Научная статья на тему 'Применение авиации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Применение авиации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2326
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение авиации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

объектов и разработка превентивных мероприятий для каждой группы объектов позволит значительно повысить безопасность промышленных предприятий.

Список использованной литературы

1. Никитенко Ю.В. Управление экологическим риском химически опасных объектов: монография / Ю.В. Никитенко. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. - 68 с.

2. ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации, ст. 205.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации, ст. 281.

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ю.В. Никитенко, преподаватель, к.т.н., Д.Ю. Тарасенко, курсант, А.Е. Ковалеров, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Россия, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Кроме того, возрастает количество техногенных аварий и катастроф.

В целях сокращения сроков прибытия к месту оказания помощи пострадавшим, терпящим бедствие в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Это стало очевидным с первых дней создания «чрезвычайной службы» России.

Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации. Благодаря стремлению и заботам экс-министра С.К. Шойгу в МЧС России появилась авиация [1].

Среди первых документов, разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России. В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас».

К 2001 году значительно увеличилось количество летательных аппаратов. Парк авиации МЧС пополнился современными самолетами и вертолетами.

Была проведена оптимизация состава авиации, реформирование организационных структур и создание мощных авиационных группировок центра и регионального подчинения.

Для оснащения авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС и самолетами Ан-3.

Воздушно-транспортные средства МЧС России предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и других задач. Авиация МЧС России состоит из Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России (ФГУ АП), трёх отдельных смешанных эскадрилий и базы аэродромного и материально-технического обеспечения (БАТМО).

Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России (ГУАП) было создано Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1995 года № 457. Необходимость создания собственного авиационного предприятия была продиктована задачами авиационного обеспечения работы спасателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации местом базирования ГУАП был определен аэродром Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в городе Жуковском и местом базирования предприятия является аэродром «Раменское».

Такое удачное размещение в непосредственной близости отряда спасателей, его техники и авиации позволило обеспечить заданную трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку страны и мира.

Предприятие было создано в целях авиационного обеспечения экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, оперативной и плановой деятельности МЧС России, проведения специальных поисково-спасательных операций (работ) удовлетворения других общественных потребностей и получение прибыли.

В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, Бе-200ЧС, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также

водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д. В вертолётной эскадрилье ФГУ-АП имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды.

Гордость МЧС - самолет нового поколения Бе-200ЧС, его авиация получила в 2003 году. Летный и инженерно-технический состав прошел переучивание на учебной базе ТАНТК им. Бериева. Летчики освоили полеты с воды и посадку на воду.

Многоцелевой реактивный самолет-амфибия среднего класса Бе-200 спроектирован на основе и с использованием лучших характеристик известного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». Самолет нового поколения Бе-200 является последним достижением мировой гидроавиации и наиболее совершенным и эффективным из существующих самолетов-амфибий. Благодаря совершенной аэро- и гидродинамической схеме по своим летно-техническим характеристикам Бе-200 не уступает сухопутным самолетам-аналогам, но обладает уникальной возможностью взлета и посадки на сушу и на воду. Конструктивной особенностью самолета является возможность быстрого переоборудования для выполнения различных задач силами экипажа. Базовая модификация самолета-амфибии Бе-200 - противопожарный вариант, может заправляться водой, как на аэродроме, так и осуществлять ее забор на водоеме в режиме глиссирования. Самолет-амфибия Бе-200 способен на скорости 150-190 км/ч, на режиме глиссирования, забирать 12 тонн воды в

баки, расположенные под полом грузовой кабины, за 12 секунд. В грузовой кабине самолета установлены баки для химической жидкости общим объемом

-5

1,2 м . Максимальный взлетный вес самолета после забора воды на режиме глиссирования 43 тонны. Время залпового сброса воды над очагом пожара 0,8-1 сек. на скорости около 250 км/ч. Масса сбрасываемой воды за одну заправку топливом до 270 тонн (дистанция «аэродром-пожар» - 100 км, «аэродром-водоем» - 10 км). При незначительном переоборудовании Бе-200 может использоваться для проведения поисково-спасательных работ, доставки спецкоманд, перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования 200-мильной экономической зоны, контроля экологической обстановки и т.п.

Многочисленные задачи выполняют и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать труднодоступные территории. Они доставляют в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизнедеятельности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников и т.д. Указанные воздушные суда составляют силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации территориального и регионального масштабов, включаются в состав первого эшелона и резерва региональной группировки сил РСЧС. Это в значительной мере усиливает региональную составляющую сил и средств РСЧС [2].

В вертолетную эскадрилью ГУАП МЧС России входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 (производство франко-немецкой фирмы «Еврокоптер»), которые перевозятся на большие расстояния самолетами Ил-76ТД для участия в выполнения аварийно-поисковых работах. Время приведения их в готовность после выгрузки составляет не более 30 минут.

Вертолеты Бо-105 и Бк-117 широко используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе вертолеты Бо-105 могут войти в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасению воздушных судов. Опыт эксплуатации Бо-105 использован при доработке и корректировке тактико-технических требований к вертолету Ка-226, предназначаемому для участия в аварийно-поисковых работах в условиях городской застройки или горной местности.

На сегодня численность парка авиации составляет 55 воздушных судна -18 самолетов и 37 вертолетов. Это тот необходимый минимум, который необходим для работы по ЧС в стране. Кроме того, растёт парк беспилотной авиации.

Это очень перспективное направление, использование БПЛА в МЧС невероятно важно. На сегодняшний день более 20 поисково-спасательных отрядов МЧС страны эксплуатируют комплексы с БПЛА ZALA, производимые

в Ижевске.

Беспилотники МЧС в любое время суток проводят регулярный мониторинг чрезвычайных ситуаций, который зачастую бывает сложно осуществить пилотируемой авиацией и крайне опасно проводить обследование места происшествия человеком.

Фото и видеоданные, получаемые с борта беспилотных летательных аппаратов, позволяют отрядам МЧС не только оценивать и анализировать сложившуюся ситуацию, но и принимать оперативные управленческие решения. Благодаря этому, наземные группы в кратчайшие сроки ликвидируют негативные последствия ЧС либо, если это возможно, предотвращают ее.

Как показывает опыт, рентабельным и перспективным является применение беспилотников МЧС при мониторинге наводнений, лесных пожаров, поиске людей и в других ситуациях экстренного характера.

Популярными моделями беспилотников МЧС среди поисково-спасательных групп стали самолеты ZALA 421-16EM и ZALA 421-08, обладающие лучшими в своих классах тактико-техническими характеристиками и усовершенствованными целевыми нагрузками.

В случае необходимости, на БПЛА универсального комплекса ZALA (в него входят три летательных аппарата - ZALA 421-16E, ZALA 421-16EM и ZALA 421-22) устанавливается система оповещения «Тревога-1», с помощью которой беспилотник способен за короткий промежуток времени предупредить населенный пункт о возникновении ЧС и передать инструкцию о принятии эвакуационных мер.

Курская область стала пилотным регионом в России, которая по государственной программе «Система защиты информации и оповещения населения на транспорте» получила для Центра управления в кризисных ситуациях два таких аппарата ещё в 2013 году. Чтобы управлять беспилотниками, специалисты ЦУКС прошли обучение в Ижевске. С помощью ноутбука спасатели координируют полет аппаратов. На компьютер в режиме онлайн передаются полученные с местности фото-, видеоматериалы. Легкие и небольшие по размерам самолеты поднимаются на высоту от 200 до 600 метров, радиус их полета - до 10 километров, продолжительность - до трех часов. При этом беспилотный самолет развивает скорость до 80 километров в час.

В пожароопасный период беспилотники используют для воздушной разведки. Они оснащены инфракрасной камерой, которая фиксирует даже незначительные очаги возгораний.

До конца 2015 года запланировано приобретение более 200 беспилотных летательных аппаратов, и общее их количество составит в МЧС 328 единиц.

Развитию авиационных средств, их разработке, усовершенствованию, эффективному использованию при мониторинге, предупреждению и экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий уделяется, и впредь будет уделяться повышенное внимание, т.к. авиация - это та основа, на которой строится мобильность и эффективность

действий Чрезвычайной службы России.

Список использованной литературы

1. URL: http://mchs.gov.ru (дата обращения 08.12.2015).

2. Закиров Р.Ш. Учебно-методические материалы по авиации МЧС России / Р.Ш. Закиров. - Москва, 2006.

УСТРОЙСТВО ЗАПИСИ, ХРАНЕНИЯ И СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МОБИЛЬНЫХ

РОБОТОВ-ЛИКВИДАТОРОВ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

О.А. Носов, профессор, д.т.н., профессор, Е.С. Ткаченко, аспирант, Д.С. Карцев, магистрант, О.М. Кизилова, студентка, Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова, г. Белгород

В последние десятилетия все чаще происходят техногенные катастрофы, в том числе, связанные с ядерной энергией (Чернобыль, Фукусима и ряд локальных аварий на атомных электростанциях Европы). Ликвидация последствий этих аварий представляет опасность для персонала, возникающую вследствие вредного воздействия радиоактивного излучения.

Решением проблемы работы в условиях радиоактивного заражения является применение мобильных роботов, оснащенных различными рабочими органами. Проектирование таких роботов - весьма сложная задача. Дело в том, что, во-первых, им приходится зачастую передвигаться по чрезвычайно пересеченной местности (завалы, расщелины, рвы и т.п.), во-вторых, машины подвергаются мощным радиоактивному и электромагнитному излучениям, что приводит к сбоям управляющей электроники.

Современные роботы являются полностью автоматизированными и оснащены системами управления, в состав которых входят ЭВМ или иные устройства, осуществляющие обработку цифровой информации. Управление роботом осуществляется через данные системы, в которых реализуются алгоритмы, заранее записанные в виде программного обеспечения на различные носители. Кроме того, носители могут работать в адаптивных системах, где на них записывается некоторая информация с датчиков в процессе работы системы, и впоследствии, проходят специальную обработку -«декодирование». Запись на носители в таких системах бывает порой затруднительна, ведь работы могут происходить в различных условиях.

Носителями информации в современной вычислительной и коммуникационной технике являются электронные элементы, накопители и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.