Патриотическое воспитание молодёжи Ивнянского Района
Patriotic education of the youth of the Ivnyansky District
Якшина Татьяна Владимировна
Студент 2 курса
Факультет кафедра социологии и организации работы с молодёжью
НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород e-mail: [email protected]
TatianaYakshina
Student 2 term
Faculty ofDepartment of Sociology and Organization of Work with Youth
Belgorod State University Russian Federation, Belgorod e-mail: yakscina. tat@yandex. ru
Научный руководитель Чернышева Елена Анатольевна
Старший преподаватель НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород
Scientific adviser Elena Chernysheva
Senior Lecturer Belgorod State University Russian Federation, Belgorod
Научный руководитель Ковальчук Ольга Викторовна
доцент НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород
Scientific adviser Olga Kovalchuk
docent
Belgorod State University Russian Federation, Belgorod
Аннотация.
ВстатьераскрываетсяактуальнаятемапатриотическоговоспитаниямолодёжиИвнянскогорайона. Роль и место патриотизма в общественной жизни претерпели переосмысление в условиях существенных социальных, культурных и экономических изменений, произошедших в России на сегодняшний день. Проблема воспитания у молодого поколения патриотизма приобретает государственную значимость. В данной статье представлены результаты авторского социологического исследования среди молодёжи Ивнянского района, раскрывающего значение слова «патриотизм» и отношение молодежи к патриотическому воспитанию, заинтересованность в участии в патриотических мероприятиях, выявление акторов, влияющих на воспитание в молодых людях активной гражданской позиции.
Annotation.
The article reveals the actual topic of patriotic education of the youth of the Ivnyansky district. The role and place of patriotism in public life have undergone a rethinking in the face of significant social, cultural and economic changes that have taken place in Russia today. The problem of educating the younger generation of patriotism is acquiring national significance. This article presents the results of the author's sociological research among the youth of the Ivnyansky district, revealing the meaning of the word "patriotism" and the attitude of young people to patriotic education, interest in participating in patriotic events, identifying actors that influence the education of active citizenship in young people.
Ключевые слова: молодёжь, патриотизм, патриотическое воспитание, Ивнянский район.
Key words: youth, patriotism, patriotic education, Ivnyansky district.
Российское общество всегда считалось обществом духовным, где в приоритете находились духовные ценности. Духовный облик России формировался веками на уровне межпоколенческой трансляции базовых духовных ценностей, но современные реалии жизни остановили, а позднее и разрушили этот процесс. Об этом свидетельствует кризис всей социально-регуляционной системы российского общества, распавшейся вместе с СССР, и динамично меняющаяся под влиянием глобализации современная реальность, в которой жизненный опыт старших поколений, накопленных ими знании и умений, всё чаще становится невостребованным, и эта ситуация переносится и на сферу духовных ценностей.
В итоге, духовная Россия превращается в потребительскую страну с соответствующей ментальностью и ценностями, что следует рассматривать не иначе как всеобщий духовный кризис, который находит отражение в культурной дизориентации, исторической амнезии, духовной деградации базовых социальных институтов -семьи и образования. В данных условиях актуальна проблема формирования патриотических ценностей молодежи, которая привлекает к себе очень пристальное внимание не только ученых, но и общественнополитических деятелей после длительного «затишья» 1990-х, когда страна тяжело переходила от одного общественно-политического порядка к другому, теряя на этом пути многие из необходимых для благополучного функционирования общества, ценностных приоритетов и ориентиров.
Проблема воспитания юных патриотов своей страны является одной из самых актуальных проблем современности. Она охватывает абсолютно все категории населения, независимо от их вероисповедания, национальности, пола и культуры. В первую очередь эта проблема касается молодежи, которая поведет страну в новую эпоху, и от них зависит, какой будет эта эпоха.
Наиболее активной составляющей гражданского общества является молодежь, поэтому формирование активной гражданской позиции необходимо начинать, в первую очередь, с нее. Осознанное участие молодежи в жизни общества способствует реализации общечеловеческих ценностей не только на территории их малой родины, но и во всей России.
Патриотизм и гражданственность - составляющие гражданской позиции - тесно взаимосвязаны. «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова определяет слово «патриот» так: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Понятие «патриотизм» тесно связано с понятием «патриот». Не секрет, что тема патриотизма в истории России занимала и занимает одно из ключевых мест.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Государственной программой патриотического воспитания играет важную роль в обеспечении национальной безопасности России и безопасности личности.
Основная цель патриотического воспитания - привить подрастающему поколению любовь к Отечеству, гордость за свою страну, готовность в случае необходимости встать на защиту Родины, стремление внести свой вклад в процветание Отечества. Воспитание патриотизма зарождается в детстве, с течением времени развиваясь в духовно-нравственной сфере жизни. В дальнейшем патриотизм становится активной гражданской позицией человека, выражающейся в действиях, осуществляемых на благо Родины.
Одной из важнейших тем воспитания на сегодняшний день является формирование потребности в любви к России, знании ее истории, т.к. Патриотизм - неотъемлемая и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемая часть культуры и науки.
Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Современность и традиции неразделимы. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так и в современном мире наша страна позиционирует себя как государство, несущее ответственность за стабильность нынешних международных отношений.
Современная молодежь отличается особым прагматизмом. Главной целью многих молодых людей являются материальные блага, собственный комфорт и карьерный рост. Как правило, для них примерами для подражания выступают те, для кого главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы окружающих.
В связи с этим возникает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей традиционных ценностей: нравственности, уважения друг к другу, доброты и бескорыстия. Современный подход должен базироваться не на «свежих решениях», а на проверенных временем методах. Нужно только вспомнить способы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.
Очевидно, что воспитание патриотизма в складывающихся условиях — трудная задача, в процессе решения которой важно учитывать изменившийся менталитет молодых людей, и необходимость корректировки технологий в соответствии с современными реалиями. В указанном процессе должны участвовать семья, образовательные учреждения, общественные и государственные объединения. Только благодаря такому симбиозу можно добиться положительных результатов.
В рамках написания статьи было проведено поисковое исследование на тему «Патриотическое воспитание молодёжи Ивнянского района». В качестве метода сбора социологической информации выступило анкетирование, в котором приняли участие 400 жителей Ивнянского района в возрасте от 14 до 35 лет.
Под патриотизмом 55% респондентов понимают любовь к своей Родине, готовность служить интересам своей страны, нежелание жить в другой стране (1%), гордость являться гражданином своей страны (16%) и гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности (28%) (см. Рисунок 1).
«Да, хорошо наю»; 53%
«совсем не знаю» ; 1%
«Скорее знаю» ; 42%
«скорее не знаю»; 4%
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вы понимаете под «патриотизмом»?»
Следующий вопрос был направлен на определение качеств, присущих патриоту. Наибольшее количество респондентов выбрали ответы «Мужество» (64%), «Преданность» (57%) и «Ответственность» (56%). Почти половина опрошенных (45%) указали «Справедливость». Равное количество респондентов (по 38%), решили, что патриот должен быть смелым и решительным, а так же милосердным (33%).29% респондентов отметили стойкость, благодарность (27%), Креативность и усердие (по 12%) как качества патриота (таблица 1).
Таблица 1. «Какими качествами должен обладать патриот?»
Варианты ответов %
Благодарность 27
Креативность 12
Милосердие 33
Мужество 64
Ответственность 56
Решительность 38
Смелость 38
Справедливость 45
Усердие 12
Преданность 57
Стойкость 29
На третий вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» 95% опрошенных ответили положительно. Причинами, по которым оставшиеся 5% не считают себя патриотами, оказались «Нет уверенности в завтрашнем дне» (25%), «Коррупция», «Нарушение прав граждан», «Отсутствие свободы слова» (15%) и «Высокая преступность» (5%) (Таблица 2).
Таблица 2. «Если на вопрос 3 вы ответили «нет», то_ почему?»
Варианты ответов %
Нарушение прав граждан 15
Отсутствие свободы слова 15
Нет уверенности в завтрашнем дне 25
Коррупция 15
Высокая преступность 5
71% респондентов с уверенностью могут назвать своих знакомых (друзей, одноклассников и т.д.) патриотами, 6% опрошенных имеют противоположное мнение, а 23% респондентов затруднились с ответом.
На формирование патриотических качеств респондентов повлияли ВУЗ, колледж, техникум (23%),друзья (30%), органы власти (17%), семья (76%), СМИ (18%), социальные сети (11%), школа (9%) (таблица
3).
_Таблица 3. «Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических _ качеств?»
Варианты ответов %
ВУЗ, колледж, техникум 23
Друзья 30
Органы власти 17
Семья 76
СМИ 18
социальные сети 11
школа 36
Затрудняюсь ответить 9
На вопрос «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» 53% и 42% опрошенных ответили «Да, хорошо знаю» и «Скорее знаю» соответственно. Противоположные ответы «скорее не знаю», «совсем не знаю» дали 4% и 1% соответственно (Рисунок 2).
«совсем не . знаю» ; 1%
«Скорее знаю» ; 42%
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»
Молодёжь Ивнянского района хотела бы учувствовать в деятельности патриотических клубов и центров (47%), фестивалях и конкурсах патриотической направленности (46%), военно-спортивных играх (40%), выставках патриотической направленности (35%) и встречах с ветеранами (15%). 2% опрошенных не хотели бы учувствовать ни в каких мероприятиях (таблица 4).
Таблица 4. «В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать?»
Варианты ответов %
патриотические клубы и центры 47
фестивали и конкурсы патриотической направленности 46
военно-спортивные игры 44
выставки патриотической направленности 35
встречи с ветеранами 15
Не хочу участвовать 2
Очевидно, что молодёжь Ивнянского района активно принимает участие в работе патриотических клубов и центров (36%), фестивалях и конкурсах патриотической направленности (42%), военно-спортивных играх (46%), выставках патриотической направленности (35%) и встречах с ветеранами (53%). 4% опрошенных не учувствуют ни в каких мероприятиях (таблица 5).
Таблица 5. «Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?»
Варианты ответов %
патриотические клубы и центры 36
фестивали и конкурсы патриотической направленности 42
военно-спортивные игры 46
выставки патриотической направленности 40
встречи с ветеранами 53
Не участвую 4
На десятый вопрос «Хотели бы Вы переехать жить в другую страну?» 87% опрошенных ответили отрицательно. Причинами, по которым оставшиеся 13% хотели бы переехать в другую страну на ПМЖ, оказались «Вооруженные конфликты» (11%), «Окружающая среда» (7%), «Уровень жизни» (25%), «Трудоустройство» (15%), «Высшее образование» (4%) , «Семья, любовь» (7%), «Волонтерство» (4%) и «Природа, климат» (14%) (Таблица 6).
Таблица 6. «Если на вопрос 10 вы ответили «да», то. почему?»
Варианты ответов %
Вооруженные конфликты 11
Окружающая среда 7
Уровень жизни 25
Трудоустройство 15
Высшее образование 4
«Да, хорошо знаю»; 53%
«скорее не знаю»; 4%
Семья, любовь 7
Волонтерство 4
Природа, климат 14
Больше половины опрошенных считают малой родиной место, ставшее родными, связанное с воспоминаниями детства (55%) и место, где родился человек (33%) 9% респондентов определили малую родину как место, откуда берёт своё начало род человека и 4% -как провинциальную местность (Рисунок 3).
провинциальна я местность; 4%
место, откуда берёт своё начало род человека ; 9%
место, ставшее родными, связанное с воспоминаниям и детства; 55%
место, где родился человек; 33%
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы понимаете выражение «малая родина»?»
Подавляющее большинство (93%) молодёжи Ивнянского района любят свой город (посёлок, село и т.п.). При этом 18% респондентов однозначно хотели бы или скорее хотели бы (30%) переехать в другой регион России. 35% опрошенных точно не хотят или скорее не хотят (17%) никуда переезжать (Рисунок 4).
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы переехать в другой регион
России?»
Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными мировыми вызовами — попытками переписать историю, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако этим угрозам можно противостоять благодаря осознанному отношению к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитию национального самосознания молодёжи, углубления знаний истории и культуре родного края, о подвигах наших предков при защите Отчизны.
Список используемой литературы:
3. Белобородов Е. А., Тимонина В. С., Баланюк Г. Н. Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях современного мира //Молодой ученый. - 2021. - №. 8. - С. 168-171.
4. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52- 56.
5. Меркулова, С. Л. Система нравственно-патриотического воспитания школьников через уроки истории и внеурочную деятельность/ С. Л. Меркулова //Избранные вопросы современной науки. - 2013. - С. 52-75.
6. Насибова, И. Н. Формирование патриотизма в молодежной среде российского общества: теоретические проблемы исследования/ И. Н. Насибова //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №. 6-1. - С. 84-88.
7. Наумов С. Ю., Чернышкина Н. Я. Актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи современной России/ С. Ю. Наумов, Н. Я. Чернышкина //Вестник Поволжского института управления. - 2010. - №. 3. - С. 106-110.
8. Нурлигенова, З. Н., Актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях / З. Н. Нурлигенова, А. Д. Тихонов, В. И. Безделов. // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 651-655.
9. Формирование патриотизма у молодежи: научные основы и образовательная практика [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://infourok.ru/ - Систем.требования: IBM PC, InternetExplorer
10. Формирование патриотизма у молодежи: научные основы и образовательная практика[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://infourok.ru/ - Систем. требования: IBM PC, InternetExplorer
11. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи/ М. Э. Шульженко //Молодой ученый. - 2017. - №. 47. - С. 240-243.
12. Яблокова, О. А., Патриотическое воспитание современной молодёжи посредством формирования активной гражданской позиции у студентов через работу клубов и объединений/О. А. Яблокова //патриотическое воспитание молодежи в современной России. - 2019. - С. 283-288.