Ценностно-смысловые аспекты образа жизни...
УДК378.115 ББК 74.480.43
Ценностно-смысловые аспекты образа жизни современной студенческой молодежи
Е.В. Ткачев
Курский государственный университет (Курск, Россия)
Collective Values and Meanings of the Modern Youth Lifestyle
E. V. Tkachev
Kursk State University (Kursk, Russia)
Рассматриваются ценностные ориентации личности, состояние физического и духовного развития студенческой молодежи. Рассматриваются понятия «предметные ценности» как продукт повседневной материальной и духовной деятельности людей и «субъективные ценности» как установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм.
В статье рассматривается формирование здорового образа жизни студенческой молодежи как особой социально-демографической группы, так как применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что среди студенческой молодежи нередки модели поведения, разрушающие здоровье.
Поэтому стали очевидными общественные потребности в отношении формирования здорового образа жизни молодежи, как важнейшего фактора обеспечения жизнеспособности и созидательной ее активности. Дается анализ гуманно-ценностной сферы современной студенческой молодежи. Была дана оценка наиболее значимых социально-нравственных ценностей, выявленных посредством опроса студентов.
Данные анкетирования позволили также выявить ряд проблем в ценностно-смысловой сфере современной молодежи. Отметим, что наиболее значимыми ценностями для респондентов выступили семья, здоровье, законопослушность, деньги и взаимопомощь. Критериями достижения успеха в жизни молодежь определяет хорошее образование, при этом удачному стечению обстоятельств и коммуникативности отводятся наименьшие оценки.
Ключевые слова: студенческая молодежь, социально-нравственные ценности, нравственность, гуманизм, здоровье, жизненные приоритеты
БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)2.2-14
The article deals with the value system of the personality, physical and spiritual development of students. The concepts «subject values» as a product of daily material and spiritual activity of people and «subjective values» as installations, requirements, that have been formed for ages and are expressed as behavioral norms, are observed. The article considers the promotion of healthy lifestyles of students as a special socio-demographic group, as applied to contemporary Russian society, the problem is topical firstly, because the rate of health deterioration among young people is getting worse and secondly, students frequently demonstrate health-destroying behaviors. Therefore, focus is made on promotion of a healthy lifestyle among young people as the most important factor in ensuring their viability and creative activity. Analysis is made of humane-value sphere of contemporary students; assessment is given to the most significant social and moral values, identified by means of a poll. The poll made it possible to reveal the problems in the value sphere of contemporary youth. It turned out that family, health, law-obedience, money and mutual help are the most important values for the students. The criterion for success for students is education, while communicative skills and concatenation of circumstances are not considered significant. Key words: students, social and moral values, moral, humanity, health, life priorities
Изучение здорового образа жизни молодежи обусловлено прежде всего критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Негативные тенденции здоровья молодежи усугубляют и без того сложную демографическую ситуацию в стране. Анализ динамики состояния здоровья молодых россиян в возрасте 14-29 лет дает основание прогнозировать его ухудшение у взрослого населения в ближайшие 10-15 лет. Сложившееся положение является следствием преобразований в социально-экономической сфере, сокращения оздоровительных учреждений и спортивных сооружений, нарастающего воздействия экологически вредных факторов, а также ведением нездорового образа жизни.
Основной причиной нарушений здоровья молодежи являются модели поведения, связанные с образом жизни молодого человека. При этом все большую роль в поддержании или ослаблении здоровья оказывают поведенческие факторы риска: курение, алкоголь, употребление токсических и психоактивных веществ и др. Кроме того, молодежь вынуждена работать во все более неблагоприятных, экологически опасных условиях, приводящих к неизбежной деградации здоровья.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи как особой социально-демографической группы. Применительно к современному российскому обществу острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья молодых людей слишком велики; во-вторых, в том, что среди студенческой молодежи нередки модели поведения, разрушающие здоровье. Поэтому стали очевидными общественные потребности в отношении формирования здорового образа жизни молодежи как важнейшего фактора обеспечения жизнеспособности и созидательной ее активности [1].
По данным социологического исследования — опроса студентов, проведенного Научно-образовательным спортивным центром КГУ в 20112012 гг., в целом респонденты недостаточно понимают значимость собственного здоровья для устойчивого развития и сохранения здорового общества, сохранения безопасности государства (репродуктивная функция семьи, устойчивые демографические показатели, здоровье мужчин как основы армии, период продуктивной трудовой активности населения, болезни нации и т. д.). Однако стоит отметить и тот факт,
что государство не в полной мере реализует функцию сохранения здоровья населения, относясь к нему в основном как к примитивному трудовому ресурсу и электоральной базе. В связи с этим у молодежи формируется стереотип восприятия собственного здоровья исключительно как личного дела.
На вопрос «Поддерживает ли ваша семья здоровый образ жизни?» утвердительно ответили 56,1% респондентов, принявших участие в опросе, не всегда — 34,7%, отрицательно ответили — 9,2%.
Темы, которые больше всего интересуют современную студенческую молодежь в вопросах сохранения здоровья, — это здоровое питание, физические упражнения и спорт, стрессоустойчивость. Остальные ответы распределились следующим образом. Для сохранения здоровья молодежь в основном отказывается от вредных привычек (курение, алкоголь и т. п.), а это 43,2% опрошенных, 40,4% — соблюдают санитарно-гигиенические нормы, 33,8% занимаются спортом, 21,1% ничего не делают для сохранения своего здоровья.
Жизненные приоритеты и ценности студенческой молодежи. В культуре каждого народа, его социальных классов, слоев и групп на определенном этапе исторического развития формируются ценности и традиции. Наряду с «предметными ценностями» — продуктом повседневной материальной и духовной деятельности людей существуют «субъективные ценности» — установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм. Они служат ориентирами и критериями общественного бытия. К традиционным ценностям относятся элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению. В качестве традиционных ценностей выступают укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие сохранить неповторимое своеобразие, специфические особенности. Вместе с тем традиционные ценности не остаются неизменными. Каждое поколение осуществляет выбор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие [2, 3].
Для определения характера ценностей и приоритетов современной студенческой молодежи респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, какие ценности наиболее значимы для современной молодежи?».
Необходимо было ранжировать обозначенные приоритетные направления ценностей (пять вариантов). Были получены следующие результаты.
Первую группу, включающую приоритетные направления ценностей, составили: 1) семья, 2) здоровье, 3) законопослушность, 4) деньги, материальное положение и 5) взаимопомощь.
Полученные данные говорят о достаточно высоком уровне притязаний современной молодежи. Выделение семьи на первый план в нашем исследовании говорит о понимании современной молодежью
Ценностно-смысловые аспекты образа жизни.
ценности семьи, о личностном принятии семьи как базового социального института, о, в целом, достаточно благополучном опыте семейной социализации и положительном взаимодействии молодежи со своими родителями. Не противоречива и постановка на вторую позицию такой ценности, как здоровье, что, с одной стороны, указывает на осознание молодежью проблем и негативных тенденций в реализуемой в стране в целом политике здоровьесбережения, а с другой стороны, подчеркивает понимание ими высокой цены здоровья на современном этапе развития общества как в прямом, так и в переносном смыслах. Большинство респондентов уже сталкивались с серьезными хроническими заболеваниями как в отношении себя, так и родных, а некоторые находятся в процессе их преодоления.
Вторичные социологические данные проведенного в 2012 г. исследования, охватившего опросом студентов 1-2-го курсов Курского государственного университета, подтверждают сделанные нами заключения: всего 52,0% респондентов отметили, что у них отличное здоровье, 41,0% — «болеют время от времени», 5,0% имеют хронические заболевания, 2,0% имеют инвалидность.
Выделение студенческой молодежью законопослушности в приоритетную ценность является, безусловно, положительным показателем, если принять во внимание растущую напряженность в межнациональных отношениях в стране в целом. Современная молодежь не обходит стороной такую важную, на их взгляд, ценность, как деньги и материальное благополучие. Это вполне ожидаемо при культивировании в обществе материального богатства как индекса состоятельности, успешности, власти, а также с учетом социально-экономических перипетий в жизни общества и социально-психологического шлейфа от последствий потрясших мир, страну и практически каждую семью экономических кризисов. Завершает пятерку приоритетных ценностных ориентаций взаимопомощь, что в принципе характерно и традиционно для отечественной культуры.
Вторую группу по критерию предпочитаемости у современной студенческой молодежи составляют следующие ценности, отражающие ее жизненные приоритеты: 1) друзья, 2) предприимчивость, 3) самореализация, 4) дети, 5) любовь.
Выведение на первое место друзей вполне закономерно, это отвечает традиционному социально-психологическому профилю молодежи. Особое внимание в данной группе следует обратить на то, что такие ценности, как предприимчивость и самореализация, для опрошенных актуальнее, чем любовь. Это необычно, если учесть возрастную группу респондентов, хотя в ней преобладает мужской пол. Находится это и в определенном противоречии с постановкой на первое ранговое место ценности семьи. Возможно,
данный прагматический подход обусловлен общей тенденцией современного общества к культивированию успешности и самореализации как главных индикаторов жизненной состоятельности, а также пониманием индивидуальной экономической ответственности за возможность прокормить семью, приобрести квартиру, обеспечить достойный досуг и т. д.
Обратим внимание на третью группу ценностей студенческой молодежи, которую составляют: 1) свобода, 2) принципиальность, 3) образование, 4) карьера, 5) коллективизм. В этой связи обращает на себя внимание доминанта законопослушности (см. первую группу ценностей), которая оказывается приоритетнее, чем свобода. Не воспринимается в качестве ведущей ценности образование. Это следствие того, что все респонденты являются учащимися и образование воспринимается ими как данность, как естественный фон и образ жизни, а иногда и как не вполне желательное обременение. Ушли на периферию такие ценности, как принципиальность, коллективизм, что свидетельствует о росте влияния индивидуально-потребительской психологии в молодежной среде.
Четвертую группу приоритетных ценностей составляют профессионализм, целеустремленность, труд, патриотизм, успех. Полученные результаты опроса респондентов показывают, что хотя профессионализм молодежь ранжирует выше, чем успех и труд, на самом деле данная ценность (как, впрочем, и труд и успех) не является для молодежи в полной мере понимаемой, так как большинство респондентов еще не имели опыта профессиональной деятельности. Она оторвана от образования и не выдерживает никакого сравнения с предприимчивостью. Очень низкое количество баллов отводится патриотизму, что во многом является критерием для оценки гражданской позиции современной молодежи, ее отношения к настоящему, истории, проблемам и перспективам развития страны. В определенной степени это указывает и на то место, которое государство, родной город или тот или иной населенный пункт занимают в оценочном ряду молодежи, представленном другими государствами и городами. Все это, вкупе с другими доминантными ценностями, вызывает опасение за успешность формирования у молодых людей нравственно-патриотических качеств, указывает на вариативный подход молодежи, с широким спектром допусков, к отбору возможностей максимального удовлетворения социальных потребностей.
И наконец, пятую группу ценностей составляют чувство долга и честность. Здесь же присутствуют такие позиции, как «другое» и «затрудняюсь ответить».
Особого внимания заслуживает то, что такие нравственные качества личности, базисные для любого цивилизованного, гуманистически ориентированного общества, как чувство долга и честность (а еще и патриотизм, ответственность), в предпочтениях современной
молодежи находятся на положении периферийных, занимая последние места. Данные ценности, как показали результаты опроса, практически не коррелируют, а скорее даже вступают в антагонизм с такими приоритетными для молодых людей ценностями, как деньги, материальное положение, предприимчивость, карьера. Это позволяет сделать вывод, что в современном обществе практически утрачен нравственный фундамент, вымыты из отношений традиционные для прежнего, советского, да и для российского общества ценностные регуляторы жизнедеятельности.
Для выявления критериев, необходимых для достижения успеха в жизни, респондентам исследования был задан следующий вопрос: «Что вы считаете важным для достижения успеха в жизни?». Варианты необходимо было ранжировать по степени значимости: 1 — самый важный фактор; 3 — наименее важный фактор. В итоге были получены следующие данные: хорошее образование, интеллектуальные способности, сильная воля, целеустремленность и трудолюбие, необходимые навыки, «пробивные способности», деньги, удачное стечение обстоятельств, коммуникативность и другое.
Несколько неожиданно, если учесть предшествующие результаты, когда образование оказалось лишь в третьей группе приоритетных ценностей молодежи, было то, что самым главным критерием для достижения успеха в жизни человека респонденты определили именно хорошее образование и интеллектуальные способности. Представляется, что данный факт может быть объяснен тем, что для большинства респондентов, участвующих в исследовании, учеба является основной деятельностью, предлагающей и им самим, и всем окружающим в качестве наглядных, значимых критериев индивидуальной успешности получаемые на занятиях отметки («отлично», «хорошо» и т. д.). То есть хорошее образование выступает определенным синонимом хорошей учебы. Самую низкую оценку опрашиваемые определяют такой личностной характеристике, как коммуникативность. Положительно то, что в ответах такие критерии, как сильная воля, целеустремленность и трудолюбие находятся впереди, в отличие от связей и денег, а также «пробивных способностей».
Одним из важных показателей социального портрета молодежи является определение направления их жизненной траектории. Для этого респондентам был
задан вопрос: «Подумайте, что вы считаете главным в жизни (не более трех ответов)?». Полученные данные практически полностью коррелируют с результатами выявления у молодежи ценностных приоритетов.
На вопрос «Какие, на ваш взгляд, жизненные девизы являются наиболее типичными для современной молодежной среды? (не более трех вариантов ответа)» ответы респондентов распределились следующим образом. Наибольшее предпочтение у современной молодежи вызывают девизы: «Хочешь жить — умей вертеться» (75,5%), «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (39,3%), «Цель оправдывает средства» (24,2%), что опять же коррелирует с полученными ранее данными. Ожидаемо было и то, что наименьшие показатели имеют следующие молодежные установки: «Терпенье и труд все перетрут» (10,9%), «С милым рай в и шалаше» (10%), «Бедность не порок» (5%).
Основные тревоги, страхи и опасения современной молодежи. Особое опасение у молодежи вызывает ситуация «остаться без материальных средств к существованию» (58,1 %), «опасения за свою жизнь, жизнь близких» (41,7%).
Наименьшее опасение вызывают «ограничения со стороны государства» (8,2%). Такие данные неудивительны. По ответам на предыдущие вопросы видно, что молодые люди привыкает надеяться в основном только на себя; в условиях допускаемого ими «нравственного беспредела» понимают, что это может, в свою очередь, больно ударить и по ним же самим; не видят смысла опираться на государство, так как не верят в действенность предлагаемых им механизмов социального регулирования.
Таким образом, данные анкетирования позволили выявить ряд проблем в ценностно-смысловой сфере современной молодежи. Отметим, что наиболее значимыми ценностями для респондентов выступили семья, здоровье, законопослушность, деньги и взаимопомощь. Критериями достижения успеха в жизни молодежь определяет хорошее образование, при этом удачному стечению обстоятельств и коммуникативности отводятся наименьшие оценки. Выявленным положительным моментом является определение респондентами семьи в качестве основного приоритета в жизни (74%). При этом пропагандируемая обществом установка на индивидуальный успех определяет в качестве основного девиз «Хочешь жить — умей вертеться» (75,5%).
Библиографический список
1. Выдрин В. Спорт и образ жизни : сборник статей. — М., 2009.
2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. — М., 1994.
3. Кравчик З. Спорт и современные образцы культуры: спорт, духовные ценности, культура // Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта / сост. и ред. В. Кузьмин, В. Столяров, Н. Чесноков. — М., 1998.