DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11212
Н.К. Васильева - д.э.н., профессор кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.K. Vasilieva - Doctor of Economics, Professor of the Department of economic analysis, Kuban state agrarian University;
Е.В. Сидорчукова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.V. Sidorchukova - Candidate of Economics, associate Professor of the Department of economic analysis, Kuban state agrarian University;
А.И. Наумова - обучающаяся, Кубанский государственный аграрный университет,
A.I. Naumova - student, Kuban state agrarian University, [email protected];
М.М. Масько - обучающаяся, Кубанский государственный аграрный университет,
M.M. Masko - student, Kuban state agrarian University, [email protected].
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ASSESSMENT OF THE LEVEL OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN RURAL AREAS OF THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы развития инфраструктуры сельских территорий, под которой понимается обеспечивающие производства и хозяйства, взаимосвязанные отрасли, предприятия и организации, создающие условия для их нормального функционирования, а также для жизнедеятельности сельского населения. Рассматривается взаимосвязь урбанизации и развитости инфраструктуры сельских территорий. Изучены существующие Федеральные государственные программы и дана оценка их влияния с использованием индекса развития инфраструктуры. Выявлены основные направления улучшения развития инфраструктуры сельских территорий, в том числе на уровне Краснодарского края, среди которых ключевыми определены: развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, сотрудничество органов государственной власти с органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением, эффективная реализация существующих проектов, преодоление цифрового неравенства между жителями сельской местности и городским населением.
Abstract. This article deals with the problems of developing the infrastructure of rural areas, which is understood as supporting production and farms, interconnected industries, enterprises and organizations that create conditions for their normal functioning, as well as for the life of the rural population. The relationship between urbanization and the development of rural infrastructure is considered. The existing Federal state programs are studied and their impact is assessed using the infrastructure development index. The main directions of improving the development of rural infrastructure, including at the level of the Krasnodar Territory, are identified, among which the key ones are: the development of social, municipal and transport infrastructure, cooperation of state authorities with local governments, business and the rural population, effective implementation of existing projects, overcoming the digital divide between rural residents and the urban population.
Ключевые слова: инфраструктура, сельские территории, индекс развития инфраструктуры, уровень жизни населения, Краснодарский край.
Keywords: infrastructure, rural areas, infrastructure development index, living standards of the population, Krasnodar region.
Развитие инфраструктуры сельских территорий является актуальной проблемой в системе социально-экономического развития любого государства. Для понимая рассматриваемой проблемы обратимся к понятию «инфраструктура». Данный термин означает совокупность связанных между собой обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу жизнедеятельности населения сельских территорий, в частности предприятий, учреждений, системы управления, связи, образования и других организаций.
От состояния инфраструктуры сельских местностей зависят их привлекательность для переезда, уровень жизни населения, активность предпринимательской деятельности. Между производством, численностью населения и инфраструктурой сел есть прямая связь. В населенных пунктах с развитой инфраструктурой численность населения увеличивается, что обуславливает рост оттока населения из сельской местности и ухудшение качества жизни на селе.
Одним из ключевых направлений современной аграрной политики РФ является обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Краснодарский край состоит из 1763 населенных пунктов, из которых сельские поселения составляют 97 %, а именно 1725 населенных пунктов.
Рассмотрим динамику роста населения на территории Краснодарского края на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика роста населения по Краснодарскому краю
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на 2020 г. в крае проживает - 5675462 чел., из них городское поселение составляет 55 %, сельское - 45 % [3]. Анализ рисунка 2 позволяет сделать вывод о том, что быстрый темп роста численности сосредоточен в городах, где развита инфраструктура, а сельские территории являются малопривлекательными из-за отсутствия всех необходимых благ современной жизнедеятельности человека.
Рисунок 2 - Сравнительная динамика населения в городах и поселках Краснодарского края
Устойчивость развития сельских территорий во многом определяет социально-экономическую стабильность и продовольственную безопасность Краснодарского края и страны в целом. Развитие инфраструктуры данных территорий позволит увеличить уровень благосостояния населения и их развития. Развитие сельских территорий представляет собой стабильное социально-экономическое развитие села, в том числе:
- повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;
- увеличение объемов сельскохозяйственного производства;
- повышение уровня жизни и достижение полной занятости сельского населения;
- рациональное использование земельных ресурсов.
Сельские территории Краснодарского края обладают огромным социальным, экономическим, историко-культурным и природным потенциалом, обеспечение их устойчивого развития является одним из важнейших стратегических направлений аграрной политики Краснодарского края. Регион участвует в федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий», где представлено пять ведомственных направлений: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских тер-
риториях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» и «Благоустройство сельских территорий». В 2020 г. общее финансирование по данной программе превысило 660 млн руб. из федерального и краевого бюджетов.
Финансирование, осуществляющееся в рамках федеральной программы, позволяет региональным властям развивать инфраструктуру в сельских территориях края. В 2020 г. в Краснодарском крае было реализовано более 50 проектов комплексного развития сельских территорий. Рассмотрим некоторые из них.
В Брюховецком районе возвели двухэтажный дворец водных видов спорта. В нем располагаются бассейн с шестью дорожками по 25 метров и тренажерный зал.
В поселке Первомайском Белореченского района построили первый детский сад на 80 мест, а также спорткомплекс и объекты инженерной инфраструктуры - водопроводные сети, линии электропередачи.
В селе Белая Глина на улице Железнодорожная объект появился в рамках государственной краевой программы «Развитие физической культуры и спорта». Двухэтажное здание комплекса общей площадью 1,2 тысячи квадратных метров оснастили всем необходимым оборудованием для занятий мини-футболом, баскетболом, волейболом, гандболом, бадминтоном, а также любыми видами единоборств. Обустроены раздевалки, душевые и тренерские комнаты. Благоустроена прилегающая территория, сообщили в департаменте строительства региона. В свободное от тренировок время здание будет открыто для местных жителей всех возрастов.
В 2020 г. был сдан малобюджетный комплекс в Апшеронском районе. Готовятся к вводу в эксплуатацию три спорткомплекса в Краснодаре, Горячем Ключе и Ленинградском районе. В 2021 г. продолжится строительство 10 центров единоборств, восьми спортзалов шаговой доступности и двух плавательных бассейнов в Краснодаре и Курганинском районе.
Проведем анализ влияния реализованных проектов в Краснодарском крае с использованием индекса развития инфраструктуры, который оценивается по десятибалльной шкале и позволяет дать оценку уровня развития следующих направлений: транспортного, энергетического, социального, коммуникационного и телекоммуникационного.
На рисунке 3 представлены общие индексы развития инфраструктуры некоторых регионов России по данным исследовательской группы инвестиционной компании ШтаОпе, основной деятельностью которой является разработка и реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры в России, а также инвестирование в аналогичные проекты [2].
Рисунок 3 - Индексы развития инфраструктуры разных регионов РФ, 2020 г.
Индекс развития инфраструктуры Краснодарского края по итогам 2020 года составил 5,69, что превышает значение показателя на 0,3, по сравнению с 2019 годом. На рисунке 4 представлено сравнение показателей края, характеризующих развитие транспортной, энергетической, телекоммуникационной, коммунальной и социальной инфраструктуры с Московской и Ленинградской областями.
Сравнительный анализ индексов развития инфраструктуры показал, что три направления из пяти -транспортный, энергетический и телекоммуникационный развиты в Краснодарском крае лучше среднероссийского уровня. По нашей оценке, больше всего в дополнительных вложениях нуждаются социальная и коммунальная сферы. Сравнительный анализ индексов развития инфраструктуры Краснодарского края с показателями Московской и Ленинградской областями, показал, что в регионе имеются резервы роста индекса развития инфраструктуры по сравнению с Московской областью за счет развития транспортной инфраструктуры, энергетической, телекоммуникационной. Уровень развития социальной сферы в рассматриваемых регионах имеет одинаковые значения. Резерв роста индекса за счет развития коммунальной сферы по сравнению с Ленинградской областью составляет 1,27.
Рисунок 4 - Сравнение индекса развития инфраструктуры Краснодарского края с показателями лучших регионов РФ за 2020 г.
Низкий уровень развития социальной инфраструктуры в селах обусловлен недостатком образовательных и медицинских учреждений, устаревшим программным и техническим обеспечением, недостатком квалифицированных кадров, отсутствием благоустроенных парков и мест отдыха. Коммунальная инфраструктура сельских территорий развита слаба, во многих селах отсутствует центральное водоснабжение, газоснабжение и энергоснабжение. Уровень развития энергетического сектора инфраструктуры значительно ниже уровня других регионов. Данный факт свидетельствует о том, что в сельских местностях существует недостаток или отсутствие проектных, строительных, пусконаладочных, ремонтных, снабженческих организации. Во многих селах отсутствует асфальтированная дорога, тротуары для пешеходов, имеются дороги требующие проведения ремонтных работ. В сельской местности люди недостаточно обеспеченны телекоммуникационной инфраструктурой, поскольку отсутствуют вышки сотовой связи и Интернета, что влечет за собой цифровой разрыв между людьми, проживающими в сельской местности и городским населением. Цифровое неравенство приводит к снижению качества жизни сельского населения, поскольку они имеют меньше возможностей для саморазвития, отсутствуют востребованные производства, которые обеспечивали бы людей рабочими местами, хуже медицинское обслуживание и образование. Технологическая отсталость сельских территорий влияет на экономические результаты России, потому что большая часть населения страны не вовлечена в экономические отношения и ограничена в своих возможностях как делать покупки, так и продавать плоды своего труда, поэтому существует невозможность создания в сельских местностях востребованных производств, обеспечивающих новые рабочие места.
Рассмотрим в таблице показатели и результаты развития инфраструктуры Краснодарского края, в том числе сельских местностей за 2020 г. согласно данным Министерства экономики Краснодарского края [4] и Министерства труда и социального развития Краснодарского края [1].
Таблица - Показатели развития инфраструктуры Краснодарского края и сельских местностей
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 2 3 4 5 6
Объем строительных дорожных работ, млрд. руб.: 252 274 311 238 284
- в том числе в селе 75 83 93 71 85
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 4502 4668 4415 4477 4521
- в том числе в селе 990 1027 971 985 900
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
Оборот оптовой торговли, млрд. руб. 1483 1445 1901 2074 2131
- в том числе в селе 786 766 1007 1099 1129
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 1248 1305 1368 1462 1438
- в том числе в селе 399 418 438 468 424
Оборот общественного питания, млрд. руб. 70 73 77 81 75
- в том числе в селе 19 20 21 22 20
Объем платных услуг населению, млрд. руб. 446 479 522 536 491
- в том числе в селе 147 158 172 167 152
Число медицинских организаций, ед. 957 959 958 961 962
- в том числе в селе 373 374 374 375 375
Число спортивных сооружений, ед. 3635 3999 4107 4137 4161
- в том числе в селе 1490 1640 1684 1696 1706
Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, ед. 1352 1355 1346 1346 1348
Число телефонизированных сельских населенных пунктов, ед. 1314 1318 1312 1316 1318
Число сел, не имеющих водопроводов (отдельных водопроводных сетей), ед. 298 292 281 271 266
Число сел, не имеющих канализаций (отдельных канализационных сетей), ед. 1243 1230 1221 1227 1224
Число негазифицированных сел, ед. 536 525 507 501 498
Результаты
ВРП, млрд. руб. 2077 2227 2450 2570 2472
Индекс промышленного производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года 103,7 104,3 105,2 103,2 97,0
Индекс потребительских цен, в % к соответствующему периоду предыдущего года 107,1 104,0 102,5 104,5 103,2
Среднедушевые денежные доходы сельского населения в месяц, руб. 22785 23479 24372 25820 23517
Среднедушевые денежные доходы городского населения в месяц, руб. 31258 30343 33846 36133 37648
Минимальный прожиточный минимум, руб. 7500 9489 11163 11280 12130
Уровень зарегистрированной безработицы, тыс. чел. 17,1 15,3 14,0 15,7 129,7
- в том числе в селе 6,0 4,6 4,2 4,3 38,9
Из анализа данных таблицы можно сделать выводы, что показатели развития инфраструктуры сельских территорий значительно ниже городских. Заметно, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г. по сравнению с 2016-2019 гг. снизились показатели, характеризующие ввод в действие жилых домом, обороты розничной торговли, обороты общественного питания, а также объем платных услуг населению.
Из 1725 сельских населенных пунктов только 78 % обслуживаются почтой и телефонной связью, 15 % сел не имеют водопроводов, 71 % не имею канализаций и в 30 % сельских поселенный не проведен газ. Среднедушевой денежный доход сельского населения ниже городского на 40 %, но выше МРОТ. В 2020 г. возрос уровень зарегистрированной безработицы в 8 раз, по сравнению с 2019 г. Уровень зарегистрированной безработицы в сельской местности в 2020 г. составляет 30 % от уровня безработицы по Краснодарскому краю. Проведенные исследования показали, что сельские территории Краснодарского края нуждаются в эффективной реализации проектов, повышении их результативности и увеличении финансирования. Основные направления улучшения уровня развития инфраструктуры сельских территорий края представлены на рисунке 5.
В первую очередь необходимо развивать социальную инфраструктуру сельских местностей, поскольку население имеет низкий уровень и качество жизни, разрыв между городом и селом с каждым годом увеличивается. В Краснодарском существенными проблемами, препятствующими повышению уровня и качества жизни на селе, являются: отсутствие эффективных стратегий развития сельских территорий, недостатки в управлении и отсутствие должного мониторинга за всеми процессами, происходящими в сельской местности. Это приводит к таким осложнениям, как существенный разрыв между образованием городского и
сельского населения, ограничения в жилье и коммунальной сфере, медицинских услугах, рост безработицы, рост уровня алкоголизма, преступности и других неблагоприятных социально-экономических факторов.
Напр авл ен ия улу чшен ия ур о еня р аз вития ин фр астру ктур ы сельских территории
-V - -V - -► -► -V Развитие социальной инфраструктуры (за счет строительства образовательных и медицинских учреждений, обеспечение ноеы-и программным и техническим обеспечением, повышение квалификации кадров, строительство парков и мест отдыха и др.)
Развитие коммунальной инфраструктуры (за счет обеспечения населения центральным водоснабжением, газоснабжением и энергоснабжением)
Развитие транспортной инфраструктуры (за счет проведения ремонтных работ, асфальтирования дороги, обеспечения населения тротуарными дорожкаии)
Сотрудничество органов государственной власти с органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением
Эффективная реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры сельских местностей, и их реализация
Создание условий для эффективного развития несельскохозяйственных видов деятельности, которые обеспечат привлечение и закрепление кадров
Преодоление цифрового неравенства между жителями Ешьсша. местности и городским населением (за счет использования государством средства бюджета страны., привлечение им финансовых груш и международных финансовых институтов)
Рисунок 5 - Основные направления развития инфраструктуры сельских территорий Краснодарского края
В первую очередь необходимо развивать социальную инфраструктуру сельских местностей, поскольку население имеет низкий уровень и качество жизни, разрыв между городом и селом с каждым годом увеличивается. В Краснодарском существенными проблемами, препятствующими повышению уровня и качества жизни на селе, являются: отсутствие эффективных стратегий развития сельских территорий, недостатки в управлении и отсутствие должного мониторинга за всеми процессами, происходящими в сельской местности. Это приводит к таким осложнениям, как существенный разрыв между образованием городского и сельского населения, ограничения в жилье и коммунальной сфере, медицинских услугах, рост безработицы, рост уровня алкоголизма, преступности и других неблагоприятных социально-экономических факторов.
Последующим этапом требуют развития транспортной и телекоммуникационной инфраструктур сельских местностей, ограничивающим фактором которых является недостаточный объем государственной поддержки, выделяемой на реализацию мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, в том числе. Несмотря на принятые на федеральном и региональном уровнях целевые программы, основная нагрузка по решению сложившихся на селе проблем ложится на органы местного самоуправления, которые располагают ограниченным объемом ресурсов, что не позволяет переломить сложившуюся в сельской местности ситуацию и создает условия для ее усугубления.
Для решения сложившихся в сельской местности проблем необходимо:
- создание условий для эффективного развития агропромышленного комплекса и несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе и агротуризма;
- расширение партнерства между органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;
- выделение большего объема государственной поддержки на развитие социальной и инженерной инфраструктур села;
- создание условий для привлечения и закрепления кадров в сельских образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная Федеральная программа «Комплексное развитие сельских территорий», направленная на устойчивое развитие сельских территорий, не предполагает решение в одночасье накопленных за десятилетия проблемы села. Это длительный процесс, требующий си-
стемного подхода, значительной финансовой поддержки, участия всех заинтересованных лиц и задействования многочисленных, но пока малоиспользуемых потенциалов сельских территорий.
Источники:
1. Васильева Н.К. Оценка социально-экономического развития территории / Васильева Н.К., Сидорчукова Е.В., Усачева Ю.А., Токарев К.К. // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 64-70.
2. Сидорчукова Е.В. Государственная поддержка сельских территорий в Краснодарском крае / Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П., Мальцева К.А. // Вестник Академии знаний. 2019. № 2 (31). С. 215-218.
3. Данные о численности безработного населения согласно Министерству труда и социального развития Краснодарского края URL: http://sznkuban.ru/trud-i-zanyatost-naseleniya/.
4. Индекс развития инфраструктуры России и регионов в 2020 году URL: https://infraone-research.ru/index_id/2020.
5. Данные о численности населения согласно Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея URL: https://krsdstat.gks.ru.
6. Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края в 2020 году согласно Министерству экономики Краснодарского края URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/analiz/krasnod ar-region-in-figures/.
7. Адаменко А.А. Государственное управление устойчивым развитием сельских территорий / А.А. Адаменко // В книге: Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения. Сборник тезисов по материалам Национальной конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев, 2018. - С. 114.
8. Адаменко А.А. Меры по развитию сельских территорий / А.А. Адаменко // В книге: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам V Международной конференции (15-16 июня 2020 г.). Краснодар, 2020. - С. 78.
9. Власова Н.С. Анализ и перспективы развития агропромышленного комплекса Краснодарского края / Н.С. Власова, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 104-109.
References:
1. Vasilieva N.K. Assessment of the socio-economic development of the territory / Vasilieva N.K., Sidorchukova E.V., Usa-cheva Yu.A., Tokarev K.K. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). S. 64-70.
2. Sidorchukova E.V. State support of rural areas in the Krasnodar Territory / Sidorchukova E.V., Agafonova N.P., Maltseva K.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). S. 215-218.
3. Data on the number of unemployed rural population according to the Ministry of Labor and Social Development of the Krasnodar Territory URL: http://sznkuban.ru/trud-i-zanyatost-naseleniya/
4. Index of infrastructure development in Russia and regions in 2020 URL: https://infraone-research.ru/index_id/2020.
5. Data on the population according to the Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea URL: https://krsdstat.gks.ru.
6. Main indicators of socio-economic development of the Krasnodar Territory in 2020 URL: https://economy.krasnodar.ru/macroeconomics/analiz/krasnodar-region-in-figures/.
7. Adamenko A.A. State management of sustainable development of rural areas / A.A. Adamenko // In the book: Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the National Conference. Resp. for the release of A.G. Koschaev, 2018 .- P. 114.
8. Adamenko A.A. Measures for the development of rural areas / А.А. Adamenko // In the book: Institutional transformations of the agro-industrial complex of Russia in the context of global challenges. Collection of abstracts based on the materials of the V International Conference (June 15-16, 2020). Krasnodar, 2020 .- P. 78.
9. Vlasova N.S. Analysis and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / N.S. Vlasova, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 5 (40). - S. 104-109.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11213
А.М. Ветитнев - д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет», [email protected],
A.M. Vetitnev - Doctor of Economics, Professor, Leading Researcher, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Sochi State University";
Д.В. Чигарев - аспирант кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет», [email protected],
D.V. Chigarev - PhD student, Department of Management and Technologies in Tourism and Recreation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Sochi State University".
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКА ОВЕРТУРИЗМА В СОЧИНСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ PREVENTING THE RISK OF OVERTOURISM IN A SOCHI TOURIST DESTINATION
Аннотация. В статье отмечена роль туризма в новом понимании устойчивого развития, перечислены принципы ответственного туризма. Дано определение, указаны причины возникновения феномена овертуризма, результаты его воздействия на популярные центры мирового туризма. Проанализированы исследования экспертов, акцентирующих внимание на социальных последствиях чрезмерного туризма и необходимости его ре-