УДК 316.752
DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-6-106-123
ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ РОССИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Цель работы заключается в эмпирическом обосновании необходимости формирования ценностей и смыслов патриотизма в среде вступающих в жизнь новых поколений молодежи.
Такая работа государственных и негосударственных акторов может стать определенным фундаментом для участия новых генераций в созидательном развитии общества, в противодействии деструкциям в молодежной среде. Особое место в работе отводится патриотизму молодых представителей среднего класса, имеющих наиболее ярко выраженную гражданскую позицию по сравнению с остальной молодежью, что напрямую коррелирует с ценностью патриотизма. Результатом работы стала авторская интерпретация патриотизма как осознанной и сформированной государственными и общественными институтами привязанности, любви новых поколений к своей Родине, историческому наследию и традициям своей страны.
Доказательная база исследования основана на результатах социологических исследований, проведенных на кафедре социологии и социальных технологий. В данных исследованиях отражены: 1) целостный социологический портрет современной молодежи; 2) особенности поколенческой самоидентификации; 3) общественно-политические и досуговые предпочтения молодых людей региона. Особое место в работе отводится патриотизму молодых представителей среднего класса как потенциала развития современного общества. Резюмировано, что истинный патриотизм порождается внутренним чувством сознательной и добровольно принимаемой позиции человека на основе индивидуальной свободы, побуждаемой на конкретные социально значимые действия.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, гражданское общество, социальная ответственность, средний класс, молодежь. Цит.: Каира Ю.В., Кондратова Е.К. Ценности патриотизма молодежи России как ресурс социального развития общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Том 17. -№ 6. - С. 106-123.
КАИРА Юрий Владимирович, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302030, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected] Author ID: 334997
КОНДРАТОВА Евгения Константиновна, лаборант кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302030, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected] Author ID: 905759
THE VALUES OF PATRIOTISM OF THE YOUTH OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A RESOURCE FOR THE SOCIAL DEVELOPMENT OF SOCIETY
KAIRA Y. V.,Candidate of Sociological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: kaira-yv@ranepa. ru KONDRATOVA E. K., Laboratory Assistant of the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the work is to empirically substantiate the need to form the values and meanings of patriotism among new generations of youth entering into life.
Such work of state and non-state actors can become a certain foundation for the participation of new generations in the creative development of society, in counteracting destruction among the youth. A special place in the work is given to the patriotism of young representatives of the middle class, who have the most expressed civic position compared to the rest of the youth, which directly correlates with the value of patriotism.The result of the work was the author's interpretation of patriotism as a conscious attachment of new generations in love for their homeland, historical heritage and traditions of their country formed by state and public institutions.
The evidence base of the study is based on the results of sociological research conducted at the Department of Sociology and Social Technologies. These studies reflect: 1) a holistic sociological portrait of modern youth, 2) features of generational self-identification, 3) socio-political and leisure preference of youth in the region. A special place in the work is given to the patriotism of young representatives of the middle class, as a potential for the development of modern society. It is summarized that true patriotism is generated by an inner feeling of a conscious and voluntarily accepted position of a person on the basis of individual freedom, prompted to specific socially significant actions.
Keywords: patriotism, patriotic culture, civil society, social responsibility, middle class, youth.
For citations: Kaira, Y. V., Kondratova, E.K. (2022) The values of patriotism of the youth of the Russian Federation as a resource for the social development of society// Central Russian Journal of Social Sciences. - Volume 17, Issue 6. - P. 106-123.
Введение
Патриотическое воспитание молодежи всегда занимало основополагающее место в развитии государственности России. В последнее десятилетие вопросы патриотизма стали максимально актуальны, а быть патриотом почетно и престижно.
Потребность в воспроизводстве исторической памяти, в уважительном отношении к истории своей страны и ее выдающимся деятелям исходит как от различных слоев населения, так и от государственного аппарата. Неоднократно в обращениях президента нашей страны Владимира Владимировича Путина затрагивается тема патриотизма: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». В день российского парламентаризма Президент РФ обратился к членам Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации со словами: «Любовь к Родине - одна из ключевых основ российской государственности и важнейшая ценность для нашего общества, которая неизменно проявляется в решающие для страны моменты» [1].
С 2021 года в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [2], основная цель которого - организация и проведение мероприятий патриотической направленности в рамках воспитательно-образовательной работы учреждений общего и профессионального образования. Данный проект является краткосрочным (срок реализации до 2024 года) и ориентирован на детей и молодежь до 30 лет. Ключевой задачей проекта является привлечение как можно большего числа молодежи к деятельности следующих масштабных молодежных организаций и направлений: «Я горжусь», «Российское движение школьников», «Юнармия» и др.
Таким образом, актуальность темы определяется значимостью патриотического воспитания на протяжении всей истории страны, насущной необходимостью, а также пониманием того неоспоримого факта, что именно патриотизм является одним из основных условий возрождения национального духа, укрепления и развития гражданского общества, формирования национальной самоидентификации и самосознания. В социологической науке исследованием ценностей молодежи занимаются М.К., Горшков, Ф.Э. Шереги, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, А.С. Лю-бутов, В.А. Луков [4,6,7].
Непосредственное исследование патриотизма российской молодежи проводят Ж.В. Пузанова, А.С. Тимощук, Г.Я. Гревцева, Г.С. Степанова, В.В. Маленков, Н.В. Проказина, Ю.В. Дорохова, Н.Н. Хатнюк [5,8,11,12,13,14].
В социологии под патриотизмом понимают осознанную привязанность, искреннюю любовь к своей Родине, истории, историческому наследию, своему народу и традициям культуры, гордость за подвиги и достижения предков, готовность подчинить свои собственные интересы интересам своей страны1. Важно отметить, что истинный патриотизм порождается внутренним чувством сознательной и добровольно принимаемой позиции человека на основе индивидуальной свободы, побуждаемой на конкретные социально значимые действия.
Необходимо подчеркнуть, что патриотизм не формируется обособленно, а воспитывается, прививается, закрепляется в сознании в течение определенного времени на основании ряда интеграционных факторов. Одну из фундаментальных основ формирования патриотизма составляет патриотическая культура, под которой понимаются определенная мировоззрение, поведенческие установки, мотивационные предпочтения и ценностные ориентации, основанные на многовековом историческом опыте, патриотизме, любви к своей Родине и своему народу [11].
Эмпирическая основа исследования
Эмпирическим основанием работы послужил анализ результатов исследований всероссийского и регионального уровня:
- «Патриотизм и патриоты» - массовый опрос населения, проведенный в июне 2022 года ФОМ [10];
- «Молодежь региона: ценностные установки и образ жизни» - массовый опрос населения в возрасте от 18 до 35 лет, проведенный в мае 2022 с использованием платформы «Яндекс.Формы» (опрошено 886 респондентов) [8];
- «Социально-политическая ситуация в Орловской области» - панельный опрос населения, проводимый в мониторинговом режиме (начало в феврале 2022 года, интервал 10-14 дней, проведено 18 этапов) [7];
- «Патриотическое воспитание молодежи» - массовый опрос студенческой молодежи и учащихся колледжей г. Орла, проведенный в октябре 2022-го с использованием платформы «Яндекс.Формы» (опрошено 652 респондента).
1 См.: Дорохова Ю. В. Восприятие молодежью образа России: опыт социологического исследования // В сборнике: Социология государственного и муниципального управления. Социологический альманах: Материалы X Орловских социологических чтений. - 2019. - С. 41-43.
Результаты исследования
Согласно ежегодным опросам, проводимым Фондом общественного мнения, затрагивающим данную проблематику, наблюдается рост патриотизма у населения. Более того, наблюдается резкая положительная тенденция в оценке патриотизма в стране. Так, по результатам исследования 2022 года почти половина (46 %) респондентов отмечает рост патриотизма у населения. Данный показатель превышает результаты, полученные в 2020 году, на 24 % (рис. 1).
Как вам кажется, за последние годы среди россиян стало больше патриотов, меньше, или в этом отношении ничего не изменилось?
Параметры опроса ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ
- Стало больше - Стало меньше - В этом отношении ничего не изменилось
- Затрудняюсь ответить
100
Рисунок 1 - Динамика мнений населения об уровне патриотизма в стране, %1
Figure 1 - Dynamics of the opinions of the population about the level of patriotism in the country, %
Несмотря на то что больше половины респондентов (65 %) считают, что быть или не быть патриотом является самостоятельным решением каждого, большинство населения (79 %) согласны с утверждением, что патриот обязательно должен считать свою страну самой лучшей; почти половина опрошенных полагают, что патриот должен знать свой гимн (45 %) и ценить отечественную литературу и искусство (47 %).
1 Прим.: Патриотизм и патриоты // Сайт ФОМ [Электронный ресурс]. - URL: https://fom.ru/TSennosti/14733 (дата обращения: 29.09.2022).
В то же время большинство россиян чувствуют, что патриотизм -это не слепое следование идеологическому воспитанию, а осознанный выбор, возможно, с признанием недостатков своей страны, но тем не менее с невозможностью поменять ее на другую по личным убеждениям (так, 56 % респондентов однозначно считают, что человек не может быть патриотом, если уезжает жить или работать за границу).
Проблема в изучении уровня патриотизма заключается в различной трактовке самого понятия, в многообразии восприятия его аспектов, характеристик, которые свойственны патриоту. Опросы ведущих центров изучения общественного мнения и региональные социологические исследования, проводимые на кафедре социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС [6, 7, 8], показывают, что населения в целом и молодежь в частности по-разному трактуют термин «патриотизм» (табл. 1).
Таблица 1 - Что для Вас значит быть настоящим патриотом, % Table 1 - What does it mean for you to be a true patriot, %
Гордиться своей страной, ее достижениями в науке, культуре, спорте 21,1
Защищать свою Родину в случае опасности 16,3
Знать и соблюдать традиции своего народа 14,3
Формировать патриотизм и гражданские ценности у своих детей 10,7
Иметь активную гражданскую позицию 8,35
Быть неравнодушным к проблемам и недостаткам в стране 6,75
Добросовестно трудиться на благо государства, приносить пользу своей стране 6,1
Связывать свое будущее и будущее своих детей со своей страной 6,0
Интересоваться политикой, ходить на выборы 5,3
Не уклоняться от воинской обязанности 4,8
Итого 100,0
В данном вопросе респондентам необходимо было выбрать лишь один вариант ответа. Как показано в таблице 1, самым популярным ответом у молодежи стал вариант «Гордиться своей страной, ее достижениями в науке, культуре, спорте» - так ответили более пятой части респондентов (21,1 %). Вторым по популярности у молодежи стал вариант ответа «Защищать свою Родину в случае опасности», его выбрали 16,3 % молодежи. Это может быть связано со специальной военной операцией, проводимой на Украине, которая во многом обнажила проблему национальной безопасности, актуализировала необходимость в
защите границ своей Родины и интересов ее граждан. По мнению респондентов, достаточно важно для настоящего патриота знать и соблюдать традиции своего народа - так считают 14,3 % молодых респондентов. Также настоящий патриот, по мнению опрошенных, должен формировать патриотизм и гражданские ценности у своих детей - 10,7 %, иметь активную гражданскую позицию - 8,35 %, не оставаться равнодушным к проблемам, имеющимся в стране, - 6,75 %, добросовестно трудиться на благо государства - 6,1 %. Из всего вышесказанного следует, что, по мнению молодежи, патриотом является такой гражданин, который обладает всеми качествами гражданина-патриота, имеет активную жизненную позицию, имеет высокий уровень гражданского сознания и ответственности. То есть патриотическая позиция, по мнению молодежи, должна не только выражаться на словах, но и подкрепляться конкретными действиями.
По результатам исследования «Молодежь региона: ценностные установки и образ жизни» был составлен портрет современной молодежи, отражающий отдельные компоненты политической активности и патриотизма молодых людей региона. В процессе исследования выявлено, что молодежь среди представителей среднего класса, имеет наиболее ярко выраженную гражданскую позицию по сравнению с остальной молодежью. На основе методики идентификации положения населения в социальной структуре общества в целом и среднего класса в частности, описанной в монографии А. А. Алексеенок [3], были выявлены молодые представители среднего класса.
По результатам исследования «Молодежь региона: ценностные установки и образ жизни» был составлен портрет современной молодежи, отражающий отдельные компоненты политической активности и патриотизма молодых людей региона. Отмечено, что патриотическое воспитание коррелирует с различными стратификационными критериями. На основе методики идентификации положения населения в социальной структуре общества, в целом, и среднего класса в частности, описанной в монографии Алексеенок А.А. [3], были выявлены молодые представители среднего класса.
В основу идентификации были заложены следующие критерии:
- уровень образования, включая среднее профессиональное, неполное высшее и высшее образование;
- статусная самооценка респондента по социально-статусной системе, включая средний класс и выше среднего класса;
- критерий самоопределения - «насколько устраивает жизнь, кото-
рую ведет респондент», включая «вполне устраивает» и «скорее устраивает»;
- критерий ответственности - «кто в большей мере ответственен за решение молодежных проблем», включая «сами молодые люди ответственны за решение своих проблем».
В ходе анализа, проведенного в пакете SPSS Statistics 22, было установлено, что «молодой средний класс» неоднороден по своей структуре. В его составе выделено ядро и полуядро, представители которого соответствуют всем четырем критериям (8,4 %), и периферия (соответствие трем критериям) - 35,5 %. Молодежь, не вошедшая в состав среднего класса (СК) по выявленным критериям, составила 56,1 %.
Приведем некоторые результаты исследования уровня патриотизма у выявленных групп молодежи. Оценка уровня патриотизма в ближайшем окружении отражена в табл. 2.
Таблица 2 - Оценка уровня патриотизма в ближайшем окружении, % Table 2 - Assessment of the level of patriotism in the immediate environment, %
Варианты ответа Средний класс Остальная молодежь
Ядро и полуядро Перис ерия
Высокий 5,9 76,5 11,0 73,8 16,4 62,4
Скорее высокий 70,6 62,8 46,0
Скорее низкий 17,6 18,6 30,1
Низкий 2,9 5,5 4,4
Среди моего ближайшего окружения нет патриотов 2,9 2,1 3,1
Итого 100,0 100,0 100,0
Патриотизм в ближайшем окружении оценивается молодежью несколько ниже, чем личный уровень патриотизма [8]. В целом оценка патриотизма в окружении молодежи выше у представителей среднего класса: чаще ядро и полуядро отмечают высокий и скорее высокий уровень - 76,5 %, периферия среднего класса - 73,8 %, чем остальная молодежь - 62,4 %. В то же время представители последней категории чаще остальных отмечают наивысшую степень - «высокий» уровень патриотизма - 16,4 %.
На прямой вопрос «Считаете ли Вы себя политически активным человеком?» все выделенные категории молодежи отвечали практически одинаково - около 60 % молодых людей в трех группах скорее не считают себя политическим активистом.
Следующий вопрос касался готовности к участию в социально значимых мероприятиях (табл. 3).
Таблица 3 - Готовность к участию в социально значимых мероприятиях, %
Table 3 - Readiness to participate in socially significant events, %
Варианты ответа Средний класс Остальная молодежь
Ядро и полуядро Периферия
да нет да Нет да нет
В выборах 76,5 23,5 81,1 18,9 72,1 27,9
В общественных субботниках 67,6 32,4 71,7 28,3 61,1 38,9
В общественных собраниях, обсуждениях значимых проблем 55,9 44,1 50,3 49,7 42,7 57,3
В организации культурных, спортивных, праздничных мероприятий 73,5 26,5 69,0 31,0 60,7 39,3
В санкционированных политических митингах, акциях, пикетах 26,5 73,5 20,0 80,0 30,1 69,9
В поддержании общественного порядка 73,5 26,5 72,8 27,2 66,8 33,2
В сборах целевых денежных взносов на общественные нужды 38,2 61,8 49,7 50,3 45,6 54,4
В акциях общественных движений 55,9 44,1 48,3 51,7 48,7 51,3
В волонтёрских мероприятиях(поиск людей, помощь при природных катаклизмах) 88,2 11,8 73,8 26,2 67,3 32,7
В сборах подписей под петициями, коллективными письмами с обращением к органам власти 55,9 44,1 49,7 50,3 56,2 43,8
В обсуждении, публичных высказываниях в сети Интернет о новостях, событиях из жизни региона, страны 35,3 64,7 30,3 69,7 44,7 55,3
В благоустройстве около дома/в городе 88,2 11,8 83,8 16,2 84,5 15,5
В вопросе готовности к конкретным действиям наблюдается большая активность среди молодежи ядра и периферии СК. Представители ядра, полуядра и периферии СК чаще готовы принимать участие в организаторских действиях политико-общественной направленности: в общественных собраниях, обсуждениях значимых проблем (55,9 % и
50,3 %, что в среднем больше на 10 %, чем среди остальной молодежи -
42.7 %); в организации культурных, спортивных, праздничных мероприятий (73,5 % и 69 % против 60,7 % среди молодежи, не вошедшей в средний класс); в поддержании общественного порядка (73,5 % и
72.8 %, когда среди остальной молодежи отмечено 66,8 % выборов); в волонтёрских мероприятиях (88,2 % и 73,8 % против 67,3 % среди молодежи последней категории). Периферия СК чаще других групп молодежи готова участвовать в выборах (81,1 %), в общественных субботниках, в сборах целевых денежных взносов на общественные нужды (49,7 %).
Представители «остальной молодежи» чаще готовы к участию в санкционированных политических митингах, акциях, пикетах -30,1 %; к подписанию петиций, коллективных писем с обращением к органам власти - 56,2 %; к обсуждению, публичному высказыванию в Интернете о новостях, событиях из жизни региона, страны - 44,7 %.
Также способы, методы, способствующие подъему патриотических чувств, сильно отличаются у представителей молодежного среднего класса и остальной молодежи. Больше половины ядра и полуядра СК отмечают, что увеличение международного политического влияния России способствует личному подъему патриотических чувств, тогда как лишь одна треть остальной молодежи считает так же (разница мнений составляет около 20 %). Проявление солидарности, взаимной поддержки и единения граждан в различных ситуациях наиболее важны также для представителей молодежного среднего класса (58,8 %), остальная молодежь отмечает данный вариант реже на 12 %. Санкционная политика против нашей страны и спортивные победы вызывают подъем патриотизма чаще у представителей молодежи (11,9 %), не вошедшей в средний класс [9].
В рамках исследования молодым людям задавался вопрос: «В каких конкретных поступках или ценностях в наибольшей степени проявляется любовь человека к Родине?». Что любовь к Родине проявляется через «спортивные успехи страны», звучало в ответе на данный вопрос чаще у остальной молодежи (32,3 %), а, например, «веру в особое предназначение, историческую миссию страны» чаще отмечает ядро и полуядро СК (32,4 %). «Открыто критиковать недостатки своей страны» как проявление любви к Родине выбирают чаще представители среднего класса [9].
О важности и необходимости, особенно в сложившихся условиях, патриотического воспитания говорят результаты регионального мониторингового исследования социально-политической ситуации [7]. В
апреле 2022 года в ходе третьего этапа социологического опроса жителей Орловской области в ответ на вопрос «Как Вы считаете, что сейчас необходимо делать каждому гражданину в первую очередь для поддержания патриотизма и силы духа?» были получены следующие результаты (табл. 4).
Таблица 4 - Действия, которые необходимо предпринимать в первую очередь для укрепления патриотизма и силы духа, %
Table 4 - Actions that must be taken first of all to strengthen patriotism and fortitude, %
Варианты ответа значимо скорее скорее НЕ НЕ
значимо, значимо, значимо
чем не чем
Действия значимо значимо
Поддержка российских участников СВО на Украине 71,4 17,7 5,3 5,6
Поддержка российской 69,9 23,3 3,7 3,1
экономики и производства
Поддержка малого и среднего бизнеса 65,5 23,6 7,5 3,4
Популяризация российской 62,4 23,9 6,8 6,8
культуры, истории
Бережное отношение к родной 55,3 32,0 8,4 4,3
природе
Участие в 44,1 43,8 7,1 5,0
благотворительности
Быть 71,1 20,8 4,3 3,7
патриотом/гражданином своего Отечества
Просмотр отечественных пере- 42,9 33,5 12,1 11,5
дач, специальных тематичес-
ких выпусков, художественных
и документальных кино-
фильмов, посвященных героиз-
му наших соотечественников
Проведение патриотических 37,6 34,5 16,1 11,8
тематических мероприятий
в регионах
Игнорирование информации, 54,0 25,2 12,7 8,1
дискредитирующей образ Родины
Выбор по радио и др. СМИ 35,9 22,8 20,9 15,3
патриотических песен и
передач
Сегодня «быть патриотом» (71,1 %), наряду с поддержкой российских солдат, участвующих в специальной военной операции на Украине (71,4 %), является основополагающей ценностью и конкретным действием для поднятия общественного духа. Наряду с этим население чувствует необходимость социальной поддержки основных сфер жизнедеятельности общества: отечественного производства (69,9 %) и малого и среднего бизнеса (65,5 %), культуры (62,4 %), информационной безопасности (54,0 %).
В ходе опроса студенческой молодежи и учащихся колледжей города Орла были выявлены конкретные способы, мероприятия, которые у них вызывают подъем патриотических чувств в большей степени (табл. 5) [8].
Таблица 5 - Мероприятия, которые вызывают подъем патриотических чувств в большей степени у студенческой молодежи и учащихся колледжей, %
Table 5 - Events that cause the rise of patriotic feelings to a greater extent among students and college students, %
Победы и достижения российских войск 45,9
Солидарность, взаимная поддержка российского народа в трудных жизненных ситуациях, значимых для большинства 44,3
Распространение информации о героях и их действиях, заслуживающих уважение 40,8
Успешная международная политика России, оказывающая влияние на мировой арене 37,3
Экономическое развитие и независимость страны 34,7
Научные и технические достижения соотечественников (достижения россиян в сфере науки и технологий) 27,6
Победы и достижения российских спортсменов на соревнованиях различных уровней 27,3
Организация и проведение значимых мероприятий международного уровня в нашей стране 17,5
Организация и проведение значимых мероприятий культурно-досугового характера, поднимающих авторитет нашей страны 16,0
Успехи современников в сфере искусства 15,2
Боль и обида за страну в случае ее неудач, критики ее недостатков 12,1
Санкции и ограничения, направленные против нашей страны 3,4
Не испытываю патриотических чувств 4,4
В наибольшей степени подъем патриотических чувств вызывают: победы и достижения российских войск (45,9 %); солидарность, взаимная поддержка российского народа в трудных жизненных ситуациях, значимых для большинства (44,3 %); получение информации о героях и их действиях, заслуживающих уважение (40,8 %). Из результатов, представленных в пятой таблице, следует, что молодежь нуждается также в информировании о российских успехах на международной арене в сфере политики, спорта, науки, культуры и искусства.
Историческая память, дань прошлым заслугам российского народа тоже является неотъемлемой частью патриотического воспитания и взращивания чувств любви к Родине для современной молодежи. На рис. 2 представлена диаграмма, отражающая процентное распределение ответов на вопрос: «Насколько важно, по Вашему мнению, принимать участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы?».
4 1,5
56,5
очень важно ■ скорее важно ■ скорее не важно ■ не важно
Рисунок 2 - Значимость для молодежи участия в памятных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, %
Figure 2 - Significance for youth of participation in commemorative events dedicated to Victory Day, %
Всего для 5,5 % опрошенных не существует важности данных мероприятий (скорее всего, это те же респонденты, которые «не испытывают патриотических чувств» - таблица 5). Таким образом, для 56,5 % участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы, очень важно, а для 38 % - скорее важно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологический анализ патриотизма как особой нравственной категории, основанной на высокой социальной активности и гражданской ответственности, позволил эмпирически обосновать необходимость формирования ценности патриотизма молодежи как неотъемлемого условия развития общества.
Основными критериями измерения патриотизма являются не только самооценка себя как патриота, но и готовность к конкретным социально значимым действиям, так как истинный патриотизм порождается внутренним чувством сознательной и добровольно принимаемой позиции человека, основанной на четко сформированном убеждении нравственной духовности и любви к Родине, уважении к истории и традициям своей страны и народа, уникальному опыту России как независимому, сильному государству.
Фундаментальную основу формирования патриотизма составляет патриотическая культура, включающая поведенческие установки, мотивационные предпочтения и ценностные ориентации, основанные на многовековом историческом опыте, любви к своей Родине, истории и своему народу. Таким образом истинный патриотизм порождается внутренним чувством сознательной и добровольно принимаемой позиции человека на основе индивидуальной свободы, побуждаемой на конкретные социально значимые действия.
Историческая память, дань прошлым заслугам российского народа также является неотъемлемой частью патриотического воспитания и взращивания чувств любви к Родине для современной молодежи. Анализ патриотизма молодежи в целом и молодых представителей среднего класса в частности позволил выявить корреляционную зависимость уровня патриотизма от социально-политической и гражданской активности молодых людей, что позволило подтвердить гипотезу о том, что патриотизм молодежи является одним из основополагающих условий развития общества.
Необходимо подчеркнуть, что патриотизм не формируется стихийно в краткосрочный период. Лишь при условии качественного управления процессами в молодежной среде со стороны государственных и негосударственных структур РФ, имеющих единую цель формирования патриотических настроенных молодых людей, можно рассчитывать, что идеал может быть интегрирован в сознание большинства новых генераций российской молодежи и стать ресурсом социального развития.
Библиография/Referen ces:
1. Прямая речь Путина В.В. на встрече с Советом законодателей 27 апреля 2022 года // Администрация Президента России 2022 год [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 23.11.2022).
2. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» // Сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 20.11.2022).
3. Алексеенок А.А. Средний класс в структуре современного российского общества // Монография, Орёл. — 2012. — 184 с.
4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа. — Москва, 2019. — 263 с. — URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7555 (дата обращения: 29.11.2022).
5. Гревцева Г.Я. Проблема формирования гражданственности и патриотизма учащейся молодежи в системе высшего образования: от про-тестной к созидательной активности // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 1 (47). — С. 20—29.
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования // Вестник Института социологии. — 2021. — Т. 12. — № 3. — С. 79—98.
7. Луков В.А. Некоторые вопросы социокультурной субъектности молодежи // Горизонты гуманитарного знания. — 2020. — № 1. — С. 68—86.
8. Маленков В.В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2022. — № 67. — С. 120—131.
9. Меркулов П.А., Алексеенок А.А. Новая геополитическая реальность в субъективных оценках россиян: социологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. — 2022. — Т. 17. — №1. — С. 15—36.
10.Патриотизм и патриоты // Сайт ФОМ [Электронный ресурс]. — URL: https://fom.ru/TSennosti/14733 (дата обращения: 29.11.2022).
11.Проказина Н.В., Дорохова Ю.В., Хатнюк Н.Н. Историческая память о великой отечественной войне как ресурс патриотического и гражданского воспитания // Среднерусский вестник общественных наук. — 2017. — Т. 12. — № 3. — С. 260—271.
12.Пузанова Ж. В., Ларина Т.И. Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2017.
— Т. 19. - № 1. - С. 25 - 37. — DOI 10.22363/2313-1438-2017-19-1-25-37.
— EDN YHELAD (дата обращения: 29.11.2022).
13.Степанова Г.С. Содержание социальных представлений о государстве иотечестве у современной молодежи как проявление патриотизма // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020.
— № 4-2 (94). — С. 107—110.
14.Тимощук А.С., Никишкин Н.М. Гражданский патриотизм в контексте воспитания молодежи // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. — 2020. — № 2 (24). — С. 144—148.
1. Pryamaya rech' Putina V.V. na vstreche s Sovetom zakonodatelej 27 aprelya 2022 goda [Putin's direct speech V.V. at a meeting with the Council of Legislators on April 27, 2022] // Administraciya Prezidenta Rossii 2022 god [Elektronnyj resurs] [Administration of the President of Russia 2022 [Electronic resource]]. URL: http://kremlin.ru/ (data obrashcheniya: 23.11.2022). (In Russ.)
2. Federal'nyj proekt «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Federal project "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" of the national project "Education"] // Sajt Minprosveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs] [Website of the Ministry of Education of Russia [Electronic resource]]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (data obrashcheniya: 20.11.2022). (In Russ.)
3. Alekseenok, A.A. (2012) Srednij klass v strukture sovremennogo ros-sijskogo obshchestva [The middle class in the structure of modern Russian society] // Monografiya, Oryol [Monograph, Orel]. 184 p. (In Russ.)
4. Gorshkov, M.K., SHeregi, F.E. (2019) Rossijskaya molodezh' v kontekste sociologicheskogo analiza [Russian youth in the context of sociological analysis]. Moskva [Moscow]. 263 p. — URL: https://www.isras.ru/in-dex.php?page_id=1198&id=7555 (data obrashcheniya: 29.11.2022). (In Russ.)
5. Grevceva, G.YA. (2020) Problema formirovaniya grazhdanstvennosti i patriotizma uchashchejsya molodezhi v sisteme vysshego obrazovaniya: ot protestnoj k sozidatel'noj aktivnosti [The problem of the formation of citizenship and patriotism of students in the higher education system: from
protest to creative activity] // Sovremennaya vysshaya shkola: inno-vacionnyj aspect [Modern higher school: innovative aspect]. - Vol. 12. -№ 1 (47). - P. 20—29. (In Russ.)
6. Zubok, YU.A., Chuprov, V.I., Lyubutov, A.S., Sorokin, O.V. (2021) ZHiznennye pozicii molodyozhi: smyslovye osnovaniya formirovaniya [Life positions of youth: semantic bases of formation] // Vestnik Instituta soci-ologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 12. - № 3. - P. 79- 98. (In Russ.)
7. Lukov, V.A. (2020) Nekotorye voprosy sociokul'turnoj sub"ektnosti molodezhi [Some issues of socio-cultural subjectivity of youth] // Gorizonty gumanitarnogo znaniya [Horizons of humanitarian knowledge]. - № 1. -P. 68 - 86. (In Russ.)
8. Malenkov, V.V. (2022) Patriotizm, grazhdanstvennost' v politike i iden-tichnosti molodezhi [Patriotism, citizenship in politics and identity of youth] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Soci-ologiya. Politologiya [Tomsk state university journal of philosophy, sociology and political science]. - № 67. - P. 120—131. (In Russ.)
9. Merkulov, P.A., Alekseenok, A.A. (2022) Novaya geopoliticheskaya real'nost' v sub"ektivnyh ocenkah rossiyan: sociologicheskij analiz [The new geopolitical reality in the subjective assessments of Russians: sociological analysis] // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. Vol. 17. - № 1. - P. 15—36. (In Russ.)
10.Patriotizm i patrioty [Patriotism and patriots] // Sajt FOM [El-ektronnyj resurs] [FOM website [Electronic resource]]. URL: https://fom.ru/TSennosti/14733 (data obrashcheniya: 29.11.2022). (In Russ.)
11.Prokazina, N.V., Dorohova, YU.V., Hatnyuk, N.N. (2017) Istoricheskaya pamyat' o velikoj otechestvennoj vojne kak resurs patrioticheskogo i gra-zhdanskogo vospitaniya [Historical memory of the Great Patriotic War as a resource of patriotic and civic education] // Srednerusskij vestnik ob-shchestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. Vol. 12. -№ 3. - P. 260—271. (In Russ.)
12.Puzanova, ZH. V., Larina, T.I. (2017) Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v Rossii: problemy, mneniya, ekspertnye ocenki [Patriotic education of youth in Russia: problems, opinions, expert assessments] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Political Science]. Vol. 19. -№ 1. - P. 25—37. DOI 10.22363/2313-1438-2017-19-1-25-37. EDN YHELAD (data obrashcheniya: 29.11.2022). (In Russ.)
13.Stepanova, G.S. (2020) Soderzhanie social'nyh predstavlenij o gosu-darstve iotechestve u sovremennoj molodezhi kak proyavlenie patriotizma [The content of social ideas about the state and fatherhood among modern youth as a manifestation of patriotism] // Mezhdunarodnyj nauchno-issle-dovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. № 4-2 (94). P. 107— 110. (In Russ.)
14.Timoshchuk, A.S., Nikishkin, N.M. (2020) Grazhdanskij patriotizm v kontekste vospitaniya molodezhi [Civic patriotism in the context of youth education] // Penitenciarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i pravoprimen-itel'naya praktika [Penal law: legal theory and law enforcement practices]. № 2 (24). P. 144—148. (In Russ.)