Научная статья на тему 'Парашют это жизнь, от Леонардо до МЧС'

Парашют это жизнь, от Леонардо до МЧС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаев А. И.

Часто парашютное десантирование является единственно возможным способом доставки спасателей, врачей и специалистов, инженерной техники и аэромобильного госпиталя в районы удалённые от аэродромов или где взлётная полоса полностью или частично разрушена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парашют это жизнь, от Леонардо до МЧС»

УДК 614.8

А.И. Минаев (отряд «Центроспас») ПАРАШЮТ - ЭТО ЖИЗНЬ, ОТ ЛЕОНАРДО ДО МЧС

Часто парашютное десантирование является единственно возможным способом доставки спасателей, врачей и специалистов, инженерной техники и аэромобильного госпиталя в районы удалённые от аэродромов или где взлётная полоса полностью или частично разрушена

А.И. Минаев

Отряд «Центроспас», аэромобильный спасательный отряд — не пустые слова, аэромобильность является одним из основных отличий от других подразделений МЧС. Парашютное и беспарашютное десантирование, авиационные технологии спасения, аэромобильный госпиталь, — все это стиль и методы работы отряда, если хотите его визитная карточка. Каждый сотрудник отряда, являясь членом одной команды, стремится к тому, чтобы его профессионализм и уровень подготовки всегда соответствовал той планке, которую установил «Центроспас» за 15 лет. Служба аэромобильных технологий спасения активно способствует этому, разрабатывает и внедряет новые технологии, обучает и обеспечивает доставку специалистов и оборудования в труднодоступные районы, используя наряду с традиционным посадочным способом, уникальные технологии парашютного и беспарашютного десантирования.

Часто парашютное десантирование является единственно возможным способом доставки спасателей, врачей и специалистов, инженерной техники и аэромобильного госпиталя в районы удалённые от аэродромов или где взлётная полоса полностью или частично разрушена. Во многих случаях использование парашютного метода десантирования с применением транспортной авиации, является наиболее эффективным способам доставки грузов в нужную точку. Применяя парашютные платформы, десантируется груз весом до 8 тонн непосредственно на место назначения, что значительно сокращает время доставки медицинского госпиталя и необходимого оборудования к месту аварии, а парашютисты-спасатели приземлившись к грузовым платформам, немедленно приступают к работам по оказанию помощи пострадавшим. Парашют позволяет сократить время начала спасательной операции на несколько суток, а это значит — огромное количество спасенных жизней, экстренная помощь, надежда на спасение.

Вот такая штука парашют — спасает жизнь не только в воздухе, но и на земле.

А как же всё начиналось:

- Создание различных приспособлений для безопасного спуска с большой высоты уходит в глубину веков. Научно обоснованным предложением такого рода является изобретение Леонардо да Винчи (1452-1519гг.). Он писал: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна, шириной в 12 локтей и высотой в 12, то он сможет бросится с любой высоты без опасности для себя».

- Слово «парашют», сохранившееся до настоящего времени, было предложено французским учёным С. Ленорманом (от греч. para — против и франц. chute — падение). Свой аппарат он построил и лично испытал, совершив в 1783 г. прыжок из окна обсерватории.

- В 1911 г. русский изобретатель Г.Е. Котельников, потрясённый гибелью лётчика Мациевича, изобрел и запатентовал первый ранцевый парашют.

- В июне 1927 года лётчик-испытатель М.М. Громов, потеряв управление самолётом, выпрыгнул из него с парашютом, став первым лётчиком в СССР, использовавшим парашют как средство спасения.

- 2 августа 1930 года под г. Киевом на учениях был впервые выброшен парашютный десант. Этот день вошёл в историю как день рождения Воздушно-десантных войск. С этого времени у парашюта появилось новое назначение — обеспечивать доставку войск в тыл противника.

- С 1954 года командующий воздушно-десантными войсками В.Ф.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Маргелов, человек легенда, десантник № 1. Благодаря его стараниям на вооружение поступили новые виды техники, отработаны новые системы и средства десантирования.

- «ЭКСПАРК», это название родилось в 1984 году, когда группа энтузиастов-парашютистов успешно провела первую экспериментальную работу по доставке авиапарашютным способом грузов для полярников дрейфующих станций «Северный полюс-26» и вновь организуемой — СП-27. «ЭКСПАРК» принял активное участие в оказании помощи терпящим бедствие во время землетрясения в Армении, впервые осуществил десантирование модульного госпиталя тем самым положив начало использования опыта воздушно-десантных войск в народном хозяйстве.

- В 1987 году, с целью оперативной ликвидации аварий на объектах атомной энергетики, в Чернобыльской зоне создаётся объединение робототехники и аварийно-восстановительных работ «СПЕЦА-ТОМ», в составе которого организован отдел специальных авиапарашютных аварийно-спасательных работ «САПАС». Задачи по парашютному десантированию средств спасения уже тогда решались этим подразделением.

- 27 декабря 1990 года — основано МЧС России.

- 13 марта 1992года — организован отряд Цент-роспас, взваливший на себя обязанности мобильного подразделения по оказанию экстренной помощи пострадавшим, в том числе и с использованием аэромобильных технологий. В большинстве своем сотрудники отряда «первого набора» являлись энтузиастами возрождения благородной профессии спасатель.

В отряд набирали специалистов и спасателей из числа профессионалов и спортсменов. Легче в космос было слетать, чем пройти медицинский, физический и психологический отбор, но кандидаты всё шли и шли, так велико было желание влиться в авангард единомышленников, призванных помогать людям в беде. Самые современные технологии и новые идеи изучались и внедрялись в технологию проведения аварийно-спасательных работ. Опыт парашютного десантирования наработанный в стране не остался незамеченным. Активный организатор и идеолог спасательного дела Андрей Рожков организовал и стал активно проводить воздушно-десантную подготовку, практически каждый сотрудник отряда должен был выполнять прыжки с парашютом. Многие спасатели и специалисты свой путь в небо начали именно в отряде. Для качественной парашютной подготовки привлекались лучшие профессионалы, такие как парашютисты-испытатели М.В. Леонтьев и В.В. Са-монов. Были освоены для выполнения парашютных прыжков самолет Ан-2 и вертолёт Ми-8. Группа наиболее подготовленных парашютистов-спасателей прошла подготовку и приобрела огромный опыт парашютных прыжков в подразделениях Авиалесо-охраны, по результатам обучения им было присвоено звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки» с правом подготовки своих коллег спасателей. Кроме обучения они приняли участие в испытаниях

новых парашютных систем. Большую роль на этом этапе развития парашютного дела в отряде сыграл Е. Турлаков.

Время шло, отряд развивался, появлялись новые направления деятельности, усовершенствовались уже сложившиеся. Парашютисты-спасатели выполняли прыжки с грузовым контейнером, в котором доставляли спасательное оборудование. Было освоено более 10-ти различных типов парашютов, в том числе парашют-крыло. Более 100 человек прошли подготовку и выполнили прыжки с парашютом.

По мере развития отряда задачи усложнялись, опыт работы показал, что работа спасателя без специального оборудования и техники малоэффективна, необходимо десантировать имущество на парашютных платформах. Как раз в это время в состав отряда вливается аэромобильный модульный госпиталь, приспособленный для десантирования на парашютных платформах. Все сотрудники госпиталя прошли парашютно-десантную подготовку, а А.Фирстов, И.Очкин и Г.Новосельцев уже имели квалификацию «Инструктор-парашютист». Они в разные годы успешно руководили воздушно-десантной подготовкой в отряде. Если раньше при выполнении парашютного и беспарашютного десантирования, использовалась правовая база различных министерств и ведомств, то в этот период времени все было упорядочено и приведено в соответствие. Разработаны и внедрены в системе МЧС инструкции, положения и ГОСТы. Цент-роспас продолжал быть законодателем «моды» среди парашютных подразделений в системе МЧС. Были освоены новые парашютные системы, в том числе парашюты типа «Тандем», предназначенные для доставки в зону ЧС специалистов, не владеющих опытом парашютных прыжков. Выполняются парашютные прыжки с отделяемым грузовым контейнером. Разработана и внедрена система парашютной доставки средств спасения на акватории и водные объекты.

Анализируя опыт работы по воздушному десантированию, специалисты отряда пришли к заключению, что не всегда удобно и целесообразно использовать парашют, очень часто беспарашютное десантирование с вертолетов различного класса, актуальней и эффективней. Были разработаны технологии срочной доставки спасателей к месту ЧС и своевременной эвакуации пострадавших из опасной зоны, где вертолёт не может осуществить посадку. В разработке этих технологий спасения приняли самое активное участие В.Д. Легошин, С.А. Потапов, А.А. Романов и А.Н. Копейкин. Данные технологии с успехом применялись не только на учениях и при проведении аварийно-спасательных работ, но и с благодарностью были приняты к применению в других министерствах и ведомствах.

К сожалению или к счастью, авиапарашютные технологии силами отряда в зоне ЧС не применялись (за исключением доставки гуманитарных грузов), но достигнутый уровень подготовки, развитие технологий и опыт проведения комплексных тренировок и учений, в том числе и с коллегами из других

стран, позволяют быть уверенными в правильности и необходимости выбранного направления. Уверен, что скептики, утверждающие о том, что воздушное десантирование бесполезная трата сил и средств, просто заблуждаются, человеческие жизни дороже. Огромные размеры нашей страны, удалённость Камчатки и Сахалина, крупные природные катаклизмы за рубежом не позволяют нам расслабляться и заставляют наращивать потенциал отряда «Центроспас» в вопросах разработки, организации и проведения мероприятий по выполнению ПСР, используя метод воздушного и парашютного десантирования.

15 лет, это срок, возраст подведения итогов и построения планов на будущее:

День сегодняшний:

- парашютно-десантная группа отряда — 44 человека, (мастер спорта международного класса-1, мастеров парашютного спорта-2, спасателей международного класса-11, инструкторов ПДП-8, врачей-7, специалистов ВДС-4, тандем — пилотов-4, спасателей 1кл.-22);

- допущены для выполнения парашютных прыжков со следующих типов воздушных судов: АН-2, АН-3, АН-12, ИЛ-76, МИ-8;

- освоены и могут эксплуатироваться парашютные платформы, такие как: ПГС-500, ПГС-1000, ПП-

128, П-7;

- спортивная команда отряда — чемпион МЧС по парашютно-спасательному многоборью;

- МСМК Салова А.В. — абсолютная чемпионка МЧС России по парашютно-спасательному многоборью среди женщин.

День завтрашний:

- десантирование на ПГС-1000 мототранспорт -ных средств;

- готовность к десантированию аэромобильного госпиталя на парашютной платформе П-7;

- подготовка парашютистов-спасателей методом «Statik Line», используя парашют типа «крыло», с принудительным раскрытием;

- возможность использования парашюта, как средство спасения с высотных зданий и сооружений;

- к новым профессиональным и спортивным победам, не останавливаясь на достигнутом;

- и многое, многое другое.

В заключении хочется сказать, что парашютист, как и спасатель — это не профессия, а образ жизни, а значит парашют — это жизнь, не только в прямом, но и в переносном смысле.

Искренне верю, что история парашютизма у нас в стране и особенно в МЧС на этом не заканчивается, потому, что мы это любим, хотим и можем.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.