УДК 316
doi:10.21685/2072-3016-2022-4-6
Ценностные компоненты патриотического потенциала студенческой молодежи
О. В. Сальникова
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Сегодня перед Россией стоят колоссальные задачи по обеспечению дальнейшего поступательного социально-экономического и социокультурного развития в новых динамично меняющихся условиях. Патриотизм, выступая стратегическим ресурсом сохранения целостности страны и важным компонентом консолидации общества, выходит в ряд приоритетов и актуализирует проблему формирования и развития ценностных основ патриотического потенциала различных социальных групп, в особенности молодежи. Цель исследования - анализ ценностных составляющих патриотического потенциала современной студенческой молодежи. Материалы и методы. На основе анализа документов, нормативно-правовых актов, результатов количественных и качественных авторских исследований среди молодежи Пензенской области (2020 г.), вторичного анализа данных других исследований (Всероссийского центра изучения общественного мнения и региональных исследований) проведен социологический анализ состояния и развития патриотических ценностей современной студенческой молодежи. Результаты. На основе данных исследований выявлен средний уровень патриотизма в среде студенческой молодежи; определено, что в структуре патриотического потенциала сочетаются эмоционально-оценочные и деятельностные компоненты патриотизма; для большей части студенческой молодежи патриотизм - это любовь к стране, уважение традиций, работа на благо Родины. Выводы. Исследование показало, что необходима целенаправленная работа по развитию ценностных компонентов патриотического потенциала студенческой молодежи, что возможно реализовать посредством четко выстроенной системы мероприятий патриотической направленности в вузах, создания соответствующей вузовской среды и повышения качества педагогического сопровождения деятельности для развития патриотизма студенчества.
Ключевые слова: молодежь, студенческая молодежь, патриотизм, ценности, патриотический потенциал
Для цитирования: Сальникова О. В. Ценностные компоненты патриотического потенциала студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 68-76. doi:10.21685/2072-3016-2022-4-6
Value components of students' patriotic potential O.V. Sal'nikova
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. Nowadays, Russia faces colossal tasks to ensure further progressive socio-economic and socio-cultural development in the new dynamically changing condi-
© Сальникова О. В., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
tions. Patriotism, acting as strategic resource for maintaining integrity of the country and important component of society consolidation, enters the priorities circle and actualizes the problem of formation and development of patriotic potential value foundations of various social groups, especially young people. The purpose of the study is to analyze the value components of patriotic potential of modern student youth. Materials and methods. Based on analysis of documents, laws and statutory instruments, results of quantitative and qualitative authors' research among youth of the Penza region (2020), secondary analysis of data from other studies (VTslOM and regional studies), sociological analysis of state and development of patriotic values of modern student youth was carried out. Results. Based on studies' results, average level of patriotism among student youth was identified; structure of patriotic potential combines emotional-assessment and activity components of patriotism; for most of student youth, patriotism is love for the country, respect for traditions, work for good of the Motherland. Conclusions. The study showed that purposeful work is needed to develop value components of patriotic potential of student youth, which can be realized through clearly structured system of patriotic events in universities, creating appropriate university environment and improving quality of pedagogical support for development of students' patriotism.
Keywords: youth, student youth, patriotism, values, patriotic potential
For citation: Sal'nikova O.V. Value components of students' patriotic potential. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4):68-76. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-6
Введение
Сегодня патриотизм выступает в качестве первоочередной задачи государственной и региональной политики в связи с потребностью в поиске воспроизводства духовных ценностей и поддержания общенациональной солидарности.
В период с 2001 по 2020 г. разрабатывались и реализовывались государственные программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Сегодня реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021-2024 гг.) в рамках национального проекта «Образование», основной целью которого является патриотическое воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, национально-культурных и исторических традиций1. В ноябре 2022 г. были приняты «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2. В регионах принимаются нормативно-правовые акты, направленные на формирование патриотизма жителей российских регионов, совершенствуется институциональная структура. Так, например, в Пензенской области действует Закон «О патриотическом воспитании в Пензенской области», который содержит основные контуры системы патриотического воспитания; создано Государственное автономное учреждение Пензенской области «Многофункциональный молодежный центр», который наряду с другими направлениями реализует
1 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : федер. проект // Сайт системы дистанционного образования. URL: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/SiteAssets/SitePages/ Vospitatelnay/o20rabota/ФП0/o20Патриотическое0/o20воспита-ние0/o20граждан_проект.pdf
2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 // Официальное опубликование. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
программы по патриотическому воспитанию молодежи. В сфере развития патриотизма современной молодежи, в том числе студенческой молодежи, также предпринимаются определенные шаги. Так, в принятый в 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в РФ» только в 2020 г. были внесены изменения, касающиеся воспитания обучающихся, где в числе прочих условий выделено «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей... формирование у обучающихся чувства патриотизма»1. Сегодня также разработана Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования; все вузы разрабатывают свои документы в области патриотического воспитания студентов, внедряют систему патриотического воспитания.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия в области патриотического воспитания, сегодня также актуальными остаются проблемы, связанные с невысоким уровнем развития патриотизма молодежи, деформацией самой структуры патриотического ценностно-ориентационного комплекса, а также неспособностью действующей системы к развитию отдельных компонентов патриотического потенциала. Это определяет потребность в комплексном анализе состояния и направленности патриотических ценностей современной молодежи. Особую актуальность приобретает изучение ценностных компонентов патриотического потенциала наиболее активной ее части - студенческой молодежи. Кроме того, в современных политических и социально-экономических условиях в России и на мировой арене исследование формирования и развития патриотических ценностных ориентаций является чрезвычайно важным.
Материалы и методы
Для анализа патриотизма современной молодежи были использованы нормативно-правовые акты РФ, формирующие основу понимания традиционных ценностей, патриотизма и патриотического воспитания; материалы авторского социологического исследования «Гражданско-патриотический потенциал молодежи Пензенской области» (2020 г., п = 660, п = 260, студенческая молодежь, Пензенский государственный университет); данные других социологических исследований по сходной проблематике: Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ряда региональных исследований среди молодежи Тюмени, республики Мордовия и студенческой молодежи Пензенской области.
Результаты
Традиционные ценности с позиции законодательства РФ определяются как нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение, передаются из поколения в поколение, укрепляют гражданское единство, составляют
основу общероссийской идентичности и культурного пространства страны;
2
в их числе и ценности патриотизма .
1 Об образовании в РФ : федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N° 53 (часть I). Ст. 7598.
2
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ № 809 от 09.11.2022 // Официальное опубликование. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
Патриотизм рассматривается как одна их ценностных ориентаций, связанная с любовью к своей стране, народу, формирующая отношение к Родине [1, 2]. Он проявляется в чувствах, настроениях, образе жизни, нравственных идеалах, нормах поведения и поступках [3]. Патриотические ценности - положительно значимые представления о Родине, которые выражаются в эмоциональном отношении к Отчизне [4, с. 16]. Осознание и признание патриотизма как ценности проявляется в отношении к Родине и соответствующем поведении [5, с. 53]. Патриотическое поведение - поведение индивида, которое включает действия, способные приносить пользу своей Родине.
Патриотический потенциал включает ценности патриотизма; он связан с развитием субъективных свойств и качеств индивида, который ориентируется на патриотические ценности, выступает как ответственный представитель гражданского общества и государства [6, с. 42].
В рамках авторского подхода патриотический потенциал в социокультурном аспекте представляет собой совокупность знаний, оценочных суждений, социальных установок, ценностных ориентаций индивида, определяющих патриотическое сознание, отношение к Родине, регулирующих социальное поведение, которые могут вступить в качестве социального ресурса консолидации общества и решения задач поступательного развития общества. Он рассматривается как сложный поликомпонентый феномен, включающий когнитивный, идентификационно-оценочный и деятельностный компоненты. В модель патриотического потенциала входит патриотический ценностно-ориентационный комплекс: образ «патриота», патриотическое самосознание (гордость за страну), патриотическая деятельность (труд на благо своей родины) [2].
По исследованиям ВЦИОМ «Что значит быть патриотом?» 2018 г., для большинства опрошенных (59 %) патриотизм проявляется в любви к своей стране [7]. По данным на 2020 г., доля таких респондентов составила 85 % [8]. По данным ВЦИОМ 2022 г., большинство россиян декларируют, что являются патриотами (92 %), а безусловными патриотами себя считают 54 % россиян, что является максимальным значением с 2000 г. Исследователи отмечают, что осмысление патриотизма изменяется с годами. Так, если еще в начале 2010-х гг. доминировало понимание патриотизма как любви к своей стране (71 % в 2010 г.), то с конца 2010-х гг. растет доля тех, кто воспринимает патриотизм как деятельность, направленную во благо и для процветания страны. В 2022 г. и первая, и вторая позиция распространены (по 50 %) [9].
Рассмотрим основные компоненты патриотического ценностного комплекса молодежи и ее наиболее активной части - студенческой молодежи.
По данным региональных исследований среди молодежи Тюмени (2019 г., п = 1364, молодежь от 16 до 30 лет) было установлено, что около четверти опрошенных (24 %) относят себя к патриотам; около половины респондентов (48 %) указывают, что считают себя патриотами только отчасти [10, с. 125], что показывает отличия от общероссийской выборки. Среди молодежи (2020 г., республика Мордовия, п = 400, молодые люди от 18 до 35 лет) преобладают ассоциации патриотизма с любовью к своей стране, дому, городу (60,7 %); а доля молодых людей, готовых трудиться на благо Родины, составляла 34,0 %, что также ниже, чем по общероссийской выборке. Вместе с тем
исследования подтверждают наличие у молодежи ценностного и деятель-ностного понимания патриотизма [11, с. 325].
По данным опроса студенческой молодежи Пензенской области (2015 г., п = 486, студенческая молодежь), патриотами считали себя 73,1 % опрошенных, а под патриотизмом рассматривали любовь и служение Родине (79 %); стремление трудиться для процветания Родины (34,7 %) [12].
Результаты исследования среди студенческой молодежи Пензенской области (2020 г., Пензенский государственный университет) показали, что 56 % респондентов считают себя патриотами (в постановке ответов: да, нет, затрудняюсь ответить) [13, с. 49]. Большая часть студентов рассматривают патриотизм как любовь и служение своей Родине (64 %) [13, с. 51].
В 2020 г. было проведено авторское социологическое исследование среди студентов (п = 260, Пензенский государственный университет). Данные показали, что безусловными патриотами считают себя 21,92 % (рис. 1).
затрудняюсь
ответить безусловно,
нет; 8,85
16,15
да, безусловно; 21,92
скорее нет: 19,23
скорее да; 33,85
Рис. 1. Самоидентификация себя как патриота (ответы на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?») (п = 260), процент от числа опрошенных
По результатам авторского исследования 2020 г., для студенческой молодежи быть патриотом - значит любить свою страну (50,6 %), знать и ценить культуру (35,77 %), гордиться своей страной, ее прошлым и настоящим (28,08 %) и работать во благо страны (28,08 %) - табл. 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что значит "быть патриотом"?» (п = 260, многовариантные ответы)
Варианты ответов Процент
Любовь к стране 56,54
Знание и ценность культуры народов России 35,77
Сохранение русского языка и культурных традиций 26,92
Гордость за настоящее и прошлое страны 28,08
Работа на благо страны 28,08
Стремление к изменению положения дел в стране 22,31
Материалы фокус-групповых дискуссий (2020 г.) среди студенческой молодежи Пензенской области подтвердили распространенность патриотических чувств и показали разные позиции по сущности патриотизма.
Студент, Д., муж., 21 год: «Да, я считаю себя патриотом... Для меня патриотизм - это в первую очередь конструктивная критика, которая впоследствии может привести к улучшению страны... Патриотизм - это и национальные традиции, и любовь к стране, государству как к органу глобальной системы».
Студент, Д., муж., 19 лет: «Я считаю себя патриотом, уважительно отношусь к стране. патриот, безусловно, может любить свою родину, при этом выезжать за границу, или не доверять власти ради более светлого будущего, или даже любить родину на расстоянии».
И в этой связи интересными являются данные о том, что 44,23 % студентов не согласны с тем, что «настоящий патриот России поддерживает действия лидера страны, даже если он с ними не согласен» (только 3,85 % полностью согласны и 5,77 % скорее согласны с этим). Кроме того, 15 % полностью согласны и еще 32,48 % респондентов скорее согласны с тем, что «настоящий патриот России считает, что критика действий власти всегда идет на пользу России».
По результатам авторского исследования 2020 г., в ряду признаков проявления истинного патриотизма студенты назвали уважение традиций (61,92 %), работу на благо страны (46,92 %), празднование исторических событий (32,69 %), критику недостатков своей страны (28,85 %) - рис. 2.
В критике недостатков в своей страны В праздновании исторических событий
I
В уважении традиций В работе с полной отдачей сил на благо.* своей родины _ [
О
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В чем, по Вашему мнению, проявляется истинный патриотизм?» (п = 260, многовариантные ответы), процент от числа опрошенных
По данным исследования, треть респондентов уверены в том, что настоящий патриот России должен своим трудом способствовать ее процветанию (рис. 3).
По материалам исследования, 52,31 % опрошенных полностью согласны с тем, что «настоящий патриот России интересуется ее культурой и традициями»; 48,46 % полностью согласны с утверждением, что «настоящий патриот России интересуется и знает историю своей страны».
| 28,85 [[32,69
fm
(146,92
10 20 30 40 50 60 70
скорее не
полностью не
отчасти
согласен; 6,92 . согласен;1,54
полностью .согласен; 32,69
согласен, отчасти не
17,
41,54
Рис. 3. Согласие с утверждением «Настоящий патриот России уверен, что каждый своим трудом должен способствовать ее процветанию» (п = 260), процент от числа опрошенных
Экспериментальное исследование патриотизма студенческой молодежи (п = 300, Пензенский государственный университет, 2022 г.), проводимое по диагностической методике, позволило выявить различные группы среди студенческой молодежи, которые отличаются по уровню сформированности патриотизма. По данным диагностики, по мере развития ценности патриотизма эмоции утрачивают свое главное значение, уступая место познавательным и практическим элементам. В группе студентов с высоким уровнем патриотизма поведенческий компонент патриотизма, оставаясь на последнем месте в его структуре, все же демонстрирует наибольший прирост [3].
Представленные эмпирические результаты в определенной степени раскрывают содержание патриотизма и патриотических ценностей современной студенческой молодежи. Несмотря на высокие показатели самоидентификации россиян в качестве патриотов России, по данным ВЦИОМ, в молодежной среде и среди студенческой молодежи эти показатели ниже и составляют около 50 %; при этом доля безусловных патриотов составляет около 20 %. Для студенческой молодежи, как и в целом для россиян, быть патриотом - значит любить свою Родину, страну, знать ее культуру, традиции, гордиться своей страной. В числе признаков проявления истинного патриотизма для студентов выступают уважение традиций, работа на благо страны и празднование исторических событий. Полученные данные подтверждают выводы исследователей о сочетании когнитивных, эмоционально-оценочных, деятельностных компонентов в структуре патриотизма молодежи. Отмечается увеличение доли тех, для кого патриотизм означает труд на благо своей страны, как среди россиян в целом, так и среди молодежи в частности.
1. Иванов В. Н. Патриотизм // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / Национальный общественно-научный фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М. : Мысль,
Заключение
Список литературы
2003. Т. 1. С. 164-165.
2. Селиверстова Н. А., Курганская М. Я. Патриотизм // Социология молодежи : электрон. энцикл. / под ред. В. А. Лукова. URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/ youth/374-patriotizm. html
3. Воскрекасенко О. А., Константинов В. В., Пашин А. А., Тренгулов К. Р. Диагностика патриотизма студенческой молодежи в системе профессионального воспитания в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 47.
4. Палаткина Г. В., Шаронов А. А., Джангазиева А. С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. № 21 (64). С. 14-19.
5. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. О структуре патриотизма // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 6. С. 52-71.
6. Рожкова Л. В., Дубина А. Ш. Гражданско-патриотический потенциал современной молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 6 (83). С. 40-51.
7. Что значит быть патриотом? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2018. 9 июня. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-znachit-byt-patriotom
8. Россияне объяснили, как они понимают патриотизм // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2020. 20 февраля. URL: https://wciom.ru/analy-ticalreviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm
9. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2022. 28 апреля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-lju-bit-zabotitsja-i-zashchishchat
10. Маленков В. В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 120-131.
11. Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Ценностные ориентации и гражданская позиция молодежи республики Мордовия // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 3 (59). С. 318-331.
12. Ильясова А. В., Зингер О. А. Патриотизм - как элемент культуры студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18007
13. Корж Н. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4 (60). С. 47-57.
References
1. Ivanov V.N. Patriotism. Sotsiologicheskaya entsiklopediya: v 2 t. = Sociological encyclopedia: in 2 volumes. Moscow: Mysl', 2003;1:164-165. (In Russ.)
2. Seliverstova N.A., Kurganskaya M.Ya. Patriotism. Sotsiologiya molodezhi: elektron. entsikl. = Sociology of youth: electronic encyclopedia. (In Russ.). Available at: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/374-patriotizm.html
3. Voskrekasenko O.A., Konstantinov V.V., Pashin A.A., Trengulov K.R. Diagnostics of student youth patriotism in the system of professional education in higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern issues of science and education. 2022;(5):47. (In Russ.)
4. Palatkina G.V., Sharonov A.A., Dzhangazieva A.S. The essence and structure of teenagers' patriotic values. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Ros-siyskoy akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki = Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social sciences, humanities, medical and biological sciences. 2019;(21):14-19. (In Russ.)
5. Kuz'min A.V., Trifonov Yu.N. On the structure of patriotism. Uchenye zapiski Tam-bovskogo otdeleniya RoSMU = Proceedings. 2016;(6):52-71. (In Russ.)
6. Rozhkova L.V., Dubina A.Sh. Grazhdansko-patrioticheskiy potentsial sovremennoy molodezhi. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura = POISK: Politics. Social science. Art. Sociology. Culture. 2020;(6):40-51. (In Russ.)
7. What does it mean to be a patriot? Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2018, 9 Jun. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-znachit-byt-patriotom
8. Rossiyane ob"yasnili, kak oni ponimayut patriotism. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2020, 20 Feb. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analy-ticalreviews/analiticheskii-obzor/ rossiyane-obyasnili-kak-oni-ponimayut-patriotizm
9. Patriotizm segodnya: lyubit', zabotit'sya i zashchishchat'. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = Russian Public Opinion Research Center. 2022, 28 Apr. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-lju-bit-zabotitsja-i-zashchishchat
10. Malenkov V.V. Patriotism, citizenship in politics and youth identity.Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Politology. 2022;(67): 120-131. (In Russ.)
11. Kazakova M.N., Napalkova I.G. Value orientations and civic position of the youth of the Republic of Mordovia. Gumanitariy: aktual'nye problemy gumanitarnoy nauki i obrazovaniya = Humanities: actual issues of humanities and education. 2022;22(3):318-331. (In Russ.)
12. Il'yasova A.V., Zinger O.A. Patriotism as an element of student youth culture. Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern issues of science and education. 2015;(1-1). (In Russ.). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 18007
13. Korzh N.V., Tuguskina G.N., Supikov V.N. Patriotic values as the basis for the moral education of students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):47-57. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Ольга Владимировна Сальникова Olga V. Sal'nikova
старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the sub-department экономической теории и международных of economic theory and international
отношений, Пензенский relations, Penza State University
государственный университет (40 Krasnaya street, Penza, Russia) (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 20.10.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 08.11.2022 Принята к публикации / Accepted 29.11.2022