Научная статья на тему 'Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества'

Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2279
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / КОНСОЛИДАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / VALUES / BEHAVIOR / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / CONSOLIDATION / YOUTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожкова Л. В., Васильева Н. Д.

В статье представлен социологический анализ особенностей развития ценностей гражданственности и патриотизма. Вторичный анализ результатов общероссийских социологических исследований выявляет существенное изменение ценностно-нормативной составляющей национальной культуры, снижение ценностей патриотизма, солидарности, вовлеченности, утрату духовно-нравственных основ. Изучение гражданственности в ракурсе социальной консолидации позволяет лучше понять проблемы, возникающие на пути формирования общенациональной солидарности и реализации социокультурной модернизации в России. Эмпирической базой статьи стало исследование «Патриотизм в среде студенческой молодежи» (2013 г., n=326), проведенное среди русских и туркменских студентов Пензенского государственного университета. Авторы делают вывод, что патриотические ориентации юношей и девушек носят преимущественно декларативный характер. Хотя студенты самоидентифицируют себя как патриоты, патриотические поведенческие стратегии у них практически отсутствуют. Туркменским студентам в большей мере присуща патриотическая самоидентификация, при этом в структуре патриотического комплекса туркменских и русских студентов наблюдаются расхождения. Среди студентов доминирует формально-нормативный подход к гражданству, основанный на правовой и территориальной связи, наличии гражданских прав. Наблюдается негативная тенденция к снижению уровня патриотизма и гражданской ответственности. Сложившаяся ситуация рассогласованности между декларируемыми принципами и поведенческими патриотическими установками приводит к снижению социальной консолидированности российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рожкова Л. В., Васильева Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AS A BASE FOR SOCIAL CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

The article presents the sociological analysis of the specific features of the development of the citizenship and patriotism as values. The secondary analysis of the nationwide opinion polls shows considerable changes in the value component of the national culture, the reduced patriotism, solidarity, involvement and loss of moral base. Studying solidarity as a social consolidation allows understanding problems encountered on the way towards nationwide solidarity ad realization of socio-cultural modernization in Russia. The empirical base for the study was a research titled “Patriotism among students” (2013, n=326) conducted among Russian and Turkmen students of the Penza State University. The authors conclude that patriotic orientations of youth are declarative. Though students identify themselves with patriots, they are lacking any patriotic behavioral strategies. Turkmen students have higher patriotic self-identification; at the same time, there are divergences in the patriotic system of Turkmen and Russian students. Students have formal approach towards citizenship which is based on the legal and territorial ties. There is a negative trend towards reduced sense of patriotism and civic responsibility. Disagreement between the declared principles and patriotic behavioral settings leads to a decrease in social consolidation of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

DOI: 10.14515/monitoring.2014.3.08 УДК 316.62:172.12/.15(470+571)

Л.В. Рожкова, Н.Д. Васильева ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

РОЖКОВА Лилия Валерьевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Пензенского государственного университета. Email: mamaeva [email protected]

ВАСИЛЬЕВА Наталья Дмитриевна — студентка Пензенского государственного университета. E-mail: [email protected]

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM AS A BASE FOR SOCIAL CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

ROZHKOVA Liliya Valer'evna - Candidate of Social Sciences, associate professor, Chair of Economics and World Economy, Penza State University. E-mail: mamaeva [email protected]

VASIL'EVA Natal'ya - student, Penza State University. Email: [email protected]

Аннотация. В статье представлен социологический анализ особенностей развития ценностей гражданственности и патриотизма. Вторичный анализ результатов общероссийских социологических исследований выявляет существенное изменение ценностно-нормативной составляющей национальной культуры, снижение ценностей патриотизма, солидарности, вовлеченности, утрату духовно-нравственных основ. Изучение

гражданственности в ракурсе социальной консолидации позволяет лучше понять проблемы, возникающие на пути формирования общенациональной солидарности и реализации социокультурной модернизации в России. Эмпирической базой статьи стало исследование «Патриотизм в среде студенческой молодежи» (2013 г., п=326), проведенное среди русских и туркменских студентов Пензенского

государственного университета. Авторы делают вывод, что патриотические ориентации юношей и девушек носят преимущественно декларативный характер. Хотя студенты самоидентифицируют себя как патриоты, патриотические поведенческие стратегии у них практически отсутствуют. Туркменским студентам в большей мере присуща

Abstract. The article presents the sociological analysis of the specific features of the development of the citizenship and patriotism as values. The secondary analysis of the nationwide opinion polls shows considerable changes in the value component of the national culture, the reduced patriotism, solidarity, involvement and loss of moral base. Studying solidarity as a social consolidation allows understanding problems encountered on the way towards nationwide solidarity ad realization of socio-cultural modernization in Russia.

The empirical base for the study was a research titled "Patriotism among students" (2013, n=326) conducted among Russian and Turkmen students of the Penza State University.

The authors conclude that patriotic orientations of youth are declarative. Though students identify themselves with patriots, they are lacking any patriotic behavioral strategies. Turkmen students have higher patriotic self-identification; at the same time, there are divergences in the patriotic system of Turkmen and Russian students.

Students have formal approach towards citizenship which is based on the legal and territorial ties. There is a negative trend towards reduced sense of patriotism and civic responsibility. Disagreement between the declared principles and patriotic behavioral settings leads to a decrease in social consolidation of the Russian society.

патриотическая самоидентификация, при этом в структуре патриотического комплекса туркменских и русских студентов наблюдаются расхождения.

Среди студентов доминирует формально-нормативный подход к гражданству, основанный на правовой и территориальной связи, наличии гражданских прав. Наблюдается негативная тенденция к снижению уровня патриотизма и гражданской ответственности. Сложившаяся ситуация рассогласованности между

декларируемыми принципами и поведенческими патриотическими установками приводит к снижению социальной консолидированности российского общества.

Ключевые слова: ценности, поведение, Keywords: values, behavior, citizenship, patriotism,

гражданственность, патриотизм, консолидация, consolidation, youth, students.

молодежь, студенты.

Разрушение командно-административной системы России и активный переход страны к формированию рыночной экономики повлекли за собой распространение среди россиян ценностей западного прагматизма и индивидуализма, моделирование новой структуры ценностного сознания потребительского общества. Практически все ученые сходятся во мнении о наличии сегодня острых проблем утраты духовно-нравственных ориентиров, патриотизма, гордости за страну, девальвации гражданского долга и ответственности.

Исследователи констатируют, что в триаде ценностей «традиционные-советские-новые демократические» последние становятся все более распространенными, хотя некоторые традиционные русские и выросшие из них советские ценности имеют продуктивный потенциал, содействующий процветанию страны. Речь идет о соборности, основанной на идеях гражданского общества в смысле уважения своих прав и прав других, участии в общественных делах в своих интересах, народности (политическое, духовное единство с народом, патриотизм) [15]. Однако в аксиосфере россиян слабо представлены солидарность, гуманность, терпимость и доверие. Исследование системы ценностей, поведенческих стратегий позволяет лучше понять факторы и тенденции, которые обусловливают структурные контрасты и асимметрию динамики российского общества.

Происходящие общесистемные трансформации настоятельно требуют поиска путей воспроизводства духовных ценностей, поддержания общенациональной солидарности. Поэтому проблематика актуализации патриотизма и гражданственности в последние несколько лет вышла в ряд первоочередных задач государственной политики. В послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ 2012 г. подчеркнуто большое значение для современной России патриотических ценностей и ориентаций: «...Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории. а прежде всего служить обществу и стране» [8]. В 2013 г. был окончательно выбран курс социокультурного развития России, направленный на сохранение и возрождение духовно-нравственных, моральных ценностей, создающих платформу для модернизационных преобразований и являющихся основой консолидации общества.

Проблематика гражданственности и патриотизма носит междисциплинарный характер. Гражданственность — это способность иметь права, исполнять обязанности не только в своих

124 _

личных интересах, но и на благо всего общества. Она может быть рассмотрена с точки зрения осознания своей причастности к Родине, ее народу, истокам и корням; это совокупность гражданских ценностей и нравственных принципов (свобода, равенство, социальная справедливость, толерантность, плюрализм). В социологической энциклопедии гражданственность определяется как понятие, обладающее нравственным смыслом. Это «.присутствие в сознании и поведении человека высших моральных качеств, отличающих истинного радетеля о благе общества и своего отечества» [13, с. 228]. Культура гражданственности служит мерой самореализации человека как гражданина не только в формально-юридическом, но и в нравственно-этическом и социокультурном смыслах. Гражданственность — сложный поликомпонентый феномен, включающий различные элементы, среди которых правовые (правовая культура, соблюдение законов, свобода, правосознание); социально-политические (политическая культура, гражданские права, общественно-политическая активность) и нравственные (гражданское самосознание, долг, ответственность, патриотизм).

Основным компонентом гражданственности является патриотизм. Как подчеркивает И.Е. Дискин, «.гражданственность. должна быть прочно "склеена" с патриотизмом» [2]. Именно эти компоненты лежат в основе консолидации и стабильности любого общества. Более того, без минимальных основ социальной консолидации перспективы реализации социокультурной модернизации представляются иллюзорными.

Понятие «патриотизм» характеризует национальное единение, идентификацию с прошлым, настоящим, будущим своей страны, ответственность за ее судьбу, ее защиту. С социологической точки зрения патриотизм определяется как «.любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [14, с. 164]. Его основная роль состоит в сплачивании поликультурного социума. Важно обратить внимание на то, что гражданственность и патриотизм органически связаны, когда интересы государства и интересы Отечества совпадают. В рамках социологического подхода ведущими направлениями исследования являются ценностное содержание патриотизма, его социокультурный анализ. Особенно важно изучение патриотических ориентаций и гражданского самосознания современной молодежи, период социализации которой пришелся на годы реформ, когда шло повсеместное свертывание патриотического и гражданского воспитания молодого поколения.

Обращаясь к анализу консолидационных процессов, необходимо отметить, что в социологической науке они анализируются в рамках понятий «социальная солидарность», «социальная сплоченность», «социальная консолидация», которые характеризуют некоторое состояние единства. У истоков изучения социальной солидарности стоит Э. Дюркгейм, рассматривающий ее как сплоченность общества в единое целое. Она есть солидарность простых людей с такими же людьми; объединение граждан страны в рамках общенациональных интересов. В социологической интерпретации социальная сплоченность — некоторое состояние общества, которое сплочено узами солидарности, общими ценностями. По определению Совета Европы, социальная сплоченность (в широком смысле) — это способность общества обеспечивать благополучие индивидов, снижать неравенство и поляризацию общества. Общество можно назвать сплоченным, когда граждане свободны и решают демократическим путем общие задачи [12].

Понятие «социальная консолидация» российские исследователи (М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, В.В. Локосов, В.Л. Шульц, В.К. Левашов, В.Н. Кузнецов и др.) трактуют как процесс социального единения, сплочения общества в рамках общих норм, ценностей, национальных интересов. При этом консолидированность общества рассматривается в аспекте анализа

проблем, актуальных для российского общества. Анализируя проблему повышения культуры патриотизма в консолидации общества, А.В. Кузнецова отмечает: с одной стороны, факторы социальной дезорганизации (социальная поляризация, конфликт ценностей, снижение уровня и качества жизни и другие) определяют иллюзорность консолидации российского общества, с другой — в настоящее время можно говорить о существовании «...ментальных предпосылок к формированию "новой общественной субъективности", о зарождении. тенденции к новому гражданскому объединению общества.» [5].

Материалы социологического исследования среди студенческой молодежи регионов Поволжья (2010 г., п=1254, вузы Пензы, Саранска, Ульяновска, Казани) показывают, что у студентов доминирует чисто правовое понимание гражданства. Для 52% из них «быть гражданином России» — значит «иметь гражданские права и обязанности». По мнению 43% опрошенных, «быть гражданином» значит любить свою Родину, быть патриотом. 39% респондентов считают, что настоящий гражданин должен знать историю страны и гордиться ее достижениями. Около четверти студентов (25%) выбрали вариант «быть гражданином по паспорту» [10]. Среди гражданских обязанностей респонденты назвали: соблюдение законов, уплату налогов, участие в выборах, воинские обязанности. Аналогичные данные получены в ходе исследований среди студентов Пензенских вузов, проведенных в 2012 г. Так, 60% респондентов рассматривают гражданство как «гражданские права и обязанности»; для 37% студентов важный эмоциональных показатель истинного гражданина — патриотизм; около трети опрошенных (32%) указали на территориальную принадлежность к государству.

Что касается исследования 2013 г., проведенного среди студенческой молодежи Пензенского государственного университета (п=326, в том числе п=250 — российские студенты; п=76 — туркменские студенты), то 50% русских и 21% туркменских студентов рассматривают гражданство как правовую связь со своим государством («быть гражданином по паспорту»); 5% русских и 26% туркменских студентов — как наличие гражданских прав и обязанностей. Ответственность за судьбу страны и патриотизм в структуре эмоциональных компонентов гражданственности выделили менее 10% респондентов и в русской, и в туркменской выборках. Таким образом, гражданственность в понимании студентов предстает как наличие гражданских прав и обязанностей, правового статуса. Вместе с тем недостаточно высоки значения патриотизма, ответственности за судьбу страны, защиты своего государства, что, возможно, обусловлено недостаточным уровнем развития культуры гражданственности студентов, а также распространением индивидуалистическо-прагматических ориентаций.

Материалы общероссийских социологических исследований выявили мировоззренческие установки россиян в отношении ценности патриотизма. Так, по результатам Институт социологии РАН для 90% россиян патриотизм означает любовь к стране, гордость за нее, стремление к улучшению жизни [1, с. 225]. Исследование ВЦИОМ, проведенное в 2012 г., зафиксировало высокий уровень патриотической самоидентификации россиян, однако их доля с годами несколько сокращается (88% — 2008 г.; 80% — 2010 г.) [11].

По данным нашего исследования (2013 г.), установлены основные отличия в понимании патриотизма студентов — граждан России и Туркменистана. Так, безусловно, характеризуют себя как патриоты своей страны 61% туркменских студентов и всего 5% респондентов по русской выборке. 44% русских студентов и 33% туркменских скорее бы отнесли себя к патриотам [9, с. 81]. Иными словами, у студентов из Туркменистана наблюдается большая патриотическая самоидентификация, чем у русских студентов, что, по-видимому, связано с тем, что в современном Туркменистане большое значение придается патриотизму, преданности родной земле и семье.

Материалы исследований ВЦИОМ 2011 г. показывают, что истинный патриотизм в общественном сознании отождествляется с уважением традиций (48% респондентов) и укреплением семейных ценностей (46%) [7]. В последние годы наблюдается снижение доли россиян, которые отождествляют патриотизм с трудом на благо своей страны, но увеличивается число людей, которые обсуждают исторические темы и празднуют исторические события [11].

Как показало исследование, проведенное О.А. Зайцевой среди студентов Государственного университета управления (2011 г., Москва), 67% респондентов рассматривают патриотизм как любовь к Родине, 15% понимают патриотизм как эмоциональное отношение, привязанность к своей Родине, чувство долга и ответственности [3, ^ 104]. В рамках исследования патриотических ориентаций среди студентов Пензенских вузов установлено, что большинство респондентов видят проявление настоящего патриотизма в уважении традиций (38% русских и 28% туркменских студентов), укреплении семьи (31 и 10% соответственно), работе с полной отдачей сил во благо своей страны (20 и 17% соответственно).

Таким образом, данные социологических исследований, с одной стороны, фиксируют готовность студенческой молодежи к проявлению патриотических действий, а с другой — демонстрируют рассогласованность между декларируемыми принципами и поведенческими установками, реализуемыми в процессе социальных взаимодействий.

Рассматривая образ патриота в массовом сознании, М.А. Курганская выделяет патриотический ценностно-ориентационный комплекс: чувство гордости за страну, готовность к труду на благо народа, патриотическая жизненная позиция, признание единства судьбы индивида и своего народа [6]. Исследования среди студенческой молодежи позволили выявить, что патриотов, которые фиксируются прямыми показателями (патриотическая самоидентификация, гордость за судьбу страны — 46,6%; необходимость самобытного пути России — 48,9%), больше, чем патриотов, которые фиксируются по косвенным показателям (труд на благо народа — 30%; неприемлемость эмиграции по экономическим мотивам — 22%) [6].

Какие действия готовы предпринять современные студенты для своей страны, как они понимают патриотизм? По мнению 30% русских студентов и 37% туркменских, «быть патриотом», значит любить свою страну. 22% русских студентов и 26% туркменских студентов уверены, что «быть патриотом», значит работать во благо и для процветания страны; 8% русских и 26% туркменских студентов готовы к защите своей страны. Стремление к изменению положения ситуации в стране ради достойного будущего проявляют 24% русских и 11% туркменских студентов. Около половины респондентов считают допустимым переезд в другую страну на постоянное место жительства (54% русских и 30% туркменских студентов), брак с иностранцем (42 и 39% соответственно), работу в иностранной фирме (75 и 61%), а недопустимым — уклонение от уплаты налогов (49% русских и 28% туркменских студентов) и незнание государственной символики (54 и 56% соответственно). Вместе с тем 30% русских студентов отказ от голосования на выборах считают допустимым и личным выбором каждого. 28% студентов из Туркменистана полагают, что это иногда может быть допустимо, по мнению 28% респондентов, это дело каждого гражданина. 22% русских и 11% туркменских студентов считают нормальным уклонение от службы в армии.

Большинство студентов хотели бы просто жить в благополучном, демократическом, социально-ориентированном государстве, однако вовсе не готовы к его модернизации, не стремятся трудиться на благо своей страны. Как отмечает Т.С. Колябина, патриотизм является

127 _

неотъемлемой составляющей российской ментальности, однако в силу ее этносоциокультурных особенностей динамика патриотических ценностей имеет маятниковый характер. Это во многом обусловлено усилением внепатриотически-индивидуалистских ориентаций и ценностей в постперестроечный период [4].

Оценивая нынешнее состояние развития патриотизма, молодое поколение настроено критично. Так, по результатам исследований О.А. Зайцевой (ГУУ, 2011 г.), 42% респондентов оценивают Россию как страну, где недостаточно внимания уделяется созданию условий для патриотического воспитания; 14% опрошенных отмечают полное отсутствие этих условий [3, с. 106].

По данным нашего исследования, большинство студентов считают необходимым развитие патриотического воспитания в вузах и школах: 37% русских и 17% туркменских студентов полностью согласны с этим утверждением; 36% русских и 67% туркменских студентов скорее согласны, что эти институты должны заниматься развитием патриотизма. По мнению 42% русских студентов, патриотические чувства россиян за последнее время уменьшились. Иная ситуация в Туркменистане: 45% опрошенных отметили, что патриотизм жителей этой страны с годами возрастает.

Высокий уровень консолидированности общества обеспечивается единством интересов и потребностей, целей и ценностей, является процессом социокультурно и ценностно обусловленным. Студентам Пензенского государственного университета задавался вопрос: «Какая идея должна стать ключевой для консолидации российского общества?». Ответы респондентов распределились следующим образом: повышения престижа и статуса России как мировой державы (88%); соблюдение прав и свобод граждан (88%); повышение уровня жизни (86%); улучшение состояния экономики страны (76%); формирование общенациональной идеи (67%); межнациональные отношения (65%); моральное состояние общества (47%); патриотизм (47%); рост уровня доверия в обществе (47%); гражданственность (43%). Результаты фокус-групп со студентами подтвердили выявленные тенденции.

Таким образом, для современного российского общества характерны ценностный расколом, дезадаптация социокультурного пространства, что препятствует усвоению и воспроизводству ценностей гражданственности и патриотизма россиянами, в особенности молодым поколением. Это настоятельно требует обращения к идеям социальной консолидации. Какие факторы, способны сплотить современное российское общество? Ответ прост — идеологические убеждения, совместная работа на общее благо. Такими были комсомольские стройки, освоение целинных земель, когда люди были причастны к общему делу, работали на благо страны и гордились ее достижениями. В настоящее время наблюдаются вакуум в отношениях общества и власти, что значительно снижает уровень институционального доверия, а также низкая общественно-политическая активность. Это накладывает негативный отпечаток на процессы социальной консолидации общества. Чтобы изменить ситуацию, первостепенную роль необходимо отвести гражданственно-патриотическому воспитанию молодого поколения в семье, школе, вузах, овладению патриотическими знаниями и развитию гражданственно-патриотического поведения, активизации молодежных организаций патриотической направленности.

Литература

1 Двадцать лет реформ глазами россиян : (опыт многолет. социолог. замеров) : аналит. доклад / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; подготов. в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Рос. Федерации. М., 2011. 304 с. URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/20 years reform.pdf.

2 Дискин И. Е. Гражданское общество : создать нельзя отказаться // Гражданский диалог. 2008. № 1.

3 Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. №4. С. 103-106

4 Колябина Т. С. Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей: динамика формирования у современных россиян : дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2006. 138 с. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/formirovanie-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-kak-kompleksa-sociokulturnyh-i.html.

5 Кузнецова А. В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества : дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 247 с.

6 Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 23 с.

7 Патриотизм: настоящий и «квасной // ВЦИОМ : [веб-сайт]. Пресс-выпуск. 2010. № 1513. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13576.

8 Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.

9 Рожкова Л. В., Маршак А. Л. Ценности патриотизма в структуре ценностей современной студенческой молодежи // Поиск. 2014. № 1. С. 77-87.

10 Рожкова Л. В. Модернизационные ориентации и ценности современной студенческой молодежи : монография. Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. 330 с.

11 Сколько в России патриотов? // ВЦИОМ : [веб-сайт]. Пресс-выпуск. 2012. № 2187. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113466.

12 Совет Европы: новая стратегия для социальной сплоченности. Страсбург, 2004.

13 Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Нац. обществ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2003. 694 с.

14 Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Нац. обществ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2003. 863 с.

15 Ясин Е. Г. Модернизация и общество // VIII Междунар. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие». М. : ГУ ВШЭ, 2007. 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.