УДК 316
КОРЖ Наталья Владимировна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40; [email protected])
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Социокультурная ценность патриотизма для российского социума особо значима, поскольку неоднократно в сложные исторические периоды патриотизм выступал духовной основой единения, консолидации российского общества, условием сохранения его самобытности и обеспечения особого места в мировом сообществе. Статья посвящена анализу ценности патриотизма среди молодежи. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного среди студентов Пензенской области, выделяются основные способы формирования патриотического сознания среди студенчества.
Ключевые слова: студенческая молодежь, патриотизм, ценности, патриотическое воспитание, патриотическое сознание
В настоящее время в мировом сообществе происходят процессы, которые имеют противоречивое значение. С одной стороны, процессы глобализации направлены на объединение, стирание границ между нациями и государствами. С другой - можно все чаще наблюдать рост национальной идентичности и самобытности того или иного народа. Несмотря на разнонаправлен-ность происходящих процессов, каждое государство стремится обеспечить свой суверенитет и устойчивость социально-политического порядка в обществе. Россия в данном случае не является исключением. В условиях постоянных санкций, неустойчивости мировой экономики, усиления внешнеполитической агрессивности наше правительство вынуждено искать пути укрепления социальных и политических основ страны, единства между народами России. Достижение этой цели возможно только при формировании общих духовно-нравственных основ у населения нашей страны. Глобализационные процессы, с одной стороны, и трансформации общественных структур - с другой, привели к смене ценностной структуры российского общества. В настоящее время преобладание модернизационных или традиционных ценностей определяет материальные и духовные потребности как отдельной личности, так и социальной группы в целом [Кошарная, Барсукова 2015: 167]. Однако, несмотря на разные ценностные приоритеты, в качестве ценности, способной объединить российское общество, может выступить патриотизм. Именно степень влияния патриотизма на консолидацию общества всегда актуализировалась в период духовного кризиса общества. В настоящее время данный феномен привлекает внимание исследователей из разных областей наук.
Для современной России данный феномен приобретает новое осмысление среди представителей не только науки, но государственной власти. Президент РФ В.В. Путин не раз в своих выступлениях подчеркивал значимость форми-
рования патриотического сознания россиян1. Кроме того, различные аспекты формирования патриотизма в российском обществе, в особенности среди молодежи, закреплено в законодательных актах. Патриотическое сознание отражает духовное и нравственное состояние того или иного народа. Социолог И.А. Халий, анализируя патриотизм как социальное явление, определяет данный феномен «как неизбежное явление для общества, построенного на ценностных и культурных основаниях» [Халий 2016: 2203]. Ценностные ориентации выступают регуляторами поведения личности. В зависимости от преобладания тех или иных ценностей индивид будет выстраивать свою жизненную стратегию. Современное российское общество представлено разными поколениями с преобладающими у них ценностными структурами. Однако ценностные ориентиры могут изменяться под влиянием целого ряда факторов. В связи с этим стабильность нашего общества будет зависеть от того, насколько гармонично будут сосуществовать современные и традиционные ценности в сознании населения. Конечно, для современных исследователей наибольший интерес представляет молодое поколение, т.к. именно оно в своих поступках отражает происходящие перемены.
Проведенное исследование среди студентов Пензенской обл. позволило определить их жизненные ценности (N = 247 - студенты вуза, N = 116 - студенты техникума). «Ценностное ядро» студентов составляют такие ценности, как семья (50), жизнь человека, самоценность (45), свобода (42). Близки к базовым модернизационные ценности: общение (38) и независимость (31). Наименьшее значение для студентов имеет ценность «самопожертвование» как готовность помогать другим, даже в ущерб себе (9).
Студенты как социальная группа в большей степени отказываются от устоявшихся норм и моделей поведения. В среде студенческой молодежи наблюдается интенсивное усвоение новых ценностных ориентаций и культурных образцов. Именно поэтому для них характерна независимость, открытость изменениям, мобильность. Перечисленные черты, с одной стороны, положительно характеризуют молодежь, т.к. она готова рисковать, для того чтобы занять «достойную» позицию в социальной структуре. Однако, с другой стороны, преобладание индивидуализма порождает эгоизм, утрату духовно-нравственных ценностей. Так, например, результаты проведенного исследования показали, что студенты не готовы жертвовать ради других. Именно такие установки порождают проблему отсутствия толерантности, появления в молодежной среде радикальных настроений по отношению к государству и социальным институтам. Общественно-политическое развитие нашего государства в последние десятилетия направлено на формирование устойчивой системы социальных институтов и традиций в обществе. Молодежь как будущее поколение, которое будет транслировать определенные традиции, должна их сейчас усваивать и поддерживать. В основе этих традиций должны быть любовь и верность своему краю, Отечеству, готовность защищать и отстаивать интересы своей страны.
В связи с этим актуальность приобретает изучение патриотизма и гражданственности как социокультурных понятий, являющихся ценностной основой поведения молодежи. Происходящие политические и социально-экономические процессы в отдельных странах и в мире в целом приводят к подмене
1 Путин В. Послание Президента Федеральному собранию (1.12.2016 г.) Доступ: http:// kremlin.ru/events/president/news/53379; Большая пресс-конференция Президента РФ В.В. Путина (19.12.2019 г.) Доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/62366; Интервью передаче «Москва. Кремль. Путин» (10.05.2020 г.) Доступ: https://www.instagram.eom/p/ B 4ExcpWFa/ (проверено 18.10.2020).
значений тех или иных терминов. В современном обществе можно наблюдать изменения содержания термина «патриотизм». Так, Е.Л. Омельченко в своих работах подчеркивает, что сложность описания и интерпретации данного термина связана с его многозначностью и средой, в которой он циркулирует [Омельченко 2011: 153].
Результаты фокус-групп показали, что респондентов условно можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто, характеризуя патриотизм, подразумевают не любовь к Родине, а любовь к государству и доверие к деятельности государственных органов.
Респондент А. (3-й курс, жен.): «На мой взгляд, молодежь не разделяет понятия "патриотизм" и "государство". Но нельзя говорить за всех. Некоторые являются аполитичными, для них патриотизм - любовь к малой Родине. Другие дают оценку государственной власти. Если они ее не поддерживают, они не считают себя патриотами».
Респондент М., (4-й курс, муж.): «Я считаю, в настоящее время патриотизм утратил свою ценность для молодежи, поскольку в основном молодежь сейчас считает, что России требуется много перемен. Однако устремления молодежи не поддерживаются. Себя я не могу назвать патриотом, потому что я совершенно не доволен тем, что сейчас происходит в России. В настоящее время люди патриотичны лишь на словах, а на деле же это вообще не подтверждается. Представители государственной власти (депутаты) очень много обещают гражданам, особенно на местном уровне, а реальные проблемы не решаются».
Другая группа молодых людей ценит свою страну, чтит историю, традиции. Для них важен край, в котором они проживают, люди, которые жили и живут в нем, их семья и близкие.
Респондент Б. (2-й курс, жен.): «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, без этой любви рушится государство, теряются основы единства. Я считаю себя патриотом, потому что люблю и горжусь своей страной, я уважаю и также горжусь нашими предками, которые очень много сделали для нас. Именно благодаря им мы сейчас живем!»
Респондент А. (1-й курс, жен.): «Мое мнение - "патриотизм" должен присутствовать в каждом вне зависимости от возраста. Это та ценность, которая должна объединять все российское население. Я считаю себя патриотом и буду стараться сделать страну лучше. Для меня патриотизм - это борьба за лучшее будущее России».
Респондент Л. (4-й курс, жен.): «Патриотизм для меня - это любовь к родному городу, любовь к своей семье. По моему мнению, данная ценность присуща многим жителям нашей области и страны в целом. Только не каждый задумывался, что для него "патриотизм"? Многие подменяют содержание данного понятия! Вместо отношения к Родине отношение к власти».
В настоящее время очень сложно определить степень патриотизма в обществе, и особенно среди молодежи. Результаты фокус-групп показали, что не все студенты считают себя патриотами. Многие ответы носили негативный характер по отношению к происходящему в стране и регионе. Однако, несмотря на это, результаты массового опроса указывают на преобладание патриотических чувств в студенческой среде (см. табл. 1).
Независимо от социально-демографических характеристик более половины опрошенных считают себя патриотами. Важным является тот факт, что многие студенты при ответе на данный вопрос затруднились с ответом (13-25%). Такие данные еще раз указывают на сложность данного феномена. При наличии в современном обществе разнополярных мнений и ориентаций очень
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» в зависимости от социально-демографических характеристик и типа учебного заведения (в % от числа опрошенных, N = 363).
Считаете ли Вы себя патриотом? Учебное заведение Социально-демогра( шческие характеристики
Возраст, лет Материальная обеспеченность респондентов1
Вуз Техникум 15-17 18-20 21-23 Старше 24 Низкая Средняя Высокая Затрудняюсь ответить
Да 51 66 63 55 54 60 63 55 55 57
Нет 23 18 23 21 21 20 17 24 20 20
Затрудняюсь ответить 26 17 13 24 25 20 20 22 25 22
сложно однозначно определить, что значит термин «патриотизм» и является ли личность патриотом своей страны.
В современном понимании патриотизм очень сложен по своей структуре. Исследователи выделяют несколько компонентов: ценностный (аксиологический) представляет патриотизм как ценностную ориентацию [Арефьева, Склеменова 2020: 137]; эмоциональный (или чувственный) выражается через любовь к Родине, к родному краю [Сорокин 2009: 150]; поведенческий (или дея-тельностный) проявляется на уровне поступков личности, готовности работать на развитие и процветание своей Родины [Вырщиков 2012: 27; Бутырская 2019: 35].
Самым сложным в этой структуре является поведенческий компонент, т.к. говорить о любви к Родине, гордости за Россию может каждый, а доказывать свою сопричастность к судьбе страны не всякий готов. В связи с этим особая роль отводится молодежи, формированию ее патриотических чувств и гражданской позиции.
В рамках проведенного исследования респондентам предлагалось ответить, готовы ли они уехать в другую страну, если бы появилась такая возможность. По результатам опроса 39% молодых людей готовы поехать за рубеж на определенное время с целью обучения или работы. 26% опрошенных хотят уехать из России навсегда. Среди основных причин, которые побуждают молодых людей поменять место жительства: более высокий уровень жизни за рубежом (50%); желание обеспечить достойную жизнь себе и своим детям (47%); другое отношение к людям (цивилизационное) (34%); подходящие климатические условия (13%). Данные опроса еще раз указывают на материальный характер причин, подталкивающих молодежь к желанию переехать в другую страну.
1 Индикаторы материальной обеспеченности респондентов: низкая - «денег хватает только на питание и товары первой необходимости», средняя - «денег хватает на покупку товаров длительного пользования (телевизор, холодильник и т.д.), однако приобретение автомобиля, квартиры нам недоступно», высокая - «материальных затруднений не испытываем, при необходимости могли бы сделать дорогостоящую покупку (автомобиль, квартира)».
Молодые люди в силу своего возраста подвержены влиянию СМИ, интернет-ресурсов, поэтому зачастую такие желания рождаются из информации, которую они получают. Молодежь не задумывается о рисках и проблемах, с которыми она может столкнуться, сменив местожительство.
Среди опрошенных 15% не собираются уезжать из страны, надеясь, что условия жизни изменятся, и только 13% студентов любят свою страну и несмотря ни на что не хотят ее покидать.
В настоящее время на формирование патриотического сознания оказывают влияние различного рода факторы. И в первую очередь - факторы макросреды, т.е. социально-экономическое развитие России и ее статус в мировом сообществе. В рамках проведенного исследования было выявлено, что является предметом гордости современного студенчества (см. рис. 1).
Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов превышает 100%.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Что вызывает у Вас чувство гордости за страну?» (в % от числа опрошенных, N = 363).
Полученные данные указывают на духовную составляющую, которая вызывает гордость у современной молодежи: история страны (41% студентов техникума и 42% студентов вуза), культура и традиции (47% студентов техникума, 30% студентов вуза). История и традиции являются важным ресурсом, способным формировать патриотические чувства. Так, среди праздников на первом ранговом месте у молодежи находится День Победы (83%), на втором месте -День России и День защитника Отечества (37%) и на третьем месте - религиозные праздники (36%). Полученные результаты еще раз подчеркивают значимость мероприятий, проводимых в эти дни, особенно посвященных памятным датам Великой Победы.
Студенты среднего специального заведения больше гордятся своей страной (66%), они более лояльны к власти по сравнению со студентами вуза (51%). В этой связи данные студенты отметили больше факторов, вызывающих гордость за страну (см. рис. 1).
Как уже было отмечено, патриотами себя считают чуть больше половины опрошенных. Кроме того, анализ эмпирических данных показал, что почти половина опрошенных (47%) считают, что в целом в обществе патриотизм развит недостаточно.
Именно поэтому необходимо уделять внимание комплексному подходу к формированию патриотических чувств среди молодого поколения. В настоящее время данная проблема решается на государственном уровне: разработана программа патриотического воспитания молодежи, проводятся мероприятия и конкурсы патриотической направленности. В воспитании патриотизма заинтересована и сама молодежь. Почти 72% респондентов согласны с тем, что патриотическое воспитание должно осуществляться. В рамках этой работы, как считают студенты, в первую очередь должны проводиться такие мероприятия, как знакомство с историей, культурой и ценностями страны и родного края (48%), оборонно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия (чемпионаты, соревнования) (38%), проведение тематических часов по воспитанию чувства гордости за свою страну (31%), проведение конкурсов гражданско-патриотической направленности (24%).
Однако, определяя способы формирования патриотических чувств, нужно учитывать характеристику региона, национальную культуру и менталитет проживающего населения. Кроме того, важно определять возрастную когорту. Даже в рамках такой социально-демографической группы, как молодежь, методы нужно дифференцировать для дошкольного возраста, школьного и студенчества. К примеру, для студентов проводимые мероприятия не должны носить принудительный характер, т.к. это порождает чувство противоречия. Современная молодежь отличается во многом от предыдущего поколения, в связи с этим и способы работы с ней должны быть современными, интересными данному поколению.
Ответы респондентов, полученные в ходе фокус-группы, позволили определить, что студентам было бы интересно в рамках патриотического воспитания.
Респондент Л. (4-й курс, жен.): «Я считаю, что в целях патриотического воспитания нужно проводить беседы с детьми в разных дошкольных и школьных организациях, устраивать различные мероприятия, конкурсы и фестивали, направленные на изучение истории России и Пензенского края. Это должно быть в игровой или экскурсионной форме».
Респондент Д. (2-й курс, жен.): «Я думаю, что сегодня наиболее эффективны такие формы патриотического воспитания, как культурные мероприятия, фестивали, а также тренинги. Например, мероприятия, посвященные знаменательным и памятным датам. Я считаю, что мероприятия в честь 75-летней годовщины Дня Победы повлияли на патриотическое сознание наших граждан. Большинство людей вспомнили об участниках той войны. Возможно, кто-то узнал много новой и полезной информации о своих родственниках, а кто-то освежил ее в памяти».
В настоящее время требуется обдуманная целенаправленная работа по формированию патриотизма в обществе. Методы работы по воспитанию патриотических чувств должны осуществляться в рамках социальных институтов, оказывающих наибольшее влияние на молодежь. Организация данной работы должна осуществляться не только на эмоциональном уровне, но и на поведенческом, молодые люди должны активно изучать историю, любить свой край, страну, формировать личность патриота и гражданина. Разработанные воспитательные мероприятия должны вызывать интерес у современной молодежи. Если молодому человеку неинтересен определенный способ формирования патриотического сознания, ему должна предоставляться альтернатива.
Только такой подход будет способствовать развитию национального сознания и духовно-нравственных ориентаций. Проведенное исследование позволило выделить основные способы формирования патриотического сознания среди молодежи (см. табл. 2).
Таблица 2
Влияние социальных институтов на формирование патриотического сознания
личности
Основные социальные институты, участвующие в формировании патриотического сознания Способы формирования патриотического сознания
Семья Поддержание традиций (государственные, семейные праздники); знание истории семьи; пример родителей (посещение культурных, исторических памятников) Патриотическое сознание личности
Образование Организация квестов, экскурсий по историческим местам края, России; участие в проектах, конкурсах патриотической направленности
Государство Проведение государственных праздников, значимых дат для страны, региона; организация патриотических клубов
Армия Формирование здорового образа жизни (соревнования); подготовка к военной службе (участие в военно-патриотических мероприятиях)
СМИ (Internet) Создание патриотических каналов на YouTube; показ исторических фильмов с привлечением ветеранов, деятелей науки, государства; продвижение патриотической тематики через популярных блогеров
Многие из приведенных выше способов в настоящее время активно используются. Для того чтобы они работали эффективно, нужно отслеживать их популярность среди молодежи конкретного региона, города или поселка, выявлять недостатки и вносить коррективы. Только при системном подходе возможен подъем патриотических чувств в среде молодого поколения. Именно оно в скором времени будет транслировать ценность патриотизма будущему поколению.
Со временем, со сменой поколений меняются методы, способы влияния на молодежь. Каждое поколение отличается друг от друга своими ценностными установками. В формировании патриотических чувств остаются едиными независимо от времени и людей только цели: сохранение традиций, культуры, преемственности и, конечно же, любви к России. Однако методы нужно подбирать соответствующие эпохе. У молодого поколения должны оставаться яркие воспоминания, которые были бы способны оказывать на него большое воспитательное воздействие.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Значение ценностной компоненты в формировании патриотического сознания студенческой молодежи российского региона», проект № 20-011-32074 опн_мол.
Список литературы
Арефьева Е.О., Склеменова Ю.С. 2020. Формирование патриотического сознания как фундаментальная основа становления чувства патриотизма. -Актуальные проблемы гуманитарных и социологических наук. № 1(72). С. 136139.
Бутырская Е.В. 2019. Теоретические подходы к формированию патриотизма. - Высшее образование сегодня. № 4. С. 34-37.
Вырщиков А.Н. 2012. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 4(68). С. 26-30.
Кошарная Г.Б., Барсукова С.А. 2015. Динамика общекультурных нравственных ценностей в условиях модернизации российского общества. -Власть. № 10. С. 166-170.
Омельченко Е.Л. 2011. «Новый» российский патриотизм как поле символической борьбы: антифа и фа на российских молодежных сценах. - Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии: доклады участников XVII международного симпозиума. М.: НЛО. С. 152-169.
Сорокин С.А. 2009. Патриотическое сознание: сущность и специфика. -Вестник МГОУ. Сер. Философские науки. № 3. С. 148-153.
Халий И.А. 2016. Социология патриотизма в исторической ретроспективе и ее применение к анализу российской реальности. - Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса. Екатеринбург, 19-21 октября 2016 г. (отв. ред. В.А. Мансуров). М.: Российское общество социологов. С. 2200-2203.
KORZH Natalya Vladimirovna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Personnel Management, Penza State University (40Krasnaya St, Penza, Russia, 440026;[email protected])
THE MAIN DIRECTIONS OF THE FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENT YOUTH: REGIONAL ASPECT
Abstract. For Russian society, the sociocultural value of patriotism is especially significant, since repeatedly in historical retrospect it acted as the spiritual basis for unity, consolidation of Russian society, a condition for preserving its identity and ensuring a special place in the world community. The article is devoted to the analysis of the value of patriotism of young people. Based on the analysis of the results of a sociological study conducted among students of the Penza Region, the author distinguishes the main ways of forming patriotic consciousness among students. Keywords: student youth, patriotism, values, patriotic education, patriotic consciousness