УДК 614.8
С.А. Потапов (отряд «Центроспас») АЭРОМОБИЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРЯДА
Рассмотрены аэромобильные спасательные комплексы и технологии, в разработке и внедрении которых принимал участие отряд «Центроспас»
С.А. Потапов
Одним из важнейших направлений деятельности МЧС России в реализации единой государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности является развитие и совершенствование спасательных технологий с применением авиации. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день ни одна серьёзная поисково-спасательная операция по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не проводится без применения авиации.
Для оперативного реагирования на ликвидацию ЧС отрядом разработаны и успешно применяются аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Указанные комплексы вошли в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток. АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности спасательной и авиационной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки спасателей и летных экипажей и чёткой организацией их взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.
Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолётов типа Ил-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в тоже время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.
Рассмотрим наиболее характерные варианты АСК, которые в последние
Десантируемый аэромобильный Поисково-спасательный комплекс - госпиталь
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
годы нашли широкое практическое применение и показали высокую эффективность при решении задач по ликвидации последствий ЧС:
Первый вариант АСК — это аэромобильный поисково-спасательный комплекс, в состав которого входят:
• спасательные вертолёты лёгкого класса типа Бк-105 (Бк-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолёте Ил-76.
• время подготовки к вылету данных вертолётов после выгрузки из самолёта не превышает 20 минут;
• автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости;
• специальное спасательное снаряжение и инструмент;
• системы жизнеобеспечения;
• группы профессиональных спасателей, медиков, кинологов и других специалистов.
Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий и способен выполнять задачи по предназначению, автономно, сроком до 2 недель.
Технология его применения следующая:
- транспортный самолёт Ил-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион;
- автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне. Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийноспасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий). В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийноспасательная техника дополнительно комплектуется специальным снаряжением и инструментом;
- средства жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения - от -40 °С до +50 °С;
- спасательный вертолёт лёгкого класса типа Бо-
105 (Бк-117) обеспечивает поисковые, при необходимости, аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС. Так, в случае авиакатастрофы самолёта Ту-154 под Хабаровском, вертолёт Бо-105 применялся для ПСР наряду с другими воздушными судами различных ведомств, а в ликвидации последствий авиакатастрофы Су-27 в Камране (республика Вьетнам), сыграл ключевую роль в поиске мест падения самолётов, доставки спасателей к местам падения и эвакуации тел погибших лётчиков. Эти операции являются наиболее показательными. Работы проводились сначала в Хабаровском крае при температуре - 30 °С, а затем в Камране (Вьетнам) в течение 3-х суток, работая в климатических условиях тропиков, с температурой более +30° С и практически 100 %-ой влажностью в горах с неблагоприятными погодными условиями. Надо отметить, что никаких дополнительных технических работ по подготовке АСК, в связи со сменой климатических условий, не требовалось.
Второй вариант АСК — это аэромобильный госпиталь, в его состав входят:
- вертолёт лёгкого класса типа Бо-105 (Бк-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант;
- аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения;
- автомобильная техника повышенной проходимости;
- группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.
Данный вариант АСК применяется, в основном, при федеральных и трансграничных ЧС, с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий — наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, России (Ленске, Каспийске), Индонезии, Шри-Ланке и др.
Третий вариант АСК — это десантируемый аэромобильный спасательный комплекс. В этом случае самолёт Ил-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7. Этот вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники,
средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей к месту ЧС методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, основные элементы аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения. Технология его применения следующая:
экипаж самолёта Ил-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится парашютное десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедших специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на двухместных парашютных системах спасателями, имеющими квалификацию тандем-пилотов;
- после приземления личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку. Далее производится установка госпиталя и систем жизнеобеспечения. Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 50 минут после приземления госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приёму пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 3 часа.
Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки парашютным способом спасательных средств и средств жизнеобеспечения, грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашют-
но-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 6000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных и гуманитарных конфликтов. В январе 2002 года данный комплекс был подготовлен для экстренной доставки грузов первой необходимости и грузов гуманитарной помощи в объёме 150 тонн при разрушении тоннеля в Саланге (Афганистан), когда в условиях зимы отрезанными от внешнего мира оказались несколько тысяч человек.
На сегодняшний день весьма актуальной остается проблема обеспечения безопасности на водных акваториях России и мирового океана. Особенно наглядно эта проблема проявилась в ходе проведения поисково-спасательных работ в связи с трагическими событиями, связанными с катастрофой атомных под-
Научно-технические разработки
^1. * $
водных лодок «Комсомолец» и «Курск». Для проведения спасательных операций, связанных с аналогичными ЧС отрядом совместно с ОКБ им. Ильюшина и ФГУАП МЧС России был разработан пятый вариант АСК — это десантируемый комплекс спасательных плавсредств (ДКСП), предназначенный для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях мирового океана также методом десантирования. В этом случае на самолёт Ил-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютногрузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ — 26, по 4 плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую «гирлянду».
Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъёма пострадавших на борт спасательных плавсредств.
Значительным шагом в развитии аэромобильных
спасательных комплексов стало оснащение МЧС России самолетами Бе-200ЧС.
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для решения разнообразных и многоплановых задач, а в конфигурации «Спасатель» и проведение поисково-спасательных работ на акваториях внутренних вод и территориального моря. В настоящее время специалисты отряда участвуют в его опытной эксплуатации и совместно с летными экипажами отрабатывают различные методики применения данного самолета с целью расширения тактических возможностей данного АСК.
Уникальным по своей значимости является создание технологии оказания экстренной помощи пострадавшим в различных ЧС в условиях мегаполисов с применением спасательных вертолетов легкого класса Бо-105 и Бк-117. В процессе ее создания была разработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в Московском регионе, подготовлены посадочные площадки на территории ряда крупных клинических больниц г. Москва и территории, прилегающей к МКАД. Сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы.
За создание данной технологии отряд был удостоен Премии МЧС России «За научные и технические разработки». В настоящее время данные технологии успешно применяются в Московском регионе с организацией регулярного дежурства.
Несомненно, что по мере накопления опыта по применению аэромобильных спасательных комплексов для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС технология их применения будет постоянно совершенствоваться, а диапазон использования расширяться.