Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2359
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корж Наталья Владимировна, Тугускина Галина Николаевна, Супиков Вадим Николаевич

Актуальность и цели. В условиях распространения современных ценностных ориентаций, направленных на прогресс, распространение инноваций, важно не забывать о духовно-нравственных ценностях. Одной их таких ценностей является патриотизм. Патриотизм как духовно-нравственная ценность личности всегда будет отражаться в ее поступках и действиях. В зависимости от ценностных ориентаций будут ставиться цели и определяться средства их достижения. В связи с этим особое значение приобретает формирование патриотического сознания молодого поколения. Материалы и методы. В качестве основных подходов использовались институциональный и структурно-функциональный, которые позволили в комплексе проанализировать значение патриотизма в ценностной структуре студенческой молодежи Пензенской области. Было проведено социологическое исследование, которое включало в себя социологический опрос методом анкетирования ( n = 360) и фокус группы ( n = 12). В качестве объекта исследования выступили студенты вузов и техникумов Пензенской области. Результаты. На основе данных проведенного исследования была проанализирована ценностная структура студенческой молодежи Пензенской области. Определено значение и роль патриотизма среди студенчества. Представлены результаты опроса среди студентов по формированию патриотического воспитания молодого поколения. Выводы. Исследование показало, что для современной молодежи патриотизм не является значимой ценностью и не рассматривается как способ консолидации российского общества. Кроме того, анализ патриотических чувств среди студенческой молодежи Пензенского региона показал, что молодые люди не могут однозначно определиться, что для них «патриотизм». Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что студенты проникаются духом патриотизма только в определенных ситуациях. Большинство студентов отмечают важность патриотической работы среди молодежи. Патриотическое воспитание является непрерывным процессом, поэтому особо важным является объединение усилий различных институтов в патриотическом воспитании молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корж Наталья Владимировна, Тугускина Галина Николаевна, Супиков Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC VALUES AS THE BASIS FOR MORAL EDUCATION OF STUDENTS

Background. In the context of the spread of modern value orientations aimed at progress, the spread of innovations, it is important not to forget about spiritual and moral values. One of these values is patriotism. Patriotism, as person’s spiritual and moral value, will always be reflected in actions. Depending on the value orientations, purposes will be set and the means of achieving them will be determined. In this regard, the formation of the patriotic consciousness of the younger generation is of particular importance. Materials and methods. Institutional and structural-functional approaches were used as the main approaches in writing the article, which made it possible to comprehensively analyze the importance of patriotism in the value structure of student youth in the Penza region. A sociological study was carried out, which included a sociological survey using the questionnaire method ( n = 360) and a focus group ( n = 12). The object of the research is the students of universities and technical schools of the Penza region. Results. Based on the study’s data, the value structure of student youth in the Penza region was analyzed. The significance and role of patriotism among students is determined. The research presents the results of a survey among students on the formation of patriotic education of the younger generation. Conclusions. The study showed that patriotism is not a significant value for today’s youth and is not considered as a way to consolidate Russian society. In addition, the analysis of patriotic feelings among student youth of the Penza region showed that young people cannot clearly define what is “patriotism” for them. The analysis of the results of the research allows us to conclude that students are imbued with the spirit of patriotism only in certain situations. Most of the students note the importance of patriotic work among young people. Patriotic education is a continuous process, therefore, it is especially important to combine the efforts of various institutions in the patriotic education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.4

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-5

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи

Н. В. Корж1, Г. Н. Тугускина2, В. Н. Супиков3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

[email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация. Актуальность и цели. В условиях распространения современных ценностных ориентаций, направленных на прогресс, распространение инноваций, важно не забывать о духовно-нравственных ценностях. Одной их таких ценностей является патриотизм. Патриотизм как духовно-нравственная ценность личности всегда будет отражаться в ее поступках и действиях. В зависимости от ценностных ориентаций будут ставиться цели и определяться средства их достижения. В связи с этим особое значение приобретает формирование патриотического сознания молодого поколения. Материалы и методы. В качестве основных подходов использовались институциональный и структурно-функциональный, которые позволили в комплексе проанализировать значение патриотизма в ценностной структуре студенческой молодежи Пензенской области. Было проведено социологическое исследование, которое включало в себя социологический опрос методом анкетирования (п = 360) и фокус группы (п = 12). В качестве объекта исследования выступили студенты вузов и техникумов Пензенской области. Результаты. На основе данных проведенного исследования была проанализирована ценностная структура студенческой молодежи Пензенской области. Определено значение и роль патриотизма среди студенчества. Представлены результаты опроса среди студентов по формированию патриотического воспитания молодого поколения. Выводы. Исследование показало, что для современной молодежи патриотизм не является значимой ценностью и не рассматривается как способ консолидации российского общества. Кроме того, анализ патриотических чувств среди студенческой молодежи Пензенского региона показал, что молодые люди не могут однозначно определиться, что для них «патриотизм». Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод, что студенты проникаются духом патриотизма только в определенных ситуациях. Большинство студентов отмечают важность патриотической работы среди молодежи. Патриотическое воспитание является непрерывным процессом, поэтому особо важным является объединение усилий различных институтов в патриотическом воспитании молодого поколения.

Ключевые слова: ценности, студенческая молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание

Для цитирования: Корж Н. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 47-57. doi:10.21685/2072-3016-2021-4-5

© Корж Н. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Patriotic values as the basis for moral education of students N.V. Korzh1, G.N. Tuguskina2, V.N. Supikov3

1,2,3Penza State University, Penza, Russia [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract. Background. In the context of the spread of modern value orientations aimed at progress, the spread of innovations, it is important not to forget about spiritual and moral values. One of these values is patriotism. Patriotism, as person's spiritual and moral value, will always be reflected in actions. Depending on the value orientations, purposes will be set and the means of achieving them will be determined. In this regard, the formation of the patriotic consciousness of the younger generation is of particular importance. Materials and methods. Institutional and structural-functional approaches were used as the main approaches in writing the article, which made it possible to comprehensively analyze the importance of patriotism in the value structure of student youth in the Penza region. A sociological study was carried out, which included a sociological survey using the questionnaire method (n = 360) and a focus group (n = 12). The object of the research is the students of universities and technical schools of the Penza region. Results. Based on the study's data, the value structure of student youth in the Penza region was analyzed. The significance and role of patriotism among students is determined. The research presents the results of a survey among students on the formation of patriotic education of the younger generation. Conclusions. The study showed that patriotism is not a significant value for today's youth and is not considered as a way to consolidate Russian society. In addition, the analysis of patriotic feelings among student youth of the Penza region showed that young people cannot clearly define what is "patriotism" for them. The analysis of the results of the research allows us to conclude that students are imbued with the spirit of patriotism only in certain situations. Most of the students note the importance of patriotic work among young people. Patriotic education is a continuous process, therefore, it is especially important to combine the efforts of various institutions in the patriotic education of the younger generation.

Keywords: values, student youth, patriotism, patriotic education

For citation: Korzh N.V., Tuguskina G.N., Supikov V.N. Patriotic values as the basis for moral education of students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4): 47-57. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-4-5

Духовно-нравственные основы формируются под влиянием ценностной структуры человека. Именно духовно-нравственные ориентации являются важным механизмом в понимании выбора поведения личностью в той или иной ситуации. Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство народа, общность его исторических судеб. Для российского общества социокультурная ценность патриотизма очевидна и является особо значимой, поскольку неоднократно в исторической ретроспективе он выступал духовной основой единения, консолидации российского общества, условием сохранения его самобытности и обеспечения особого места в мировом сообществе.

Несмотря на то что данная тематика имеет отражение в трудах многих авторов, изучение ценностного аспекта всегда имеет долю новизны, так как ценностные ориентации подвержены влиянию внешних изменяющихся условий. В настоящее время можно наблюдать переориентацию ценностных приоритетов у населения страны в связи с распространением COVID-19. Последствия пандемии оказали воздействие не только на социально-экономическую

ситуацию в стране и мире, но и на социальное самочувствие нашего населения. У многих россиян произошла переоценка ценностей. На первый план вышли проблемы безопасности и материального благополучия. Именно поэтому мониторинг ценностной структуры позволяет исследователям делать выводы о настроениях, основаниях самоопределения, критериях оценки окружающей действительности россиян. Аксиологический анализ дает возможность прогнозировать поведение людей, так как во многом деятельность личности определяется ее ценностными ориентациями. Конечно, для каждого индивида характерно наличие ценностной структуры, которая влияет на восприятие окружающей действительности. Молодое поколение в большей степени привлекает к себе повышенное внимание в силу своей особой восприимчивости и высокой социальной мобильности. В зависимости от ценностной структуры молодежь впоследствии будет проявлять определенное поведение, отстаивать определенную позицию.

Осмысление проблемы духовно-нравственной культуры отдельной личности, отдельных социальных групп, их ценностного сознания интересовало ученых в различные исторические эпохи. Особое значение исследователи уделяют патриотизму в системе духовно-нравственных ценностей. Аксиологическое содержание патриотизма проанализировано в работах С. Ю. Ивановой [1], И. А. Халий [2], Т. Н. Пиняевой [3] и др. В последнее время в социально-гуманитарных науках все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, способную консолидировать наше общество. Вопрос единения российского общества, формирования его идентичности, в том числе и гражданской, отражено в работах Л. М. Дро-бижевой [4], М. К. Горшкова [5], Л. И. Никовской [6], Л. Х. Дзахова, Т. О. Ца-хилова [7].

Важное значение в общесоциальном плане имеет факт наличия или отсутствия патриотизма у современной молодежи, ценности и мотивы которой будут иметь огромное влияние на дальнейшее развитие российского общества. В современных условиях особую роль приобретает воспитательная работа, направленная на формирование патриотического сознания. Ценность патриотизма должна выражать идеологию миролюбия, толерантности, культуры межнациональных и межпоколенческих отношений, сохранения национальных ценностей. В работах ряда отечественных социологов представлены эмпирические данные о роли патриотизма среди молодого поколения. Проблема гражданского, нравственного и патриотического воспитания молодежи отражена в работах В. В. Гаврилюк, В. В. Маленкова [8], Е. В. Прониной [9], Ю. А. Зубок [10], М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги [11], Д. Л. Константиновско-го, Г. А. Чередниченко [12, 13] и др.

Результаты исследования, проведенного среди студенческой молодежи Пензенской области в 2020 г., позволили проанализировать ценностную структуру молодых людей, а также значение ценности патриотизма для них.

Проведенное исследование вызволило выявить роль ценности патриотизма для студентов Пензенского региона, а также особенности формирования патриотических чувств. Массовый опрос показал, что независимо от ген-дерных, возрастных и других характеристик более половины опрошенных респондентов считают себя патриотами (56 %) (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» (п = 363, в процентах от числа опрошенных)

Результаты фокус-групп были противоречивы. С одной стороны, студенты характеризовали патриотизм как любовь к малой Родине, к стране в целом, уважение к традициям, истории.

Респондент Ю. (2 курс, жен.): «Патриотизм - это определенный нравственный принцип, который выражает чувство любви к нашей Родине, заботу и интерес к ней. Я считаю себя патриотом, потому что люблю и горжусь своей Родиной, ее традициями, достижениями, людьми».

С другой стороны, молодые люди в понятие «патриотизм» вкладывали оценку происходящего в стране, доверие к деятельности государственных органов.

Респондент А. (4 курс, муж.): «На мой взгляд, определение патриотизма в современном мире поменялось и, к сожалению, не в лучшую сторону. В настоящее время для большей части молодежи патриотизм совершенно не свойственен. Как показывает опыт - большое количество молодежи стремятся покинуть страну в поисках лучшей жизни за границей. Молодые люди считают, что нашей стране требуются перемены. У России есть огромный потенциал, но он не реализуется».

Такие результаты объясняются тем, что Пензенская область является дотационным регионом. Уровень развития региона отстает по сравнению с регионами-донорами. В 2020 г. ситуация в регионе обострилась с распространением коронавирусной инфекции. Среди особо пострадавших отраслей в Пензенской области оказались торговля, транспорт, строительство и предоставление услуг, в основном это мелкий и средний бизнес. Вследствие этого у большинства населения доходы резко упали, многие совсем лишились занятости. Проведенное исследование совпало с тяжелой ситуацией, сложившейся в регионе. В связи с этим у населения на первый план вышли проблемы материального характера, что отразилось и на полученных результатах.

В современном мире многие понятия подменяются, приобретают новый смысл. В связи с этим многие молодые люди испытывают затруднения в определении понятия «патриотизм». На это указывают и результаты проведенного исследования. 23 % респондентов затруднились ответить, могут ли они отнести себя к патриотам.

4 Да ■ Нет * Затрудняюсь ответить

Противоречивость патриотических чувств проявилась еще и в том, что патриотами считают себя более половины (56 %), но при этом более 65 % респондентов хотели бы уехать за рубеж. Из них 39 % опрошенных готовы уехать за границу на некоторое время с целью учебы и работы и 26 % -навсегда. Причины, побуждающие молодых людей думать о переезде, связаны в большей степени с желанием иметь более высокий уровень жизни. Так, русские студенты (48,6 %) и студенты мордовской национальности (54,5 %) ориентированы на высокий уровень жизни за границей, студенты татарской национальности хотели бы обеспечить достойную старость себе и светлое будущее для своих детей и внуков (57,9 %).

Среди современных молодых людей преобладает мнение, что патриотизм территориально не привязан. Респонденты, которые утверждают, что они патриоты, с легкостью готовы переехать в другую страну.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что только 13 % опрошенных можно считать «истинными патриотами», так как они любят свою страну и не собираются из нее уезжать. Быть патриотом, любить свою страну, пытаться сделать ее лучше очень сложно. Достаточно маленький процент респондентов к этому осознанно готов, несмотря на сложности, которые у нас происходят (например, из-за коронавирусной инфекции многие потеряли свои доходы, трудовую занятость). Остальные респонденты, участвующие в исследовании, четко не осознают свою позицию, не представляют свое будущее, чем они будут заниматься, как сложится их трудовая деятельность. Эта неопределенность не позволяет студентам глубоко понять, что для них значит их страна, их родной край. Современная молодежь склонна к риску, она достаточно мобильна, поэтому и появляется желание уехать за рубеж, посмотреть, как там живут люди.

Патриотизм представляет собой сложный феномен. Большинство исследователей рассматривают его с точки зрения таких компонентов, как когнитивный (информированность о данном явлении), эмоциональный (любовь к Родине), поведенческий (готовность действовать во благо своей Родины) и мировоззренческий (или аксиологический). Студенческая молодежь в большей степени при характеристике патриотизма проявляет эмоциональный компонент. Результаты массового опроса показали, что большинство респондентов сходятся во мнении, что патриотизм - это любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения (64 %), национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации (51 %) и приверженность к родному городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни (43 %).

Нужно отметить, что среди юношей в большей степени выражен поведенческий компонент патриотизма, чем у девушек. Так, 40,8 % мужчин и 37,7 % у женщин считают, что патриотизм представляет собой стремление трудиться для процветания своей страны. Распределение респондентов по возрастным категориям показало, что такая же тенденция характерна для студентов в младшем возрасте (15-17 лет - 39 %; 18-20 лет - 43 %). По мере взросления стремление трудиться на благо страны как проявление патриотизма падает (21-24 года - 33 %).

По результатам исследования было выявлено, что провинциальные студенты очень толерантны в отношении других народов. Так, патриотизм

как непримиримость к представителям других наций и народов выбрали всего лишь 0,8 % респондентов. Студенты считают, что мирному сосуществованию различных народов на территории нашей страны, в том числе и в Пензенской области, способствуют такие факторы, как язык и культура (71 %), родная земля (52 %) и историческое прошлое, единое государство (44 %). Анализ результатов в этническом аспекте показал, что студенты всех национальностей самым значимым фактором, объединяющим наше многонациональное государство, считают язык и культуру (русские - 73 %; татары -63,2 %; мордва - 54,5 % (для этой национальности данный фактор занимает второе ранговое место); другие национальности - 72,2 %). Важно отметить, что для студентов татарской национальности приоритетными являются родственные и дружественные связи (50 %).

Культура (36 %), историческое прошлое (42 %) - это не только объединяющие признаки, но и вызывающие гордость за страну. Размер нашей страны, ее природные богатства также являются предметом гордости для молодежи (34 %). Кроме вышеперечисленного респонденты отмечали, что в нашей стране можно много чем гордиться. Это армия, военное оснащение страны (23 %), положение России на международной арене (17 %), спортивные достижения (17 %), люди (граждане России) (17 %), достижения в социально-экономической сфере (15 %), достижения в науке (14 %) и т.д. В целом студенты гордятся тем, что живут в России (да - 32 %, скорее да, чем нет -39 %). Однако больше утвердительных ответов дали студенты в возрасте от 15 до 17 лет (44 %), юноши (38,9 %), студенты колледжа (техникума) (47 %), а также студенты низкого уровня достатка (44 %) и среднего (41 %).

Важным ресурсом, способным формировать патриотические чувства, является история и традиции. Так, среди праздников на первом ранговом месте у молодежи находится День Победы (83 %), на втором месте - День России и День защитника Отечества (37 %) и на третьем месте религиозные праздники (36 %). Проведенное исследование совпало с годом празднования 75-летия Великой Победы, что позволило выявить, насколько значимы для молодежи мероприятия, проводимые в эти дни. 2020 г. стал годом ограничений и самоизоляции. Но внимания к празднованию Победы в Великой Отечественной войне меньше не стало. Большинство респондентов, которые принимали участие в мероприятиях патриотической направленности во время обучения, выделили День Победы, «Бессмертный полк», «Вахта памяти» и другие мероприятия.

Проблеме патриотического воспитания большое внимание уделяется на государственном уровне. Для формирования патриотического сознания наших граждан разработаны программы на федеральном и региональном уровнях. Большинство студентов отмечают важность патриотической работы среди молодежи (да - 34 % респондентов; скорее да, чем нет - 39 % респондентов). Результаты массового опроса и фокус-групп показали, что важную роль в воспитании патриотизма играет семья (71 %).

Респондент А. (4 курс, муж.): «Патриотическое сознание формируется, в первую очередь, в семье. У молодого поколения должен быть четкий пример любви к Родине перед глазами».

Респондент Т. (4 курс, жен.): «Семья и ближайшее окружение оказывают сильное воздействие на личность. О любви к Родине мы узнаем в семье.

Конечно, особое значение патриотическому воспитанию уделяется в учебных заведениях. Начиная с начальных классов для учеников проводят беседы, мероприятия на тему любви к Родине».

Патриотическое воспитание является непрерывным процессом, поэтому особо важным является объединение усилий различных институтов в патриотическом воспитании молодого поколения. Конечно, основы ценности патриотизма закладываются в семье, но впоследствии данная функция возлагается на образовательные учреждения. Именно поэтому кроме семьи, как отметили респонденты, патриотическое воспитание должны осуществлять образовательные учреждения (63 %), СМИ (31 %), органы политической власти (21 %), силовые структуры (7 %).

Среди основных мероприятий, которые должны быть направлены на патриотическое воспитание, респонденты выделили следующие: знакомство с историей, культурой и ценностями страны и родного края (48 %); оборонно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия (чемпионаты, соревнования), тренировки (38 %); проведение тематических часов по воспитанию чувства гордости за свою страну (31 %), конкурсов гражданско-патрио-тического направленности (24 %), городских, областных и всероссийских конференций, форумов, круглых столов гражданско-патриотической направленности (17 %) (рис. 2).

Результаты исследования позволили сделать вывод, что в настоящее время очень важно проводить воспитательную работу по формированию патриотического сознания. Кроме того, анализ результатов показал, что современная молодежь Пензенской области достаточно активно принимает участие в патриотических мероприятиях (41 %), но остается достаточно большой процент не участвующих (48 %). Анализ данных проведенных фокус-групп позволяет сделать вывод, что современной молодежи нужны новые методы работы по воспитанию патриотических чувств. Для студентов проводимые мероприятия не должны носить принудительный характер, так как это порождает обратные чувства.

Кроме того, в рамках исследования респонденты не раз подчеркивали, что особое внимание должно уделяться истории, в частности истории Пензенского края. Нужно делать акцент на знакомстве с выдающимися людьми Пензенской обрасти (М. Лермонтов, В. Белинский, В. Ключевский, А. Куприн, А. Радищев и др.), организовывать экскурсии по музеям, посвященным им. Воспитательные мероприятия должны вызывать интерес среди современной молодежи. Если молодому человеку не интересен определенный способ формирования патриотического сознания, ему должна предоставляться альтернатива. Такой подход будет способствовать развитию национального сознания и духовно-нравственных ориентаций.

Только взаимодействие различных учреждения, их системная работа в этом направлении может дать положительный результат. Процент молодых людей, которые хотели бы жить и работать в Пензенском регионе, мог бы увеличиться [14, с. 123-130].

Таким образом, молодежь в настоящее время ориентирована на современные ценности. Такие духовно-нравственные ценности, как традиции, любовь и гордость за страну, среди них не в приоритете. Если у патриотизма будет аксиологический «фундамент», т.е. патриотизм будет сформирован как

ценность, тогда молодое поколение будет проявлять и патриотические чувства, и патриотическое поведение, будет доказывать свой патриотизм не только на словах, но и в поступках.

Оборонно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия (чемпионаты.

Проведение тематических часов по воспитанию чувства гордости за свою страну

Проведение конкурсов гражданско-патриотической направленности

Знакомство с историей, культурой и ценностями

Организация патриотических клубов

Включение в содержание учебных дисциплин разделов патриотической направленности

Проведение городских, областных и всероссийских конференций, форумов, круглых столов гражданско-патриотического направления

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие мероприятия, на Ваш взгляд, должны включать патриотическое воспитание молодежи?» (п = 363, в процентах от числа опрошенных)

Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому

сумма ответов превышает 100 %.

Список литературы

1. Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2003. 299 с.

2. Халий И. А. Патриотизм как ценность: основания, типы, зависимость от инноваций // Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций : монография / О. В. Аксенова, Н. В. Левченко, А. М. Пахарь [и др.] ; отв. ред. О. В. Аксенова. М. : ФНИСЦ РАН, 2017. С. 133-155.

3. Пиняева Т. Н. Патриотизм как общечеловеческая ценность // Вестник Мордовского университета. 2008. № 3. С. 111-112.

4. Дробижева Д. М. Консолидационный ресурс общероссийской гражданской идентичности // Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России : сб. / Правительство Москвы, Департамент нац. политики и межрегион. связей г. Москвы, Московский дом национальностей ; сост. : Г. В. Бурова, Л. Д. Чанглян, С. А. Орешин. М. : ГБУ «МДН», 2019. С. 30-40.

5. Горшков М. К. Российская идентичность в контексте новых вызовов и рисков // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 195, № 6. С. 274-290.

6. Никовская Л. И. Некоторые проблемы социально-политической консолидации российского общества (по материалам социологических исследований) // Вестник Воронежского университета. Сер.: История. Политология. Социология. 2016. № 4. С. 5-9.

7. Дзахова Л. Х., Цахилов Т. О. Патриотизм как национальная идея консолидации российского общества // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 1. С. 43-45.

8. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44-50.

9. Пронина Е. В. Формирование гражданственности, патриотизма и исторической памяти в общественном сознании сегодняшних старшеклассников // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания : сб. материалов III Междунар. науч. конф. М. : Перо ; Красково : Гуманитарно-социальный ин-т, 2019. С. 467-469.

10. Зубок Ю. А. Традиционное и современное в социально-политических идентификациях молодежи // Власть. 2014. Т. 22, № 11. С. 39-42.

11. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа (Russian youth within the context of sociological analysis) : монография. М. : ФНИСЦ РАН, 2019. 263 с.

12. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М. : ЦСП и М, 2014. 548 с.

13. Чередниченко Г. А. Система образования и пути молодежи // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2017. Вып. 15. 568 с.

14. Корж Н. В. Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодежи: региональный аспект // Власть. 2021. № 1. С. 123-130.

References

1. Ivanova S.Yu. Patriotizm v sisteme sotsiokul'turnykh tsennostey sovremennoy Rossii = Patriotism in the system of socio-cultural values of modern Russia. Stavropol: Izd-vo SGU, 2003:299. (In Russ.)

2. Khaliy I.A. Patriotism as a value: foundations, types, dependence on innovations. Asimmetriya zhizni sovremennogo rossiyskogo obshchestva: sootnoshenie traditsiy i innovatsiy: monografiya = The life asymmetry of modern Russian society: the ratio of traditions and innovations: a monograph. Moscow: FNISTs RAN, 2017:133-155. (In Russ.)

3. Pinyaeva T.N. Patriotism as a universal value. VestnikMordovskogo universiteta = Bulletin of Mordovia University. 2008;(3):111-112. (In Russ.)

4. Drobizheva D.M. Consolidation resource of all-Russian civic identity. Realizatsiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki: opyt goroda Moskvy i regionov Rossii: sb. = The implementation of the state national policy: the experience of Moscow and the regions of Russia: collected articles. Moscow: GBU «MDN», 2019:30-40. (In Russ.)

5. Gorshkov M.K. Russian identity in the context of new challenges and risks. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Proceedings of the Free Economic Society of Russia. 2015;195(6):274-290. (In Russ.)

6. Nikovskaya L.I. Some issues of the socio-political consolidation of Russian society (based on sociological research materials). Vestnik Voronezhskogo universiteta. Ser.: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya = Bulletin of Voronezh University. Series: History. Politology. Sociology. 2016;(4):5-9. (In Russ.)

7. Dzakhova L.Kh., Tsakhilov T.O. Patriotism as a national idea for the consolidation of Russian society. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni

K.L. Khetagurova = Bulletin of North Ossetian State Universitynamed after K.L. Kheta-gurov. 2015;(1):43-45. (In Russ.)

8. Gavrilyuk V.V., Malenkov V.V. Citizenship, Patriotism and Youth Education. Sotsio-logicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2007;(4):44-50. (In Russ.)

9. Pronina E.V. Formation of citizenship, patriotism and historical memory in the public consciousness of today's high school students. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya v svete sovremennogo nauchnogo znaniya: sb. materialov III Mezhdunar. nauch. konf. = Theory and practice of social development in the light of modern scientific knowledge: proceedings of the 3rd International scientific conference. Moscow: Pero; Kraskovo: Gumanitarno-sotsial'nyy in-t, 2019:467-469. (In Russ.)

10. Zubok Yu.A. Traditional and modern in socio-political identifications of youth. Vlast' = Power. 2014;22(11):39-42. (In Russ.)

11. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Rossiyskaya molodezh' v kontekste sotsiologicheskogo analiza (Russian youth within the context of sociological analysis): monografiya = Russian youth within the context of sociological analysis: monograph. Moscow: FNISTs RAN, 2019:263. (In Russ.)

12. Konstantinovskiy D.L., Voznesenskaya E.D., Cherednichenko G.A. Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie = Russian youth at the turn of 20th - 21st centuries: education, work, social well-being. Moscow: TsSP i M, 2014:548.

13. Cherednichenko G.A. Education system and youth paths. Rossiya reformiruyushcha-yasya: ezhegodnik = Russia in reform: yearbook. Moscow: Novyy khronograf, 2017; (15):568. (In Russ.)

14. Korzh N.V. The main directions of the formation of the patriotic consciousness of student youth: the regional aspect. Vlast' = Power. 2021;(1):123-130.

Информация об авторах / Information about the authors

Наталья Владимировна Корж

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Natalya V. Korzh Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of sociology and staff management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Галина Николаевна Тугускина доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Galina N. Tuguskina Doctor of economic sciences, associate professor, professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Вадим Николаевич Супиков доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vadim N. Supikov

Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sub-department of public administration and region sociology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 21.10.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 12.11.2021 Принята к публикации / Accepted 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.