УДК 316
doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-8
Структура и динамика патриотических ценностей современной студенческой молодежи
Л. В. Рожкова1, О. В. Сальникова2, А. Ш. Дубина3
1,2'3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Крупномасштабные изменения, происходящие сегодня во всех сферах жизнедеятельности российского общества, выявили потребность в повышении патриотизма. Решение этой задачи невозможно без четко выстроенной системы патриотического воспитания, опирающейся на знания в области структуры и динамики патриотических ценностей студенческой молодежи. Цель исследования - анализ состояния и динамики развития патриотических ценностей студенческой молодежи в современных условиях. Материалы и методы. Исследование основано на системном и структурно-функциональном подходах. На основе данных количественных и качественных авторских исследований, проведенных в 2020 и 2022 г. среди студенческой молодежи Пензенской области, вторичного анализа других социологических исследований проведен анализ основных компонентов патриотизма, представлена динамика патриотических ценностей современной студенческой молодежи. Результаты. На основе данных исследований показано состояние патриотических ценностей молодежи: рассмотрена динамика патриотической самоидентификации студенческой молодежи, выявлены основные показатели и проявления патриотизма, отношение к патриотизму, особенности деятельностного патриотизма, роль различных органов, лиц и организаций в процессе формирования патриотических ценностей студенческой молодежи. Выводы. По данным исследований выявлен рост доли студентов, идентифицирующих себя как патриотов, отличия по гендеру и курсам обучения; отмечается значительный рост всех показателей патриотизма; истинный патриотизм проявляется в большей степени в уважении традиций и работе на благо страны; уровень деятельностного патриотизма в студенческой среде не является высоким; растет влияние семьи и образовательных учреждений на формирование патриотизма молодежи.
Ключевые слова: студенческая молодежь, патриотизм, ценности, Пензенская область
Для цитирования: Рожкова Л. В., Сальникова О. В., Дубина А. Ш. Структура и динамика патриотических ценностей современной студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 76-88. doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-8
The structure and dynamics of patriotic values of modern student youth
L.V. Rozhkova1, O.V. Sal'nikova2, A.Sh. Dubina3
12'3Penza State University, Penza, Russia [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. Background. Large-scale changes taking place today in all spheres of life in Russian society revealed the need to increase patriotism. Solving this problem is impossible
© Рожкова Л. В., Сальникова О. В., Дубина А. Ш., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
without clearly built system of patriotic education, based on knowledge in the field of structure and dynamics of student youth patriotic values. The purpose of the study is to analyze conditions and dynamics of development of student youth patriotic values in modern society. Materials and methods. The study is based on systemic and structural-functional approaches. Based on data from quantitative and qualitative author's studies conducted in 2020 and 2022 among students of Penza region, secondary analysis of other sociological studies, analysis of the main components of patriotism was carried out, dynamics of patriotic values of modern student is presented. Results. Based on data from the studies, state of youth patriotic values was presented: dynamics of patriotic self-identification of student youth was considered, the main indicators and manifestations of patriotism, attitude to patriotism, features of active patriotism, role of various persons and organizations in process of forming student youth patriotic values were identified. Conclusions. According to studies, increase in proportion of students identifying as patriots, differences in gender and courses of study were revealed; there is a significant increase in all indicators of patriotism; true patriotism manifests itself more in respect for tradition and work for good of country; the level of active patriotism in student environment is not high; influence of family and educational institutions in formation of youth patriotism is growing. Keywords: student youth, patriotism, values, Penza region
For citation: Rozhkova L.V., Sal'nikova O.V., Dubina A.Sh. The structure and dynamics of patriotic values of modern student youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pov-olzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(l):76-88. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-8
Введение
Проблема патриотизма российской молодежи является значительно актуальной и требует комплексных исследований в области формирования и развития патриотических ценностей молодежи в контексте обострения внешнеполитических проблем и межгосударственных противоречий, распространения деструктивных идеологий, предпринимаемых попыток разрушить традиционные ценности, насадить чуждые нравственные и поведенческие модели. По справедливому замечанию Президента РФ В. В. Путина, «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм» [1].
Особую актуальность рассматриваемая проблема приобретает сегодня, когда перед учебными заведениями стоит задача формирования образовательной воспитательной системы, в центре которой личность обучающегося, ее развитие, формирование патриотических ценностей, гражданина-патриота своей Родины [2, с. 14-15]. По мнению Президента РФ В. В. Путина, «настоящий патриотизм - это образованный патриотизм... Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня - это значит быть готовым отдать свои знания, свое умение своей стране завтра» [1].
В социологии патриотизм понимается как социальное чувство, нравственный принцип, в основе которых любовь к Родине, привязанность к ней, преданность ей, готовность идти на жертвы ради нее [3, с. 164]. В социологическом смысле можно говорить о «культуре патриотизма как всепроявленно-сти человеческих способностей на благо общества, народа, государства» [4, с. 342]. Патриотизм рассматривается как нравственное качество, включающее служение Родине, проявление к ней любви, осознание связи с ней, осознание ее величия и славы [5, c. 225]. В социологии главные направления исследований
заключаются в изучении социокультурного аспекта, ценностного содержания патриотизма [6, с. 125].
Исследователи В. А. Луков, М. Я. Курганская рассматривают патриотические ценности как совокупность знаний, оценок, социальных установок, которые обеспечивают избирательно-предпочтительное отношение индивида к реальности в аспекте ценности Родины [7]. Патриотические ценности определяются как положительно значимые представления о Родине, воплощенные в эмоциональном и деятельностном отношении к ней [8, с. 242].
Исследователи Н. В. Дулина, Н. А. Овчар, В. В. Токарев в системе патриотических ценностей выделяют основные элементы: ценности, реализующие функцию общественного социального порядка; ценности, составляющие духовную часть патриотизма; ценности, формирующие патриотическую активность [9]. А. К. Быков рассматривает патриотизм как личностное качество и выделяет его сущностные признаки с позиций структурного подхода: патриотически ориентированное мировоззрение; патриотические отношения, чувства; патриотическая деятельность [10, с. 51]. На основе анализа научных источников Г. В. Палаткина, А. А. Шаронов, А. С. Джангазиева предлагают выделять следующие компоненты патриотических ценностей: понятия (концепты), активность, отношения (эмоциональный компонент), символы [8, с. 245]. На основе этого формирование патриотических ценностей представляет собой процесс освоения этих компонентов, которые проявляются в самореализации на благо Отечества [11, с. 109].
В рамках авторского подхода рассматривается патриотический потенциал в социокультурном аспекте как совокупность знаний, оценочных суждений, социальных установок, ценностных ориентаций индивида, определяющих патриотическое сознание, отношение к Родине, регулирующих социальное поведение, которые могут выступить в качестве социального ресурса консолидации общества и решения задач поступательного развития общества. В числе его основных компонентов выделяются: когнитивный (знание патриотических символов, знание и понимание сущности и ценностей патриотизма и др.), идентификационно-оценочный (отношение к роли гражданина страны, патриотическая самоидентификация и др.), деятельност-ный (участие в жизни страны, добросовестный труд на благо Родины, готовность к выполнению гражданского и конституционного долга и др.).
Исследователи справедливо подчеркивают, что мероприятия, направленные на воспитание патриотизма молодежи, прежде всего должны начинаться с диагностики системы ценностных ориентаций, поскольку воспитание патриотизма невозможно без исследования ценностных ориентаций [2, с. 17]. Это определяет цель исследования - анализ состояния и динамики развития патриотических ценностей современной студенческой молодежи.
Материалы и методы
С целью исследования патриотических ценностей студенческой молодежи были проведены авторские социологические исследования: опрос молодежи Пензенской области «Гражданско-патриотический потенциал молодежи» (2020 г.; п = 260 - студенческая молодежь); опрос студенческой молодежи Пензенского государственного университета «Патриотические ценности молодежи» (2022 г.; п = 336); интервью с преподавателями Пензенского
государственного университета (ПГУ) (2022 г.; п = 10). Результаты авторских исследований сопоставлялись с материалами других социологических исследований по сходной проблематике (Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), материалами исследований, проведенных Н. В. Корж, Г. Н. Тугускиной, В. Н. Супиковым, Е. Ю. Колесниковой, Л. А. Шевченко, Д. А. Брюхановой, Н. В. Тарасовой, Ю. В. Гатен, А. С. Нефедовой, В. А. Решетниковым, Е. В. Решетниковой).
Результаты
По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения 2022 г., большая часть россиян считают себя патриотами (92 %), в том числе безусловными патриотами - 54 % [12]. По данным ФОМ 2022 г., число россиян-патриотов составляет 85 % [13].
По данным авторского исследования 2020 г., безусловными патриотами считают себя 21,92 % опрошенных студентов и 33,85 % скорее считают себя патриотами. Таким образом, доля патриотов среди студентов ПГУ в 2020 г. составляла 55,77 %. Такие же данные были получены и в исследовании Н. В. Корж, проведенном среди студентов ПГУ (2020 г.), - 56 % опрошенных считали себя патриотами [14, с. 49].
В свете последних событий, в том числе в связи с началом специальной военной операции, проведением беспрецедентной санкционной политики со стороны западных стран, усилением информационной работы в отношении формирования патриотического сознания, ростом числа патриотических мероприятий в вузах, произошло изменение патриотической самоидентификации студентов (табл. 1). Следует особо подчеркнуть, что среди студентов, по данным исследования 2022 г., отсутствуют те, кто безусловно не считает себя патриотом. Кроме того, отмечается рост числа патриотов на основе патриотической самоидентификации (91,1 %).
Таблица 1
Патриотическая самоидентификация студенческой молодежи (процент)
Варианты ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» 2020 г., n = 260 2022 г., n = 336
Да, безусловно, я патриот 21,92 42
Скорее да, я патриот 33,85 49,1
Скорее нет, я не патриот 19,23 8,9
Безусловно, нет, я не патриот 8,85 0
Затрудняюсь ответить 16,15 0
Итого 100 100
Сходные данные были получены по результатам исследований патриотического сознания студентов, проведенных в 2022 г. в Братском государственном университете (40,4 % опрошенных считают себя настоящими
патриотами, 42,3 % - частично) [15, с. 198]; в Юго-Западном государственном университете (92,5 % считают себя патриотами) [16, с. 219].
Интересными представляются данные о самоидентификации себя как патриотов в зависимости от пола и курса обучения (табл. 2). На основе полученных данных можно определить, что среди юношей больше безусловных патриотов, чем среди девушек (52,94 против 37,18 %); однако в целом патриотами себя считают 94,12 % юношей и 89,74 % девушек. Доля безусловных патриотов сокращается в зависимости от увеличения курса обучения, вместе с тем растет доля студентов, которые скорее идентифицируют себя как патриотов. Это подтверждают и данные исследования 2020 г.: самоидентификация себя как истинного патриота чаще характерна для молодежи более младшего возраста и юношей [17, с. 52].
Таблица 2
Патриотическая самоидентификация студенческой молодежи в зависимости от пола и курса обучения (процент от числа опрошенных)
Варианты ответов на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» Пол Курс обучения
Девушки, п = 234 Юноши, п = 102 1, п = 105 2, п = 99 3, п = 81 4, п = 51
Да, безусловно, я патриот 37,18 52,94 62,86 36,36 37,04 17,65
Скорее да, я патриот 52,56 41,18 28,57 51,52 59,26 70,59
Скорее нет, я не патриот 10,26 5,88 8,57 12,12 3,70 11,76
Безусловно, я не патриот 0 0 0 0 0 0
Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0
Итого 100 100 100 100 100 100
По данным интервью с преподавателями ПГУ (2022 г.) было выявлено, что некоторая часть студентов не разделяет патриотические настроения и придерживается нейтральных позиций, хотя и встречают те, которые демонстрируют патриотическое установки, искренне поддерживают свою страну.
Преподаватель, жен., 44 года: «Кто-то настроен очень патриотично... но много нейтрального мнения».
Преподаватель, жен., 39 лет: «Студенты нашего вуза частично патриотически настроены. Многие студенты моих групп придерживаются нейтральной позиции».
По данным исследований, в ряду показателей патриотизма для студентов выделяются любовь к своей стране; знание и ценность культуры. При этом для студентов стали больше важны эти показатели патриотизма, что, вероятно, обусловлено складывающейся сегодня политической обстановкой в стране и мире. Также отмечается значительный рост таких показателей патриотизма, как сохранение культурных традиций и гордость за страну (табл. 3).
Таблица 3
Показатели патриотизма (процент от числа опрошенных, многовариантные ответы)
Варианты ответов 2020 г., n = 260 2022 г., n = 336
Любовь к стране 56,54 76,8
Знание и ценность культуры народов 35,77 64,3
Сохранение русского языка и культурных традиций 26,92 62,5
Гордость за страну 28,08 64,3
Работа на благо страны 28,08 41,1
Защита интересов страны 10,38 41,1
Стремление к изменению положения дел в стране 22,31 31,3
В табл. 4 и 5 показаны распределения ответов на вопрос о некоторых показателях патриотизма в зависимости от пола и курса обучения.
Таблица 4
Любовь к стране как показатель патриотизма в зависимости от пола и курса обучения (процент от числа ответов (и))
Пол Курс обучения
Девушки, Юноши, 1, 2, 3, 4,
n = 183 n = 75 n = 90 n = 75 n = 54 n = 39
70,93 29,07 34,88 29,07 20,93 15,12
Таблица 5
Труд на благо Родины как показатель патриотизма в зависимости от пола и курса обучения (процент от числа ответов (и))
Пол Курс обучения
Девушки, n = 102 Юноши, n = 36 1, n = 57 2, n = 48 3, n = 24 4, n = 9
73,91 26,09 41,30 34,78 17,39 6,52
Полученные данные подтверждаются результатами проведенных Е. Ю. Колесниковой фокус-групп среди студентов вузов Симферополя и Ростова-на-Дону (2022 г.). Так, большая часть студентов ассоциирует понятие «патриотизм» с понятием «Родина»: «гордость за Родину», «любовь», «русский народ», «вера в страну» [18, с. 85-86]. По данным исследований Е. С. Кравцовой среди студентов медицинского вуза г. Курска (2022 г.), 56,3 % в понятие патриотизма включают в первую очередь любовь к Родине, стране, далее следует «гордость за свою страну, ее достижения в науке, культуре» (26,9 %) [19, с. 8].
По опросу 2020 г., по мнению студентов, истинный патриотизм проявляется в большей степени в уважении традиций (этот показатель вырос
с 61,92 до 69,5 %), в работе на благо страны (46,92 % в 2020 г. и 50 % в 2022 г.). Показательно значительное увеличение доли студентов, которые рассматривают проявление патриотизма через участие в патриотических организациях, укрепление семьи, празднование исторических событий; интересно и то, что число молодых людей, рассматривающих критику недостатков своей страны как проявление патриотизма, уменьшилось (табл. 6).
Таблица 6
Основные проявления патриотизма (процент от числа опрошенных, многовариантные ответы)
Варианты ответов 2020 г., п = 260 2022 г., п = 336
Разговоры на патриотические темы 4,62 14,3
Голосование за патриотические партии 11,92 13,4
Участие в патриотических организациях 13,08 32,1
Празднование исторических событий 32,69 42,9
Критика недостатков страны 28,85 13,4
Работа на благо Родины 46,92 50
Укрепление семьи 16,54 25
Уважение традиций 61,92 69,5
Исследование 2022 г. позволило выявить мнение студентов о том, должен ли патриот считать свою страну лучшей. Положительно ответили 41,1 % респондентов. Эти данные разнятся с данными ФОМ 2022 г., в соответствии с которыми 61 % молодежи в возрасте 18-30 лет придерживаются этого мнения [13].
По результатам опроса 2020 г., большая часть студентов полностью или скорее согласны с тем, что патриот любит родную страну, а государство любить не обязан (67,31 %). В 2022 г. доля таких студентов сократилась и составила 38,4 % (табл. 7).
Таблица 7
Согласие с альтернативными позициями о патриотизме: «Патриот должен любить и родную страну, и государство, власть своей страны» и «Патриот может любить только родную страну, а государство любить не обязан» (процент от числа опрошенных)
Варианты ответов 2020 г., п = 260 2022 г., п = 336
Безусловно согласен с первым суждением 9,23 19,6
Скорее согласен с первым суждением 6,92 16,1
Отчасти согласен с первым, а отчасти со вторым суждением 16,54 25,9
Скорее согласен со вторым суждением 38,08 24,1
Безусловно согласен со вторым суждением 29,23 14,3
Итого 100 100
По данным исследования ФОМ 2022 г., 85 % молодых людей в возрасте 18-30 лет считают, что патриотизм - личное дело каждого [13]. По результатам авторского опроса 2022 г., 75 % согласны с этим утверждением (табл. 8).
Таблица 8
Согласие с альтернативными позициями о патриотизме как неотъемлемой характеристике личности, процент от числа опрошенных
Варианты ответов 2022 г., n = 336
Патриотом должен быть каждый гражданин страны 14,3
Быть патриотом - личное дело каждого 75
Затрудняюсь ответить 10,7
Итого 100
Следует подчеркнуть, что данные различных социологических исследований, с одной стороны, выявляют готовность студентов к патриотической деятельности, а с другой стороны, показывают несогласованность декларируемых принципов и поведения [6, с. 127].
Так, по данным авторского исследования 2020 г. было установлено, что только треть студентов (28,08 %) рассматривают работу во благо и для процветания Родины, страны в числе признаков настоящего патриота; 32,68 % полностью и 41,54 % скорее согласны с тем, что настоящий патриот своим трудом должен способствовать процветанию страны. Чаще всего студенты участвовали в таких видах общественно-полезной деятельности, как культурные и спортивные мероприятия (44,62 %), субботники (21,54 %), благотворительность (18,48 %), волонтерство (16,15 %). 38,85 % участия не принимают.
Невысокий уровень деятельностного патриотизма показывают и данные других исследований. Так, результаты фокус-групповых исследований, проведенных Е. Ю. Колесниковой среди студенческой молодежи, подтверждают наличие у них лишь «дискурса гражданского патриотизма, который не конвертируется ни в какую подлинную созидательную деятельность» [18, с. 96]. По исследованиям Ю. В. Гатен среди студентов Самарского государственного аэрокосмического университета, только 39 % студентов участвуют в общественной жизни учебного заведения (города, страны) [20]. По данным опроса студентов Забайкальского государственного университета, проведенного А. С. Нефедовой, только 39 % студентов часто принимают участие в мероприятиях патриотической направленности; постоянно участвуют 46 % студентов; 11 % принимают участие от случая к случаю [21, с. 73]. По данным исследования В. А. Решетникова, Е. В. Решетниковой, основными организационными формами деятельностного патриотизма являются забота о своем ближнем окружении, семье; вовлечение в деятельность молодежных организаций, работу учебного коллектива; участие в самодеятельных движениях (волонтерство)[22].
По материалам ФОМ 2022 г., 56 % молодых людей в возрасте 18-30 лет считают, что патриотическое воспитание не играет большой роли в развитии патриотических ценностей [13]. По данным авторского исследования 2022 г., такой позиции придерживается 43,8 % студентов (табл. 9).
Таблица 9
Согласие с альтернативными позициями о патриотизме и патриотическом воспитании (процент от числа опрошенных)
Варианты ответов 2022 г., п = 336
Под влиянием патриотического воспитания чаще всего люди становятся патриотами 31,3
Патриотическое воспитание не играет значительной роди в становлении патриотизма 43,8
Затрудняюсь ответить 24,9
Итого 100
В числе субъектов, оказывающих влияние на развитие патриотических ценностей, студенты назвали семью, друзей, средства массовой информации (СМИ) и образовательные учреждения. По опросу 2022 г. их иерархия не изменилась, но увеличилось значение семьи и образовательных учреждений в формировании патриотизма молодежи; снизилось влияние на формирование и развитие патриотических ценностей окружения и СМИ (последнее, вероятно, в связи с распространением фейковой информации); незначительно увеличилось влияние органов власти и общественных организаций (табл. 10).
Таблица 10
Субъекты влияния на развитие патриотизма (процент от числа опрошенных, многовариантные ответы)
Варианты ответов 2020 г., п = 260 2022 г., п = 336
Образовательные учреждения 34,23 43,8
Родители 45,77 62,5
Окружающие люди, коллеги, друзья 43,85 38,4
СМИ 35,77 23,2
Органы власти 13,46 16,1
Общественные организации 8,46 11,6
Затрудняюсь ответить 15,38 15,2
Интересными представляются данные, полученные в результате фокус-групп среди студентов Юго-Западного государственного университета. В ходе дискуссии было выявлено, что сам патриотизм представляется значительной части студентов в качестве навязанной государством установки, которая не имеет, по их мнению, адекватного «укоренения» в повседневных социальных практиках. По оценкам студентов, молодежная политика как на уровне страны, так и на уровне учебных заведений ограничивается военно-патриотическим воспитанием и соответствующими акциями; в образовательных учреждениях присутствует ряд имитационных форм гражданско-патриотических практик [16, с. 86].
Заключение
По результатам исследования можно сделать ряд основных выводов. Во-первых, отмечается рост числа патриотов на основе патриотической самоидентификации; больше патриотов среди юношей и студентов младших курсов, несмотря на их характеристики со стороны преподавателей как сторонников нейтральных позиций. Во-вторых, в числе основных показателей патриотизма выделяются любовь к своей стране, знание и ценность культуры; отмечается значительный рост всех показателей патриотизма; в сознании студентов отражаются и эмоциональные, и деятельностные компоненты патриотизма. В-третьих, истинный патриотизм проявляется в большей степени в уважении традиций и работе на благо страны; значительно растет число тех, кто рассматривает проявление патриотизма через участие в патриотических организациях, укрепление семьи, празднование исторических событий. В-четвертых, снижается доля студентов, которые рассматривают критику недостатков своей страны как проявление патриотизма; три четверти опрошенных полагают, что патриот должен считать свою страну лучшей. В-пятых, большая часть молодежи согласна с суждениями о любви к Родине, но не обязанности любви к государству и личном праве быть или не быть патриотом. В-шестых, уровень деятельностного патриотизма в студенческой среде не является высоким. В-седьмых, несмотря на заявления студентов о том, что патриотическое воспитание не играет большой роли в развитии патриотических ценностей, по самооценкам студентов, растет влияние семьи и образовательных учреждений в формировании патриотизма молодежи.
Список литературы
1. Президент России о патриотическом воспитании молодежи // Школьная страна. 2012. 9 сентября. URL: http://sh-st.ru/book/export/html/119
2. Колосова И. Г., Филатова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций молодежи как воспитание патриотизма в условиях трансформации образования // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2022. № 2. С. 14-18.
3. Иванов В. Н. Патриотизм // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль, 2003. Т. 2. С. 164.
4. Андреев Э. М. Патриотизм // Социология молодежи : энцикл. слов. / отв. ред.: Ю. А. Зубок, В. И. Чупров; авт.-сост.: Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. И. Чупров. М. : Academia, 2008. С. 340-342.
5. Пелих А. Л., Хлопкова В. М., Хлудова Л. Н., Шнайдер В. Г. Исследование сформированное™ духовных ценностей, патриотизма и гражданственности у старшеклассников современной школы // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 223-243.
6. Рожкова Л. В., Васильева Л. В. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 3 (121). С. 123-129.
7. Луков В. А., Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 316-317.
8. Палаткина Г. В., Шаронов А. А., Джангазиева А. С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 241-245.
9. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Токарев В. В. Патриотические ценности современной студенческой молодежи: между Россией и Западом (по итогам проведения социологического исследования) // Культура, личность, общество в современном мире:
методология, опыт эмпирического исследования : материалы XVIII Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 19-20 марта 2015 г.). Екатеринбург : УрФУ, 2015. С. 167-177.
10. Быков А. К. Социально-педагогические условия эффективного развития осознанного патриотизма у студентов вузов // Педагогическое образование и наука. 2022. № 5. С. 49-53.
11. Джангазиева А. С., Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей у подростков как основа социальной безопасности // Актуальные вопросы образования. 2022. № 1. С. 106-110.
12. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2022. 28 апреля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat
13. Патриотизм и патриоты // Фонд «Общественное мнение». 2022. 9 июня. URL: https://fom.ru/TSennosti/14733
14. Корж Н. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 47-57.
15. Шевченко Л. А., Брюханова Д. А. Патриотические настроения современной молодежи // Труды Братского государственного университета. 2022. Т. 1. С. 196-200.
16. Тарасова Н. В. Отношение и уровень выраженности действенной составляющей молодежи к патриотизму и добровольческой деятельности (результаты психолого-педагогического исследования) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2021. Т. 11, № 4. С. 214-227.
17. Рожкова Л. В., Дубина А. Ш., Сальникова О. В., Влазнева С. А. Истинный молодой патриот: по материалам социологического исследования // Вестник «Биомедицина и социология». 2020. № 4. С. 49-53.
18. Колесникова Е. Ю. Формирование гражданского патриотизма студенческой молодежи Юга России: факторы и барьеры (по материалам фокус-групп) // Caucasian Science Bridge. 2022. № 5 (2). С. 82-98.
19. Кравцова Е. С. Состояние гражданско-патриотического мировоззрения студентов медицинского вуза (на примере Курского государственного медицинского университета) // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 4 (33). С. 6-16.
20. Гатен Ю. В. Патриотизм в ценностном сознании студенческой молодежи // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 3-4. С. 45-54.
21. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13, № 5. С. 71-76.
22. Решетников В. А., Решетникова Е. В. Деятельностный патриотизм как социокультурный феномен // Известия Иркутского государственного университета. 2020. № 32. С. 50-58.
References
1. The President of Russia on the patriotic education of youth. Shkol'naya strana = Shkolnaya strana. 2012;(9 Sent.). (In Russ.). Available at: http://sh-st.ru/book/ export/html/119
2. Kolosova I.G., Filatova I.Yu. Formation of value orientations of young people as the education of patriotism in the context of the education's transformation. Voprosy psikhologii ekstremal'nykh situatsiy = Issues of psychology of extreme situations. 2022;(2):14-18. (In Russ.)
3. Ivanov V.N. Patriotism. Sotsiologicheskaya entsiklopediya: v 2 t. = Sociological encyclopedia: in 2 volumes. Moscow: Mysl', 2003;2:164. (In Russ.)
4. Andreev E.M. Patriotism. Sotsiologiya molodezhi: entsikl. slov. = Sociology of youth: encyclopedic dictionary. Moscow: Academia, 2008:340-342. (In Russ.)
5. Pelikh A.L., Khlopkova V.M., Khludova L.N., Shnayder V.G. The study of the formation of spiritual values, patriotism and citizenship among high school students of a modern school. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects for science and education. 2022;(6):223-243. (In Russ.)
6. Rozhkova L.V., Vasil'eva L.V. Civic stand and patriotism as the basis for the social consolidation of Russian society. Monitoring obshchestvennogo mneniya = Public opinion monitoring. 2014;(3):123-129. (In Russ.)
7. Lukov V.A., Kurganskaya M.Ya. Patriotic value orientations. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2012;(2):316-317. (In Russ.)
8. Palatkina G.V., Sharonov A.A., Dzhangazieva A.S. The essence and structure of teenagers' patriotic values. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Issues of the modern pedagogical education. 2018;(61-1):241-245. (In Russ.)
9. Dulina N.V., Ovchar N.A., Tokarev V.V. Patriotic values of modern student youth: between Russia and the West (by the results of a sociological study). Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XVIII Mezhdunar. konf. pamyati prof. L.N. Kogana (g. Ekaterinburg, 19-20 marta 2015 g.) = Culture, personality, society in the modern world: methodology, empirical research experience: proceedings of the 18th International conference commemorating professor L.N. Kogan (Ekaterinburg, March 19-20, 2015). Ekaterinburg: UrFU, 2015:167-177. (In Russ.)
10. Bykov A.K. Socio-pedagogical conditions for the effective development of conscious patriotism among university students. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science. 2022;(5):49-53. (In Russ.)
11. Dzhangazieva A.S., Sharonov A.A. Formation of patriotic values in adolescents as the basis of social security. Aktual'nye voprosy obrazovaniya = Current issues of education. 2022;(1):106-110. (In Russ.)
12. Patriotism today: to love, to care and to protect. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = The Russian Public Opinion Research Center. 2022; (28 Apr.). (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat
13. Patriotism and patriots. Fond «Obshchestvennoe mnenie» = Public Opinion Foundation. 2022;(9 Jun.). (In Russ.). Available at: https://fom.ru/TSennosti/14733
14. Korzh N.V., Tuguskina G.N., Supikov V.N. Patriotic values as the basis for the moral education of students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):47-57. (In Russ.)
15. Shevchenko L.A., Bryukhanova D.A. Patriotic moods of modern youth. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Bratsk State University. 2022;1:196-200. (In Russ.)
16. Tarasova N.V. The attitude and level of expression of the effective component of youth towards patriotism and volunteering (results of a psychological and pedagogical study). Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the SouthWest State University. 2021;11(4):214-227. (In Russ.)
17. Rozhkova L.V., Dubina A.Sh., Sal'nikova O.V., Vlazneva S.A. A true young patriot: based on sociological research. Vestnik «Biomeditsina i sotsiologiya» = Bulletin of bio-medicine and sociology. 2020;(4):49-53. (In Russ.)
18. Kolesnikova E.Yu. Formation of civic patriotism among students in the South of Russia: factors and barriers (by the materials based on focus groups). Caucasian Science Bridge. 2022;(5):82-98. (In Russ.)
19. Kravtsova E.S. The state of the civil-patriotic worldview of students of a medical university (on the example of the Kursk State Medical University). Kollektsiya gumani-tarnykh issledovaniy = Proceedings of humanities studies. 2022;(4):6-16. (In Russ.)
20. Gaten Yu.V. Patriotism in the value consciousness of student youth. Aspi-rantskiy vest-nik Povolzh'ya = Bulletin for postgraduate students of the Volga region. 2015;(3-4):45-54. (In Russ.)
21. Nefedova A.S. Patriotic education of students in a modern university. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Transbaikal State University. 2018;13(5):71-76. (In Russ.)
22. Reshetnikov V. A., Reshetnikova E.V. Activity patriotism as a sociocultural phenomenon. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State University. 2020;(32):50-58. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Лилия Валерьевна Рожкова доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Liliya V. Rozhkova
Doctor of sociological sciences, associate professor, head of the sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Ольга Владимировна Сальникова старший преподаватель кафедры экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Ol'ga V. Sal'nikova Senior lecturer of the sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Альбина Шагидулловна Дубина кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Al'bina Sh. Dubina
Candidate of sociological sciences, associate professor of the sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 30.12.22
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.02.23 Принята к публикации / Accepted 10.03.23