Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов: результаты исследований и задачи по повышению его эффективности'

Патриотическое воспитание студентов: результаты исследований и задачи по повышению его эффективности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1279
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / ФОКУС-ГРУППЫ / THE PATRIOTISM / THE PATRIOTIC EDUCATION / THE HISTORY MEMORY / A GREAT PATRIOTIC WAR / A VICTORY DAY / THE FOCUS GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Гузель Валеевна, Гильманов Амир Зарифович, Панченко Ольга Львовна, Коновалова Екатерина Николаевна

Молодое поколение один из тех субъектов социального пространства, ментальность которого способствует модернизации ценностной парадигмы российского общества. Патриотизм является одним из компонентов менталитета молодежи, его воспитание призвано содействовать ее включению в процесс формирования этнокультурной идентичности настоящего и будущих поколений. Исследования показывают, что в современной России процесс воспитания патриотизма молодежи происходит спонтанно, не систематически, а историческая память молодого поколения во многом искажена. Данные, на выводах которых основана статья, являются частным случаем таких исследований; статья основана на материалах фокус-групп, проведенных среди студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Гузель Валеевна, Гильманов Амир Зарифович, Панченко Ольга Львовна, Коновалова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The young generation is one of the agents of social space, whose mentality leads to modernization of value sphere of Russian society. The patriotism is one of the components Youth's mentality which education is called upon for assist to its inclusion into the process of forming cultural identity of present and future generations. The researches show, regarding modern Russia the process of education of the Youth's patriotism is going spontaneously, not systematic and the History memory of young generation in many respects is distorted. The data, which this article was founded on, is the private case of these researches; it is founded on focus group materials which were studied among the students.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов: результаты исследований и задачи по повышению его эффективности»

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЗАДАЧИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Мухаметзянова Г. В., Гильманов А. З., Панченко О. Л., Коновалова Е. Н.

Молодое поколение - один из тех субъектов социального пространства, ментальность которого способствует модернизации ценностной парадигмы российского общества. Патриотизм является одним из компонентов менталитета молодежи, его воспитание призвано содействовать ее включению в процесс формирования этнокультурной идентичности настоящего и будущих поколений. Исследования показывают, что в современной России процесс воспитания патриотизма молодежи происходит спонтанно, не систематически, а историческая память молодого поколения во многом искажена. Данные, на выводах которых основана статья, являются частным случаем таких исследований; статья основана на материалах фокус-групп, проведенных среди студентов вуза.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, историческая память, Великая Отечественная война, День Победы, фокус-группы.

The patriotic education of the students: data of researches and the aim for increase its effectiveness. The young generation is one of the agents of social space, whose mentality leads to modernization of value sphere of Russian society. The patriotism is one of the components Youth's mentality which education is called upon for assist to its inclusion into the process of forming cultural identity of present and future generations. The researches show, regarding modern Russia the process of education of the Youth's patriotism is going spontaneously, not systematic and the History memory of young generation in many respects is distorted. The data, which this article was founded on, is the private case of these researches; it is founded on focus group materials which were studied among the students.

Квy words: the Patriotism, the patriotic education, the History memory, a Great Patriotic War, a Victory Day, the focus groups.

В условиях функционирования современного российского общества все более актуальным становится вопрос о его традиционной специфике

развития, о факторах, формирующих патриотическое сознание современной молодежи.

Вступление России в глобальное сообщество на паритетных, но не соподчиненных началах возможно только при условии четкого осознания гражданами страны своей культурной специфики, стратегических приоритетов развития государства. Эта функция государства, как агента глобализации мирового сообщества, реализуется непосредственно через воспитание в своих гражданах чувства патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну.

Молодежь как субъект социальных отношений включается в процесс функционирования и самоутверждения России как великой державы на мировой арене, через участие в формировании новой ценностной парадигмы, а также посредством сопереживания своей национальной общности, осознания собственной исторической миссии.

В этой связи все больше актуализируется тема патриотического сознания как компонента ценностной структуры российской, подчеркнем -государственной духовности. Особо надо отметить, что патриотизм формирование в процессе воспитания подрастающего поколения в современных условиях является противоречивым, неоднозначным процессом, имеет существенные «белые пятна» и вызывает много вопросов. В преддверии 65-й годовщины Великой Победы над фашизмом мы попытались выявить состояние и содержание патриотического сознания студенческой молодежи как одного из главных субъектов социальных изменений в стране и ее будущего.

Представленный материал основан на результатах исследований сре-134

ди студентов Академии социального образования (г. Казань), проведенных методами анкетного опроса и фокус -групп сотрудниками научно-исследовательского отдела качества образования, трудоустройства и профессиональной карьеры. (НИОКОТ и ПК АСО).

Данные анкетного опроса приведены по результатам социологического исследования по общей теме «Патриотизм и формирование морально-нравственных ценностей молодежи, формы профилактики экстремизма в молодежной среде», проводившегося Республиканским центром молодежных инновационных и профилактических программ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в марте 2010 года в Академии социального образования при непосредственном участии сотрудников научно-исследовательского отдела качества образования, трудоустройства и профессиональной карьеры. В ходе пилотажного исследования опрошено 40 студентов различных курсов обучения.

Для составления динамической картины при проведении фокус-групп нами были выбраны студенты 1 и 4 учебных курсов всех факультетов Академии социального образования.4

4 В качестве экспериментальных выбраны группы студентов, представляющих актив 1 и 4 курсов всех факультетов Академии социального образования (контрольная группа 1 курс - 12 человек, по 4 человека с каждого факультета, контрольная группа 4 курс - 15 человек, по 5 человек с каждого факультета). Группы представлены студентами, обучающимися по специальностям «Юриспруденция», «Связь с общественностью», «Педагогика и психология», «Соци-

В тексте приведены высказывания студентов, выделенные прямой речью. Условные обозначения в тексте: М. -модератор (ведущий), ПМ - помощник модератора (ведущего), С - респонденты (исследуемые студенты).

Патриотическое сознание предполагает формирование у личности определенного отношения к своей Родине, своему народу и культуре, осознанию исторической роли своей страны, ее общекультурной миссии. Индикаторами патриотического сознания являются, в частности, отношение к России как своей Родине, наличие чувства сопричастности к событиям, происходящим в ней, чувства общности своей судьбы со своим народом.

По данным пилотажного анкетного опроса «Россию единственной и любимой Родиной, в которой хочется жить» - назвали 40,5% респондентов, 43% - «страной в которой родились и вынуждены жить», а примерно 10 часть опрошенных (8,1%) изъявила желание уехать из страны. «Россия -любимая Родина, потому что мы уже

альная работа», «Управление персоналом». Исследование проведено под руководством старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела качества образования, трудоустройства и профессиональной карьеры Академии социального образования, кандидата социологических наук Пан-ченко Ольги Львовны в апреле 2010г. В качестве модератора выступила Панченко О. Л., помощником модератора - Коновалова Е. Н., специалист того же отдела. Научный руководитель проекта доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, начальник научно-исследовательского отдела качества образования, трудоустройства и профессиональной карьеры Академии социального образования Гильманов Амир Зарифович.

20 лет живем в ней, мы сплочены своим эмоциональным отношением к ней, если происходят войны, то они нас сплачивают» (4 курс). «Я бы хотел остаться в России. У меня такое мнение, что здесь нет демократии, и я хочу сделать все возможное для того, чтобы поднять Россию, сделать нашу страну лучше, чем она есть» (1 курс). Таким образом, преобладает «деидеа-лизированное» («Россия - не идеал») отношение к своей стране, независимо от целей и планов студентов оставаться жить в России. При этом, как показало пилотажное количественное исследование, подавляющее большинство опрошенных студентов (83,8%) считают себя в той или иной степени гражданами Российской Федерации (51,4% - абсолютно, 32,4% - не в полной мере); 13,5% - не относят себя к патриотам, а 2,7% - затруднились дать ответ.

Из числа исследуемых лишь немногие желали бы уехать из России на постоянное место жительства «На заработки, конечно, можно. В Америку многие ездят, но навсегда уезжать не хотелось бы. Съездить, посмотреть мир - это да» (4 курс).

Еще один из аспектов проявления патриотизма, характерный, в частности, для юношей - это предстоящая военная служба. По данным анкетного опроса 62,6% студентов-юношей изъявили желание пройти службу в армии, причем, как показал анализ фокус-групп, к таковым больше относятся старшекурсники, нежели студенты начальных курсов обучения: «Россия как государство дает мне возможность получить образование... Я обязан пройти военную службу как гражданин в благодарность своей стране...» (4 курс). «Я бы хотел

135

попасть не в стройбат, а в нормальные войска. У меня желание принести пользу России» (4 курс). Вместе с тем имеет место и такое мнение: «Нет, никогда. Если каждый месяц в армии убивают по 100 человек, то и я могу попасть в их число и приехать домой в цинковом гробу» (1 курс).

Мотивированность учащихся на прохождение службы, как показал анкетный опрос, имеет несколько оснований: чувство долга перед страной (45,3%), убежденность в том, что каждый молодой человек должен пройти через тяготы и лишения воинской службы (36,4%), страх оказаться вне закона и получить срок (9,14%), надежда на помощь военного билета в будущем трудоустройстве (9,14%).

Важно подчеркнуть следующий серьезный момент: Студентки-девушки скорее негативно настроены относительно прохождения службы в армии юношами. Считается, что армия в России скорее калечит людей, чем воспитывает, а для благополучного прохождения этой службы необходимо заплатить определенную сумму денег: «Уменя брат служит в армии. Чтобы попасть в хорошую армию, мы заплатили деньги» (1 курс). «Это раньше престижно было «В армии служил, -значит мужчина», а сейчас все по-другому, ничему его в армии не учат» (4 курс).

По мнению студентов, сейчас лишь очень немногие люди готовы рисковать жизнью за Россию. Как показал опрос, безоговорочно согласны пожертвовать личными интересами ради блага страны лишь 5,4% опрошенной молодежи, 18,9% готовы на жертвы при условии учета личных интересов, 27% - в зависимости от того, 136

о каких именно интересах страны идет речь. Не готова жертвовать личными интересами треть опрошенных респондентов (35,1%), а 13,5% затруднились дать ответ на данный вопрос. При этом наличие у молодежи обязанностей перед Родиной подтвердило большее число респондентов (64,9% -по данным социологического опроса), что, безусловно, является положительной тенденцией.

Однако следует отметить такую особенность: понятие «Отдать жизнь за Родину» во многом имеет менее масштабную интерпретацию, чем в годы советской власти; оно конкретизируется через такие индикаторы, как «свой дом», «своя семья»: «Родина там, где ты живешь. Поэтому, мне кажется, любой человек, который живет в своем доме, пойдет воевать за свою семью» (4 курс); «Я думаю, каждый пойдет защищать свою семью, а не в целом народ» (1 курс).

Вызывает неоднозначную трактовку в дискуссии также понятие «патриотизм». В Большом энциклопедическом словаре «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) определяется как любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства [1].

Большинство исследуемых в ходе фокус-групп студентов определили его достаточно абстрактно как «Любить свою Родину и быть готовым отдать за нее жизнь». Патриотизм в такой интерпретации, по мнению студентов, свойственен лишь незначительной части членов российского общества. В наиболее широкой интерпретации патриотизм выражается через такие индикаторы как «любовь к своим соотечественникам», «помощь

ближним, нуждающимся», «любовь к своей семье», «желание процветания своей стране». При этом студенты старших курсов дают более обоснованное определение патриотизму как качеству личности. Для студентов начальных курсов больше характерна аморфность в трактовке данного понятия: «ПМ: Сейчас мы говорим о том, отдал бы жизнь или не отдал бы жизнь. То есть понятие «патриотизм» для вас только в этом заключается? С: В основном, только в этом» (1 курс). У студентов старших курсов понимание патриотизма несколько отлично: «Не обязательно только жизнь отдать. Сейчас многие готовы уехать за границу. Я считаю, остаться в своей стране, развиваться здесь, поднимать свою экономику - это тоже патриотизм» (4 курс). «Когда о твоей стране думают и говорят плохо, то ты должен убедить этого человека, чтобы он о ней говорил хорошо. Это и есть настоящий патриот» (4 курс).

У студентов начальных курсов вызывает большие затруднения само определение понятия, что говорит о крайне слабом развитии линии патриотического воспитания в школах. Так, значительную путаницу среди них вызвали понятия «патриот» и «патриотизм», «патриотичность»; дискуссионным и крайне неясным, остается для них вопрос, может ли человек быть патриотом, живя в другой стране: «М: То есть можно жить не в России, но оставаться ее патриотом, так вы считаете? С: Да. Но это уже не патриот, - это патриотизм называется» (1 курс). «Быть патриотом -это быть готовым отдать за Родину свою жизнь, иметь уважение к своей стране, обществу, пожилым людям...

А патриотизм - это человек, который любит свою страну, восхищается своей Родиной, но прямого отношения к ней не имеет. То есть это и есть патриотичный человек» (1 курс).

У студентов старших курсов разграничение понятий сложностей не вызвало: «Он (патриот - авт.) всегда поможет людям своей страны, попавшим в трудную ситуацию. Он всегда должен помочь своим соотечественникам. Он должен болеть за свою страну, за свою Родину» (4 курс). «Можно быть патриотом и живя за границей. Если Россия - твоя страна, ты ее любишь и готов помогать ей, то и уедешь ты за границу, останешься там, все равно Россия - твоя Родина» (4 курс).

При ответе на вопросы анкеты, где студентам предлагалось выбрать не более пяти определений из предложенных 18 вариантов, включая свой собственный, нами была сформирована иерархия представлений современного студенчества о проявлении патриотизма. По представлениям современной студенческой молодежи Академии социального образования патриотизм включает такие личностные качества, стремления, чувства, как желание процветания своей стране и своему народу (64,9%), любовь и уважение к своему языку и культуре (59,5%), чувства любви и преданности своей Родине (48,6%), а также гордости за достижения страны на мировой арене (45,9%).

При этом по трети респондентов считают проявлениями патриотизма такие важные качества, как стремление жить и работать в своей стране (35,1%), знание истории страны, народа и интерес к ней (32,4%), готовность

137

пожертвовать жизнью для защиты интересов своей Родины (32,4%).

Практически все студенты, участвующие в фокус-группах, дали себе самооценку патриотичных людей. Это подтверждается данными социологического исследования, где к патриотам Российской Федерации себя отнесло подавляющее большинство опрошенных (73%). На вопрос, в чем заключается их патриотизм и что конкретно они сделали для своей любимой Родины, студенты в первую очередь отвечали, что их патриотизм заключается в вере в светлое будущее своей страны, в желании изменить ее к лучшему: «М: А в чем выражается патриотизм? С: Любить страну и пытаться сделать что-то хорошее для нее. Это не значит, что нужно обязательно воевать - в Чечне, к примеру, и потом говорить, что патриот» (4 курс).

Представляет интерес и тот факт, что студенты понимают патриотизм, скорее, как антимилитаристскую дефиницию: «Я тоже считаю себя патриотом и считаю, что нельзя при этом желать участвовать в войне, в военных конфликтах. Чтобы быть патриотом, нужно верить в то, что в твоей стране всегда должно быть благополучие, мир, постоянно нужно что-то делать хорошее, нужное, трудиться для своей Родины. Но ни в коем случае не работать на «дядю», а также не махать оружием. Главная идея - это любовь к Родине, любовь к другим людям» (4 курс); «Но я бы не хотел, чтобы мы говорили: Да, вот мы какие вояки! Не хочу чтобы это с детства воспитывалось. Я сам это чувствовал на себе, не то чтобы я пацифист, но когда говорят: «для мужика - главное ружье», воевать идти, я против этой 138

концепции. Да, если понадобится, мы воевать пойдем, но не надо воспитывать людей в духе постоянной агрессии!» (4 курс).

Студенты по-своему операциона-лизируют понятие «быть патриотом» и считают, что их основная цель как патриотов - в их собственном саморазвитии как субъектов российского государства: «М: А вот вы конкретно, ... (имя студента), что сделали для своей Родины как патриот? С: Во-первых, я не пью, не курю, веду здоровый образ жизни. Стараюсь не подвергаться никакому идеологическому воздействию. Получаю образование, строю определенные планы. Хочу в будущей жизни открыть свое дело, которое буду вести добросовестно, без так называемого «кидалова». И этим самым я буду приносить пользу своей Родине» (4 курс). «Я тоже так же. Я хочу стать или юристом, но скорее всего, государственным служащим и тем самым приносить пользу людям» (4 курс).

Если проводить параллель между представлениями студентов о проявлениях чувств, поступков, относящихся к патриотизму и степенью выраженности их у молодежи, получается следующая картина.

Чувство радости и гордости за достижения страны на мировой арене, желание процветания своей стране и своему народу, любовь и уважение к своему языку и культуре, сопереживание в трагических ситуациях соотечественникам, по мнению студентов, -все эти чувства ярко выражены у современной молодежи.

А вот такие неотъемлемые качества, отнесенные респондентами к проявлениям патриотизма, как чув-

ство любви и преданности отечеству, знание истории народов своей страны и интерес к ним, готовность к самопожертвованию для защиты интересов Родины, чувство привязанности к «малой Родине» свойственны в меньшей степени молодым людям.

При этом, как показали проведенные нами исследования, основная часть современной молодежи готова занимать активную позицию в обществе, участвовать в выборах, сопереживать и помогать возможными средствами соотечественникам, оказавшимся в трагических или тяжелых ситуациях, проявлять интерес к событиям, происходящим в стране и в мире, поддерживать отечественного производителя, нести воинскую службу.

А как же должен воспитываться патриотизм? Кто должен в первую очередь формировать это чувство и какие мероприятия, по мнению студентов, этому способствуют?

Как показывают результаты исследований, современная молодежь осознает, что патриотизм не воспитывается за один день, это чувство должно формироваться с раннего возраста, начиная с таких качеств личности, составляющих фундаментальные основы патриотизма, как любовь к Родине, матери и родной земле (64,9%), уважение к людям (59,5%), воспитание чувства гражданственности (43,2%), а также физическое и нравственное развитие (40,5%). Что особо следует подчеркнуть - к неотъемлемой и важной части воспитания чувства патриотизма студенты отнесли сохранение памяти о событиях, связанных с героической историей нашей страны (37,8%) на примерах наших дедов и отцов (35,1%)

и особого уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны (48,6%).

По данным проведенных нами фокус-групп, понятие «воспитание патриотизма» для студентов разных курсов несколько отличны. Так, студенты начальных курсов под воспитанием патриотизма в первую очередь подразумевают воспитание мужественности и умение владеть военными навыками, т. е. наблюдается сужение и отождествление понятия «воспитание патриотизма» и «военно-патриотического воспитания».

Студенты 4 курса, напротив, полагают, что военно-патриотическое воспитание - лишь одна, хотя и важная часть воспитания патриотизма у молодежи. Так, на вопрос, какие мероприятия проводились у студентов, школьников в рамках патриотического воспитания, студенты начальных курсов смогли самостоятельно вспомнить лишь мероприятия, посвященные «празднованию 9 Мая», а также военные сборы в рамках школьной подготовки, «связанные с Днем Победы, а других мероприятий нет» (1 курс). Студенты старших курсов в круг индикаторов данного понятия включают также воспитание национальных традиций: «У каждого народа есть свои традиции. Эти традиции, их поддержание и есть патриотизм. Если человек знает традиции, например, гостей встречают хлебом-солью, с караваем, - это тоже патриотизм» (4 курс).

Формировать же эти качества студенты предлагают, в первую очередь, с помощью участия в мероприятиях, подразумевающих живое общение: организацию встреч с ветеранами (56,8%), посещение воинских

139

частей, знакомство с жизнью и бытом военнослужащих, проходящих службу по призыву (35,1%), возрождение практики торжественного ритуала принятия воинской присяги, клятвы суворовца, с приглашением молодежи допризывного возраста, родителей, ветеранов (27%), проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам военно-патриотического и гражданского воспитания (27%) и встреч участников поисковых групп и объединений с ветеранами войны, журналистами, руководителями различных министерств и ведомств (24,3%).

При этом важное место молодежь отводит рекламно-информационному сопровождению данных мероприятий в средствах массовой информации (37,8%), отмечая недостаток таковых. Для более массового освещения деятельности в области патриотического воспитания около трети опрошенных (29,7%) полагает необходимым применение таких технологий как Всемирная сеть Интернет и размещение рекламных щитов, стендов и плакатов патриотической направленности по городу (27,%).

Обязанности по формированию чувства патриотизма, как показал анкетный опрос, современная молодежь возлагает, прежде всего, на семью (78,4%), затем на систему образования -школу (59,5%), средние и высшие учебные заведения (35,1%). Более половины опрошенных (56,8%) эту обязанность считают задачей средств массовой информации как наиболее доступного и эффективного способа воздействия на аудиторию, формирования у нее патриотических чувств путем показа телепередач, фильмов, демонстрации 140

специальных программ и публикаций.

За формирование чувства патриотизма, по мнению студентов, также должны отвечать структуры власти, такие как Министерство образования и науки Российской Федерации (29,7%), Министерство обороны Российской Федерации (13,5%), Министерство образования и науки Республики Татарстан (10,8%), Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (40,5%), Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (32,4%). При этом Правительство Российской Федерации в целом не ассоциируется у молодежи как орган, напрямую ответственный за воспитание патриотизма и военно-патриотических чувств, таковым его признали лишь 5,4% опрошенных.

Студенты единодушны в мнении о том, что воспитание патриотизма в среде молодежи в России проводится крайне слабо и неэффективно: в этом сошлись точки зрения студентов и первых, и старших курсов, и юношей, и девушек: «М: Как вы считаете, проводится ли у нас в России и насколько успешно патриотическое воспитание молодежи? С: Я таких программ не знаю; С: Мне кажется, не проводится. М: В школе, в вузе сталкивались с какими-то мероприятиями, которые посвящены патриотическому воспитанию? С: Только к 9 Мая» (1 курс). «М: Как вы считаете, насколько успешно в нашей стране воспитывается патриотизм? С: Вообще никак; С: Не воспитывается» (4 курс). «Мне кажется, провал в этом вопросе сейчас в государственной политике. Кого ни спросишь, молодого человека, - армия

от чего-то защищает? - нет, не защищает. Он даже не понимает, о чем речь. Что такое Гражданин Российской Федерации, что такое Российская Федерация, что такое Федерация вообще» (4 курс).

Оценка эффективности развития патриотического воспитания молодежи необходимо предполагает знание действующих государственных и социальных программ, конкретных мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как известно, в Российской Федерации и в Республике Татарстан такие программы имеются и реализуются [2]. Эффективность их реализации определяется, в том числе, их массовостью, а также уровнем информированности населения, в особенности молодежи как непосредственного объекта и субъекта реализации этих программ. Как показывают результаты исследования, не только участие, но и информированность студентов о таких программах РФ и РТ практически отсутствует. Из всего спектра мероприятий в рамках программы патриотического воспитания молодежи, названных модератором, студенты знают лишь о некоторых из них, да и то понаслышке: «М: Знаете ли Вы о Всероссийских соревнованиях «К защите Родины готов» по многоборью, проведении общевойсковой подготовке, навыкам владения оружием, техникой, военно-прикладным видам спорта? С: О таких я слышал, что проводятся. М: Что именно слышали? С: Привлекают школьников, учащихся техникумов, они выезжают на неделю примерно, живут как в армии. М: Откуда вы слышали? С: Друг приезжал, рассказывал» (1 курс).

«М: Что Вы знаете о конкурсах «Моя малая родина»; «Тайны родного края»; «знатоки истории республики»; С: «Знатоки истории республики». М: Из каких источников слышали или сами принимали участие? С: Нет, не принимала. Просто слышала. Знаю, что в школе проводился этот конкурс» (4 курс). «М: Что Вам известно о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта «Отчизны верные сыны»?. С: Слышал. М: Что именно? С: Просто знаю, что есть такой. Мне человек попался, который сказал об этом» (4 курс).

Познания студентов о реализации мероприятий в рамках патриотического воспитания молодежи ограничиваются в основном, опытными знаниями о наличии в школах военно-спортивных игр «Орленок» и «Зарница», а также походами к ветеранам перед празднованием Дня Победы. Модератором был назван ряд мероприятий, о реализации которых студенты вовсе ничего не слышали, хотя эти мероприятия входят в состав государственной республиканской программы по патриотическому воспитанию.

Личное участие в таких мероприятиях принимали лишь единичные представители студенческого актива вуза, да и то - представители старших курсов. Студенты отметили участие в таких мероприятиях и движениях, как Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», поисковые отряды, волонтерское движение. Но это участие, кроме волонтерства, ограничивалось лишь школьным временным периодом. В вузе, по словам студентов, таких про-

141

грамм и мероприятий, кроме волонтерского движения, нет.

Воспитание и развитие чувства патриотизма у молодежи понимается студентами старших курсов в целом более широко, чем их младшими коллегами. В программу развития патриотизма, по их мнению, должна быть включена пропаганда здорового образа жизни, воспитания здоровой нации: «Не то что воевать должны за свою страну, а то, что они (юноши и девушки - авт.) развивать ее должны, потому что от них зависит, будут они пить, курить или наркотики потреблять» (4 курс). Ключевая идея студенческого актива старших курсов -развитие молодежи и воспитание ее в духе национальных традиций, а не милитаристских ценностей - вот истинное патриотическое воспитание, которого пока нет в современной России. «У нас нет такой интегрирован-ности и нет того, что человек может заняться тем, чем он хочет. Да, есть кружки, есть секции карате, у-шу, но я не думаю, что все это очень хорошо. Нужно создавать кружки по интересам и таким образом воспитывать самосознание и чувство патриотизма. Ведь не важно, сколько ты проживешь, самое главное - как ты проживешь» (4 курс).

И не случайно, как показали проведенные нами исследования, абсолютное большинство респондентов (97,3% по данным анкетного опроса) к наиболее яркому событию, способствующему укреплению патриотических чувств граждан страны, относит День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, знания о которой черпает не только из изучения истории в учебных заведениях и 142

рассказов ветеранов, но и из средств массовой информации, телепередач, документальных и художественных фильмов, научной и художественной литературы, а также Всемирной Сети Интернет, что позволяет современной молодежи сформировать для себя наиболее объективную оценку событий тех лет.

Воспитание патриотизма напрямую восходит к соблюдению традиций народов нашей страны, к сохранению и развитию их исторической памяти. Сохранение исторической памяти, которое в анкетном опросе студенты отнесли к неотъемлемой и важной части воспитания патриотизма (37,8%), во многом способствует передаче традиций подрастающему поколению; нарушение исторической памяти, ее искажение и фальсификация способны привести к непредсказуемым трагическим последствиям и полностью нарушить связь поколений.

В рамках проведения анкетного опроса мы предложили студентам выделить те первоочередные меры, которые, по их мнению, будут способствовать улучшению ситуации в области патриотического воспитания.

Было получено следующее их ранжирование, которое приводится в тексте. Во-первых, более половины опрошенных (64,9%) отметили необходимость привлечения внимания власти и населения к проблемам патриотического воспитания; во-вторых, грантовую поддержку общественных молодежных организаций, реализующих проекты по патриотическому воспитанию, к первоочередным мерам, отнесли 48,6% исследуемых; в-третьих, респонденты отметили необходимость активизации работы по

повышению качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях (35,1%); в-четвертых, крайне желательно привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений, трудовых коллективов (32,4%). В-пятых, исследуемыми особо отмечается мера по поддержке патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - задача государственная, всенародная. Думается, оно должно проводиться во всех сис-

темах воспитания, образования на основе единой государственной программы.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь - М: АСТ /Астрель (2003 г.) - 1247 с.

2. Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан» на 2009-2010 годы. [Электрон. ресурс]: http://prav. tatar. ru/index. htm.; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» -М.: Росвоенцентр, 2005; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. -5 июля.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Райхлина Е. Л.

В статье рассматривается сущность патриотического самосознания, его структурные компоненты. Приводятся результаты диагностики сформи-рованности патриотического самосознания студентов педагогического вуза. Представлены концептуальные идеи его развития у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: самосознание, патриотическое самосознание, компоненты патриотического самосознания: познавательный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты, диагностика патриотического самосознания, диалоговые технологии.

Future pedagoguesЛ patriotic self-consciousness: the results of the research and the development ways. The article considers the essence of patriotic self-consciousness, its structural components. The author presents the results of diagnostics ofpatriotic self-consciousness maturing among the pedagogical college students, submitting conceptual ideas of its development.

Key words: self-consciousness, patriotic self-consciousness, patriotic self-consciousness components: cognitive, of emotional value, effectively volitional, reflex valuation components, diagnostics of patriotic self-consciousness, interactive modes.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.