Научная статья на тему 'Духовно-патриотические ценности и приоритеты студентов Северо-Западного института управления РАНХиГС'

Духовно-патриотические ценности и приоритеты студентов Северо-Западного института управления РАНХиГС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND PATRIOTIC VALUES / СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / STRUCTURE OF IDENTITY / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / POLITICAL PREFERENCES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / NATIONAL IDENTIFICATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович, Клюев Анатолий Владимирович, Григорьева Ксения Сергеевна

Российский патриотизм, имея исторические корни, обладает своей спецификой. Особое значение в современных условиях приобретает воспитание патриотических качеств у студенческой молодежи. Опросные методики позволили выявить состояние духовнопатриотических ценностей, гражданской идентичности у студентов СЗИУ. Проведенные социологические исследования дали возможность сформулировать рекомендации, касающиеся совершенствования духовно-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович, Клюев Анатолий Владимирович, Григорьева Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and Patriotic Values and Priorities of Students of the North-West Institute of Management - branch of the RANEPA

The Russian patriotism, having historical roots, possesses the specifics. In modern conditions education of patriotic qualities at student’s youth is of particular importance. Polling techniques allowed to reveal a condition of spiritual and patriotic values, civil identity at students of NWIM. The conducted sociological researches allowed to formulate the recommendations concerning improvement of spiritual and patriotic education.

Текст научной работы на тему «Духовно-патриотические ценности и приоритеты студентов Северо-Западного института управления РАНХиГС»

^ Шамахов В. А., Клюев А. В., Григорьева К. С.

§ Духовно-патриотические ценности и приоритеты I студентов Северо-Западного института о управления РАНХиГС

ш Шамахов Владимир Александрович

^ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Q Директор

Доктор экономических наук director@sziu.ru

Клюев Анатолий Владимирович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой социологии и социальной работы Доктор философских наук, профессор ssr@szags.ru

Григорьева Ксения Сергеевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук ssr@szags.ru

РЕФЕРАТ

Российский патриотизм, имея исторические корни, обладает своей спецификой. Особое значение в современных условиях приобретает воспитание патриотических качеств у студенческой молодежи. Опросные методики позволили выявить состояние духовно-патриотических ценностей, гражданской идентичности у студентов СЗИУ. Проведенные социологические исследования дали возможность сформулировать рекомендации, касающиеся совершенствования духовно-патриотического воспитания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

духовно-патриотические ценности, структура идентичностей, гражданская активность, политические предпочтения, национальная идентификация, патриотическое воспитание

Shamakhov V. A., Kluev A. V., Grigorieva K. S.

Spiritual and Patriotic Values and Priorities of Students of the North-West Institute of Management — branch of the RANEPA

Shamakhov Vladimir Alexandrovich

north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public

administration (Saint-Petersburg, Russian federation)

director

doctor of Science (Economy) director@sziu.ru

Kluev Anatoly Vladimirovich

north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public

administration (Saint-Petersburg, russian federation)

Head of the department of Sociology and Social Work

doctor of Philosophy, Professor

ssr@szags.ru

Grigorieva Kseniya Sergeevna

north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public

administration (Saint-Petersburg, russian federation)

associate professor of the Chair of Sociology and Social work

Phd in sociology

ssr@szags.ru

ABSTRACT

The Russian patriotism, having historical roots, possesses the specifics. In modern conditions education of patriotic qualities at student's youth is of particular importance. Polling techniques o allowed to reveal a condition of spiritual and patriotic values, civil identity at students of NWIM. The conducted sociological researches allowed to formulate the recommendations concerning improvement of spiritual and patriotic education.

©

о

KEYWORDS

spiritual and patriotic values, structure of identity, civil activity, political preferences, national identification, patriotic education 3

о

1. Цели, актуальность и задачи исследования

Одним из важнейших условий жизнедеятельности общества является государственно-патриотическая идея, побуждающая граждан отстаивать и защищать интересы своей страны.

Вся история России показывает, что из сложнейших ситуаций и проблем страна выходила благодаря высоким патриотическим и гражданским качествам русского народа.

Патриотизм представляет собой сложное духовно-нравственное и социально-культурное явление, которое формируется под влиянием многих факторов (социально-экономических, мировоззренческих, воспитательных, исторических и т. д.).

В современных условиях под воздействием процессов глобализации, сложной экономической ситуации, а также девальвации традиционных социально-духовных ценностей и снижения воспитательного воздействия происходят серьезные трансформации ценностных ориентиров, и особенно у молодых людей. Тем более что в средствах массовой информации существует неоднозначное толкование патриотизма. Так, например, сохраняются идеолого-догматические и декларативные его трактовки, имеет место недооценка роли национального самосознания.

Но российский патриотизм имеет глубокие исторические корни и традиции и представляет собой одну из наиболее значимых ценностей, характеризующих высокое духовно-нравственное развитие личности и проявляющееся в деятельности на благо России. Однако его формирование и проявление не происходят автоматически, а зависят от общей социально-экономической обстановки, наличия объединяющей идеи, геополитических угроз и т. д. К примеру, подлинный патриотический энтузиазм может вызвать конструктивные действия государства в отношении отстаивания национальных интересов и достижения безопасности страны.

Существенным фактором формирования патриотизма для молодых людей является усвоение культурно-исторических ценностей и традиций, осознание сопричастности к своему Отечеству, которое достигается в результате изучения русского языка, литературы, отечественной истории и т. д.

Патриотизм формируется не декларативными призывами, а в результате патриотического воспитания, которое определяется как систематическая, целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, социальных институтов (семьи, школы, высших учебных заведений и т. д.), направленных на формирование патриотического сознания, чувства долга, ответственности и гражданственности.

Особая роль патриотического воспитания возлагается на систему вузовского образования, где может формироваться система взглядов, убеждений, ценностей, приоритета интересов общества и государства, позволяющих осознать себя в качестве гражданина, патриота, способного отстаивать государственные

з цели. Но процесс формирования этих качеств весьма сложен и не терпит формальных подходов, а также копирования западных технологий социализации 0 молодых людей.

£ Для выработки инновационных и адекватных форм воспитательного воздействия, ^ а также необходимости измерения ценностных установок и ориентаций студенче-° ской молодежи по инициативе и под руководством В. А. Шамахова кафедрой со-о циологии и социальной работы СЗИУ (проф., д-р филос. наук А. В. Клюев; доцент, д канд. социол. наук К. С. Григорьева) было проведено социологическое исследова-ш ние по вопросам патриотического воспитания в вузе, о морали и нормах поведения (согласно протоколу совещания директората от 24.06.14 № 16/Т «О работе по духовно-патриотическому воспитанию студентов института»).

Активное участие в сборе и обработке информации в рамках социологического исследования приняли студенты факультета социальных технологий: А. Ефимов, В. Панина (гр. 3307), А. Оганнисян (гр. 3308), М. Матвеева (гр. 1307).

Целью исследования явилось изучение состояния духовно-патриотических ценностей и социальных предпочтений студентов СЗИУ РАНХиГС.

Задачи исследования: анализ отношения студентов к патриотизму как социально-ценностному явлению, а также определение их гражданской позиции, политических ориентации и моральных установок.

Методология и профили выборки

Методология исследования включала массовый опрос студентов Северо-Западного института управления РАНХиГС. Анкетирование проводилось в ноябре 2014 г. на всех факультетах СЗИУ РАНХиГС. В ходе исследования опрашивались студенты 2-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов очной формы обучения, в возрасте от 18 до 25 лет, всего — 342 чел.

Наиболее широко в выборке представлены учащиеся факультетов государственного и муниципального управления, и социальных технологий (25,1 и 22,5% респондентов соответственно). Наименьшая доля — у студентов факультета сравнительных политических исследований (8,5%).

Среди опрошенных преобладают девушки (66,1% респондентов).

Примерно равные доли в выборке составляют иногородние студенты и студенты, родившиеся в Санкт-Петербурге (42,2 и 41,3% соответственно). Еще 10,3% опрошенных родились в Ленинградской области.

Большая часть опрошенных (58,7%) принадлежит к среднему классу. Лишь 3% респондентов можно отнести к категории бедных (студенты из этой группы отметили, что их семье с трудом хватает денег на еду и одежду).

Большинство респондентов (64,5%) обучаются на платной основе.

Структура идентичностей

В структуре идентичностей опрошенных студентов преобладают возрастная, этническая и гендерная самоидентификации. С людьми своего возраста, национальности и пола часто ощущают близость 71,5, 70,7 и 70,1% респондентов соответственно.

Гражданская идентичность выражена несколько слабее: 69,4% студентов отметили, что часто ощущают близость с гражданами России.

Религиозная и стратификационная самоидентификации занимают промежуточные позиции в структуре идентичностей респондентов: чуть менее 55% опрошенных указали на то, что часто ощущают близость с людьми своей веры и того же уровня дохода, что и у них (табл. 1).

2 сг

О ©

ш

сг

О

со —

о

ш

ш

О

Акцентуализация гражданской идентичности и патриотизм

Гражданская идентичность акцентуализирована у 43,4% опрошенных: именно такая доля студентов заявила о том, что никогда не забывает или часто задумывается о своей принадлежности к гражданам России.

Еще 28,7% респондентов время от времени размышляют о том, что являются россиянами, 17,9% опрошенных редко об этом задумываются. И лишь 3,5% — никогда не вспоминают о своей гражданской принадлежности (рис. 1).

Подавляющее большинство опрошенных студентов (83,5%) гордятся тем, что они россияне, 13,2% — не очень гордятся своей гражданской принадлежностью. И только 3,2% респондентов совсем не испытывают гордости за то, что являются гражданами России (рис. 2).

По вопросу о том, какую часть россиян можно назвать патриотами, мнения студентов разделились. 31,3% респондентов убеждены, что патриотами являются около половины российских граждан, 27,5% уверены, что патриотично настроено меньшинство населения России. 26,9% студентов, напротив, полагают, что патриотами можно считать большинство граждан России.

Своих знакомых респонденты считают немного более патриотичными, чем россиян в целом. 31,9% опрошенных студентов заявили о том, что патриотами является большинство их знакомых, 28,7% — что половина, 20,5% — что меньшинство.

Самих себя назвали патриотами чуть более половины опрошенных (53,5%), 14,3% — не считают себя патриотами. Еще 31,9% респондентов затруднились ответить (рис. 3).

Любопытно, что иногородние студенты оказались более патриотично настроены, нежели респонденты, родившиеся в Санкт-Петербурге: 59% учащихся, приехавших из других городов, назвали себя патриотами, тогда как среди выходцев из Петербурга таких оказалось 46,1%.

Таблица 1

Как часто Вы ощущаете единство, близость со следующими группами людей? (%)

Группы людей Часто, очень часто Иногда Редко Не ощущаю близости Затрудняюсь ответить

С такими же доходами, как и у Вас 54,6 25,8 6,5 5,3 7,7

Одного с Вами возраста, поколения 71,5 2,0 4,5 0,6 1,5

Одного с Вами пола 70,1 19,5 5,9 2,1 2,4

Вашей национальности 70,7 19,8 5,3 0,9 3,3

Вашей веры 54,9 22,6 7,7 4,2 10,7

Жители Вашего района в городе/области 50,0 30,9 9,7 4,1 5,3

Жители Вашего города/ области 58,3 25,7 7 7 4,1 4,1

Граждане России 69,4 15,3 7,6 3,5 4,1

Наименее выраженной оказалась территориальная самоидентификация: лишь 50% студентов часто ощущают близость с жителями своего района в городе, области.

о

ш

ш

О

СИ Никогда об этом не забываю СИ Часто об этом задумываюсь СИ Иногда об этом задумываюсь I Редко об этом задумываюсь I Никогда об этом не задумываюсь СИ Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы задумываетесь о том, что Вы являетесь гражданином России?»

□ Очень горжусь СИ Горжусь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИ Не очень горжусь | Совсем не горжусь

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы гордитесь тем, что Вы гражданин России?»

СИ Считаю себя патриотом

СИ Не считаю себя патриотом

СИ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «А себя Вы считаете или не считаете патриотом?»

Различия обнаруживаются и среди учащихся разных факультетов. Наиболее высока доля респондентов, считающих себя патриотами, среди студентов юридического факультета (71,1%), а наименее — среди студентов факультета экономики и финансов (43,5%) (рис. 4).

На вопрос о том, в какой стране они предпочли бы родиться, если бы могли выбирать, более половины респондентов (58,3%) ответили «в России». Однако 41,7% опрошенных студентов указали другие страны.

Чаще всего в качестве наиболее привлекательных стран респонденты называли Германию (6,8%), Великобританию (6,2%), США (5,2%) и Испанию (4,2%). Вместе с тем в списке указанных государств фигурировали и такие неожиданные варианты, как Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Корея и др.

По мнению подавляющего большинства опрошенных студентов, патриотизм не исключает возможности критиковать власти своей страны, а также оказывать предпочтение иностранной, а не отечественной литературе и искусству.

Факультет государственного и муниципального управления

Факультет международных отношений

Юридический факультет

Факультет социальных технологий

Факультет экономики и финансов

Факультет сравнительных политических исследований

О 20 40 60

I I считаю себя патриотом не считаю себя патриотом затрудняюсь ответить

80

о

ш

ш

О

Рис. 4. Распределение ответов студентов разных факультетов на вопрос «А себя Вы считаете или не считаете патриотом?»

Несколько меньшая доля респондентов полагает, что патриотизму не противоречит и отказ от участия в выборах, нежелание служить в армии и отъезд в другую страну (табл. 2).

Следует отметить, что мнения опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС довольно сильно разнятся со среднероссийскими представлениями молодых людей о патриотизме (рис. 5).

Таблица 2

С Вашей точки зрения, может или не может быть патриотом человек,

который, %:

Позиция Может быть Не может быть Затрудняюсь ответить

критикует власти своей страны 80,2 11,5 8,3

старается избежать службы в армии 48,8 38,2 13,0

не ходит на выборы 57,4 28,7 13,9

предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство 79,6 11,8 8,6

уезжает жить и работать за границу 50,9 32,5 16,6

о

ш

ш

О

критикует власти своей страны

старается избежать службы в армии

не ходит на выборы

предпочитает иностранную литературу и искусство

уезжает жить и работать за границу

О 10 20 30 40 50 60 70 ■ Опрос СЗИУ РАНХиГС, студенты вуза

]] Опрос ФОМ, российская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет

Рис. 5. Распределение отрицательных ответов на вопрос «С Вашей точки зрения, может или не может быть патриотом человек, который?..»

Так, результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 15-16 декабря 2012 г., свидетельствуют о том, что молодежь в возрасте от 18 до 30 лет в среднем гораздо более категорична в своих суждениях относительно того, кто может, а кто не может быть патриотом.

В частности, подавляющее большинство молодых россиян убеждено, что человек, уклоняющийся от службы в армии, а также тот, кто уезжает жить и работать за границу, не может быть патриотом1.

По всей видимости, эти расхождения объясняются тем, что опрошенные студенты СЗИУ РАНХиГС в первую очередь склонны трактовать понятие «патриотизм» как глубоко личную привязанность человека к своей стране, в меньшей степени связывая это понятие с лояльностью действующим властям, местом жительства или культурными предпочтениями.

Гражданская активность и политические ориентации

Около половины опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС (49,7%) на момент проведения исследования еще не имели опыта участия в выборах, однако подавляющее большинство (74,6%) отметили, что собираются принимать участие в выборных процедурах в дальнейшем. Это свидетельствует о достаточно активной гражданской позиции учащихся, а также о том, что большая часть опрошенных молодых людей проявляет интерес к политической жизни страны.

1 Образ патриота : опрос «ФОМнибус». 15-16 декабря 2012 г.. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов [Электронный ресурс]. Ш_: http://fom.ru/TSennosti/10799

0_

О ©

ш 0_

О

т —

О ш

з

ш

О

Таблица 3

Оценка студентами политических и социальных институтов, %

Одобряете ли Вы деятельность- Одобряю Не одобряю Затрудняюсь ответить

Президента России 78,1 10,8 11,1

Правительства России 51,2 23,8 25,0

Губернатора Санкт-Петербурга 50,6 21,5 27,9

Государственной Думы России 36,2 33,5 30,3

Совета Федерации 46,5 20,6 32,9

Полиции 32,1 42,6 25,3

Федеральной службы безопасности 64,1 12,8 23,1

Средств массовой информации 33,8 46,2 20,0

Некоммерческих благотворительных организаций 57,6 16,5 25,9

Российской армии 50,3 25,3 24,4

Профсоюзов 41,5 22,9 35,6

Некоммерческих правозащитных организаций 47,4 16,5 36,2

Судебной системы 32,9 35,9 31,2

Прокуратуры 37,9 28,2 33,8

Церкви 46,5 26,3 27,2

Оценивая функционирование основных российских политических институтов, респонденты демонстрируют наибольшую лояльность Президенту страны (78,1% опрошенных студентов заявили о том, что одобряют его деятельность), а наименьшую — Государственной Думе (лишь 36,2% респондентов одобрительно относятся к работе российского парламента).

Деятельность Правительства и Совета Федерации положительно оценивают чуть более половины опрошенных студентов.

Что касается таких социальных институтов, как полиция, Федеральная служба безопасности, армия, прокуратура, судебная система, СМИ, профсоюзы, церковь, некоммерческие благотворительные и правозащитные организации, то наибольшее одобрение респондентов вызывает деятельность ФСБ и благотворительных организаций, а наименьшее — средств массовой информации, полиции и судов (табл. 3).

Следует также сказать, что в среднем более четверти опрошенных студентов затруднились дать какую-либо оценку работы перечисленных институций.

Интересно отметить, что респонденты, назвавшие себя патриотами, проявляют значительно большую лояльность ко всем указанным институтам по сравнению с опрошенными, не считающими себя патриотами (рис. 6).

Подавляющее большинство студентов полагают, что наиболее целесообразной формой управления для России является контролируемая государством демократия (так ответило 47,6% респондентов).

16,4% опрошенных предпочли бы, чтобы в России существовала демократия с минимальным государственным вмешательством.

5 Президента

сг

о Правительства

©

Губернатора Госдумы

о

Совета Федерации ш Полиции

^ ФСБ

СМИ

Благотворительных НКО Армии Профсоюзов Правозащитных НКО Судов Прокуратуры

О 20 40 60 80 100

| Не считают себя патриотами | Считают себя патриотами

Рис. 6. Одобрение патриотично и непатриотично настроенными студентами политических и социальных институтов (в % от групп)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторитаризм и диктатуру считают наиболее подходящими формами управления 12,2 и 6,3% респондентов соответственно.

Правосознание

Чуть менее трети опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС (27,9%) убеждены, что Россия является правовым государством. Еще 16,1% респондентов придерживаются противоположного мнения. Однако наибольшая часть опрошенных (49,0%) полагает, что Россия это, скорее, «полуправовое» государство.

Такая позиция в целом совпадает со среднероссийскими представлениями молодежи по данному вопросу (рис. 7).

Так, согласно результатам всероссийского обследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2009 г., «образ России как однозначно правового государства» в массовом сознании молодежи отсутствует1. Чуть более половины молодых людей определяют Россию как «полуправовое» государство.

Подавляющее большинство опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС (73,5%) полагают, что государство лишь частично защищает их права. Полностью защищенными свои права считают только 8,2% респондентов.

Сходные результаты дает и всероссийский опрос, проведенный Институтом социологии РАН: лишь 6,5% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет уверены, что их права в России полностью защищены2.

1 Горшков М. К., Шереги Ф .Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 41.

2 Там же.

Является

Не в полной мере является

Не является

Затрудняюсь ответить

о

ш

ш

О

20

30

40

50

60

■ Опрос СЗИУ РАНХиГС I I Опрос Института социологии РАН

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, Россия сегодня является правовым государством?» (в % от групп)

Отношение молодежи к необходимости соблюдения законодательства довольно неоднозначно.

Большая часть опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС (47,4%) на вопрос о том, как следует относиться к закону, ответила, что закон надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти.

По мнению 16,4% респондентов не так важно, соответствуют ли поступки людей закону или нет — главное, чтобы эти поступки были справедливыми.

Всегда и во всем соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям

Законы надо соблюдать, но только если это делают и сами представители органов власти

Не так важно, соответствуют ли поступки людей закону или нет — главное, чтобы эти поступки были справедливыми

Закон можно соблюдать лишь тогда, когда он не мешает реализовывать личные интересы

Затрудняюсь ответить

ш

0 10 20 30 40 50 Опрос СЗИУ РАНХиГС |Щ Опрос Института социологии РАН

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Как, по Вашему мнению, следует относиться к закону?» (в % от групп)

з 2,6% опрошенных готовы соблюдать закон в том случае, если он не мешает

реализации личных интересов. 0 Лишь 19,7% респондентов убеждены, что необходимо всегда и во всем следовать £ букве закона.

^ Сходные данные были получены и в ходе всероссийского опроса молодежи, ° проведенного Институтом социологии РАН (рис. 8).

о Интересно, что те студенты СЗИУ РАНХиГС, которые более позитивно оценива-д ют правовую ситуацию, сложившуюся в России, чаще причисляют себя к патриотам. ш Так, среди патриотично настроенных респондентов 36,3% готовы признать Россию правовым государством, тогда как среди тех, кто не считает себя патриотом, — лишь 16,3%.

Аналогичным образом, доля патриотов, считающих свои права полностью защищенными, составляет 12,2%, тогда как доля не-патриотов, придерживающихся той же позиции, — лишь 4,1%.

Кроме того, патриотично настроенные респонденты демонстрируют большую законопослушность по сравнению с теми, кто не причисляет себя к патриотам: 22,5% опрошенных из первой категории полагают, что закону необходимо следовать при любых обстоятельствах, тогда как во второй категории таких только 8,3%.

Отношение к представителям других национальностей и религий

Признавая, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, студенты СЗИУ РАНХиГС расходятся во мнениях относительно того, приносит это стране больше пользы или вреда.

В качестве преимущества многонациональность склонны расценивать 29% опрошенных, однако противоположного мнения придерживаются 27,9% респондентов.

По мнению 25,3% студентов, многоконфессиональность приносит больше пользы, чем вреда, но 18,2% опрошенных являются приверженцами противоположной точки зрения.

Более половины респондентов полагают, что представители разных национальностей должны обладать равными правами. Вместе с тем около трети опрошенных убеждены, что представители «коренной» национальности должны иметь больше прав, чем остальные.

Подавляющее большинство студентов (65,4%) уверены, что следует ограничить въезд на территорию их региона представителей некоторых национальностей. И лишь 15% придерживаются противоположного мнения.

Несмотря на это, 43,7% респондентов утверждают, что не испытывают раздражения или неприязни по отношению к представителям каких-либо национальностей (утверждение, которое в свете вышеуказанных позиций по вопросам ограничения прав и передвижения представителей отдельных национальностей, по-видимому, нельзя считать вполне искренним).

Еще 25,2% опрошенных студентов открыто заявляют, что представители некоторых национальностей вызывают у них неприязнь. В числе этнических меньшинств, по отношению к которым респонденты наиболее часто испытывают раздражение: кавказцы, таджики, узбеки.

Следует отметить, что ксенофобные настроения, достаточно широко распространенные в студенческой среде, характерны и для российской молодежи в целом. Так, всероссийский опрос на тему межнациональных отношений, проведенный ФОМ в апреле 2012 г., показал, что молодые россияне в возрасте от 18

Испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям каких либо национальностей

Согласны с тем, что следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в регион

Согласны с тем, что люди коренной национальности должны иметь больше прав, чем люди других национальностей, живущие на той же территории

20 40 60 80

■ Опрос СЗИУ РАНХиГС, студенты вуза, %

|Щ Опрос ФОМ, российская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет,%

Рис. 9. Распространенность ксенофобнх суждений среди студентов СЗИУ РАНХиГС и российской молодежи в целом

до 30 лет демонстрируют аналогичные установки по вышеперечисленным вопросам (рис. 9).1

Высокий уровень ксенофобии и национализма фиксируется также и в более старших возрастных группах российского населения.

К приверженцам других религиозных учений опрошенные студенты СЗИУ РАНХиГС демонстрируют несколько большую толерантность, чем к представителям других национальностей.

32,3% респондентов не стали бы ограничивать въезд представителей иных конфессий на территорию своего региона (хотя 31,1% опрошенных все же предпочли бы ввести подобные ограничения).

Более половины опрошенных студентов (56,2%) заявили о том, что не испытывают неприязни к приверженцам каких-либо религиозных учений (однако у 16% респондентов представители некоторых конфессий вызывают раздражение).

Моральные и ценностные представления

Большинство опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС (61%) убеждено, что для современной молодежи характерны цинизм и равнодушие к идеалам. Только 21,7% респондентов придерживаются противоположной точки зрения, считая, что молодежь тянется к высоким идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (рис. 10).

Вероятно, мнение, которое высказывает большая часть опрошенных, подтверждается повседневным опытом молодых людей, который свидетельствует о том, что

1 Межнациональные отношения в России : опрос «ФОМнибус». 15-16 декабря 2012 г. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов [Электронный ресурс]. Ш_: http://fom.ru/TSennosti/10544

о

ш

ш

О

Молодежь тянется к высоким идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно

Для современной молодежи характерен цинизм и равнодушие к идеалам

Затрудняюсь ответить

Рис. 10. Суждения студентов о современной российской молодежи

I I Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы уже устарели I I Основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны и современны

I I Затрудняюсь ответить

Рис. 11. Суждения студентов об актуальности моральных норм

I I Современный мир жесток, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходиться переступать через моральные принципы и нормы

I I Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы

I I Затрудняюсь ответить

Рис. 12. Готовность студентов переступить через моральные принципы и нормы для достижения успеха

для современного российского общества характерен моральный релятивизм, и чтобы добиться в нем успеха, нередко приходится переступать через моральные принципы и нормы (рис. 11-12).

Несмотря на известную долю скепсиса и реализма в оценке значимости морально-нравственных устоев в современном мире, молодые люди не задумываясь называют ценности, которые являются для них сегодня наиболее значимыми.

На первом месте в структуре ценностей опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС находятся семья и дети. За ними следуют друзья, работа и карьера. Замыкают список наиболее значимых ценностей богатство и образование.

Следует отметить, что сходные ценностные установки демонстрируют и всероссийские опросы молодежи.

В частности, уже упоминавшееся исследование Института социологии РАН показало, что в структуре ценностей нынешних молодых россиян ведущие позиции занимают наличие крепкой семьи, детей, богатство, интересная работа и надежные друзья.

Социально неодобряемое поведение

Наиболее распространенной формой социально неодобряемого поведения среди опрошенных студентов СЗИУ РАНХиГС оказалось употребление ненормативной лексики: 22,1% респондентов делают это часто, 45,3 — иногда, 20,9 — редко и лишь 10,3% — никогда.

Безбилетные поездки в транспорте — вторая по распространенности форма социально неодобряемого поведения. 11,2% опрошенных студентов ездят «зайцем» часто, 30,9 — иногда, 29,4 — редко и только 26,5% — никогда.

Употребление крепких спиртных напитков и курение — следующие в списке социально неодобряемых практик, распространенных в студенческой среде. Лишь 20,9% молодых людей никогда не употребляли алкоголь и 45,6% никогда не курили.

26,7% опрошенных имеют опыт дачи взяток, 16,8 — присвоения чужих вещей и денег, 10,6% — употребления наркотиков.

Наименее распространенной социально неодобряемой практикой среди студентов ожидаемо оказалось уклонение от уплаты налогов: 88,2% опрошенных никогда этого не делали (табл. 4).

Таблица 4

Распространенность социально-неодобряемого поведения среди студентов, %

о

ш

ш

О

Приходилось ли Вам... Да, часто Да, иногда Редко (только пробовал) Нет, никогда Затрудняюсь

Давать взятки 1,8 15,5 9,4 69,2 4,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уклоняться от уплаты налогов 0,9 4,1 2,6 88,2 4,1

Присваивать чужие деньги, вещи 1,2 4,4 11,2 78,5 4,7

Ездить «зайцем» в общественном транспорте 11,2 30,9 29,4 26,5 2,1

Ругаться матом 22,1 45,3 20,9 10,3 1,5

Курить 8,2 18,2 16,5 45,6 1,5

Пить крепкие спиртные напитки 8,8 35,6 32,9 20,9 1,8

Употреблять наркотики 1,8 1,5 7,4 86,8 2,6

Заключение

Таким образом, в результате проведенного социологического исследования было выявлено, что морально-поведенческие установки и духовно-патриотические ценности студентов СЗИУ во многом совпадают с другими представителями российской молодежи, но вместе с тем имеют ряд специфических проявлений.

Во-первых, достаточно высоко выражается гражданская идентичность. В частности, подавляющее большинство (83,5%) опрошенных студентов гордятся, что они россияне, и почти 70% заявили, что ощущают близость с гражданами России. Лишь 13,2% не испытывают этого чувства. 3,2% респондентов совсем не испытывают гордости за то, что являются гражданами России. Однако гражданская идентификация не коррелируется в полной мере с самооценкой патриотизма.

Только 53,5% студентов назвали себя патриотами, не считают себя таковыми 14,3%. Остальные респонденты, которые затруднились ответить, заняли нейтральную позицию.

з Если дифференцировать ответы студентов по факультетам, то более определенен но выражают свою позицию студенты юридического факультета, большинство среди 0 них считают себя патриотами.

£ Во-вторых, самооценка студентов в отношении патриотизма может показаться ^ на первый взгляд весьма субъективной или недостаточно мотивированной. Однако ° ответы на поставленные вопросы: «может или не может быть патриотом человек, о который критикует власти своей страны, не ходит на выборы, избегает службы в д армии, предпочел бы родиться в другой стране и т. д.», позволяют понять, с каш кими установками позиционируют себя студенты и насколько они патриотичны. О Например, почти более половины респондентов считают, что патриотизму не противоречит отказ от участия в выборах, нежелание служить в армии, отъезд в другую страну и предпочтение родиться в другой стране, а не в России. Указанные ответы студентов на поставленные вопросы вряд ли могут соответствовать патриотическим установкам.

Можно сделать вывод, что само толкование патриотизма воспринимается студентами неоднозначно и порой односторонне, особенно это касается практических действий.

Дело в том, что отношение к своей стране преломляется через систему чувств, знаний, ценностных установок и действий, связанных с реальной готовностью к защите Отечества, заботе об интересах Родины, участию в политической жизни.

В этой связи студенты, идентифицируя себя с гражданами России, но в силу недостаточного жизненного опыта и воспитания, не оценивают себя в качестве субъектов социальной деятельности, ответственных за судьбы страны. Не случайно, что 49,7% студентов на момент проведения исследований не имели опыта участия в выборах.

В-третьих, измерение оценки правосознания студентов СЗИУ, основанное на их отношении к правовому государству, состоянию защищенности прав граждан, соблюдению законности в России и законопослушности граждан показало неоднозначное понимание происходящих политических и правовых процессов.

Так, наличие в России правого государства признали 27,9% респондентов, а 16,1% придерживаются противоположного мнения, половина опрошенных полагает, что в России полуправовое государство. Данные результаты совпадают с общероссийскими исследованиями.

Большинство студентов (73,5%) считают, что государство лишь частично защищает их права, а с полной защитой прав в России согласны 8,2% респондентов.

Повышенное внимание молодых людей к защите прав человека вполне объяснимо, и особенно на фоне предшествующей истории, когда их нарушение имело место.

Однако существует своего рода диспропорция соблюдения прав человека и ответственности соблюдения законов со стороны граждан.

В этом отношении со стороны студентов высказывается целый ряд оговорок относительно соблюдения законов. В частности, 47,4% студентов ответили, что закон надо соблюдать в том случае, если его соблюдают представители органов власти. 16,4% респондентов считают, что главное, чтобы поступки людей были справедливыми. Здесь явно смешиваются нравственная и юридическая ответственность. Лишь пятая часть студентов убеждена, что закон необходимо выполнять всегда. Данный процесс отражает очень низкий уровень законопослушности и особенно для студентов СЗИУ.

В-четвертых, более определенно и самокритично респонденты выражают свое мнение в отношении моральных ценностей. Так, большинство студентов (61,0%) утверждают, что для современной молодежи характерны цинизм и равнодушие к идеалам. Но сами респонденты оценивают свои нравственные качества достаточ-

но положительно. Например, больше половины студентов заявляют, что лучше не з добьются успеха в жизни, но никогда не переступят через моральные нормы и ^ принципы. 0

На первом месте в структуре ценностей опрошенных студентов находятся семья £ и дети. За ними следуют друзья, работа и карьера. ^

К социально неодобряемому поведению студенты относят: взятки (69,2%), укло- ° нение от налогов (88,2%), употребление наркотиков (86,8%) и т. д. о

Следовательно, проведенное социологическое исследование позволяет опреде- ^ лить, что по общим критериям студенты весьма патриотично относятся к своей ш Родине, признают важность формирования правового государства, критично относятся к нарушениям правовых и нравственных норм. Многие оценки студентов социально-политической ситуации совпадают с мнением большинства российской молодежи.

Однако необходимо учитывать специфику обучения в СЗИУ РАНХиГС, подготовку выпускников как будущих государственных служащих и управленцев, которые должны занимать более ответственную гражданскую позицию по отношению к выполнению и соблюдению законов и службе в армии.

Как уже отмечалось, многие студенты считают, что гражданин может быть патриотом, если он избегает службы в армии, не ходит на выборы, уезжает жить и работать за границу и т. д.

Необходимым представляется:

• осуществлять воспитание патриотизма «через предмет», особенно по правовым и политическим дисциплинам, поскольку у ряда студентов весьма неопределенное понимание роли и функций правового государства и порой абстрактное представление о патриотизме;

• фокусировать внимание не только на мотивацию «быть успешным управленцем», но и нести ответственность за свои действия, принимаемые решения, влияющие на судьбы людей;

• в системе воспитательной работы СЗИУ обращать особое внимание на патриотическое воспитание, используя для этого разнообразные формы работы, включая участие в патриотических организациях, волонтерской деятельности и т. д.;

• осуществлять патриотическое воспитание во взаимосвязи с духовно-нравственным воспитанием;

• делать акцент в процессе учебной и воспитательной работы на государственно-политическую составляющую патриотизма, поскольку в результате радикальных реформ происходило своего рода разгосударствление политического сознания граждан;

• более широко вовлекать студентов в воспитательные мероприятия, организуемые СЗИУ.

Если судить по опросам, то 53,7% студентов не принимают участия во внеучеб-ной деятельности, а более половины опрошенных студентов считают, что воспитательную работу в институте необходимо совершенствовать. Еще 29,8% студентов выступают за то, чтобы при планировании мероприятий учитывалось их мнение.

На особую роль воспитательной работы в вузе обратил внимание В. В. Путин, выступая на Х съезде ректоров российских вузов: «Если не воспитаем человека самодостаточного, не осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, у нас с вами не будет страны».1

1 Российская газета. 2014. 31 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.