Е.В. Сидорчукова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина ([email protected])
E.V. Sidorchukova аssociate Professor of the Department of Economic Analysis, Candidate of Economic Sciences Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
Н.П. Агафонова - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, ([email protected])
N.P. Agafonova senior Lecturer at the Department of Audit, Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilin
К.А. Мальцева - студентка факультета Финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, ([email protected])
КА. Maltseva student of Finance and credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Tru-
bilin
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ STATE SUPPORT OF RURAL AREAS IN KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. В статье авторами обоснована значимость сельских территорий в экономическом развитии нашей страны. Поскольку экономика сельских территорий в период проведения экономических реформ пострадала в большей степени из-за утраты занятости сельского населения, то и социально-экономического проблемы этих территорий приняли уже «хроническую» форму, основные из которых: низкий уровень качества сельской жизненной среды; бедность и высокий уровень безработицы; высокий уровень внутреннего и внешнего миграционного оттока населения; ухудшение экологической ситуации. Авторами проведен анализ основных направлений прямой и косвенной государственной поддержки на федеральном уровне сельских территорий. В статье представлены аналитические данные о реализуемых направлениях господдержки на федеральном уровне, объемах и структуре их финансирования в запланированном периоде. Также проведена оценка показателей выполнения целевых программ (федеральный и региональный уровень) на примере Краснодарского края. На основе проведенного анализа предложен комплексный подход развития сельских территорий региона, способствующий формированию условий для их саморазвития.
Annotation. In the article, the authors substantiated the importance of rural areas in the economic development of our country. Since the economy of rural areas during the period of economic reforms suffered to a greater extent due to the loss of employment of the rural population, the socio-economic problems of these territories have already taken on a "chronic" form, the main of which are: the low quality level of the rural living environment; poverty and high unemployment; high level of internal and external migration outflow of the population; environmental degradation. The authors analyzed the main directions of direct and indirect state support at the federal level in rural areas. The article presents analytical data on realizable areas of state support at the federal level, the volume and structure of their financing in the planned period. The assessment of performance indicators of target programs (federal and regional level) was also carried out using the example of Krasnodar Region. Based on the analysis, a comprehensive approach to the development of rural areas of the region has been proposed, contributing to the formation of conditions for their self-development.
Ключевые слова: сельские территории, прямая и косвенная государственная поддержка, целевая программа
Keywords: rural areas, direct and indirect government support, targeted program
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которых будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности, повышению конкурентоспособности отечественной аграрной экономики и благосостояния сельских граждан.
Ретроспективный анализ публикаций, посвященных вопросам развития сельских территорий, показывает, что на данный момент времени многие из них находятся в кризисном состоянии. Данный факт обусловлен тем, что в период рыночных преобразований экономика именно этих территорий пострадала в большей степени, поскольку из-за банкротства значительного числа сельскохозяйственных организаций была утрачена основа занятости сельских жителей.
Современные исследователи в развитии сельских территорий [1,2,5,6,7] выделяют ряд таких основных проблем как снижение численности населения и качества сельской жизненной среды (благоустройство территорий, состояние сферы услуг); бедность и высокий уровень безработиц; высокий уровень внутреннего и внешнего миграционного оттока населения; ухудшение экологической ситуации; сокращение объемов сельскохозяйственного производства и несельскохозяйственных видов деятельности; низкий уровень диверсификации экономики сельских территорий. Как справедливо отметил В.В. Путин в своем докладе сельские территории - это «зона национального бедствия».
Традиционно развитие сельских территорий ассоциировали, как правило, с развитием агропромышленного комплекса или сельского хозяйства, иные же направления в полном объеме не охватывались, что привело к обострению указанных проблем в наше время. В последние годы со стороны научного сообщества и органов государственной власти на всех уровнях проблемы развития сельских территорий стали открыто обсуждается и
ведется активный поиск их решения. В этой связи разрабатываются различные государственные программы (федеральные и региональные), которые напрямую или косвенно оказывают влияние на повышение уровня развития сельских территорий.
Так, с 2014 года органами государственной власти реализуется целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», срок исполнения которой 2020 год. Кроме того косвенное влияние на уровень развития сельских территорий со стороны государства оказывается в рамках четырех направлений целевого финансирования (рисунок 1).
Основные направления государственной поддержки
Новое качество жизни
Инновационное развитие и модернизация экономики
Эффективное государство
Сбалансированное региональное развитие
Обеспечение доступности услуг образования и здравоохранения, необходимого уровня обеспеченности жильем, доступа к культурным благам
->
->
Формирование благоприятных условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, в том числе агробизнеса
Повышение эффективности управления государственным имуществом и государственными финансами на всех уровнях
Обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для улучшения усло-вий жизни граждан и комплекс-ного развития регионов
Социальная поддержка уязвимых слоев населения, обеспечение высоких стандартов личной и экологической безопасности
Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобиль-но-сти населения.
Развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рын-ков, создание международного финансового центра.
Комплексный ряд социально-экономических мероприятий, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности всех субъектов Федерации
Рисунок 1 - Основные направления государственных целевых программ, косвенно влияющих на уровень развития сельских территорий
В каждом направлении целевых программ разработаны подпрограммы, затрагивающие отдельные аспекты развития сельских территорий. В таблице 1 представлены вышеуказанные подпрограммы, объем их финансирования на федеральном уровне, а также ожидаемые результаты их реализации в полном объеме. Следует отметить, что указанные целевые программы реализуются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так, Краснодарский край считается аграрным регионом в силу того, что за последние 17 лет является лидером среди других субъектов РФ по производству продукции сельского хозяйства [2].
Таблица 1 - Объемы финансирования государственных целевых программ, косвенно влияющих на повышение _уровня развития сельских территорий_
Название подпрограммы (общий объем финансирования) Ожидаемый результат реализации подпрограммы в сельской местности Распределение финансирования, %
до 2018г. с 2018 г.
Развитие здравоохранения (2310 971 млн. руб.) Повышение качества оказания медицинской помощи, совершенствование методов профилактики и лечения заболеваний 67,7 32,3
Доступная среда (236 808 млн. руб.) Обеспечение доступа инвалидам и иным малообеспеченным группам населения к услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, профессиональному развитию и трудоустройству 69,1 30,9
Содействие занятости населения (386 568 млн. руб.) Повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан 64,8 35,2
Развитие культуры и туризма (740 033 млн. руб.) Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма 67,9 32,1
Развитие образования (3 794 152 млн. руб.) Обеспечение равного получения услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей и подростков, повышение качества образовательных программ 58,9 41,1
Обеспечение доступным, комфортным жильем и коммунальными услугами (1 118 566 млн. руб.) Предоставление льгот на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий путем кредитования, ипотеки и строительства нового жилья 40,8 59,2
Социальная поддержка граждан (8361 873 млн. руб.) Повышение материального и социального по-ложения граждан и обеспечение доступности полного социального обслуживания 32,3 67,7
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с.х. продукции, сырья и продовольствия (1 550 687 млн. руб.) Обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни и квалификации; предотвращение выбытия земель с.х. назначения, сохранение и восстановление плодородия почв; развитие мелиорации земель с.х. назначения 62,2 37,8
Развитие рыбохозяйственного комплекса (87 892 млн. руб.) Повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов; восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства 65,0 35,0
Энергоэффективность и развитие энергетики (104 210 млн. руб.) Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности; обеспечение в полном объеме потребности в надежном, качествен-ном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса 60,6 39,4
В этой связи одним из приоритетных направлений его развития являются сельские территории, для развития которых осуществляется активная государственная поддержка посредством реализации различных целевых программ. В таблице 2 представлены основные показатели выполнения данных программ на территории Краснодарского края за последние 3 года.
Таблица 2 - Динамика показателей выполнения целевых программ на территории региона
Показатель 2016г. 2017г. 2018г. 2018г. в % к
2016г. 2017г.
Доля сельского хозяйства в ВРП, млрд. руб. 264,6 291,7 312,5 118,1 107,1
Инвестиционные вложения крупных и средних организаций в сельское хозяйство, млрд. руб. 33,0 36,1 38,4 116,4 106,4
Доля бюджетных ассигнований на сельское хозяйство в национальной экономике,% 27,3 17,9 21,2 77,7 118,4
Объем финансирования расходов в общеобразовательных организациях на 1 учащегося в год, тыс. руб. 40,2 40,2 38,6 96,0 96,0
Объем финансирования расходов на дошколь-ное образование на 1 ребенка в год, тыс. руб. 49,1 49,1 41,7 84,9 84,9
Объем финансирования строительства школ в сельской местности, млн. руб. 513 1157 252 49,1 21,8
Объем финансирования строительства детских садов в сельской местности, млн. руб. 571 45 0 - -
Расходы на здравоохранение, млрд. руб. 44,3 44,6 47,7 107,7 107,0
Бюджетные инвестиции на развитие сети автомобильных дорог сельской местности, млн. руб. 3485,4 5173,0 5544,6 159,1 107,2
Бюджетные инвестиции на развитие водного хозяйства, воспроизводство и использование природных ресурсов, млн. руб. 224 242 577 257,6 238,4
Объем финансирования развития агропромыш-ленного комплекса в крае, млн. руб. 8827,8 6996,4 7255,6 82,2 103,7
Так, за исследуемый период доля сельского хозяйства в общем объеме ВРП Краснодарского края значительно увеличилась с 264,6 млрд. руб. до 312,5 млрд. руб. (прирост составил 18,1%), что свидетельствует о повышение значимости отрасли как генератора и стимулятора занятости, доходов и экономической активности сельского населения.
Увеличение объема инвестиций на 16,4% (с 33 млрд. руб. до 38,4 млрд. руб.) связано с реализацией крупных инфраструктурных проектов, в которых задействованы крупные и средние организации края. Данные проекты направлены на поддержку и развитие сельских территорий, например, расширение сухогрузного порта Тамань обеспечит достаточное количество рабочих мест для жителей Темрюкского района, а также даст возможность расширить производство сельской продукции района для увеличения поставок другие регионы морским путем.
Сокращение объемов финансирования расходов на образование в 2018 году обусловлено изменением механизма финансирования расходов местных бюджетов на оплату труда отдельных категорий работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.
Расходы в сфере здравоохранения увеличились на 4,4 млрд. руб., так как расширился спектр медицинских услуг, оказываемых сельскому населению. Так, к 2018 году возрос уровень оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения, отдельные категории граждан были обеспечены необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Объем инвестиций на развитие сети автомобильных дорог сельской местности увеличился на 2059,2 млн. руб. (с 3485,4 млрд. руб. до 5544,6 млрд. руб.). Это связано со строительством и реконструкцией автомобильных дорог общественного пользования регионального значения. Для сельских территорий строительство дорог повышает доступность объектов здравоохранения, образования и культуры, мобильность сельского населения, а также улучшает качество жизни в сельских поселениях. Сельские дороги - одно из условий эффективного развития аграрного производства, являющегося одним из ключевых отраслей экономики края.
Если рассматривать выравнивание бюджетной обеспеченности всех регионов в Краснодарском крае, то можно отметить, что создан специальный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, формируемый за счет средств из краевого бюджета (рисунок 2).
Рисунок 2 - Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Краснодарского края, млн. руб.
На рисунке видно, что за 2016-2018гг. объем дотаций значительно увеличился. К 2018 году он составил 4752,9 млн. руб., что на 1540,7 млн. руб. больше, чем в 2016 году. Можно сделать вывод о том, что власти края контролируют бюджетную обеспеченность и ежегодно увеличивают объем финансирования всех муниципальных районов региона.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время основным государственным инструментом регулирования условий функционирования сельских территорий является разработка и реализация целевых программ с учетом специфики конкретной территориальной единицы. На территории Краснодарского края реализуется достаточно значительный перечень целевых программ как на федеральном, так и региональном уровне, которые косвенно или напрямую способствуют решению отдельных социально-экономических проблем в сельской местности. Следует отметить, что на решение экономических проблем сельских территорий направлен больший объем финансирования. Однако считаем, что в Краснодарском крае формирование сельской политики должно основывать на комплексном подходе, учитывающий различные аспекты развития сельских территорий. Так, с одной стороны целесообразно оказывать активную поддержку агроному производству, поскольку являясь градообразующими организациями, именно вносят значимую долю в формирование доходной части муниципальных бюджетов. С другой - необходимо активное стимулирование малого предпринимательства, в том числе не связанного с производственной сферой, развитие социальной и инженерной инфраструктуры и поддержка проектов комплексного обустройства сельских территорий, гранто-вая поддержка инициатив сельских сообществ и жителей сельской местности, создание новых рабочих мест и развитие сферы услуг, что позволит сформировать условия для саморазвития этих территорий.
Источники:
1. Бондаренко Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование / Л. Бондаренко // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 1. - С. 69 - 79.
2. Васильева Н.К. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте эффективности использования основного капитала / Васильева Н.К., Резниченко С.М., Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П. // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 358-365.
3. Ионова Д.М. Государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий Краснодарского края / Ионова Д.М., Аристова С.А., Сидорчукова Е.В., Васильева Н.К. // Colloquium-journal. 2018. № 12-5 (23). С. 19-23.
4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70155950/
5. Кундиус В., Пецух Н. Диверсификация аграрного сектора и развитие экономики сельских территорий // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 5. - С. 72 - 78.
6. Меньшикова В. И., Колесниченко Е. А. Государственная политика устойчивого развития сельских территорий: содержание, оценка результативности, ключевые направления совершенствования // Вестник ТГУ. - 2015. - № 9. - С. 34 - 43.
7. Мерзлов В. А., Овчинцева Л. А., Попова О. А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. - 112 с.
8. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073544/ (дата обращения 03.04.2014).
Sources:
1. Bondarenko L.V. Rural territories: state and regulation / L. Bondarenko // AIC: economics, management. - 2014. - № 1. -
p. 69 - 79.
2. Vasilieva N.K. Sustainable development of rural areas in the context of the efficiency of use of fixed capital / Vasilieva, NK, Reznichenko, SM, Sidorchukova, EV, Agafonova, NP // Economy and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). Pp. 358-365.
3. Ionova D.M. State support for the sustainable development of rural territories of the Krasnodar Territory / Ionova D.M., Aristova S.A, Sidorchukova E.V., Vasilyeva NX // Colloquium-journal. 2018. No. 12-5 (23). Pp. 19-23.
4. The concept of sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to 2020: Order of the Government of the Russian Federation of November 30, 2010 No. 2136-p. [Electronic resource]. - Access Mode: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/ doc / 70155950 /
5. Kundius V., Petsuh N. Diversification of the agricultural sector and the development of rural economies // AIC: Economics, Management. - 2016. - № 5. - p. 72 - 78.
6. Menshchikova V.I., Kolesnichenko E.A. State Policy for the Sustainable Development of Rural Territories: Content, Performance Evaluation, Key Directions for Improvement // TSU Bulletin. - 2015. - № 9. - p. 34 - 43.
7. Merzlov V. A., Ovchintseva L. A., Popova O. A. Regional experience in developing programs for the sustainable development of rural areas. - M.: Rosinformagrotekh, 2015. - 112 p.
8. Federal target program "Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020". [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073544/ (the date of appeal is 03/04/2014).
О.Б. Угурчиев - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», [email protected],
O.B. Ugurchiev - Doctor of Economics, Professor, Head of the Management Department at the Ingush State University;
М.А. Эскиев - старший преподаватель кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected];
M.A. Eskiev - Senior Lecturer, Department of Regional Economy Management, Chechen State University.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА MODIFIED TECHNIQUE FOR DETERMINING THE RISK OF IMPLEMENTING AN INNOVATION PROJECT
Аннотация. Статья посвящена проблемам инновационного развития перерабатывающих промышленных предприятий АПК, предложена модифицированная методика определения риска реализации инновационного проекта, выработаны предложения для осуществления инновационного прорыва.
Развитие рыночного механизма в промышленности довольно часто сопряжено с противоречивыми решениями при осуществлении инновационного процесса. Так, например, необходимость гибкой структурной организации в связи с задействованием новейших технологических разработок, как правило, противоречит потребности обеспечения быстрых эффективных результатов, возможных при текущих технологических условиях.
В ходе исследования мы проводили диагностику деятельности ведущих перерабатывающих предприятий АПК республик Северного Кавказа, и в частности ОАО «Агро+» (Кабардино-Балкария г. Нарткала, ООО «Молочный завод «Ингушетия» (Республика Ингушетия) ). Мы выявили острую необходимость определенных преобразований в оргструктуре данного предприятия, направленных на инновационные решения в непрерывно меняющихся ситуациях.
Задействование новейших технологических разработок, новых методов стратегического управления инновационными решениями и оценка их эффективности послужили основанием для обобщения новых подходов к выработке стратегических управленческих решений.
Annotation. The article is devoted to the problems of innovative development of the processing industrial enterprises of the agro-industrial complex, a modified method has been proposed for determining the risk of implementing an innovative project, and proposals have been made for an innovative breakthrough.