Научная статья на тему 'Хроника событий отряда «Центроспас»: 1992-2007 годы'

Хроника событий отряда «Центроспас»: 1992-2007 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хроника событий отряда «Центроспас»: 1992-2007 годы»

Научно-технические разработки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 марта 1992 г. № 154 г.Москва

О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда

В целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:

I. Создать Центральный азромобильный спасательный отряд Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанному Комитету в месячный срок утвердить устав отряда и его структуру.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ ОТРЯДА «ЦЕНТРОСПАС»: 1992 - 2007 ГОДЫ

1986 год. Авария на Чернобыльской АЭС предопределила необходимость решения на государственном уровне проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

1988 год. Сильнейшее землетрясение полностью разрушило армянский город Спитак, пострадали многие другие населённые пункты республики. Эта трагедия ускорила решение вопроса о создании мощного спасательного отряда в нашей стране.

27 декабря 1990 г. был образован Российский корпус спасателей.

В 1991 году Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РФ, а в январе 1994 года — в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 154 был основан Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (отряд «Центроспас»). Возглавил его Михаил Иванович Фалеев.

Основу отряда составили спасатели, которые были уже в значительной степени подготовлены и знакомы между собой по совместным спасательным акциям в различных точках страны, куда многие из них выезжали как добровольцы. Среди них были альпинисты, спелеологи, водолазы. Многие служили в пожарных частях или других подразделениях МВД, работали на «Скорой помощи», в организациях «Красного креста». Некоторые пришли из научных учреждений. И все они были едины в стремлении освоить новую профессию — профессию спасателя.

Михаил Иванович Фалеев

По договорённости с МВД России для создания базы отряда «Центроспас» было передано здание пожарной части экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева.

Официально сотрудники отряда приступили к работе с 1 июля 1992 года, но ещё до этого они принимали участие в спасательных операциях, на которые привлекались сотрудники Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

В сентябре 1991 года на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе возникла угроза серьезной катастрофы: на 150-метровой высоте надломился и навис над сооружениями предприятия обломок заводской трубы массой более 700 тонн. Точный расчет военных инженеров и мужество спасателей, заложивших взрывчатку на высоте 120 м, позволили «положить» повреждённую часть трубы в определённое место (позже эта операция была занесена в Книгу рекордов Гиннесса). Руководил аварийно-спасательной операцией С.К. Шойгу. В ней приняли участие сотрудники ГКЧС Сергей Кудинов, Андрей Рожков, Кирилл Бородин, Сергей Лебедев и другие.

Начало 1992 года принесло новую беду: в Тыве возник очаг заболевания яков чумой. В период таяния снегов возбудитель этой болезни мог быть вынесен талыми водами в населённые районы. С труднодоступных склонов Саянских гор, при температуре минус сорок градусов, спасатели снимали мёрзлые туши погибших животных и перевозили их вертолётами в специально подготовленные скотомогильники.

В марте того же года в турецком городе Эрзинджан произошло землетрясение силой 8-9 баллов по шкале Рихтера. На место трагедии срочно вылетела группа

российских спасателей, в составе которой были спасатели только что созданного Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда. Совместно со спасателями из других стран круглосуточно в течение девяти дней велись поисково-спасательные работы. В результате было спасено 12 человек, причем одну девушку нашли на седьмой день, когда надежды на спасение уже не было.

«Центроспас» стал первым в истории России отрядом спасателей-профессионалов, готовым к проведению поисково-спасательных работ различного уровня и масштаба, оказанию помощи мирному населению в «горячих точках», эвакуации пострадавших из зон стихийного бедствия, работе в тяжёлых климатических условиях.

Одним из направлений деятельности отряда стали гуманитарные операции, проводимые МЧС России.

В январе 1993 года возник вооружённый конфликт между Грузией и Абхазией. Город Ткварчели оказался в блокаде. Жителям не хватало продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств. Люди умирали от голода и болезней. По распоряжению Правительства России все вопросы по доставке гуманитарной помощи и эвакуации населения из зоны конфликта было поручено решать ГКЧС России. На помощь населению направили отряд спасателей, в который входила группа специалистов отряда «Центроспас». В городе был сооружён небольшой аэродром, на который производили посадку вертолёты с гуманитарной помощью. Работа спасателей продолжалась около двух недель.

В январе 1993 года началась операция по доставке грузов гуманитарной помощи населению бывших

Турция - эвакуации пострадавших из зон стихийного бедствия

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Гуманитарная акция в

республик Югославии, которая осуществлялась под эгидой управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. ГКЧС России направил в Белград первую группу по доставке грузов гуманитарной помощи.

Одну из двух автоколонн Председатель ГКЧС России С.К Шойгу поручил формировать Центральному аэромобильному спасательному отряду. В последующем специалисты отряда составляли основу многих российских конвоев, работавших в Югославии.

Перевозки осуществлялось колоннами из 15-20 КАМАЗ. Работать приходилось в сложной обстановке военных действий, в тяжёлых горных условиях. Основная тяжесть работы легла на водителей, многие из которых были набраны по контракту. Неоднократно колонны машин подвергались обстрелам воюющих сторон.

Ещё в одной гуманитарной акции участвовали спасатели отряда в 1995 году. На этот раз помощь оказывали мирным жителям Чеченской республики.

С января по март спасатели, группами сменяя друг друга, находились в столице республики городе Грозном. Они выполняли работы по розыску, оказанию медицинской помощи и эвакуации раненых, больных и временных переселенцев из числа мирных жителей Грозного и прилегающих к нему районов, доставляли гуманитарную помощь. Как и в Ткварчели, спасатели нередко отдавали пострадавшим свои личные продуктовые пайки. За время работы в Чечне около восьмисот человек обратились к специалистам отряда за медицинской помощью.

В сентябре 1993 года под эгидой ООН в Австрии впервые прошли международные учения спасательных команд, на которых имитировались последствия

Чеченский республики

крупного землетрясения. В учениях приняли участие 12 национальных команд, среди которых была и молодая российская команда, состоящая в основном из спасателей отряда «Центроспас». По итогам этих учений стало очевидным, что в России существует спасательный отряд международного класса.

В том же 1993 году ГКЧС России были приобретены два транспортных самолёта Ил-76. С их появлением оперативность вылетов на чрезвычайные ситуации значительно возросла.

В течение 1994—1995 годов авиапарк значительно увеличился. Были приобретены самолёты Ан-74 и ещё два Ил-76. В разгар чеченского вооруженного конфликта был организован «воздушный мост», по которому перевозили тысячи тонн гуманитарных грузов, эвакуировали раненых.

В 1995 году, изучив зарубежный опыт применения авиационных технологий для спасения жизни людей, руководство МЧС России принимает решение оснастить отряд «Центроспас» лёгкими вертолётами, способными работать в крупных городах.

К середине 1999 года вертолётный парк «Цент-роспаса» насчитывал 5 единиц — это вертолёты: Ми-8; три вертолёта Бо-105 и Бк-117 в спасательном, медицинском и транспортно-пассажирском вариантах. Только за 3 года экспериментальной эксплуатации в столице с помощью легких вертолётов отряда «Цент-роспас» была оказана помощь сотням пострадавших и больных.

Впервые в мировой практике была отработана технология загрузки вертолётов Бо-105 и Бк-117 в транспортный самолёт Ил-76 и доставка их к месту происшествия. Уже через 15 минут после выгрузки вертолёты готовы к взлёту. Это подтвердилось на

Технология загрузки вертолётов Бо-105 и Бк-117в транспортный самолёт Ил-76

Катастрофа пассажирского Ту-154 (1996 год)

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

практике, когда авиация МЧС России принимала участие в ликвидации последствий землетрясения на Сахалине, обрушений жилых домов в городах Светогорск и Каспийск, наводнений в Якутии и многих других чрезвычайных ситуациях.

Отряд принимал участие и в ликвидации последствий авиакатастроф. Так, в 1995 году, закончив поисковые работы на месте катастрофы Ту-154 в Хабаровском крае при температуре порядка -25° С, спасатели сразу же вылетели во Вьетнам, на место авиакатастрофы трёх Су-27, где работы велись в 30градусную жару.

Нелегко было и на острове Шпицберген в Норвегии, где в 1996 году потерпел катастрофу пассажирский Ту-154.

В ноябре 1997 года спасатели отряда участвовали в поисках и подъёме на поверхность Чёрного моря спасательного вертолёта Ми-8, потерпевшего катастрофу. В этом случае Андрею Рожкову и Николаю Никитенко пришлось погружаться на глубину 40 м (предельную глубину для используемого ими снаряжения), на которой они смогли обнаружить вертолёт.

В октябре 2000 года военно-транспортный самолет Ил-18 врезался в склон горы недалеко от города Батуми. Проведение поисковой операции осложнял крутой склон горы, размытый ливневыми дождями, и густая растительность.

В последние годы количество авиационных ЧС увеличивается. Только за 2006 год отряд дважды работал на месте крушений самолётов. Причём поисковые работы после катастрофы авиалайнера А-320 пришлось проводить на воде, так как самолёт упал в

море в шести километрах от аэропорта «Адлер».

В 1995 году весь мир потрясла трагедия, когда в результате происшедшего на о. Сахалин землетрясения был полностью разрушен пос. Нефтегорск. Масштабные спасательные работы были организованы МЧС России на очень высоком уровне. Это отметили эксперты всех международных организаций. Здесь, в Нефтегорске, зародился новый приём поисково-спасательных работ, удивительный по своей простоте и эффективности. Это так называемый «час тишины», когда в одно и то же время замирает вся техника, люди перестают ходить, разговаривать, а порой кажется — даже дышать, прислушиваясь к каждому шороху: вдруг даст о себе знать еще одна теплившаяся жизнь?

Именно в Нефтегорске, впервые в практике отряда «Центроспас», спасатели В. Легошин и А. Кри-волуцкий со своими собаками — русским спаниелем Лоем и ирландским сеттером Лесси искали людей в завалах. С помощью четвероногих помощников было обнаружено более 40 пострадавших. Сейчас в отряде действует поисково-спасательная кинологическая служба, в которой более двух десятков аттестованных собак-поисковиков.

В 1999 году ряд крупнейших землетрясений произошёл за пределами России. Во время землетрясения в Колумбии погибли почти 900 человек, свыше трёх тысяч получили ранения. Наряду со спасателями Мексики, Японии, США, Франции и других стран на месте ЧС работали и российские спасатели.

Еще более страшные последствия повлекло землетрясение в Турции, которое произошло 17 августа

Авиакатастрофа в Аджарии

Поисково-спасательная операция в пос. Нефтегорск

Ликвидация последствий землетрясения в Турции

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

1999 года на северо-западе страны. От природной катастрофы наиболее пострадал небольшой город Гюльджук. Одной из первых в зону бедствия прибыла группа российских спасателей, в составе которой был 41 специалист отряда «Центроспас». Поисково-спасательные работы продолжались в течение недели. Живых извлекали из-под завалов и на четвёртые сутки. Из 147 человек, спасённых в Гюльджуке, 72 остались в живых благодаря российским спасателям.

В ноябре 2002 года волна землетрясений прокатилась по Афганистану. Россия одной из первых пришла на помощь пострадавшим. Самолётами Ил-76 МЧС России в район бедствия был доставлен аэромобильный госпиталь и 35 специалистов отряда «Центроспас». В основном это медицинские работники: терапевты, хирург, травматолог, инфекционист, фельдшер. В день российские специалисты принимали около 200 пациентов. За четыре месяца работы госпиталя более 10 тысяч больных получили квалифицированную медицинскую помощь, в том числе 1046 детей.

Год спустя землетрясение силой 7 баллов произошло в Алжире. Оно стало самым разрушительным для этой страны за последние 20 лет. Поисково-спасательные работы продолжались несколько дней. За это время оказана помощь 49 пострадавшим, извлечено 53 тела погибших. В ликвидации последствий землетрясения приняли участие более 700 спасателей из 15 стран мира.

В конце 2004 года волна разрушающего всё на своём пути цунами накрыла прибрежные районы республики Шри-Ланка и ряда стран Юго-Восточной Азии. Поисковые работы проводились в одиннадцати разрушенных зонах. Из-за сильной жары работы ве-

лись в основном в тёмное время суток и утром. Наибольшая нагрузка легла на госпиталь МЧС России, который работал в круглосуточном режиме. За время работы аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» квалифицированную медицинскую помощь получили 4229 человек, в том числе 1342 ребёнка.

В октябре 2005 года, в результате сильного землетрясения силой в 9,5 баллов серьёзно пострадали населённые пункты к северу от столицы Пакистана. Погибли тысячи людей. О неимоверной нагрузке, которая легла на плечи российских медиков, говорит тот факт, что всего за 10 дней работы помощь получили 2469 пострадавших.

Ещё одно из направлений деятельности отряда — ликвидация последствий наводнений. В мае 1998 года сильное наводнение повергло в беду жителей г. Ленска. Чрезвычайная ситуация повторилась в мае 2001 года, когда уровень подъёма воды в этом районе превысил 20 м. Затопленными оказались 540 жилых домов, в которых проживали около 25 тысяч человек. С помощью вертолётов и плавсредств с крыш домов, больниц и школ, где спасались люди, были эвакуированы 860 человек.

Год спустя в Ставропольском крае месячная норма осадков выпала за несколько дней. Уровень воды поднялся до 5-6 м. Вода залила сотни жилых домов, тысячи гектаров земли. В зоне затопления оказалось более 10 тысяч жителей юга России. Эвакуация пострадавших осуществлялась с помощью лодок, вертолётов и других спасательных средств. Почти 500 человек получили помощь.

Проливные дожди стали причиной сильнейшего за последние сто лет паводка и в Южной Германии.

Ликвидации последствий землетрясения в Алжире

В августе 2002 года сводный отряд МЧС России, в состав которого вошли 14 специалистов «Центроспаса», вылетел для проведения спасательных работ в зоне наводнения. Сотрудники отряда использовали два уникальных автомобиля-амфибии «Синяя птица». Спасатели совместно с немецкими специалистами обследовали мосты на реке Эльба, расчищали отверстия дамбы, через которые проходили потоки воды, откачивали воду из затопленных подвалов жилых домов города, монтировали смытые наводнением плавучие понтоны в городе Велен.

В сложнейшей поисковой операции участвовали специалисты отряда в 2002 году. В Кармадонском ущелье (Северная Осетия) селевой поток, образовавшийся во время схода ледника, унёс жизни многих людей. В ходе поисково-спасательных работ обнаружено 12 погребённых под лавиной тел погибших, 103 человека эвакуированы, ещё один обнаружен живым лишь через двое суток.

За прошедшие годы отряд «Центроспас» неоднократно принимал участие во многих спасательных работах после обрушений домов.

Такие работы проводились в 1996 г. при взрыве девятиэтажного жилого дома в г. Каспийске (Республика Дагестан).

Другая трагедия подобного рода — взрыв и обрушение пятиэтажного дома в городе Светогорск, на границе России и Финляндии. Под обломками оказались 14 человек. С помощью вертолёта Бо-105 в считанные минуты удалось перевезти в госпиталь извлеченную из-под завалов девочку с тяжёлыми травмами. Лишь к утру следующего дня был извлечён последний, восьмой, живой человек.

1 августа 2003 на территорию военного госпиталя, расположенного в Моздоке (Северная Осетия — Алания), ворвался грузовик. Водитель-смертник протаранил КамАЗом металлические ворота. Ударная волна прокатилась даже по прилегающим к госпиталю зданиям. Сам госпиталь был полностью разрушен. На место трагедии вылетела оперативная группа МЧС России, в состав которой входили спасатели отряда. Был обследован каждый метр завала. Разбор рухнувшего здания осуществляли практически вручную, так как в нишах под плитами могли оставаться живые люди. В результате теракта пострадали 132 человека. 64 из них были госпитализированы; 18 получили амбулаторную помощь. Погибло 50 человек.

«Черной пятницей» стало 6 февраля 2004 года. На перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» взорван вагон электропоезда. В кабине машиниста поезда было разбито лобовое стекло, мелкие осколки от мощнейшего взрыва рассыпались в первом и третьем вагонах. Второй вагон, в котором произошёл взрыв, превратился в груду искорёженного металла. Вместе с многочисленными службами столицы на месте трагедии работали спасатели отряда

«Центроспас».

И, пожалуй, самая тяжёлая за всё время существования отряда спасательная операция проводилась в начале сентября 2004 года, когда в среднюю школу № 1 г. Беслана (Северная Осетия) ворвались террористы. Они взяли в заложники учеников, их родителей и учителей, собрав всех в заминированном спортивном зале. При этом угрожали взорвать здание школы, если заложников попытаются освободить.

На помощь школьникам были направлены федеральные силы и спасатели. Во время проведения этой операции двое спасателей и врач отряда «Цен-троспас» получили ранения. Спасатели Валерий За-мараев и Дмитрий Кормилин погибли, но ценой их жизней остались живы сотни детей.

Указом Президента Российской Федерации спасателю отряда «Центроспас» Замараеву Валерию Валентиновичу присвоено звание Героя России (посмертно), спасатель Кормилин Дмитрий Иванович награжден «Орденом Мужества» (посмертно). Постановлением главы администрации города Жуковского и решением городского совета депутатов ул. Школьный проезд переименована в ул. Спасателей.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Захват заложников в здании школы г. Беслан своена квалификация “Спасатель международного

С 1992 по 2007 годы спасатели и специалисты отряда «Центроспас» приняли участие в более чем 150 крупных спасательных и гуманитарных акциях на международном, федеральном и региональном уровнях.

Участие в разнообразных по степени сложности и риску операциях позволило специалистам отряда накопить уникальный опыт.

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд отличается от аналогичных российских и зарубежных спасательных формирований тем, что представляет собой своеобразную базу по разработке, освоению и внедрению новых технологий в практику поисково-спасательных операций. Одно из таких направлений связано с освоением технологии десантирования на многокупольных парашютных системах современных средств спасения: аэромобильного модульного госпиталя, спасательного оборудования, крупногабаритных грузов, специальной автомобильной техники, а также десантирования спасателей и специалистов в зону чрезвычайной ситуации.

На базе отряда созданы и работают:

• отраслевой «Центр по испытаниям и сертификации аварийно-спасательного оборудования и технологий»;

• сервисный «Центр по техническому обслуживанию и ремонту аварийно-спасательного оборудования и инструмента в системе МЧС России»;

• отраслевой «Центр стажировки и повышения квалификации спасателей».

Организация центров в отряде позволяет поднять на качественно новый уровень и оптимизировать систему подготовки и повышения квалификации специалистов, учебно-тренировочного процесса, в определенной мере решить имеющуюся в отрасли проблему технического обслуживания и ремонта спасательного оборудования и техники, продлить сроки их службы.

Отряд обеспечивает ежедневную круглосуточную готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней, сохранение производственного потенциала в любой географической точке земли. Готовность к выезду в зону чрезвычайной ситуации — от 3 минут (на автомобиле) до 3 часов (на самолёте).

Профессиональный уровень работников отряда подтвержден высокой квалификацией по широкому спектру гражданских специальностей. Каждый из спасателей владеет 6-15 профессиями (водитель, связист, медик, газосварщик, инженер, водолаз, альпинист, пожарный, кинолог, спелеолог и т.д.). Из 220 спасателей, работающих в «Центроспасе», 29 при-

Составила Быстрова Н.В.

класса”. 93 подтвердили квалификацию спасателей

1 класса. С 1992 по 2007 годы 121 спасатель отряда за мужество и высокопрофессиональные действия был награжден государственными и ведомственными наградами. За мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, Владимиру Данатовичу Легошину присвоено звание Героя Российской Федерации.

Двум спасателям отряда, Андрею Рожкову и Валерию Замараеву, звания Героев Российской Федерации присвоены посмертно.

Работа спасателей часто связана с риском для жизни. За время своего существования «Центроспас» потерял нескольких своих товарищей. Погибли спасатели Лев Самсонов, Вячеслав Мартыненко, Сергей Сергеев, Александр Саморуков, Дмитрий Кормилин, заместитель начальника отряда Игорь Прокопчик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в отряде 12 служб и 6 отделов. В г. Туапсе создан филиал отряда, занимающийся подготовкой водолазных специалистов Министерства. Для 600 человек, которые работают в «Центроспасе», главной остаётся одна цель: помочь попавшим в беду и спасти человеческие жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.