/10 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 614.87
Создание авиадесантных подразделений в спасательных центрах МЧС России как способ повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
В.П. Сломянский, С.В. Колеганов, В.С. Иванов
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос актуальности создания авиадесантных подразделений в спасательных центрах с учетом создания и развития аэромобильной группировки МЧС России. Обозначены предпосылки, предложены варианты изменений типовой структуры спасательного центра и способы применения создаваемых подразделений; даны рекомендации организационного характера.
Ключевые слова: спасательный центр; аэромобильные группировки; авиадесантные подразделения; спусковое устройство.
Creating Airborne Landing Divisions in Rescue Centers Russian Emergency Situations Ministry as a Way to Increase the Efficiency Response to Emergencies
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
V. Slomyansky, S. Koleganov, V. Ivanov
Abstract
In article considered the question the relevance of the creation of airborne landing division in rescue centers in view of the creation and development of airmobile grouping EMERCOM of Russia. Are designated preconditions proposed options for change typical rescue center of the structure and methods of using the established subdivisions; are given recommendations of organizational character.
Key words: rescue center; airmobile grouping; airborne landing divisions; rappel device.
Спасательный центр является основной организационно-штатной единицей спасательных воинских формирований МЧС России (далее — СВФ) и предназначен для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территориях федеральных округов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное время, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
На период 2016-2020 годов в МЧС России планируется иметь 10 спасательных центров общей штатной численностью 6687 единиц, в том числе 4488 единиц военнослужащих и 2199 единиц гражданского персонала.
Силы СВФ включены в состав аэромобильных группировок (далее — АМГ) региональных центров МЧС России, которые создаются в соответствии с поручением Совета Безопасности Российской Федерации от 5 июля 2013 г. и решениями коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 г. №1/11 и от 5 декабря 2014 г. №15/У для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Под АМГ понимаются нештатные формирования в соответствии с утвержденной численностью, состоящие из личного состава подразделений МЧС России (СВФ, ФПС ГПС, АСФ, др.), доставляемые в район чрезвычайной ситуации воздушным и иными видами транспорта для решения поставленных задач.
В целях авиационного обеспечения аварийно-спасательных, специальных авиационных работ и воздушных перевозок, в том числе АМГ, при всех региональных центрах МЧС России созданы соответствующие авиационно-спасательные центры (далее — АСЦ). Кроме того, авиационное обеспечение МЧС России, наряду с АСЦ, осуществляется Авиа-ционно-спасательной компанией МЧС России (АСК).
Для выполнения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации все вертолеты Ми-8, Ка-32 оборудованы спусковыми лебедками грузовыми (СЛГ-300).
Ввиду того, что каждый федеральный округ Российской Федерации уникален по своим природно-климатическим условиям, для территории каждого из них характерны определенные виды чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых целесообразно применение авиадесантных подразделений (далее — АДП).
Так, наводнения, высокие уровни вод характерны для Дальневосточного, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, поиск и спасение пострадавших в горной и изолированной местности (удаленных районов) — для Дальневосточного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, природные пожары — для Сибирского и Центрального федеральных округов, отрыв прибрежных льдов — для Дальневосточного, Северо-Западного и Центрального федеральных округов; дорожные заторы на федеральных и региональных автодорогах — для
Центрального, Приволжского, Южного, Уральского федеральных округов.
Известны и детально изучены случаи эффективного применения авиации с различными способами десантирования личного состава, грузов и эвакуации пострадавших как силами МЧС России, так и другими органами власти и предприятиями.
Так, наиболее показателен опыт организации применения авиации ФГБУ «Авиалесохрана» (Рослес-хоз). В структуре учреждения работает авиационный учебный центр, осуществляющий подготовку более чем по 10 программам, в т.ч. летчиков-наблюдателей, инструкторов парашютно-десантной пожарной службы, руководителей тушения лесных пожаров и др. Сотрудниками авиационных баз охраны лесов ежегодно на спусковых устройствах (СУ-Р) выполняется более 10 тыс. спусков к местам лесных пожаров без учета десантирования необходимых грузов. В среднем на спуск одной группы десантников затрачивается менее 2,5 минут.
В мае 2012 года на месте авиакатастрофы самолета Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии вертолетом БК-117 (МЧС России) проводилась разведка места проведения поисковых работ, доставка спасателей (отряд «Центроспас»), снаряжения и продовольствия способом беспарашютного десантирования (спусковые устройства) в горной местности на высоте более 2000 м. Общая площадь проведенных работ составила 1670 кв. м.
Также при ликвидации последствий катастрофического землетрясения в Непале в 2015 году беспарашютное десантирование спасателей отряда «Центроспас» осуществлялось на вершину горы для проведения «встречного» поиска и спасения пострадавших.
В условиях боевых действий привлечение гражданского персонала возможно при выполнении ряда условий и трудового законодательства.
В этой связи показателен уникальный опыт применения эшелонированных группировок авиадесантных подразделений и медицинских сил МЧС России, МВД России и МО России в целях проведения спасательных работ и эвакуации населения при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999-2000 гг. (Чеченская Республика). Транспортировка пострадавших с применением авиации способствовала своевременному оказанию специализированной медицинской помощи определенным категориям раненых и больных.
Положительным опытом является применение авиационной эвакуации при проведении крупных, в том числе спортивных, мероприятий. Только в период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи было организовано дежурство 6 воздушных судов (вертолетов легкого класса БК-117С1 — 2 ед., вертолетов среднего класса Ка-32 и Ми-8 — 4 ед.). Выполнено 10 полетов на санитарно-авиационную эвакуацию. В кратчайшие сроки, в том числе спу-ско-подъемным способом, было эвакуировано 8 по-
/12 См! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, N0. 2 (48)
страдавших спортсменов и 2 человека обслуживающего персонала.
В г. Москве основная причина для вызова вертолета — ДТП (85,5%). Время вылета вертолета Жуковского АСЦ от момента получения вызова составляет 2,2-4 мин. Вертолет прибывает в любую точку Москвы за 7-10 мин, в Московскую область — за 15-20 мин. В среднем, время от момента вызова до госпитализации пострадавших в стационар лечебных учреждений составляет от 21 до 74 минут. Очевидно, что применение авиации при реагировании на ДТП позволяет соблюсти критерии «золотого часа» и не допустить, в ряде случаев, потенциальной гибели пострадавших.
Практически технологии применения сил и средств АМГ с их доставкой в зоны ЧС вертолетом отрабатывались в ходе КШУ сил гражданской обороны, находящихся в пределах Центрального, Южного и Крымского федеральных округов в ноябре 2015 года.
Донской СЦ реагировал на условную ЧС в ст. Динская (Краснодарский край). Переброска первого эшелона сил и средств АМГ (15 спасателей) осуществлялась вертолетом Ми-8 (борт № 32823) Южного АСЦ. Время, затраченное на марш по маршруту «Ростов-на-Дону — ст. Динская» (280 км) составило 1 ч 18 мин. По вводной, личный состав 1 эшелона АМГ Донского СЦ произвел разведку с воздуха и приступил к ликвидации последствий ЧС и эвакуации условных пострадавших в зоне подтопления до прибытия основных сил.
Время прибытия второго и третьего эшелонов АМГ Донского СЦ в район сосредоточения (протяженность маршрута 280 км, автомобильная колонна, средняя скорость — 40-50 км/ч) составило 8 и 10 часов, соответственно. Время на развертывание основных сил — Ч+2 часа.
Согласно вводной для Московской области, в результате взрыва и последующего разрушения затворных устройств и водосброса Клинского ГТС на р. Сестра возникла угроза затопления 10-ти населенных пунктов с населением до 1650 человек, 4 социально-значимых объекта, требуется эвакуация населения до 1500 человек.
Расчеты показывают, что время прибытия в зону ЧС сил первого эшелона АМГ Ногинского СЦ с учетом их доставки вертолетами Жуковского АСЦ составит 50 мин с учетом времени на подлет для загрузки сил и средств от аэродрома Раменское до Ногинского СЦ. Одновременно время на прибытие автомобильной колонны с основными силами АМГ по дорогам общего пользования составит 3 ч 35 мин.
Анализ ЧС, учений и расчетов показал — в условиях географических, социально-экономических и инфраструктурных особенностей различных регионов страны, а также при реагировании на различные виды природных, техногенных и социальных ЧС применение авиационно-спасательных технологий и десантных подразделений позволит сократить время ввода сил в зону ЧС на 1 ч 30 мин на каждые
100 км расстояния (или в 4 раза), что является наиболее эффективным периодом для проведения разведки, локализации последствий аварий (пожаров), эвакуации пострадавших и проведения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ до прибытия основных сил.
В целях разработки предложений и учета всех аспектов создания АДП в спасательных центрах МЧС России проанализированы отчетные материалы о выполненной в 2015 году Академией гражданской защиты научно-исследовательской работы «Научно-методическое обоснование оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок» (п. 1-1-5.4-4/А5 Плана НИОКР МЧС России на 2015 год). Анализ материалов показал:
в настоящее время штатные авиадесантные подразделения созданы в ЦСООР «Лидер» (отдел спасателей-десантников — 11 чел.) и Ногинском СЦ (спасательно-десантная группа — 5 чел.), в центрах создана требуемая учебно-материальная база и организовано обучение личного состава по специальностям «парашютист (спасатель-десантник)», «выпускающий СУ-Р». Подразделения привлекаются на проведение учений, тренировок, а также (реже) при реагировании на ЧС (наводнения, эвакуация пострадавших с верхних этажей зданий, др.);
в остальных спасательных центрах МЧС России штатные авиадесантные подразделения не созданы;
в концепциях развития каждого спасательного центра предлагается создать авиадесантные подразделения в штатах спасательных рот и авиадесантные службы для обеспечения их деятельности;
в части развития учебно-материальной базы центров предложено создать (реконструировать) классы десантной подготовки, вышки-тренажеры.
Учитывая изложенное, эффективность применения АДП очевидна при выполнении следующих видов работ:
доставка расчета спасателей, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ инструмента, оборудования и имущества;
своевременное оказание первой помощи пострадавшим на месте ЧС, аварии и их эвакуация;
дополнительная доставка грузов в район проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, в особенности при изолированности района от транспортных и энергетических сетей, населенных пунктов;
переброска расчетов сил и грузов из одного района поисков (ведения АСР) в другой, др.
Применительно к вопросу создания АДП рассмотрены в сравнении парашютный и беспарашютный способы десантирования.
Анализ показал, что подготовка парашютистов-спасателей является достаточно трудоемким и длительным процессом.
Так, для теоретической и практической наземной подготовки требуется минимально необходимый воз-
душно-десантный комплекс (тренировочный городок), оборудованный такими тренажерами, как «стапель с подвесными системами», «отцепка», «вышка с троссовой горкой», «лопинг», др. Необходимы места для хранения, просушки и укладки парашютных систем.
Снаряжение парашютиста-спасателя является достаточно дорогостоящим: ранец — 60 000 руб., основной парашют — 100 000 руб., запасной парашют — 70 000 руб., страховочный прибор — 70 000 руб., специальный костюм (шлем, очки, комбинезон, перчатки, стропорез, высотомер, др.) — до 50 000 руб. Суммарно, экипировка одного парашютиста-спасателя составляет порядка 300 000 рублей.
Учебно-тренировочные прыжки с парашютом (с вертолета, самолетов серии «Ан», Ил-76) должны проходить не менее 6 раз в год, требуют оборудования воздушных судов специальным тросом (ПРП) и соответствующей оплаты или воздушных судов МЧС России (стоимость одного часа работы вертолета в среднем составляет 120 000 руб.), или арендной платы на договорной основе (стоимость одного прыжка с самолета Ан-2 в среднем составляет 500-1000 руб. с человека).
Кроме того, для организации подготовки парашютистов-спасателей необходимо наличие аттестованного инструктора (имеющего теоретическую подготовку, допуск и практический опыт в количестве не менее 100 прыжков). Так, стоимость подготовки инструктора-парашютиста и его аттестации в ФГБУ «Авиалесохрана» составляет 199 6870 руб. и занимает не менее 45 дней.
Парашютный способ десантирования является наиболее сложным и опасным, применяется при невозможности доставки расчетов спасателей к месту ЧС иными способами; является затратным по оснащению и долговременным в части подготовки личного состава.
Одновременно следует учитывать, что в штатах АСЦ созданы спасательные десантные отделы численностью 15 единиц личного состава. Подразделения подготовлены к выполнению задач по ликвидации последствий ЧС парашютным способом десантирования и оснащаются парашютно-десантным имуществом согласно временному табелю оснащения.
Таким образом, в региональных центрах МЧС России уже созданы парашютно-десантные подразделения, и создание дополнительных подразделений парашютистов-спасателей в спасательных центрах является нецелесообразным.
Одновременно, в сравнении с другими способами, беспарашютное десантирование имеет следующее преимущество:
затраты времени на реагирование (прибытие) минимальны;
десантирование осуществляется как на неограниченные (лес, вода, горная местность), так и на ограниченные площади (крыши зданий, палубы судов, оторвавшиеся льдины, др.);
возможно достаточно точное десантирование в непосредственной близости от места ведения работ в любое время суток;
меньшее количество ограничений (по сравнению с парашютным способом) по погодным условиям в районе ЧС.
Для реализации беспарашютного способа десантирования в спасательных центрах достаточно оснастить личный состав спусковыми устройствами роликовыми (СУ-Р), предназначенными для спуска людей с вертолета. СУ-Р комплектуется из расчета один комплект на 3 человека. Масса СУР — 11 кг. Срок эксплуатации — 7 лет.
Шнур для спуска и тормозной блок СУ-Р выдерживают не более 500 спусков. Ориентировочная стоимость одного комплекта составляет 50 000-60 000 руб. Для авиадесантного взвода из 16 человек потребуется 5 комплектов СУ-Р — 300 000 руб. Дополнительное снаряжение на взвод в минимальном комплекте (носилки складные, подъемные системы для пострадавших) — не более 200 000 руб.
Таким образом, предлагается в качестве наиболее приемлемых беспарашютных способов применения авиадесантных подразделений определить:
применение спуско-подъемных устройств вертолета (в режиме висения) для десантирования личного состава и грузов;
сброс грузов с вертолета без парашюта с малой высоты;
посадочный способ.
Принимая во внимание результаты проведенного анализа, сведения и предложения организаций и территориальных органов МЧС России, создание АДП в спасательных центрах МЧС России предлагается осуществить следующим образом.
В целях минимизации затрат при переходе на новую организационную структуру и перепрофилировании направления деятельности без снижения готовности личного состава АДП к оперативному реагированию и ликвидации ЧС целесообразно комплектование подразделения личным составом осуществить за счет существующей штатной численности спасательной роты спасательного центра МЧС России.
Предлагается из состава одной спасательной роты, положенных по штатам в спасательных отрядах спасательных центров, исключить по одному спасательному взводу. Взамен исключенного создать авиадесантный спасательный взвод в составе командира взвода и трех десантно-спасательных отделений численностью по 5 человек (1 КВ + 3 отд. х 5 чел. = = 16 чел.).
Для организации подготовки личного состава авиадесантного взвода, обеспечения и эксплуатации соответствующего имущества и снаряжения в составе подразделений обеспечения спасательного центра необходимо создать авиадесантную службу в составе начальника службы, инженера по эксплуатации авиадесантного имущества — инструктора, начальника склада-делопроизводителя.
/14 ^П SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48)
Комплектование личным составом авиадесантных подразделений СЦ МЧС России предлагается осуществлять из числа офицерского состава и военнослужащих контрактной службы, отвечающих специальным медицинским требованиям, прошедшим теоретическую и наземную подготовку, способным выполнять задачи по предназначению с применением авиационно-спасательных технологий.
Исходя из предложенных подходов, основу профессиональной выучки спасателей-десантников должно составить тактико-специальное направление подготовки с применением беспарашютного десантирования, т.е. высадки спасателей-десантников из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств (десантная подготовка).
В настоящее время требования к организации авиадесантной подготовки личного состава содержатся в «Организационно-методических указаниях по подготовке территориальных органов, СВФ, подразделений ФПС, ВГСЧ, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014-2016 годы» от 10.09.2013 № 2-4-87-27-14 (далее — ОМУ).
Вместе с тем, в части СВФ предписано проводить воздушно-десантную подготовку (прыжки с парашютами) только для подразделений, имеющих в штате аттестованных инструкторов, соответствующее снаряжение и допуски личного состава. Данное требование в настоящее время может быть реализовано только для Ногинского СЦ и ЦСООР «Лидер».
Одновременно требование по проведению десантной подготовки (беспарашютное десантирование со спусковыми устройствами) предъявляется только к аварийно-спасательным формированиям (АСФ) и поисково-спасательным отрядам (ПСО) в период учебных региональных сборов не менее трех раз в период обучения.
Очевидно, что в целях практической подготовки личного состава предлагаемых к созданию в спасательных центрах АДП следует распространить предъявляемые к АСФ и ПСО требования на СВФ, при этом практические занятия проводить в рамках повседневной боевой подготовки на собственной учебно-материальной базе.
Порядок подготовки личного состава подразделений МЧС России к спускам со спусковыми устройствами определен «Инструкцией по применению спусковых устройств роликовых (СУ-Р) в системе МЧС России», утвержденной приказом МЧС России от 26.03.1997 № 170, основные положения которой разработаны в соответствии с «Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов» (НДПР-84), утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР и Председателя Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 03.07.84 г. № 144\92 и «Инструкцией по эксплуатации СУ-Р.00.ИЭ».
Так, установлено, что руководителями учебно-тренировочных спусков должны назначаться аттестованные офицеры воинской части, а подготовка личного состава к спускам проводится в учебных подразделениях и непосредственно в воинских частях по программам, предусматривающим наземную подготовку и выполнение учебно-тренировочных спусков с вышки-тренажера и вертолета.
Кроме того, инструкцией определены требования к вышкам-тренажерам, а также допущено, что «...в качестве вышек-тренажеров можно использовать существующие учебные четырехэтажные пожарные башни, предварительно оборудованные для спусков.».
Кроме того, следует определить порядок подготовки инструкторов (руководителей спусков).
Например, при отсутствии в спасательном центре офицеров (прапорщиков), аттестованных на право самостоятельного проведения воздушных тренировок, предлагается направлять назначенных военнослужащих на обучение в специализированные организации, что допускается ОМУ в части дисциплин, требующих специальной подготовки.
Анализ показал, что стоимость подготовки одного инструктора на базе ФГБУ «Авиалесохрана» составляет 107 000 рублей в ценах 2015 года, без учета командировочных расходов. Срок обучения — 45 дней. Расходы СЦ на обучение предлагается планировать в рамках средств, выделенных на боевую подготовку.
С учетом изложенного, в целях организации подготовки личного состава авиадесантных подразделений спасательных центров МЧС России, предлагается:
предусмотреть в ОМУ требования и включить в программу профессиональной подготовки СВФ десантную подготовку (для создаваемых АДП);
переработать (уточнить) «Инструкцию по применению спусковых устройств роликовых (СУ-Р) в системе МЧС России» в части ее соответствия современному облику сил и средств системы МЧС России;
организовать обучение инструкторов (руководителей спусков) на базе специализированных организаций;
привести учебно-материальную базу спасательных центров МЧС России в соответствие с требованиями «Инструкции по применению спусковых устройств роликовых (СУ-Р) в системе МЧС России» (с учетом доработок);
организовать обучение военнослужащих контрактной службы к десантированию беспарашютным способом по программе подготовки «выпускающий СУ-Р»;
практические занятия по десантированию с вертолета в режиме висения, с высоты 10, 20, 30 и 50 метров проводить на оборудованных воздушных судах АСЦ МЧС России.
В качестве факторов целесообразности создания АДП в спасательных центрах МЧС России отмечаются следующие предпосылки:
Способы доставки личного состава и грузов с применением авиации являются наиболее быстрыми,
что определяет возможность применения АДП в качестве передовой группы экстренного реагирования на ЧС и аварии, созданных АМГ региональных центров МЧС России, а также в автономном режиме (в отрыве от основных сил).
Использование АДП позволит значительно сократить время проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, количество привлекаемых сил и средств, увеличить шансы на спасение пострадавших на значительном удалении от населенных пунктов, транспортной инфраструктуры, в труднодоступных районах (горная, скалистая, лесная местность), акваториях.
В соответствии с Концепцией развития гражданской авиации МЧС России до 2020 года приоритетными направлениями развития авиацион-но-спасательных технологий являются, в том числе, дальнейшее развитие и совершенствование работ по десантированию грузов и техники парашютным и беспарашютным способами; дальнейшее развитие и совершенствование «санитарной авиации» на всех типах воздушных судов гражданской авиации МЧС России.
Наличие оснащенных воздушными судами АСЦ по принципу территориального планирования федеральных округов, при каждом региональном центре МЧС России.
Приемлемые финансовые затраты — не более 500 000 руб. на снаряжение для одного СЦ; затраты на дооснащение и аттестацию УМБ — индивидуально для каждого центра.
Вместе с тем, для организации деятельности АДП СЦ МЧС России необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий:
Разработать нормативные и руководящие документы, регламентирующие деятельность АДП с учетом специфики выполнения обязанностей (задачи, функции, структура, состав, порядок применения и их подготовка).
Определить требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должностей в АДП.
Рассмотреть особенности создания и оснащения АДП для каждого СЦ МЧС России с учетом их дислокации и удаленности от АСЦ и аэродромного базирования ВС.
Организовать обучение инструкторов (руководителей спусков) на базе специализированных организаций, внести изменения в программы подготовки.
Привести существующую УМБ СЦ МЧС России в соответствие с предъявляемыми требованиями и аттестовать ее в органах Ростехнадзора.
Обеспечить создаваемые АДП необходимым снаряжением и имуществом.
В целом, применение АДП как в составе АМГ регионального центра, так и самостоятельно целесообразно, будет способствовать повышению готовности реагирования на ЧС природного и техногенного характера и эффективности применения авиацион-но-спасательных технологий, возможно в пределах выделенных лимитов федерального бюджета и не потребует существенных финансовых затрат.
Сведения об авторах
Сломянский Виталий Павлович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, Давыдковская ул., 7.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
SPIN-код: 1115-1860.
Колеганов Сергей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ),
зам. нач. науч.-исслед. отд.
121352, Москва, Давыдковская ул., 7.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
SPIN-код: 2676-1470.
Иванов Виктор Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код: 7742-1406.
Information about authors
Slomyansky Vitaliy P.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of research and development center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 1115-1860.
Koleganov Sergey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of research department.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 2676-1470.
Ivanov Victor S.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Researcher Institution Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 7742-1406.