Научная статья на тему 'Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде республики Татарстан'

Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
586
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А., Липатова Т. Н.

В статье анализируются особенности формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной среде. Приводятся данные социологических исследований, проведенных членами авторского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А., Липатова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analyses of the civic consciousness and patriotism of the youth. The sociological data are carried out by the group of authors.

Текст научной работы на тему «Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде республики Татарстан»

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев,

Т. Н. Липатова

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПАТРИОТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: гражданское самосознание, патриотизм, молодежь.

В статье анализируются особенности формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной среде. Приводятся данные социологических исследований, проведенных членами авторского коллектива.

Keywords: civic consciousness, patriotism, youth.

The article is devoted to the analyses of the civic consciousness and patriotism of the youth. The sociological data are carried out by the group of authors.

В настоящее время обществу приходится сталкиваться с проявлением экстремистских настроений в определенных группах молодежи [1],[2],[3]. В связи с этим возрастает исследовательский интерес к изучению особенностей формирования гражданской идентичности. Исследования показывают, что общероссийская идентичность наиболее сильно выражена в регионах, для которых характерно социально-экономическое благополучие и где население может успешно себя реализовать. Типичным примером здесь может являться рост общероссийской идентичности у жителей Москвы. По данным социологического исследования проведенного Отделом этносоциологии Института этнологии и антропологии РАН, если в 1992 году не более 25% опрошенных горожан считали себя россиянами, то в 2006 году, по данным «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения», уже 53% москвичей ощущали себя гражданами России.

Подобная картина, характерна в целом и для всей России. Согласно исследованиям ВЦИОМ, проведенным в 2005 году, 60% опрошенных имели общероссийскую идентичность. При этом у молодежи она была даже более выражена, чем у представителей других возрастных групп. Так, в возрастной группе от 18 до 24 лет общероссийская идентичность проявлялась у 70% опрошенных.

Несколько иначе складывается ситуация в национальных республиках. Так, полученные в ходе проведенного нами исследования данные свидетельствуют, что в первую очередь молодежь идентифицирует себя со своей семьей, со своими родственниками. Это характерно для 31,7% опрошенных. В качестве жителя Российской Федерации идентифицируют себя 25,7% опрошенных, в качестве жителя Республики Татарстан - 22%, в качестве жителя определенной местности - 8%.

Этническая самоидентификация характерна для молодежи Татарстана в значительно меньшей степени. Так, 6,4% идентифицирует себя с русскими, 8,8% - с татарами, а 0,6% - с представителями других национальностей. Имеются и те, кто идентифицирует себя по принадлежности к определенной конфессии. Так, 6,5% опрошенных идентифицируют себя с мусульманами, а 2,7% с православными.

Если же говорить о гражданской идентичности молодежи республики, то 64,9% опрошенных в полной мере ощущают себя гражданами Российской Федерации, а 66,8% - гражданами Республики Татарстан. В неполной мере ощущают себя гражданами Российской Федерации 25,6% респондентов. Для Республики Татарстан доля разделяющих такое ощущение составляет 19%. Лишь 4,5% опрошенных не ощущают себя полноценными гражданами Российской Федерации и 10,5% - гражданами Республики Татарстан.

Заметим, что более контрастно указанная проблема может быть проиллюстрирована на основе сведений о структуре идентичности молодежи республики Дагестан, ситуация в которой, как известно нестабильна. Так, согласно данным полученным по результатам исследований проведенных Абдулвага-бовой А.М. в 2005-2008 гг., превалирующей идентичностью у этнической молодежи Дагестана является религиозная [4]. Далее следуют региональногражданская (Я - дагестанец) и этническая. Общероссийская идентичность у этнической молодежи Дагестана находится на последнем месте.

Интересно отметить, что по полученным Аб-дулвагабовой А.М. данным у русской молодежи Дагестана формируется несколько иная структура идентичности. У представителей русской молодежи доминирует этническая идентичность. Далее следует общероссийская идентичность и религиозная идентичность. На последнем месте находится регионально-гражданская идентичность. Такое различие структур идентичности у представителей молодежи различных национальностей должно настораживать, так как явно может служить базой для меж-групповых конфликтов.

Заметим, что известны и другие исследования, направленные на выявление идентичности молодежи Дагестана, проведенные позднее, которые показывают принципиально другую картину структуры идентичности [5]. Согласно этим исследованиям у молодежи Дагестана превалируют общероссийская и регионально-гражданская идентичности. Однако на наш взгляд трудно судить о том, есть ли это отражение реальных процессов трансформации идентичности, или же это запрограммированные в усло-

виях пониженной безопасности в обществе ответы респондентов.

Можно указать и на некоторые особенности самоидентификации у различных социальных групп, составляющих молодежь Татарстана. Так, например, по сравнению с другими группами молодежи, у учащихся высших учебных заведений республики несколько более выражено стремление идентифицировать себя с жителями Российской Федерации (31%). Очевидно, что это связано с федеральной принадлежностью высших учебных заведений республики. Другая особенность - доля идентифицирующих себя по принадлежности к определенной национальности несколько выше среди школьников, учащихся колледжей, ПТУ, ссузов. Так, например, среди школьников эта доля достигает 22,5%, а среди студентов вузов уже только 11,9%.

В тоже время, очевидно, нельзя забывать, что этническая идентичность может быть легко и в нужный момент актуализирована. Так, проведенный нами ранее в 2008 году массовый опрос, показывает, например, что у русских респондентов в национальных республиках актуализированность собственной этнической идентичности составляет в Башкортостане 24,2%, в Удмуртии - 15,8%, в Татарстане -14,4%. Для татар в указанных регионах характерна примерно одинаковая степень декларируемой ак-туализированности этнической идентичности - число никогда не забывающих о своей национальности составляет в среднем 2/5 респондентов. Значительно выше актуализированность у респондентов-башкир. Они дают существенную долю никогда не забывающих о своей национальности - 46,1%, это почти в два раза превышает имеющих такое же мнение представителей других этнических групп. Также наблюдаются особенности актуализированности этнической идентичности в зависимости от социально-демографических характеристик изучаемых групп молодежи. Так, юноши и мужчины всех трех республик характеризуются более ярко выраженной актуализацией своей этнической принадлежности. Семейное положение респондентов также повлияло на распределение ответов. У молодых людей, которые уже создали семью, этническая идентичность выражена в меньшей степени. Возможно, переход в новый брачный социальный статус актуализирует иные виды социальных идентичностей. Возрастные тенденции проявляются и в том, что вопреки традиционному мнению о повышении значимости этнической идентичности с возрастом, результаты исследования демонстрируют большую долю респондентов, никогда не забывающих о своей национальности, в возрастной группе от 15 до 19 лет, в отличие от 25-29 летних респондентов.

Заметим, что в качестве сильного катализатора этнической актуализированности может выступать и религиозный фактор. Проведенные исследования показывают, что наиболее ярко это проявляется среди респондентов, относящих себя к мусульманами. Так, если в целом среди молодежи Башкортостана 31% никогда не забывают о своей этнично-сти, то данное мнение разделяют уже 45,8% молодых людей, считающих себя мусульманами. В Уд-

муртии данное соотношение еще более ощутимо: от 25,5% среди всей молодежи до 60,9% среди приверженцев ислама. В Татарстане такого резкого разрыва не наблюдается, хотя также присутствует возрастание актуализированности этнической идентичности среди мусульман (21,4% для всей молодежи и 27,6% для мусульманской молодежи).

Важным элементом в формировании гражданского самосознания является патриотизм. По мнению молодежи, понятие патриотизм в первую очередь включает: «желание процветания своей стране и своему народу» (65,9%), «любовь и уважение к своему языку и культуре» (54,6%), «чувство радости и гордости за достижения страны на мировой арене» (39,4%), «чувство любви и преданности к отечеству» (38,1%), «стремление жить и работать в своей стране» (28,4%), «знание истории страны, республики, народа и интерес к ней» (26,2%), «готовность пожертвовать жизнью для защиты интересов своей Родины» (21,7%).

По данным исследования, проведенного при участии членов авторского коллектива [6], молодежь Республики Татарстан, в целом проявляет достаточный патриотический настрой. По полученным данным в разной степени считают себя патриотами Российской Федерации 73% респондентов. Однако, при этом доля опрошенных, не считающих себя патриотами Российской Федерации тоже является значительной и составляет примерно пятую часть опрошенных (20,3%). Затруднились охарактеризовать свою позицию по данному вопросу 6,7% респондентов.

Несколько меньше респондентов считают себя патриотами Республики Татарстан. В разной степени считают себя патриотами Республики Татарстан 67,6% респондентов. Доля опрошенных, не относящих себя к патриотам Республики Татарстан тоже является значительной и достигает примерно четверти опрошенных (24,9%). Затруднились охарактеризовать свою позицию 7,5% респондентов.

Причины, по которым представители молодежи республики не считают себя патриотами, разнообразны. В ответах респондентов проявляются различные позиции, от меркантильных - «европейский образ меня устраивает больше», «готов уехать заграницу и прожить там всю жизнь», до полного безразличия к судьбе России - «мне все равно, что будет с Российской Федерацией». Для большинства же молодежи, не считающей себя патриотами, таковыми причинами являются вполне конкретные проблемы, сопутствующие развитию Российской Федерации - «Российская Федерация не заботится о гражданах своей страны», «государство практически не защищает меня, а наоборот заставляет чувствовать, что я незащищен», «невыносима коррумпированность власти», «я разочаровался в российской армии», «какое отношение страны к своим гражданам, такое же отношение граждан к своей стране», «мы вынуждены выживать, а не жить», «слишком много не справедливости допускает государство по отношению к своим гражданам».

Несколько иная ситуация наблюдается в отношении Республики Татарстан. Для тех, кто не ощущается себя патриотом Татарстана характерно, в первую очередь, осознание Татарстана как части Российской Федерации. И превалирование значимости России. Типичные высказывания представителей этой группы - «Татарстан маленькая частица России», «я не отделяю Республику Татарстан от Российской Федерации», «прежде всего я гражданин Российской Федерации». Часть респондентов ассоциирует патриотические чувства по отношению к Республике Татарстан исключительно с ценностями татарской культуры - «я не знаю татарского языка, поэтому не могу это прочувствовать», «я не татарка и не очень люблю татарскую культуру», «разные взгляды и интересы с татарами». Наличие таких ответов свидетельствуют об определенных пробелах в формировании толерантности у некоторой части молодежи.

Ответы респондентов о наличии у них патриотического настроя в определенной степени ко-реллируют с их ответами об отношении к своей Родине. Так, для 57,3% опрошенных Россия выступает в качестве «единственной и любимой Родины, в которой они хотят жить». Для четверти опрошенных (24%) Россия выступает в качестве страны, в которой они «родились и вынуждены жить». Негативное отношение к России наблюдается у 8,8% опрошенных - Россия определяется ими как страна, из которой хотелось бы уехать как можно скорее. Также надо отметить, что 6,6% опрошенных (предложивших свой вариант ответа) отметили, что в целом их отношение к России положительное, но нашему государству необходимо укрепить свое социальноэкономическое положение и обеспечить соблюдение законности.

В этой связи интересно отметить и те события и достижения нашей страны, которые вызывают у молодежи чувство гордости за свою родину. К таким событиям молодежь, прежде всего, относит Победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Доля респондентов выбравших именно это событие значительна - 75,1%. Также значимыми для современной молодежи оказываются достижения великих российских поэтов, писателей, композиторов

(50,5%), полет Ю. Гагарина в космос и достижения отечественной космонавтики (43,9%), достижения российских спортсменов (42,7%), достижения российских ученых (39,8%).

Полученные эмпирические результаты свидетельствуют также и о том, что значительная часть молодежи Республики Татарстан разделяет точку зрения о том, что у современной молодежи существуют определенные обязанности перед своей родиной. Доля респондентов согласных с этим достигает 74,3%. Лишь 11,9% опрошенных считают, что у современной молодежи нет никаких обязанностей перед Родиной. Молодежь проявляет и изрядную долю прагматизма. Лишь 6,1% опрошенных считают, что современная молодежь готова безоговорочно пожертвовать своими личными интересами во благо Родины. Для 35,1% респондентов в этой готовности важны конкретные интересы страны, во имя кото-

рых современной молодежи предлагается пожертвовать личными интересами, а для 25,7% - конкретные личные интересы современной молодежи, которыми предлагается пожертвовать. Почти четверть опрошенных (22,4%) считает, что современная молодежь не готова сегодня жертвовать своими личными интересами во благо своей родины. Затрудняются дать ответ на этот вопрос 10,7%.

Следует отметить, что на ответах на вопросы об обязанностях современной молодежи перед родиной и о готовности современной молодежи пожертвовать своими личными интересами во благо родины в значительной степени сказывается влияние наличия патриотического настроя у респондентов. Так, в группе респондентов имеющих патриотический настрой, доля считающих, что современная молодежь имеет обязанности перед родиной, составляет 80,7%, а в группе не имеющих патриотического настроя, доля разделяющих такую же точку зрения составляет уже лишь 53,7%. Соответственно, в этих группах имеется и существенное различие долей опрошенных считающих, что современная молодежь не имеет никаких обязанностей перед родиной - в группе респондентов имеющих патриотический настрой эта доля составляет лишь 7,8%, а в группе не имеющих патриотического настроя -26,6%. Также, если в группе патриотически настроенных доля считающих, что современная молодежь готова пожертвовать своими интересами во благо родины, составляет 7,3%, то в группе не имеющих патриотического настроя - лишь 2,5%. Большая же доля патриотически настроенных респондентов (37,1%) считает и что современная молодежь готова пожертвовать своими личными интересами в зависимости от конкретных интересов страны. Среди представителей молодежи не имеющих патриотического настроя доля разделяющих такую же точку зрения составляет 27,6%. Аналогично, если в группе патриотично настроенных респондентов доля считающих, что современная молодежь не готова пожертвовать своими интересами во благо родины составляет 18,9%, то в группе не имеющих такого настроя - 37,4%.

Для выявления агентов формирования патриотизма у молодежи в современных условиях и определения наиболее эффективных методов его формирования в молодежной среде необходимо обратиться к мнению респондентов проявляющих патриотический настрой. По мнению этой группы респондентов, ведущую роль в формировании патриотизма играют семья (82,6%) и школа. Несколько меньшую роль в формировании патриотизма играют средства массовой информации (44,1%), средние и высшие учебные заведения (42,5%), Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (32,7%), Министерство образования и науки Российской Федерации (28,8%), Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (26,8%). Остальные агенты формирования патриотизма, по мнению респондентов, не имеют особой значимости - доли отметивших их меньше 20%.

С точки зрения организации работы по патриотическому воспитанию молодежи важен вопрос о компонентах воспитания патриотизма. По данным проведенного исследования основными компонентами формирования патриотизма в молодежной среде выступают: формирование у молодежи любви к Родине, матери и родной земле (71,4%), военнопатриотическое воспитание молодежи на примере дедов и отцов (52,1%), формирование у молодежи уважения к людям (51%), сохранение памяти и уважения к ветеранам ВОВ (45,8%), формирование у молодежи чувства гражданственности (37,4%), воспитание у молодого поколения правильного отношения к своей героической истории (36,0%), формирование у детей и молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей (31,2%), физическое и нравственное развитие молодежи в духе патриотизма (30,0%). Показателен тот факт, что подготовка молодежи к службе в армии, развитие и укрепление основ военно-

патриотического воспитания, развитие военноприкладных видов спорта в представлении имеют невысокую значимость в представлении респондентов - на них указали 10,4%, 6,4% и 5,9% опрошенных соответственно.

Воспитание патриотизма в молодежной среде может проводиться с помощью целого комплекса различных мероприятий, однако не все они, по мнению респондентов, являются эффективными. В представлении респондентов, наиболее эффективными мероприятиями по воспитанию патриотизма являются: проведение встреч с ветеранами (52,7%), организация посещений воинских частей, знакомство с жизнью и бытом военнослужащих, проходящих службу по призыву (34,4%), проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам военно-патриотического и гражданского воспитания (34,4%), разработка и принятие программы рекламно-информационного сопровождения мероприятий патриотической направленности (30,5%), размещение рекламных щитов, стендов и плакатов патриотической направленности (29,9%), проведение встреч участников поисковых объединений с ветеранами войны, журналистами, руководителями различных министерств и ведомств (27,7%).

Указали респонденты и первоочередные, по их мнению, меры направленные на улучшение патриотического воспитания современной молодежи. Такими мерами, по мнению респондентов, в первую очередь являются: привлечение внимания власти и населения к проблемам патриотического

воспитания (54,1%), развитие и модернизация молодежных учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием (37,8%), повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях (35,9%), привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений, трудовых коллективов (32,1%), поддержка патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства (30,7%), проведение республиканских конкурсов, семинаров, конференций, выставок по вопросам патриотического воспитания (28,8%), грантовая поддержка общественных молодежных организаций, реализующих проекты по патриотическому воспитанию (27,3%).

Публикация выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК №14.740.12.1346).

Литература

1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. Социальные кластеры формирования молодежного экстремизма // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 239-241.

2 Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирующих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 245-247.

3. Алексеев С.А., Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Социокультурные особенности субъектов формирования феномена молодежного экстремизма.// Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 254-259.

4. Абдулвагабова А.М. Психологические особенности межнационального взаимодействия в полиэтническом Дагестане: на материалах исследования аварцев, даргинцев и русских: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. -Москва, 2009.

5. Гаджимурадова З.М., Магомедова М.М. Особенности государственной идентичности дагестанской молодежи из этнически смешанных семей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 5-12.

6. Патриотизм и формирование морально-нравственных ценностей молодежи, формы профилактики экстремизма в молодежной среде: Материалы социологического исследования. - Казань: РЦМИПП, 2010.

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациям КНИТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зв. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected]; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. той же кафедры; Т. Н. Липатова канд. социол. наук, вед. аналитик дирекции Института управления инновациям КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.