Научная статья на тему 'Ценностная парадигма глазами студенческой молодежи'

Ценностная парадигма глазами студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / REVALUATION OF VALUES / GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY / SOCIAL IDEAL / IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY / VALUABLE MEANINGS / STUDENT’S YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малолетнева Ирина Владимировна, Попова Анна Алексеевна

В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» Проведен анализ данных по аксиологической составляющей у современных студентов на примере российских, китайских, казахских, американских студентов. Выделены базовые ценности и их значение для современной молодежи. По результатам работы сделан вывод о том, что ценностная парадигма студенческой молодежи включает в себя как ценности традиционного общества, так и ценности современного информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малолетнева Ирина Владимировна, Попова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE PARADIGM BY THE EYES OF STUDENT YOUTH

The article examines the results of the study of the value orientations of students of the Bauman Moscow State Technical University (National Research University of technology). The analysis of data on the axiological component of modern students on the example of Russian, Chinese, Kazakh, American students is carried out. Basic values and their significance for modern youth are singled out. According to the results of the work, the conclusion is made that the axiological paradigm of student’s youth includes both the values of traditional society and the values of the modern information society.

Текст научной работы на тему «Ценностная парадигма глазами студенческой молодежи»

УДК 316.4 DOI 10.26425/1816-4277-2018-5-175-180

Малолетнева Ирина Владимировна ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ГЛАЗАМИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентации студентов ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» Проведен анализ данных по аксиологической составляющей у современных студентов на примере российских, китайских, казахских, американских студентов. Выделены базовые ценности и их значение для современной молодежи. По результатам работы сделан вывод о том, что ценностная парадигма студенческой молодежи включает в себя как ценности традиционного общества, так и ценности современного информационного общества.

Ключевые слова: переоценка ценностей, глобализация, информационное общество, социальный идеал, идентификация личности, ценностные смыслы, студенческая молодежь.

THE VALUE PARADIGM BY THE EYES OF STUDENT YOUTH

Abstract: The article examines the results of the study of the value orientations of students of the Bauman Moscow State Technical University (National Research University of technology). The analysis of data on the axiological component of modern students on the example of Russian, Chinese, Kazakh, American students is carried out. Basic values and their significance for modern youth are singled out. According to the results of the work, the conclusion is made that the axiological paradigm of student's youth includes both the values of traditional society and the values of the modern information society. Keywords: revaluation of values, globalization, information society, social ideal, identification of the personality, valuable meanings, student's youth.

Социально-экономическая и духовно-культурная трансформации суперэтносов, прежде всего, России, США и Китая, в которых происходит очередной виток «переоценки ценностей», определяет вектор развития современного мира. Большое число разнонаправленных факторов влияния создают хрупкую ткань миропорядка - систему социальных отношений, взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимовлияний. Вследствие этого «осознание и осмысление мировоззренческих изменений включает «переоценку ценностей», которая может принимать, как вид прогрессивного отрицания основ предшествующего общественного устройства, так и выражаться в новых формах воплощения прошлых аксиологических парадигм» [1, с. 135-137]. Так активация реверсивной модели, возвращает развитое в технологическом плане цивилизованное общество, основанное на традиционных христианских ценностях, к «детским болезням» эпохи раннего «дикого капитализма», осуществляющего передел мира и сфер влияния без учета традиций, международных договоренностей и правил.

Формирование общезначимого социального идеала, отражающего стремление, если не к гармонии, то, по крайней мере, к органичности является актуальной задачей для современного общества, для сохранения его целостности, и в определенной степени, стабильности в конкретном временном периоде. Например, «сегодня в России возникло противостояние ценностей индивидуализма и «общинности». Внешне дело обстоит так, будто «общинность» отсутствует. С другой стороны, до сих пор на ней во многом держится общество: остатки производственной деятельности, системы жизнеобеспечения, системы безопасности» [7, с. 41]. Особенно значимым в этом контексте представляется учет опыта предыдущих поколений и применение в социальной практике позитивных смыслов в процессе индивидуальной самореализации, выбора идеалов новыми поколениями.

Ценностная идентификация личности, понимаемая нами как особое и самостоятельное отождествление себя с ценностными смыслами, происходит в процессе активного познания молодыми людьми окружающего мира -взаимодействия с семьей, друзьями и коллегами, обществом в целом, государством, а также приближения

© Малолетнева И.В., Попова А.А., 2018

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва

e-mail.ru: mif-14@mail.ru

Попова Анна Алексеевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» e-mail: anna.vetko@gmail.com

Maloletneva Irina

Candidate of psychological Sciences, Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow e-mail.ru: mif-14@mail.ru

Popova Anna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University, Moscow e-mail: anna.vetko@gmail.com

к другим сообществам и культурам в условиях глобального информационного быстроменяющегося мира. Процесс глобализации, открывающий новые возможности для движения всех видов ресурсов: людей, информации, товаров, услуг и т. п., а с другой стороны, сметающий на своем пути преграды традиций, привычных ритуалов, политической, профессиональной и бытовой жизни остро ставит проблему ценностных ориентаций для современной молодежи.

Ценность как интегральное объединяющее, и при определенных социальных условиях, разъединяющее начало содержит весь спектр общественных явлений и, соответственно, трансформируясь в индивидуальном и коллективном сознании, не может не оказывать влияния на систему представлений о событиях и явлениях современного мира, на социальные установки, индивидуальные и коллективные действия.

Разная картина мира, новый уровень научного познания и технологического уклада жизни современного человека в рамках сетевого сообщества приводит к кризису персональной и коллективной идентичности, ставшему фундаментальной проблемой общества модерна и постмодерна, что отмечали в своих работах В. А. Ядов, М. Кастельс и др. [4; 13].

Необходимо отметить, что ценностная парадигма молодежи, по сравнению со старшими поколениями, всегда имеет более или менее серьезные отличия, особенно в эпохи кардинальных социальных изменений. Как отмечают исследователи, «молодое поколение особенно до 25 лет демонстрирует оптимизм в отношении своего будущего и здоровые амбиции..., и больше ценит возможности самовыражения», что подтверждается и результатами опросов Фонда «Общественное мнение», проведенными в 2008 г. - семья (48 %), материальный достаток (38 %), карьера (27 %), саморазвитии (10 %) [9, с. 391-393; 5, с. 408-411].

Аналогичная тенденция прослеживается при изучении образа жизни и ценностных приоритетов молодежи новой России специалистами Института социологии РАН (2007 г.): «Анализ устремлений современной молодежи позволяет говорить о группах россиян в возрасте от 17 до 26 лет, различающихся своими жизненными целями. Но одно для них главное - для большинства молодежи безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия» [2, с. 19].

Методология проведенного нами исследования ценностной парадигмы студенческой молодежи основывалась на разделении ценностей по типу цивилизационной матрицы, включающей современные, традиционные, общечеловеческие ценностные ориентиры. Данное исследование стало частью программы по полномасштабному анализу ценностной парадигмы студентов. На первом этапе было проведено сравнительное исследование в октябре-ноябре 2017 г. на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (далее — МГТУ им. Н. Э. Баумана) и Московского филиала Российской международной академии туризма. Всего было опрошено 245 человек.

Второй этап проводился в феврале 2018 г. в МГТУ им. Н. Э. Баумана среди студентов первых и вторых курсов различных факультетов. В опросе приняло участие 200 респондентов, из которых 149 юношей (74,5 %) и 51 девушка (25,5 %), обучающихся на первом и втором курсе университета. Из них 87 % (174 человека) проходят обучение на бюджетной основе и 13 % — внебюджетной. По возрастным характеристикам распределение составило: 65,5 % в группе 16-18 лет; 32 % респондентов находятся в группе 19-21 год и 2,5 % студенты старше 22 лет.

Фокус внимания исследования на этом этапе был перемещен на определение наиболее значимых ценностных ориентиров в жизни студенческой молодежи из предлагаемого списка. Респондентам предложено было определить личные приоритеты путем ранжирования следующих ценностных ориентиров: здоровье; деньги; материальные блага; семья, дети; общение с друзьями; работа по душе; независимость, свобода; успех; личная безопасность; свое дело, бизнес; профессионализм, мастерство; реализация способностей; общение с природой; интимная жизнь; получение удовольствий; творчество; престиж, слава; власть.

В результате анализа были получены следующие данные, представленные на рисунке 1.

Как следует из результатов обработки данных, здоровье занимает первое место в системе ценностей молодого поколения. Возможно, этот факт связан с модой на здоровый образ жизни и пропагандой спорта, которые актуализировались в последние годы и, отчасти, с культом тела, рожденным маркетингом и рекламой: «В культуре здоровья, складывающейся из разных компонентов, одним из ведущих, по мнению многих исследователей, является ценностно-ориентационный» [8, с. 2]. Красота тела, спортивные увлечения, по мнению студентов, формируют главную ценность - здоровье.

Здоровье Семья Деньги Свобода Реализация Успех Работа по душе Удовольствия Профессионализм Общение с друзьями Интим

Общение с природой Безопасность Власть Слава Творчество Свое дело

32,5 %

| 5,0 % 5,0 % 4,0 % 3,0 % 3,0 % 3 % 1,50 % 1,50 % 1,50 % 0,75 % 0,75 % 0,75 % 0,75 %

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Жизненные ценности респондентов

На втором месте у студентов находится семья, причем в уточнении данной позиции студенты говорят не только о своих родителях, включая расширенную семью, но преимущественно о своей будущей семье с позиции ответственного взрослого. Результат интересен тем, что противоположен данным последних исследований по этой теме. Так, например, Левина А. А. в своей работе «Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект» приходит к выводу, что «на данный момент семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи, они значительно утратили свою позицию. Современная молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется после создания успешной карьеры в далекой перспективе» [6, с. 3].

Возможно, объяснение такому феномену мы можем увидеть в специфике МГТУ им. Н. Э. Баумана — наличие инженерных династий, ощущение вуза как одной «семьи» также формирует ценность семьи. Кроме того, высокую позицию данной ценности в списке приоритетов можно объяснить современными процессами в обществе, сопровождающимися кризисом духовности и нравственности, а семья как базовая ценность помогает выбрать правильный вектор развития и существования человека.

Деньги занимают третье место по ценности для молодежи, что не является неожиданным результатом, это подтверждают данные Левада-Центра - наиболее острой проблемой для россиян является не алкоголизм, а рост цен на него указывают 73 % опрошенных. Бедность и обнищание населения беспокоят около 52 % респондентов. На рост безработицы указывают 41 % респондентов. А кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского хозяйства беспокоят, по данным Левада-Центра, 32 % респондентов [15, с. 1].

В современном капиталистическом мире высокой конкуренции и постулирования материального объектного мира деньги становятся главным ресурсом для разных сфер жизни, по сути, деньги - это

«универсальное средство обмена, которое позволяет людям превращать все что угодно во все что угодно» [11, с. 215]. Соответственно, ценность денег актуальна и для молодежи также.

Самореализация, успех и работа по душе получили примерно равную оценку по шкале ранжирования ценностей. Для студентов важно, чтобы работа приносила удовольствие и при этом давала ощущение успешности и значимости в обществе. По этому показателю аналогичные результаты демонстрируют исследования российских и зарубежных ученых, проведенные в период 2007-2014 гг. в Российской Федерации (далее - РФ), США, Китае, Казахстане [2; 3; 9; 10; 14].

Приоритеты студенческой молодежи, выявленные в нашем исследовании, находят свое подтверждение в результатах всероссийских опросов, проводившихся специалистами института социологии РАН: «нынешняя российская молодежь в меру индивидуалистична и честолюбива, в структуре ценностей молодых людей доминирующие позиции занимают семья и дети, надежные друзья и интересная работа» [3, с. 129-131].

Сопоставимые результаты были получены в ходе ряда исследований ценностных ориентаций российскими и казахскими учеными. Например, всероссийского исследования «Социальный потенциал молодежи», проведенного в 2010-2012 гг. в 62 населенных пунктах в 15 субъектах РФ N=1 476 чел. в возрасте 15-29 лет), а также исследования специалистов МГУ имени М. В. Ломоносова «Воздействие современной системы образования на формирование ценностных ориентаций молодежи». Опрос проводился 25-30 марта 2015 г. в 15 населенных пунктах в 5-ти субъектах РФ N = 976 чел. в возрасте 15-23 лет) и опроса молодежи, проведенного в 16 районах Казахстана в 2015 г. N = 1 000 чел.) [10; 14].

Данные о пяти приоритетных ценностях современной студенческой молодежи по результатам этих исследований, проведенных российскими и казахскими исследователями, представлены в сопоставительной таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица ценностей молодежи России и Казахстана

Ценности молодежи

Российская Федерация 2010-2012 гг.; 2015 г., % Казахстан 2015 г , %

Здоровье 58 Здоровье 81,6

Друзья 53 Семья 72,7

Семья 50 Работа 68,6

Любовь 42 Материальный достаток 61,3

Самореализация 34 Образование 60,3

Источники: [10; 14]

Сравнительный анализ жизненных ценностей российских и американских студентов, проведенный Черкасовой А. А. в 2010-2011 гг., показывает активное стремление молодых к самореализации, и одновременно большую независимость от семьи, которая не попала в число приоритетных показателей. Выборка (500 студентов вузов г. Екатеринбурга и 500 американских студентов штата Миннесота, возраст респондентов от 17 до 28 лет).

При сопоставлении таких показателей, как хорошая работа, материальное благополучие, самореализация, образование, интимные отношения, дружба, любовь, здоровье, россияне в большей степени, чем их сверстники из США, ориентированы на материальное благополучие (72,2 % и 36 %, соответственно), которое они связывают с хорошей работой (56 %) и возможностью самореализации (54 %). Здоровье и образование вошли в перечень значимых показателей ценностной парадигмы молодых людей в России и США, но в разной степени. У студентов из США: образование - 88 %; здоровье - 65 %, соответственно, из РФ - 47 % и 49 % [13].

Однозначно, что ценностями, объединяющими молодых людей на разных континентах, представителей разных суперэтносов являются любовь — 56 % и 52 % и дружба 43 % и 49 %, соответственно [13]. Этот результат ожидаем, и именно он дает надежду, что у молодого поколения есть шанс на построение будущего мира, основанного на гуманистических принципах: взаимопонимании, уважении, доверии, дружбе и любви.

Таким образом, проанализировав данные исследования ценностных ориентаций студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана и сопоставив их с работами в данном направлении других авторов, мы видим ценностную

парадигму студенческой молодежи, в основе которой преобладают такие ценности, как здоровье, семья и финансовое благополучие. Ценность семьи подтверждает важную роль традиций в современном российском обществе, несмотря на процессы индивидуализации и обесценивания классических ценностей старшего поколения. Самореализация, успех и работа по душе находятся примерно на одном месте в шкале ценностей молодежи и это, возможно, связано с новыми установками современного мира о выборе работы не только по финансовой составляющей, но и по степени заинтересованности своей профессией, что повышает возможности самореализации и удовольствия от рабочего процесса. В целом, ценностная парадигма настоящего и будущего мира студенческой молодежи выглядит достаточно эклектично, соединяя ценности традиционного общества (семья) и общества капитализма (финансовое благополучие), общества индивидуализма (самореализация) и общества глобализации (здоровье как общемировой тренд).

Библиографический список

1. Белов, А. П. Мировоззрение и образ жизни: социально-философские проблемы / А. П. Белов; под ред. проф. В. Н. Гасилина. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2006, 192 с.

2. Горшков, М. К. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков, В. В. Петухов // Информационно-аналитический бюллетень ИНАБ 2007, № 4, с. 19.

3. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шеренги. М., ЦСПиМ, 2010. - C. 129-131.

4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., Издательство ГУ ВШЭ, 2000. - 458 с.

5. Котлярова, В. В. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодежи / В. В. Котлярова, С. А. Макушенко, В. И. Родионова // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 408411. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 06.04.2018).

6. Левина, А. А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2013/10/28016 (дата обращения: 11.01.2018).

7. Маслов, В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 40-47.

8. Пятилетова, О. В. Формирование культуры здоровья у молодых девушек: к постановке вопроса о мотивации / О. В. Пятилетова, Н. П. Розина // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77315 (дата обращения: 13.01.2018).

9. Россия и Китай: молодежь XXI века [монография] / отв. редакторы: М. К. Горшков, Ли Чунлинь, З. Т. Голенкова, П. М. Козырева. - М.: Новый хронограф, 2014. - 424 с.

10. Смакотина, Н. Л., Корниенко, О. Ю. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. Серия: Материалы Международной научно-практической конференции ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» / Н. Л. Смакотина, О. Ю. Корниенко. - Москва, 2016. - Т. 29. - С.107-117.

11. Харари, Ю. Н. Sapiens. Краткая история человечества // пер. с англ. Л. Сумм. - М.: Синдбад, 2018. - 512 с.

12. Черкасова, А. А. Жизненные ценности студенческой молодежи в России и США: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06: Екатеринбург, 2012. РГБ ОД, 61 12-22/139, 166 с.

13. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, 1994, № 1, C. 35-52.

14. Биекенова, Н. Ж. и др. Ценностная система студентов Республики Казахстан как особой социальной и культурной группы / Н. Ж. Биекенова, Г. С. Абдирайимова, Г. А. Кенжакимова, З. К. Шаукенова, З. В. Сикевич // международный журнал экологического и научного образования. - 2016. - № 9. - С. 2481-2494.

15. Левада-центр. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/ 08/755041143175623.png./ (дата обращения: 15.03.2018).

References

1. Belov A. P. Mirovozzreniye i obraz zhizni: sotsial'no-filosofskiye problemy [World outlook and way of life: social and philosophical problems] / A. P. Belov; under the editorship of the prof. V. N. Gasilin. Saratov: povolzhsky academy of public service of P.A. Stolypin, 2006. 192 p.

2. Gorshkov M. K., Roosters V. V. Molodezh' novoy Rossii: obraz zhizni i tsennostnyye prioritety. [The youth of new Russia: way of life and valuable priorities]. // Information and analytical bulletin INAB, 2007, I. 4, p. 19.

BecmuuK yuueepcumema № 5, 2018

3. Gorshkov M. K., Sherengi F. E. Molodozh' Rossii: sotsiologicheskiy portret [The youth Ranks of Russia: sociological portrait]. M, CSPiM, 2010, pp. 129-131.

4. Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information era: economy, society and culture]. M, GU HSE Publishing house, 2000, 458 p.

5. Kotlyarova V. V., Makushenko S. A., Rodionova V. I. Issledovaniye i analiz sootnosheniya material'nogo i dukhovnogo v tsennostnoy iyerarkhii sovremennoy rossiyskoy molodozhi [The research and the analysis of a ratio material and spiritual in valuable hierarchy of modern Russian youth] // The Young scientist. 2017, I. 11, pp. 408-411. Available at: https://moluch. ru/archive/145/40648/ (accessed 04.06.2018).

6. Levina A. A. Sem'ya v sisteme tsennostey sovremennoy molodezhi: sotsiologicheskiy aspekt // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Family in the system of values of modern youth: sociological aspect] // Modern scientific research and innovations, 2013, I. 10: Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (accessed 01.11.2018).

7. Maslov V. F. Tsivilizatsionnyy podkhod k istoricheskomu protsessu [Civilization approach to historical process] // philosophy Questions, 2010, I. 7, pp. 40-47.

8. Pyatiletova O. V., Rozina N. P. Formirovaniye kul'tury zdorov'ya u molodykh devushek: k postanovke voprosa o motivatsii // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Formation of culture of health at young girls: to formulation of the question about motivation] // Modern scientific research and innovations, 2017, I. 1. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2017/01/77315/ (accessed 01.13.2018).

9. Rossiya i Kitay: molodezh' XXI veka [Russia and China: youth of the 21st century] [monograph] / editors: M. K. Gorshkov, Li Chonglin, Z. T. Golenkova, P. M. Kozyreva. Moscow, New chronograph, 2014, 424 p.

10. Smakotina N. L., Korniyenko O. Yu. Obrazovatel'noye prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2016): sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Educational space during information era (EEIA-2016): the collection of scientific works of the International scientific and practical conference] 6-7 June, 2016. A series: Materials of the FGBNU International scientific and practical conference «Institute of the strategy of development of formation of Russian joint stock company». Moscow, T. 29, 2016, pp. 107-117.

11. Harare Yu. N. Sapiens. Kratkaya istoriya chelovechestva [Sapiens. Short history of mankind] // the lane with English. L. Summ. -M.: Sindbad, 2018. 512 p.

12. Cherkasova A. A. Zhiznennyye tsennosti studencheskoy molodezhi v Rossii i SSHA Avtoref. Kand. Diss. sociological sciences [Vital values of student's youth in Russia and the USA. Kand. Sociolog. Sci. ]. Yekaterinburg, 2012. 166 p.

13. Yadov V. A. Sotsial'naya identifikatsiya v krizisnom obshchestve [Social identification in crisis society]//the Sociological magazine, 1994, I. 1, pp. 35-52.

14. Nikara Zh., Biyekenova A., Gulmira S., Abdiraiymova B., Gulnara A. Kenzhakimova B., Zarema K. Shaukenova A., Zinaida V. Senukc Tsennostnaya sistema studentov Respubliki Kazakhstan kak osoboy sotsial'noy i kul'turnoy gruppy [Value System of Students of the Republic of Kazakhstan as a Special Social and Cultural Group] / international journal of environmental & science education. 2016, V. 11, I. 9, pp. 2 481-2 494.

15. Levada-tsentr [Levada Center]. Available at: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2017/08/755041143175623.png/ (accessed 15.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.