УДК 316.422
Г. Б. Кошарная, Л. Т. Толубаева
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА1
Аннотация. Актуальность и цели. Для формирования гражданского общества и построения демократического, правового государства в России важным является выявление системы ценностей и ориентаций россиян. Вектором развития современного общества выступает студенческая молодежь. Актуальной проблемой является исследование современных ценностей молодого поколения, среди которых особое место занимают духовно-нравственные, характеризующие качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими духовными, морально-этическими нормами. Цель работы - анализ духовнонравственных ценностей студенческой молодежи регионального социума. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа результатов социологического исследования, проведенного среди студенческой молодежи в вузах городов Пензы, Уфы, Саранска, Казани. Особое место в рамках данного исследования уделялось исследованию отношения студенческой молодежи к таким духовно-нравственным ценностям, как жизнь, свобода, патриотизм, общение, толерантность. В качестве методологического основания использованы системный и структурно-функциональный подходы. Основным методом получения эмпирических результатов было проведение опроса в форме анкетирования, использовались также такие методы, как кросс-культурное исследование, сравнительный метод. Результаты. Исследование духовно-нравственных ценностей современной студенческой молодежи позволило выявить, какое место они занимают в системе ценностей молодежи, оказывая влияние в целом на ее жизненные установки. Выводы. Изучение духовно-нравственных ценностей современной студенческой молодежи позволило выявить различные типы ценностных ориентаций в студенческой среде. Результаты исследований подтвердили необходимость проявления особого внимания к формированию духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческая молодежь, ценности студенчества, свобода, общение, патриотизм, толерантность.
G. B. Kosharnaya, L. T. Tolubaeva
MORAL- SPIRITUAL GUIDELINES IN THE VALUE SYSTEM OF THE REGIONAL COMMUNITY STUDENTS
Abstract. Background. It is important to identify citizens’ moral values to form a civil society and a democratic state in Russia. Students today influence the vector of the modern society development. That is why studying the younger generation’s spiritual and moral values is of great significance. The paper analyses spiritual and moral values of the regional community students. Materials and methods. The research objectives were accomplished by analyzing the results of the survey conducted with University students in Penza, Ufa, Saransk, and Kazan. Much attention
1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ «Динамика ценностей и ориентаций студенческой молодежи Приволжского федерального округа в условиях социокультурной модернизации России», проект № 12-03-00116.
was paid to the study of students’ attitude to such spiritual and moral values as life, liberty, patriotism, tolerance. The system and functional approaches were used as a methodological basis for the research. Conducting surveys in the form of questionnaires, cross-cultural research and a comparative method were the main methods of obtaining empirical results. Results. The study of University students’ spiritual and moral values allowed us to identify their role in the value system and the way they affect their attitude to life. Conclusions. The study of spiritual and moral values of University students revealed different types of values in the students’ community.
The study confirmed the necessity of forming a system of students’ spiritual and moral values.
Key words: university students, students’ values, freedom, communication, patriotism, tolerance.
Динамика изменений духовно-нравственных потребностей членов любого общества является важным показателем происходящих в нем социокультурных перемен. В условиях современного мобильного общества со множеством вариантов жизненных стратегий населения и возможностей формирования у людей самых разных и противоречивых ценностей изучение духовно-нравственных ценностей приобретает особую важность. Проведенное социологическое исследование было направлено на изучение формирования духовно-нравственных ценностей среди студенческой молодежи. Выбор студенческой молодежи как объекта исследования определен тем, что эта социальная группа является своего рода «индикатором» в отношении изменений, происходящих в ценностной системе россиян. По сравнению с другими, более старшими социальными группами студентам присуща более высокая мобильность, функциональная подвижность, более гибкие адаптационные стратегии, а также реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. Для них больше значимы современные ценности (свобода, независимость, предприимчивость, самостоятельность, достижения, гедонистические установки), чем традиционные (уважение традиций, благочестие, защита благополучия всех людей и др.).
В представленной работе изложены результаты социологических исследований, проведенных среди студентов Поволжья в 2012-2013 гг. научным коллективом в рамках гранта РГНФ. Всего было опрошено 1042 респондента в Пензе, Уфе, Казани, Саранске.
Особую значимость единая ценностная система приобретает в связи с тем, что она является фундаментальной основой для формирования ценностной сферы человека. В системе ценностей смысловым ядром формирования самосознания широких слоев населения являются базовые ценности, среди которых представлены такие ценности, как духовно-нравственные, характеризующие качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими духовными, морально-этическими нормами. В научной литературе широко используются понятия «духовность», «духовное развитие», «духовное возрождение народов», «духовная культура» и т.д., при этом чаще всего их связывают с понятием нравственности. В процессе человеческой деятельности как духовность, так и нравственность оказывают активное воздействие на формирование и развитие личностных качеств человека, представляя духовно-нравственные ценности в его ценностных ориентациях. В связи с этим интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям человека привлекал
внимание исследователей всегда. Однако нередко подходы к содержанию понятия «духовно-нравственная ценность» у разных авторов существенно отличаются. Неоднозначно представляется и социокультурное содержание духовно-нравственных ценностей личности, их природа, структура.
В каждой исторической эпохе общественное развитие порождается новыми социальными отношениями, в которых формируется человек как личность, проявляющаяся в своих делах и поступках, отражая свои взгляды и мироощущения. Уже древнегреческие философы в своих трудах большое внимание уделяли описанию нравственных поступков человека. Для Сократа это благо, красота, добродетель, которые он определял как основу нравственных поступков человека. Аристотель впервые использовал термин «ценимое», описывая добродетель как одну из разновидностей благ. Универсальная модель системы ценностей представлена в концепции Платона о взаимосвязи истины, добра и красоты как высшей добродетели человечества. В отличие от древнегреческих мыслителей, которые воспринимали содержание ценностей вне зависимости от конкретных действий и поступков человека, мыслители эпохи Просвещения ценности тесно связывали с субъективными качествами людей, такими как удовольствие, счастье, радость. Такой подход в последующих исследованиях лег в основу трактовки понятий «духовная ценность», «духовно-нравственная ценность». Особое внимание изучению проблем духовно-нравственных ценностей уделяли социологи в Х1Х-ХХ вв.:
О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин и др.
На современном этапе проблемой формирования духовно-нравственных ценностей занимаются представители разных наук: социологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Проблема переоценки ценностей как одного из проявлений социокультурной трансформации российского общества нашла отражение в работах Е. М. Авраамовой, Л. А. Беляевой, З. Т. Голенковой, М. К. Горшкова, Т. И. Заславской, Н. И. Лапина,
Н. П. Медведева, П. Штомпки и др. Такое внимание к ценностям связано с тем, что анализ ценностных предпочтений позволяет выявить содержание культурных форм и социальных отношений, дающих возможность судить не только о материальных, но и о духовно-нравственных потребностях человека. Динамика изменений духовно-нравственных потребностей членов любого общества является важным показателем происходящих в нем социокультурных перемен. Во все времена процесс формирования ценностей и отношения к ним был сложен, но особую сложность он приобретает в условиях современного мобильного общества, со множеством вариантов жизненных стратегий населения и возможностей формирования у них самых разных и противоречивых ценностей. Для анализа данного процесса необходимо было определить основания, которые позволили бы выделить наиболее востребованные человеческие ценности. К таким основаниям прежде всего можно отнести мотивацию человеческого поведения.
В социологии ценности представляют собой внутренний стержень культуры, концентрированное духовное выражение потребностей и интересов социальных общностей, относятся прежде всего к элементам культуры, составляя тем самым основу мотивации человеческого поведения. Так, по мнению Э. Гидденса, «различия в ценностях являются ключом к пониманию культур» [1]. Т. Парсонс называет ценности высшими принципами социаль-
ного действия, которые обеспечивают объединение индивидов в сообщество и согласие внутри этого сообщества [2, 3].
По мнению Н. И. Лапина, ценности - это «обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных культурных норм» [4]. Таким образом, духовно-нравственные ценностные ориентации интересуют социологов в качестве ведущего механизма общесоциальной регуляции поведения личности, приобщения ее к ценностям общества. При этом прежде всего выделяется деятельностный аспект данного феномена, который характеризуется состоянием готовности личности к определенному способу действия, выражающемуся в установке на те или иные ценности не только материальной, но и духовной культуры общества (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов). Социологом В. А. Ядовым социальная установка рассматривается как один из уровней иерархической системы диспозиций личности, которые предшествуют ее поведению и ориентации [5].
Ряд социологов выделяют шкалу жизненных ценностей, разбивая ее по основным сферам жизнедеятельности, внутри которых проводятся замеры ценностей каждой сферы: семья, работа, досуг, друзья, свобода, порядок, равенство, демократия, религиозная сфера, общественная мораль и доверие. В состав ядра базовых ценностей включают и духовно-нравственные ценности, связывая их с социальным самочувствием россиян [6-8].
Духовно-нравственные ценности нередко трансформируются во взаимодействии в системе целостного ценностного сознания. В ценностном сознании населения современной России, по данным опросов, порою совмещаются или частично совпадают по смыслу такие духовно-нравственные ценности, как жизнь, семья, честь, здоровье, свобода, интересная и перспективная работа, возможность самореализации и материального благополучия и др. В предложенной Н. И. Лапиным цивилизационной модели 14 базовых ценностей, или ценностных понятий, представлены как традиционные, так и современные ценности. По типологии Н. И. Лапина к современным ценностям относятся жизнь, свобода, инициативность, независимость, законность. Самопожертвование и традиционность являются традиционными ценностями.
Исследование духовного смысла жизнедеятельности россиян, понимание сути и роли их духовно-нравственных ориентаций представляются важными для дальнейшего понимания социокультурных изменений российского общества. Особый интерес представляет изучение духовно-нравственных ориентиров в системе ценностей современной молодежи, в частности студенческой молодежи. Недооценка духовно-нравственных позиций современной молодежи в условиях преобразования социокультурных ценностей порождает порой негативные процессы, проявляющиеся в забвении этих ценностей некоторой частью молодежи, в росте в молодежной среде преступности, проявления ксенофобии и русофобии. Допущенные перекосы в трактовке свободы как социального явления в общественной жизни, в поведении молодежи могут проявляться во вседозволенности. Социально невоспитанное понимание индивидуальной особенности человека в молодежной среде порою сопровождается эгоизмом, бездуховностью, которые девальвируют такие духовно-нравственные ценности, как честь, совесть, долг, уважение к человеческому достоинству, пренебрежение к опыту и достижениям предшествующих поколений и др.
Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи находят выражение в идеалах, потребностях, интересах, уровне притязаний молодых людей, имеющих как индивидуально, так и коллективно направленные ориентиры. Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обусловливается элитарностью высшего образования, его специальностью, особенностью и уникальностью. Индивидуально направленные ориентации проявляются в фундаментальных качествах студенчества, прежде всего в высоком культурном статусе, который накладывается высшим образованием. Рост приоритетов науки и образования, повышение значимости научного знания определяют студентов как членов общества, характеризующихся образованностью и интеллигентностью.
Говоря о духовно-нравственных ценностях, присущих современной студенческой молодежи, необходимо прежде всего проанализировать их отношение к такой ценности, как жизнь. В позициях студенческой молодежи жизнь человека как ценность, как самоценность занимает высокое положение. Так, 52 % студентов от общего числа опрошенных наиболее значимой ценностью лично для себя назвали жизнь человека. Анализ ответов студентов показал, что значимость этой ценности имеет отличие в различных регионах. Наибольшую значимость эта ценность представляет для жителей Татарстана (59 %) и жителей Пензенской области (53 %), значительно меньше для жителей Башкортостана и Мордовии (48 и 46 % соответственно).
Другой важной ценностью для студенчества является свобода в современном, либеральном значении, т.е. возможность реализации своих способностей и удовлетворение возникающих потребностей. Так, по всему массиву опрошенных на свободу как наиболее значимую для себя ценность указали 32 %. Но еще больше повышается значимость этой ценности при сопоставлении ее с отношением к свободе как к праву, т.е. когда она воспринимается не как абстрактная ценность, а связана с правом на свободу в обществе. В этом случае право на свободу в обществе считают важным 59 % респондентов от общего числа опрошенных.
Выявить, каким образом ценностные ориентации в отношении права на свободу могут быть использованы в жизни общества, в определенной мере позволяет анализ оценочных суждений студентов по поводу деятельности государства. При проведении анкетного опроса студентам было предложено выразить свое отношение к альтернативным позициям в отношении некоторых аспектов роли государства в жизни общества и отдельного человека. Стремление к независимости, к ограничению влияния государства на свою жизнь подтверждают суждения студентов по поводу свободы слова, политического выбора, перемещений по стране. Однако здесь не все так однозначно: 62 % ответивших студентов убеждены, что от свободы слова, политического выбора, перемещений по стране нельзя отказываться, но более трети респондентов (35 %) допускают возможность ограничения некоторых свобод ради наведения порядка в стране. Отслеживая динамику развития отношения студентов к данной ценности, нельзя не обратить внимание на то, что мнение первокурсников и пятикурсников по этому вопросу резко расходятся. Если на первом курсе 77 % студентов считают невозможным ни при каких обстоя-
тельствах отказываться от свободы слова, политического выбора, перемещений по стране, то с такими убеждениями к пятому курсу остаются лишь 40 % респондентов, и, наоборот, к пятому курсу тех, кто считал, что для наведения порядка в стране можно ограничить свободу слова, политического выбора, увеличилось с 19 до 59 % соответственно (рис. 1). Анализ высказанных суждений респондентами по поводу права государства наводить порядок в обществе подтверждает достаточно реалистичную позицию студентов во взглядах на современную российскую действительность. Вместе с тем студенты высоко ценят индивидуальную свободу (75 %), хотят свободно жить, так, как им нравится, без вмешательства государства в личную жизнь (49 %).
—■—Свобода слова, политического выбора, перемещений по стране - от этого нельзя отказываться
—♦—Для наведения порядка в стране можно ограничить некоторые свободы -слова, политического выбора
Рис. 1. Динамика изменения отношения студентов первого-пятого курсов к праву государства ограничивать свободу граждан (в процентах от числа опрошенных, п = 1042)
Возможность проявить себя, отличиться от других, показать свои способности, как правило, связывают с такой ценностью, как инициативность и предприимчивость. Этот элемент духовно-нравственных ценностей имеет свою динамику в восприятии студентов младших курсов и старших. Если у студентов первого и второго курса эта ценность значима для 26 и 28 % опрошенных соответственно, то по мере взросления к пятому курсу уже более половины опрошенных студентов (51 %) данную ценность воспринимают как наиболее значимую для себя. Таким образом, современные студенты достаточно высоко ценят современные ценности независимости и индивидуальности, свободу, инициативность и предприимчивость.
С наступлением XXI в. в мире четко обозначились такие процессы, как рост информационных связей, глобализация национальных культур, оказывающих влияние на прогрессивное развитие человечества. Вместе с тем в современном мире имеют место и негативные процессы, проявляющиеся в падении духовных ценностей, национальных, межконфессиональных конфликтах, которые вспыхивают в разных точках планеты, представляя опасность для жизнедеятельности как отдельных людей, обществ, так и человечества в целом. В связи с этим в современном обществе остро встает вопрос о формировании сознания человека, направленного на взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание, иными словами на формирование толерантного
сознания как способности человека слышать и уважать мнение другого, ценить не только свою жизнь, но и жизнь других людей.
Для России, на территории которой проживают граждане разных национальностей, имеющих неповторимые национальные культуры, исповедующие различные религии, а граждане имеют различные политические убеждения, формирование толерантного сознания россиян приобретает особое значение. Толерантное сознание способствует сохранению социальной безопасности общества. В данном случае толерантность - это осознанная установка человека на уважительное отношение к чужой этнической, религиозной самостоятельности, ориентирующая на уважительное восприятие чужих обычаев и традиций, образа жизни, уважение к чужому мнению и убеждениям. В этом смысле толерантность выступает как духовно-нравственная ценность. Особенно важно формирование этой ценности в молодежной среде, среди студенческой молодежи, поскольку за ней закреплено будущее общества.
Толерантное сознание молодежи важно и потому, что в молодежной среде нередко культивируются национализм, насилие, употребление наркотиков, криминал и др. Процесс формирования толерантности в студенческой среде является достаточно сложным. Прежде всего, став студентами, молодые люди попадают в незнакомую среду, где им предъявляются совершенно новые, незнакомые правила. В стенах вуза у них появляется новое окружение, новые друзья, которые ориентированы на другую веру, культуру, имеют свои взгляды на жизнь, отличительную внешность. Среди ценностных установок студенческой молодежи одним из показателей толерантности является их отношение к национальному вопросу. Так, 66 % респондентов не согласны с утверждением, что «Россия - для русских», а 45 % не согласились с тем, что национальная принадлежность всегда будет разъединять людей. Вместе с тем тревожным фактом является то, что 29 % от числа опрошенных согласны, что «Россия - для русских», а 47 % считают, что национальная принадлежность всегда будет разъединять людей. Такие утверждения свидетельствует о присутствии негативного компонента в этнических установках студенческой молодежи. Это делает потенциально возможным воздействие на сознание, а порою и манипулирование национальными ценностями в студенческой среде.
Вместе с тем у студентов достаточно высоко развито чувство единения не только с представителями своей национальности, но и со всеми гражданами России. Анализ полученных данных дает возможность проследить, насколько идентичными ощущают себя студенты с представителями своей национальности и со всеми россиянами. Так, в общей сложности 88 % от общего числа опрошенных студентов отметили, что ощущают себя близкими с людьми своей национальности, в то же время близкими со всеми гражданами России ощущают себя 80 % студентов. Различие в ответах девушек и юношей колеблются в незначительной степени. В большей степени мнение студентов меняется по мере их взросления от курса к курсу. Высокий уровень толерантности студенческой молодежи по отношению к другим национальностям подтверждают и ответы на вопрос «Испытываете ли Вы неприязнь к людям другой национальности?». 75 % от общего числа опрошенных отве-
тили, что не испытывают неприязни к людям другой национальности. Более всего толерантными по отношению к представителям другой национальности оказались башкиры (92 %) и татары (80 %), менее всего - мордва (72 %). Вместе с тем, если взять данные по регионам, наиболее толерантными оказались студенты Башкортостана (90 % респондентов), а в Татарстане, Мордовии и Пензенской области этот процент приблизительно одинаков (73, 69 и 70 % соответственно).
В то же время следует отметить, что 18 % респондентов ответили на этот вопрос положительно, а 7 % затруднились ответить. Такой высокий, на наш взгляд, процент студентов, испытывающих неприязнь к представителям другой национальности, требует усиления работы в сфере интернационального воспитания студенческой молодежи.
Если рассматривать присутствие толерантных установок через проявление терпимости, уважения к мнению других, то показательно, что 87 % студентов согласны с тем, что каждый человек имеет право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство придерживается иной позиции.
Особое место в структуре духовно-нравственных ценностей занимает ценность общения. Значимость этой ценности состоит в том, что она создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности и самодостаточности. Общение в студенческой среде накладывает отпечаток на личностные качества студентов, ведет к переоценке собственных ценностей и идеалов. В процессе общения у студентов появляются новые жизненные установки и ориентиры. Кроме того, общение в студенческой среде также способствует развитию коммуникативной толерантности, дает возможность объективно оценивать людей, с которыми молодые люди вступают в диалоговые отношения. Для будущей деятельности уже в качестве специалистов общение важно, так как помогает устанавливать сотрудничество, определять нравственную позицию во взаимодействии с другими людьми. Кроме того, приобретенные в процессе общения навыки коммуникативной толерантности способствуют образованию условий благоприятного социальнопсихологического климата в студенческих коллективах, не допуская в их взаимодействии агрессивного поведения, конфликтов. Все это способствует сплоченности, позитивным межличностным отношениям. Такие условия становятся благоприятными для преобразования внешних форм регулирования поведения во внутреннее убеждение человека. Иными словами, выдвигаемые требования извне превращаются в привычки, становятся потребностями личности студента, которые, сливаясь с эмоциональным состоянием, волевыми качествами, оформляются в мотивы поведения студенческой молодежи. Общение для студентов важно также и потому, что оно выступает в роли самооценки, самокритичности, самоконтроля.
Данные проведенного исследования подтверждают высокую значимость общения как ценности для студенческой молодежи. Так, 34 % от общего числа опрошенных студентов считают эту ценность наиболее значимой лично для себя. Практически не отличается отношение юношей и девушек
к этой ценности (34 и 35 % соответственно). Вместе с тем в процессе обучения общение становится то более, то менее значимым.
Среди традиционных показателей духовно-нравственных ценностей важными являются патриотические чувства и взгляды студентов. В условиях модернизации российского общества проблема формирования патриотизма как социокультурной ценности у молодежи представляется одной из самых актуальных. Патриотизм является значимым ценностным ориентиром, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия. Студенческие годы являются важным этапом в социализации молодого поколения, который сопровождается возрастанием социальной активности, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, переоценкой ценностей. В процессе социализации студенты вырабатывают свое отношение к окружающему миру, оценивают позитивные и негативные процессы в обществе, в котором они живут, что, в свою очередь, способствует установке собственных жизненных ориентаций, идеалов, норм. На становление и развитие патриотизма студентов оказывают влияние два фактора: внутренний и внешний.
Внутренний фактор связан с процессами, происходящими в самой России: смена духовно-нравственных ориентиров, нарушение связи поколений создало некоторый моральный вакуум, в который погрузилась молодежь. Такие нравственно-духовные ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга и ответственности перед обществом, утратили свою значимость для некоторой части молодежи, что привело к снижению важности и вытеснению из системы значимых социокультурных ценностей молодежи таких ценностей, как любовь к Родине, патриотизм, ответственность перед страной и народом.
Внешний фактор, воздействующий на формирование патриотизма в студенческой среде, проявляется через влияние общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском социуме. Нередко это влияние размывает образ Родины в сознании молодых людей, оказывая отрицательное воздействие на формирование патриотизма. Вместе с тем проведенные исследования показали, что в студенческом сознании сохраняется тенденция традиционного понимания термина «патриотизм» как чувства любви к своей Родине.
Исследования показали, что большая часть студенческой молодежи видит себя гражданином единого государства, где представлены общая культура, язык, история, прошлое и др. (рис. 2).
Данные рис. 2 показывают, что одним из основных объединяющих факторов с другими гражданами России для 60 % респондентов является язык, для 38 % - единое государство. Для 32 % респондентов объединяющим фактором является родная земля. Вместе с тем не высок процент тех, кто считает важной ценностью ответственность за страну (11 %), что свидетельствует о необходимости повышенного внимания к патриотическому воспитанию молодежи, формированию толерантного сознания и поведения. Таким образом, патриотическое сознание, формируясь под влиянием различных факторов в процессе социализации личности студента, требует основное внимание направлять на воспитание чувства долга, любви к своей родине, ответственности за ее судьбу, единение с соотечественниками.
Распределение ответов на вопрос:
«Что объединяет Вас с другими гражданами России?»
□ Язык
■ Культура
□ Обычаи, обряды
□ Родная земля, природа
■ Черты характера
□ Религия
■ Историческое прошлое □ Единое государство
■ Внешний облик
■ Родственные, дружеские связи
□ Ответственность за страну
□ Другое
■ Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Что объединяет Вас с другими гражданами России?» (в процентах, п = 1042)
Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.
Таким образом, духовно-нравственные ценности студенческой молодежи занимают значительное место в системе ценностных ориентаций студенчества. В условиях трансформации современной России студенческая молодежь представляет собой интеллектуальный и духовный потенциал развития российского общества. Быстрее адаптируясь к новым реалиям, молодые люди высоко ценят такие духовно-нравственные ценности, как жизнь, свобода, общение. Важность образования для студенческой молодежи прослеживается не только в целях достижения ими жизненных успехов, но и в плане получения через систему образования опыта от старшего поколения. Достаточно широко в студенческой среде представлены такие духовно-нравственные ценности, как любовь к Родине, толерантность. Вместе с тем разрушение системы ценностей предшествующего поколения и «размытость», несформиро-ванность ценностной системы нового поколения приводят порою к отрицательному воздействию на студенческую молодежь в плане ее нравственного состояния.
1. Гидденс, Э. Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины / Э. Гидденс. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/577/
2. Парсонс, Т. Ценности, мотивы и системы действия / Т. Парсонс, Э. Шилз, Д. Олдс. - М. : Академический Проект, 2002.
3. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М. : Академический Проект, 2000.
4. Лапин, Н. И. Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социального исследования, 2006) / Н. И. Лапин // Мир России. - 2011. - № 2.
5. Ядов, В. А. Трансформации российских социальных институтов / В. А. Ядов // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. - М. : Флинта, Моск. психолого-соц. ин-т, 2005.
Список литературы
6. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. - 1996. - № 5.
7. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2010.
8. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. - М. : Ин-т социологии Рос. академии наук, 2003.
References
1. Giddens E. Sotsiologiya. Glossariy: osnovnye ponyatiya i vazhneyshie terminy [Sociology. Glossary: basic notions and important terms]. Available at: http://voluntary.ru/ dictionary/577/
2. Parsons T., Shilz E., Olds D. Tsennosti, motivy i sistemy deystviya [Values, motives and systemic actions]. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2002.
3. Parsons T. O strukture sotsial’nogo deystviya [On the structure of social action]. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2000.
4. Lapin N. I. Mir Rossii [World of Russia]. 2011, no. 2.
5. Yadov V. A. Sotsial’nye transformatsii v Rossii: teorii, praktiki, sravnitel’nyy analiz [Social transformations in Russia: theories, practices, comparative analysis]. Moscow: Flinta, Mosk. psikhologo-sots. in-t, 2005.
6. Lapin N. I. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 1996, no. 5.
7. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh’Rossii: sotsiologicheskiyportret [Youth in Russia: sociological portrait]. Moscow: Tsentr sots. prognozirovaniya i marketinga, 2010.
8. Drobizheva L. M. Sotsial’nye problemy mezhnatsional’nykh otnosheniy v postsovetskoy Rossii [Social problems of international relations in post-soviet Russia]. Moscow: In-t sotsiologii Ros. akademii nauk, 2003.
Кошарная Галина Борисовна
доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Толубаева Людмила Тимофеевна кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Kosharnaya Galina Borisovna Doctor of sociological sciences, professor, head of sub-department of sociology and human resource management,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Tolubaeva Lyudmila Timofeevna Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.422 Кошарная, Г. Б.
Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума / Г. Б. Кошарная, Л. Т. Толубаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 113-123.