Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Лилия Валерьевна, Сальникова Ольга Владимировна

Цель исследования - социологический анализ состояния патриотических ценностей студенческой молодежи и направлений их развития в высшем образовательном учреждении. Методологическая база исследования основана на результатах авторских количественных и качественных социологических исследований патриотизма студенческой молодежи (2013 г., 2020 г., 2022 г.); вторичном анализе других социологических исследований по проблеме развития патриотизма россиян и молодежи; документах и материалах в области патриотического воспитания в вузе. Результаты исследования. Материалы исследований фиксируют средний уровень развития патриотических ценностей студенческой молодежи. Для студентов приоритет в понимании патриотизма отдается ценностным, эмоциональным составляющим патриотизма. Университетам сегодня отводится важная роль в формировании патриотических ценностей. В вузах сформирована институциональная система по формированию патриотизма молодежи, проводятся различные мероприятия патриотической направленности, однако система оценки их эффективности в полной мере не реализуется. Перспективы исследования связаны с разработкой комплексной программы развития патриотизма студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN DEVELOPMENT OF YOUTH PATRIOTIC VALUES IN MODERN CONDITIONS

Objective of the study - sociological analysis of the state of patriotic values of students and the directions of their development in a higher educational institution. The methodological basis of the research is based on the results of the author's quantitative and qualitative sociological studies of patriotism of students (2013, 2020, 2022); secondary analysis of other sociological studies on the development of patriotism of Russians and youth; documents and materials in the field of patriotic education at the university. Research results. Research materials record the average level of development of patriotic values of students. For students, priority in understanding patriotism is given to the value, emotional components of patriotism. Universities today play an important role in the formation of patriotic values. The universities have formed an institutional system for the formation of youth patriotism, various patriotic activities are carried out, but the system for evaluating their effectiveness is not fully implemented. Prospects of the study are connected with the development of a comprehensive program for the development of patriotism of students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 316

DOI 10.18522/2227-8656.2023.1.9 EDN HKHOXW

Тип статьи в журнале - научная

РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ

ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE ROLE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN DEVELOPMENT OF YOUTH PATRIOTIC VALUES IN MODERN CONDITIONS

© 2023 г.

Л. В. Рожкова*

О. В. Сальникова*

*Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

Цель исследования - социологический анализ состояния патриотических ценностей студенческой молодежи и направлений их развития в высшем образовательном учреждении.

Методологическая база исследования основана на результатах авторских количественных и качественных социологических исследований патриотизма студенческой молодежи (2013, 2020, 2022 гг.); вторичном анализе других социологических исследований по проблеме развития патриотизма россиян и молодежи; документах и материалах в области патриотического воспитания в вузе.

Результаты исследования. Материалы исследований фиксируют средний уровень развития патриотических ценностей студенческой молодежи. Для студентов приоритет в понимании патриотизма отдается ценностным, эмоциональным составляющим патриотизма. Университетам сегодня отводится важная роль в формировании патриотических ценностей. В вузах

© 2023 L. V. Rozhkova* O. V. Salnikova*

*Penza State University, Penza, Russia

Objective of the study - sociological analysis of the state of patriotic values of students and the directions of their development in a higher educational institution.

The methodological basis of the research is based on the results of the author's quantitative and qualitative sociological studies of patriotism of students (2013, 2020, 2022); secondary analysis of other sociological studies on the development of patriotism of Russians and youth; documents and materials in the field of patriotic education at the university.

Research results. Research materials record the average level of development of patriotic values of students. For students, priority in understanding patriotism is given to the value, emotional components of patriotism. Universities today play an important role in the formation of patriotic values. The universities have formed an institutional system for the formation of youth patriotism, various patriotic

сформирована институциональная система по формированию патриотизма молодежи, проводятся различные мероприятия патриотической направленности, однако система оценки их эффективности в полной мере не реализуется.

Перспективы исследования связаны с разработкой комплексной программы развития патриотизма студенческой молодежи.

Ключевые слова, патриотизм; ценности; студенческая молодежь; патриотическое воспитание; высшие образовательные учреждения.

Введение

Исследователи констатируют, что положительные тенденции в области патриотического воспитания молодежи носят достаточно неустойчивый характер (Багрецов, Ширшов, 2016. С. 64); «концепт патриотизма не имеет... единого согласованного механизма формирования» (Асеев, Шашкова, 2022. С. 561). Обращение к сюжетам прошлого, героическим образам в рамках проводимых в образовательных учреждениях мероприятиях способствует пониманию хода событий и истории, однако они не становятся лично значимыми для каждого. И это актуализирует проблему поиска наиболее эффективных форм и методов развития патриотизма современной молодежи. Особый интерес составляет изучение технологий развития патриотизма студенческой молодежи, как наиболее образованной и активной группы молодежи.

В информационной справке к реализуемому с 2021 по 2024 г. федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» четко изложены проблемы и перспективные направления в области патриотического воспитания. неравномерное развитие двух блоков воспитания - в рамках образовательного процесса и во внеучебное время, в том числе посредством онлайн-среды; создание необходимой институциональной среды; обновление и использование актуальных форм патриотического воспитания молодежи; развитие различных форматов взаимодействия всех акторов системы патриотического воспитания и др.1 Необходимо подчеркнуть, что в проекте практически отсутствуют механизмы

1 Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021-2024 гг.). - URL: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/SiteAs-sets/SitePages/Vospitatelnay%20rabota/ФП%20Патриотическое%20воспитание% 20граждан_проект.pdf

activities are carried out, but the system for evaluating their effectiveness is not fully implemented.

Prospects of the study are connected with the development of a comprehensive program for the development of patriotism of students.

Keywords: patriotism; values; student youth; patriotic education; higher educational institutions.

развития патриотизма студенческой молодежи. Речь идет только о разработке и внедрении рабочих программ воспитания обучающихся, а также учебных курсов по развитию патриотизма.

В 2020 г. в ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012 г. были внесены изменения, касающиеся воспитания обучающихся, где в числе прочих условий выделено «...формирование у обучающихся чувства патриотизма»1. Сегодня также разработана Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации ВО, которая закладывает только основу организации воспитательной деятельности в вузах и указывает, что каждая образовательная организация ВО выстраивает систему воспитательной работы вуза на основе специфики реализуемой профессиональной подготовки. Опираясь на эти положения, все вузы разработали свои документы в области патриотического воспитания студентов (в одних вузах введены рабочие программы воспитания и календарные планы, в других - отдельные локальные нормативные акты).

Последние события, связанные с началом специальной военной операции, проведением беспрецедентной санкционной политики в отношении России, стали показателем «проверки на прочность» патриотизма россиян и молодежи, выявили потребность в «деятельностном патриотизме», обнажили пробелы в патриотическом воспитании. Они вызвали активную деятельность по внедрению новых проектов, программ, мероприятий по повышению патриотизма учащейся молодежи. Однако эти механизмы должны быть четко «встроены» в реализуемую систему патриотического воспитания. Необходим системный комплексный подход к развитию патриотизма молодого поколения.

Материалы и методы

С целью исследования патриотизма и патриотических ценностей молодежи, в том числе и студенческой молодежи, были проведены авторские социологические исследования: опрос студенческой молодежи Пензенского государственного университета «Гражданственность и патриотизм молодежи» (2013 г., п = 250); опрос молодежи Пензенской области «Гражданско-патриотический потенциал» (2020 г.; п = 660; в том числе студенческая молодежь п = 260); фокус-групповая дискуссия среди молодежи Пензенской области (2020 г.); интервью с преподавателями Пензенского государственного университета (ПГУ) (2022 г.). Авторские данные сопоставлялись с материалами других социологических исследований по проблеме развития патриотизма россиян и современной молодежи

1 Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I). Ст. 7598

(ВЦИОМ, ФОМ, исследования, проведенные А. С. Нефедовой, М. Г. Ив-ченковым, Е. В. Сайгановой, О. В. Шиняевой, Е. Р. Ахметшиной, Т. В. Клюевой, Н. В. Корж, Г. Н. Тугускиной, В. Н. Супиковым). Для комплексного анализа патриотизма молодежи исследовались документы и материалы в области патриотического воспитания в Пензенском государственном университете.

Результаты

Тема патриотизма постоянно находится в поле внимания представителей гуманитарных и общественных направлений. С позиции социальной философии патриотизм рассматривается как ментальный концепт, определяемый объемом понятия «Отечество», в рамках социальной психологии патриотизм определяется как высшее социальное чувство (Окладникова, 2022. С. 121), в педагогике патриотизм определяется как нравственное качество личности.

В социологическом подходе патриотизм понимается как социальное чувство, нравственный принцип, в основе которых - любовь к Родине, привязанность к ней, преданность ей, готовность идти на жертвы ради нее (Иванов, 2003. С. 164). Ведущими направлениями исследований в социологии являются ценностное содержание патриотизма, его социокультурный анализ (Рожкова, Васильева, 2014. С. 125). Патриотизм лежит в основе патриотических ценностей, которые рассматриваются как положительно значимые представления о Родине, национальных интересах, общественных идеалах, которые выражаются в эмоциональном отношении к Отчизне и воплощаются в деятельности (Палаткина и др., 2018. С. 242). Патриотизм проявляется в чувствах и настроениях, образе жизни, нравственных идеалах, нормах поведения и поступках (Воскрекасенко и др., 2022. С. 50).

По данным исследования ВЦИОМ 2022 г., большинство россиян декларируют, что они являются патриотами своей страны (92 %), а безусловными патриотами себя считают 54 % граждан, что составляет максимальное значение с 2000 года. Сегодня доминирует понимание патриотизма и как деятельности на благо страны и как любви к родине1.

По данным опроса ФОМ 2022 г., 85 % россиян считают себя патриотами. По мнению 74 % россиян, истинный патриот должен считать страну самой лучшей. Половина россиян (51 %) уверены в том, что патриотизм формируется на основе патриотического воспитания. Однако большая часть молодежи в возрасте 18-30 лет (56 %) считают, что в процессе формирования патриотизма патриотическое воспитание не играет

1 ВЦИОМ. Патриотизм сегодня. любить, заботиться и защищать. - 28 апреля. -2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat

значительной роли. При этом 85 % представителей этой группы считают, что патриотизм - личное дело каждого1.

В 2020 г. было проведено авторское социологическое исследование по патриотизму молодежи, где в числе опрошенных была и группа студенческой молодежи (п = 260). Данные показали, что безусловными патриотами считают себя 21,92 % студентов, еще 33,85 % скорее считают себя патриотами. Таким образом, самоидентификацию себя как патриота демонстрируют 55,77 % студенческой молодежи. Следует отметить, что этот показатель выше, чем по данным предыдущих исследований. Так, в 2013 г. доля безусловных патриотов среди студентов ПГУ составляла только 5 %, а 44 % скорее бы отнесли себя к патриотам (Рожкова, Васильева, 2014. С. 126). По данным исследования Н. В. Корж с соавторами, проведенного среди студентов ПГУ в 2020 г., более половины опрошенных респондентов считают себя патриотами (56 %) (Корж и др., 2021. С. 49).

Таким образом, уровень патриотизма студенческой молодежи можно охарактеризовать как средний. Исследование показало, что в целом по молодежной выборке больше число безусловных патриотов (30,45 %), чем по студенческой выборке - таблица 1.

Таблица 1. Самоидентификации в качестве патриота (в %)

Варианты ответов В целом по выборке в %, п = 660 Студенческая молодежь в %, п = 260

Да, безусловно 30,45 21,92

Скорее да 31,21 33,85

Скорее нет 14,39 19,23

Безусловно, нет 8,18 8,85

Затрудняюсь ответить 15,76 16,15

ИТОГО 100 100

В рамках интервью с преподавателями ПГУ было предложено оценить молодежь, обучающуюся в университете, с позиции патриотизма, развития патриотических ценностей. Было выявлено, что некоторая часть студентов придерживается нейтральных позиций, не разделяя патриотические настроения. При этом у преподавателей старшего возраста более положительное мнение о развитии патриотических ценностей в студенческой среде.

1 Опрос ФОМ. Патриотизм и патриоты. - 9 июня. - 2022. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14733

Преподаватель, жен., 39 лет «Студенты нашего вуза частично патриотически настроены, не у всех студентов проявляются патриотические ценности. Многие студенты моих групп придерживаются нейтральной позиции».

Преподаватель, жен., 44 года «Кто-то очень настроен патриотично, есть студенты, которые горячо поддерживают Президента и СВО, противников нет, но много нейтрального мнения, студентов, которые не согласны с мнением патриотически настроенных студентов, но и не высказывают отрицательных оценок о стране».

Преподаватель, жен., 62 года «Достаточно патриотичная молодежь, многие за Россию, поддерживают свою страну».

По результатам исследования 2020 г. для студентов быть патриотом значит: любить свою страну (56,54 %); знать и ценить культуру (35,77 %), гордиться своей страной (28,08 %) и работать на благо страны (28,08 %). Данные показывают, что любовь к своей стране, труд на ее благо и стремление к изменению положения дел в стране чаще характерны для студенческой выборки, что, возможно, обусловлено возрастными социально-психологическими особенностями - таблица 2.

Таблица 2. Основные компоненты патриотизма (в %, многовариантные ответы)___

Варианты ответов В целом по выборке в %, п = 660 Студенческая молодежь в %, п = 260

Любовь к стране 50,61 56,54

Знание и ценность культуры народов России 32,27 35,77

Сохранение русского языка и культурных традиций 26,67 26,92

Гордость за настоящее и прошлое страны 31,21 28,08

Работа на благо страны 20,76 28,08

Стремление к изменению положения дел в стране 14,24 22,31

Подобные данные были получены и по исследованию, проведенному среди молодежи Саратовской области (2020 г., п = 776, молодежь в возрасте от 14 до 30 лет). Так, наиболее выбираемым при характеристике патриотизма был ответ «любовь к Родине» (33,3 %). Вторым по популярности (17,3 %) следует понимание патриотизма как «уважение к своей Родине, гордость за свою страну» (Ивченков, Сайганова, 2020. С. 114).

В рамках исследования, проведенного среди студентов Пензенской, Ульяновской областей, Республики Татарстан (2021 г.), большинство студентов патриотизм связывают с несением ответственности за страну и ее будущее (58 %). Почти половина студентов (47 %) рассматривают патриотизм как гордость за достижения Родины (Шиняева и др., 2021. С. 69).

Материалы фокус-групповых дискуссий, проведенных в 2020 г. среди молодежи Пензенской области, показали, что наиболее часто молодые люди демонстрируют расширительное понимание патриотизма как любви к своей родине, в том числе и к малой родине, небезразличие к ее судьбе, уважение к истории и культуре, готовность трудиться на благо своей родины. Таким образом, молодежь, как и россияне в целом, рассматривают патриотизм как любовь к родине.

Важным направлением в повышении уровня развития патриотических ценностей молодежи является патриотическое воспитание. По данным авторского исследования 2020 г., наибольшее влияние на формирование патриотических ценностей молодежи оказали (в порядке убывания): семья; коллеги, друзья; образовательные учреждения и СМИ - таблица 3.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Кто в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических ценностей?» (в %, многовариантные ответы)

Варианты ответов В целом по выборке в %, п = 660 Студенческая молодежь в %, п = 260

Образовательные учреждения 35 34,23

Родители 49,39 45,77

Окружающие люди, коллеги, друзья 40,76 43,85

СМИ 35,61 35,77

Органы власти 16,21 13,46

Общественные организации 10,45 8,46

Затрудняюсь ответить 13,64 15,38

Интересными представляются данные, полученные А. С. Нефедовой, о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование и развитие патриотизма молодежи. В их числе (в порядке убывания): нестабильная обстановка в стране (30 %); отсутствие национальной идеи (28 %); недостаточное внимание преподавателей к проводимой воспитательной деятельности (18 %); негативное влияние одногруппников, друзей (9 %) (Нефедова, 2018. С. 73). К этому списку необходимо и добавить

Интернет. Однако материалы интервью с преподавателями ПГУ подтверждают его двоякую роль в процессе формирования патриотизма.

Преподаватель, жен., 39 лет «Интернет не способствует развитию патриотизма. У него отрицательное влияние, т. к. студенты читают иностранные источники антироссийской направленности».

Преподаватель, жен., 44 года «Есть положительная роль Интернета, т. к. множество сайтов патриотической направленности, я рекомендую их студентам. Есть и отрицательная его роль».

Преподаватель, жен., 62 года «Роль интернета весьма двойственная, масса информации и положительного и отрицательного характера, но сайты патриотической направленности стараются пробиться через негатив в Интернете».

По результатам исследования А. С. Нефедовой, среди источников информации, оказывающих влияние на понимание молодыми людьми патриотизма, выступают: знания, которые студенты получают от преподавателей (25 %); факты, которые сообщают близкие люди (15 %); примеры друзей (28 %); информация СМИ (20 %); художественная литература (12 %) и личное участие в деятельности патриотической направленности (10 %) (Нефедова, 2018. С. 73).

Вместе с тем, несмотря на то, что молодые люди не рассматривают высшие учебные заведения в числе приоритетных субъектов формирования патриотизма, все же их роль в этом процессе значительна. Как справедливо отмечают исследователи, вузы располагают широким спектром форм, методов, механизмов и технологий теоретико-методологического обоснования и практического внедрения основ служения Отечеству (Ку-рилов и др., 2022. С. 38).

Воспитание патриотизма рассматривается как комплексный, целенаправленный процесс включения студенческой молодежи в различные виды образовательной и внеучебной деятельности, которая содержательно связана с формированием и развитием патриотического сознания, патриотических ценностей, направлена на стимулирование активности студентов в области патриотической деятельности. Таким образом, патриотизм студенческой молодежи формируется и развивается, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания.

В Пензенском государственном университете планирование и организация воспитательной работы осуществляются в соответствии с «Концепцией воспитательной деятельности в ПГУ» от 11.02.2021 № 74;

Положением о кураторском часе, Положением о кураторской деятельности, а также Рабочей программой воспитания и календарным планом, разработанными для каждой образовательной программы бакалавриата.

Одной из целей воспитательной деятельности в университете является формирование у студентов патриотизма, гражданственности, уважения к подвигам героев и памяти защитников Отечества, бережного отношения к культурному наследию и традициям России. В числе ожидаемых результатов - знания и представления студентов о понятиях «патриотизм», «патриот», «Родина» и отношение студентов к Отечеству; ориентированность на патриотические ценности, развитие патриотического поведения. Это реализуется посредством участия студентов в различных мероприятиях и проектах патриотической направленности.

Рассматривая формы воспитательной работы в ПГУ, необходимо выделить проведение тематических кураторских часов по воспитанию патриотизма; посещение музеев, выставок для знакомства с национальной культурой, историей, ценностями; участие в конкурсах гражданско-патриотиче-ской направленности; участие в спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приуроченных к важным историческим датам; проведение конференций, форумов, дискуссий, круглых столов патриотической направленности; студенческий патриотический клуб «РУБЕЖ». В ПГУ есть методическое и информационное обеспечение для проведения кураторских часов и бесед патриотической направленности со студентами. Что касается включения в содержание учебных дисциплин разделов патриотической направленности, то это направление реализовано недостаточно.

Интересными представляются данные интервью с преподавателями ПГУ в отношении форм и методов патриотического воспитания в вузе и их эффективности. Следует отметить, что говоря об эффективности проводимых мероприятий, можно выделить только субъективное мнение, поскольку система оценки эффективности мероприятий не внедряется в полном объеме. Анализ проводится по числу участников, вовлеченных в них, однако он не может дать объективные данные о степени развития уровня патриотизма студенческой молодежи (до и после проведенных мероприятий).

Преподаватель, 39 лет

«В нашем вузе проводятся беседы со студентами, общие кураторские часы в Институте, посвященные значимым историческим событиям. Я провожу беседы со студентами по современной ситуации в стране и в мире. Эти мероприятия достаточно эффективны с видимой стороны».

Преподаватель, жен., 44 года «В университете проводятся различные мероприятия, связанные с памятными датами ВОВ, фестивали и дни национальных культур в Пензенской области. Я участвовала в митингах ко Дню Победы, Дню России. Это эффективно для воспитания патриотизма у молодежи».

Преподаватель, жен., 62 года «Проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы, связанные с поддержкой СВО, празднование Дня России... Очень трудно говорить об эффективности, но эффект они дают».

В числе субъектов патриотического воспитания в вузе могут быть названы кураторы учебных групп, ответственные по воспитательной работе на кафедрах, заместители директоров по воспитательной работе, управление о молодежной политике и воспитательной деятельности ПГУ, отдел по внеучебной работе и информационному обеспечению воспитательного процесса ПГУ, отдел культурно-проектной деятельности, центр культуры, центр студенческих общественных объединений. Необходимо отметить, что большую роль в организации студенческой жизни, вовлечение в проекты патриотической направленности играет Совет студенческого самоуправления ПГУ.

Важным направлением патриотической работы в вузе является деятельность кураторов учебных групп. Вместе с тем, по оценкам преподавателей, несмотря на кажущуюся большую роль куратора в этом процессе, его пример патриотического поведения может выступить как фактор некоторого влияния на изменение патриотического сознания молодежи. Вместе с тем студенты уже сформировавшиеся личности, и влияние на них с целью трансформации их ценностной системы не всегда эффективно.

Преподаватель, жен., 39 лет «У куратора для формирования патриотизма только метод беседы, студенты не всегда высказывают свое мнение, поэтому кураторы не всегда видят ответную реакцию, чтобы судить о роли в воспитании патриотизма. Но студенты хорошо реагируют на запретительные просьбы, например, не писать запрещенные тексты в социальных сетях».

Преподаватель, жен., 44 года «Роль не очень велика, т.к. студенты уже взрослые и у них на все свое мнение, которое сформировано, у них готовая гражданская позиция, и большее влияние на них имеют друзья и социальные сети».

Преподаватель, жен., 62 года «Воспитание студента - это через собственный пример, можно показать студентам свои действия и это оказывает сильное влияние».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам исследования 2020 г. студенты назвали наиболее эффективные формы гражданско-патриотического воспитания -таблица 4. По данным исследований мероприятиям патриотической направленности девушки отдают большее предпочтение, чем юноши.

Таблица 4. Наиболее эффективные формы гражданско-патриотического воспитания (в %, многовариантные ответы)

Варианты ответов В целом по выборке в %, п = 660 Студенческая молодежь в %, п = 260

Деятельность гражданско-патриотических клубов, центров, в том числе молодежных 23,64 26,92

Литература гражданско-патриотической направленности 21,21 18,85

Выставки, музеи, фестивали, конкурсы патриотической направленности 28,94 27,69

Показ фильмов и встречи с ветеранами ВОВ 27,88 24,62

Парад Победы и Бессмертный полк 38,94 27,69

Затрудняюсь ответить 24,24 30,77

В свете последних произошедших социально-политических событий в образовательных учреждениях, в школах, в вузах растет число мероприятий патриотической направленности. По данным интервью с преподавателями в ПГУ их число значительно увеличилось.

Рассматривая оценку эффективности проводимых мероприятий по патриотизму в ПГУ, преподаватели ответили отрицательно в силу того, что они это не проводят или не имеют соответствующих знаний об этом.

Заключение

Материалы социологических исследований фиксируют средний уровень развития патриотических ценностей молодежи; некоторая часть студентов придерживается нейтральных позиций, не разделяя патриотические ориентации. Для студентов значимы ценностные и де-ятельностные составляющие патриотизма, но больший акцент смещен на понимание патриотизма как любви к стране, Родине. На формирование патриотических ценностей молодежи наиболее влияние оказывают семья, сокурсники, друзья. Вместе с тем роль высших учебных заведений в формировании патриотических ценностей значительна. В вузах сформирована институциональная система по формированию патриотизма молодежи, проводятся различные мероприятия патриотической направленности, однако система оценки их эффективности в полной мере не проводится.

В современных условиях повышению эффективности патриотического воспитания студенческой молодежи будет способствовать системный комплексный подход в отношении проводимых мероприятий патриотической направленности. Необходима разработка четкой системы показателей и критериев патриотического воспитания, а также оценка их эффективности. В целом патриотическое воспитание молодежи должно включать различные формы и методы работы, быть направлено на развитие как когнитивных и ценностных, так и деятельностных форм патриотизма. Кроме того, система патриотического воспитания должна корректироваться с учетом социологического мониторинга состояния и развития патриотических ценностей современной молодежи.

Литература

Асеев С. Ю. Факторы формирования патриотических ценностей и установок у старших школьников (на примере регионов Сибирского федерального округа) / С. Ю. Асеев, Я. Ю. Шашкова // Интеграция образования. - 2022. - Т. 26. - № 3(108). -С. 559-578. - DOI 10.15507/19919468.108.026.202203.559-578. - EDN BHQHEZ.

Багрецов Д. Н. Патриотизм: современные вызовы и перспективы / Д. Н. Багрецов, В. Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 63-70. -DOI 10.26170/po16-05 -11. - EDN WKYDXH.

ВЦИОМ. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать. - 28 апреля. -2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-re-views/analiticheskii-obzor/patriotizm-segod-nja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения: 12.01.2023).

Диагностика патриотизма студенческой молодежи в системе профессионального воспитания в высшей школе / О. А. Воскрекасенко, В. В. Константинов, А. А. Пашин, К. Р. Тренгулов // Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 5. - С. 47. - DOI 10.17513/spno.32096. - EDN WFQRDC.

Ивченков С. Г. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи / С. Г. Ивченков, Е. В. Сайга-нова // Вестник Института социологии. -

References

Aseev S. Yu. (2022) Factors of formation of patriotic values and attitudes among senior schoolchildren (on the example of the regions of the Siberian Federal District) / S. Yu. Aseev, Ya. Yu. Shashkova // Integration of education. - T. 26. - No 3(108). - Pp. 559-578. -DOI 10.15507/1991-9468.108.026.202203. 559-578.

Bagretsov D. N. (2016) Patriotism: modern challenges and prospects / D. N. Bagretsov, V. D. Shirshov // Pedagogical education in Russia. - No. 5. - Pp. 63-70. - DOI 10.26170/po16-05-11.

VTSIOM. (2022) Patriotism today: to love, care and protect. - April 28. - URL: https://wciom .ru/analytical -reviews/analiti ch-eskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (date of application: 12.01.2023).

Diagnostics of patriotism of student youth in the system of professional education in higher school (2022) / O. A. Voskrekasenko, V. V. Konstantinov, A. A. Pashin, K. R. Tren-gulov // Modern problems of science and education. - No. 5. - Pp. 47. - DOI 10.17513/spno.32096.

Ivchenkov S. G. (2020) Value orientations and their influence on the perception of patriotism among young people / S. G. Ivchenkov, E. V. Saiganova // Bulletin of the Institute of Sociology. - Vol. 11. - No. 2. - Pp. 106-125. -DOI 10.19181/vis.2020.11.2.643.

2020. - Т.11. - №2. - С.106-125. - DOI 10.19181/vis.2020.11.2.643. - EDN VJNDIM.

Корж Н. В. Патриотические ценности как основа нравственного воспитания студенческой молодежи / Н. В. Корж, Г. Н. Тугускина, В. Н. Супиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2021. -№ 4(60). - С. 47-57. - DOI 10.21685/20723016-2021-4-5. - EDN UAQXAO.

Курилов С. Н. Роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов / С. Н. Курилов, А. Б. Родин, Л. К. Ра-шитова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. -№ 6. - С. 36-38. - DOI 10.23672/i2846-7977-2164-r. - EDN EBHNDU.

Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе / А. С. Нефедова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2018. - Т. 13. - № 5. - С. 71-76. - DOI 10.21209/2542-0089-2018-13-5-71-76. - EDN YNFXAD.

Окладникова Е. А. Методы патриотического воспитания в образовательной среде средней школы и вуза: сравнительный анализ / Е. А. Окладникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2022. -№ 206. - С. 120-132. - DOI 10.33910/19926464-2022-206-120-132. - EDN YVGARA.

Палаткина Г. В. Сущность и структура патриотических ценностей подростков / Г. В. Палаткина, А. А. Шаронов, А. С. Джангазиева // Вестник РМАТ. -2019. - № 1. - С. 90-96. - EDN HLFCXJ.

Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021-2024 гг.). - URL: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obra-zov_det/SiteAssets/SitePages/Vospitate-lnay%20rabota/ФП%20Патриотическое%20 воспитание%20граждан_проект.pdf (дата обращения: 12.01.2023).

Опрос ФОМ. Патриотизм и патриоты. -9 июня. - 2022. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14733 (дата обращения: 12.01.2023).

Korzh N. V. (2021) Patriotic values as the basis of moral education of student youth / N. V. Korzh, G. N. Tuguskina, V. N. Su-pikov // Izvestia of higher educational institutions. Volga region. Social sciences. -No. 4(60). - Pp. 47-57. - DOI 10.21685/20723016-2021-4-5.

Kurilov S. N. (2022) The role of higher educational institutions in the patriotic education of students / S. N. Kurilov, A. B. Rodin, L. K. Rashitova // Humanities, socio-economic and social sciences. - No. 6. - Pp. 36-38. - DOI 10.23672/i2846-7977-2164- r.

Nefedova A. S. (2018) Patriotic education of students in a modern university / A. S. Nefedova // Scientific notes of the TransBaikal State University. - Vol. 13. - No. 5. -Pp. 71-76. - DOI 10.21209/2542-0089-201813-5-71-76.

Okladnikova E. A. (2022) Methods of patriotic education in the educational environment of secondary school and university: comparative analysis / E. A. Okladnikova // Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. - 2022. - No. 206. - Pp. 120132. - DOI 10.33910/1992-6464-2022-206120-132.

Palatkina G.V. (2019) The essence and structure of patriotic values of teenagers / G. V. Palatkina, A. A. Sharonov, A. S. Dzhangazieva // Bulletin of the RMAT. -2019. - No. 1. - Pp. 90-96.

Passport of the federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation» (2021-2024). - URL: http://www.lms.edupor-tal44. ru/NewKoiro/ obrazov_det/ SiteAs-sets/SitePages/Vospitatelnay%20rab-ota/On%20naTpHOTHHecKoe%20BOcnmaHHe% 20rpa^gaH_npoeKT.pdf (date of application: 12.01.2023).

Survey FOM (2022) Patriotism and patriots. - June 9th - URL: https://fom.ru/TSen-nosti/14733 (date of application: 12.01.2023).

Rozhkova L. V. (2014) Citizenship and patriotism as the foundations of social consolidation of Russian society / L. V. Rozhkova, N. D. Vasilyeva // Monitoring of public opinion: economic and social changes. -No. 3(121). - Pp. 123-129. - DOI 10.14515/monitoring.2014.3.08.

Рожкова Л. В. Гражданственность и пат- Federal Law «On Education in the Russian

риотизм как основания социальной консоли- Federation» (2012) dated 29.12.2012 No. 273-

дации российского общества / Л. В. Рожкова, FZ (ed. dated 21.11.2022) // Collection of Leg-

Н. Д. Васильева // Мониторинг обществен- islation of the Russian Federation dated De-

ного мнения: экономические и социальные cember 31, 2012 No. 53 (Part I). Article 7598.

перемены. - 2014. - № 3(121). - С. 123-129. - The Sociological Encyclopedia: In 2 vols

DOI 10.14515/monitoring.2014.3.08. - EDN (2003) / National Society-Scientific Founda-

SIGFUH. tion; [Scientific ed. V. N. Ivanov (Chief Edi-

Федеральный закон «Об образовании в tor), etc.]. - Moscow: Mysl - (1st Obr. type.). -

РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 164 p. - ISBN 5-244-01015-8.

21.11.2022) // Собрание законодательства Shinyaeva O. V. (2021) Patriotism and

Российской Федерации от 31 декабря civic positions of students of higher educa-

2012 г. № 53 (часть I). Ст. 7598 tional institutions in the context of social mod-

Социологическая энциклопедия: В 2 т. / ernization / O. V. Shinyaeva, E. R. Akhmet-

Нац. обществ. - науч. фонд; [Науч. ред. shina, T. V. Klyueva // Proceedings of Tula

В. Н. Иванов (гл. ред.) и др.]. - Москва: State University. Humanities. - No. 3. - Pp. 63-

Мысль, 2003 - (1-я Обр. тип.). - 164 с. - 78. - DOI 10.24412/2071-6141-2021-3-63-78. ISBN 5-244-01015-8.

Шиняева О. В. Патриотизм и гражданские позиции студентов высших учебных заведений в контексте социальной модернизации / О. В. Шиняева, Е. Р. Ахметшина, Т. В. Клюева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 3. - С. 63-78. - DOI 10.24412/2071-6141-2021-3-63-78. - EDN QHKCSN.

Для цитирования: Рожкова Л. В., Сальникова О. В. Роль высших учебных заведений в развитии патриотических ценностей молодежи в современных условиях // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. -№ 1(59). - С. 109-123. DOI 10.18522/2227-8656.2023.1.9 EDN HKHOXW

Сведения об авторах

Рожкова Лилия Валерьевна

Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория и международные отношения», Пензенский государственный университет

440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40, e-mail: mamaeva_lv@mail.ru

История статьи:

Поступила в редакцию - 01.12.2022 Получена в доработанном виде -

18.01.2023 Одобрена - 27.01.2023

Information about authors

Liliya V. Rozhkova

Doctor of Sociological Science, Associate Professor, Head of the Department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Penza, Krasnaya str., 40, e-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Сальникова Ольга Владимировна

Старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и международные отношения», Пензенский государственный университет

Olga V. Salnikova

Senior lecturer of the Department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40, e-mail: sova_newm@mail.ru

440026, Penza, Krasnaya str., 40, e-mail: sova_newm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.