УДК 37.035.6:378.046
ОСОБЕННОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЕЖЬЮ
Звездина Г.П.
Канд.психол.наук, доцент, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет
Звездина Е.Ю.
Аспирант
Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет
В статье проведен анализ изучения проблемы патриотизма в гуманитарной науке, показаны аспекты исследования данного феномена современной психологией. Представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей осмысления патриотизма современной молодежью: отношение к героическому прошлому страны, ее политическим и экономическим успехам, отношение молодых людей к службе в рядах ВС; показано соотношение эмоционального и деятельностного компонентов осмысления патриотизма старшеклассниками и студентами, определены возрастные и гендерные различия в понимании патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, чувство патриотизма, патриотическое сознание, патриотическая деятельность, функции патриотизма, личностный патриотизм, компоненты осмысления патриотизма.
Проблема патриотизма на современном этапе переживает процесс своего возрождения, наблюдается значительное повышение интереса исследователей к изучению данного феномена. Однако, несмотря на широкий диапазон исследований сущности патриотизма, в научной литературе до сих пор нет однозначной трактовки этого понятия. Нет универсальной или хотя бы общепринятой дефиниции этого понятия, и в современных гуманитарных науках.
Проведенный анализ определений патриотизма, представленных в словарях, показал, что патриотизм истолковывается и как благородная любовь к Родине; и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам Родины; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство.
Дискуссии о патриотизме на предмет отнесения его к той или иной научной области активно ведутся представителями разных научных направлений: политиками, философами, социологами, педагогами и психологами.
Здесь необходимо отметить, что если общественные и педагогические науки активно изучают проблему патриотизма, то психологические науки в меньшей степени исследуют этот вопрос. Тем не менее, можно выделить основные направления исследования феномена патриотизма психологическими науками.
Социально-психологические факторы формирования идеологии патриотизма нашли свое отражение в исследованиях А.В. Потемкина, С.А. Гаврилушкина, С.В. Мещеряковой, В. А. Кольцовой, В. А. Соснина. В трудах этих ученых были проанализированы и систематизированы группы факторов социально-психологического характера, влияющие на настроения отдельной личности и общества.
Раскрывая социально-психологические проблемы патриотизма, В. А. Кольцова, В. А. Соснин представляют патриотизм как базовую составляющую национального самосознания народа, выражающуюся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, ее
истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга в его защите и признании самоценности других человеческих сообществ и их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом. Смысл и функция патриотизма — в объединении государства и сохранении нации как суверенного культурного, территориального, государственно-политического и экономического субъекта исторического процесса [5].
Несмотря на то, что, по мнению отечественного психолога А.А. Гостева, «проблема патриотизма практически исчезла из поля зрения психологов» [3, с.102], тем не менее, отмечает ученый, в истории русской философско-психологической мысли накоплен огромный опыт осмысления проблемы духовно-нравственной сферы, в том числе патриотизма.
Так И.А. Ильин пытался выявить связь патриотизма с духовностью. Патриотизм рассматривается им как важнейший способ развития личности, а именно ее духовного развития, самовыражения. По Ильину любовь к Родине - фактор структурирования ценностно-смысловых приоритетов, придающий целостность пространству жизнедеятельности человека.
Ученый подчеркивает значимость национально-патриотического воспитания. Чувство патриотизма рассматривается им как важнейшая характеристика духовной личности. Идея И. А. Ильина о том, что обрести чувство Родины человеку возможно только через формирование духовной личности в полноте ее содержания имеет важнейшее значение с точки зрения исследования психологии патриотизма [3, с.144]. Для построения духовно ориентированной социальной психологии, этнопсихологии работы И.А. Ильина имеют важнейшее значение.
В этнической психологии и психологии межгрупповых отношений накоплены достаточно обширные данные, позволяющие выделить проблему патриотизма в качестве самостоятельного объекта исследования, использовать для описания данного феномена соответствующий концептуально-терминологический инструментарий и обозначить его социально-психологическую специфику.
Патриотизм - это чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности [4].
Социально-педагогический смысл феномена патриотизма заключается в способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию.
Патриотизм, будучи многогранным и многоаспектным явлением, представляет сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы.
Личностный патриотизм как одно из высших осознанных человеческих чувств - это утверждение своего «Я», своего личностного бытия, наиболее совершенная форма и путь достижения человеческой сущности через нравственное отношение к другим людям. От того, насколько правильно человек понимает свое «Я», свое место в мире и назначение, в конечном итоге зависит смысл или бессмысленность его жизни. В этом плане наличие чувства патриотизма является основополагающим в осмысленном отношении к жизни.
Системообразующим основанием патриотического воспитания является ценностно-смысловое ядро патриотизма, которое обеспечивает целостность социальной, политической и культурной системы и соответствующую идентичность личности. Особое место среди критериев патриотического воспитания занимают патриотическое сознание и патриотическая деятельность.
Анализ литературных источников по поводу восприятия современной молодежью патриотизма показал, что при всем расхождении мнений, современные российские учёные
сходятся в одном: патриотизм в молодёжной среде сегодня воспринимается неоднозначно. Уверенность в завтрашнем дне, профессиональная реализация и финансовое и семейное благополучие для нынешних молодых людей важнее, чем общественные ценности. Но, при этом, по сравнению с девяностыми годами ХХ века, сегодня наблюдается положительная динамика, связанная с формированием патриотических чувств и убеждений в молодёжной среде, как при помощи государственных институтов, так и общественных, где большую роль начинают играть молодежные общественные организации и волонтерское движение. Таким образом, патриотизм входит в систему ценностей современного подрастающего поколения, но, при этом, по мнению исследователей, не является значимой и определяющей ценностью для большинства молодёжи.
С целью изучения особенностей осмысления патриотизма современной молодежью нами была разработана анкета, касающаяся разных аспектов данного феномена: переживание чувства гордости политическими, экономическими, спортивными, культурными успехами нашей страны, ее историческими победами, готовности к защите Родины и её интересов, деятельность на благо своей страны, участие в деятельности общественных организаций. Кроме того, данная анкета включает вопросы на осмысление степени себя как патриота своей страны, качеств личности патриота, знание государственной символики и другие. Анкета включает в себя как закрытые вопросы с вариантами ответов, так и открытые, требующие содержательного анализа. В исследовании приняли участие 96 человек: студенты 1-2 курсов гуманитарных факультетов и старшеклассники.
Первый вопрос анкеты выявляет переживание чувства гордости успехами нашей страны в политике, экономике, спорте и прочее. Было выявлено, что 36,2% респондентов испытывают чувство гордости политическими успехами нашей страны. У 63,8% вызывают чувство гордости спортивные достижения, 81,0% респондентов гордятся историческими победами вооруженных сил России. Лишь 12,1% испытуемых гордятся экономическими успехами РФ. Больше половины -51,7% испытывают гордость за нашего президента В. В. Путина. Ни один из испытуемых не ответил на данный вопрос отрицательно. Следовательно, можно говорить о том, что представители современной молодёжи, включенные в нашу выборку, проявляют интерес к различным сторонам общественной жизни страны, осмысливают свою включенность и причастность к достижениям своей Родины и испытывают чувство гордости.
Ответы на вопрос о сфере интересов испытуемых в отношении страны в целом согласуются с предыдущими. Историческим прошлым нашей страны интересуется 43,1% опрошенных, 70,7% следят за современными политическими и экономическими событиями в стране. Однако, интерес к культурным ценностям нашей страны - литературе, искусству, архитектуре выявлен только у 15,5% молодежной выборки.
Проанализируем ответы респондентов на вопрос: «Испытываете ли Вы чувство гордости, когда звучит гимн России?». Большинство опрошенных 86,2% испытывают чувство гордости и знают текст гимна России, 6,9% испытуемых чувство гордости испытывают, но текст не знают, 1,7% хотели бы знать текст гимна. И 5,2% не испытывают чувства гордости, когда слышат гимн России. Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональный компонент осмысления патриотизма выражен у подавляющего большинства молодёжной выборки.
Следует отметить и то, что почти все испытуемые безошибочно назвали государственную символику РФ. Однако, на вопрос «Что такое Конституция РФ?» 17,2% испытуемых ответить не смогли. Все они входят в выборку школьников.
Одним из показателей осмысления патриотизма является отношение человека к воинской повинности, прохождению военной службы. Около 76% испытуемых считают, что прохождение военной службы по призыву является священным долгом каждого гражданина РФ, 24,1% так не считают, из них половина юношей и половина девушек. На вопрос: «Какие виды службы в Вооруженных Силах России Вы бы предпочли» 27,6%
респондентов мужского пола дали ответы в пользу службы по призыву, 6,9%- по контракту, 6,9% - альтернативной гражданской службы и 13,8% опрошенных юношей предпочли бы совсем не служить.
В соответствии с заявленной темой исследования представляют интерес ответы респондентов на вопрос: «Какими качествами должен обладать патриот своей страны?». В 20,7% случаев юноши и девушки называют качества, непосредственно связанные с чувством патриотизма: любовь к Родине, попытка сделать ее лучше, гордость за свою страну, верность и преданность ей. Кроме того, испытуемые называют и просто личностные качества: честность, уважение к людям, толерантность, благородство, мужественность, человечность, целеустремленность и другие. Из данных ответов можно сделать вывод о том, что патриот в представлении современной молодежи, должен не только любить Родину, но и представлять из себя целостную, самосовершенствующуюся личность, быть порядочным, честным, обладать определенными человеческими достоинствами.
На главный вопрос нашей анкеты: «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» ответы распределились следующим образом: да, считаю - 81,0%; нет, не считаю - 19,0%, в том числе не считаю, хочу сменить гражданство и поехать на постоянное место жительства в другую страну - 8,6%.
Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство представителей современной молодежи считают себя патриотами своей страны и связывают свое будущее с ней. Однако, часть молодежной выборки, хотя и не очень большая, не видит жизненных перспектив в своей стране, и предполагают сменить гражданство и место жительства.
Многие исследователи советских и постсоветских лет, отмечали, что «содержание патриотизма зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, целей и задач, стоящих перед ними» [2].
Анализируя полученные данные, следует отметить, что значимо большее количество юношей по сравнению с девушками испытывает чувство гордости экономическими успехами нашей страны. Можно предположить, что юноши чаще интересуются экономикой, а именно в плане глобального, подхода к её достижениям. Девушки же в силу своей большей эмоциональности и исполнительности испытывают чувство гордости, когда звучит гимн России, и знают его текст. На вопрос «Что привлекает вас в деятельности общественных организаций» значимо большее количество девушек выделили коллективные экскурсии по памятным местам. Возможно, это объясняется большей общительностью девушек, включенностью именно в коллективную деятельность независимо от её содержания. Волонтёрская деятельность также оказалась более привлекательной для девушек в сравнении с юношами. Можно предположить, что юноши в этом возрасте становятся более прагматичными, и предпочитают виды деятельности, приносящие доход. Кроме того, многие виды волонтерской работы связаны с состраданием, к которому девушки более склонны по причине своей эмоциональности.
На основе проведённого анкетирования обнаружилось только два показателя, по которым имеются значимые различия между группами студентов и школьников: интерес к культурным ценностям нашей страны и желание участвовать в деятельности общественных организаций. Оба этих показателя значимо выше у студентов по сравнению со школьниками. Можно предположить, что студенты, в особенности гуманитарных специальностей, имеют более широкий кругозор, интересы, связанные с различными направлениями культуры, в том числе, и с их будущей профессией. Выборку школьников составили юноши и девушки, не все из которых имеют широкий круг интересов, высокий уровень общей осведомлённости, интеллекта, культуры. Возможно, этим можно объяснить полученные ответы респондентов на вопрос: «Какое Вы хотели бы иметь образование?» При ответе на него студенты называют конкретную профессию, а подавляющее большинство школьников пишут «высшее», не раскрывая его содержание.
Представители исследуемой нами молодежной выборки в целом испытывают чувство гордости историческими и спортивными успехами нашей страны. Несмотря на то, что проявляют интерес к политическим и экономическим событиям, чувства гордости по этому поводу не испытывают. Минимальное количество респондентов отмечают у себя интерес к культурным ценностям страны. Показателем развития патриотических чувств является готовность и участие в деятельности общественных организаций. Следует отметить низкую информированность большей части молодежи в этом вопросе, в то время как большая часть опрошенных проявила готовность принимать участие в подобной деятельности.
Подавляющее большинство молодежной выборки осмысливает себя патриотами своей страны, большинство представителей мужского пола считают службу в Вооруженных силах России священным долгом, и проявляет готовность к службе в армии. Эмоциональный компонент осмысления патриотизма превалирует над деятельностным, всего 10% испытуемых являются участниками тех или иных молодежных общественных организаций, около 40% респондентов вовсе и не хотят участвовать и 48% хотели бы, но не участвуют. Полученные данные свидетельствуют о том, что следует поддерживать инициативу молодежи и способствовать ее включению в социально-активную и гражданско-патриотическую деятельность.
Литература
1. Борисова Н. В., Гостев А. А. Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина //Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 3 (18). С. 142-159
2. Буева И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / И. И. Буева. - Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm
3. Гостев А.А. Патриотизм как духовно-нравственное качество личности // Современная личность: психологические исследования / Отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. М.: ИП РАН, 2012.
4. Еремина М.А. Патриотизм как психологический феномен // Формирование традиций патриотизма материалы научно-практической конференции. - Барнаул, 2015. - С. 30-34.
5. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 89-98