МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 614.87
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ АВИАДЕСАНТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ МЧС РОССИИ
С.В. Колеганов
Рассмотрен вопрос актуальности создания авиадесантных подразделений в спасательных центрах с учётом создания и развития аэромобильной группировки МЧС России. Обозначены предпосылки, предложены варианты изменений типовой структуры спасательного центра и способы применения создаваемых подразделений; даны рекомендации организационного характера.
Ключевые слова: спасательный центр, аэромобильные группировки, авиадесантные подразделение, спусковое устройство.
В настоящее время на уровне органов управления обсуждается вопрос целесообразности создания авиадесантных подразделений в спасательных центрах МЧС России.
Рассмотрим предпосылки целесообразности их создания.
Спасательный центр является основной организационно-штатной единицей спасательных воинских формирований МЧС России (далее - СВФ) и предназначен для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории федеральных округов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное время, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Силы СВФ включены в состав аэромобильных группировок (далее - АМГ) региональных центров МЧС России.
Под АМГ понимаются нештатные формирования в соответствии с утвержденной численностью, состоящие из личного состава подразделений МЧС России (СВФ, ФПС ГПС, АСФ, др.), доставляемые в район чрезвычайной ситуации воздушным и иными видами транспорта для решения поставленных задач.
Вопросы создания, организации деятельности, порядок подготовки и привлечения АМГ к действиям по предназначению, перечень рекомендуемого имущества для их оснащения регламентируются соответствующими нормативными и методическими документами МЧС России [1, 2].
В целях авиационного обеспечения аварийно-спасательных, специальных авиационных работ и воздушных перевозок, в том числе АМГ, при всех региональных центрах МЧС России созданы соответствующие авиационно-спасательные центры (далее -АСЦ). Кроме того, авиационное обеспечение МЧС
России, наряду с АСЦ, осуществляется Авиационно-спасательной компанией МЧС России (АСК).
Определено, что авиация МЧС России применяется в том числе для десантирования АМГ и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами [3].
Так, только в целях подготовки к пожароопасному периоду 2016 года подготовлено 115 летных экипажей и 44 воздушных судов, из них:
- самолетов - 10 ед. (Ил-76 - 5 ед., Бе-200ЧС -
5 ед.);
- вертолетов - 34 ед. (Ми-26 - 5 ед., Ми-8 - 20 ед., Ка-32 - 9 ед.).
Для выполнения аварийно--спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации все вертолеты Ми-8, Ка-32 оборудованы спусковыми лебедками грузовыми (СЛГ-300).
Уровень подготовки летного, инженерно-технического состава, оснащенность авиационных подразделений и техническое состояние авиационной техники позволяет решать задачи авиационного обеспечения АМГ и проведения аварийно-спасательных и специальных авиационных работ при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров в полном объеме [4].
В виду того, что каждый федеральный округ Российской Федерации уникален по своим природно-климатическим условиям, для территории каждого из них характерны определенные виды чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых целесообразно применение авиадесантных подразделений (далее -АДП). Так наводнения, высокие уровни вод характерны для Дальневосточного, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, поиск и спасение пострадавших в горной и изолированной местности -для Дальневосточного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, природные пожары - для
Сибирского и Центрального федеральных округов, отрыв прибрежных льдов - для Дальневосточного, Северо-Западного и Центрального федеральных округов, дорожные заторы на федеральных и региональных автодорогах - для Центрального, Приволжского, Южного, Уральского федеральных округов.
Известны и детально изучены случаи эффективного применения авиации, способов десантирования личного состава, грузов и эвакуации пострадавших как силами МЧС России, так и другими органами власти и предприятиями.
Так, наиболее показателен опыт организации применения авиации ФГБУ «Авиалесохрана» (Рос-лесхоз). В структуре учреждения работает авиационный учебный центр, осуществляющий подготовку более чем по 10 программам, в т.ч. летчиков-наблюдателей, инструкторов парашютно-десантной пожарной службы, руководителей тушения лесных пожаров, др. Сотрудниками авиационных баз охраны лесов ежегодно на спусковых устройствах (СУ-Р) выполняется более 10 тыс. спусков к местам лесных пожаров без учёта десантирования необходимых грузов. На спуск одной группы десантников затрачивается менее 2,5 минут [5].
В целях разработки предложений и учёта всех аспектов создания АДП в спасательных центрах МЧС России проанализирован отчёт о научно-исследовательской работе [6]. Анализ материалов показал:
- в настоящее время штатные авиадесантные подразделения созданы в ЦСООР «Лидер» (отдел спасателей-десантников - 11 чел.) и Ногинском СЦ (спасательно-десантная группа - 5 чел.), в центрах создана требуемая учебно-материальная база и организовано обучение личного состава по специальностям «парашютист (спасатель-десантник)», «выпускающий СУ-Р»;
- в остальных спасательных центрах МЧС России штатные авиадесантные подразделения не созданы;
- в концепциях развития каждого спасательного центра предлагается создать авиадесантные подразделения в штатах спасательных рот и авиадесантные службы для обеспечения их деятельности;
- в части развития учебно-материальной базы центров предложено создать (реконструировать) классы десантной подготовки, вышки-тренажёры.
Учитывая изложенное, эффективность применения АДП очевидна при выполнении следующих видов работ:
- доставка расчёта спасателей, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ инструмента, оборудования и имущества;
- своевременное оказание первой помощи пострадавшим на месте ЧС, аварии и их эвакуация;
- дополнительная доставка грузов в район проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, в особенности при изолированности района от транспортных и энергетических сетей, населенных пунктов;
- переброска расчётов сил и грузов из одного района поисков (ведения АСР) в другой, др.
Рассматривая вопрос создания АДП, следует отметить, что среди прочих способов их возможного применения, беспарашютное десантирование имеет следующее преимущество:
- затраты времени на реагирование (прибытие) минимальны;
- десантирование осуществляется как на неограниченные (лес, вода, горная местность), так и на ограниченные площади (крыши зданий, палубы судов, оторвавшиеся льдины, др.);
- возможно достаточно точное десантирование в непосредственной близости от места ведения работ в любое время суток;
- меньшее количество ограничений (по сравнению с парашютным способом) по погодным условиям в районе ЧС.
Таким образом, предлагается в качестве наиболее приемлемых беспарашютных способов применения авиадесантных подразделений определить:
- с применение спуско-подъёмных устройств вертолета (в режиме висения) для десантирования личного состава и грузов;
- сброс грузов с вертолёта без парашюта с малой высоты;
- посадочный способ.
Принимая во внимание результаты проведенного анализа, сведения и предложения организаций и территориальных органов МЧС России, создание АДП в спасательных центрах МЧС России предлагается осуществить следующим образом.
Из состава одной из спасательных рот, положенных по штатам в спасательных отрядах спасательных центров, исключить по одному спасательному взводу. Взамен исключенного создать авиадесантный спасательный взвод в составе командира взвода и трёх десантно-спасательных отделений численностью по 5 человек (1 КВ + 3 отд. х 5 чел. = 16 чел.).
Для организации подготовки личного состава авиадесантного взвода, обеспечения и эксплуатации соответствующего имущества и снаряжения в составе подразделений обеспечения спасательного центра необходимо создать авиадесантную службу в составе начальника службы, инженера по эксплуатации авиадесантного имущества - инструктора, начальника склада.
Кроме того, предлагается в состав создаваемой авиадесантной службы включить созданные в спасательных центрах группы по применению БПЛА и РТС в количестве трёх единиц личного состава.
Комплектование личным составом авиадесантных подразделений СЦ МЧС России предлагается осуществлять из числа офицерского состава и военнослужащих контрактной службы, отвечающих специальным медицинским требованиям, прошедшим теоретическую и наземную подготовку, способным выполнять задачи по предназначению с применением авиационно-спасательных технологий.
Таким образом, в качестве факторов целесообразности создания АДП в спасательных центрах МЧС России отмечаются следующие предпосылки:
1. Способы доставки личного состава и грузов с применение авиации являются наиболее быстрыми (посадочный, парашютный, беспарашютный), что определяет возможность применения АДП в качестве передовой группы экстренного реагирования на ЧС и аварии, созданных АМГ региональных центров МЧС России, а также в автономном режиме (в отрыве от основных сил).
2. Использование АДП позволит значительно сократить время проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, количество привлекаемых сил и
средств, увеличить шансы на спасение пострадавших на значительном удалении от населенных пунктов, транспортной инфраструктуры, в труднодоступных районах (горная, скалистая, лесная местность), акваториях.
3. В соответствии с концепцией развития гражданской авиации МЧС России до 2020 года приоритетными направлениями развития авиационно-спасательных технологий являются, в том числе, дальнейшее развитие и совершенствование работ по десантированию грузов и техники парашютным и беспарашютным способом; дальнейшее развитие и совершенствование «санитарной авиации» на всех типах воздушных судов гражданской авиации МЧС России.
4. Наличие оснащенных воздушными судами АСЦ по принципу территориального планирования федеральных округов, при каждом региональном центре МЧС России.
Библиографический список
1. Об обеспечении готовности аэромобильных группировок МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров: приказ МЧС России от 18 января 2016 года № 9.
2. Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения АМГ территориальных органов МЧС России МЧС России, 2014.
3. О применении авиации и авиационно-спасательных технологий в МЧС России: приказ МЧС России от 23 июня 2015 года № 324.
4. Материалы совещания МЧС России по вопросу создания аэромобильных группировок, 2016.
5. Подъёмно-спусковые работы на вертолёте: учебное пособие. - Ульяновск, 2011.
6. Отчёт о НИР «Научно-методическое обоснование оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок» (п. 1-1-5.4-4/А5 Плана НИ-ОКР МЧС России на 2015 год).
Вместе с тем для организации деятельности АДП СЦ МЧС России необходимо провести ряд организационно-технических мероприятий:
1. Разработать нормативные и руководящие документы, регламентирующие деятельность АДП с учетом специфики выполнения обязанностей (задачи, функции, структуру, состав, порядок применения и их подготовку).
2. Определить требования, предъявляемые к кандидатам на должности АДП.
3. Рассмотреть особенности создания и оснащения АДП для каждого СЦ МЧС России с учетом их дислокации и удаленности от АСЦ и аэродромного базирования ВС.
В следующей статье будут рассмотрены вопросы организации подготовки личного состава АДП и их обеспечения снаряжением, оборудованием и имуществом.
References
1. Ob obespechenii gotovnosti ajeromobü'nyh gruppirovok MChS Rossii k likvidacii chrezvychajnyh situacij i pozharov: prikaz MChS Rossii ot 18 janvarja 2016 goda № 9.
2. Metodicheskie rekomendacii po sozdaniju, osnashheniju i porjadku primenenija AMG territorial'nyh organov MChS Rossii MChS Rossii, 2014.
3. O primenenii aviacii i aviacionno-spasatel'nyh tehnologij v MChS Rossii: prikaz MChS Rossii ot 23 ijunja 2015 goda № 324.
4. Materialy soveshhanija MChS Rossii po voprosu sozdanija ajeromobil'nyh gruppirovok, 2016.
5. Pod'jomno-spuskovye raboty na vertoljote: uchebnoe posobie. - Ul'janovsk, 2011.
6. Otchjot o NIR «Nauchno-metodicheskoe obosnovanie osnashhenija spasatel'nyh voinskih formirovanij MChS Rossii, v tom chisle s uchetom ih ispol'zovanija v sostave ajeromobil'nyh gruppirovok» (p. 1-1-5.4-4/A5 Plana NIOKR MChS Rossii na 2015 god).
ON THE PROBLEM OF RELEVANCE CREATION OF AIRBORNE LANDING DIVISIONS IN RESCUE CENTER EMERCOM OF RUSSIA
In the article considered the question the relevance of the creation of airborne landing division in rescue centers in view of the creation and development of airmobile grouping EMERCOM of Russia. Are designated preconditions proposed options for change typical rescue center of the structure and methods of using the established subdivisions; are given recommendations of organizational character.
Keywords: rescue center, airmobile grouping, airborne landing division, rappel device. Колеганов Сергей Викторович,
заместитель начальника 12 научно-исследовательского отдела, ФГБУ ВНИИГОЧС (ФЦ),
Россия, Москва.
e-mail: [email protected].
Koleganov S. V.,
12 Deputy Head of the research department,FGBU Institute of Civil Defense (FC) Russia Moscow.