УДК 316:075.8
О. В. Бессчетнова
ПАТРИОТИЗМ КАК МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Проанализировано понятие «патриотизм» с точки зрения философии, филологии, общественных наук. Представлены результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2010 г. на территории Саратовской области, по изучению уровня патриотизма современной учащейся молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, экстремизм, учащаяся молодежь, социологическое исследование.
Вопросы патриотизма занимали умы ученых, философов, политиков, публицистов, писателей на протяжении всего существования человеческого общества. Принципы гражданственности как первоосновы патриотизма зародились еще в учениях античных философов - Платона, Демокрита, Сократа, Конфуция, которые позже нашли свое продолжение в трудах ученых и общественных деятелей ХУ1-ХУ11 вв. - М. Монтеня, Ш. Фурье, Т. Мора, А. Сен-Симона, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Идеи патриотизма рассматривались не только в трудах ученых и философов, но и писателей и просвещенных русских мыслителей XIX в., таких как Н. М. Карамзин, А. И. Гер -цен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.
Классик русской философской мысли ХХ в.
В. С. Соловьев в своей статье «Русская идея» отмечал: «... Долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике, не навязывая ей своих субъективных идей» [1, с. 378]. Продолжая ту же мысль,
Н. А. Бердяев утверждал: «. Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ей сознательному гражданскому патриотизму» [2, с. 96].
По мнению В. Даля, «. патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодежи -это проявление любви к родине, отчизне, отечеству» [3]. По мнению В. И. Ленина, патриотизм выступает как «...одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [4, с. 190].
В современной трактовке патриотизм (от греческого «соотечественник», «отечество») представляет собой «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, готовность подчи-
нить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [5].
Для изучения уровня сформированности патриотизма у современной учащейся молодежи автором статьи в 2010 г. было проведено социологическое исследование на территории Саратовской области в городской (г. Саратов, г. Балашов, г. Арка-дак, г. Ртищево) и сельской местности (с. Заречное, с. Малиновка, с. Б. Карай, с. Рассказань, с. Дуплят-ка, с. Лесное, с. Терновка, с. Тростянка, с. Подгорное, Каменка, с. Шепелевка, с. Озерки, с. М. Мелик и др.) методом анкетирования на основе случайной выборки.
Исследование проводилось на базе вузов (БИСГУ, СГСЭУ), сузов (БМУ, БСХУ), лицеев (МОУ ГПЛИ), профессионально-технических училищ (ПТУ № 15, ПТУ № 47), средних образовательных школ (МОУ СОШ № 3, 5, 7, 9). В исследовании приняло участие 202 человека, из которых 53.9 % - девушек и
46.1 % юношей, в возрастном диапазоне 14-17 лет - 42.5 %; 18-20 лет - 42.5 %, 21-23 года - 15 %. Подавляющая часть респондентов не состояла в браке - 91 %, были замужем/женаты - 3.9 %, состояли в разводе - 1.2 %, состояли в незарегистрированном браке - 3.9 %. По национальному составу 95.5 % являлись русскими, 1.4 % - армянами, остальные 3.1 % - представителями узбекской, украинской, чувашской, чеченской, греческой национальностей.
На вопрос «Имеет ли для Вас значение национальность человека при общении с ним?» 25.7 % опрошенных дали утвердительный ответ, 57.4 % -отрицательный, ответ «в зависимости от самого человека» - 1.6 %, затруднились ответить - 15.3 %. Данный факт говорит о том, что в процессе коммуникации молодые люди больше внимания обращают на социально-психологические, личностные качества человека, его поведение, кругозор, интересы, умение слушать, т. е. «что он собой представляет», нежели на его национальную принадлежность.
У 87.1 % респондентов есть друзья, знакомые, родственники другой национальности, 12.9 % таковых не имеют, что позволяет говорить о достаточно лояльном, нейтральном отношении молоде-
жи к людям, отличным от них самих. Вместе с тем собственная национальность важна для 60.9 % опрошенных, «скорее важна» - для 17.8 %, не имеет особого значения для 18.3 % молодежи, затруднились ответить лишь 3 % респондентов.
В качестве позитивных черт своей национальности респонденты называют трудолюбие, доброту, патриотизм, храбрость, ум, находчивость, гостеприимство, подкрепляя свои высказывания следующими комментариями: «русские - этим все сказано», «русские никогда не отдадут свою родину врагу», «русские не дадут свою Родину в обиду». Среди отрицательных ее качеств молодые люди указывают на лень, безответственность, безразличие окружающих, пьянство и злоупотребление спиртными напитками («пьем много»), надежду на авось, бесхитростность («широкая душа», «слишком добрые», «надо быть похитрее, как американцы»).
В связи с этим на вопрос «Может ли национальность человека повлиять на получение им образования, работы, карьеры в настоящее время в России?» утвердительно ответили 33.7 %, с определенной долей вероятности «иногда, думаю, возможно» - 36.2 %, отрицательно - 24.2 %, затруднились с ответом 5.9 %. Таким образом, около 70 % опрошенных считают национальность важным атрибутом личностной принадлежности, способной оказать заметное влияние на дальнейшую социализацию человека в обществе.
К межнациональным бракам относятся положительно 18.3 % опрошенных, нейтрально - 60.9 %, отрицательно - 16.8 % и резко отрицательно -3.9 %. Несмотря на достаточную гипотетическую лояльность к межнациональным бракам, на вопрос «Вступите ли Вы в брак с представителем другой национальности?» только 27.2 % респондентов сохранили устойчивый позитивный ответ, 36.6 % ответили отрицательно, а 35.6 % затруднились ответить. В качестве причин подобного явления респонденты называют возможные трудности с усвоением другого языка, культуры, несовпадение религиозных взглядов, нежелание покидать свою страну и приспосабливаться к чужой ментальности.
Несмотря на то, что 59.9 % опрошенных считают, что в развитых зарубежных странах человек имеет больше возможностей сделать карьеру, улучшить свое материальное благополучие, образование, чем в России, на безусловный переезд в другую страну на постоянное местожительство согласны лишь 37.6 % опрошенных молодых людей, в то время как совокупный отрицательный ответ («вероятно, нет» - 39.6 % и «нет, никогда» -
15.8 %) дали 55.4 % респондентов, остальные 7 % считают, что это зависит от самой страны и условий проживания в ней.
В XXI в. человечество столкнулось с массой новых угроз, одной из которых является экстремизм. В современных условиях он приобретает массовость и проявляется на межгосударственном, внутригосударственном, межэтническом, межре-лигиозном, культурологическом, бытовом и других уровнях. Экстремизму подвержены различные слои населения, социальные группы, социальные объединения и организации. Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более склонна к влиянию различных идеологий, в связи с чем проблема превенции экстремизма в подростковой и молодежной среде является весьма актуальной. Результаты нашего исследования показали, что 22.3 % молодежи оценивают националистические выступления как «борьбу за интересы людей своей национальности», 45.5 % -как «нарушение конституционных прав человека», а 32.2 % опрошенных - как «безразлично».
По данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %), религиозные (4-5 %). Таким образом, в аспекте направленности экстремистской активности преобладающим ее видом является межнациональный экстремизм, основанный на идеях национализма, расизма, шовинизма [6, с. 79].
Кроме того, вызывает обеспокоенность активная деятельность различных радикальных групп, которые наряду с традиционными методами (митинги, издание газет и журналов) стали использовать и осваивать инновационные методы и технологии (пропаганда в сети Интернет, информационный экстремизм). По некоторым данным, на территории России действует 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численностью около полумиллиона человек. Особую обеспокоенность вызывает рост количества случаев физической расправы в отношении иностранных студентов, выходцев с Кавказа и Центральной Азии, мигрантов и вообще лиц неславянской национальности, что негативно сказывается на имидже страны в целом, уровне ее цивилизованности в мировом сообществе.
В отличие от экстремизма, понятие «патриотизм» не вызвало затруднений у респондентов, 5.4 % из которых рассматривают его как «качество личности, присущее всем без исключения людям»;
16.8 % - как «морально-нравственную характеристику личности, приобретаемую в процессе обучения, воспитания, жизни в стране»; 72.3 % понимают его как «любовь к родине, готовность служить ей»; 5.5 % - как «любовь к родному краю».
Свой уровень патриотизма оценили как «высокий» - 24.8 % респондентов, «средний» - 65.4 %, «низкий» - 9.8 %. Вместе с тем считают себя патриотами 76.2 % опрошенных, ответ «не совсем» дали 18.3 %, не считают себя таковыми лишь
2.1 %, затруднились с ответом 3.4 %.
В ходе анкетирования молодым людям было необходимо выразить свое отношение к следующему утверждению: «Патриотизм проявляется только в критические моменты жизни человека, например во время войны», на что 26.2 % опрошенных ответили утвердительно («совершенно верно»), однако
62.9 % не совсем согласны с ним, а 10.9 % считают его в корне неверным, полагая, что патриотизм проявляется не только на полях сражений, но и в мирной жизни.
Несмотря на огульные обвинения современной молодежи в алкоголизме, наркомании, тунеядстве, низком уровне морально-нравственных и патриотических качеств, более 98 % респондентов на вопрос анкеты «Каковы Ваши действия в случае возникновения военной угрозы России со стороны другого государства?» дали следующие варианты ответов: «пойду на фронт», «пойду воевать», «стану добровольцем», «как большинство нормальных людей встану на защиту своей Родины», «сделаю все, что в моих силах», «помогу своему государству всеми необходимыми способами», «не задумываясь, пойду на защиту государства», «пойду медсестрой в госпиталь», «стану партизаном/разведчиком», «готов положить жизнь за Родину». Высокий уровень патриотизма молодежи, принимавшей участие в исследовании, отражается и при ответе на вопрос «Испытываете ли Вы гордость за свою страну?», на который 73.3 % респондентов ответили положительно, 7.4 % - отрицательно, а 19.3 % молодежи затруднились ответить.
Удивительным при анализе результатов опроса является то, что 49.5 % молодежи рассматривают понятие «национализм» как любовь к родине, защиту прав и интересов представителей своей национальности, 32.7 % - как крайнюю форму экстремизма, агрессии к представителям других национальностей, 11.4 % - как борьбу с иммигрантами, приезжими из других стран, а 9.4 % опрошенных рассматривают его как деятельность национал-социалистических движений. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии просветительской работы в средствах массовой информации, разовом характере мероприятий патриотической направленности в школах и вузах, «вакууме» информации у молодежи в данной области, который легко может быть заполнен различного рода национал-социалистическими, радикальными и экстремистскими организациями, чья пропаганда направлена на подростков 14-17 лет под лозунгом
«Россия - для русских!», чьи лидеры забывают или не хотят вспоминать о том, что в течение нескольких тысячелетий сначала Русь, затем Российская империя, позже СССР и, наконец, Российская Федерация представляли собой одну из наиболее многонациональных стран мира, где наряду с титульной нацией мирно соседствовали и другие многочисленные этносы, нации и народности.
Конец XX в. в нашей стране ознаменовался перестройкой социально-экономического, политического, социального, культурного пространства, безработицей, обнищанием большей части населения страны, ростом внутренней (иммиграцией из Средней Азии, Казахстана, Украины) и внешней (эмиграция в США, Германию, Израиль и др.) миграции. Отношение к иммигрантам в нашей стране неоднозначное, о чем свидетельствуют результаты опроса молодежи, 66.4 % которой считают, что мигранты представляют собой опасность для России, 32.7 % отрицают данный факт и 0.9 % затруднились ответить.
По мнению подавляющей части респондентов (около 97 %), семья и школа играют важную роль в воспитании чувства патриотизма у детей и молодежи, подтверждая свои суждения такими высказываниями, как: «семья и школа стоят на первом месте», «семья закладывает самое главное, что нужно в жизни», «только семья может воспитать настоящего патриота». Вместе с тем лишь 3 % респондентов уверены, что они не играют существенной роли, так как патриотизм является чувством, которое дается человеку от рождения.
Но отдавая должное ведущей роли семьи, школы, средствам массовой информации, государству, общественным организациям в деле воспитания и формирования патриотизма у детей и молодежи, следует помнить, что патриотизм следует «исповедовать», а не «проповедовать», навязывая его другим, «.для этого он сам [воспитатель] должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно показывать. те глубины и прекрас-ности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения» [7, с. 228].
В связи с неоспоримой ролью семьи и школы в деле воспитания патриотизма респонденты предлагают следующие меры по усилению патриотического воспитания современной молодежи: во-первых, по их мнению, в школе необходимо проводить различные тематические мероприятия, посвященные подвигам наших предков, национальной культуре, историческим события прошлого, способствующим формированию чувства гордости за свою родину; во-вторых, ввести довоенную подготовку и всеобщую воинскую повинность; в-третьих, повысить умственное и физическое развитие подрастающего поколения; в-четвертых, активнее
привлекать молодежь к участию в политической, социальной, экономической жизни страны; в-пятых, ввести патриотическое воспитание в качестве самостоятельной учебной дисциплины в школе и вузе. Кроме того, респонденты указывают на важную роль СМИ в деле повышения чувства патриотизма, предлагая «показывать на телевидении патриотические фильмы и передачи», «извлечь иностранщину из средств массовой информации и телевидения», «обратиться к культуре и традициям своего народа». В своих высказываниях респонденты делают акцент на повышение социальной защищенности населения нашей страны, создание рабочих мест для молодежи, необходимость государства создавать необходимые условия для того, чтобы было за что любить свою Родину. Некоторые респонденты для повышения уровня патриотизма предлагают убрать иммигрантов с территории нашей страны, вернуться к практике социалистической пропаганды, ничего не делать до тех пор, пока не наступит война, иначе люди не станут настоящими патриотами.
Таким образом, из результатов опроса можно сделать вывод о достаточно высоком уровне патриотизма у современной учащейся молодежи, готовности к самопожертвованию ради интересов своей страны, не задумываясь о собственных выгодах или лишениях. Вместе с тем участники опроса отмечают необходимость целенаправленного формирования патриотизма у подрастающих поколений путем проведения патриотических мероприятий в учреждениях образования, усиления роли семьи, школы и государства в данной сфере для сохранения возможности противостоять экстремистским организациям, повысить уровень межэтнического взаимодействия.
Подводя итог, хочется закончить статью словами Теодора Рузвельта, который сказал: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой» [8].
Список литературы
1. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 822 с.
2. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Г. А. Леман, С. И. Сахаров. 1918. 240 с.
3. Даль В. И. Патриотизм. Материал из Викицитатника. 1^1.: http://ru.wikiquote.org/wiki
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5 изд. Т. 37. 190 с.
5. Патриотизм. Википедия. 1^1.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Patriotism
6. Смирнов В. А. Основы молодежной политики в сфере профилактики экстремизма // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 14. Вып. 7.
С. 79-84.
7. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
8. Рузвельт Т. Википедия. 1^1.: http://ru.wikiquote.org/wiki/
Бессчетнова О. В., кандидат социологических наук, доцент.
Балашовский институт (филиал Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского).
Ул. К. Маркса, 29, г. Балашов, Саратовская область, Россия, 4123Q9.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.06.2010.
O. V Besschetnova
PATRIOTISM AS MORAL CATEGORY OF THE PERSONALITY OF THE MODERN STUDENT YOUTH
The article dwells on the topic of patriotism as the issue of philosophy, philology and public sciences. The empirical sociological research, which was done in 2010 in Saratov region, regarding studying the patriotism level of the modern student youth, is represented in the article.
Key words: patriotism, extremism, student youth, sociological research, Saratov region.
Balashov Institute (filial of Saratov State University named after N. G. Chernyshevskiy).
Ul. K. Marksa, 29, Balashov, Saratov region, Russia, 412309.
E-mail: [email protected]
— 14Q —