/18 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54) УДК 614.87
Воздушно-десантные и авиационные спасательные технологии МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
С.Г. Мингалеев
Аннотация
Сформулированы опасности и риски, задачи арктической аварийно-спасательной группировки по комплексной безопасности в Арктической зоне. Приведены основные задачи полярной авиации и опыт воздушно-десантных и авиационных спасательных технологий Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда и авиации МЧС России на современном этапе.
Ключевые слова: опасности и риски; арктическая аварийно-спасательная группировка; полярная авиация; воздушно-десантные и авиационные технологии; комплексная безопасность.
EMERCOM of Russia Aviation Rescue Technologies for Comprehensive Security in the Arctic Region
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
S. Mingaleev
Abstract
The author identifies the hazards and risks, the tasks of the Arctic emergency rescue force in the Arctic region. The current main tasks of the Arctic aviation and the aviation rescue experience and technologies of the Central Airmobile Rescue Team and the EMERCOM of Russia air force are described.
Key words: hazards and risks; Arctic rescue group; Arctic aviation; aviation rescue technologies; comprehensive security.
Целью настоящей публикации явилось ознакомление научной общественности страны с воздушно-десантными и авиационными спасательными технологиями МЧС России в обеспечении комплексной системы безопасности в Арктическом регионе Российской Федерации.
Опасности и угрозы
Непрерывно возрастающие уровни геополитической значимости и экономической важности Арктики, происходящие в ней климатические изменения, определили масштабность национальных интересов России в этом регионе. 2 мая 2014 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 296, определяющий границы сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В состав АЗРФ входят территории восьми субъектов Российской Федерации. Площадь АЗРФ составляет 4,9 млн км2. Острова занимают площадь 0,2 млн км2. Шельфовые и внутренние моря АЗРФ достигают площади 4 млн км2. [1]
Арктическая зона Российской Федерации природ-но-экономическими, демографическими и иными условиями значительно отличается от других регионов страны. Ее основные отличительные черты:
экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров и дрейфующие льды в арктических морях;
очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения (1-2 чел. на 10 км2);
удаленность от основных промышленных центров, высокая энергоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;
уязвимость природы от техногенных чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) и производственной деятельности человека [1].
Особенности природы: близкие к 0 °С средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Ледовый покров морских акваторий составляет около 11 млн км2 зимой и около 8 млн км2 летом. Большинство населенных пунктов в АЗРФ расположено на побережье арктических морей или в непосредственной близости от него, а также в низовьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Три крупнейших города, расположенных за Северным полярным кругом, находятся в России. Это Мурманск (325000 жителей), Норильск (205000 жителей) и Воркута (85000 жителей). Максимальную протяженность границ в Арктике также имеет Россия (22 тыс. км). Границы АЗРФ могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых она является. В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы
и исключительные экономические зоны восьми арктических государств — России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии [2].
В Арктике существуют как климатические и природные, так и техногенные источники ЧС. К основным климатическим и природным источникам ЧС относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; наводнения и половодье (весна, осень), ледяные заторы, подвижка льдов; снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы) и гололедица; ландшафтные пожары (тундра, мелколесье). На территории районов Крайнего Севера находится несколько тысяч потенциально опасных объектов, которые могут стать источниками техногенных ЧС. Это объекты нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, захоронения контейнеров с отходами, шахты и производственные предприятия, транспортная инфраструктура и пр. Потенциальные опасности радиационного загрязнения в Арктической зоне могут возникнуть в связи с затоплением в 50-60 годах прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов, последствиями испытаний ядерного оружия на Новой Земле [3].
В среднем на территории Арктической зоны России происходит в год до 100 ЧС техногенного и природ-но-техногенного характера. В целом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых в разные годы доминировали: транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования. Появляются новые риски, связанные с развитием ресурсной базы и освоением Арктической зоны Российской Федерации. Уникальность географического положения Сибири является одной из ключевых предпосылок реализации проекта «Кроссполярный воздушный мост» (КПВМ) между главными полюсами роста мировой экономики: Северная Америка — Западная Европа — Юго-Восточная Азия. Десятки международных трасс общей интенсивностью около 2200 рейсов в неделю будут проходить через Арктику.
В последние годы набирают популярность различные виды туризма в регионе, в том числе экстремальный. Это лыжные переходы, парашютные прыжки на Северный полюс, плавание по Северному морскому пути, вездеходные переходы в районы Крайнего Севера и полеты на воздушных шарах. Не только российские путешественники, но и иностранные туристы стали активно открывать для себя этот северный регион. Интерес к нему растет, и наша страна имеет огромный потенциал для развития туристической отрасли, требующей повышения обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья.
Тем не менее, существующие межгосударственные противоречия и споры могут привести к силовому противостоянию. Растущую военную значимость региона подтверждают принятые в последние годы шестью приарктическими государствами — Россией, Данией, Канадой, Швецией, Норвегией и США — решения укреплять свои военные возможности в Арктике [2].
Россию и государства НАТО ожидает новая «холодная война» за неосвоенные ресурсы Арктики, добыча
которых становится все более реальной в условиях глобального потепления и разработки новых технологий. Полностью исключить силовой вариант решения вопроса об обладании мировой сокровищницей ресурсов не рискнет сегодня никто. И потому претенденты на Арктику готовятся к действиям по любому сценарию.
Арктика стала районом Мирового океана, где человечество будет оттачивать свои способности к международному компромиссу. Вся поверхность Земли разделилась на две категории: территории, находящиеся под контролем суверенных государств, и неконтролируемые зоны. Если суша практически поделена, то большая часть Мирового океана пока принадлежит ко второй категории. Можно предположить, что пока международное законодательство умалчивает о суверенитете над океанами, возникает соблазн решить проблему наиболее сильному игроку.
Помимо существующей реальной военной и террористической угрозы важной является проблема безопасности для развития экономического потенциала в Арктической зоне. Поэтому необходимо развивать теорию и создавать практически систему гражданской обороны и гражданской защиты в условиях Арктической зоны.
Создание арктической аварийно-спасательной группировки
МЧС России активно развивает систему управления обеспечением безопасности населения и территорий в Арктической зоне. Она сформирована из группировки сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательных подразделений крупнейших компаний, работающих в Арктике. Управление системой безопасности осуществляется Национальным центром управления в кризисных ситуациях,
региональными и субъектовыми центрами управления в кризисных ситуациях. Численность группировки сил по прикрытию Арктической зоны, с учетом сил органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, составляет свыше 16 тыс. человек. Пожарные и спасатели оснащены современной техникой и оборудованием. С учетом численности населения Арктической зоны России (250 2000 человек) на одного спасателя (пожарного, специалиста аварийно-спасательного формирования) приходится 156 человек. Для сравнения в Европейских странах: на 2500 чел приходится 1 пожарный — спасатель. В перспективе МЧС России также планирует сформировать авиационную группировку в составе 12 воздушных судов, которые будут базироваться на аэродромах Мурманска, Воркуты, Норильска и Анадыря.
МЧС России создает в регионе десять Арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ). В настоящее время уже функционируют три спасательных центра (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка), четыре региональных поисково-спасательных отряда и пожарно-спасательные подразделения различных ведомств. Кроме того, в регионе работают два морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), морские спасательных подцентры (Архангельск, Тикси, Певек), а также пункты базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.
Арктические комплексные аварийно-спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любые ЧС и пожары в Арктике. Центры будут высокомобильными, и поэтому оснащаются авиационными средствами, вездеходами, плавсредствами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием. Предполагается, что АКАСЦ будут собирать и обрабатывать
Рис. 1. МЧС-2030. Перспективы развития
межведомственную информацию об обстановке и ходе ликвидации ЧС.
При проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в Арктической зоне группировку сил будут наращивать за счет аэромобильных группировок АКАСЦ, региональных центров (РЦ) и частей центрального подчинения МЧС России.
В рамках научных исследований МЧС России ведет полномасштабную работу по разработке и внедрению адаптированных к суровым арктическим условиям современных образцов спасательного инструмента и пожарно-спасательного оборудования, транспортных средств повышенной проходимости, беспилотных летательных аппаратов и снаряжения, а также современных летательных и плавательных средств.
В связи перспективой развития и оптимизацией структуры МЧС России до 2030 года (рис. 1) и с созданием новых систем борьбы с бедствиями и катастрофами в Арктике, перед спасательными формированиями стоит ряд новых задач. Среди них можно выделить:
интеграцию и анализ информации о состоянии потенциально опасных объектов, инфраструктуры и явлений природы;
международное сотрудничество и реагирование на зарубежные и трансграничные ЧС;
информационное сопровождение предупредительных и спасательных мероприятий, в том числе международного уровня;
оптимальная дислокация арктической группировки: дежурных сил оперативного реагирования, эшелонирование, создание аэромобильной группировки, баз резерва;
использование сил и средств министерств и ведомств в рамках РСЧС,
использование и развитие современных поисковых и аварийно-спасательных технологий, робототехниче-ских комплексов, беспилотных летательных аппаратов, подводных роботов;
совершенствование воздушно-десантных и аэромобильных технологий в поисково-спасательных работах
и оказании медицинской помощи пострадавшим, в том числе на базе аэромобильного госпиталя и аэромобильных медицинских групп, самолетных и вертолетных медицинских модулей (комплект необходимого реанимационного и другого медицинского оборудования модульно расположенного на борту транспортного средства);
совершенствование технологии глубоководных работ, создание глубоководного мобильного отряда (на базе отряда Центроспас, Байкальского и Туапсин-ского ПСО), мобильных водолазных групп, оснащенных современными техническими средствами для проведения водолазных аварийно-спасательных работ методом кратковременных погружений до глубин 100 метров.
Специальной масштабной задачей является реанимация полярной авиации, так как именно авиация является единственным круглогодичным транспортным средством в Арктической зоне.
Восстанавливать авиацию необходимо на качественно новом уровне, т.е. не только обновлением парка самолетов и вертолетов, а поставками новейших транспортных средств: экранопланов, безаэродромных самолетов, аэросаней, беспилотных летательных аппаратов. Надо создавать систему их эксплуатации, подготовки кадров. Решать эти стратегические вопросы, реализовать новые задачи современные авиакомпании и существующая инфраструктура северных аэропортов (морских портов) (рис. 2) не в состоянии, поэтому работать над этими проблемами необходимо в тесном взаимодействии всем федеральным органам исполнительной власти, организациям, находящимся в Арктике.
Ведущую роль в решении этих проблем должны сыграть субъекты Российской Федерации, входящие в Арктическую зону, на основании соглашений, соответствующих протоколов и программ.
Действенным механизмом прогресса аварийно-спасательных служб являются целевые программы социально-экономического развития регионов, опирающиеся на анализ типичных рисков и проекты по их парированию.
Рис. 2. Аэропорты и морские порты Арктики
Основные задачи полярной авиации МЧС России:
выполнение поисково-спасательных и специальных авиационных работ с комплексным использованием средств поиска и спасания днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;
применение средств пожаротушения, ликвидации разливов нефтепродуктов и ледовых заторов;
перевозка спасателей, техники и грузов с максимальной взлетной (посадочной) массой с посадкой на площадки ограниченных размеров вне аэродрома, на взлетно-посадочные полосы ограниченных размеров, грунтовые (заснеженные) ВПП, с заходом на посадку с ограниченным использованием радиотехнических средств, днем и ночью, в сложных метеоусловиях, а также на высокогорные площадки;
десантирование спасателей и грузов посадочным, парашютным и беспарашютным способами, эвакуация пострадавших с суши и с водной поверхности;
ведение воздушной, инженерной, радиационной и химической разведок местности и мониторинга окружающей среды с применением имеющихся средств днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях; санитарная эвакуация больных и пострадавших.
Рис. 3.Многофунциональность спасательных авиационных технологий МЧС России
Современные транспортные средства спасения активно применяются в различных структурах и организациях МЧС России и применяют самые современные и многофункциональные спасательные технологии (рис. 3). Их опыт эксплуатации имеет большое значение для спасения в Арктической зоне. Это спасательные, медицинские, пожарные, водолазные комплексы на базе экранопланов, автожиров, самолетов-амфибий.
Сверхлегкие самолеты-амфибии ЧЕ-22 осваивали в Центре «Лидер» для транспортировки в ИЛ-76 (аналог глобального радиуса Цетроспаса), для разведки, десантирования и перевозки спасателей и снаряжения. Экономичность и минимальные, практически любые площадки для взлета и посадки, позволят эффективно использовать это средство для спасения на водных объектах (фото 1).
В Сибирском региональном центре в соответствии с государственным контрактом (№ 134 от 15 июня 2012 года) с целью проведения мероприятий по созданию регионального сегмента системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения с использованием современных технологий был создан на базе автожира СаМш мобильный лабораторный комплекс
Фото 1. Самолет-амфибия ЧЕ-22
дистанционного мониторинга окружающей среды (далее — мобильный лабораторный комплекс). Используется в тестовом режиме с июля 2013 года, в опытной эксплуатации с января 2014 года. Общий налет составил в 2016 г. 208 часов (фото 2).
Фото 2. Автожир Calidus в Сибирском региональном центре
В ГУ МЧС по Московской области используются дельталеты «Поиск-06», которые относятся к классу сверхлегкой авиации и совершают полеты по силе ветра до 5-6 м/с. Радиус действий дельталетов составляет от 50 до 70 км в зависимости от метеоусловий. Основными задачами дельталетов являются:
мониторинг территории Московской области в период паводков, наводнений, лесоторфяных пожаров (за 2014 г. обнаружено 49 очагов пожаров);
поиск потерявшихся людей (за 2014 г обнаружено 7 чел.);
авиационное наведение и обеспечение взаимодействия наземных сил и средств пожаротушения при привлечении Федеральной авиации.
Фото 3. Дельталеты в ГУ МЧС по Московской области
Дельталеты и экранопланы типа «Орион» неоднократно участвовали на учениях в Вытегре в Арктическом центре на Онежском озере для ведения разведки, доставки спасателей, врачей и грузов (фото 3, 4).
Большие перспективы по применению экранопланов стоят в Арктике. Экранопланы — это высокоскоростное транспортное средство, летящее на относительно
Фото 4. Дельталет на учениях в Вытегре в Арктическом центре на Онежском озере
небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда за счет экранного эффекта. Крыло экранопланов создает подъемную силу не за счет разреженного давления над верхней плоскостью (как у самолетов), а за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на высотах от нескольких сантиметров до нескольких метров. При этом геометрия крыла экраноплана и его скорость позволяют ему временно подниматься на высоту до 150 метров (фото 5).
Фото 5. Экраноплан «Орион»
Российскими учеными и конструкторами осуществляется работа по созданию авиационной техники, обеспечивающей полеты в экстремальных условиях с использованием разнообразных авиационных технологий (рис. 4).
Опыт воздушно-десантных и авиационных спасательных технологий Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда (Центроспас) и авиации МЧС России
Авиационные и воздушно-десантные технологии, отработанные в Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде МЧС России (Центроспас), являются уникальными. Прежде всего, — это «глобальный радиус» (фото 6). Суть технологии заключается в том, что транспортным самолетом МЧС России Ил-76 в зону бедствия доставляется вертолет легкого класса, который в дальнейшем используется для облета пострадавшего района в целях оперативного определения масштабов бедствия, причиненного ущерба и потребности населения в гуманитарной помощи, осуществления поиска и эвакуации пострадавших. Оперативность применения «Глобального радиуса» (3-часовая готовность
Рис. 4. Перспективные разработки ЦАГИ для Арктического региона
к вылету) подразумевает упрощенные процедуры выдачи разрешений на пролет воздушного пространства и визовый режим посещения страны, где произошло катастрофическое бедствие. По запросу ООН МЧС России может развернуть данную технологию в зонах катастрофических бедствий.
Фото 6. Погрузка вертолета на борт транспортного самолета — по технологии «глобальный радиус»
В 1992 г. в отряде Центроспас проводились испытания управляемой парашютной системы, предназначенной для доставки грузов в труднодоступные районы. Управляемая парашютная система для доставки грузов состоит из планирующего парашюта, подвесной системы, грузовой платформы и контейнера управления стропами парашюта (фото 7).
Фото 7. Управляемая парашютная система для доставки грузов
Применение воздушно-десантных технологий в Арктике
В конце апреля 1995 г. МЧС России и экспедиционный центр «Арктика» провели совместные учения по отработке десантирования спасателей и грузов, действий спасателей в арктических условиях на Северном полюсе. Была практически осуществлена выброска и доставка груза в круг диаметром 30 метров роботизированной парашютной системой. В учениях участвовали сотрудники Центроспаса и Центра «Лидер», одна из групп играла роль терпящих бедствие, а оказание помощи было возложено на воздушный десант. При температуре воздуха -30 оС, ветре 14 м/с и плохой видимости все участники учений со своей задачей справились успешно.
ПГС-500 (парашютная грузовая система на 500 кг) (фото 8).
5-15 мая 2000 года проводились международные учения в Исландии на авиабазе «Кефлавик» по программе «Партнерство ради мира», «Совместный страж-2000» («Co-Оperative Safeguard-2000»). Госпиталь и весь персонал в тяжелейших погодных условиях (облачность ниже 100 м, дождь) были десантированы с самолета ИЛ-76. При этом оборудование госпиталя десантировалось на платформе П-7, а персонал, сменив за 15 минут до выброски парашюты «крыло», десантировались на Д-6 (рис. 5).
Рис. 5. Центроспас на учениях НАТО в Исландии
В 2006 г. выброска аэромобильного госпиталя, грузов осуществлялась на парашютно-грузовой системе ПГС-1000 с самолета ИЛ-76, а также комбинированным способом с вертолетов МИ-26 и МИ-8 в Московской области перед экспертами 82 воздушно-десантной дивизии и 101 десантно- штурмовой дивизии США. Аэромобильный госпиталь был готов к действию по предназначению после десантирования через 40 минут (фото 9).
Фото 8. Швартовка (монтаж) груза на парашютную грузовую систему на 500кг (ПГС-500)
В июле-сентябре 1997 г. в рамках программы «Партнерство во имя мира» проводились учения, в которых государства Североатлантического альянса и их партнеры выступали в качестве спасателей. Полигоном для первых тренировок стала Исландия. Для учений была предложена ситуация, по которой в городе произошло землетрясение силой 7,3 балла по шкале Рихтера. Был десантирован госпиталь в составе 8-ми базовых модулей, 2-х переходных и 8-ми шлюзовых модулей со всеми системами жизнеобеспечения, медицинским оборудованием и медикаментами. Десантирование осуществлялось с самолета ИЛ-76 на 10-ти платформах
Фото 9. Американские эксперты наблюдают за выброской аэромобильного госпиталя
В 2016 году аэромобильный госпиталь Центроспаса вошел в тройку глобального реестра чрезвычайных медицинских бригад, созданного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это подтверждает соответствие аэромобильного госпиталя «Центроспаса» международным стандартам ВОЗ и готовность специалистов оказывать квалифицированную медицинскую помощь в зоне бедствий и катастроф.
Технологии парашютного десантирования в МЧС России имеют свои особенности в тактике десантирования личного состава и грузов.
Первыми на площадку приземляются парашютисты-спасатели, в том числе руководитель прыжков
(от спасателей) и руководитель выброски (от авиации), а также другие лица, управляющие операцией. Участники, не имеющие опыта прыжков с парашютом, доставляются опытными парашютистами с использованием специальной парашютной системы «тандем». Индивидуальные вещи и снаряжение парашютисты на парашютах типа «Арбалет» несут на себе, используя контейнеры автономного приземления. Техника и груз десантируются на специальных платформах с использованием парашютных грузовых платформ и систем П-7, ПГС-500, ПГС-1000, СПГ-68. Особое внимание при гуманитарных операциях уделяется доставке продовольствия. Для снижения финансовых затрат, уменьшения времени на подготовку груза к десантированию сыпучие продукты питания целесообразно десантировать беспарашютным способом с использованием технологии «тройной мешок». (Каждый мешок продовольствия упаковывается еще в два мешка, и доставка производится методом «выбрасывания» с малой высоты). Так же можно десантировать легкие небьющиеся грузы — одеяла, палатки, одежду. Предварительно прыгнувшей группе спасателей останется лишь складировать груз.
Парашютное десантирование спасательных плотов для спасения на воде
Применение спасательных авиационных технологий с использованием парашютного десантирования особенно актуально при спасении на водной акватории в Арктике. Сброс надувных плотов и моторных лодок позволяет существенно увеличить вероятность спасения людей, терпящих бедствия на воде.
Фото 10. Выброска спасательных плотов на Черном море
Впервые система была опробована в 1994 году в г. Новороссийске на учениях МЧС России. Было сброшено 5 поддонов по 3-5 плотов на каждом, всего 19 плотов на 190 человек (фото 10).
Система позволяет десантировать связки плотов типа ПСН-10 по 3-5 шт. (фото 11). Плоты приводняются в наполненном состоянии, скрепленные друг с другом фалами длиной по 60метров (рис. 6). На фалах имеются поплавки, позволяющие добраться терпящим бедствие до ближайшего к ним плота. Десантирование
Фото 11. Зашвартованные (смонтированные) ПСН-10 на поддоне
характеризуют следующие параметры: масса груза на одном поддоне: 750 кг; высота десантирования: 150500 м; скорость приводнения при полной массе: 1012 м/с; скорость полета самолета при десантировании груза: 280-320 км/ч; длина связки плотов: 120-240 м.
Рис. 6. Схема выброски спасательных плотов
В самолете Ил-76 может размещаться 26 поддонов, т.е. максимально 130 плотов типа ПСН-10, что соответствует количеству посадочных мест для спасаемых на 1300 человек.
На учениях в Таганрогском заливе в 2000 году и в Финском заливе в 2006 году была отработана технология выброски спасательного комплекса на воду с десантированием связки плотов и моторных надувных лодок с газонаполнением в воздухе. Особенность технологии заключается в следующем. После обнаружения места ЧС из самолета ИЛ-76 с предельно малой высоты (этим достигается максимальная точность) к терпящим бедствие людям сбрасываются надувные плоты ПСН-6 (на парашютах либо без). Наполнение плотов происходит автоматически. Самолет набирает высоту и делает круг для выполнения второго захода. Этим заходом десантируется на грузовой парашютной системе шлюпка «СТРИЖ», экипаж шлюпки и спасатели, которые приводняются к плотам. Экипаж приводит шлюпку в действие, после чего подбирает и развозит пострадавших на плоты, где спасатели оказывают им помощь (фото 12).
Важным остается вопрос тушения ландшафтных пожаров в условиях низких температур в Арктической зоне. Один из способов тушения с использованием
Ш 1000*Д1400*В 1300 мм, что обеспечивает размещение не менее 1250 кг тушащего порошка класса А.
Фото 12. На учениях в Таганрогском заливе в 2000 г. шлюпка «Стриж» подбирает и развозит пострадавших на плоты
порошков класса А разработан отцом и сыном Сме-танниковым В.И и Сметанниковым А. В. в компании «Передовые Технологии и Сервис».
Рис. 7. Порошковая система пожаротушения: 1 — поддерживающая парашютная система; 2 — звено поддерживающей парашютной системы; 3 — лента подвески; 4 — контейнер порошковый; 5 — уголковый элемент усиления; 6 — ограничительное звено; 7 — платформа
Контейнер порошковый предназначен для десантирования и равномерного рассыпания огнетушащего порошка при авиапарашютном пожаротушении (рис. 8).
Рис. 8. Контейнер порошковый: 1 — внешний короб; 2 — разгрузочная кассета
Внешний короб предназначен для размещения в нем порошка. Короб изготавливается из пяти-слойного гофрокартона марки П-32 — П-35 профиля СВ или СЕ и имеет в собранном виде габариты
Рис. 9. Схема выброски кассет порошковой системы пожаротушения
Общая длина полосы пожаротушения за один вылет самолета составит 1400 м, при ширине — около 12 м (примерная площадь 16800 м2). Это обеспечивает среднюю плотность 2,5 кг/м2 порошка (рис. 9). Цена тушащего порошка порядка 30-35 руб./кг. При необходимости среднюю плотность порошка можно менять за счет изменения интервала отделения поддонов от самолета и скорости сбрасывания. Поддерживающая парашютная система предназначена для обеспечения правильного положения контейнера во время десантирования. Состоит из парашюта площадью 1,5 м2, удлинительного звена и парашютной камеры. В качестве парашюта могут быть использованы списанные парашютные системы типа Д-6, Д-5 (стабилизирующий).
Комплекс по ликвидации разливов нефтепродуктов на водных акваториях позволяет минимизировать и ликвидировать источники экологического загрязнения.
Рис. 10. Схемы выброски боновых заграждений, спасательных катеров, упаковок сорбентов
В состав комплекса входят 3 системы десантирования: боновых заграждений в контейнерах; спасательных катеров; сорбентов.
Порядок применения и десантирования с самолета Ил-76: — первый заход — 8 контейнеров с бонами (каждый по 250 м, общая длина 2000 м); — второй заход — спасательный катер; третий и четвертый заходы — 16 упаковок с сорбентом (примерная способность поглощения нефтепродуктов 68 800 кг).
Сорбент, упакованный в сетки, стягивается лентами, контруется шпилькой. При сбрасывании с самолета Ил-76 в зону, огражденную бонами, стяжка сетки раскрывается и увеличивается в полном объеме. Это позволяет сорбенту равномерно впитывать нефтепродукты при приводнении. При подходе спасательного судна сетки вылавливаются и отжимаются в специальных валках.
Все эти спасательные операции с применением воздушно-десантных технологий возможны и эффективны при наличии четкой организации и подготовки. С этой целью необходимо иметь подразделение парашютистов-спасателей, находящихся в постоянной готовности к применению, а также иметь авиационные средства и экипажи, подготовленные для десантирования и парашютные системы, готовые к применению. Нужно также обеспечить наличие гуманитарных грузов и спасательного снаряжения на складе в готовности к погрузке и десантированию в самое короткое время.
Вывод
Освоение Арктики и комплексное обеспечение безопасности невозможно без современных авиационных
и воздушно-десантных технологий. Именно они, совместно с наземным и морским комплексами спасательных средств позволят минимизировать все риски и сохранить жизнь людей.
Литература
1. Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика. 2013. № 4 (12). С. 16-25.
2. Половинкин В. Н. Тенденции усиления милитаризации арктического региона // Арктика: экология и экономика. 2013. № 2 (10). С. 80-83.
3. Мазур И. И. Арктика — точка бифуркации в развитии глобального мира // Век глобализации. 2010. № 2 (6). С. 93-104.
Сведения об авторе
Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, спасат. междунар. кл., действит. гос. Советник РФ III класса, ЦСИ ГЗ МЧС России, эксперт. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected]
Information about authors
Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, international rescuer, Actual state adviser of the Russian Federation of III class, Center for Strategic Studies of Civil Defense of the MRS of Russia, expert. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected]
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407
Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403
Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397
Аюбов Э.Н. и др. Опасности в горах http://elibrary.ru/item.asp?id=27613393
Аюбов Э.Н. и др. Первая помощь http://elibrary.ru/item.asp?id=27613377
Аюбов Э.Н. и др. Действия в экстремальных ситуациях (самозащита) http://elibrary.ru/item.asp?id=27613376
Овсяник А.И. и др. Глобальные тенденции рисков и приоритеты международного сотрудничества. Международная научно-практическая конференция. 22 сентября 2016 года, Астрахань, Россия. Сборник материалов Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций) http://elibrary.ru/item.asp?id=27562660 http://elibrary.ru/item.asp?id=28413973
Акимов В.А. и др. Пожарные риски России http://elibrary.ru/item.asp?id=29013245
Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2015 году http://elibrary.ru/item.asp?id=26163095
Тюрин Ю.А. и др. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016 http://elibrary.ru/item.asp?id=26170821
Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Тезисы докладов XXI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г http://elibrary.ru/item.asp?id=26244054
Белов С.В. и др. Справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях http://elibrary.ru/item.asp?id=26363714