УДК 316.752 001: 10.22394/2071-2367-2023-18-3-177-197
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
АЛЕКСЕЕНОК Анна Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальных технологий, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл,ул. Октябрьская, д. 12,
e-mail: [email protected]
НАЛИВАЙКО Ксения Валерьевна, аспирант кафедры социологии и социальных технологий, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 12, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье затрагивается важная для современного российского общества проблема -патриотическое воспитание студенческой молодежи. Решая данный вопрос, необходимо рассматривать указанную область, учитывая при этом различные аспекты на данном этапе становления государства, а именно: уровень патриотизма и патриотических чувств в студенческой среде, основные источники знаний о своей Родине, визуализацию молодежью ее образа, выявление наиболее памятных мероприятий, заставляющих в большей степени молодых людей гордиться своей страной. Цель работы заключается в эмпирическом обосновании необходимости патриотического воспитания современной студенческой молодежи как важного постулата духовного возрождения нации.
Термин «патриотизм» затрагивается во многих фундаментальных науках, в связи с чем каждый ученый трактует его по-своему. Однако в основе любого утверждения лежит следующий базис: патриотизм - это гордость за свою Родину, за ее успехи на политической арене, а также за победы на спортивном, научном поприще, активная гражданская позиция, самоотверженность и преданность своему государству в случае возникшей для него опасности, осознанная и всепоглощающая любовь к своему народу, его культурным особенностям и традициям. Доказательством вышесказанного являются результаты социологического исследования, проведенного на кафедре «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС на тему «Патриотическое воспитание молодежи». Данное исследование затрагивало такие категории, как «патриотизм», «патриотическое воспитание», «образ Родины», «национальный дух», «историческая память», «национальная идентичность». Резюмировано, что патриотическое воспитание студенческой молодежи складывается из различных составляющих, но первостепенным является ее осознанная позиция и те знания о Родине, которые были заложены и продолжают закладываться в ее сознании на различных ступенях развития личности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, образ Родины, студенческая молодежь, национальная идентичность.
Цит.: Алексеенок А.А., Наливайко К. В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: социологический анализ// Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - № 3. - С. 177-197.
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
ALEKSEENOK A. A., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Technologies, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
NALIVAIKO K.V., Postgraduate student of the Department of Sociology and Social Technologies, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
Abstract The article touches upon an important problem for modern Russian society - the patriotic education of student youth. Solving this issue, it is necessary to consider this area, taking into account various aspects at this stage of the formation of the state, namely: the level of patriotism and patriotic feelings among the students, the main sources of knowledge about their homeland, the visualization of its image by young people, identifying the most memorable events that make more young people are proud of their country.
The purpose of the work is to empirically substantiate the need for patriotic education of modern student youth as an important postulate of the spiritual revival of the nation.
The term "patriotism" is mentioned in many fundamental sciences, in connection with which each scientist interprets it in his own way. However, any statement is based on the following basis - pride in one's Motherland, its success in the political arena, as well as victories in the sports and scientific fields, active citizenship, selflessness and devotion to one's state in the event of a danger that has arisen for it, conscious and all-consuming love to its people, its cultural characteristics and traditions.
The proof of the above is the results of a sociological study conducted at the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA on the topic "Patriotic education of youth". This study covered such categories as "patriotism", "patriotic education", "image of the Motherland", "national spirit", "historical memory", "national identity".
It is summarized that the patriotic education of student youth consists of various components, but its conscious position and the knowledge about the Motherland that were laid and continue to be in its mind at various stages of personality development are paramount.
Keywords: patriotism, patriotic education, image of the Motherland, student youth, national identity.
For citations: Alekseenok, A.A., Nalivaiko, K.V. (2023) Patriotic education of student youth: sociological analysis // Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue3. - P.177-197.
Введение
Патриотизм является неотъемлемой составляющей гражданского сознания представителей любого государства. От уровня патриотизма граждан зависит внутренняя культура страны, устойчивость традиций, самобытности и исторической памяти ее населения, прочность устоев, суверенитет и независимость ее по отношению к остальным государствам. Особенно важно развивать патриотизм у представителей молодого поколения, так как именно молодежь является будущим страны, от нее зависит перспектива государственного развития и сохранение национального духа, исторической самобытности, национальной идентичности в перспективе. Поэтому президент страны Владимир Владимирович Путин в своих обращениях неоднократно поднимал тему патриотизма. «Патриотизм - это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить, но можно создать условия для того, чтобы молодой особенно человек понимал и дорожил. Понимал, где мы живем, и дорожил тем, что ему досталось от своих родителей, от своих дедов, прадедов. Это все должно быть в нашей душе». В настоящее время воспитанию патриотизма уделялось недостаточное количество времени и внимания. Как показали события последнего времени, современное российское общество столкнулось с проблемой оскорбления национального российского духа и с принижением достоинств и побед великого российского народа. Проводимые на кафедре «Социологии и социальные технологии» многочисленные исследования молодежи как социальной группы с изучением ее внутреннего мира, ценностных и мировоззренческих установок, мотивационных предпочтений помогают быть в курсе того, что движет в настоящее время поведением представителей молодого поколения, делать прогнозы относительно их поведенческих практик в ближайшей перспективе.
Исследования воспитания патриотизма современной студенческой молодежи были проведены в сложный для страны период, когда она столкнулась с противостоянием российской национальной культуре, национальному русскому духу, традиционным ценностям. В данной связи необходимо подчеркнуть, что патриотизм является тем базисом, который не только определяет жизненную стратегию молодежи, но и является твердой основой, ограждающей молодежь от всевозможных разрушающих идеологических убеждений и информационных атак, подрывающих национальную культуру и пытающихся осквернить и принизить подвиг наших предков, веками проливаю-
щих кровь за самобытность, суверенитет и нерушимость наших границ и государственного устройства. Всё вышесказанное обусловливает острую потребность в возрождении духовных основ, национального самосознания и идентичности, поднятии патриотического настроения, а также в воспитании патриотизма у студенческой молодежи.
Теоретическая основа исследования
Полипарадигмальность заявленной темы обусловила целесообразность классификации литературных источников по нескольким направлениям.
Комплексный социологический анализ молодежи как социальной группы проводят такие известные ученые, как М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, В. А. Луков и др. [2, 3].
Ценностные ориентации, мотивационные установки и поведенческие практики молодежи исследуют в своих работах такие ученые, как Ю. А. Зубок, Н. В. Захаров, В. И. Чупров, Г. Б. Кошарная и др. [4, 5, 6].
Исследования патриотизма в российском обществе и воспитания его у молодого поколения проводят М. М. Акулич, А. Н. Вырщиков, Е. В. Ануфриева, А. Г. Санина, Ю. В. Дорохова, Н. В. Проказина, П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, Ю. В. Каира и др. [7, 8, 9, 10, 11, 13].
Во многих фундаментальных науках принято характеризовать патриотизм как гордость за свою Родину, ее успехи на политической арене, а также победы на спортивном, научном поприще, активную гражданскую позицию, самоотверженность и преданность своему государству в случае возникшей для него опасности, осознанную и всепоглощающую любовь к своему народу, его культурным особенностям и традициям. Важным аспектом проявления патриотизма в студенческой среде будет являться осознанная позиция молодых людей и те знания о Родине, которые были заложены и продолжают закладываться в их сознании на различных ступенях развития как зрелой личности.
Вышеуказанное необходимо закладывать в современной молодежи путем транслирования знаний о своей Родине, исторических событиях, победах на спортивной и научной арене, развивая патриотическую культуру на многочисленных уровнях образования путем приобщения молодых людей к установкам, традициям и правилам, присущим настоящему патриоту своей страны.
Эмпирическая основа исследования
Материал данной работы основан на результатах эмпирического социологического исследования «Патриотическое воспитание молодежи», проведенного на кафедре «Социология и социальные техноло-
гии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в октябре 2022 года [1]. Метод исследования - анкетирование студентов вузов и колледжей города Орла с использование платформы «Ян-декс.Формы». Опрошено 652 респондента. Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Средняя ошибка выборки не превышает 3 %.
В рамках социологического исследования затрагивались такие вопросы, как патриотизм, патриотическое воспитание, образ Родины, национальная идентичность. Выявлены корреляционные особенности патриотизма студенческой молодежи в зависимости от пола и формы обучения.
Результаты исследования
Изучение проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи следует начать с определения числа молодых людей, считающих себя патриотами. Региональные социологические исследования, проводимые на кафедре социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, показывают, что более 90 % опрошенных отвечают положительно на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?». Из этого следует, что быть патриотом в настоящее время среди молодежи считается престижно и популярно. Так как патриотизм становится устойчивой ценностью современной студенческой молодежи, то необходимо провести анализ патриотизма ближайшего окружения современной молодежи как тех, кто оказывает непосредственное влияние на ценностные ориентации и мировоззренческие установки данной социальной группы. Несмотря на то что около 75 % респондентов отмечают, что уровень патриотизма в их близком окружении находится на высоком уровне, тот факт, что почти треть опрашиваемых говорят, что уровень патриотизма среди родственников, друзей и знакомых находится на достаточно низком уровне, является достаточно тревожным и требует подробного изучения.
Затрагивая такую фундаментальную проблему, как патриотическое воспитание молодого поколения, необходимо исходить из точного, ясного и актуального на данный период времени толкования понятий «патриотизм» и «патриот». Целью следующего вопроса было выяснить, что в первую очередь подразумевают представители студенческой молодежи, когда называют себя патриотами (рис. 1).
Респондентам предлагалось выбрать три наиболее подходящих, на их взгляд, характеристики, по которым человека можно считать истинным патриотом своей страны.
Гордиться своей страной, ее достижениями в науке, культуре, спорте
Защищать свою Родину в случае опасности
Знать и соблюдать традиции своего народа
Прививать гражданские и общечеловеческие ценности своим детям
Активно участвовать в общественной жизни
Связывать свое будущее и будущее своих детей со своей страной
Честно трудиться на благо государства
Конструктивно критиковать власть и недостатки в стране
Интересоваться политикой, ходить на выборы
Не уклоняться от воинской обязанности
Другое
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 1 - «Что для Вас значит быть настоящим патриотом?», % Figure 1- "What does it mean to you to be a true patriot?", %
Из рисунка видно, что самым популярным стал ответ «Гордиться своей страной, ее достижениями в науке, культуре, спорте» - 74,2 %, следующим по популярности был - «Защищать свою Родину в случае опасности» - 60 %. Половина респондентов полагает, что настоящий патриот должен «знать и соблюдать традиции своего народа» -
50,8 %. Около трети студенческой молодежи считает, что истинный патриот должен прививать гражданские и общечеловеческие ценности будущему поколению - 27,6 %, принимать активное участие в общественной жизни страны - 27 %, Каждый четвертый респондент считает, что настоящий патриот должен связывать свое будущее и будущее своих детей со своим государством - 24,7 %, а также честно трудиться для благополучия своей страны - 22,7 %. Среди прочих характеристик истинного патриота своей страны респонденты выделяли активную гражданскую позицию, политическую активность, гордость своей историей и своим народом.
Из ответов респондентов следует, что молодые люди определяют патриота как гражданина, любящего свою страну с ее богатствами, традициями, гордящегося достижениями в различных областях науки, культуры, спорта, принимающего активное участие в общественной жизни государства, всевозможных политических вопросах и т. д. Также хотелось сделать акцент на возросшей ответственности студенческой молодёжи перед своей страной. Такой вывод следует констатировать, опираясь на следующие ответы респондентов: защищать свое государство в случаях возросшей опасности; воспитывать подрастающее поколение, опираясь на общечеловеческие и гражданские ценности; честно трудиться, а также не уклоняться от воинской обязанности. Изложенные данные указывают на положительную динамику понимания важности и серьезности анализируемого термина «патриот», а также готовности в случае необходимости с достоинством проявить присущие патриоту черты.
Ответы на вопрос о том, что в наибольшей степени вызывает подъем патриотических чувств, были проанализированы в зависимости от пола респондента. Результаты корреляционного анализа представлены на рис. 2.
Почти половина респондентов женского пола отмечают, что в наибольшей степени подъему патриотических чувств способствует проявление солидарности, взаимной поддержки и единение граждан в различных ситуациях (48,3 %), героические действия россиян (44,5 %), а также выделяют успехи вооруженных сил нашей страны (47,8 %). Стоит отметить, что мужская часть опрошенных тоже в большинстве ответов указывает на результаты Российской армии (42,9 %), а также выделили героические действия россиян (34,9 %).
¿1
12
Другое -1,2 Санкционная политика в
отношении нашего...
Не испытываю патриотических чувств
Боль и обида за страну в случае ее неудач
Современные достижения в области искусства
Проведение культурно-досуговых мероприятий
Проведение в нашей стране междун ар одных...
Спортивные успехи наши страны
Научные и технические достижения.
Укрепление экономики нашей страны
Рост политического влияния РФ
Героические действия россиян
Проя вление солидарности, поддержки и единения
Успехи Вооруженных Сил нашей страны
-1 „ 10,3 13,3
I
I 12,3
I
9,1
4,4 2,8
I
4 4,8
17
20,3
20
40
60
80
100
0
Рисунок 2 - Причины, в наибольшей степени вызывающие подъем патриотических чувств в зависимости от пола респондентов, %
Figure 2 - The reasons that most cause the rise of patriotic feelings, depending on the gender of the respondents,%
Выбор данных вариантов ответа обусловлен особой социально-политической ситуацией, происходящей в мире и стране. Помимо указанного варианта, от респондентов-мужчин были получены следующие: рост политического влияния Российской Федерации (42,1 %), укрепление экономики нашей страны (40,1 %). Среди менее популярных около трети опрошенных женщин и мужчин выделили, что для подъема патриотических чувств им необходимо знать о научных, технических и спортивных успехах наших соотечественни-
ков и страны в целом. Следует сказать, что в особенности все респонденты были солидарны в следующих утверждениях: «Проведение в нашей стране международных мероприятий» - данный вариант ответа выбрали около 20 %, «Боль и обида за страну в случае ее неудач» -приблизительно 12 %. Стоит отметить, что всего 4,4 % молодых людей сослались на то, что не испытывают патриотических чувств. Все вышеизложенные данные исследования наталкивают на вывод, что указанные респондентами ответы в большей степени располагают к сопричастности произошедшим в стране изменениям и служат способом подъема патриотических чувств как у мужчин, так и у женщин.
Патриотизм не существует сам по себе, а является следствием формирования патриотического мировоззрения, результатом постоянного подкрепления данной жизненной позиции. В этой связи следующий вопрос касался основных субъектов патриотического воспитания современной молодежи (табл. 1).
Таблица 1 - Субъекты патриотического воспитания современной молодежи, % (допускалось не более трех вариантов ответа)
Table 1 - Subjects of patriotic education of modern youth,% (no more than three answers were allowed)
Субъекты патриотического воспитания %
Семья 75,3
Учебные заведения 62,1
СМИ 31,7
Молодежные объединения, общественные организации 30,8
Органы государственной власти 27,3
Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны локальных войн и боевых конфликтов 20,6
Друзья, близкое окружение 20,6
Армия 13,8
Другое 1,5
В таблице продемонстрировано, что патриотическое воспитание должно исходить в первую очередь из семьи, так полагает две трети респондентов - 75,3 %. Именно в семье закладываются представления ребенка о его Отечестве, предках, достижениях, которые имели представители его рода. Со страниц семейных фотоальбомов, из историй, рассказанных представителями старших поколений, ребенок
узнает об истории своей семьи, о достижениях предков, судьбах его родных и близких. Именно в раннем возрасте у ребенка закладывается уважение и почитание их светлой памяти. Помимо семьи, патриотическим воспитанием молодого поколения должны заниматься представители учебных заведений - 62,1 %. Это связано с тем, что педагоги и наставники должны выполнять не только образовательную, но и воспитательную, просветительную, мировоззренческую функции. Именно учителя и педагоги, которые часто являются для ребенка референтной группой, часто оказывают значительное влияние на формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, внутреннего мира подрастающего поколения. Остальные субъекты патриотического воспитания не оказывают такого сильного влияния на формирование патриотизма, как семья и школа. Нельзя не отметить в современном информационном обществе значение такого источника информации, как СМИ. В то же время отсутствие цензуры и частое искажение представляемой информации обусловили то, что данный источник выделили менее трети опрошенных - 31,7 %. Опрос проводился в октябре 2022 года, то есть по прошествии восьми месяцев после начала освободительной операции, проводимой на Украине Российской армией, и за это время значительно возрос уровень доверия студентов к молодежным объединениям и общественным организациям, органам государственной власти, которые в качестве субъектов патриотического воспитания указали около трети респондентов (30,8 % и 27,3 % соответственно). Вырос за это время интерес молодежи и к людям, которые принимали непосредственное участие в различных боевых действиях, отстаивая интересы своего Отечества и его граждан. Как субъектов патриотического воспитания данную категорию воспринимает каждый пятый респондент (20,6 %). Необходимо отметить также повышение доверия к Российской армии, представители которой стали выступать референтной группой для 13,8 % студенческой молодежи.
То, что на данном этапе развития современная молодежь идентифицирует себя как истинных патриотов своего государства, является результатом широкой просветительской работы. В данной связи следующий вопрос касался основных источников, из которых современная студенческая молодежь получает информацию о своей Родине (рис. 3).
Исходя из полученных данных, было выявлено, что основным источником получения знаний о своей Родине стали передачи и публикации в СМИ, рассказы в семье и научные книги (53,2 %, 52,8 % и 51,1 % соответственно).
Другое 0,9 Много путешествую и знаю историю Беседы со знакомыми и близкими
Беседы в коллективах на работе/учебе
Курсы в учебных заведениях Художественная литература Научные книги Рассказы в моей семье Передачи и публикации в СМИ
26,1 х
27
29,4
10
20
30
40
48,2
51,1
52,8
53,2
50
60
Рисунок 3 - Основные источники знаний о Родине, % (допускалось не более трех вариантов ответа)
Figure 3 - The main sources of knowledge about the Motherland,% (no more than three answers were allowed)
Данные ресурсы знаний выделило более половины молодых респондентов. Чуть менее популярным стал такой источник, как художественная литература, - 48,2 %. Выбор указанных ответов говорит о грамотности, начитанности и разностороннем подходе к получению достоверной информации у студенческой молодежи. Около трети опрошенной молодежи знания о Родине получают на курсах в учебных заведениях, в беседах, проводимых в школе и на работе, а также при общении со знакомыми и близкими. Около 10 % респондентов получают всесторонние знания о своей стране благодаря путешествиям. То, что лишь незначительная часть респондентов выделила среди источников получения знаний о Родине курсы, читаемые в процессе обучения, говорит о том, что при формировании рабочих программ по читаемым в колледжах и вузах учебным дисциплинам данный аспект, к сожалению, был упущен. Это свидетельствует о том, что необходимо обратить особое внимание преподавателей данных учебных заведений на формирование исторической памяти, патриотизма у студенческой молодежи в ходе ведения образовательного процесса.
0
Формирование образа Родины является неотъемлемой частью патриотического воспитания современной студенческой молодежи. В данной связи респондентам был задан вопрос о том, какие наиболее важные ассоциации возникают у них при представлении образа Родины (табл. 2).
Таблица 2 - Гендерные особенности ассоциативного восприятия образа Родины современной студенческой молодежи, %
Table 2 - Gender features of the associative perception of the image of the Motherland of modern students, %
Ассоциации Пол
мужской женский
Ощущение единства со своим народом 38,1 41,8
Картины исторических событий 30,6 44,8
Образ матери 36,5 36,5
Детские воспоминания 32,9 36,3
Борьба с врагами Родины 36,1 26,2
Язык, на котором я думаю 30,6 28,5
Образы национальных героев 25,4 21,3
Мифологические, культурные образы 19,4 20,3
Образ руководителя страны 19,0 17,5
Образы и картинки в книгах по истории 16,3 18,0
Наиболее дорогие картины родной природы 16,7 14,0
Религиозные образы 11,9 8,5
Другое 1,2 0,3
Как отчетливо продемонстрировано в таблице, гендерные особенности ассоциативного восприятия образа Родины современной студенческой молодежи хоть и не дифференцированы в значительной степени, но всё же имеют некоторые отличия. Так, в ряду ассоциаций, в основе которых превалирует эмоциональный компонент, число респондентов женского пола преобладает над мужским: «Картины исторических событий» (44,8 % и 30,6 % соответственно), «Ощущение единства со своим народом» (41,8 % и 38,1 % соответственно). В ответах, где превалирует рациональный компонент, респонденты женского пола уступают мужчинам: «Борьба с врагами Родины» (26,2 % и 36,1 % соответственно), «Язык, на котором я думаю» (28,5 % и 30,6 % соответственно), «Образы национальных героев» (21,3 % и 25,4 % соответственно). Примечательно, что образ матери, стоящий в ассоциативном ряду на третьем месте, не имел гендерных различий. Незави-
симо от пола, формы обучения респонденты считают, что Родина ассоциируется с их самым близким человеком - матерью. На воспитание патриотизма у студенческой молодежи не могло не наложить отпечаток такое важное историческое событие, как Победа в Великой Отечественной войне. Следующий вопрос касался степени осведомленности современной студенческой молодежи о Великой Победе нашего народа (табл. 3).
Таблица 3 - Степень осведомленности современной студенческой молодежи о Победе в Великой Отечественной войне, %
Table 3 - The degree of awareness of modern student youth about the Victory in the Great Patriotic War,%
Степень осведомленности Пол
мужской женский
Очень хорошо 16,7 17,5
Скорее хорошо 70,2 68,3
Скорее плохо 11,9 12,5
Очень плохо 1,2 1,8
Анализ ответов респондентов на данный вопрос, проведенный по полу и по формам обучения респондентов, не выявил практически никаких отличий. Большинство опрошенных студентов отметили, что знают о великом подвиге нашего народа «очень хорошо» и «скорее хорошо» (17,2 % и 69,0 % соответственно). О том, что не имеют представления об этом историческом событии, не ответил практически никто из респондентов. Это свидетельствует о почитании молодежью доблести своих предков, об уважении и гордости, которые они испытывают, проявляя интерес к данному историческому событию. Всё это положительно сказывается на духовном возрождении молодого поколения и поднятии его патриотического духа.
Следующим, непосредственно вытекающим из предыдущего стал вопрос, посвященный Дню Победы. День Победы - праздник, имеющий символическое значение для всего мирового сообщества и, конечно, для всех российских граждан. Это символ стойкости, мужества, отваги, победы над страшным врагом и тем жутким будущим, которое ждало весь советский народ. В связи с доказанной важностью указанного события студенческой молодежи предлагалось ответить на следующий вопрос: «Насколько важно, по Вашему мнению, принимать участие в
памятных мероприятиях, посвящённых Дню Победы?». В ответах на данный вопрос респонденты тоже были единодушны и практически отсутствовала корреляция по гендерному аспекту и формату обучения (табл. 4).
Таблица 4 - Важность участия в памятных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, %
Table 4 - The importance of participation in commemorative events dedicated to the Victory Day,%
Степень важности Пол
мужской женский
Очень важно 52,0 59,3
Скорее важно 41,3 36,0
Скорее не важно 4,8 3,5
Не важно 2,0 1,3
Отвечая на вопрос исследования, практически все респонденты как мужского, так и женского пола отметили важность празднования этого великого дня в истории нашего народа. Студенты выразили готовность принимать активное участие во всех мероприятиях, посвященных Дню Победы. Указанное говорит о сознательности, осознанности и трепетном отношении юного поколения к такому важному, фундаментальному событию для истории всего мирового сообщества.
Помимо Победы в Великой Отечественной войне, россияне имеют множество оснований для гордости успехами и достижениями на самых разных поприщах (рис. 6).
Абсолютное большинство опрошенных отметили, что особую гордость испытывают за историю своей страны - 95,2 %, ее великую культуру, искусство - 94 %. Подавляющее большинство молодежи гордится российской наукой и учеными - 90,2 %, российским спортом и спортсменами - 90 %. Следует отметить, что гордость молодых россиян вызывает сильная армия и военная мощь России - 86 %, а также позиция России на международной арене - 77,3 %. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что для воспитания патриотизма в нашей стране есть все основания.
Историей России
Культурой, искусством страны
Российской наукой, учеными
Российским спортом, спортсменами
Сильной армией, военной мощью страны
Позицией России на международной арене
6 98 10
13,7 22,7
ДА НЕТ
0%
50%
100%
94
90,2
90
86,3
Рисунок 6 - «Могли бы Вы сказать о себе, что гордитесь..?», %
Figure 6 - "Could you say about yourself that you are proud of ..?", %
Тот факт, что десятая часть респондентов не отметила в своих ответах достижения наших соотечественников в сфере науки и спорта (9,8 % и 10 % соответственно), свидетельствует не об отсутствие таковых, а о слабой осведомленности студенческой молодежи о данных сферах общественной жизни нашей страны. Из этого следует необходимость в процессе образования больше времени и внимания уделять достижениям наших соотечественников в данных направлениях.
Особого внимания заслуживают чувства, которые респонденты испытывают к своей Родине. Данный вопрос был открытым, и респондентам предлагалось самим сформулировать чувства, которые они испытывают по отношению к своей стране (рис. 7).
На рисунке 7 показано, что респонденты наиболее уважительно относятся к нашей Родине - 67,5 %, более половины респондентов описали свои чувства к нашей стране, как надежду и любовь (58,4 % и 56,4 % соответственно).
70 60 50 40 30 20 10 0
67,5
58,4 56,3
30,5
III I I I I I
13,3 13,1
9,1 8,4
6,9 5,3 41
4,1 1,8 1,3
SSss/Sy/S/S'S *
V <Л
У *
Рисунок 7 - Чувства, испытываемые по отношению к нашей стране, % (допускалось не более трех вариантов ответа)
Figure 7 - Feelings experienced in relation to our country,% (no more than three answers were allowed)
На рисунке 7 показано, что респонденты наиболее уважительно относятся к нашей Родине - 67,5 %, более половины респондентов описали свои чувства к нашей стране, как надежду и любовь (58,4 % и 56,4 % соответственно). Треть молодых людей выразили по отношению к нашей Родине доверие и восхищение (33,3 % и 30,5 % соответственно). Указанную динамику можно характеризовать как положительную. Несмотря на дестабилизирующую ситуацию, происходящую в мире, студенческая молодежь с особым трепетом проявляет позитивные чувства по отношению к своей Родине. В данной связи у респондентов стали проявляться такие чувства, как надежность, единство, защищенность (13,1 %; 8,4 %; 6,9 % соответственно). Несмотря на незначительную часть молодежи, испытывающую отрицательный настрой к своей стране, следует констатировать, что необходимость в воспитании патриотизма у студенческой молодежи путем транслирования знаний о своей Родине, исторических событиях, развития культурных особенностей, а также приобщения молодежи к установкам и традициям, свойственным для любящего свою страну гражданина, продолжает возрастать.
В завершении анкетного опроса на тему «Патриотическое воспитание молодежи» студентам был задан вопрос о гордости, которую молодые люди испытывают за свою страну в целом. На вопрос «Вы гордитесь Россией?» были получены следующие ответы: абсолютное большинство респондентов выразили гордость за свое Отечество -93,1 %, и лишь незначительное число (около 6 %) молодых людей ответили на поставленный вопрос отрицательно. Примечательно, что крайне отрицательный ответ не выбрал практически никто из респондентов. Указанные данные свидетельствуют о высоком уровне гордости за свою страну у представителей студенческой молодёжи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный социологический анализ патриотизма студенческой молодежи как одной из наиболее значимых категорий в современном российском обществе продемонстрировал эмпирическую обоснованность и острую необходимость становления более масштабного фундамента для патриотического воспитания студенческой молодежи.
Социологический опрос показал, что курсы, проводимые в учебных заведениях, являются в наименьшей степени источником знаний о своей стране, что говорит о плохой распространенности данного способа вовлечения молодых людей в духовную составляющую своего государства. Однако указанный ресурс является одним из наиболее действенных и информативно достигаемых, а его возможность в широком применении и на большое количество субъектов дает положительный эффект в решении исследуемой проблематики. Предлагается учесть указанный факт для реализации будущих проектов по развитию патриотического воспитания молодежи.
При исследовании многочисленных аспектов влияния различных сфер общества на становление патриотического настроения у студенческой молодежи было выявлено, что наиболее значимыми стали: знания о своей Родине, ее исторической ценности, достижения в науке, победы на спортивной арене, культурные особенности, традиции и нравы, характерные для нашей страны. Указанное порождает со стороны молодого поколения активную гражданскую позицию и желание проявлять себя гражданами и патриотами своей страны, более осознанно нести ответственность за свое государство, в случае опасности защищать его, а также взращивать новые поколения, опираясь на общечеловеческие и гражданские ценности, присущие своему народу.
Следует констатировать, что проведенное исследование напрямую указывает на положительную динамику понимания важности и серьезности анализируемого термина «патриот», а также готовности в случае необходимости с достоинством проявить присущие патриоту черты.
Библиография/References:
1. Меркулов П. А., Алексеенок А. А., Леонова О. В. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи. Информационный бюллетень социологической лаборатории : Научное издание - Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. - 64 с.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2020. - 688 с.
3. Луков В. А. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей / В. А. Луков, В. А. Луков, Н. В. Захаров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2(121). -С. 19-26.
4. Зубок Ю. А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодёжи / Ю. А. Зубок, Н. А. Селиверстова // Наука. Культура. Общество. - 2022. - Т. 28, № 4. - С. 56-74.
5. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН. -Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 360 с.
6. Кошарная Г. Б. Социальное самочувствие студенческой молодежи (региональный аспект) / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -
2020. - Т. 20, № 4. - С. 905-918
7. Акулич М. М. О системе духовно-нравственного воспитания / М. М. Акулич, И. В. Ильина // Этика и история философии : Материалы третьей международной научно-практической конференции, Тамбов, 12 ноября 2021 года. - Тамбов: Издательский дом «Державинский»,
2021. - С. 103-109.
8. Вырщиков А. Н. Воспитание личности патриота-победителя на основе духовного наследия Великой победы: вопросы теории, методологии, практики : Монография / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский,
М. Б. Кусмарцев ; Министерство просвещения Российской Федерации, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский государственный университет, Центр по изучению Сталинградской битвы. - Волгоград : Научное издательство ВГСПУ "Перемена", 2020. - 156 с.
9. Ануфриева Е. В. Идея патриотизма в системе воспитания молодежи (вместо введения) / Е. В. Ануфриева, Н. В. Дулина, Р. М. Петруне-ва // Памяти павших будьте достойны! : сборник материалов научно-практической конференции, Волгоград, 18 ноября 2021 года. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2021. - С. 6-13.
10. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России / А. Г. Санина // Социологические исследования. -2016. - № 5(385). - С. 44-53.
11. Дорохова Ю. В. Идентичность современной молодежи: практики формирования и конструирования / Ю. В. Дорохова, Н. Н. Хатнюк // Трансформация социальной структуры современного российского общества: состояние, динамика, тенденции : Социологический альманах. Материалы XIV Орловских социологических чтений, Орел, 02 декабря 2022 года / Под общей редакцией П.А. Меркулова, А.А. Алексе-енок. Том Выпуск 15. - Орел: Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, 2022. - С. 121-124.
12. Митасов П. А. Формирование массового сознания в современном информационном обществе: социологический анализ / П. А. Ми-тасов, К. В. Наливайко, А. А. Алексеенок // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2022. - № 3. -С. 108-119.
13. Проказина Н. В., Дорохова Ю. В., Хатнюк Н. Н. Историческая память о великой отечественной войне как ресурс патриотического и гражданского воспитания // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 260-271.
1. Merkulov, P., Alekseenok, A., Leonova O. (2022) Patrioticheskoe vospitanie sovremennoi studencheskoi molodezhi. Informatsionnyi biul-leten' sotsiologicheskoi laboratorii: Nauchnoe izdanie [Patriotic education of modern student youth. Newsletter of the sociological laboratory: Scientific publication]. - Orel : Srednerusskii institut upravleniia - filial RANKhiGS. - 64 p. (in Russ.)
2. Gorshkov, M., Sheregi, F. (2020) Molodezh' Rossii v zerkale sotsiologii: k itogam mnogoletnikh issledovanii [The youth of Russia in the mirror of sociology: to the results of many years of research]. - Moskva : Federal'nyi nauchno-issledovatel'skii sotsiologicheskii tsentr Rossiiskoi akademii nauk. - 688 p. (in Russ.)
3. Lukov, V. Lukov, V., Zakharov, N. (2011) Tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi v svete teorii tsennostei [Value orientations of Russian youth in the light of the theory of values] // Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta [Journal of the Orenburg State University]. - № 2(121). - P. 19-26. (in Russ.)
4. Zubok, Iu., Seliverstova, N. (2022) Smyslovye komponenty obraza bu-dushchego strany v predstavleniiakh molodezhi [Semantic components of the image of the future of the country in the minds of young people] // Nauka. Kul'tura. Obshchestvo [The science. Culture. Society.]. - T. 28, № 4. - P. 56-74. (in Russ.)
5. Zubok, Iu., Aleksandrova, O., Bulanova, M. (2022) Samoreguliatsiia v molodezhnoi srede: tipologizatsiia i modelirovanie [Self-regulation in the youth environment: typology and modeling] // Federal'nyi nauchno-issledovatel'skii sotsiologicheskii tsentr RAN [Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences]. - Belgorod: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu Epitsentr. - 360 p. (in Russ.)
6. Kosharnaia, G., Korzh, N. (2020) Sotsial'noe samochuvstvie studench-eskoi molodezhi (regional'nyi aspekt) [Social well-being of student youth (regional aspect)] // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Sotsiologiia [Journal of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology]. - T. 20, № 4. - P. 905-918. (in Russ.)
7. Akulich, M., Il'ina, I. (2021) O sisteme dukhovno-nravstvennogo vospitaniia [On the system of spiritual and moral education] // Etika i isto-riia filosofii : Materialy tret'ei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tambov, 12 noiabria 2021 goda [Ethics and history of philosophy : Proceedings of the third international scientific and practical conference, Tambov, November 12, 2021]. - Tambov: Izdatel'skii dom «Derzhavinskii». - P. 103-109. (in Russ.)
8. Vyrshchikov, A., Buzskii, M., Kusmartsev, M. (2020) Vospitanie lich-nosti patriota-pobeditelia na osnove dukhovnogo naslediia Velikoi pobedy: voprosy teorii, metodologii, praktiki : Monografiia [Education of the Personality of a Victorious Patriot on the Basis of the Spiritual Heritage of the Great Victory: Issues of Theory, Methodology, and Practice: Monograph]. -Volgograd: Nauchnoe izdatel'stvo VGSPU "Peremena". - 156 p. (in Russ.)
9. Anufrieva, E., Dulina, N. Petruneva, R. (2021) Ideia patriotizma v sis-
teme vospitaniia molodezhi (vmesto vvedeniia) [The idea of patriotism in the system of youth education (instead of an introduction)] // Pamiati pavshikh bud'te dostoiny! : sbornik materialov nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, Volgograd, 18 noiabria 2021 goda [Be worthy of the memory of the fallen! : collection of materials of the scientific and practical conference, Volgograd, November 18, 2021]. - Volgograd: Volgogradskii gosudarstven-nyi tekhnicheskii universitet. - P. 6-13. (in Russ.)
10. Sanina, A. (2016) Patriotizm i patrioticheskoe vospitanie v sov-remennoi Rossii [Patriotism and Patriotic Education in Modern Russia] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. - № 5(385). - P. 4453. (in Russ.)
11. Dorokhova, Iu., Khatniuk, N. (2022) Identichnost' sovremennoi molodezhi: praktiki formirovaniia i konstruirovaniia [Identity of modern youth: practices of formation and construction] // Transformatsiia sotsi-al'noi struktury sovremennogo rossiiskogo obshchestva: sostoianie, dina-mika, tendentsii : Sotsiologicheskii al'manakh. Materialy XIV Orlovskikh sotsiologicheskikh chtenii, Orel, 02 dekabria 2022 goda [Transformation of the social structure of modern Russian society: state, dynamics, trends : Sociological almanac. Materials of the XIV Oryol Sociological Readings, Orel, December 02, 2022]. - Orel: Srednerusskii institut upravleniia - filial RANKhiGS. - Vol. 15. - P. 121-124. (in Russ.)
12. Mitasov, P., Nalivaiko, K., Alekseenok, A. (2022) Formirovanie massovogo soznaniia v sovremennom informatsionnom obshchestve: sotsiologicheskii analiz [Formation of Mass Consciousness in the Modern Information Society: Sociological Analysis] // Izvestiia Tul'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of the Tula State University. Humanitarian sciences]. - № 3. - P. 108-119. (in Russ.)
13. Prokazina, N., Dorokhova, Iu., Khatniuk, N. (2017) Istoricheskaia pamiat' o velikoi otechestvennoi voine kak resurs patrioticheskogo i gra-zhdanskogo vospitaniia [Historical memory of the Great Patriotic War as a resource for patriotic and civic education] // Srednerusskii vestnik ob-shchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - Vol. 12. - № 3. - P. 260-271. (in Russ.)