следующие: экономическое благосостояние семьи; ее состав; микроклимат; уровень культуры; образованность родителей и их профессиональный статус; отношение родителей к образованию и воспитанию детей и их профессиональной направленности; взаимная причастность близких родственников к традициям1.

Таким образом, семейные ценности выступают своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, между академическими и жизненными компетенциями - познавательными, социальными, коммуникативными, операционально -технологическими.

Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения рассматривается как процесс нравственного становления и развития представлений, компетенций о сущности семейных ценностей, отношений, ролей, традиций (в зависимости от вида семьи) в ходе социализации.

К благоприятным факторам формирования семейных ценностей в условиях непрерывного образования можно отнести следующие:

- создание в образовательной организации условий, способствующих нравственному воспитанию подрастающего поколения посредством знакомства с семьями воспитанников, а также с помощью образовательной области «Познавательное развитие», включающей раздел «Ознакомление с окружающии миром» и позволяющей раскрыть ценности семьи в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте; курса «Этика и психология семейной жизни», предназначенного для обучающихся

1 Русецка А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Москва: Принт+, 2005. - 42 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

старшего школьного возраста. Кроме того, совместная с педагогом работа, внеурочная активность, коллективное творчество, проектная деятельность («Традиции семьи», «Герб семьи», «Родословная семьи», «Семейное древо», «Родной край», «Семейный Кодекс», «Права и обязанности», «День Победы» и др.) и другие виды деятельности положительно влияют на формирование представлений о социокультурных традициях, семейных ценностях, а также способствуют ответственному отношению к родительству;

- нравственное воспитание и активную подготовку будущих педагогов к взаимодействию с участниками образовательного процесса следует осуществлять, используя психолого-педагогический, мировоззренческий, здоровьесберегающий, технологический, предметно-содержательный модули программы педагогической подготовки, а также путем введения специального курса «Семьеведение». Кроме того, необходимо уделять особое внимание педагогической, технологической (проектно-технологической) и другим видам практики формирования компетенции нравственного воспитания ценностей семьи на основе базовых национальных ценностей;

- активное взаимодействие образовательной организации с родителями: привлечение их к воспитательно-образовательному процессу через сайт класса (группы), образовательного учреждения, интерактивное взаимодействие с педагогом; создание «Родительского клуба» и планирование мероприятий с детьми, педагогом, другими специалистами и социальными партнерами образовательной организации; участие в совместной с детьми проектной, внеурочной деятельности;

- научно-методическое обеспечение педагогов в контексте нравственного воспитания и формирования у обучающихся семейных ценностей: внедрение передовых педагогических технологий, создание в организации культурного пространства для социализации личности, успешного воспитания духовных, нравственных, семейных ценностей на основе информационного, коммуникативного, делового взаимодействия с социумом.

Выводы

Формирование семейных ценностей и семейных отношений у обучающихся в условиях непрерывного образования нацелено на воспитание их как семьянинов, повышение уровня психолого-педагогической культуры, информационно -коммуникационной компетентности участников образовательного процесса, создание благоприятных условий для личностного развития.

Семейные ценности представляют собой сущностные, наиболее значимые показатели материальных и нематериальных объектов, нравственные идеалы, связанные с жизнью, нацеливающие на создание благополучной семьи.

Абсолютные, духовно-нравственные, общественно-государственные, культурно-национальные, кровные ценности семьи являются наиболее важными. Они способствуют созданию, сохранению, укреплению института семьи.

Формирование семейных ценностей у обучающихся включает основополагающие подходы семейного воспитания, нравственного воспитания и социализации обучающихся.

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

Список литературы

Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно--нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). - С. 51-54.

Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород: Отдел полиграфии АНО «МУК НГПУ», 2010. - 50 с.

Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - Москва: МГУ: Издательство Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Москва: Академия, 1999. - 168 с.

Глушкова А. Е. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. - Чита: ЗабГУ, 2011. - 149 с.

Давыдов С. А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трансформации хозяйственной системы (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области). - Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2010. - 131 с.

Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). -Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 448 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 23.08.2020).

Лотова И. П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе // Статистика и Экономика. - 2015. - № 5. - С. 62-66.

Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - Москва: ИЭТ, 2013. -268 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://nsportal.ru/sites/default/tiles/2019/11/20/fgos_noo.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (редакция от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». -URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70188902/paragraph/2034:0 (дата обращения: 15.08.2020).

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (редакция от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». -URL: https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_do.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». -URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1:0 (дата обращения: 15.08.2020).

Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71797858/ (дата обращения: 15.08.2020).

Рогова А. М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): дис. ... канд. со-циол. наук. - Санкт-Петербург: Типография «Восстания-1», 2009. - 197 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

Русецка А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Москва: Принт+, 2005. - 42 с.

Савинов Л. И. Семьеведение. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000. -196 с.

Смолонский С. И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 147-149.

Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск: [б. и.], 2003. - 252 с.

Философский энциклопедический словарь / под редакцией Л. Ф. Ильичева и др. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

References

Akutina S. P. Semeinyi uklad v vospitanii dukhovno-nravstvennykh tsennostei shkol'nikov [Family way in education of spiritual-moral values of schoolboys]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin], 2009, no. 2 (59), pp. 51-54.

Akutina S. P. Formirovanie u starsheklassnikov semeinykh dukhovno-nravstvennykh tsennostei vo vzaimodeistvii sem'i i shkoly [The formation of family spiritual and moral values among high school students in the interaction of family and school: abstract Dr. thesis in Pedagogical Sciences]. Nizhnii Novgorod: Otdel poligrafii ANO "MUK NGPU", 2010. 50 p.

Antonov A. I., Medkov V. M. Sotsiologiia sem'i [Sociology of the family]. Moscow: MGU: Iz-datel'stvo Mezhdunarodnogo universiteta biznesa i upravleniia ("Brat'ia Karich"), 1996. 304 p.

Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Moscow: Akademiia, 1999. 168 p.

Glushkova A. E. Rol' sovremennoi rossiiskoi sem'i v formirovanii i sokhranenii sotsial'nykh tsennostei [The role of the modern Russian family in the formation and preservation of social values: Cand. thesis in Philosophical Sciences]. Chita: ZabGU, 2011. 149 p.

Davydov S. A., Rogova A. M. Formirovanie semeinykh tsennostei molodogopokoleniia vperiod transformatsii khoziaistvennoi sistemy (na primere Sankt-Peterburga i Leningradskoi oblasti) [Formation of family values of the younger generation during the transformation of the economic system (by the experience of St Petersburg and Leningrad Region)]. St Petersburg: SPbGUSE, 2010. 131 p.

Zritneva E. I., Klushina N. P. Sem'evedenie [Family studies]. Moscow: VLADOS, 2006. 246 p.

Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Iu. Slovar' po pedagogike (mezhdistsiplinarnyi) [Pedagogy dictionary (interdisciplinary)]. Moscow; Rostov-on-Don: MarT, 2005. 448 p.

Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmene-niiami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniia 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (adopted at national voting 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote 01.07.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (accessed: 23.08.2020).

Lotova I. P. Sistemnyi podkhod k izucheniiu semeinykh tsennostei v sovremennom rossiiskom obshchestve [A systematic approach to the study of family values in the modern Russian society]. Statistika iEkonomika [Statistics and Economics], 2015, no. 5, pp. 62-66.

Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh poniatii [Pedagogy: dictionary of the basic concepts]. Moscow: IET, 2013. 268 p.

Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

vyrazhenii [Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions], Moscow: Azbukovnik, 1999, 944 p,

Prikaz Minobrnauki RF ot 06.10.2009 № 373 (redaktsiia ot 31.12.2015) "Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo ob-shchego obrazovaniia " [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 06,10,2009 No, 373 (revision dated 31,12,2015) "On the approval and implementation of the federal state educational standard for primary general education"], Available at: https://nsportal,ru/sites/default/files/2019/11/20/fgos_noo,pdf (accessed: 15,08,2020),

Prikaz Minobrnauki RF ot 17.05.2012 № 413 (redaktsiia ot 29.06.2017) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniia" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17,05,2012 No, 413 (revision from 29,06,2017) "On approval of the federal state educational standard for secondary general education"], Available at: http://ivo,garant,ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0 (accessed: 15,08,2020),

Prikaz Minobrnauki RF ot 17.10.2013 № 1155 (redaktsiia ot 21.01.2019) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniia " [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17,10,2013 No, 1155 (revision from 21,01,2019) "On approval of the federal state educational standard for preschool education"], Available at: https://nouellada,mskobr,ru/files/fgos_do,pdf (accessed: 15,08,2020),

Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 (redaktsiia ot 31.12.2015) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniia " [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17,12,2010 No, 1897 (revision from 31.12.2015) "On approval of the federal state educational standard for basic general education"], Available at: http://ivo,garant,ru/#/document/55170507/paragraph/1:0 (accessed: 15,08,2020),

Prikaz Minobrnauki RF ot 22.02.2018 № 121 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniia - bakalavriat po napravleniiu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 22,02,2018 No, 121 "On approval of the federal state educational standard for higher education - Bachelor's training programme 44,03,01 Pedagogical education"], Available at: https://www,garant,ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (accessed: 15,08,2020),

Rogova A, M, Analiz sotsial'nykh faktorov formirovaniia semeinykh tsennostei sredi molodogo pokoleniia (na primere Sankt-Peterburga i Leningradskoi oblasti) [Analysis of social factors for the formation of family values among the younger generation (by the experience of St Petersburg and Leningrad Region): Cand, thesis in Sociological Sciences], St Petersburg: Tipografiia "Vosstaniia-1", 2009, 197 p,

Rusetska A, M, Formirovanie kul'turnykh tsennostei u rebenka vpol'skoi sem'e [The formation of the child's cultural values in a Polish family: abstract Dr, thesis in Pedagogical Sciences], Moscow: Print+, 2005, 42 p,

Savinov L, I, Sem'evedenie [Family studies], Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 2000, 196 p,

Smolonskii S, I, Tsennostnoe otnoshenie k sotsial'noi deistvitel'nosti kak pedagogicheskaia problema [The value-based attitude to social reality as a pedagogic problem], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma State University, Series: Pedagogy, Psychology, Sociokinetics], 2015, vol, 21, no, 3, pp, 147-149,

Fedulova A, B, Sem'ia i semeinye tsennosti: filosofsko-aksiologicheskii analiz [Family and family values: philosophical and axiological analysis: Cand, thesis in Philosophical Sciences], Arkhan-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, НАУКИ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

gel'sk, 2003. 252 p.

Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary; ed. by L. F. Il'ichev at al.]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1983. 840 p.

Для цитирования: Смолонская А. Н., Колесов В. И., Шевченко Н. Н., Вилкова А. В., Кузнецова И. А. Стратегия формирования семейных ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. -2021. - № 2 (101). - С. 202-215. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-2-101-16

For citation: Smolonskaia A. N., Kolesov V. I., Shevchenko N. N., Vilkova A. V., Kuz-netsova I. A. Strategy for forming family values in the third millennium under the conditions of lifelong education. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 2 (101), pp. 202-215. https://doi.org/ 10.23859/1994-0637-2021-2-101-16

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Сведения об авторах

Анна Николаевна Смолонская / Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педаго-Anna N. Smolonskaia гики и педагогических технологий, ansmolon-

skaia@mail.ru, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (д. 10, лит. А, Петербургское шоссе, 196605 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Россия) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the department of pedagogy and pedagogical technologies, ansmolonskaia@mail.ru, Pushkin Leningrad State University (10, lit. A, Peterburgskoe sh., 196605 St Petersburg, Pushkin, Russia).

Владимир Иванович Колесов / Заслуженный работник Высшей Школы Российской Vladimir I. Kolesov Федерации, доктор педагогических наук, профессор,

кандидат экономических наук, академик РАЕ, vi_kolesov@mail.ru, Лужский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина (д. 52, лит. А, пр-т Володарского, 188230 г. Луга, Россия) / Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Candidate of Economic Sciences, member of Russian Academy of Natural History, vi_kolesov@mail.ru, Luga Institute (branch) of Pushkin Leningrad State University (52, lit. А, Volodarskiy pr., 188230 Luga, Russia).

А. Н. Смолонская, В. И. Колесов, Н. Н. Шевченко, А. В. Вилкова, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И. А. Кузнецова. Стратегия формирования семейных НАУКИ

ценностей в третьем тысячелетии в условиях непрерывного образования

Наталья Николаевна Шевченко / Natalya N. Shevchenko

Алевтина Владимировна Вилкова / Alevtina V. Vilkova

Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузнецова/

Irina A. Kuznetsova

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего и профессионального образования, kron.sh72@gmail.com, Петрозаводский государственный университет (д. 33, пр-т Ленина, 185910 г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the department of theory and methodology of general and vocational education, kron.sh72@gmail.com, Petrozavodsk State University (33, Lenin pr., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia).

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника, https://orcid.org/0000-0001-8441-3440, mav-lad67@mail.ru, Научно-исследовательский институт ФСИН России (д. 15а, стр. 1, Нарвская ул., 125130 Москва, Россия) / Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, deputy director, https://orcid.org/0000-0001-8441-3440, mavlad67@mail.ru, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (15а, str. 1, Narvskaya ul., 125130 Moscow, Russia).

Старший преподаватель, подполковник внутренней службы, https://orcid.org/0000-0002-7261-3549, kuzne-covairina1980@mail.ru, Академия ФСИН России (д. 1, Сенная ул., 390000 г. Рязань, Россия) / Senior lecturer, lieutenant colonel of internal service, https://orcid.org/0000-0002-7261-3549, kuznecovairina1980@mail.ru, The Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia (1, Sennaya ul., 390000 Ryazan, Russia).

Статья поступила в редакцию 12.10.2020; одобрена после рецензирования 10.11.2020; принята к публикации 18.11.2020.

The article was submitted 12.10.2020; аpproved after reviewing 10.11.2020; аccepted for publication 18.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.